© В.В. Набатов, Н.И. Паньшин, О.М. Макелонский, 2002
YAK 622.627:621.868.238.62
В.В. Набатов, Н.И. Паньшин, О.М. Макелонский
пути совершенствования лоставки самохолным оборулованием при разработке гипсовых месторожлений
Внедрение с конца 60-х годов на подземных горных работах самоходного оборудования на шинном ходу существенно повлияло на технологию подземной добычи руд. Если на начальном этапе применялись машины только для отдельных операций, то со временем стали применять комплексы самоходных машин, обеспечивающих выполнение сразу нескольких технологических процессов.
В настоящее время на Новомосковском гипсовом месторождении для погрузки и транспор-
Таблица 1
тирования полезного ископаемого в подземном пространстве используют следующие технические средства: погрузчик ПНБ-3Д, автосамосвал МОАЗ-7504, а также колесная погрузочнотранспортная машина ПД-8 и автопогрузчик МОАЗ- 40484. Наблюдения на ОАО "Гипс Кнауф" по работе погрузчика ПНБ-3Д и автосамосвала МОАЗ- 6401 в камере 23 панели 5А показали, что коэффициент использования данного оборудования не превышает 0,5-0,6.
Из возможного разнообразия
технических средств рассматривается два типовых комплекса (табл. 1 и 2), которые могут быть рекомендованы для условий Новомосковского гипсового рудника, обеспечивающих производительность 2 млн т/год. В комплексе оборудования предусматривается машина для полива водой почвы доставочных выработок.
Для отбойки основная часть шпуров обуривается самоходной буровой установкой (не серийная конструкция на базе автомобиля КРАЗ) до высоты 8 м. При потолкоуступной схеме отбойки остающиеся 3 м забоя бурятся горнорабочими ручными электросверлами, что естественно снижает производительность труда.
Из опыта эксплуатации на руднике технических средств следует вывод: при небольшой длине (400-1000 м) доставки экономически целесообразно применить ковшово-бункерную машину, а при увеличении длины доставки до 2000 м существенное преимущество по производительности получат 30-тонные автосамосвалы.
Также немаловажной проблемой на ОАО " Гипс Кнауф" является выход из строя горного оборудования. Так, динамические удары при погрузке больших кусков гипсового камня (весом от 100 кг) ускоряют износ автотранспорта.
В 2000 г. проводился эксперимент. Сущность его заключалась в следующем: в 25 камере около датчиков фронтальным погрузчиком МоАЗ -7405 (рис. 1) нагребались наиболее крупные куски негабаритов, которые затем в количестве 1-2 шт. сбрасывались с высоты 23 м и 5 м на зачищенную или с насыпкой в 50 см почву. Предполагалось получить качественную оценку динамических ударов от веса кусков, сбрасываемых с различной высоты на кузов автосамосвала при погрузке, через параметры
Комплекс№1
Машины Число машин
Самоходная установка с 3-4 манипуляторами (бурение электросверлами) для бурения шпуров диаметром 40-50 мм 2-3
Ковшовый погрузчик ПД -8В с емкостью ковша 3-4,5 м3 2
Автосамосвал грузоподъемностью 20-30 т 2, 3, 4 при расстоянии доставки 500, 1000, 2000 м
Каретка для осмотра кровли с высотой платформы 6-16 м 1
Машина для заряжания шпуров на 1000-2000 кг ВВ с платформой высотой до 8м 0,5-1
Машина для перевозки людей на 20-26 мест 0,5
Машина для перевозки грузов до 5 т с краном грузоподъемностью 3-4 т 0,25-0,5
Машина для заправки и смазки машин с емкостью 2000-2500 ё 0,25
■амию? зер 1
Комплекс №2
Машины Число машин
Самоходная установка с 3 манипуляторами (бурение электросверлами) для бурения шпуров диаметром 40-50 мм 2
Ковшово-бункерная машина с емкостью бункера 10 м3, емкость ковша 1,6 м3 2
Каретка для осмотра кровли с высотой платформы 7-8 м 0,5-1
Машина для заряжания шпуров на 1000-2000 кг ВВ с платформой высотой до 8 м 0,5-0,75
Машина для перевозки людей на 20-26 мест 0,25
Машина для перевозки грузов до 5 т с краном грузоподъемностью 3-4 т 0,25-0,5
Машина для заправки и смазки машин с емкостью 20002500 л 0,25
Таблица 3
РЕЗУЛЬТАТЫ ИМИТАЦИОННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
№ Размеры Ь*Б*Ь, см Кол-во кусков Высота подъема, м Состояние почвы камеры Плотность в массиве, т/м3 Б вес породы, кг Время
1. 118X78X31 118X54X62 2 5 плоское зачищенное 2,3 1,61 17:17
2. 140X103X80 1 5 плоское зачищенное 2,3 2,65 17:20
3. 140X127X117 1 5 плоское зачищенное 2,3 4,8 17:22
4. 132X123 X124 1 3 плоское зачищенное 2,3 4,63 17:25 ковш упал
5. 146X99 X97 1 3 плоское зачищенное 2,3 3,3 17:28
6. 100X64X76 100X116X90 2 3 плоское зачищенное 2,3 3,67 17:33
7. 102X69X60 63X50X20 120X94 X100 3 3 насыпь 50см 2,3 3,6 17:37
8. 75X80X61 110X71X61 2 5 плоское зачищенное 2,3 2,94 17:42
9. 158X71X54 96X47X82 2 5 насыпь 50см 2,3 2,3 17:47
10. 119X138X55 103X31X80 2 3 плоское зачищенное 2,3 2,7 17:52
Рис. 1. Имитационный эксперимент по определению сейсмического воздействия кусок негабарита сброшенных с высоты 2,5-5 м на почву камеры
Рис. 2. Результаты измерений, пересчитанные в колебательную скорость
Рис. 2.1. Колебательная скорость при высоте сброса 3 м Рис. 2.2. Колебательная скорость при высоте сброса 5 м
0.005
0.0025
Ук, ,1 0
— 0.0025
колебательная скорость, м/с
Рис. 2.1
Рис. 2.2.
время,с
время,I
ускорения сейсмических волн, распространяющихся по целику и кровле камеры. Считалось, что если высота сброса равна 5 м, то погрузка производится машиной МоАЗ, в другом же случае ПД-8.
В натурных измерениях использовалась станция сейсмическая портативная "Экспресс-3". Изготовитель - Конструкторское бюро геофизического приборостроения "Геофизприбор" Российской Академии Наук. Станция
предназначена для приема сейсмических колебаний, их преобразования в цифровой вид и регистрации (записи). Станция может использоваться для оперативной регистрации и оценки характеристик сейсмических
Рис. 2.3. Колебательная скорость при подсыпке на кузов породы толщиной 50 см
сигналов от различных источников, а также микросейсмическо-го фона при обследовании различных мест и объектов. Аппаратурный комплекс "Экспресс-3" сформирован на базе сейсмопри-приемников типа СМЗ-КВЭ, гистратора геофизических сигналов (РГС1) и других вспомогательных устройств. Сейсмо-емник установлен в междукамер-ном целике и кровле камеры на специальных площадках. Аппаратура фиксировала удары о кузов
средних и крупных кусков. По этой причине происходили поломки, трансмиссия коробки передач и деформация кузова. Результаты эксперимента сведены в табл. 3. На рис. 2 представлены осциллограммы, показывающие изменение колебательной скорости во времени. При высоте 5 м (рис. 2.2) колебательная скорость в 2-3 раза выше, чем при высоте 3 м (рис. 2.1). Эта закономерность слеживается четко. Также были сделаны наблюдения процесса погрузки ПНД-3Д. Ударов о кузов практически не было.
Вывод:
При погрузке в МоАЗ происходят наибольшие динамические нагрузки. Следовательно, это
разрушает кузов и трансмиссию автосамосвала.
При погрузке на почву камеры с подсыпкой сила удара уменьшается в 2-3 раз.
Рекомендации:
1. Для снижения динамических ударов рекомендуется делать предварительную подсыпку в кузове автосамосвала.
2. Необходимо совершенствовать параметры буровзрывных работ. Это позволит уменьшить количество кусков весом более 100 кг. Потолкоуступная схема отбойки обеспечит равномерное дробление и минимальный выход негабарита.
3. В связи с тем, что используемое на руднике самоходное оборудование при погрузке и доставке морально устарело (низкие коэффициент технического использования, уровень надежности и фактическая грузоподъемность), в перспективе рекомендуется внедрить более совершенные зарубежные машины.
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ
Набатов В.В, Паньшин Н.И, Македонский О.М. — Московский государственный горный университет.
Файл:
Каталог:
Шаблон:
Ш
Заголовок:
Содержание:
Автор:
Ключевые слова: Заметки:
Дата создания: Число сохранений: Дата сохранения: Сохранил:
НАБАТОВ
G:\^ работе в универе\2002\Папки 2002\giab8_02 C:\Users\Таня\AppData\Roaming\Microsoft\Шаблоны\Normal.do
AE
Alexandre Katalov
10.07.2002 11:13:00 25
28.11.2008 18:43:00 Таня
Полное время правки: 25 мин.
Дата печати: 28.11.2008 19:00:00
При последней печати страниц: 3
слов: 1 132 (прибл.)
знаков: 6 455 (прибл.)