Научная статья на тему 'Пути совершенствования деятельности любительских объединений и общественного самоуправления в социально-культурной деятельности и молодежных структурах'

Пути совершенствования деятельности любительских объединений и общественного самоуправления в социально-культурной деятельности и молодежных структурах Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
872
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ / КУЛЬТУРНО-НАЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / МОЛОДЕЖНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СТАРШЕКЛАССНИКАМИ / МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВОСПИТАНИИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / ОБЫЧАИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ / PERSONALITY EDUCATION / CULTURAL AND NATIONAL DEVELOPMENT / PERSONALITY ACTIVITY / YOUTH AND SOCIAL ENVIRONMENT / PEDAGOGICAL INTERACTION WITH HIGH SCHOOL STUDENTS / YOUTH ORGANIZATIONS / VOCATIONAL TRAINING IN UPBRINGING / ACTIVITY APPROACH / VOCATIONAL EDUCATION / SOCIO-ECONOMIC SELF-REGULATION / CUSTOMS / NATIONAL TYPES OF THINKING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ласкин Александр Анатольевич

В статье рассматривается необходимость создания целостной системы воспитания молодежи и старшеклассников на национальных традициях и обычаях, путем совершенствования деятельности любительских объединений и общественного самоуправления в социально-культурной деятельности в работе с молодежью и в молодежных структурах. с использованием различных подходов. Показана необходимость подготовки педагогов-организаторов социально-культурной сферы широкого профиля, способных вести воспитательную работу с молодежью и старшеклассниками в школах и любительских объединениях. Предложен новый комплекс факультативных курсов для реализации данной программы на основе изучения молодыми людьми своих обычаев и форм общественного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ласкин Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways to improve the activities of amateur associations and public self-government in socio-cultural activities and youth structures

The article discusses the need to create an integral system for educating young people and senior pupils on national traditions and customs, by improving the activities of amateur associations and public self-government in social and cultural activities in working with young people and in youth structures. Using different approaches. The need for training teachers-organizers of the social and cultural sphere of a broad profile, capable of conducting educational work with young people and high school students in schools and amateur associations, is shown. A new complex of elective courses is proposed for the implementation of this program based on young people's study of their customs and forms of public self-government.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования деятельности любительских объединений и общественного самоуправления в социально-культурной деятельности и молодежных структурах»

УДК 337 ББК 74

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮБИТЕЛЬСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МОЛОДЕЖНЫХ СТРУКТУРАХ

АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧЛАСКИН,

доктор педагогических наук, профессор, проректор по науке Международной Академии Образования

E-mail: al.laskin@yandex.ru

Научная специальность 13.00.05 — теория, методика и организация социально-культурной деятельности;

13.00.08 — теория и методика профессионального образования

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье рассматривается необходимость создания целостной системы воспитания молодежи и старшеклассников на национальных традициях и обычаях, путем совершенствования деятельности любительских объединений и общественного самоуправления в социально-культурной деятельности в работе с молодежью и в молодежных структурах. с использованием различных подходов. Показана необходимость подготовки педагогов-организаторов социально-культурной сферы широкого профиля, способных вести воспитательную работу с молодежью и старшеклассниками в школах и любительских объединениях. Предложен новый комплекс факультативных курсов для реализации данной программы на основе изучения молодыми людьми своих обычаев и форм общественного самоуправления.

Ключевые слова: воспитание личности, культурно-национальное развитие, активность личности, молодежная и социальная среда, педагогическое взаимодействие с старшеклассниками, молодежные организации, профессиональная подготовка в воспитании, деятельностный подход, профессиональное образование, социально-экономическое саморегулирование, обычаи, национальные типы мышления.

Abstract. The article discusses the need to create an integral system for educating young people and senior pupils on national traditions and customs, by improving the activities of amateur associations and public self-government in social and cultural activities in working with young people and in youth structures. Using different approaches. The need for training teachers-organizers of the social and cultural sphere of a broad profile, capable of conducting educational work with young people and high school students in schools and amateur associations, is shown. A new complex of elective courses is proposed for the implementation of this program based on young people's study of their customs and forms of public self-government.

Keywords: personality education, cultural and national development, personality activity, youth and social environment, pedagogical interaction with high school students, youth organizations, vocational training in upbringing, activity approach, vocational education, socio-economic self-regulation, customs, national types of thinking.

Пути совершенствования деятельности любительских объединений и общественного самоуправления в социально-культурной деятельности и молодежных структурах.

Проводимые в России широкомасштабные реформы самым непосредственным образом сказываются на молодежи. Личностное и социальное становление современной молодежи тесно связано со многими реалиями, наполняющими нынешнюю российскую

действительность: с разнополярностью политических процессов, динамичной социальной дифференциацией, предельной конфликтогенностью, переходной, не оформившейся в своих правовых критериях социальной реальностью, интенсификацией информационных процессов, информационной насыщенностью современного социального пространства.

Перечисленные реалии активно формируют личностные черты и характерные особенности

молодого поколения, влияют на его приоритеты и предпочтения, на его поведение.

Проблема исследования общественных объединений, как средства формирования художественной культуры молодежи в настоящее время представляется чрезвычайно актуальной. Вследствие целого ряда изменений экономического, политического и социально-культурного характера молодежь, с одной стороны, начинает играть в современном российском обществе все большую роль. С другой стороны, значительная часть молодежи оказывается сегодня социально уязвимой частью населения, не имеющей возможностей для удовлетворения своих потребностей, для своего полноценного развития.

Для современной молодежи России необходимо формирование гражданского сознания, основывающегося на высоких нравственных началах, культурных традициях, принципах демократии и патриотизма; объединение молодежи и повышение ее роли в обществе; создание атмосферы для духовного роста личности молодого человека и осознания своего места в жизни; развитие навыков цивилизованного общения и формирование гражданской позиции.

Решению этих и многих других задач способствуют различные общественные объединения. Сегодня целый комплекс противоречивых проблем, неоднозначность процессов, происходящих в молодежной среде и в нашем обществе в целом, вызывают бурные споры. К сожалению, следует отметить, что структуры власти уделяют недостаточное внимание проблемам молодежной политики или пытаются решить их административными методами. В этой связи особую значимость приобретают молодежные общественные объединения, обладающие значительным ресурсом формирования культуры личности, создающие условия для духовно-нравственного, профессионального самоопределения и самореализации молодого человека.

В современных условиях, осваивая новое жизненное пространство, российская молодежь стремится к переменам, начинает вести себя необычным, отличным от старших поколений образом. Для молодого поколения характерно формирование своей собственной молодежной субкультуры, отделенной от общепризнанной традиционной культуры, создание своего альтернативного искусства, демонстрация новых жизненных стилей, образа мышле-

ния, особых норм и правил поведения. Молодежь переосмысливает и по-своему интерпретирует опыт, традиции и ценности, накопленные старшими поколениями.

Стремление ощутить общественную значимость своей личности заставляет молодого человека искать такие человеческие общности, где бы он смог проявить себя в качестве субъекта деятельности, ощутить себя творцом, получить непосредственное социальное признание результата своей деятельности. Этим целям как раз и служат молодежные субкультурно-досуговые объединения, возникающие на основе общих интересов, увлечений, видов досуговой деятельности и выступающие для молодого человека условием самовыражения, способом реализации творческого потенциала, средой социального признания и самоутверждения. В этом контексте особую значимость обретает художественно — творческая деятельность молодежи являющаяся, по сути, одним из главных компонентов самопрезентации и самоутверждения молодых людей. Настоятельная необходимость социальной адаптации молодежи в рамках молодежных общественных объединений сообщила актуальность рассмотрения путей совершенствования деятельности любительских объединений и общественного самоуправления в социально-культурной деятельности.

Однако следует обратить внимание и на тот факт, что потенциал ряда общественных объединений, ориентированных на решение молодежных проблем, и их роль в формировании художественной культуры молодежи реализуется не в полной мере. Это обусловлено следующими причинами: нехваткой финансовых и технологических ресурсов субъектов «третьего сектора»; дефицитом информационного обеспечения деятельности молодежных общественных объединений; недостаточным использованием в практической деятельности общественных объединений инновационных социально-культурных технологий и методик; невыстро-енностью партнерских связей с государственными органами, сферой бизнеса, различными субъектами социально-культурной жизни; теоретической неразработанностью условий стимулирования творческой активности молодежи. Основная проблема заключается в объективно существующем противоречии между необходимостью реализации потенци-

ала общественных объединений как средства формирования художественной культуры молодежи, с одной стороны, и неразработанностью системы социально-культурных условий, оптимизирующих процесс формирования художественной культуры молодежи в общественных объединениях, с другой стороны.

Таким образом, совокупность обозначенных выше проблем обусловила актуальность совершенствования деятельности любительских объединений и общественного самоуправления в социально-культурной деятельности и молодежных структурах целью которого стало — определить специфику, условия и механизмы формирования художественной культуры молодежи в общественных объединениях; раскрыть роль художественно-творческих процессов в молодежной среде как компонента ее социокультурного развития. Актуальность молодежных проблем определяется специфическим положением молодежи в обществе, характеризующейся ее социально-ролевой депривацией, что позволило сформулировать гипотезу исследования. Неполнота социальной и культурной интегрированности молодежи становится причиной кризиса идентичности и источником формирования различных молодежных субкультур. Поскольку художественно-творческий компонент сепаратных субкультур является важнейшим фактором социализации и идентификации личности, то педагогически обоснованная технология стимулирования творческой активности молодежи, реализуемая общественными объединениями, может способствовать становлению в данных субкультурах систем позитивных социально-нравственных ценностей и идеалов.

Исследования молодежных проблем по совершенствованию деятельности любительских объединений и общественного самоуправления в социально-культурной деятельности и молодежных структурах. имеют сложившуюся методологию, категориальный аппарат, огромный массив эмпирических знаний. Ведущие научные направления представлены философскими, культурологическими, социологическими, социально-психологическими и педагогическими концепциями.

Происходящие в последние десятилетия глобальные социальные и культурные перемены в жизни населения Российской Федерации, проявив-

шийся в этой связи интерес мировой общественности к культурной самобытности народов России обусловили необходимость проведения направленной культурной политики, в частности создания молодежных научно-образовательных центров, способных обеспечить необходимый современный уровень подготовки специалистов культуры и искусства высшей квалификации с учетом специфики традиций отдельных этносов и условий развития их будущей деятельности, с применением деятель-ностного подхода.

Необходимость создания целостной системы воспитания молодежи на национальных традициях народов России, развитие общественного самоуправления в воспитании молодежи и старшеклассников, деятельностный подход в подготовке педагогов-просветителей широкого профиля, способных вести воспитательную работу с молодежью и старшеклассниками, на основе изучения национальных традиций коренных и не коренных народов.

Сущность «общественного самоуправления», на основе которой предложено определение «общественное самоуправление», — деятельность, не подчиненная государству, но направленная на преобразование окружающей жизни, инициированная разделяющими общие социальные идеи подростками и взрослыми на добровольных ценностно-ориентированных началах. В основе самоуправления лежит: самодеятельность, самоанализ, самооценка, самокритика и самоустановка, сделанные участниками общественного любительского объединения к своей деятельности и коллективу, что позволяет включать в процесс управления любительским объединением подавляющее большинство его членов, основываясь на осознанности значимости этого участия. Поскольку подростковый возраст обладает своими специфическими возрастными особенностям и предполагает применение адекватных методологических подходов, приемов, методов обучения и воспитания, то общественные объединения подростков могут сознательно, латентно или открыто, создаваться и контролироваться взрослыми. Пути совершенствования деятельности любительских объединений и общественного самоуправления в социально-культурной деятельности и молодежных структурах основанные на национальных традициях народов России, также являются одним

из основных способов самоидентификации и жизнеспособности в целом. В связи с этим воспитание молодежи и развитие общественного самоуправления обретает особую актуальность не только, как проблема воспитания молодых людей, но и как вопрос исторической перспективы для этих народов, ибо развитие культуры и общественного самоуправления в воспитании молодежи и старшеклассников, с применением деятельностного подхода. делает людей, населяющих определенное пространство, из простого населения — народом, нацией. В контексте глобальных процессов развития Российского общества происходит трансформация и нивелирование традиционных культурных ценностей, становится необходимым активизация деятельности учреждений культуры по совершенствованию организационно-педагогических условий воспитания молодежи и старшеклассников на национальных традициях народов России.

Именно в учреждениях культуры в ходе развития общественного самоуправления в воспитании молодежи и старшеклассников, деятельностный подход в творческой деятельности различных коллективов, студий, ансамблях происходит эффективное воспитание молодежи и старшеклассников, формируется их осознание принадлежности к родной культуре, появляется мотивация к изучению народных традиций. Однако в реальности, работа учреждений культуры с молодежью и старшеклассниками все более смещается с воспитательных функций на функцию развлечения.

Усилившийся в последнее время научный интерес к изучению педагогического аспекта деятельности учреждений культуры и развитию общественного самоуправления в воспитании молодежи и старшеклассников с использованием деятельностного подхода, и специфики их работы с разновозрастными группами населения также свидетельствует об актуальности данной проблемы. А на основе деятельностного подхода, как методологической основы развития общественного самоуправления среди молодежи и подростков в любительских объединениях учреждений культуры, разработаны критерии оценки их деятельности: развитие патриотических и лидерских качеств, коммуникативно-творческих способностей подростков в любительских объединениях; ориентация подростков на самоуправление

собственной личностью в процессе коллективной творческой деятельности; формирование организаторских способностей, направленных на самоуправление коллективом.

Ссовершенствования деятельности любительских объединений и общественного самоуправления в социально-культурной деятельности в молодежных структурах позволяет ориентировать специалистов учреждений культуры и их актив на реализацию культурных и этнических ценностей, на регуляцию и развитие общественного самоуправления среди молодежи и подростков в любительских объединениях учреждений культуры.

Приоритетными факторами в развитии общественного самоуправления в воспитании молодежи и старшеклассников являются самодеятельность, самоанализ, самооценка, самокритика и самоустановка, сделанные участниками общественного объединения по отношению к своей деятельности и коллективу, что позволяет включать в процесс управления любительским объединением подавляющее большинство его членов, основываясь на осознанности значимости этого участия. Одним из доминирующих факторов является повышенный интерес к происходящему.

Опираясь на труды ученых и мыслителей, исследующих теоретические и практические основы развития молодежной среды в различных любительских объединениях, следует отметить, что проблема развития самоуправляемых молодежных любительских объединений в современных условиях исследована недостаточно. Особенно следует отметить, что плохо исследована такая важная область, как самоуправление, и ее развитие в воспитании молодежи и старшеклассников, а также влияние на ценностные ориентации личности любительских объединений, с позиций методологии деятельност-ного подхода.

Социально-культурная ситуация, сложившаяся в нашей стране в последние десятилетия прошлого века, повлияла на позитивные изменения: раскрепостилось сознание молодежи, резко возросла ее инициатива и самостоятельность. Нарушив сложившуюся систему вертикальных и горизонтальных взаимосвязей в развитии общественного самоуправления в воспитании молодежи и старшеклассников, молодежь стала осуществлять самостоятельные

пути развития и решения проблем культуры. Это сильно активизировало культурные процессы на местах, дало свободу творческому самовыражению и возможности выбора приоритетных направлений в развития культуры и искусства. На этом фоне новый всплеск интереса к общественному самоуправлению в воспитании молодежи и старшеклассников, с использованием деятельностного подхода и национальных традиций народов России объясняется тем, что национальные традиции стали основным стержнем отличительности народов. Педагогический потенциал традиционной народной культуры в воспитании молодежи и старшеклассников, с применением деятельностного подхода. раскрывают в своих книгах и статьях А.Д. Жарков, В.П. Подвойский, М.А. Лазарев.

Во многих этнографических, культурологических, философских исследованиях описаны природа и особенности традиций, как элементов социального и культурного наследия: эволюционность, динамичность, противоречивость отдельных элементов, устойчивость, ценностная ориентированность в развитии общественного самоуправления в культурном воспитании молодежи и старшеклассников. Показаны их характер и механизмы функционирования в общественном сознании, роль в духовной жизни, процессах становления и развития молодежного этноса.

Таким образом, можно заключить, что происходящие изменения в уровнях развития самоуправления и совершенствования деятельности любительских объединений и общественного самоуправления в социально-культурной деятельности не вызваны случайными причинами, а являются следствием реализации комплексной программы деятельности учреждений культуры и любительских объединений с методикой развития общественного самоуправления у молодежи в учреждениях культуры. А развитие и деятельность общественного самоуправления в воспитании молодежи и старшеклассников направлены на позитивное преобразование окружающей действительности; создание вариативных программ развития общественного самоуправления подростков с прогнозируемым на каждом этапе деятельности результатом.

В педагогических исследованиях часто слабо просматривается деятельность любительских объ-

единений и общественного самоуправления в социально-культурной деятельности, педагогическая направленность в развитии общественного самоуправления в воспитании молодежи и старшеклассников, с опорой на традиции и деятельностный подход при работе с молодежью, что затрудняет осмысление ее в качестве инструмента воспитания. В исследованиях часто представлены определенные классификации национальных традиций общественного самоуправления в воспитании молодежи, по различным основаниям: по области проявления, субъектов общественных отношений, сфере и характеру деятельности субъектов, отношению к социальному прогрессу, видам общественных отношений и др.

Значительными изменениями, которые произошли в Российском обществе при переходе к рыночной экономике, а, следовательно, содержание, форма и методы развития общественного самоуправления молодежи и старшеклассников в любительских объединениях учреждений культуры, с учетом социально-экономического положения современной России обуславливается множеством проблем, связанных с формированием личности молодых людей, их развитием и воспитанием, способностью стать полноценным членом общества.

Исторические события конца ХХ и начала XXI века внесли огромные изменения в систему жизни Российского общества и общественного самоуправления, что вполне закономерно оказало влияние на социально-культурную сферу. В современный период развитие общественного самоуправления в России консолидировано и находится в стадии становления гражданского общества. Однако существует много факторов, препятствующих этому процессу. Среди этих факторов следует перечислить высокий уровень преступности, обострение межэтнических конфликтов, терроризм, деградацию и отсутствие культурной сферы, многочисленные примеры девиантного поведения подростков и молодежи.

Родители, педагоги и все современное общество осознают наличие глубоких проблем, связанных с подростковым и молодежным возрастом. За последние десятилетия издан ряд законов, направленных на улучшение положения дел в решении этих проблем: Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объ-

единений», Федеральный закон «Об общественных объединениях», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Вместе с тем, следует отметить несовершенство законодательной базы в области развития и совершенствования деятельности любительских объединений и общественного самоуправления в структуре реальной социально-культурной деятельности.

В педагогической науке не ослабевает интерес к проблеме эффективности воспитательных действий, которые способны обеспечить достижение позитивного результата в воспитании личности подростка в условиях досуга, развитию самоуправления у подростков, тем более в самоуправляемых любительских подростковых общественных объединениях, организованных при учреждениях культурной сферы.

Мы знаем, что в подростковом и «молодежном» возрасте проблема собственного «я», определения себя и своего места в социуме, стоит особенно остро. В этом возрасте наиболее остро ощущается стремление подростка к самосовершенствованию, самопознанию и самовыражению, усиливается необходимость в общении со сверстниками. Одним из оптимальных вариантов удовлетворения своих потребностей становится деятельность подростка в самоуправляемых общественных любительских объединениях учреждений культуры.

Актуальность общественного самоуправления в совершенствовании деятельности любительских объединений в социально-культурной деятельности и молодежных структурах обусловлена необходимостью научного обоснования ценностной сущности процесса развития общественного самоуправления в любительских объединениях, организованных при учреждениях культуры, поиском адекватных методологических подходов. В связи с этим возникает острая необходимость в разработке инструментария вовлечения современной молодежи в разнообразные любительские объединения, определения путей и условий осуществления деятельности молодежных любительских объединений, разработке инновационных технологий.

Значимость выбранного направления подтверждается следующими противоречиями, выявленными в результате теоретического анализа и изучения практического опыта работы общественного само-

управления в воспитании молодежи и старшеклассников:

• потребностью общества в реализации созидающего потенциала в деятельности молодежных и подростковых любительских объединений, организованных при учреждениях культуры, и недостаточностью теоретической и практической разработанности этой проблемы в культурной среде;

• необходимостью изучения ценностной сущности созидающего потенциала молодежных и подростковых любительских объединений, и отсутствием профессиональных компетенций у специалистов учреждений культуры, работающих с указанными возрастными группами.

На основании данных противоречий определяется острая необходимость воспроизводства деятельности молодежных и подростковых любительских объединений в учреждениях культуры с учетом ценностной сущности развития общественного самоуправления, методологических подходов к этому процессу и отсутствием этой деятельности на практике.

Назревшая необходимость разработки организационно-педагогических условий в деятельности учреждений культуры по воспитанию молодежи и подростков на национальных традициях народов России и на основе деятельностного подхода, обусловили процесс создания организационно-педагогических условий воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях народов России и определили технологические принципы их реализации в учреждениях культуры (См. 1).

Опора и развитие общественного самоуправления в воспитании молодежи и старшеклассников на национальные традиции оказывают прямое и опосредованное воздействие на деятельность учреждений культуры по воспитанию молодежи, наиболее эффективно при создании оптимальных организационно-педагогических условий будет применение научной концепции профессора А.Д. Жаркова о ценностно-ориентированном, активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу в учреждениях культуры. В соответствии с целями и задачами общественного самоуправления, должны использоваться теоретические методы: системный анализ проблемы, структурно-функциональное из-

учение, моделирование процесса воспитания молодежи с использованием национальных традиций коренных народов России; теоретическое обобщение результатов исследования; эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование (См. 2).

Совершенствование деятельности любительских объединений и общественного самоуправления представляют социологические данные и их последующая обработка в ходе социально-педагогической работы с молодежью.

Комплексность с деятельностным подходом в воспитании молодежи на национальных традициях позволила выяснить состояние организационно-педагогической деятельности, где критерием является культурный уровень молодежи, посещающей учреждения культуры. Определить общие и частные характеристики обследуемого объекта в процессе воспитания на национальных традициях удалось в процессе социологического исследования и позволило выявить динамику воспитательного воздействия национальных традиций народов России на организационно-педагогическую деятельность в учреждениях культуры. А комплексный анализ педагогической и социально-культурной литературы позволил разработать и применить инновационные культурно-досуговые технологии к процессу воспитательного воздействия национальных традиций на молодежь России. Идеальной средой для формирования духовных и моральных устоев, молодежи и старшеклассников, является развитие национальных традиций через учреждения культуры, где у молодежи формируется устойчивая мотивация к изучению и освоению национальной культуры на основе деятельностного подхода.

Анализируя воспитательные функции и развитие общественного самоуправления в народной педагогике, делается вывод о том, что главная задача — сформировать у молодежи нравственное сознание, устойчивое поведение и систему чувств, соответствующих современному образу жизни молодых людей. Все эти цели могут сформировать активную жизненную позицию молодежи в России, а также развитие общественного самоуправления в воспитании молодежи и старшеклассников с использованием деятельностного подхода.

Возрождение этических и педагогических традиций народов, в настоящее время справедливо

воспринимается, как инновационный феномен. Их приобщение к новым социальным условиям и общественному самоуправлению приводит к педагогическим находкам, порою — к неожиданно продуктивным инновациям. Преемственность поколений обеспечивается воспитанием, которое выступает, как фактор социального развития личности и духовного прогресса народа. Национальные традиции осуществляют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь и развитие общественного самоуправления в воспитании молодежи и старшеклассников, деятельностный подход народов. Преемственность от старших к младшим основывается именно на культивации традиций на основе деятельностного подхода. Способы влияния национальной культуры на воспитание молодежи нашли освещение в многочисленных работах педагогов советского периода, чьи заслуги в деле становления образования трудно переоценить.

В Российской Федерации в целом создана правовая база в сфере защиты прав и традиционного образа жизни народов России. Деятельность учреждений культуры по сохранению национальных традиций в настоящее время становится действенным средством сохранения языка и уникальных, самобытных традиций, культурного разнообразия. Вместе с тем, важной составляющей национальных традиций народов России являются самобытные народные коллективы, функционирующие на основе деятельностного подхода. Поэтому задача целенаправленного приобщения общественного самоуправления в воспитании молодежи и старшеклассников возлагается сегодня и на образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, учреждения культуры Российской Федерации. Именно социально-культурные институты — «государственные, общественные образования (центры, комплексы, учреждения и т.д.), имеющие общественную значимость, с четкой организационной структурой, достаточной устойчивостью, которые могут оказать реальную помощь в сохранении и развитии общественного самоуправления в воспитании у молодых людей истинной народной культуры, национальных традиций, обрядов и обычаев народов России. У коренных народов испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. Сложилась система обще-

ственного самоуправления, обычаев и традиций, облагораживающих жизнь людей. Они проявляются в системе этнических норм, определяющих отношение к природе, и в формировании поэзии, добрых обычаев, норм хорошего тона и правил приличия.

Доказано, что педагогический потенциал и национальные традиции народов России более полно реализуются в условиях развития общественного самоуправления в воспитании молодежи при обращении к духовному богатству различных культур, национальным традициям, которые, несмотря на имеющиеся отличия, имеют единую педагогическую основу.

Развитие общественного самоуправления и отношение к национальным традициям в воспитании молодежи является одним из условий преемственности исторического опыта народа, сохранения нравственных и этнических основ национального характера у молодежи в учреждениях культуры. Каждый народ в зависимости от исторических условий прошел своеобразный путь развития, что отразилось на психологии, культуре молодежи: письменности, литературе, искусстве, быте, традициях и т.д.

Система развития общественного самоуправления молодежи и совершенствование деятельности любительских объединений в социально-культурной деятельности и молодежных структурах дает возможность конструирования жизнедеятельности подросткового любительского объединения, создания новых технологий и методик его продуктивной социально-культурной работы. Развитие общественного самоуправления молодежного любительского объ-

единения способствует повышению эффективности деятельности объединения по адаптации подростков к реалиям социальной действительности.

Развивая общественное самоуправление в воспитании молодежи в социально-культурной сфере за последние десятилетия, следует отметить, что произошли и позитивные изменения: раскрепостилось сознание молодых людей, возросла инициатива и самостоятельность в национальных регионах.

Однозначно доказано, что вовлечение молодежи в художественное самодеятельное творчество на национальной основе также имеет комплексное значение: содействует общему, художественному, нравственному, эстетическому, физическому, умственному развитию; формирует народный дух, этническое самосознание; способствует действенному овладению родным языком, в целом культурой своего народа, а в отдельных случаях становится основой выбора будущей профессии.

Литература

1. Жарков А.Д. Теория, методика и организация социально — культурной деятельности. — Учебник, М., 2012. С. 441.

2. Ласкин А.А. Педагогические условия воспитания социальной адаптации и развития у подростков и молодежи // Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2016. Том 5. № 1. С. 77—83.

3. Ласкин А.А., Лазарев М.А. Культурно — эстетическая толерантность в среде художественного образования // Вестник Московского Университета МВД России. 2015. № 11. С. 254—259.

И.И. Ординарцев

РОССИЙСКОЕ КНИГОИЗДАНИЕ

ТЕНДЕНЦИИ

СТРАТЕГИИ ПЕРСПЕКТИВЫ

Российское книгоиздание.

Тенденции. Стратегии. Перспективы.

Монография. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Ординарцев И.И.; под ред. Н.Д. Эриашвили. Изд-во ЮНИТИ, 2015. 135 с.

Автором предпринята попытка проанализировать современное состояние российской отрасли книгоиздания. Выявлены ключевые факторы успеха, определены стратегии и перспективы развития рынка книгоиздания. Предложена авторская концепция развития отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.