Научная статья на тему 'Пути снижения расходов на продажу по результатам анализа их влияния на финансовый результат ООО «Эмрис»'

Пути снижения расходов на продажу по результатам анализа их влияния на финансовый результат ООО «Эмрис» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2018
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джураев У.Б.

В статье приводятся результаты анализа учета и ведения расходов на продажу на примере ООО «Эмрис». В результате автором даны рекомендации по улучшению финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Джураев У.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути снижения расходов на продажу по результатам анализа их влияния на финансовый результат ООО «Эмрис»»

оценки показателей. Таким образом необходимо выработать методику оценки инновационного потенциала отрасли экономики, которая позволяла бы оценить потенциал в рамках имеющихся публичных статистических данных [1, с. 5].

Список литературы:

1. Абрамова В.Ю. Методические подходы к оценке инновационного потенциала / В.Ю. Абрамова // Электронный научный журнал: Известия Иркутской Государственной экономической академии. - 2012. - № 2. - 5 с.

2. Анализ современных подходов к определению и оценке инновационного потенциала промышленного предприятия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2014/365/2159.

3. Дондукова Т.Ц. Сравнительный анализ методических подходов к оценке инновационного потенциала региона / Т.Ц. Дондукова // Вестник Бурятского университета. - 2010. - № 2. - С. 41-44.

4. Дубинин А.С. Сущность и методы оценки инновационной активности региона / А.С. Дубинин // Вестник Новогородского Государственного университета. - 2011. - № 61. - C. 22-24.

5. Инновационный потенциал региона как условие модернизации экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://thsp.ru/issues/issue 0410/041013.htm.

6. Лапаев С.П. Система показателей инновационной конкурентоспособности региона / С.П. Лапаев // Вестник ОГУ Серия: Экономика. - 2009. -№ 8. - 66 с.

7. Нестерова Н.Н. Инновационный потенциал: роль и место в развитии экономики региона / Н.Н. Нестерова // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - № 10. - C. 151-154.

ПУТИ СНИЖЕНИЯ РАСХОДОВ НА ПРОДАЖУ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА ИХ ВЛИЯНИЯ НА ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ООО «ЭМРИС»

© Джураев У.Б.*

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

г. Владивосток

В статье приводятся результаты анализа учета и ведения расходов на продажу на примере ООО «Эмрис». В результате автором даны рекомендации по улучшению финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия.

* Кафедра Экономики и менеджмента.

Расходы на продажу торгового предприятия включают элементы коммерческих расходов, отражаемых по статье «Коммерческие расходы» Отчета о финансовых результатах.

Динамику и структуру расходов ООО «Эмрис», согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации» рассмотрим на основании данных таблицы 1 за исследуемый период 2013-2014 гг.

Таблица 1

Анализ динамики, расходов на продажу ООО «Эмрис» по составу и структуре, 2013-2014 гг.

Элементы затрат 2013 год 2014 год Изменение

тыс. руб. в % к итогу тыс. руб. в % к итогу в тыс. руб. в %

Затраты на оплату труда 354 29,30 445 28,15 91 -1,16

Отчисления на социальные нужды 107 8,85 134 8,50 27 -0,35

Амортизация основных фондов 21 1,74 32 2,02 11 0,29

Транспортно-заготовительные расходы 125 10,35 167 10,56 42 0,22

Прочие затраты 601 49,76 803 50,77 202 1,01

Общая сумма расходов на продажу 1208 100 1581 100 373 0,00

Приведенные в табл. 1 данные свидетельствуют о том, что за исследуемый период общая сумма расходов на продажу товаров в ООО «Эмрис» возросла на 373 тыс. руб. - с 1208 тыс. руб. в 2013 г до 1581 тыс. руб. в 2014 г

Структура расходов на продажу ООО «Эмрис» определяется особенностями деятельности предприятия. Наибольший удельный вес занимают прочие затраты (49,76 % в 2013 г. и 50,77 % в 2014 г.), в составе которых числится арендная плата. Следующим по значимости элементом расходов на продажу являются затраты на оплату труда - 29,3 % и 28,15 % по итогам 2013 и 2014 гг. соответственно, транспортно-заготовительные расходы -10,35 % в 2013 г. и 10,56 % в 2014 г.

По наиболее значимым статьям наблюдается увеличение расходов на продажу: транспортно-заготовительные расходы возросли на 42 тыс. руб., при этом в структуре расходов на продажу удельный вес их возрос на 0,22 %; прочие затраты возросли на 202 тыс. руб. и на 0,01 % в общей структуре.

Затраты на оплату труда за исследуемый период увеличились на 91 тыс. руб., на 27 тыс. руб. возросли отчисления на социальные нужды. Амортизация основных фондов составляет 32 тыс. руб. за 2014 г., что на 11 тыс. руб. больше показателя 2013 г. Основную часть расходов на продажу ООО «Эм-рис» составляют прочие затраты - 50,77 %.

Таким образом, по отдельным элементам состава расходов на продажу ООО «Эмрис» произошли изменения в сторону увеличения.

За счет значительного роста основных по удельному весу затрат - прочих (которые представлены арендной платой) расходы на продажу возросли на 373 тыс. руб.

Расходы на продажу включаются в полную себестоимость продаж, что определяет его влияние на формирование финансовый результат. Финансо-

вый результат деятельности ООО «Эмрис» Он составляет основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела.

В таблице 2 представим показатели формирования финансовых результатов ООО «Эмрис».

Таблица 2

Анализ финансовых результатов ООО «Эмрис», 2013-2014 гг.

Наименование показателя 2013 год, тыс. руб. 2014 год, тыс. руб. Отклонение Темп роста, %

Выручка от продаж за минусом НДС 15127 17358 2231 114,75

Полная себестоимость продаж 13069 14230 1161 108,88

Коммерческие расходы 1208 1581 373 130,88

в % к себестоимости 9,24 11,11 1,87 120,20

Прибыль от продаж 2058 3128 1070 151,99

Прочие расходы 1694 2158 464 127,39

Прибыль до налогообложения 364 970 606 266,48

Текущий налог на прибыль 73 194 121 265,75

Чистая прибыль 291 776 485 266,67

Представленные в таблице данные свидетельствуют о том, что за исследуемый период наблюдается положительная динамика роста выручки от продаж ООО «Эмрис» с 15 127 до 17 358 тыс. руб. за период 2013-2014 гг. Соответственно, увеличивается полная себестоимость продаж с 13 069 тыс. руб. в 2013 г. до 14 230 тыс. руб. в 2014 г. Расходы на продажу составляют 9,24 % от себестоимости в 2013 г. и 11,11 % всех расходов предприятия в 2014 г.

В отчетном году по сравнению с предыдущим прибыль от продаж ООО «Эмрис» возросла на 1070 тыс. руб. Определим влияние факторов на изменение финансового результата от основной деятельности ООО «Эмрис» в таблице 3.

Таблица 3

Расчет влияния расходов на продажу на финансовый результат ООО «Эмрис», 2013-2014 гг.

Фактор 2013 г. 2014 г. Абсолютный прирост Влияние факторов на прибыль от продаж

1. Выручка от продаж, тыс. руб. 15127 17358 2231 +2231

2. Себестоимость, тыс. руб. 11861 12649 788 -788

3. Коммерческие расходы, тыс. руб. 1208 1581 373 -373

Совокупное влияние факторов, тыс. руб. 1070

Таким образом, финансовый результат от продаж за период 2013-2014 гг. улучшился на 1070 тыс. руб. за счет положительного влияния роста выручки на 2231 тыс. руб. и отрицательного влияния:

- снижения себестоимости продаж на 788 тыс. руб.

- снижения коммерческих расходов на 373 тыс. руб.

Таким образом, снижение расходов на продажу ООО «Эмрис» положительно повлияло на изменение финансового результата от продаж исследуемой компании.

Поскольку расходы на продажу оказывают значительное влияние на формирование и изменение финансовых результатов, то от их показателей зависят и значения рентабельности, которые характеризуют эффективность деятельности предприятия и использования его ресурсов.

В таблице 4 рассчитаем показатели эффективности деятельности ООО «Эмрис».

Таблица 4

Анализ показателей рентабельности ООО «Эмрис»

Показатели рентабельности Значения показателя, в % Изменение

2013 г. 2014 г. (гр. 3 - гр. 2)

1 2 3 4

1. Прибыль от продаж, тыс. руб. 2058 3128 1070

2. Чистая прибыль, тыс. руб. 291 776 485

3. Выручка от продаж, тыс. руб. 15127 17358 2231

4. Полная себестоимость продаж, тыс. руб. 13069 14230 1161

5. Средняя величина активов, тыс. руб. 2699 2936 237

6. Рентабельность продаж (1/3), % 13,60 18,02 4,42

7. Чистая рентабельность продаж (2/3), % 1,92 4,47 2,55

8. Рентабельность активов (1/5), % 76,25 106,54 30,29

9. Рентабельность затрат (окупаемость расходов) (1/4), % 15,75 21,98 6,23

За последний год ООО «Эмрис» получило прибыль как от продаж, так и в целом от финансово-хозяйственной деятельности, что и обусловило положительные значения всех трех представленных в таблице показателей рентабельности за данный период.

Рентабельность продаж ООО «Эмрис» возросла за 2013-2014 гг. на 4,42 % и составила по итогам 2014 года 18,02 %, что значительно превышает нормативное значение рентабельности для торговой отрасли и положительно характеризует деятельность ООО «Эмрис». Рост рентабельности продаж по величине чистой прибыли составил 2,55 %. Эффективность использования активов предприятия возросла на 30,29 % и составила 106,54 % за счет превышения прибыли от продаж стоимости активов предприятия. Рост окупаемости расходов на 6,23 % положительно характеризует использование расходов предприятия в 2014 г.

Важной составляющей процесса снижения расходов на продажу является планирование. В процессе планирования следует исходить из необходимости определения такой суммы затрат, которая позволяла бы предприятию бесперебойно и на высоком уровне осуществлять свою хозяйственную деятельность при соблюдении разумной экономии расходов на продажу.

Планирование расходов на продажу осуществляется по этапам:

- предплановый анализ расходов на продажу;

- расчет максимально возможной суммы расходов для обеспечения безубыточной работы предприятия;

- выработка основных направлений обеспечения режима экономии расходов на продажу;

- расчет плана расходов на продажу по общему объему и в разрезе отдельный статей.

Максимальная сумма расходов на продажу - это расходы, которые обеспечивают предприятию не прибыльную, но безубыточную работу. Переход за границу максимальной суммы затрат приведет к убыточности хозяйственной деятельности предприятия, что также нежелательно.

Следовательно, плановая сумма расходов на продажу должна быть [10, с. 299]:

Р < Р < Р (1)

А мин. — А пл. — А макс. V

Только такое соотношение плановых, минимальных и максимальных расходов на продажу обеспечит высокую культуру обслуживания покупателей и безубыточную (или прибыльную) работу торгового предприятия.

По результатам проведенного внутреннего анализа и с учетом внешней конъюнктуры, для минимизации расходов на продажу в ООО «Эмрис» рекомендуется следующий комплекс мероприятий:

1. Наиболее значительную статью расходов в 2014 г. составляют расходы по аренде помещений - 44 % всех расходов на продажу. Поскольку расходы за аренду складов и офисных помещений ООО «Эмрис» составляют более 157000 руб. в месяц, необходимо рассмотреть целесообразность использования складских помещений.

Суть мероприятия: с целью минимизации данной статьи предприятие имеет возможность освободить одно складское помещение общей площадью 75 м2 стоимостью 500 руб. за 1 м2, что приведет к ежемесячной экономии в 25000 руб. Следовательно, годовая экономия расходов на продажу по данной статье составит 300000 руб.

2. Транспортные расходы составляют вторую по значимости статью расходов предприятия. Снижения транспортных расходов можно достичь за счет переориентации закупок приобретаемого товарного ассортимента на местных производителей алкогольной и безалкогольной продукции.

Предприятие формирует товарный ассортимент за счет приобретения партий автотоваров как азиатских, так и европейских производителей. С целью экономии рекомендуется увеличить процент товаров производителей стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

В ООО «Эмрис» в 2014 году на оплату транспортных расходов по доставке товаров из других регионов приходилось порядка 44 % всех транс-

портных расходов, затраты при этом в 2,5 раза превышают затраты на аналогичную доставку продукции Южной Кореи и Японии. Суммарные транспортные расходы составляли 559 тыс.руб.

Таким образом, в ООО «Эмрис» экономия могла бы составить 98,38 тыс. руб. (44 % от 559 тыс.руб. / 2,5 тыс. руб.).

В целом, экономия денежных средств в расходах на продажу по итогам 2014 года могла составить: 300 тыс.руб. + 98,38 тыс.руб. = 398,38 тыс.руб. -25,20 % от общей суммы расходов на продажу (1581 тыс. руб.).

Рассчитаем эффективность предлагаемых путей минимизации расходов для ООО «Эмрис» в плановом году. С этой целью составим прогнозный товарооборот в плановом году, используя динамику темпов роста товарооборота в среднем 12 % + рост цен (13 %), себестоимости - в 11,5 % инфляции (15 %).

Прогнозный товарооборот ООО «Эмрис» в плановом году характеризуется данными таблицы 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 5

Расчет эффективности мероприятий по снижению расходов на продажу ООО «Эмрис»

Показатели 2014 год Плановый год Плановый год с учетом мероприятий Отклонение от планового года с учетом мероприятий по оптимизации расходов

Абсолют. Относит.

1. Товарооборот, тыс.руб. 17358 17358 + 25 % = 21698 17358 + 25 % = 21698 4340 125,00

2. Себестоимость, тыс. руб. в том числе расходы на продажу (11,11 % от себестоимости) 14230 1581 14230 +25,5 % = 17859 17859*10,75 % = 1920 14230 +25,5 % -398,38 = 17460 17460*10,75 % - 1283,84 = 593 3230 -988 122,70 37,51

3. Прибыль от продаж, тыс. руб. 3128 3839 4238 1110 135,49

4. Рентабельность продаж, % 18,02 17,69 19,53 1,51

Таким образом, предварительный прогноз эффективности мероприятий по снижению расходов на продажу ООО «Эмрис» показал:

- потенциальный объем товарооборота предприятия в плановом году составит 21698 тыс. руб., т.е. на 4340 тыс. руб. больше прошлого периода;

- с учетом реализации предлагаемых мероприятий расходы на продажу по реализации продукции в плановом году снизятся на 988 тыс. руб., что является положительным фактом в хозяйственной деятельности предприятия, так как обеспечивается рост прибыли на 35,49 % в размере 1110 тыс.руб.;

- эффективность предлагаемых мероприятий по снижению уровня расходов на продажу подтверждает показатель рентабельности, который за счет данных мероприятий увеличится на 1,51 % и достигнет 19,53 %, против 18,02 % фактического показателя 2014 г.

Следовательно, предлагаемые мероприятия по оптимизации расходов на продажу для ООО «Эмрис» являются экономически выгодными.

Таким образом, проведенный анализ расходов на продажу ООО «Эм-рис» позволяет сделать вывод о том, что за исследуемый период общая сумма расходов на продажу возросла на 373 тыс. руб. Структура расходов на продажу ООО «Эмрис» определяется особенностями деятельности предприятия. Наибольший удельный вес занимают прочие затраты, в составе которых числится арендная плата. Следующим по значимости элементом расходов на продажу являются затраты на оплату труда и транспортно-заготовительные расходы. В отчетном году по сравнению с предыдущим прибыль от продаж ООО «Эмрис» возросла на 1110 тыс. руб. Снижение расходов на продажу на 373 тыс. руб. положительно повлияло на формирование финансового результата. Разработанная программа оптимизации расходов на продажу, рациональное использование ресурсов позволит предприятию повысить эффективность хозяйственной деятельности, что отразится на конечном финансовом результате и позволит укрепить финансовое состояние.

Список литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 04.11.2014 № 349-ФЗ) // СПС Консультант Плюс. - Режим доступа: http://base.consultant.ru.

2. О бухгалтерском учете: Закон РФ № 402-ФЗ от 06.11.2011 (ред. от 04.11.2014 N Э44-ФЗ) // СПС Консультант Плюс. - Режим доступа: йАр:/^-se.consultant.ru.

3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: Приказ Министерства финансов РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. от 24.12.2010) // СПС Консультант Плюс. - Режим доступа: http://base.consultant.ru.

4. Учетная политика организации. Положение по бухгалтерскому учету. ПБУ 1/08: Приказ Министерства финансов РФ от 06.10.2008 г. №106н (ред. от 08.11.2010 № 144н) // СПС Консультант Плюс. - Режим доступа: йАр:/^-se.consultant.ru.

5. Бухгалтерская (финансовая) отчетность / Под ред. В.Д. Новодворско-го. - М.: Омега-Л, 2011. - 608 с.

6. Диянова С.Н. Оптовая торговля. Организация и управление коммерческой деятельностью / С.Н. Диянова, Н.И. Денисова. - М.: Магистр, 2015. -384 с.

7. Ерофеева В.А. Бухгалтерский учет / В.А. Ерофеева, О.В. Тимофеева. -М.: Юрайт, 2011. - 142 с.

8. Касьянова Г.Ю. Учет-2014. Бухгалтерский и налоговый. Сложные вопросы, практические примеры, анализ арбитражной практики: учебное пособие / Г.Ю. Касьянова. - М.: АБАК, 2014. - 912 с.

9. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / В.В. Ковалев, О.Н.Волкова. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2011. - 424 с.

10. Невешкина Е.В. Бухгалтерский учет в торговле. Практическое пособие / Е.В. Невешкина, О.И. Соснаускене, Е.Г. Шредер. - М.: Дашков и К, 2014. - 412 с.

11. Соснаускене О.И. Бухгалтерский учет в торговле. Практическое пособие / О.И. Соснаускене, А.В. Вислова, Е.А. Турсина. - М.: Омега-Л, 2014. -384 с.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАРУБЕЖНЫХ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОМПАНИЙ В РОССИИ

© Кузакова О.А.*, Степанова Р.Г.Ф

Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

Международную деятельность транснациональных компаний можно охарактеризовать как закономерный процесс перманентной экспансии, в результате чего происходит максимальное приращение прибыли и аккумулирование капитала посредством расширенного воспроизводства. При анализе сущности транснациональных метаморфоз на макроуровне, необходимо иметь в виду, что данный процесс не является обособленным, а напротив, возникает как следствие видоизменения совокупности геоэкономических отношений, обусловленных глобализацией и либерализацией мировой экономики.

Ключевые слова: мировая экономика, транснациональные компании, инвестиционные процессы, иностранный капитал, геоэкономические отношения.

Законодательством РФ предусмотрены меры по привлечению иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции в России не подлежат национализации и конфискации. Также иностранные инвестиции в России защищаются на международном уровне двусторонними соглашениями о взаимной защите и поощрении инвестиций, заключенными РФ с рядом зарубежных стран. Однако, остается еще целый ряд факторов, сдерживающих предпринимательскую деятельность транснациональных компаний (ТНК). Эти факторы следующие: недостаточно стабильная политическая ситуация, высокие налоги, слабое развитие инфраструктуры в целом по России, высокие транспортные тарифы, отсутствие защиты прав собственности, угроза организованной преступности.

Филиалы зарубежных ТНК в России размещены крайне неравномерно. Основное количество ТНК сосредоточено, прежде всего, в регионах с высо-

* Доцент кафедры Мировой экономики, кандидат экономических наук.

* Студент 3 курса направления подготовки «Мировая экономика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.