Научная статья на тему '«Пути русской мысли» В. А. Китаева: к юбилею ученого'

«Пути русской мысли» В. А. Китаева: к юбилею ученого Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
270
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
19TH CENTURY / HISTORY OF RUSSIAN PUBLIC THOUGHT / LIBERALISM / CONSERVATISM / SOCIALISM / TRADITIONALISM / XIX ВЕК / ИСТОРИЯ РУССКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ / ЛИБЕРАЛИЗМ / КОНСЕРВАТИЗМ / СОЦИАЛИЗМ / ТРАДИЦИОНАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузнецов Олег Викторович

В публикации основное внимание обращено на один из важнейших, по мнению автора, итогов многолетнего изучения В.А. Китаевым истории русской общественной мысли XIX в. выявлении попыток синтеза ее основных направлений: либерального, социалистического, консервативного.The article is dedicated to the 75th anniversary of Vladimir Kitaev, Doctor of historical sciences, first Dean of the Faculty of History at the Volgograd State University. Today V. Kitaev is a recognized expert on the history of Russian public thought and Professor of the Nizhny Novgorod State University. The article focuses on one of the most important, in the author ’s opinion, outcome of long-term V. Kitaev’s studies of the history of Russian public thought of the 19th century identifying the attempts of synthesis of its main directions: liberal, socialist, conservative. The desire for this synthesis was expressed by representatives of various trends of public thought, who wanted to avoid the revolutionary upheavals. V. Kitaev notes intertwining of both elements of liberalism and conservatism from M. Shcherbatov, who stood at the origins of Russian conservatism. In the pursuit of one of the ideologues of Russian liberalism, K. Kavelin reconciled the assumptions of Slavophilism and Westernism. V. Kitaev rightly saw a reflection of the heterogeneity of its ideological positions, representing a complex set of liberal and conservative elements. Taking into account the political and ideological self-evaluations of B. Chicherin (“guarding” liberalism), V. Kitaev proposed to consider him as a thinker and publicist, liberal-conservative centre left free to drift in the coordinate system. As shown by a scholar, a strong influence of socialist ideas was determined by the position of the liberal Vestnik Evropy (‘Herald of Europe’), the historical justice of which demands to put the formation of social liberalism in Russia in the beginning. The share of Russia is already fallen revolutions “from below” and revolutions “from above”. The Ways of Russian thought by V. Kitaev leads to a synthesis of the best intellectual legacy that we inherited from the nineteenth century. Maybe this is the way to our national reconciliation and unity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Пути русской мысли» В. А. Китаева: к юбилею ученого»

www.volsu.ru

хроника научной жизни

DOI: https://doi.Org/10.15688/jvolsu4.2017.6.18

UDC 930.1(091) Submitted: 30.10.2017

LBC 63.1(2)64-8 Accepted: 10.11.2017

WAYS OF RUSSIAN THOUGHT BY V.A. KITAEV: TO SCHOLAR'S JUBILEE

Oleg V. Kuznetsov

Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

Abstract. The article is dedicated to the 75 th anniversary of Vladimir Kitaev, Doctor of historical sciences, first Dean of the Faculty of History at the Volgograd State University. Today V Kitaev is a recognized expert on the history of Russian public thought and Professor of the Nizhny Novgorod State University. The article focuses on one of the most important, in the author's opinion, outcome of long-term V. Kitaev's studies of the history of Russian public thought of the 19th century - identifying the attempts of synthesis of its main directions: liberal, socialist, conservative. The desire for this synthesis was expressed by representatives of various trends of public thought, who wanted to avoid the revolutionary upheavals. V Kitaev notes intertwining of both elements of liberalism and conservatism from M. Shcherbatov, who stood at the origins of Russian conservatism. In the pursuit of one of the ideologues of Russian liberalism, K. Kavelin reconciled the assumptions of Slavophilism and Westernism. V. Kitaev rightly saw a reflection of the heterogeneity of its ideological positions, representing a complex set of liberal and conservative elements. Taking into account the political and ideological self-evaluations of B. Chicherin ("guarding" liberalism), V Kitaev proposed to consider him as a thinker and publicist, liberal-conservative centre left free to drift in the coordinate system. As shown by a scholar, a strong influence of socialist ideas was determined by the position of the liberal Vestnik Evropy ('Herald of Europe'), the historical justice of which demands to put the formation of social liberalism in Russia in the beginning. The share of Russia is already fallen revolutions "from below" and revolutions "from above". The Ways of Russian thought by V. Kitaev leads to a synthesis of the best intellectual legacy that we inherited from the nineteenth century. Maybe this is the way to our national reconciliation and unity.

Key words: 19th century, history of Russian public thought, liberalism, conservatism, socialism, traditionalism.

Citation. Kuznetsov O.V. Ways Of Russian Thought by V.A. Kitaev: to Scholar's Jubilee. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 4, Istorija. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnoshenija [Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations], 2017, vol. 22, no. 6, pp. 178-181. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2017.6.18

УДК 930.1(091) Дата поступления статьи: 30.10.2017

ББК 63.1(2)64-8 Дата принятия статьи: 10.11.2017

«ПУТИ РУССКОЙ МЫСЛИ» В.А. КИТАЕВА: К ЮБИЛЕЮ УЧЕНОГО г- Олег Викторович Кузнецов

cn Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

Ч

О Аннотация. В публикации основное внимание обращено на один из важнейших, по мнению автора, g итогов многолетнего изучения В.А. Китаевым истории русской общественной мысли XIX в. - выявлении я попыток синтеза ее основных направлений: либерального, социалистического, консервативного. ^ Ключевые слова: XIX век, история русской общественной мысли, либерализм, консерватизм, социа-© лизм, традиционализм.

О.В. Кузнецов. «Пути русской мысли» В.А. Китаева: к юбилею ученого

Цитирование. Кузнецов О. В. «Пути русской мысли» В.А. Китаева: к юбилею ученого // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. - 2017. - Т. 22, №> 6. - С. 178-181. - DOI: https://doi.Org/10.15688/jvolsu4.2017.6.18

В 2017 г. исполнилось 75 лет Владимиру Анатольевичу Китаеву - доктору исторических наук, первому декану исторического факультета Волгоградского государственного университета, ныне профессору Нижегородского государственного университета, признанному специалисту по истории русской общественной мысли. Это серьезный и одновременно приятный повод еще раз обратиться к работам ученого. Мне неоднократно доводилось писать о самом юбиляре и его книгах (из последних публикаций см.: [4]). Не повторяя уже сказанного, отмечу, что особую актуальность сегодняшнему обращению придает 100-летний юбилей двух российских революций, поскольку общественная мысль XIX в. - предмет глубоких исследований В.А. Китаева на протяжении не одного десятилетия - в полной мере отразила политические, социально-экономические, идеологические процессы, предшествовавшие революционным потрясениям начала XX столетия.

В.А. Китаевым досконально изучены такие знаковые фигуры русской общественной мысли, как П.В. Анненков, А.И. Герцен, К.Д. Кавелин, Н.М. Карамзин, М.Н. Катков, Б.Н. Чичерин, М.М. Щербатов. На монографическом уровне исследованы теория и политическая программа славянофилов накануне и после отмены крепостного права, позиция либерального журнала «Вестник Европы». И это далеко не полный синопсис сделанного ученым. На какой важнейший из итогов изучения В.А. Китаевым истории русской общественной мысли хотелось бы обратить внимание в этих кратких заметках в контексте, повторюсь, революционного юбилея?

Весьма осторожно, скорее в вопросительной, нежели утвердительной форме, В.А. Ки-таев предположил, что в политических взглядах одного из лидеров и идеологов декабристов П.И. Пестеля содержится уникальная попытка «синтезировать три основные идеологе-мы нового времени: либерализм, социализм, консерватизм» [3, с. 120]. К такому предположению ученого подтолкнул ряд наблюдений над

пестелевской политической программой. В частности, содержание ее аграрной части вкупе с критическим отношением П.И. Пестеля к европейскому капитализму, могущие свидетельствовать о попытке автора «Русской Правды» «уйти от идеологии чистого либерализма, предложить социальную корректировку либеральной доктрины»; его явное тяготение к «культурному архаизму» (см.: [3, с. 119-120]).

На мой взгляд, такое предположение вполне правомерно. В сознании и жизни народа всегда присутствовали главные составляющие каждой из названных идеологем: мечты о свободе и стремление к ней (как сущность либерализма), приобретавшие часто крайние формы народного бунта, трудно усмиряемой вольницы (добавим, что сами либералы мечтали не только о свободе для народа, но и о его просвещении, которое должно было подготовить к полноценной самостоятельной гражданской жизни); извечное тяготение к социальной справедливости (социализм); наконец, приверженность традиционным национально-государственным ценностям (консерватизм). Не эти ли настроения, не эту ли, позволим себе такую формулировку, Русскую Правду, стремился нащупать и воплотить в своей политической программе П.И. Пестель? (В какой мере ему это удалось - предмет отдельного разговора.)

Но не только П.И. Пестель обнаруживал стремление к синтезу различных направлений общественной мысли. По очень верному определению В.А. Китаева, уже «в идеологии дворянской оппозиции екатерининской эпохи тесно переплетались между собой элементы либерализма и консерватизма», что особенно характерно было для идейной позиции М.М. Щербатова, стоявшего у истоков русского консерватизма [2, с. 24-25]. В стремлении одного из идеологов русского либерализма К.Д. Кавелина примирить исходные посылки славянофильства и западничества, занять «промежуточное положение» В.А. Китаев справедливо усмотрел отражение неоднородности его идейной позиции, «представлявшей собой сложный сплав либеральных и консервативных элементов» [1, с. 81]. С учетом по-

SScience Journal of VolSU. History. Area Studies. International Relations. 2017. Vol. 22. No. 6

179

ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

литико-идеологических самооценок Б.Н. Чичерина («охранительный» либерализм) В.А. Ки-таев предлагает «рассматривать его как мыслителя-публициста либерально-консервативного центра, оставлявшего за собой свободу дрейфа в данной системе координат» [2, с. 325]. (В этом контексте понятно, почему ученый принимает такое алогичное понятие, как «либеральный консерватизм», которое, по его замечанию, «весьма устойчиво в современной исторической и политической литературе» и отражает частичный компромисс консерваторов со своими идейными противниками - либералами [3, с. 76].) Сильное влияние социалистических идей определяло позицию либерального «Вестника Европы», который «историческая справедливость» требует поставить «в самое начало формирования социального либерализма в России» (см: [2, с. 271-274]). Примеры можно было бы продолжить.

«...XIX век звал в Утопию. Это правда. Но правда и то, что он же устами выдающихся русских мыслителей предупреждал о ее невозможности», - читаем в одной из работ В.А. Китаева [2, с. 3]. «Век звал» в консервативную славянофильскую ретроспективную утопию, о невозможности воплощения которой во весь голос предупреждали их оппоненты: либералы-западники. Звал в социалистическую утопию, в осуществление которой не верили ни консерваторы, ни либералы. Она действительно оказалась, как продемонстрировал наш собственный опыт, несбыточной и во многом подорвала веру в социалистические идеалы даже у тех, кто готов был поверить в «социализм с человеческим лицом». Даже при всей внешней привлекательности принципиально ненасильственного, отличающегося гуманистическим характером герценовского социализма. Наконец, XIX в. звал в либеральную утопию, отвергавшуюся и отвергнутую и правыми и левыми, едва ли мыслимую в России, где отсутствовали достаточные условия для утверждения полнокровного либерализма.

Сказанное возвращает нас к П.И. Пестелю: а что было бы, если бы в общественной мысли XIX в. удалось бы добиться полноценного синтеза либеральных, социалистических и консервативных идей? Получили бы мы еще одну Утопию? Или, наоборот, Утопии удалось бы избежать? Как удалось

бы избежать «русского бунта, бессмысленного и беспощадного», завершившего длительную, продолжавшуюся в течение XVIII -начала XX в. борьбу за выбор пути дальнейшего развития страны: консервативного, назовем его так, основанного на национально-государственных традициях, или либерального, западного? История не дала нам ответы на эти вопросы? Что же остается: только сожалеть? Думается, что нет.

В начале XXI в. Россия вновь оказалась на своеобразном цивилизационном распутье. Либеральные реформы 1990-х гг. определили, казалось, вектор дальнейшего развития страны. Однако значительная часть общества, посчитав себя обманутой, быстро разочаровалась не только в либеральных реформах, но и в либеральных идеях, во всяком случае в том их виде, в каком они реализовывались в России. Либеральную идеологию значительно потеснила консервативная. Но и полный отказ от либеральных начинаний 1990-х уже невозможен. Они прочно вошли в нашу современную жизнь, сделали почти нереальным возврат к прежней социалистической модели развития. Другими словами, вопрос о том, по какому пути пойдет Россия, пока остается открытым.

Необходимо извлекать уроки из богатого наследия, оставленного русской общественной мыслью периода ее расцвета, то есть XIX в., «уроки идейной борьбы вокруг неза-вершившейся либеральной модернизации России» актуальны и сегодня [2, с. 3]. И, не побоюсь этого утверждения, самым надежным путеводителем по истории русской общественной мысли названного периода будут труды В.А. Китаева.

Быть может, достаточно уже выпало на нашу долю революций «снизу» и революций «сверху»? «Пути русской мысли» В.А. Кита-ева ведут к синтезу всего лучшего, что досталось нам как интеллектуальное наследство от позапрошлого столетия. Не здесь ли одновременно и путь к нашему национальному примирению и единству?

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Китаев, В. А. Либеральная мысль в России (1860-1880 гг.) / В. А. Китаев. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2004. - 380 с.

О.В. Кузнецов. «Пути русской мысли» В.А. ^таева: к юбилею ученого

2. Китаев, В. А. XIX век: пути русской мысли / В. А. Китаев. - Н. Новгород : Изд-во Нижегород. гос. ун-та, 2008. - 355 с.

3. Китаев, В. А. Общественная мысль и историческая наука в России XVIII-XX вв.: проблемы историографии / В. А. Китаев. - Н. Новгород : Изд-во ННГУ 2016. - 271 с.

4. Кузнецов, О. В. «Время историка»: о книге В.А. Китаева «Общественная мысль и историческая наука в России XVIII-XX вв.: проблемы историографии» (Нижний Новгород : Изд-во ННГУ, 2016. - 271 с.) / О. В. Кузнецов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. - 2016. - Т. 21, №> 3. - С. 143-149. - DOI: http:// dx.doi.org/10.15688/jvolsu4.2016.3.17.

REFERENCES

1. Kitaev V.A. Liberalnaya mysl v Rossii (1860-1880gg.) [The Liberal Thought in Russia (1860-1880)]. Saratov, Izd-vo Sarat. un-ta, 2004. 380 p.

2. Kitaev V.A. XIXvek: puti russkoy mysli [The 19th Century: Ways of Russian Thought]. Nizhny

Novgorod, Izd-vo Nizhegorodskogo gosuniversiteta Publ., 2008. 355 p.

3. Kitaev V.A. Obshchestvennaya mysl i istoricheskaya nauka v Rossii XVIII - XX vv. : problemy istoriografii [Social Thought and Historical Science in Russia in the 18th-20th Centuries: Problems of Historiography]. Nizhny Novgorod, Izd-vo Nizhegorodskogo gosuniversiteta, 2016.271 p.

4. Kuznetsov O.V. «Vremya istorika»: o knige V.A. Kitaeva «Obshchestvennaya mysl i istoricheskaya nauka v Rossii XVIII-XX vv.: problemy istoriografii». (Nizhniy Novgorod: Izd-vo NNGU, 2016.271 p.) ["The Time of the Historian": on the Book by V.A. Kitaev "Public Thought and Historical Science in Russia in the i 8th-19th Centuries : Problems of Historiography". (Nizhny Novgorod, Izd-vo Nizhegorodskogo gosuniversiteta, 2016. 271 p.)]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4, Istoriya. Regionovedeniye. Mezhdunarodnyye otnosheniya [Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations], 2016, vol. 21, no. 3, pp. 143149. DOI: http://dx.doi.org/10.15688/jvolsu4. 2016.3.17.

Information about the Author

Oleg V. Kuznetsov, Candidate of Sciences (History), Associate Professor, Department of History of Russia, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, histrus@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0002-2075-6003

Информация об авторе

Олег Викторович Кузнецов, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, histrus@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0002-2075-6003

Science Journal of VolSU. History. Area Studies. International Relations. 2017. Vol. 22. No. 6

181

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.