Научная статья на тему 'Пути решения проблемы развития социально-экономического потенциала регионов'

Пути решения проблемы развития социально-экономического потенциала регионов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
261
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫБОЛОВСТВО / РЫБОВОДСТВО / ВОДОЕМЫ / ВОДНЫЕ БИОРЕСУРСЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коптев В.И.

Рассмотрены проблемы существующего в России дисбаланса интересов рыбопромышленников внешних и внутренних водоемов. Приведена негативная оценка действиям Федерального агентства по рыболовству, которое занимает сторону крупных рыбопромысловых компаний и производств, тем самым игнорируя и нанося ущерб рыбакам и производителям внутренних морей, озер и иных водоемов. Внесены предложения об изменениях в законодательство России, учитывая при этом интересы всей рыбопромышленной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути решения проблемы развития социально-экономического потенциала регионов»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

УДК 338.984 (045)

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ

Коптев В.И.,

начальник отдела рыболовства, рыбоводства и аквакультуры Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия, г. Абакан

Аннотация: Рассмотрены проблемы существующего в России дисбаланса интересов рыбопромышленников внешних и внутренних водоемов. Приведена негативная оценка действиям Федерального агентства по рыболовству, которое занимает сторону крупных рыбопромысловых компаний и производств, тем самым игнорируя и нанося ущерб рыбакам и производителям внутренних морей, озер и иных водоемов. Внесены предложения об изменениях в законодательство России, учитывая при этом интересы всей рыбопромышленной отрасли.

Ключевые слова: Рыболовство, рыбоводство, водоемы, водные биоресурсы, законодательство.

Abstract: Problems of a disbalance of interests of manufacturers of fish of external and internal reservoirs existing in Russia are considered. The negative estimation to actions of Federal agency on fishery which takes the part of the large fishery companies and manufactures is resulted, thereby ignoring and putting a damage to fishermen and manufacturers of closed seas, lakes and other reservoirs. Offers on changes in the legislation of Russia are made, considering thus interests of all fishing branch.

Key words: Fishery, fish culture, reservoirs, water bioresources, the legislation.

В 2010 году, на то время действующий руководитель Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) Андрей Крайний, в своем выступлении сказал: «Общее состояние рыболовства во внутренних водоемах чрезвычайно тяжелое. Мы много говорим о технической отсталости нашего морского рыболовного флота, но когда речь заходит о пресноводных хозяйствах, картина предстает просто плачевная» [2]. Минуло 4 года, а о нынешней ситуации на внутренних пресноводных водоемах можно сказать тоже самое, она мало чем изменилась со времен господина А. Крайнего. Сказать, что Росрыболовство не занимается рыбной отраслью, будет неверно. Здесь, как и везде, идет процесс «реформирования». Предприятия, занимающиеся морским и океаническим промыслом, живут. А вот огромное количество внутренних водоемов, разбросанных по необъятным просторам страны, и ранее использовавшихся в целях рыбоводства, сегодня «де юре» подведомственны и «управляются» Росрыболовством, а «де факто» являются бесхозными.

Эти водоемы давно в сфере пристального внимания предпринимателей. В администрациях регионов лежит масса писем с просьбами отдать их в аренду. Вроде бы, все нормально - пруд или озеро под рыбоводство заберет предприниматель, а регион получит рыбу, рабочие места и налоги. Но удовлетворить эти просьбы нет возможности: проблема в том, что механизм передачи и порядок эксплуатации этих водоемов регулируют не регионы, а Росрыболовство. Оно не может, по большому счету, грамотно управлять океаническим и морским рыболовством, переработкой выловленных ихтиоресурсов, охраной водных биологических ресурсов, в своей морской экономической зоне - флотом, портовым хозяйством, марикультурой, но при всем этом с патологическим упорством забирает на себя полномочия по управлению мелкими пресноводными водоемами, сельскохозяйственным рыбоводством и аквакультурой на них.

Регионы, как никто другой, заинтересованы, чтобы в их водоемах водилась рыба: готовы охранять, зарыблять, проводить мелиоративные работы и, естественно, получать дивиденды от этой экономической деятельности. Ведь продукция, в конечном счете, пойдет на стол именно местных жителей и поспособствует развитию рекреационной деятельности на сельских территориях. Но руки им связывает Федеральный закон № 166 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» [4] и другие подзаконные акты, узаконенные с подачи Росрыболовства. Выходит, в ведомстве лучше знают - каковы озера и пруды в Хакасии и что могут дать.

Внутренние водоемы страны должны работать на экономику региона - это простая истина! Это будет развивать экономику страны в целом, обеспечивать и укреплять, равномерно, по всей территории Российской Федерации, продовольственную безопасность. Здравый смысл говорит, что именно местные региональные органы власти должны определять необходимые условия и направления развития отрасли на своих территориях. Это позволит предпринимателям решать все вопросы на местах, без лишней волокиты и бесконечных, длящихся годами, согласований в федеральных структурах. Однако Росрыболовство отказывается делегировать регионам такие полномочия.

Простой пример - Постановление Правительства РФ от 14.04.2008 № 264 (ред. от 10.09.2012) «О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства и заключении такого договора» [1] требует от заявителей, намеренных заняться рыбопромысловой деятельностью, наличие в собственности или в долгосрочной аренде рыбоперерабатывающего завода (!), соответствующего санитарно-эпидемиологическим требованиям и правилам, причем находящегося именно в том муниципальном районе, на территории которого находится или к территории которого примыкает рыбопромысловый участок. Эти требования выглядят вполне резонными в случае осуществления морского промышленного рыболовства, где площадь участков может измеряться сотнями квадратных километров, а объемы вылова сотнями тысяч тонн рыбы в год. Но те же требования по отношению к промышленному рыболовству на внутренних пресноводных водоемах (на озерах, реках и водохранилищах), где площадь рыбопромысловых участков составляет зачастую несколько гектаров, а объемы вылова не превышают и десятка тонн в год - выглядят, мягко говоря, абсурдными. Ну, кто будет строить рыбоперерабатывающий завод, задействовать трудовые ресурсы, вкладывать материальные и денежные средства в создание производства еще до конкурса?! Ведь прибыли от использования рыбопромыслового участка (в случае победы в конкурсе) будут отнюдь не баснословными, а кроме того, есть вероятность, что твою заявку на участие в конкурсе просто снимут на стадии рассмотрения по каким-либо вполне законным основаниям.

Поэтому конкурсы на предоставление рыбопромысловых участков на внутренних пресноводных водоемах, проводимые органами власти субъектов Российской Федерации, заканчиваются как раз на стадии рассмотрения заявок. Далее всех заявителей не допускают к участию, поскольку они не имеют рыбоперерабатывающий завод со штатом рабочих. В итоге отрасль не развивается, люди вынуждены искать другие способы заработка, водоемы, которые могли бы давать товарную рыбу, закрыты для предпринимателя.

На Красноярском водохранилище (в границах Республики Хакасия) сформировано 44 рыбопромысловых участка. 18 участков были переданы в аренду до вступления в силу Постановления № 264 (14.04.2008), оставшиеся 26 участков нельзя использовать в силу невыполнимых требований 264 Постановления (нужно построить 44 рыбоперерабатывающих завода). Отсюда квоты, выделяемые республике на эти участки, не осваиваются, регион недополучает сотни тонн рыбы и рыбной продукции.

Другими словами гигантский потенциал Российской Федерации, благодаря «политике», проводимой Росрыболовством, так и остается потенциалом. Миллиардные суммы, выделяемые этому ведомству, направляются на нужды океанического и морского рыболовства. И до субъектов, которые не связаны с морями и океанами, и в которых невозможно получить сверхприбыли, «руки» Росрыболовства и деньги, направляемые на развитие ВСЕХ направлений рыбохозяйственного комплекса, не доходят.

В аквакультуре (рыбоводстве) весь цикл выращивания рыбы осуществляется под контролем человека. Это одомашненные породы рыб, прошедшие длительный путь селекции. Большое значение здесь имеют разработка современных биотехнологий содержания, выращивания и кормления рыб, селекционно -племенная работа, направленная на получение высокопродуктивных пород, а также профилактика и лечение болезней. То, что в новом Федеральном законе от 02.07.2013 № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3] рыбоводство отнесено к сельскохозяйственному производству - радует. То, что формирование нормативно - правовой базы по аквакультуре оставлено за Росрыболовством - удручает. Это равносильно тому, что законодательную базу для сельскохозяйственного животноводства стала бы готовить и регулировать охотинспекция - давать разрешения на разведение (спаривание лошадей, свиней, коз, кроликов), разрешение на возможный процент изъятия, выдавала лицензии на забой и так далее.

Росрыболовство долго и с завидной настойчивостью, под благовидными предлогами, саботировало принятие закона «Об аквакультуре» для внутренних пресноводных водоемов. И продолжало бы это делать, если бы этот вопрос, лично, под свой контроль, не взяли Президент и Премьер.

Мощнейшему рыбопромышленному лобби не нужно развитие аквакультуры на внутренних

пресноводных водоемах. Лоббистам необходимо, чтобы вся страна ела только морскую и океаническую рыбу. Хорошей пресноводной рыбы на прилавках магазинов практически нет и при такой расстановке приоритетов, очевидно, еще долго не будет.

Для реального, а не декларируемого, развития аквакультуры в Российской Федерации необходима новая, социально ориентированная политика и законодательная база, которая действительно сделает аквакультуру (рыбоводство) подотраслью животноводства, позволит решать вопросы приоритетных нацпроектов -устойчивого развития сельских территорий и демографической политики, продовольственной безопасности. Необходимо до минимума свести внутриведомственную коррупционную составляющую и беспрецедентное лоббирование морского и океанического рыболовства в ущерб развитию аквакультуры на внутренних пресноводных водоемах. Все что для этого требуется - разделить вопросы организации промышленного рыболовства (промышленная деятельность) и производство аквакультурной продукции на внутренних пресноводных водоемах (сельскохозяйственная деятельность). Естественно, с соответствующим разделением государственного финансирования на два независимых потока. Более реальную (ориентированную на рыбоводные хозяйства) законодательную базу для аквакультуры, под эгидой Минсельхоза РФ могла бы выполнить Ассоциация «Росрыбхоз» имеющая свои научные организации, штат высококвалифицированных специалистов и обладающая гигантским опытом организации практического рыбоводства на внутренних пресноводных водоемах.

Под патронажем Росрыболовства аквакультура, на внутренних пресноводных водоемах всегда будет на последнем месте, а значит, и финансироваться будет по остаточному принципу. Реальная значимость, огромный экономический, социальный потенциалы аквакультуры для всех регионов Российской Федерации, в конечном итоге будут дискредитированы и сведены на нет.

Считаем, что нужно все вопросы, касающиеся аквакультуры, кардинально вывести из юрисдикции Росрыболовства и направить именно в русло сельскохозяйственного производства. То есть, передать, например, Департаменту животноводства и племенного дела Минсельхоза России, который имеет к аквакультуре несомненно большее отношение, чем Росрыболовство. Если это произойдет, то выделение рыбопромысловых участков, квоты на добычу рыбы, финансирование всех проектов, новые рабочие места, налоги - все это будет в ведении местных властей. Значит, выгоду получит местный житель, местный бизнес, местный бюджет. А, в конечном счете, регион, и экономика всей страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Постановление Правительства РФ от 14.04.2008 № 264 (ред. от 10.09.2012) «О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства и заключении такого договора» (вместе с «Правилами организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства», «Правилами подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства») // Правовой сайт «Консультант-Плюс». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=135312 (дата обращения 15.07.2014).

2. С пресноводной рыбалкой ситуация поправимая // Интернет - портал «Фишньюс». URL: http://fishnews.ru/news/12305 (дата обращения 08.07.2014).

3. Федеральный закон от 02.07.2013 № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Правовой сайт «Консультант-Плюс». URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148460 (дата обращения 06.08.2014).

4. Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» // Правовой сайт «Консультант-Плюс». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=164924 (дата обращения 13.08.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.