Научная статья на тему 'ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЬЕ'

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЬЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / МОЛОДАЯ СЕМЬЯ / МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ / FAMILY / VALUE ATTITUDE / YOUNG FAMILY / YOUNG GENERATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мазур Д.Н.

В настоящее время общество столкнулось с массой трудностей, обусловливающих деформацию и искажение ценностного отношения старшеклассников к семье. Причиной этому являются, в первую очередь, перемены в сфере семейных отношений, снижение авторитета семьи в глазах подрастающего поколения, метаморфозы в области ценностных установок, нравственности общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мазур Д.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO SOLVE THE PROBLEM OF FORMING A VALUE RELATION OF SENIOR PUPILS TO THE FAMILY

At this historical stage, the society has faced a lot of difficulties causing the deformation of the high school students' value attitude towards the family. The reasons for this are, first and foremost, changes in the field of family relations, a decline in family prestige in the eyes of the younger generation, metamorphoses in the field of value systems, and the morality of society as a whole.

Текст научной работы на тему «ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЬЕ»

Модель Б. Такмена обладает большой популярностью, так как имеет четкую структуру и описание каждой стадии. Но данная модель также несовершенна, как и многие другие. Б. Такмен не учел, что каждый человек является самостоятельной личностью, которая не похожа на кого-то другого. Из-за такой неповторимости каждого индивида возникает множество вариантов развития каждой группы. Поэтому модель Такмена является лишь примерной характеристикой любой группы. [2, с. 54]

Мнения двух рассмотренных авторов различны между собой. Тем не менее, можно выделить схожие этапы жизни коллектива. Среди них: формирование (притирка), ближний бой (бурление), экспериментирование (нормирование), эффективность (функционирование) и роспуск (смерть).

Использованные источники:

1. Резник С. Д. Организационное поведение: Учебник / Резник С. Д., 4-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 460 с.

2. Чанько А. Д. Команды в современных организациях: учебник / А. Д. Чанько; Высшая школа менеджмента СПбГУ. - СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2011. - 408 с.

УДК 37.1174

Мазур Д.Н. студент 2 курса магистратуры направление подготовки: педагогическое образование, магистерская программа «Воспитательная деятельность с молодежью», Северный (Арктический) Федеральный Университет

имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Архангельск

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЬЕ

Аннотация: В настоящее время общество столкнулось с массой трудностей, обусловливающих деформацию и искажение ценностного отношения старшеклассников к семье. Причиной этому являются, в первую очередь, перемены в сфере семейных отношений, снижение авторитета семьи в глазах подрастающего поколения, метаморфозы в области ценностных установок, нравственности общества в целом.

Ключевые слова: семья, ценностное отношение, молодая семья, молодое поколение.

Mazur D.N.

2-year student of the master's program, training direction: pedagogical éducation, master's program "Educational

activities with youngpeople", Northern (Arctic) Federal University behalf of M. V. Lomonosov, Russia,

Arkhangelsk

Г\ л

WAYS TO SOLVE THE PROBLEM OF FORMING A VALUE RELATION OF SENIOR PUPILS TO THE FAMILY

Annotation: At this historical stage, the society has faced a lot of difficulties causing the deformation of the high school students' value attitude towards the family. The reasons for this are, first and foremost, changes in the field offamily relations, a decline in family prestige in the eyes of the younger generation, metamorphoses in the field of value systems, and the morality of society as a whole.

Key words: family, value attitude, young family, young generation.

Патриархальная семья в привычном понимании заменяется нуклеарной. Происходит это не только на уровне нашей страны, но и на общемировом уровне. Современная молодежь не стремится связывать себя узами брака. Все более популярным становится движение «чайлд-фри», характеризуемое нежеланием молодых пар обзаводиться потомством. Огромное количество людей по всему миру воспринимают сегодня детей не как естественное продолжение рода, двоих любящих людей, но как обузу, ненужный атрибут отжившей модели патриархального брака. [2,с.104]

Одним словом, молодежь сегодня сталкивается с тем, что «заводить семью - не модно», и, конечно же, неукоснительно следует такой тенденции. Говорить о вреде создавшегося положения излишне, поскольку отмирание института семьи чревато самыми масштабными негативными последствиями.

Современные условия таковы: главным в семье становится не производство и воспитание потомства, а отношения между супругами. В силу многих объективных обстоятельств, к каким можно отнести политический и экономический кризис, многочисленные социальные пертурбации, потрясшие нашу страну в последние десятилетия, усиливающийся стресс, захлестнувший почти все слои населения страны, следует внимательно относиться к потребностям как молодых, так и зрелых семей. На государственном уровне необходимо решать проблемы формирования толерантного отношения к разным видам семей.

Многие современные исследования последнего времени подтверждают, что многих кризисных моментов в семье могут быть разрешены при наличии ответственного и внимательного подхода к явлению семьи со стороны общества.

Формирование ценностного отношения к семье должно формироваться уже в школе. Работа со старшеклассниками в этом направлении -немаловажная часть духовного воспитания подрастающего поколения. Подготовка молодых людей к семейной жизни настолько же значимый процесс, как и подготовка к профессиональной деятельности.

Ценностное отношение к семье - важная часть адаптационного процесса социализации личности. Совместная работа школы и семьи

'LDXL

А

старшеклассника - залог успешного результата в вопросе формирования ценностного отношения обучающегося к семье.

На данный момент, к сожалению, в России не уделяется должного внимания вопросу формирования ценностного отношения к семье. Наиболее остро это ощущается в исследования сексуального поведения старшеклассников, диагностировании их репродуктивного здоровья. Исследователи вынуждены констатировать: в молодежной среде господствует низкая сексуальная культура. Эта проблема в образовательных учреждениях решается лишь в контексте контрацепции, профилактики ЗППП; планированию же семьи и воспитанию ценностного к ней отношения уделяется куда меньше внимания. [1,с.34]

Проводимые мероприятия по сексуальному просвещению имели положительные результаты, однако их было недостаточно для формирования безопасного сексуального поведения, учитывая всю остроту проблемы. Следует остановиться еще на одном аспекте исследуемой проблемы.

Так, речь идет о низкой правовой грамотности среди россиян, в том числе и среди старшеклассников. В обществе не разработаны меры для повышения правовой грамотности населения. Достаточно низкая активность и заинтересованность самой молодежи в вопросах ценностного отношения к семье.

Так по данным социологического опроса различных категорий молодого поколения, читают регулярно литературу по проблемам семьи и отношения к семье 5%, читали однажды - 25%, вообще не читали - 65%, ничего не слышали о такой литературе - 5%. Позитивным следует считать наличие у различных категорий молодого поколения ориентации на семейный образ жизни. [1]

Мотивами вступления в брак являются базовые супружеские ценности - любовь, рождение и воспитание детей в семье, доверительное общение с близким человеком. Резюмировав, можно сказать, что многие проблемы современной семьи происходят из-за незнания традиций, обычаев, а также ценностного отношения к семьи, из-за неумения решать проблемы молодой семьи в настоящем и будущем, из-за низкого уровня знаний по вопросам семейной конфликтологии, а также из-за отсутствия должных установок на семью и брак. Наряду с решением уже известных проблем семьи, связанных с повышением ее уровня жизни, а также ценности института семьи для государства и общества, укрепление семьи как социального института, профилактика деструктивных тенденций, важно формировать должное позитивное отношение среди старшеклассников к семье и браку. Помимо социальной рекламы в СМИ, различных мероприятий, посвященных проблемам молодой семьи, необходима целенаправленная подготовка молодого поколения к вступлению в брак еще задолго до создания семьи. К такому выводу пришли отечественные и зарубежные исследовате современной семьи.

Однако важны не только знания. Необходимы должные позитивные установки на семью и брак, готовность реализовать заявленные установки на практике в повседневной семейной жизни.

В современных условиях, когда внешний социальный контроль за поведением старшеклассников ослабел, а силы внутреннего еще не сформированы, необходимо воспитание культуры чувств, а также формировать ценностное отношения к семье, и умения жить в семье.

Следует подчеркнуть, что «Семья как основа формирования ценностного отношения старшеклассников к семье»; недостаточно только одного понимания родителями и семьёй в целом своей роли и даже готовности ее выполнять.

Необходим соответствующий уровень духовнонравственной, эстетической, правовой культуры самой семьи как среды и субъекта воспитания.

Из вышесказанного можно сделать вывод: отношение к семье как социально значимой ценности - это личностное новообразование, характеризующееся пониманием личностью значимости семейных традиций как основы преемственности поколений и социального единства, принятием личностного смысла ценности «семья». Важнейшая государственная задача - способствовать формированию ценностного отношения к семье у молодых людей, начиная со школьной скамьи.

Использованные источники:

1. Официальный сайт Министерства образования и науки Архангельской области - http://www.arkh-edu.ru/content/news/news.php?amp%3BELEMENT_ID=75270&login=yes&PAG ЕК_1=6

2. Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления. //Воспитание школьников, - № 3, - 2012.

3. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.С. Селиванов, М.: Академия, 2011.

А

^74

V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.