Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №11. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/60
УДК 656.2 https://doi.org/10.33619/2414-2948/60/39
JEL classification: O25; R41; R58
ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПАССАЖИРСКИХ ПРИГОРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК ПРИ ПОМОЩИ МУЛЬТИМОДАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ
©Куликов Е. О., Уральский государственный университет путей сообщения,
г. Екатеринбург, Россия ©Жужгова Ю. Е., ORCID: 0000-0003-3498-5752, канд. техн. наук, Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург, Россия, [email protected]
WAYS TO SOLVE THE PROBLEMS OF PASSENGER SUBURBAN TRANSPORTATION WITH THE HELP OF THE MULTIMODAL TRANSPORTATION SYSTEM
©Kulikov E., Ural State University of Railway Transport, Yekaterinburg, Russia ©Zhuzhgova Yu., ORCID: 0000-0003-3498-5752, Ph.D., Ural State University of Railway Transport, Yekaterinburg, Russia, [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается проблемы и пути решения пассажирских пригородных перевозок как фактор роста спроса на железнодорожные перевозки, уменьшения их стоимости и времени продолжительности в пути. Изучается мультимодальная транспортная система, которая модернизируется и применяется на маршруте Красноуфимск-Дружинино-Екатеринбург. В заключении делается вывод, что необходимо рассчитать пропускную способность на пути следования скоростного электропоезда, провести анализ пассажиропотока из каждого пункта отправления, рассчитать затраты необходимые для реализации данного проекта.
Abstract. The article deals with the problems and solutions of suburban passenger transport as a factor of increasing demand for rail transport, reducing their cost and travel time. We are studying a multimodal transport system that is being upgraded and used on the route Krasnoufimsk-Druzhinino-Yekaterinburg. In conclusion, it is concluded that it is necessary to calculate the bandwidth of the path of the high-speed train, an analysis of traffic flow from each departure point, calculate the costs necessary for the project.
Ключевые слова: пригородные пассажирские перевозки, железнодорожный транспорт, конкурентоспособность пригородного сообщения.
Keywords: suburban passenger transportation, railway transport, competitiveness of suburban transport.
Пригородные пассажирские перевозки на железнодорожном транспорте — важнейшая составляющая перевозочного процесса. Характерная особенность таких перевозок является их массовость. В пригородном сообщении железнодорожным транспортом отправляется более 90% от общего числа пассажиров, отправленных во всех видах пассажирского сообщения [1-7].
В настоящее время пассажирские перевозки в нашей стране по ряду причин являются
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №11. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/60
убыточными. Особенно в пригородных сообщениях, которые на данный момент нерегулярные, небезопасные, имеют большие затраты по времени и стоимости проезда, некомфортабельные, но имеющие большой спрос среди населения.
Статистика, представленная в Таблице 1 пассажиропотока показывает, что спрос на железнодорожный вид транспорта с каждым годом сокращается. С 2008 г. по 2018 г. пассажиропоток снизился на 49% что является критичным для железнодорожного транспорта. Связано это с ростом конкуренции на рынке пригородных перевозок и растущими требованиями пассажиров к качеству оказываемых услуг. Снижение спроса на перевозки пригородного железнодорожного транспорта, приводит к изоляции регионов и отчуждению пригородных зон от крупнейших мегаполисов.
Таблица 1.
СТАТИСТИКА ПАССАЖИРОПОТОКА В ПРИГОРОДНОМ СООБЩЕНИИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ c 2008-2018 гг. (Свердловская область), тыс. пасс
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
25424 20191 16723 15992 16870 15014 13852 13591 14031 13581 13177
Основным конкурентом в пригородном сообщении для железнодорожного транспорта является автомобильный. На данный момент 70% железнодорожных линий имеют параллельные автомобильные дороги.
На данный момент в Свердловской области имеются маршруты по которым железнодорожный транспорт не осуществляет пригородные перевозки лучше, чем автомобильный. Одним из таких маршрутов является Красноуфимск-Екатеринбург. Недостатки железнодорожного транспорта на данном маршруте следующие: -добраться до Екатеринбурга можно только на пассажирском поезде дальнего следования;
- стоимость проезда значительно дороже, чем на автобусе;
-время в пути больше, чем на автобусе;
-расположение железнодорожного вокзала далеко от центра.
Ниже в Таблицах 2-3 представлены расписания на 16 апреля 2020 г., с официальных сайтов перевозчиков, в которых отражены данные недостатки.
Таблица 2.
РАСПИСАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА (Маршрут Красноуфимск-Екатеринбург, расписание на 16 апреля 2020 г.)
Время отправления Время прибытия Время в пути Минимальная стоимость
2:14 6:22 4 часа 8 мин от 849 рублей
8:30 12:20 3 часа 50 мин от 835 рублей
11:45 16:20 4часа 35 мин от 910 рублей
13:58 17:46 3 часа 48 мин от 895 рублей
16:34 20:19 3 часа 45 мин от 1290 рублей
19:42 23:35 3 часа 53 мин от 910 рублей
Из-за вышеперечисленных недостатков снижается пассажиропоток в результате чего становится нерентабельно заниматься пригородными пассажирскими перевозками на данном маршруте. Но отказ от железнодорожного транспорта невозможен так как сокращение отрицательно скажется на мобильности населения и повысит нагрузку на автомобильные
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №11. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/60
перевозки.
Таблица 3.
РАСПИСАНИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА (АВТОБУС) (Маршрут Красноуфимск-Екатеринбург, расписание на 16 апреля 2020 г.)
Время Время Время в пути Минимальная Вокзал
отправления прибытия стоимость, руб.
3:45 7:42 3 часа 57 мин 654 Южный
4:00 7:55 3 часа 55 мин 654 Северный
5:35 9:32 3 часа 57 мин 654 Северный
6:20 10:19 3 часа 59 мин 654 Южный
6:55 10:52 3 часа 57 мин 654 Южный
8:00 11:49 3 часа 49 мин 654 Южный
8:35 12:32 3 часа 57 мин 654 Южный
8:55 12:44 3 часа 49 мин 654 Южный
9:30 13:29 3 часа 59 мин 654 Южный
9:55 13:52 3 часа 57 мин 654 Южный
11:25 15:14 3 часа 49 мин 654 Южный
11:40 15:37 3 часа 57 мин 654 Северный
12:25 16:20 3 часа 55 мин 654 Южный
13:05 17:03 3 часа 58 мин 654 Северный
14:25 18:20 3 часа 55 мин 654 Южный
14:55 18:50 3 часа 55 мин 654 Южный
16:05 20:00 3 часа 55 мин 654 Южный
17:25 21:20 3 часа 55 мин 654 Южный
Кроме этого автобусы тоже обладают существенными недостатками: -данный транспорт более опасный чем железнодорожный (на Рисунке 1 приведена статистика ДТП за 2019 г.);
-из-за сильной загруженности автомобильных дорог, время в пути существенно больше, чем на скоростном электропоезде;
-стоимость проезда очень высокая, по сравнению со скоростным электропоездом; -автобусный парк на данный момент очень сильно устарел, что доставляет ряд неудобств для пассажиров;
Из-за всех вышеперечисленных недостатков также, как и на железнодорожном транспорте образуется маленький спрос, который сокращает количество рейсов и может привести к закрытию автобусных компаний.
Для решения всех вышеперечисленных недостатков необходимо внедрение на данном маршруте мультимодальной перевозки. Так как на данном маршруте маленькая пропускная способность на станции Дружинино, разный ток питания, а стоимость оборудования очень высокая, что делает применение скоростного электропоезда нерентабельным.
Мультимодальные транспортные системы (МТС) в пригородном сообщении имеют следующие отличительные особенности:
-перевозка осуществляется «от двери до двери» с использованием принципов логистики;
-на каждом звене перевозочного процесса обеспечивается сбалансированность предлагаемых мест;
-доставка пассажиров по маршруту производится несколькими видами транспорта,
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №11. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/60
работающими по единому согласованному графику;
- перевозка организуется и осуществляется одним лицом, которое может осуществлять перевозку самостоятельно или поручить ее реализацию каким-либо другим лицам;
- поездка осуществляется по сквозному транспортному документу (билету);
- обеспечивается единый уровень качества обслуживания пассажиров на всех видах транспорта в соответствии с классом поездки. Все перечисленные особенности относятся к полной МТС (Рисунок 2).
Рисунок 1. Статистика дорожно-транспортных происшествий за 2019 г.
Полный МТС в пассажирском сообщение можно назвать комплекс из двух и более видов транспорта, имеющих соответствующие количественные характеристики и качественные параметры и работающих по единому согласованному расписанию и единому сквозному проездному документу (билету) «от двери до двери». Также существует неполная МТС, которая представлена на Рисунке 2.
Неполную МТС отличает то, что ее организатор осуществляет перевозку пассажиров не «от двери до двери», а только на отдельном этапе их маршрутов передвижения. Например, с помощью МТС, включающей электропоезда и пригородный автотранспорт, пассажиры доставляются на головную станцию, а далее самостоятельно организуют свою поездку с использованием городского транспорта.
Кроме того, для реализации полной МТС необходимо решить вопросы, связанные с разработкой и реализацией единого проездного документа на все виды транспорта, участвующих в МТС. Первые шаги к этому уже были предприняты — многие пассажиры уже используют единую транспортную карту при проезде в метро и на пригородном железнодорожном транспорте.
В целом МТС в обслуживании пригородных пассажирских потоков имеет своей целью разумное объединение видов транспорта в использовании технических средств для сокращения непроизвольных простоев социально-значимых и платежеспособных сегментов пассажиропотока и организацию согласованного высококачественного обслуживания пассажиров, для получения гарантированных доходов от транспортных услуг, обеспечивающих безубыточную работу видов транспорта. Главной особенностью, которую следует учитывать при организации МТС в пригородном железнодорожном сообщении, является географическая привязанность путей, сообщения, а также то, что электропоезда могут обращаться только между зонными техническими станциями. Это обусловлена особая значимость в МТС связи между электропоездами и автотранспортом, именно эти виды транспорта обслуживают ежедневные массовые поездки населения. Автотранспорт может
£) ® 1
¿Td^HZZ^H Тип лицензии СС: Attribution 4.0 International (СС Bh 4.0)
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №11. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/60
как непосредственно доставлять пассажиров до места назначения, так и передавать пассажиропоток с электропоездов на другие виды транспорта.
а) полная
б) неполная
Условные обозначения: Э - электропоезд, А - автобус, Мт - маршрутное такси, М - метро, Т - трамвай, Тб - троллейбус,
-► - перевозка осуществляется организатором ИТС,
----пассажир самостоятельно выбирает вид транспорта.
Рисунок 2. Примеры полной и неполной ИТС.
На маршруте «Красноуфимск-Дружинино-Екатеринбург» будет использоваться неполная МТС. Но чтобы решить проблему спроса полностью на данном участке необходимо модернизировать используемую мультимодальную транспортную систему, а именно объединить несколько маршрутов в один общий и сделать пассажиропоток по максимум, с меньшим количеством затрат. Ниже на Рисунке 3 представлена карта для пассажирских пригородных перевозок на рассматриваемом мною участке.
При использовании мультимодальной транспортной системы на данном участке:
-повысит спрос на железнодорожные пригородные пассажирские перевозки;
увеличит объемы и качество перевозки за счет развития комплекса услуг с другим видом транспорта;
-снизит стоимость проезда за счет применения на половине пути скоростного электропоезда;
-уменьшит время в пути при сокращении простоя на станции Дружинино и при исключении пробок в городе Екатеринбурге;
-улучшит доступность к вокзалам в маленьких городах;
-увеличит безопасность передвижения, так как на автобусных маршрутах будет низкий транспортный поток.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №11. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/60
Рисунок 3. План пассажирских пригородных перевозок на рассматриваемом участке с применением неполной МТС.
Перед применением данного метода перевозки пассажиров в пригородном сообщении необходимо рассчитать пропускную способность на пути следования скоростного электропоезда, провести анализ пассажиропотока из каждого пункта отправления, рассчитать затраты необходимые для реализации данного проекта.
Список литературы:
1. Пазойский Ю. О. Пассажирские перевозки на железнодорожном транспорте. М., 2015. 295 с.
2. Гудков В. А. Пассажирские автомобильные перевозки. М.: Академия, 2006. 355 с.
3. Вайкуленко С. П. Интермодальные перевозки в пассажирском сообщении с участием железнодорожного транспорта. М., 2014. 195 с.
4. Ковалев К. Е. Логистика пригородных пассажирских перевозок. СПб: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2017. 57 с.
5. Федоров Л. С. Транспортная логистика. СПб.: КНОРУС, 2015. 257 с.
6. Резер С. М. Логистика пассажирских перевозок на железнодорожном. М., 2007. 516 с.
7. Кудрявцева В. А. Организация железнодорожных пассажирских перевозок. М.: Академия, 2008. 256 с.
References:
1. Pazoiskii, Yu. O. (2015). Passazhirskie perevozki na zheleznodorozhnom transporte. Moscow. (in Russian).
2. Gudkov, V. A. (2006). Passazhirskie avtomobil'nye perevozki. Moscow. (in Russian).
3. Vaikulenko, S. P. (2014). Intermodal'nye perevozki v passazhirskom soobshchenii s uchastiem zheleznodorozhnogo transporta. Moscow. (in Russian).
4. Kovalev, K. E. (2017). Logistika prigorodnykh passazhirskikh perevozok. St. Petersburg. (in Russian).
5. Fedorov, L. S. (2015). Transportnaya logistika. St. Petersburg. (in Russian).
£) (Dl
¿aKI^M Tun лицензии СС: Attribution 4.0 International (СС Bh 4.0)
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com
Т. 6. №11. 2020 https://doi.org/10.33619/2414-2948/60
6. Rezer, S. M. (2007). Logistika passazhirskikh perevozok na zheleznodorozhnom. Moscow. (in Russian).
7. Kudryavtseva, V. A. (2008). Organizatsiya zheleznodorozhnykh passazhirskikh perevozok. Moscow. (in Russian).
Работа поступила в редакцию 11.10.2020 г.
Принята к публикации 17.09.2020 г.
Ссылка для цитирования:
Куликов Е. О., Жужгова Ю. Е. Пути решения проблем пассажирских пригородных перевозок при помощи мультимодальной транспортной системы // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №11. С. 312-318. https://doi.org/10.33619/2414-2948/60/39
Cite as (APA):
Kulikov, E., & Zhuzhgova, Yu. (2020). Ways to Solve the Problems of Passenger Suburban Transportation With the Help of the Multimodal Transportation System. Bulletin of Science and Practice, 6(11), 312-318. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/60/39
£1 ® |
caHS^B Тип лицензии CC: Attribution 4.0 International (CC Bh 4.0)