Научная статья на тему 'Пути решения проблем деградирующих промышленных территорий моногородов'

Пути решения проблем деградирующих промышленных территорий моногородов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
моногород / промышленный / градообразующий / заброшенный / город / реорганизация / monocity / industrial / city-forming / deserted / town / reorganization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.А. Жукова

В статье рассмотрены процессы формирования и деиндустриализации моногородов на территории России. Выявлены факторы, связанные с наличием заброшенных, деградирующих территорий, негативно влияющих на существую городскую среду. Представлен краткий обзор мирового опыта в части практики и стратегий ревитализации бывших промышленных территорий в моногородах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of abandoned and unused industrial areas in mono cities and ways of solving them

The article deals with processes of formation and deindustrialization of monocities in Russia. The factors associated with abandoned and unused industrial areas that affects negatively on the urban ecosystems. A brief overview of world experience in terms of practices and strategies for revitalizing former industrial territories in monotowns is presented.

Текст научной работы на тему «Пути решения проблем деградирующих промышленных территорий моногородов»

А.А. Жукова DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0012

A.A. Zhukova

Пути решения проблем деградирующих промышленных территорий моногородов Problems of abandoned and unused industrial areas in mono cities and ways of solving them

Ключевые слова: моногород, промышленный, градообразующий, заброшенный, город, реорганизация. Keywords: monocity, industrial, city-forming, deserted, town, reorganization.

Аннотация: В статье рассмотрены процессы формирования и деиндустриализации моногородов на территории России. Выявлены факторы, связанные с наличием заброшенных, деградирующих территорий, негативно влияющих на существую городскую среду. Представлен краткий обзор мирового опыта в части практики и стратегий ревитализации бывших промышленных территорий в моногородах.

Abstract: The article deals with processes of formation and deindustrialization of monocities in Russia. The factors associated with abandoned and unused industrial areas that affects negatively on the urban ecosystems. A brief overview of world experience in terms of practices and strategies for revitalizing former industrial territories in monotowns is presented.

В настоящее время на территории России насчитывается 319 моногородов. В их число входят как крупные промышленные центры, так и поселки небольших размеров. Общее число проживающих на этих территориях людей 15 миллионов человек (это число составляет 10% от общего населения страны).

Активное строительство производственных мощностей, обусловленное политической и экономической ситуацией, стало причиной формирования населенных пунктов вблизи заводов с целью их обеспечения трудовыми ресурсами. Некоторые из монопрофильных муниципальных образований появились во времена Российской империи, другие были созданы в период первой (сталинской) волны индустриализации СССР, которая привела к массовому появлению монопрофильных промышленных городов, и второй (хрущевской) волны индустриализации, которая является продолжением этого явления.

Появление моногородов в России берет свое начало во времена правления Петра I с зарождением процессов индустриализации на территории Российской империи. Рабочие требовались на мануфактурах, металлургических и машиностроительных заводах в центральной части страны, а также на Урале в местах добычи полезных ископаемых. Начиная с 1920-х годов партийное руководство СССР видело основополагающей целью формирование мощного современного военно-промышленного комплекса (ВПК) для перевооружения и механизации Красной армии. Безотлагательность принятия мер по модернизации производств была обусловлена наличием подтвержденных фактов касательно начала приготовлений в Европе ко Второй мировой войне. Проект получил наименование «индустриализация», а его программа включала в себя решение нескольких основных задач:

1) увеличение добычи природных ископаемых (с целью обеспечения ресурсами тяжелой промышленности);

2) создание единой общегосударственной системы энергетической инфраструктуры (с целью обеспечения военно-промышленного комплекса электроэнергией);

3) создание единой транспортной сети (с целью обеспечения связей в производственных цепочках).

Позднее в 1960-1970-е годы по инициативе Н.С. Хрущева была начата вторая волна индустриализации. Она закономерно стала причиной второй волны урбани-

зации, что проявилось в строительстве новых моногородов, имеющих отраслевую направленность: машиностроение, лесная и деревообрабатывающая, нефтеперерабатывающая, газодобывающая и пищевая промышленность. Также активное развитие получила атомная и космическая программы.

Опираясь на вышесказанное, можно говорить о том, что большинство градообразующих предприятий моногородов ориентированы на оборонные и минерально-сырьевые заказы. В связи с чем поддержание социально-экономической ситуации в моногородах и перспективы их дальнейшего развития напрямую связаны с социально-экономическим развитием страны из-за узкой специализации предприятий. Таким образом, активно развивающаяся в советский период модель, в большей степени формирующая промышленную отрасль, стала неэффективной в условиях становления рыночной экономики. Так в начале 1990-х годов моногорода столкнулись с разрывом производственных цепочек плановой экономики и неконкурентоспособностью, что вызвало спад производства. Отсутствие заказов и возможности реализации производимой продукции стали причиной сокращения производственных мощностей и перепрофилирования производств, что в свою очередь привело к сокращению используемых площадей, появлению пустующих промышленных сооружений. Многие предприятия обанкротились и закрылись, полностью прекратив производственную деятельность, что стало причиной резкого сокращения рабочих мест и увольнения сотрудников. Так места, некогда являющиеся основным социально-экономическим звеном города, были оставлены и постепенно пришли запустение.

Наличие заброшенных зданий или целых пустующих комплексов, располагающихся в городской черте, накладывает негативный отпечаток на прилегающие территории. Неиспользуемые участки, как правило, обносятся заборами, во многих случаях поверх устанавливается колючая проволока. Заборы завешиваются сетками, которые в свою очередь очень быстро теряют презентабельный вид. Описываемые меры во многом необходимы для того, чтобы ограничить количество посетителей данной территории. Они также призваны уменьшить визуальный дискомфорт и снизить нежелательное внимание к ветшающим постройкам. При

100

Практика

этом сами здания, оставленные на длительный период времени без проведения должных мер по поддержанию надлежащего вида, со временем разрушаются. Урон может наноситься постройкам различными способами и также отличаться по степени вреда, наносимого конструкции, - начиная от обыкновенного вандализма, последствия которого не устраняются, что влечет за собой увеличение случаев порчи имущества, и до разрушений, вызываемых погодными условиями, которые в свою очередь могут привести к негативным изменениям во внешнем виде зданий, а также к разрушению конструктивных элементов сооружений.

Обратить внимание также стоит на то, что руини-рованные здания, помимо видимых неудобств, представляют скрытую опасность. Часто бывает, что по прошествии времени конструктивные элементы зданий теряют свою несущую способность из-за нарушений условий эксплуатации. При этом в некоторых случаях последствия можно определить визуально, обычно после падения конструкций, а в некоторых ситуациях визуального анализа может быть недостаточно. Так, конструкции, которые на первый взгляд кажутся достаточно прочными, начинают обваливаться при дополнительной нагрузке на них. Описываемая ситуация может произойти в случае проникновения человека или группы лиц в неэксплуатируемую разрушающуюся постройку. При этом цели, преследуемые посетителем, не имеют особого значения. Таким образом, аварийные постройки могут нанести вред здоровью человека, находящемуся внутри нее или просто поблизости.

Районы, окружающие заброшенные промышленные территории, становятся менее привлекательными для проживания или проведения досуга, создают визуальный дискомфорт, связанный с состоянием описываемых построек. Подобные пространства также привлекают маргинальные группы, которые ищут приватности на плохо охраняемых, непросматриваемых пространствах, что способствует развитию криминогенной обстановки. Вследствие этого территории, прилегающие к деградирующим промышленным участкам, начинают терять привлекательность как для размещения коммерческих объектов, так и для размещения жилого фонда, что вызывает отток жителей, которые имеют возможность сменить место проживания. Можно сказать, что появление деградирующих промышленных территорий в городской черте негативно сказывается на благополучии целых районов данного города. Опираясь на материалы, полученные из предшествующего изучения подобных территорий, прилегающих к заброшенным производствам, можно заметить, что впоследствии такого рода участки становятся безлюдными пустырями, которые временами используются как парковоч-ные пространства. Также там часто можно встретить сервисы по обслуживанию автомобилей или магазины схожей тематики. За самими постройками отсутствует надлежащий уход. В комплексе перечисленные обстоятельства делают место отталкивающим и непривлекательным для проведения досуга или просто транзитного передвижения.

Таким образом, необходимость редевелопмента не-функционирующих промышленных пространств в настоящее время является неотъемлемой частью стратегии устойчивого развития города и имеет повсеместное распространение. Большинство примеров располагается в крупных населенных пунктах, что обусловлено ограниченным количеством свободных территорий. Учитывая исторические особенности формирования индустриальных городов, многие заводские территории, некогда являющиеся неотъемлемой частью города, сейчас не используются в силу перераспределения производств или нецелесообразности использования устаревших производственных зданий. В мировой практике можно встретить разнообразные примеры решения подобных ситуаций, но, тем не менее, основная концепция развития остается схожей во многих из них. Наибольшее распространение на данный момент получила стратегия реорганизации промышленных территорий в многофункциональные пространства. Описываемая тенденция предполагает размещение зон различного назначения на одной территории с целью обеспечения притока посетителей в разное время суток на протяжении всей недели. При этом образуемые таким образом пространства призваны стать не только новым местом притяжения и проведения досуга для жителей близлежащих территорий, но также благоприятно повлиять на привлечение туристов.

Изучая мировой опыт редевелопмента деградирующих промышленных территорий, различных по площади и первоначальному направлению использования, можно обратить внимание на то, что при реорганизации площадей в многофункциональные пространства в проектах прослеживаются общие черты. Так несмотря на то, что перечень функциональных зон, размещаемых на территориях, отличается, авторы проектов во многом стараются сохранить индустриальную идентичность места. При этом в проектах выбраны различные способы достижения данного качества. В некоторых случаях производственные функции полностью убираются и на замену им приходят зоны социально-культурной направленности. Эти места впоследствии образуют крупные общественные пространства, предназначенные для разного рода деятельности. К примеру, многие площади отдаются под коммерческую недвижимость, занимаемую в том числе магазинами, местами общепита или выставочными пространствами. При этом архитекторы сохраняют художественную выразительность промышленных территорий путем применения характерных для данного типа архитектуры материалов при реконструкции сохраняемых зданий, а также в общих формах и отделке достраиваемых. Таким образом, в проектах полностью изменяется функция территорий, но в общих чертах сохраняется индустриальная идентичность. В противоположных случаях авторы проектов непосредственно сохраняют производственные функции, адаптируя их под современные реалии. Так, благодаря стремительно развивающимся технологиям, появляется возможность обеспечения заводов более технологичным оборудованием, которое

в свою очередь является безопасным для жизнедеятельности человека, что позволяет размещать некоторые типы производств в непосредственной близости от мест постоянного прибывания людей. Данный аспект также дает возможность реализовывать стратегию устойчивого развития территорий и поддерживать местных производителей. Некоторые проекты, отражающие данную концепцию, предполагают возрождение именно того рода промышленной деятельности, который изначально предполагался на данной территории. При этом благодаря внедрению усовершенствованного оборудования высвободившиеся пространства предполагается использовать для размещения общественных функций. В их числе разнообразное количество коммерческих площадей, к примеру магазины (в которых может реализоваться производимая продукция), места общепита (с возможностью дегустации производимой продукции, если речь идет о пищевой промышленности) или отели, а также возможность размещения городских ферм. При этом, промышленные объекты, которые впоследствии были переоборудованы под офисные пространства, можно также считать нишей, которая объединяет в себе все описываемые в исследовании принципы. В этих пространствах, как правило, сохраняются инду-

стриальные особенности промышленных построек, при этом офисные пространства в современном постиндустриальном обществе можно назвать основными производственными объектами.

Опираясь на богатый мировой опыт преобразования заброшенных производственных сооружений в крупных городах, интересной задачей является выявление перспективных особенностей развития, которые можно применить в моногородах России, находящихся в сложной социально-экономической ситуации, с целью повышения уровня жизни, развития инфраструктуры и создания мест проведения досуга для разных возрастных групп, чтобы способствовать снижению оттока населения.

Библиография:

1. Верещагина Т.А. О сущности и классификации моногородов / Т.А. Верещагина // Проблемы и перспективы экономики и управления: Материалы IV Международной научной конференции. - 2015. - С. 127-176.

2. Кашкина Л.В. Монопрофильный город как социальная лаборатория / Л.В. Кашкина // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. - 2011. - С. 46-49.

3. Меерович М.Г. Советске моногорода: История возникновения и специфика / М.Г. Меерович // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2018. - С. 53-64.

А.Г. Манзырев, А.А. Малинов DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0013

A.G. Mansyrev, A.А. Malinov

Полизоника градостроительства и мультизональная концепция Крыма Polyzonics of Urban planning and the multizonal concept of Crimea

Ключевые слова: исторические поселения, градостроительное развитие Крыма, мультизональная концепция Крыма, полизональные модели, полизоника.

Keywords: Historical settlements, urban development of the Crimea, multizonal concept of the Crimea, polyzonal models, polyzonics.

Аннотация: В статье рассмотрены градостроительные особенности полуострова Крым в различные исторические периоды. Представлен экскурс по историческим эпохам развития полуострова и его территориальному развитию. Данное исследование позволяет применять в проектных решениях мультизональной концепции Крыма модели полизональной системы расселения.

Abstract: The article considers the urban planning features of the Crimean Peninsula in various historical periods. An excursion on the historical epochs of the peninsula's development and territorial development is presented. This study allows us to apply the models of the polyzonal settlement system in the design solutions of the multizonal concept of the Crimea.

В настоящее время к полуострову Крым со стороны различных кругов проявляется повышенный интерес, ведется углубленное изучение исторических и современных особенностей территорий, разрабатываются планы развития. В данной статье рассматриваются аспекты, которые влияют на формирование пространственного развития полуострова. При проектировании и активном развитии территорий необходимо создание новой теории градостроительной полизоники, которая учитывает многоплановые исторические, экономические связи и воздействия.

Элементы городской ткани в городах Крыма в различные периоды были неоднородны и трансформировались особым образом с учетом климатических

особенностей. Например, история города Евпатории насчитывает более 2500 лет, и он известен как мульти-зональная территория. В течение многих веков в городе совместно гармонично развивались мусульманская, иудейская, караимская, православная и другие религии [1]. Изначально греческий город Керкинитида имел четко очерченные границы крепостного поселения. В дальнейшем происходит многократная смена лидирующих национальных групп и драйверов мультизонального развития.

В древнем татарском облике Гезлева изменились и характер, и градостроительная структура города. Крепость обрела иные контуры с иными методами ведения оборонительных действий. С присоединением полу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.