Научная статья на тему 'Пути реализации принципа Болонского процесса: «тесная связь преподавания и научных исследований» в вузе'

Пути реализации принципа Болонского процесса: «тесная связь преподавания и научных исследований» в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРИНЦИПЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА / ЯЗЫК НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Островская Р. А.

Статья написана на основе информационного поиска и эмпирических исследований в области методологии исследовательской деятельности. В ней анализируются пути реализации главного принципа функционирования высшего образования тесной связи преподавания и научных исследований, на который ориентируются общеевропейский процесс сближения образовательных систем, именуемый Болонским процессом. Обосновывается предположение о том, что оптимальными путями реализации названного принципа являются: 1. Обновление методологической базы научных исследований на основе личностно-деятельностного подхода, как при выполнении курсовых и дипломных работ, так и при освоении содержания учебных дисциплин. 2. Ориентация на изменяющиеся запросы общества и потребности личности при определении содержания и методов исследовательской деятельности. 3. Обеспечение свободы выбора студентом содержания, темпа, траектории и средств для собственного образования, в котором исследовательская деятельность является ведущей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Островская Р. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути реализации принципа Болонского процесса: «тесная связь преподавания и научных исследований» в вузе»

будущих учителей отсутствует интерес к самостоятельной исследовательской деятельности, хотя в целом динамика познавательной потребности студентов (3-4) курсов положительна. В то же время большинство студентов 5 курсов выразило мнение о необходимости специального формирования в учебном процессе знаний и умений, необходимых для самостоятельного выполнения исследовательских работ.

Таким образом, проведенное исследование показало, что развитие научно-исследовательской активности студентов в процессе обучения в педагогическом вузе находится в целом на среднем уровне. По нашему мнению, это является следствием несистематичности работы со студентами по подготовке их к научно-исследовательской деятельности, эпизодичностью и непреемственностью выполнения будущими учителями научных исследований. Чаще всего за весь период обучения в вузе студенты выполняют исследовательские работы по разным учебным дисциплинам, не связанные общей проблемой и темой, тогда как каждая научная проблема имеет свою специфику и логику исследования.

Все варианты научно-исследовательской деятельности студентов, в том числе дополняющей и выходящей за рамки учебного процесса, взаимосвязаны и должны быть представлены как система. Только в этом случае на групповом фоне будет развиваться индивидуальная научно-исследовательская деятельность студентов и расти степень их самостоятельности в освоении научного познания.

The article is written on the basis of an empirical study carried out with the purpose of revealing the dynamics of research activity and students' research work development which is one of the priority tasks of a present-day pedagogical institute. The article analyses the attention the 2nd and 3rd -year students of Physical Education, Technology and Health & Safety departments pay to their research abilities and skills in their professional training. The findings prove that by the third year of study the number of students having a great cognitive need for research activity increases considerably.

The key words: research activity, empirical studies, research activity dynamics, questionnaire survey.

Список литературы

1. JIucoea E.H. Научно-исследовательский компонент в профессиональном становлении студентов / Е.Н. Лисова // Научно-исследовательская деятельность в классическом университете: ИВГУ-2004: материалы науч. конф., г. Иваново, 3-5 февраля 2004 г. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2004.

2. Лосева А. А. Психологическая диагностика одаренности: учебное пособие для вузов / А. А. Лосева, М. 2004 г. 176 с.

Об авторе

И. А. Мезенцева - канд. пед. наук, ст. преп., Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, bryanskgu@ mail.ru.

УДК 378.183

Р.А. Островская

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА: «ТЕСНАЯ СВЯЗЬ ПРЕПОДАВАНИЯ И НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» В ВУЗЕ

Статья написана на основе информационного поиска и эмпирических исследований в области методологии исследовательской деятельности. В ней анализируются пути реализации главного принципа функционирования высшего образования - тесной связи преподавания и научных исследований, на который ориентируются общеевропейский процесс сближения образовательных систем, именуемый Болонским процессом. Обосновывается предположение о том, что оптимальными путями реализации названного принципа являются: 1. Обновление методологической базы научных исследований на основе личностно-деягельностного подхода, как при выполнении курсовых и дипломных работ, так и при освоении содер-

жания учебных дисциплин. 2. Ориентация на изменяющиеся запросы общества и потребности личности при определении содержания и методов исследовательской деятельности. 3. Обеспечение свободы выбора студентом содержания, темпа, траектории и средств для собственного образования, в котором исследовательская деятельность является ведущей.

Ключевые слова: методология исследовательской деятельности, принципы высшей школы, мыследея-тельностъ, научно-методическое обеспечение, дипломная работа, язык научного мышления, методологические категории, методологическая рефлексия.

Присоединение России 19 сентября 2003 года к Болонской декларации, которая определяет направленность процесса сближения стран Европы для придания высшему образованию общеевропейского характера, побуждает нас осмыслить задачи Болонско-го процесса и пути реализации принципов высшей школы, сформулированных в «Великой Хартии университетов», принятой 18 сентября 1988 года на встрече ректоров европейских вузов, прибывших в Боло некий университет по случаю его 900-летия [1].

Напомним эти принципы: «1. Автономность университетов. 2. Независимость университетов от власти. 3. Тесная связь преподавания и научных исследований. 4. Соответствие потребностям экономики и общества. 5. Свобода научных исследований, преподавания и учения. 6. Выполнение своей миссии при обоюдном соблюдении свободы со стороны власти и университетов. 7. Отторжение нетерпимости и поддержание диалога. 8. Охрана ценностей европейского гуманизма. 9. Достижение универсальных знаний вне географических и политических границ, взаимное познание и взаимодействие различных культур. 10. Мобильность преподавателей и студентов. 11. Равнозначность дипломов, квалификаций, степеней, экзаменов при безусловном соблюдении уважения и беспристрастности к национальным особенностям» [2, с. 13-14].

Следует ли сомневаться в прогрессивности этих принципов, как для развития европейского образования и науки, так и для налаживания добрососедства между странами? При этом особая роль принадлежит принципу тесной связи преподавания и научных исследований, о котором в «Великой хартии университетов» сказано следующее: «Обучение и научные исследования в университетах должны быть неотделимы, если университетское обучение не хочет отстать от изменяющихся потребностей и запросов общества, прогресса в научных знаниях» [2, с. 15].

Однако возникает противоречие между стремлением России вступить в Болон-ский процесс и невозможностью, при современном уровне организации образовательного процесса, в котором обучение в рамках отдельных дисциплин и исследовательская деятельность разделены и в задачах, и в содержании, и в конечных результатах, соответствовать принципам, провозглашенным в «Великой хартии университетов».

Названное противоречие порождает проблему: «Какими путями добиваться реализации главного принципа организации вузовского образования - тесной связи преподавания и научных исследований в условиях свободы научных исследований, преподавания и учения в высшем учебном заведении?».

Отрадно, что и в России растет уверенность, что участие в Болонском процессе не сводится к ЕГЭ, бакалавриату и магистратуре. Мысль о том, что «...основными задачами ВУЗа являются: 1) развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-практических работников и обучающихся, 2) подготовка научно-педагогических работников высшей квалификации» [9, с. 426], все более утверждается в умах преподавателей-исследователей.

Объект нашего внимания - процесс учебно-исследовательской деятельности студентов высших учебных заведений в сотрудничестве с преподавателями. Предмет -пути реализации принципа тесной связи преподавания и научных исследований в вузе. Цель - выявление оптимальных путей реализации принципа тесной связи преподавания и научных исследований в условиях свободы исследовательской деятельности и сотрудничества в ней преподавателей и студентов.

При этом мы исходили из предположения о том, что наиболее оптимальными путями реализации принципа тесной связи преподавания и научных исследований в

вузе являются: 1. Обновление методологической и методической базы осуществления научных исследований на основе личностно-деятельностного подхода к их организации, как при выполнении курсовых и дипломных работ, так и при освоении учебных дисциплин. 2. Ориентация на изменяющиеся запросы общества и потребности личности при определении содержания образования и системы методов исследовательской деятельности. 3. Обеспечение свободы выбора студентом содержания, темпа, траектории и средств для собственного образования, в котором информационный поиск сопровождается добыванием новых знаний, совершением открытий, пусть на прикладном уровне и на уровне разработок, а может быть, и на фундаментальном уровне.

В данной статье мы пытаемся осветить лишь начальные пилотажные этапы исследования нами обозначенной проблемы, чтобы вызвать на диалог коллег и студентов и осмыслить дальнейшее направление научного и информационного поиска.

Наблюдения показывают, что с предлагаемой постановкой дела образования молодежи соглашаются только демократически ориентироранные люди, будь то преподаватели, чиновники или студенты. Для выявления позиции преподавателей и студентов по поводу путей реализации принципов, связанных с исследовательской работой в вузах, мы провели опрос. Итоги опроса занесены нами в таблицу 1.

Таблица 1

Итоги опроса преподавателей и студентов по вопросу: «Каковы пути перехода вузов РФ

на реализацию принципов высшей школы в рамках Болонского процесса?»

Принципы высшей школы в цивилизованном мире Ответы на вопрос: « Каковы пути перехода вузов РФ на реализацию принципов высшей школы в рамках Болонского процесса?» Кол-во ответов

преподаватели, 10 ч. студенты, 20 ч.

Независимость университетов от власти 1. Отделение университетов от государства. 2. Обеспечение независимости от политики. 3. Отсутствие экономического давления на вузы. 4. 1 4 7 0 1 10 9 0

Тесная связь преподавания и научных исследований 1. Включение студентов в исследовательскую деятельность по всем дисциплинам с 1-го курса. 2. Ведущая роль исследовательского метода. 3. Введение обязательных совместных научных исследований преподавателей и студентов. 4. 7 5 2 0 4 4 12 0

Свобода научных исследований преподавания и учения 1. Обеспечение принципа свободы выбора студентом содержания, темпа и траектории своего образования, занятий для посещения. 2. Отмена Госстандарта в образовании. 3. Обеспечение возможности выбора студентами формы мониторинга качества образования. 4. 7 2 3 0 15 0 5 0

Соответствие вузовского образования потребностям экономики и общества 1. Привязка вузов к конкретным фирмам, государственным предприятиям, школам и др. 2. Выполнение заказов государства. 3. Обеспечение информацией о нуждах в кадрах. 4. Постоянная корректировка содержания учения и способов овладения им. 5. 4 1 5 0 0 4 0 9 7 0

1. Соответствия зарплат преподавателей европей- 9 7

Мобильность ским стандартам.

преподава- 2. Безвизовость въезда преподавателей и 5 3

телей и студентов в европейские страны.

студентов 3. Планирование обмена преподавателями и сту- 5 8

дентами на несколько лет вперед.

4. Обязательность владения иностранным языком 3 2

5. 0 0

Из таблицы видно, что, наибольшую популярность среди опрошенных нами студентов- пятикурсников имеют такие направления работы, как: независимость вузов от политики; введение обязательных совместных научных исследований преподавателей и студентов; обеспечение свободы выбора студентами содержания, темпа и траектории своего образования, занятий для посещения; обеспечение студентов информацией о нуждах общества и государства в кадрах; планирование обмена преподавателями и студентами. А вот включаться в исследовательскую деятельность с первого курса студенты-пятикурсники не считают нужным, не хотят студенты и выполнять госзаказы.

Мнения преподавателей значительно расходятся с мнением студентов. Для них предпочтительными оказались ответы: отсутствие экономического давления на вузы; включение студентов в исследовательскую деятельность с первого курса; установление соответствия зарплат преподавателей европейским стандартам. Огорчительно, что никто из опрошенных не предложил своего собственного ответа.

Однако пожелания студентов и преподавателей не есть закон. Всем известно, что в Российской Федерации, где реформирование образования проводится «сверху», директивными мероприятиями, нередко нарушающими суверенитет вузов, их автономность, право студента на принцип свободы выбора в образовании, предлагаемые пути в настоящее время реализоваться не смогут. Сохраняется устаревшая формула образования - «Знать все о немногом и немного обо всем», в то время как прогресс в науках и обилие доступной информации выдвигает принципиально иную формулу: «Знать о сущности всего, чтобы познать новую сущность» [8, с. 177-178]. Без этого нет главного результата в образовании - самостоятельной творческой, стремящейся к глубоким научным поискам личности будущего специалиста, способного выдерживать конкуренцию в рыночной экономике.

Изучение сущностных характеристик деятельности обучающегося (будь то дошкольник, школьник или студент) и деятельности исследователя показывает, что это совершенно разные виды деятельности, отличающиеся по цели, мотиву, характеру, задействованным психическим процессам, по результату и востребованности рефлексии. А главное, по возможностям развития свободной личности. Представим наши рассуждения в нижеследующей таблице 2.

Таблица 2.

Сопоставление характеристик деятельности обучающегося и исследователя

Вопросы для рефлексии Характеристика деятельности обучающегося Характеристика деятельности исследователя

Каков вид деятельности? Учебная деятельность Исследовательская деятельность

Какова цель деятельности? Усвоение готовых знаний, умений, навыков, опыта отношений к ним Выработка новых знаний

Вид поиска, который ведет человек Информационный поиск Научный поиск

Кем задается цель? Внешне поставленная цель, Цель задается внутренним состоянием

105

Внешняя она или внутренняя? идущая от органов управления личности и условиями исследования

Каков мотив деятельности? Стремление к положительной отметке. Мотив не совпадает с целью Стремление к выработке новых знаний. Мотив совпадает с целью

Какова степень участия в организации деятельности? Цель, содержание, формы, методы, средства деятельности задаются извне Исследователь сам планирует деятельность и подбирает средства для ее реализации

Каков характер деятельности? Репродуктивно-исполнительский Исследовательско-творческий

Какие психические процессы наиболее задействованы? Память и восприятие Мышление и воображение

Какие базовые способности востребованы и развиваются в деятельности прежде всего? Способность запоминать, быть исполнителем, решать стандартные задачи. Способность быстро, вне своих интересов, переключаться от одной области знаний к другой на разных по содержанию и технологии занятиях Способность наблюдать, системно мыслить работать с противоречиями, вести диалог с людьми или культурным текстом, предъявлять свои мысли и чувства. Способность к систематизации и концептуализации информации, к проектированию, к решению нестандартных задач, моделированию, экспериментированию, изобретательству. творчеству, письменной речи и пр.

Как видно из таблицы, которую мы составляли для методологической рефлексии педпроцесса в вузе, деятельность студента-обучающегося и деятельность студента-исследователя столь различны, что трудно представить возможность «тесной связи преподавания и научных исследований» без коренного пересмотра как сущности преподавания и учения в вузе, так и методов совместной научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов, вытекающей из потребностей изучаемой дисциплины или из нужд практики, а также интеллектуальных потребностей как преподавателя, так и студента. Свободное развитие личности будущего профессионала, способного к осмысленной диагностике успешности собственной работы - главный смысл высшего профессионального образования. Тогда смысл выполнения студентами курсовых и дипломных работ вовсе не в раскрытии некой темы. Это переключает их с научного поиска на сугубо информационный, не ориентированный на добывание новых знаний, а преподаватель не воспринимает студента как исследователя. И вопрос не в том, чтобы оценить прилежание студента-исследователя, а в том, чтобы научиться ценить его в реальном своеобразии видения им проблемы исследования. И преподавателю следует относиться к произведению студента как к фактору, стимулирующему мыс-ледеятелыюсть самого преподавателя. Тогда и призыв - «Учиться у молодежи» - не будет казаться нереальным.

Здраво мыслящие ученые-педагоги правильно считают, что «... если Россия всерьез стремится вступить в Болонский процесс, нужно будет ломать прежде всего систему субьектно-объектных отношений. И студент станет в этой системе чрезвычайно ответственным лицом, имеющим право на выбор, имеющим право на ошибку, несущим ответственность за все плюсы и минусы. При такой постановке дела высшего образования начнется «реформа снизу» [4]. Атак как свобода выбора содержания, траектории и темпа его освоения не может не сопровождаться изысканиями научного характера с непременным приращением знаний, добытых в интересной для личности ориентировочно-исследовательской деятельности, возникает «тесная связь преподавания и научных исследований». Однако исследование только тогда продуктивно, если личностно значимо для исследователя. Удача за удачей в исследовательской деятельности порождают такое чувство удовлетворения, что мотивом этой деятельности становится интел-

лектуальное наслаждение и рождается особое исследовательское поведение, раскрываются исследовательские способности, которые дремлют у каждого человека. Недаром известные исследователи в области психологии и педагогики воспитания дошкольников А.Н. Подцьяков и А.И. Савенков пришли к выводам о том, что экспериментирование - ведущая деятельность в развитии дошкольников в большей мере, чем игра. Так исследователь А.И. Савенков пишет, что «...стремление ребенка к самостоятельному исследованию окружающего мира предопределено генетически» [7, сю4]. Вышеназванную позицию подтвердили в своих экспериментах и дипломники СПФ БГУ О.Н. Фирсова и E.H. Демьянченко, работавшие в 2006-2007 гг. под руководством автора статьи и достойно защитившие свои дипломные работы.

Важнейшей задачей в образовательном процессе вуза является научно-методическое обеспечение выполнения курсовых и дипломных работ, как форм выражения результатов непрерывной исследовательской деятельности студентов и преподавателей в условиях их сотрудничества на паритетных началах. Однако решение этой задачи потребует искоренения плагиата и компиляции, наносящих непоправимый вред как образованности студентов и преподавателей, так и самой науке. Плагиат - порождение ненормальных общественных отношений, когда страх быть сурово наказанным за свои убеждения и демократические идеи заставлял людей прикрываться ранее опубликованными текстами, длинными цитатами «классиков» и развивал леность мышления. Отсюда так «уважаемы» старшеклассниками и многими учителями книжки «100 золотых сочинений», благодаря которым мы и в вузе имеем, по определению С.И. Ожегова, «литературное воровство». Здесь уместно напомнить, что любого вида деятельность состоится только в том случае, если человек в ней активен от мотивации и целе-полагания до рефлексии. Если же он совершает действия для выполнения заданной другими цели, то его деятельность бессмысленна для него, ибо не осознается как собственная.

Человеческое сознание - это «...вовсе не вместилище поступающей извне информации. Человеческое сознание - процесс постоянной генерации новых и новых мыслей» При этом мысли, творимые сознанием, «... предъявляют человеческое Я, человеческую индивидуальность» [5, с. 9]. Особенно это проявляется в исследовательской деятельности, где новые знания - суть собственные мысли исследователя, результат генерации им новых идей. Насколько на такую генерацию способен студент, - вопрос, вызывающий споры. Наш личный опыт руководства дипломными и курсовыми работами студентов показывает, что, если принцип единства преподавания и научных исследований реализуется, студент становится и открывателем и изобретателем. Недаром академик Е.П. Велихов любит повторять: «Самая цитируемая другими до сих пор моя работа была опубликована мною в 21 год» [из телепередачи].

Освоить язык науки, язык научного мышления - это значит освоить искусство научной проблематизации, выдвижения и обсуждения гипотез, научного спора, сомнений. По словам профессора А.М. Лобка, «...чем крупнее ученый, тем больше в нем развита способность сомневаться. В том числе в азбучных истинах» [5, с. 37]. Сомнения сопровождаются осмыслением противоречий, порождаемых ими проблем и гипотез о возможном их преодолении. Естественным образом возникает методологический аппарат, от которого зависит результативность научного исследования и который позволяет видеть стратегию исследовательской деятельности и ожидаемый результат.

Сегодня уже мало кто сомневается в том, что студенту в курсовой или дипломной работе следует описывать проблему исследования, его объект, предмет, цель, выстраивать гипотезу и формулировать задачи, которые необходимо решить, чтобы ее проверить, осмысленно подбирать методы, как на эмпирическом уровня исследования, так и на теоретическом, выделять положения, которые он выносит на защиту, обосновывать новизну в его исследовании, теоретическую и практическую значимость. Ясность понимания различий между научным поиском и поиском информационным, за-

кодированных в методологическом (категориальном) аппарате исследования - один из важнейших стимулов в исследовательской деятельности.

Однако наблюдения показывают, что нередко методологический аппарат выстраивается студентом с нарушением логики и здравого смысла. Поэтому при определении категориального аппарата исследования полезно провести методологическую рефлексию. Идеи о такой рефлексии поданы методологом В.В. Краевским [3]. Мы составили таблицу 3, позволяющую исследователю, ставя перед собой вопросы, правильно определяться с категориальным аппаратом по конкретной теме исследования.

Таблица 3

Перечень методологических категорий Вопросы исследователя самому себе для методологической рефлексии

Противоречие Какое основное противоречие возникло в исследуемой области и требует разрешения?

Проблема Какую проблему порождает противоречие? Что надо исследовать из того, что раньше не было исследовано в науке? Что надо улучшить в практике?

Тема Как назвать работу, чтобы название само по себе давало представление об актуальности?

Актуальность Почему данную проблему нужно исследовать, в чем ее роль для общества, личности, науки, практики?

Объект исследования Что исследуется?

Предмет Каков аспект объекта исследования, о котором будет получено новое знание?

Цель На достижение какого результата направлено мое исследование?

Гипотеза Каковы сущностные связи между явлениями, каков закономерный порядок вещей?

Задачи исследования Что нужно для достижения цели и проверки гипотезы изучить, проанализировать, выявить, разработать?

Защищаемые положения Что спорно, неочевидно, вызовет у читателей или слушателей возражения?

Значение для науки Какое значение для науки будет иметь мое открытие?

Значение для практики Какое значение в практике будут иметь мои теоретические выводы и методические рекомендации?

Очевидно, имеет смысл привести пример характеристики методологических категорий конкретной дипломной работы на тему: «Способы стимулирования исследовательского поведения младших школьников в образовательном процессе» по специальности 031 200 «Педагогика и методика начального обучения». Автор выпускница СПФ БГЙ 2009 года Шакурова Ю. Ю.

«Обнаруживается противоречие между природной приверженностью ребенка к исследовательскому поведению и недостаточным вниманием в образовательном процессе к способам целенаправленного стимулирования исследовательского поведения младших школьников.

Указанное противоречие порождает проблему: «Какие способы стимулирования исследовательского поведения младших школьников в образовательном процессе наиболее эффективны?»

Объектом нашего исследования явился образовательный процесс в начальной школе на основе исследовательского поведения.

Предмет исследования: способы (формы, методы и приемы) стимулирования исследовательского поведения младших школьников в образовательном процессе.

Цель исследования: выявление наиболее оптимальных способов стимулирования исследовательского поведения младших школьников в образовательном процессе.

Гипотеза наиболее оптимальными способами стимулирования исследовательского поведения младших школьников в образовательном процессе являются такие методы и приемы, которые включают школьников в поиск противоречий, формулирование проблем исследования, формулирование гипотез, в постановку вопросов, поиск методов экспериментирования, в формулирование выводов и защиту новых идей.

Поставленная цель и выдвинутая гипотеза требуют решения следующих задач исследования:

1 .Изучить проблему повышения эффективности использования методов и приемов стимулирования исследовательского поведения младших школьников в образовательном процессе в психологической и педагогической литературе, в опыте учителей начальной школы.

2. Выявить и экспериментально проверить наиболее оптимальные способы «формы, методы, приемы» стимулирования исследовательского поведения младших школьников в образовательном процессе как организуемом школой, так и возникающем в процессе самообразования.

3.Разработать методические рекомендации и конспекты уроков и познавательных занятий с младшими школьниками, требующими исследовательского поведения.

Эмпирические методы исследования: Изучение литературы. Изучение планов уроков учителей начальных классов. Наблюдение за организацией деятельности детей на занятиях в группе продленного дня и на уроках в начальной школе. Анкетирование, ранжирование. Констатирующий, преобразующий и контрольный эксперименты. Теоретические методы: анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, сопоставление, моделирование, экстраполяция».

Наш опыт общения со студентами и аспирантами, а также научно-исследовательская работа в области методологии педагогических исследований показывают, что молодые исследователи порой не понимают сущности и назначения отдельных частей выполняемой ими дипломной и даже диссертационной работы, не могут подобрать необходимые эмпирические методы и вовсе забывают о методах теоретического уровня исследования. Для осознания собственной деятельности студентом-исследователем при планировании и описании им результатов исследования в курсовой или дипломной работе мы предлагаем нами составленную таблицу 4.

Отвечая на вопрос: «Каковы методы педагогического исследования, которые можно использовать при реализации задах отдельных компонентов дипломной работы ?», мы предлагаем следующую классификацию методов исследования академика методолога Новиков А.М.

Теоретические методы:

1. Методы - последовательные действия: выявление и разрешение противоречий, постановка проблемы, выдвижение цели исследования, построение гипотезы, определение задач исследования и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Методы - операции: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, моделирование, формализация, обобщение, экстраполяция.

Эмпирические методы:

¡.Методы - познавательные действия: обследование, мониторинг, констатирующий, прогнозирующий, преобразующий, контрольный эксперименты и т.д.

2.Методы - операции: наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, ранжирование и т.д. [6, с. 74-78].

Приведем примерную структуру содержания дипломной работы на тему: «Способы стимулирования исследовательского поведения младших школьников в образовательном процессе» Шакуровой Ю. Ю.

Структура и характеристика компонентов дипломной работы

Таблица 4

Структура Какова цель для исследователя? Каковы источники исследования? Что войдет в содержание части?

Введение Определение места исследования в системе педагогических знаний. Уяснение собственной методологической позиции Потребности общества и личности. Проблемы науки и практики Актуальность темы, противоречие, проблема, объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, методы, база, защищаемые положения

Глава 1 Изучение сущности явлений и процесс-сов для определения своей позиции в науке и выхода на границу известного и неизвестного. Уяснение собственной концепции Философская, психологическая, педагогическая и др. литература. Констатирующий и прогнозирующий эксперименты (массовые). Концептуальные подходы разных авторов. Формулировка собственной концепции. Сущность исследуемого процесса, особенности, роль, виды, и типы явлений, закономерностей. Итоги массовых опросов. Выводы.

Глава 2 С истематизация известных. в науке и опыте способов разрешения проблемы и определение своей методической позиции Педагогический опыт, зафиксированный в литературе, журналах, газетах, опыт автора Принципы, формы, методы, средства и условия, используемые в чужом и своем опыте. Констатирующий эксперимент. Выводы

Глава 3 Выявление, нового знания о закономер- ностях, принципах, подходах к организации педпроцес-са, которым может воспользоваться и ученый, и учитель КПЗ в три этапа: констатирующий, преобразующий (или формирующий) и контрольный Описание цели, гипотезы, задач, сущности, хода этапов КПЗ Новое знание, добытое в эксперименте, открытые в эксперименте закономерности, формы, методы

Заключение Уяснение своих научно-методических результатов Текст научной (дипломной) работы Теоретические выводы, следующие из результатов исследовательской работы

Литература Определение крута литературных источников. Перечень монографий, статей, методических разработок и др. Перечень использованных исследователем литературных источников в алфавитном порядке

Приложение Отбор материалов, неуместных в основном тексте, по мнению исследователя Таблицы, схемы, итоги опросов, конспекты.и пр. Результаты экспериментов в виде таблиц, схем, текстов, методические рекомендации

Примечание: КПЗ - комплексный педагогический эксперимент. Введение

Глава 1. Психологические и педагогические основы формирования исследовательского поведения младших школьников

1.1 Психологические основы формирования исследовательского поведения младших школьников.

1.2. Педагогические основы формирования исследовательского поведения младших школьников...

Глава 2. Способы стимулирования исследовательского поведения младших школьников в образовательном процессе.

2.1.Способы стимулирования исследовательского поведения младших школьников в образовательном процессе, известные в педагогической литературе.

2.2.Способы стимулирования исследовательского поведения младших школьников в образовательном процессе, известные в педагогическом опыте.

Глава 3. Экспериментальная проверка эффективности системы форм, методов и приемов стимулирования исследовательского поведения младших школьников в образовательном процессе.

Заключение. Литература. Приложение.

Как видно из таблицы и текста плана (содержания), в дипломной (и диссертационной) работе по педагогике должно быть три главы. Это оправдано логикой научных исследований в педагогике, которые совершаются на базе изучения соответствующей литературы (для ее анализа и определения исследователем своей методологической и методической позиции), на базе изучения педагогического опыта, как своего собственного, так и других педагогов, описавших свой опыт в книгах и журналах. А главное, для написания дипломной работы необходим комплексный педагогический эксперимент - самая ценная и показательная часть исследования, главный источник получения новых знаний, описание которого и составит содержание третьей главы. Так как комплексный педагогический эксперимент (КПЭ) наиболее важная часть исследования мы предлагаем ориентиры для его оформления в таблице 5.

Таблица 5

Ориентиры для оформления и описания хода и результатов

комплексного педагогического эксперимента (КПЭ) _

Этапы исследования Задачи и суть работы на определенном этапе КПЭ Методы в КПЭ

1. Обоснование актуальности КПЭ и методологического аппарата Представить обоснование необходимости эксперимента. Определить противоречия, проблему объект, предмет, цель, гипотезу, за дачи, методы КПЭ. Записать их формулировки Анализ, синтез, абстрагирование, экстраполяция, сопоставление

2. Описание 1-го, констатирующего этапа КПЭ и предста -вление его результатов Описать методы, показатели для фиксации, критерии, как мерило оценки уровней, заданных исследователем. Представить результаты измерений с раскрытием технологии методов для измерения состояний и определения уровней с помощью таблиц, графиков, коэффициентов Эмпирические методы и методы математической обработки измерений

3. Описание 2-го, реобразующе-го этапа КПЭ, представление его результативности Описать педагогический процесс на основе новых подходов, идей, с помощью новых принципов, способов, условий, общее состояния участников эксперимента, их реакций, достижений. Представить конспекты и выявленные закономерности Наблюдение, анализ, синтез, сопоставление и ДР-

4. Описание и представление результатов 3-го, контрольного этапа. Сопоставление 1-го и 3-го этапов КПЭ Описать методы измерения, показатели, критерии и уровни, аналогично 1-му этапу КПЭ. Сопоставить результаты констатирующего и контрольного этапов. Оформить таблицы, схемы, коэффициенты корреляции для показа результатов измерений. Сопоставить результаты констатирующих и контрольных измерений Эмпирические методы, анализ, сравнение и др. Методы математической обработки

5. Формулировка открытых закономерностей Сформулировать открытые исследователем закономерности. Привести доводы, подтверждающие выдвинутую гипотезу. Дать комплексную оценку эксперимента Анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация и др.

Предложенные нами таблицы использовались в нашем опыте и экспериментальной работе со студентами, выполнявшими курсовые и дипломные работы. В нашем исследовании использование таблиц для рефлексии и выстраивания структуры курсовой или дипломной работы дало следующие результаты (выводы сделаны нами на основе наблюдений): 1. Студенты ясно понимали как стоящие перед ними задачи, так и суть предстоящей работы. 2. Осознавали себя исследователями с правом на собственную методологическую, концептуальную и методическую позицию. 3. Вступали в диалог как с преподавателем, так и с анализируемым текстом. 4. Осознанно, в соответствии с выдвинутой гипотезой выстраивали эксперимент. 5. После эксперимента достаточно грамотно и адекватно результатам формулировали обнаруженные закономерности (связи между педагог ическими приемами исследователя и их результативностью в обучении, воспитании и развитии учащихся). 7. А главное, искренне отмечали, что ощутили интерес и интеллектуальную радость.

Правда, в 2005 - 2007 годах такой результат был лишь у 70% студентов. Значит, предстоит более тщательная проверка факторов, стимулирующих исследовательскую деятельность студентов как в учебно-познавательном процессе, так и в процессе специальной исследовательской деятельности. К такой проверке мы подключили и студентов, темой дипломной работы которых стали вопросы методологии педагогических исследований, ими уже защищено пять дипломных работ.

Таким образом, нам удалось лишь подойти к пониманию сущности перестройки образовательного процесса в вузе на основе принципа «тесной связи преподавания и научных исследований» в процессе выполнения курсовых и дипломных работ. Реализация же этого важнейшего принципа требует не только усилий преподавателей и студентов, она требует изменения образовательной политики со стороны государства. Искреннего, заинтересованного и делового участия всех вузов в общеевропейском процессе сближения образовательных систем, именуемом Болонским процессом.

The article is written on the basis of information search and empirical studies in research methodology. The article analyses the ways of realizing the fundamental principle of higher education functioning which consists in close interaction between teaching and scicntific research and serves the rcfcrcnce point for the Pan-European process of juxtaposing educational systems called the Bologna Process. The author justifies the assumption that the optimal ways of realizing the principle named are the following: 1. Renovating research methodological base in terms of person-oriented and action-oriented approach both in the process of writing term papers and qualifying papers and mastering the subjects. 2. While choosing research activity content and methods one should be guided by a person's needs and by changing demands of the society. 3. Students should have a free choice of content, tempo, direction and means of their education in which research activity should be the leading one. The key words: research methodology, high school organizational principles, mental activity, scientific and methodological supply, qualifying paper, language in scientific thinking, methodological categories, methodological reflection.

Список литературы

1. Великая Хартия Университетов // сайт Берлинского саммита по Болонскому процессу. Берлин. 2003.

2. Козырев В.А., Шубина НЛ. Высшее образование России в зеркале Болонского процесса. Санкт-Петербург. 2005.

3. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учебник. М., 2003.

4. Логинов А. Нам придется менять отношение к сфере образования //Русский журнал / вне рубрик / Сумерки просвещения. 2003. 7 апреля.

5. Лобок A.M., Соловейчик СЛ. Наука ученичества, или оборотная сторона дидактики/7 Книга -диалог / Первое сентября, № 47, 2004.) часть 2.

6. Новиков A.M. Методология образования. М., 2002.

7. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие познавательных способностей для детей 5-7 лет. Ярославль. 2004.

8. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Педагогика. 100 экзаменационных ответов. М. 2003.

9. ШкатуллаВ.И. НадвиковаВ.В. Сытинская М.И. ПРАВО. М. 2004.

Об авторе

P.A. Островская - канд. пед. наук, ст. преп., Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, bryanskgu@ mail.ru.

УДК 378.144

В.А, Поздняков

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Статья написана на основе обучающего эксперимента. В ней раскрывается оригинальная методика исследования и обосновывается верность предположения о том, что высокая динамичность развития уров-невого компонента мыслительных способностей студентов положительно коррелирует с содержательным компонентом. Автор экспериментально подтвердил, что значимые изменения произошли в развитии содержательного компонента в результате введения инновационной методики обучения на базе компьютерных технологий.

Ключевые слова: информационные технологии обучения, мыслительные способности, языки и методы программирования, коэффициент линейной корреляции, эмпирический критерий достоверности, содержательный компонент, критерий «хи-квадрат».

Для изучения влияния информационных технологий обучения на развитие мыслительных способностей студентов был спланирован и проведен обучающий эксперимент на базе Брянского государственного университета при преподавании курса «Языки и методы программирования».

В ходе исследования была выдвинута гипотеза, что высокая динамичность развития уровневого компонента мыслительных способностей студентов положительно коррелирует с содержательным компонентом. Объясняется это следующим образом: знания, «слишком устоявшиеся», ограничивают кругозор студента, лишают его возможности по-новому взглянуть на проблему, что, в свою очередь, оказывает существенное влияние на сформированность его креативных качеств. Для подтверждения данной гипотезы вычислим коэффициент линейной корреляции:

п _ м._

АТ ~ 1-2 -2

n--\JSx ■ Sy __

где Rxy - коэффициент линейной корреляции; X, Y - средние выборочные значения сравниваемых величин; Xi, Y; - частные выборочные значения сравниваемых ве-

—2 —2

личин; п - общее число величин в сравниваемых рядах показателей; Sx, Sy - дисперсии, отклонения сравниваемых величин от средних значений.

Расчеты производим по опытным данным исследования студентов экспериментальной группы. Результаты статистической обработки экспериментальных данных следующие:

а) средние выборочные значения сравниваемых величин равны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.