24
В.В. Аксенов, Е.В. Резанова
УДК 622.002.5
В.В. Аксенов, Е.В. Резанова ПУТИ РАЗВИТИЯ УСТРОЙСТВ ПРОТИВОВРАЩЕНИЯ ГЕОХОДОВ
Вовлечение геосреды в процесс движения геоходов и использование приконтурного массива пород как опорного элемента для восприятия силовых нагрузок предполагает обязательное наличие устройств противовращения на стабилизирующей секции носителя геохода. Их основным функциональным назначением [1] является:
- предотвращение возможности проворота стабилизирующей секции носителя геохода;
- восприятие и перераспределение на окружающий массив горных пород нагрузок, возникающих при работе силового оборудования;
- формирование продольных каналов за контуром проводимой выработки.
При создании первых экспериментальных образцов геоходов, для упорядочения возможных технических решений А.Я. Ткаченко была разработана классификация устройств противовращения геоходов [2]. По источнику создания удерживающих сил все возможные такие устройства разделены им на три группы - реактивное воздействие окружающего массива, использование гравитационных или инерционных сил. Первая группа - традиционные средства удержания от проворота [2, 3], вторая и третья - рекомендованы при невозможности применения по разным причинам устройств противовращения первой группы.
Предложенная классификация, по мнению автора, показывает возможные пути создания устройств противовращения. Однако, она предусматривает развитие принципиальных и конструктивных решений только в направлении предотвращения возможности проворота стабилизирующей секции носителя геохода и восприятия нагрузок.
В классификации не отражены:
- необходимость формирования продольных каналов за контуром проводимой выработки и перераспределения нагрузок на массив горных пород;
- направление в развитии функциональных элементов устройств противовращения для уборки отделенной горной массы из продольных каналов;
- обеспечение возможности маневрирования геохода в геосреде по трассе проводимой выработки с помощью устройств противовращения.
Кроме того, в предложенной классификации
устройства противовращения, работающие на основе гравитационных и инерционных сил, не могут взаимодействовать с окружающим массивом пород, что противоречит их изначальному функциональному назначению.
Среди возможных путей создания конструктивных решений устройств противовращения геоходов можно выделить два варианта.
Пассивное устройство противовращения -функциональное устройство или функциональный элемент, назначением которого является только предотвращение проворота стабилизирующей секции носителя геохода. Пассивные устройства противовращения, примененные, например, в геоходе ЭЛАНГ-4, обладают рядом недостатков и не способны удовлетворять новым требованиям, предъявляемым к конструкции геохода [1].
Активное устройство противовращения -система функциональных элементов, выполняющих функции восприятия и перераспределения нагрузок на окружающий массив горных пород, формирования продольного канала за контуром выработки и уборки отделенной горной массы из продольных каналов. Отличительная черта активного устройства - наличие собственного исполнительного органа для формирования продольного канала за контуром выработки и конструктивных решений, позволяющих маневрировать геоходом в геосреде по трассе проводимой выработки.
Сама идея вовлечения геосреды в процесс движения геохода предполагает, по возможности, активную работу функциональных устройств, взаимодействующих с геосредой.
Исходя из функционального назначения, устройство противовращения необходимо рассматривать как систему, состоящую из как минимум трех функциональных элементов (рис.1).
1. Крыло, непосредственно воспринимающее и перераспределяющее на окружающий массив горных пород нагрузки от работы силового оборудования.
2. Исполнительный орган (ИО), формирующий каналы за контуром проводимой выработки.
3. Средства уборки и транспортирования отделенной горной массы из продольных каналов.
Крыло - это функциональный элемент уст-
крыло
Рис.1. Система функциональных элементов устройства противовращения геохода
Геотехнология
25
роиства противовращения, активно взаимодействующий с геосредой за контуром выработки и предназначенный для предотвращения проворота стабилизирующей секции геохода, восприятия и перераспределения на приконтурный массив нагрузок от работы силового оборудования и обеспечения возможности маневрирования геоходом в геосреде по трассе проводимой выработки.
Крыло должно удовлетворять требованиям:
— предотвращать возможность проворота стабилизирующей секции геохода;
— воспринимать нагрузку, возникающую при работе силового оборудования геохода;
— перераспределять нагрузку на окружающий массив горных пород;
— обеспечивать возможность изменения направления движения геохода по трассе выработки и возможность реверсирования;
— оказывать минимальное сопротивление движению геохода;
— иметь минимальные массово-габаритные характеристики;
— прочность элементов крепления крыла к стабилизирующей секции носителя геохода должна быть достаточной для восприятия действующих нагрузок;
— должна быть обеспечена возможность ремонта и замены элементов конструкции.
В свою очередь, исполнительный орган устройства противовращения должен:
— разрушать горную породу для формирования продольных каналов за контуром выработки;
— соответствовать ИО, разрабатывающему забой с учетом крепости разрушаемых пород;
— иметь возможность работы в совмещенном режиме с другими устройствами геохода;
— прочность элементов крепления ИО к стабилизирующей секции носителя геохода должна быть достаточной для восприятия действующих нагрузок;
— должна быть обеспечена возможность ремонта и замены ИО устройства противовращения;
— расположение ИО относительно контура выработки должно обеспечивать возможность установки несущих элементов постоянной крепи.
При наработке конструктивных решений
средств транспортирования и уборки должны быть решены вопросы:
— уборки отделенной горной массы из формируемых продольных каналов;
— погрузки отделенной горной массы в средство транспортирования;
— прочности элементов крепления средств транспортирования и уборки к стабилизирующей секции носителя геохода с учетом действующих нагрузок;
— возможности ремонта и замены средств транспортирования и уборки отделенной горной массы.
2
Рис.2. Принципиальная конструктивная схема устройства противовращения геохода
1 — стабилизирующая секция носителя геохода;
2 — крыло; 3 — ИО;4 — транспортирующий орган
Возможность изменения направления движения геохода по трассе выработки и возможность реверсирования на начальном этапе предполагается обеспечивать за счет конструктивных решений крыла. Позднее, после определения принципиальных решений по маневрированию геохода в геосреде и выделения в системе устройства противовращения функциональных элементов, отвечающих за данную технологическую операцию, к данным элементам будут выработаны требования.
Таким образом, создание активных устройств противовращения является более сложным, но единственно возможным путем развития устройств противовращения геохода с точки зрения выполнения ими своих функций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Аксенов В.В, Резанова Е.В. Разработка требований к элементам противовращения геоходов // Вестник КузГТУ - 2007. - № 5-07. - С. 30-32.
2 Проектирование и расчет проходческих комплексов/Горбунов В.Ф., Аксенов В.В., Эллер А.Ф. и др.- Новосибирск: Наука,1987.
3 Клорикьян В.Х., Ходош В.В. Горно-проходческие щиты и комплексы. - М.: Недра, 1980. - 384 с.
□ Авторы статьи:
Аксенов Резанова
Владимир Валерьевич Елена Викторовна
- докт. техн. наук, ведущий научный - ст. преп. каф.прикладной
сотрудник ИУУ СО РАН механики