Научная статья на тему 'Пути развития устройств противовращения геоходов'

Пути развития устройств противовращения геоходов Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
77
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Аксенов Владимир Валерьевич, Резанова Елена Викторовна

Определено функциональное назначение устройств противовращения геоходов. Выделены функциональные элементы устройства противовращения. Сформулированы требования к функциональным элементам устройства противовращения геохода. Выявлены возможные пути создания конструктивных решений устройств противовращения. Илл. 2. Библиогр. 3 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути развития устройств противовращения геоходов»

24

В.В. Аксенов, Е.В. Резанова

УДК 622.002.5

В.В. Аксенов, Е.В. Резанова ПУТИ РАЗВИТИЯ УСТРОЙСТВ ПРОТИВОВРАЩЕНИЯ ГЕОХОДОВ

Вовлечение геосреды в процесс движения геоходов и использование приконтурного массива пород как опорного элемента для восприятия силовых нагрузок предполагает обязательное наличие устройств противовращения на стабилизирующей секции носителя геохода. Их основным функциональным назначением [1] является:

- предотвращение возможности проворота стабилизирующей секции носителя геохода;

- восприятие и перераспределение на окружающий массив горных пород нагрузок, возникающих при работе силового оборудования;

- формирование продольных каналов за контуром проводимой выработки.

При создании первых экспериментальных образцов геоходов, для упорядочения возможных технических решений А.Я. Ткаченко была разработана классификация устройств противовращения геоходов [2]. По источнику создания удерживающих сил все возможные такие устройства разделены им на три группы - реактивное воздействие окружающего массива, использование гравитационных или инерционных сил. Первая группа - традиционные средства удержания от проворота [2, 3], вторая и третья - рекомендованы при невозможности применения по разным причинам устройств противовращения первой группы.

Предложенная классификация, по мнению автора, показывает возможные пути создания устройств противовращения. Однако, она предусматривает развитие принципиальных и конструктивных решений только в направлении предотвращения возможности проворота стабилизирующей секции носителя геохода и восприятия нагрузок.

В классификации не отражены:

- необходимость формирования продольных каналов за контуром проводимой выработки и перераспределения нагрузок на массив горных пород;

- направление в развитии функциональных элементов устройств противовращения для уборки отделенной горной массы из продольных каналов;

- обеспечение возможности маневрирования геохода в геосреде по трассе проводимой выработки с помощью устройств противовращения.

Кроме того, в предложенной классификации

устройства противовращения, работающие на основе гравитационных и инерционных сил, не могут взаимодействовать с окружающим массивом пород, что противоречит их изначальному функциональному назначению.

Среди возможных путей создания конструктивных решений устройств противовращения геоходов можно выделить два варианта.

Пассивное устройство противовращения -функциональное устройство или функциональный элемент, назначением которого является только предотвращение проворота стабилизирующей секции носителя геохода. Пассивные устройства противовращения, примененные, например, в геоходе ЭЛАНГ-4, обладают рядом недостатков и не способны удовлетворять новым требованиям, предъявляемым к конструкции геохода [1].

Активное устройство противовращения -система функциональных элементов, выполняющих функции восприятия и перераспределения нагрузок на окружающий массив горных пород, формирования продольного канала за контуром выработки и уборки отделенной горной массы из продольных каналов. Отличительная черта активного устройства - наличие собственного исполнительного органа для формирования продольного канала за контуром выработки и конструктивных решений, позволяющих маневрировать геоходом в геосреде по трассе проводимой выработки.

Сама идея вовлечения геосреды в процесс движения геохода предполагает, по возможности, активную работу функциональных устройств, взаимодействующих с геосредой.

Исходя из функционального назначения, устройство противовращения необходимо рассматривать как систему, состоящую из как минимум трех функциональных элементов (рис.1).

1. Крыло, непосредственно воспринимающее и перераспределяющее на окружающий массив горных пород нагрузки от работы силового оборудования.

2. Исполнительный орган (ИО), формирующий каналы за контуром проводимой выработки.

3. Средства уборки и транспортирования отделенной горной массы из продольных каналов.

Крыло - это функциональный элемент уст-

крыло

Рис.1. Система функциональных элементов устройства противовращения геохода

Геотехнология

25

роиства противовращения, активно взаимодействующий с геосредой за контуром выработки и предназначенный для предотвращения проворота стабилизирующей секции геохода, восприятия и перераспределения на приконтурный массив нагрузок от работы силового оборудования и обеспечения возможности маневрирования геоходом в геосреде по трассе проводимой выработки.

Крыло должно удовлетворять требованиям:

— предотвращать возможность проворота стабилизирующей секции геохода;

— воспринимать нагрузку, возникающую при работе силового оборудования геохода;

— перераспределять нагрузку на окружающий массив горных пород;

— обеспечивать возможность изменения направления движения геохода по трассе выработки и возможность реверсирования;

— оказывать минимальное сопротивление движению геохода;

— иметь минимальные массово-габаритные характеристики;

— прочность элементов крепления крыла к стабилизирующей секции носителя геохода должна быть достаточной для восприятия действующих нагрузок;

— должна быть обеспечена возможность ремонта и замены элементов конструкции.

В свою очередь, исполнительный орган устройства противовращения должен:

— разрушать горную породу для формирования продольных каналов за контуром выработки;

— соответствовать ИО, разрабатывающему забой с учетом крепости разрушаемых пород;

— иметь возможность работы в совмещенном режиме с другими устройствами геохода;

— прочность элементов крепления ИО к стабилизирующей секции носителя геохода должна быть достаточной для восприятия действующих нагрузок;

— должна быть обеспечена возможность ремонта и замены ИО устройства противовращения;

— расположение ИО относительно контура выработки должно обеспечивать возможность установки несущих элементов постоянной крепи.

При наработке конструктивных решений

средств транспортирования и уборки должны быть решены вопросы:

— уборки отделенной горной массы из формируемых продольных каналов;

— погрузки отделенной горной массы в средство транспортирования;

— прочности элементов крепления средств транспортирования и уборки к стабилизирующей секции носителя геохода с учетом действующих нагрузок;

— возможности ремонта и замены средств транспортирования и уборки отделенной горной массы.

2

Рис.2. Принципиальная конструктивная схема устройства противовращения геохода

1 — стабилизирующая секция носителя геохода;

2 — крыло; 3 — ИО;4 — транспортирующий орган

Возможность изменения направления движения геохода по трассе выработки и возможность реверсирования на начальном этапе предполагается обеспечивать за счет конструктивных решений крыла. Позднее, после определения принципиальных решений по маневрированию геохода в геосреде и выделения в системе устройства противовращения функциональных элементов, отвечающих за данную технологическую операцию, к данным элементам будут выработаны требования.

Таким образом, создание активных устройств противовращения является более сложным, но единственно возможным путем развития устройств противовращения геохода с точки зрения выполнения ими своих функций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Аксенов В.В, Резанова Е.В. Разработка требований к элементам противовращения геоходов // Вестник КузГТУ - 2007. - № 5-07. - С. 30-32.

2 Проектирование и расчет проходческих комплексов/Горбунов В.Ф., Аксенов В.В., Эллер А.Ф. и др.- Новосибирск: Наука,1987.

3 Клорикьян В.Х., Ходош В.В. Горно-проходческие щиты и комплексы. - М.: Недра, 1980. - 384 с.

□ Авторы статьи:

Аксенов Резанова

Владимир Валерьевич Елена Викторовна

- докт. техн. наук, ведущий научный - ст. преп. каф.прикладной

сотрудник ИУУ СО РАН механики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.