Научная статья на тему 'Пути развития России в трудах русских консерваторов на рубеже XIX-XX вв'

Пути развития России в трудах русских консерваторов на рубеже XIX-XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
920
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСЕРВАТИЗМ / CONSERVATISM / РУССКАЯ КОНСЕРВАТИВНАЯ МЫСЛЬ / RUSSIAN CONSERVATIVE THOUGHT / ПУТИ РАЗВИТИЯ РОССИИ / THE WAYS OF DEVELOPMENT OF RUSSIA / РУССКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ В ЭМИГРАЦИИ / RUSSIAN CONSERVATISM IN EXILE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Опутин Илья Юрьевич

В статье рассмотрены основные пути развития русской консервативной мыслина рубеже XIX-XX вв. Проанализирована степень доступности и эффективности того или иного направления. Необходимость изучения опыта развития истоков консервативного течения Россиина рубеже XIX-XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN IN THE WORKS OF RUSSIAN CONSERVATIVES AT THE TURN OF XIX-XX CENTTURIES

In the article the basic ways of development of Russian conservative thought at the turn of XIX-XX centuries. Analyzed the availability and efficiency of one or another direction. The necessity of studying the experience of development the origins of the conservative currents in Russia at the turn of XIX-XX centuries.

Текст научной работы на тему «Пути развития России в трудах русских консерваторов на рубеже XIX-XX вв»

УДК 94 (47).08

Опутин Илья Юрьевич

студент кафедры новой и новейшей истории России

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь,

Россия, e-mail: ilya.istorik@yandex.ru

ПУТИ РАЗВИТИЯ РОССИИ В ТРУДАХ РУССКИХ КОНСЕРВАТОРОВ

НА РУБЕЖЕ XIX-XX вв.

Ilya U. Oputin

student of the Department of Modern and Contemporary history of Russia

Perm State Humanitarian Pedagogical University Perm, Russia, e-mail: ilya.istorik@yandex.ru

WAYS OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN IN THE WORKS OF RUSSIAN CONSERVATIVES AT THE TURN OF XIX-XX CENTTURIES

Аннотация. В статье рассмотрены основные пути развития русской консервативной мыслина рубеже XIX-XX вв. Проанализирована степень доступности и эффективности того или иного направления. Необходимость изучения опыта развития истоков консервативного течения Россиина рубеже XIX-XX вв.

Ключевые слова: консерватизм, русская консервативная мысль, пути развития России, русский консерватизм в эмиграции.

Abstract. In the article the basic ways of development of Russian conservative thought at the turn of XIX-XX centuries. Analyzed the availability and efficiency of one or another direction. The necessity of studying the experience of development the origins of the conservative currents in Russia at the turn of XIX-XX centuries.

Key words: conservatism, Russian conservative thought, the ways of development of Russia, Russian conservatism in exile.

Объект исследования - консерватизм как идейно-политическое течение русской мысли.

Предмет исследования - влияние различных консервативных взглядов на историческое развитие России.

Цель данной статьи - проследить механизм становления и утверждения консерватизма в России на рубеже XIX-XX вв.

Хронологические рамки - включают в себя рубеж XIX-XX вв.

Территориальные рамки охватывают пространство Российской империи в границах конца XIX - начала XX вв.

© Опутин И.Ю., 2016

Наибольшую группу источников при написании данной статьи составили монографии и авторефераты.

Также при работе над статьей были использованы электронные ресурсы.

Для начала хотелось бы сказать, что понятие консерватизма до сих пор не получило в парадигме политического и философского знания однозначного концептуального осмысления. Многими исследователями консерватизм понимается как функциональная теория и позиция, для которой неважно, что защищать и сохранять, а важен сам процесс сохранения. Согласно этой трактовке, консерватизм может быть выражен в любой научной теории и политической практике.

В большинстве случаев под термином «консерватизм» имеют в виду понятие, обозначающее идеологическую приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике — направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма. Во внешней политике — ставка на укрепление безопасности, применение военной силы, поддержку традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях — протекционизм. В консерватизме главной ценностью принимается сохранение традиций общества, его институтов, верований и даже «предрассудков» [2].

Гносеологической предпосылкой консерватизма является двойственная природа общественно-политического процесса. С одной стороны, эволюция, разрыв с прошлым, развитие; с другой - сохранение и перенесение в будущее всего непреходящего, общечеловеческого.

Следует отметить, что процесс консервативной идеологии следует связывать с развитием буржуазной политической культуры и цивилизации в целом. Появившись в конце ХУШ в. как некая реакция на идеологию эпохи Просвещения, консерватизм прошел несколько этапов в своем развитии.

Традиционные консервативные идеологии в разных странах были уникальны по-своему и не похожими друг на друга. В этом их отличие

от либерализма. К.Н. Леонтьев писал: «...Охранение у всякой нации свое, у турка - турецкое, у англичанина - английское, у русского - русское, а либерализм у всех один».

Среди важнейших установок как классического, так и современного консерватизма следует выделить следующие: приоритет духовных ценностей над материльной выгодой; историчность; обоснование традиционной социальной иерархии; признание несовершенства человеческой природы и вследствие этого обязательность усмиряющей и цивилизирующей роли религии, семьи, школы; культ сильного государства; отрицание революционных методов, признание лишь оправданных перемен; приоритет целого (государства, народа, нации) перед частью (сословием, индивидом).

В понимании консерватизма можно выделить две идейные черты: первая направлена на поддержание устойчивости общественной структуры в неизменной форме - политическая идеология; вторая направлена на устранение противодействующих политических сил и восстановление прежних - апелляция к утраченному.

В Российской империи необходимость в обосновании консервативных идей появилась в конце ХУШ - начале XIX в. Русская консервативная мысль возникла как ответ на вызовы. Во-первых, на либеральную идеологию (идеи французского Просвещения, Французской революции), во-вторых, на все большую ориентацию и зависимость России от Европы. Из этого следуют два основных элемента в русской охранительной идеологии: антиреволюционность (анти-либерализм) и анти-европеизм (патриотизм).

Консерватизм как политическое течение получил большую поддержку в обществе и был близко связан с культурными традициями: моралью, литературой, религией, языком и многим другим. Помимо этого российские консерваторы, в отличие от западноевропейского консерватизма, не оформились в партию в западном понимании. Консервативные идеи были включены в течения светского и духовного характера, развивались писателями, философами, общественными деятелями, не стоящими в каких-либо политических партиях и движениях.

С убийства императора Александра II 1 марта 1881 г. возросло число консерваторов в дворянских и земских собраниях. В 80-90-е гг. XIX в. в российском консерватизме появились новые черты, порожденные эпохой великих реформ. Консерваторы обратились к критике либерально-демократических, а затем и революционных идей, к поиску способов защиты традиционной системы власти и ценностей. Расцвет русской консервативной мысли был связан с именами князя В.П. Мещерского, М.Н. Каткова, К.Н.Леонтьева, К.П. Победоносцева, Л.А. Тихомирова и других.

В конце XIX в. расширилась сеть консервативных изданий. Основными из них были: «Московские ведомости» и «Русский вестник», издаваемые Катковым, «Гражданин» князя Мещерского, «Русское обозрение» (с 1890 г.). К.П. Победоносцев опубликовал «Московский сборник» (1896 г.), К.Н. Леонтьев - двухтомник «Восток, Россия и славянство» (1885-1886 гг.). Консервативные идеи развивали в своих сочинениях писатель Ф.М. Достоевский, создатель теории локальных цивилизаций Н.Я. Данилевский, философ и психолог П.Е. Астафьев. Талантливый публицист, теоретик российского монархизма Л.А. Тихомиров опубликовал свои фундаментальные сочинения «Монархическая государственность» (1905 г.) и «Религиозно-философские основы истории» (1917-1918 гг.).

Главными постулатами работы русской мысли консерваторов стали: во-первых, защита национальных основ, прежде всего самодержавного принципа власти и православной религии; во-вторых, критика либерального реформаторства и антиправительственных идей; в-третьих, осознание необходимости некоторой модернизации, предложение скорректировать реформы, исходя из особенностей и традиций страны.

Для русского консервативного мышления на протяжении веков идеалами оставались самодержавная монархия как проявление воли бога и православная религия. Монархизм как идея был несовместим с принципами ограничения

самодержавия, разделения и выборности власти. «Самодержавие, — писал В.П. Мещерский, — есть верховная власть монарха над народом, которая ответственна только перед Богом и совестью монарха». М.Н. Катков подчеркивал, что идея царя и идея Отечества есть одна и та же «всеобъемлющая сила». Духовную опору монархии консерваторы видели в православии и русской православной церкви.

Традиционалисты рубежа веков не принимали ценностных установок «просвещенческой» философии (гражданского общества, идей всеобщего равенства, свободы, народного суверенитета), идей рационализма. А почему? Да потому, что все это было демагогией и манипуляцией обществом. Они выступали с критикой демократического принципа организации власти, социалистического учения. Консерваторы были сторонниками традиционного взгляда на общество, в котором принципом общественной справедливости был лозунг «каждому свое» и не признавалось всеобщее равенство. Свобода была для них понятием не политическим, а духовным. Выражая идею несовершенства человеческой природы (в вопросах нравственности) и ограниченности возможностей человеческого разума, консервативные мыслители делали упор на строгом соблюдении норм морали (подчеркивая ее религиозный характер), семейных устоев и христианских заветов. Отводя огромное значение в жизни общества религии (для России - православия), идеологи консерватизма подчеркивали не только ее нравственную, но и социальную ценность. Поэтому первоочередную задачу в современной им России они видели в укреплении религиозности русского общества, в поощрении развития русской церкви.

Большой вклад в оформление историософской концепции русского консерватизма внес Л.А. Тихомиров в работе «Религиозно-философские основы истории». Продолжая русскую историософскую традицию, он выделял идею живо-знания, идущую от славянофилов, предполагающую необходимость

объединения рационального и иррационального способов познания, синтеза знания и веры. Тихомиров продолжил критику рационализма и субъективизма в гносеологии. Источником познания он признавал «абсолютное сущее» - бога [3, с. 82]. В историческом процессе он выделял две сферы: материальную и над-материальную (духовную), определяющей выступала вторая сфера. В материальной сфере история была для него процессом объективным, закономерным, эволюционным. В сфере над-материальной человеческая история для него, как и для либерала Б.Н. Чичерина, становилась историей борьбы и сосуществования различных религиозно-философских идей. Конец истории (ее цели) понимался как воплощение ее смысла и трактовался в рамках изображенного в Апокалипсисе (конец мировой истории, движение человечества к Богу, достижение Царства Божия). Продолжая шеллингианскую традицию, исторический процесс (в материальной и над-материальной сферах) Тихомиров трактовал как итог совместной деятельности божественного провидения и активности человека.

Немаловажен тот факт, что идеологи консерватизма продолжали развивать также идею самобытности России, противопоставляя ее Европе. Русские консерваторы на рубеже XIX-XX вв. чаще, чем их идейные предшественники, постулировали государственный патриотизм. «Поддерживая мощь основного племени», монархическая политика, по мнению Л.А. Тихомирова, должна была развивать различные средства культурного единения всех народностей государства.

Консерватизм как общественно-политическое течение никогда не был абсолютно антиреформаторским. Один из основоположников мировой консервативной мысли - Э. Берк - писал: «Моему стандарту государственного деятеля должна быть свойственна предрасположенность к сохранению и способность к улучшению, взятые вместе». Берк был сторонником реформ, не меняющих сущность объектов, превентивных, предназначенных для того,

чтобы упредить революцию. Сущность консервативных реформ можно выразить следующим образом: улучшение, изменение, корректирование, но не ломка, передел, разрушение.

В начале XX вв. в русских изданиях появляется термин «умеренный консерватизм». В дальнейшем его чаще будут называть русским неоконсерватизмом, консервативной утопией, либеральным консерватизмом, самодержавным реформаторством, консервативной модернизацией, «русским торизмом». Его задача - не допустить разрушения основ существования общества и государства в ходе введения инноваций, сделать их введение менее болезненным. Государство должно взять на себя ведущую роль в проведении реформ, должно стать активным участником и контролером экономической жизни страны, взять на себя разрешение острых социальных проблем (политика попечительства в рабочем и крестьянском вопросах).

Консерваторы России пытались найти компромисс с происходившими в стране переменами, отстаивая принципиально-сущностные установки традиционной системы отношений, одновременно пытались разработать и предложить систему мер, позволяющих осуществить плавный переход к новым отношениям, без резких скачков и потрясений, создать эффективную, систему политического управления, не разрушая тех основ национального государственного строения, которые были заложены раннее.

Л.А. Тихомиров предложил проект изменения политической системы, Его программа преобразований призвана была соединить самодержавие как власть верховную с новыми тенденциями в государственном строительстве. Смирившись после 1906 г. с идеей представительства, наилучшим в самодержавном государстве, он считал народное представительство, созданное на принципах сословности, а не партийности. Сочетание монархии как власти верховной с таким народным представительством должно было составить некую альтернативу двухпалатному парламентарному представительству, которое утверждалось в современной ему России.

Следует подчеркнуть, что Тихомиров, в отличие от большинства консерваторов, предложил более гибкий вариант политики монархического государства в социально-экономической сфере. В некоторых случаях он был близок к сторонникам традиционного пути экономического развития (И.Н. Дурново, И.Л. Горемыкин, П.А. Столыпин), по некоторым вопросам смыкался с проводниками индустриальных реформ (С.Ю. Витте). С первыми его роднила забота о развитии, прежде всего, аграрной сферы, поддержании эффективности и благосостояния крестьянского хозяйства. Стремление создать сильную национальную промышленность, постулирование необходимости активного вмешательства и контроля государством экономической жизни сближало его с модернизаторами типа С.Ю. Витте. Среди консерваторов Тихомиров был одним из немногих, кто настаивал на необходимости скорейшего разрешения рабочего вопроса, делая ставку на развитие политики государственного попечительства.

В общем в начале ХХ в. русские консерваторы в своих программах экономического развития по-прежнему настаивали на протекционизме, приоритете аграрного развития страны и всемерной помощи со стороны правительства помещичьему хозяйству. Тем не менее они пришли к пониманию, что капитализм неизбежен в России, в индустриальном развитии и частном предпринимательстве есть спасение страны от бедности (Катков, Тихомиров). Они поняли, что необходимо отказаться от некоторых традиций (община), чтобы сохранить строй. Признали существование рабочего вопроса и предложили способы его решения. Упорно настаивали на решительном вмешательстве государства в социально-экономическую сферу, что позволит, по их мнению, создать надежную экономику, решить социальные проблемы и избежать революции [1, с. 136]. К сожалению, власть не прислушалась к разумным доводам консерваторов, что и привело к кризису 1917 г. в России.

После событий 1917 г. в России монархическая линия русского консерватизма прервалась. Некоторые руководители и члены право-монархических партий, были привлечены к судебной ответственности (предстали перед Чрезвычайной следственной комиссией Временного правительства). Другие получили даже место служащих в советских учреждениях (Н.А. Энгельгардт, Б.В. Никольский, А.И. Соболевский). Многие из них впоследствии были арестованы и расстреляны (Б.В. Никольский, А.И. Дубровин, А.С. Вязигин). Ушел из жизни В.М. Пуришкевич. Доживали свой век вдали от столиц Л.А. Тихомиров и К.Н. Пасхалов. Немало монархистов эмигрировали (Н.Е. Марков, В.П. Соколов, Д.П. Голицин-Муравлин, А.А. Римский- Корсаков и другие). В 1921 г. в Германии был создан Высший монархический совет. Однако появившиеся в эмиграции монархические объединения существенно отличались от монархических союзов, существовавших ранее в России (различия в целях, средствах их достижения, составе участников). Монархические идеи получили дальнейшее развитие в новой эмиграции, особенно в трудах русских евразийцев И.Л. Солоневича и И.А. Ильина, которые продолжили деятельность по распространению русской консервативной мысли.

Таким образом, важно указать на то, что в начале ХХ в. российский консерватизм оказался представлен, с одной стороны, традиционными консервативными программами, в которых консерваторы пытались соединить традиции и неизбежные изменения; с другой стороны, идеологией крайне правых организаций, сочетающей консервативные идеи с жесткими методами защиты существующего строя.

Список литературы

1. Начапкин М.Н. Монархическая идея в русском консерватизме конца XIX - начала XX вв. М., 2003. С. 136.

2. Официальный интернет-портал Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru (дата обращения: 01.04.2016).

3. Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории. М., 1997, С. 82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.