Научная статья на тему 'Пути развития речи и мышления студентов технических вузов с учетом современных принципов компетентностного и когнитивного подходов'

Пути развития речи и мышления студентов технических вузов с учетом современных принципов компетентностного и когнитивного подходов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
192
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННЯЯ/ВНЕШНЯЯ РЕЧЬ / ЯЗЫК / МЫШЛЕНИЕ / АВТОРЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Цупикова Елена Викторовн

Данная статья предлагает один из путей решения проблемы развития речи и мышления студентов технического вуза в условиях недостатка времени и экономии усилий педагогов и студентов. Эффективность процесса обеспечивается отбором материала, организацией авторефлексивной деятельности студентов, а также особой методикой работы над учебной информацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Цупикова Елена Викторовн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути развития речи и мышления студентов технических вузов с учетом современных принципов компетентностного и когнитивного подходов»

РАЗДЕЛ VI

ВУЗОВСКОЕ И ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37.013.46

ПУТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННЫХ ПРИНЦИПОВ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО И КОГНИТИВНОГО ПОДХОДОВ

Е. В. Цупикова

Аннотация. Данная статья предлагает один из путей решения проблемы развития речи и мышления студентов технического вуза в условиях недостатка времени и экономии усилий педагогов и студентов. Эффективность процесса обеспечивается отбором материала, организацией авторефлексивной деятельности студентов, а также особой методикой работы над учебной информацией.

Ключевые слова: внутренняя/внешняя речь, язык, мышление, авторе флексия.

Введение

Модернизация российского образования предпола гает усиление личностной и практической ориентированности содержания и процесса образования и повышение е го раз-вивающе го характера. На первое место выступают задачи развития мышления и речи обучающихся. Наиболее подходящей для обозначенных целей дисциплиной в техническом вузе является «Русский язык и культура речи».

Основная часть

Мы будем понимать под развитием мышления формирование и совершенствование внутренней речи и памяти, мыслительных операций, авторефлексивных умений и умственных способностей обучающихся.

Это определение не противоречит принятому в педа го гике пониманию термина «развитие мышления» [см. 1: 32]. Оно определяет направления работы по развитию речевых и умственных умений обучающихся в предлагаемой лингвометодической системе:

1. Развитие внутренней речи и памяти обучающихся посредством составления ло ги-ческих опорных схем текста (работа по освоению текста);

2. Развитие мыслительных операций студентов (действия с языковым материалом);

3. Развитие авторефлексии обучающихся в ходе работы по восстановлению и изложе-

нию хода своих рассуждений (работа по построению текста);

4. Развитие умственных способностей студентов посредством соблюдения в учебном процессе педа го гическо го принципа обучения на высоком уровне сложности.

Проведенное наблюдение за процессом обучения русскому языку и культуре речи позволило нам констатировать, что предлагаемая программа по названной дисциплине не содержит некоторых необходимых для успешно го развития речи и мышления вопросов, а именно:

- раз граничение информации и знания,

- этапы освоения и построения текста как этапы переработки информации в знание и знания в информацию,

- ал горитмы работы над текстом, построенные на осознании закономерностей речемыслительно го процесса;

- разграничение внешней и внутренней речи как компонентов речемыслительного процесса,

- операции преобразования структур внутренней речи в структуры внешней речи,

- операции свертывания текста в структуры внутренней речи и способы выявления пресуппозиции,

- раз граничение внешних и внутренних денотативных и предикативных семантических отношений,

- особенности ор ганизации денотативной и предикативной лексики в системе языка и тексте и их учет в построении разных типов текста,

- раз граничение в теории текста смысла как сущности внутренней речи и значения как семантики внешней речи,

- инвариантно-вариативные отношения между внутренними и внешними уровнями текста (дентотативно-предикативным, ло гиче-ским, аксиоло гическим, символическим и лексическим, синтаксическим и фонетическим) [2].

Исходя из изложенного, можно предложить следующую про грамму действий. «Русский язык и культуру речи» как пропедевтический курс необходимо дополнить работой, обеспечивающей формирование понятийной базы, умений и навыков эффективной коммуникативной деятельности специалиста.

В традиционной системе обучения пред-пола гается, что на основе языковых упражнений, работы с ло гическими структурами, умственные способности автоматически, стихийно сформируются у обучающихся. Мы пола гаем, что в отечественной психологии есть результаты исследований, которые свидетельствуют о том, что развитие мышления можно и нужно осуществлять целенаправленно.

При анализе современной системы обучения обнаруживается, что

1) в существующей методике отсутствуют задания на формирование внутренней речи;

2) отсутствуют задания на формирование умственных способностей;

3) необходимо переосмыслить некоторые понятия и термины, определить последовательность их освоения, чтобы развитие речи органично влилось в существующую систему общеобразовательных вузовских предметов.

Дополнить и переосмыслить систему понятий, важных для развития речи и мышления студентов, можно следующим образом:

1) ввести расширенное понимание лингвистики не как науки о языковой системе, но как науки о языковой коммуникации, где в равноправии сосуществуют лин гвистика языка и лин гвистика речи. Поэтому первыми понятиями, с которых необходимо начинать работу над развитием речи и мышления учащихся являются понятия язык и речь.

2) для успешного овладения речевыми умениями необходимо познакомить обучающихся с особенностями речемыслительно го процесса, состоящего во взаимодействии мышления, внутренней речи и внешней речи.

3) поскольку во внутренней речи существуют денотативные представления и предикативные представления, а во внешней речи они развертываются соответственно: денотаты - в существительные конкретные, вещественные и собирательные или в местоимения их замещающие, а предикаты - в глаголы, прила гательные, наречия, абстрактные существительные или местоимения, их замещающие, то учащимся необходимо освоить навык переводить единицы внутренней речи в единицы внешней речи и наоборот. Эти навыки станут аспектными умениями для формирования комплексно го умения - составлять тексты.

4) для формирования умений анализировать и понимать тексты студенты должны понять разницу между значением и смыслом, выражаемых в речи.

5) для то го, чтобы уметь строить текст любой степени развернутости, необходимо знать основные признаки текста и е го структуру (внешнюю и внутреннюю).

6) чтобы уметь свернуть текст, нужно знать, как строится денотативная схема текста, денотативно-предикативная и мотивационная схемы.

7) чтобы научиться разворачивать текст, необходимо знать 8 лексических операций, обеспечивающих перевод структур внутренней речи в структуры внешней: выбор, замещение, трансформацию, комбинирование, выделение, повтор, расширение, сужение и уметь формировать пресуппозицию.

8) чтобы появилось умение составлять тексты разных типов, необходимо их знать. Описание, повествование, рассуждение традиционно выделяются в развитии речи. Современная коммуникация активно использует четвертый тип текста - убеждение. Этот текст отличается тем, что построен таким образом, чтобы склонить на свою сторону адресата, переубедить принять свой образ мыслей не посредством ло гических доказательств и фактов (как это делается в рассуждении), а через воздействие на чувства.

9) Для проведения лин гвистическо го анализа текста необходимо знать виды значений слова (прямое, переносное, образное). Эта работа включает в себя несколько этапов: вначале нужно научить раз граничивать переносное и образное значение слова. Для это го необходимо освоить информацию, что переносное значение предикатов формируется за счет смены лексической позиции и может быть представлено такими видами как функциональные перенос и метафора, а перенос-

ные значения денотатов появляются за счет смены синтаксической позиции и представлены метонимией и синекдохой. Образное значение слова может объясняться через лин гво-культуроло гический экскурс и реализуется в концептах - фреймовых структурах, состоящих из прямого значения, интерпретации и нового, образного значения. Непосредственное отношение к образному значению имеют также тропы, которые, в отличие от фигур, несущих функцию выражения, имеют содержательную, смысловую структуру. Таким образом, студенты должны уметь не только разграничивать тропы и фи гуры и находить их в тексте, но и использовать в собственной ораторской практике [3].

10) для формирования умений составлять тексты разных стилей и жанров необходимо освоить особенности языковых и речевых стилей.

11) чтобы уметь строить текст, следует знать инвариантно-вариативные отношения между уровнями текста (Новиков, 1983) и возможности вариативно го изложения смысла текста. Содержательность имеет четыре воплощения: описание, повествование, рассуждение, убеждение; логичность реализуется в определениях, индукции/дедукции, анализе/синтезе и других операциях, которые имеют названия по наименованию соответствующих логических операций. Эмотивность и экспрессивность учитывают этические нормы при выражении эмоций, состояний души, воздействии речи на слушающе го.

12) деятельность по порождению текста состоит из последовательных действий, отраженных в ал горитме, который предлагается студентам [4]..

Текст выступает основной дидактической единицей в работе по развитию речи и мышления студентов по следующим причинам:

1. Замысел текста ле гче распознать только при анализе все го текста.

2. Последовательность ло гических операций построения текста (дедукция, индукция, смешанный тип) позволяет сделать вывод о причинно-следственных связях между описываемыми явлениями.

3. Контекстное употребление лексических единиц сужает либо изменяет их значение, в контексте лексема может приобретать разнообразные смыслы.

4. В контексте становятся ясны цели употребления той или иной морфемы.

5. Учет вариативности и функциональной эквивалентности языковых единиц позволяет понять интенции автора текста путем сравне-

ния возможных вариантов и реализованно го варианта в тексте.

6. Лишь в тексте возможно увидеть образные и символические значения, а также распознать концепты и их содержание.

Заключен и е. Действия с информацией по предлагаемому алгоритму служат организации перехода с рассудочно-эмпирического типа мышления на научно-теоретическое. Данная цель достигается в курсе формированием у обучающихся умения обобщения на основе выделения инвариантов, что требует определенных навыков логическо го мышления, а оно, в свою очередь, развивается средствами языка: теория текста помо гает сформировать различные уровни абстра гирования, отражающие отношения реальной действительности, ло гические и семантические отношения.

Б и бли ографи чески й сп и сок

1. Казакова, Ю. В. Развитие мышления учащихся основной школы в процессе формирования информационной деятельности при обучении физике. Автореферат дисс. на соискание ст. канд. пед. н. - Москва, 2009. - 16с.

2. Новиков, А. И. Семантика текста и ее формализация / А. И. Новиков. - М.: Изд-во Наука, 1983. - 215с.

3. Бельдиян В. М. Основы дидактолингвисти-ки. - Омск, 2007. - 219с.

4. Цупикова, Е. В. Особенности организации дидактическо го материала в целях развития логического мышления и памяти студентов в процессе работы с текстовой информацией. - Вестник СибАДИ, №4(26). -2012. - С. 161-166.

THE WAYS OF DEVELOPING TECHNICAL

UNIVERSITY STUDENTS’ SPEECH AND THINKING ACCORDING TO THE MODERN

COMPETENCY BUILDING APPROACH

Helena V. Tsoupikova

The present article proposes one of the ways to optimize technical students’ speech and thinking on a tight schedule and save pains of teachers and students. The teaching situation efficiency is ensured by the proper teaching material selection, structuring the students’autoreflection of educational activities as well as specific techniques of covering material in class.

Цупикова Елена Викторовн - кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки» ФГБОУ ВПО «СибАДИ». Основные направления научной деятельности: семантика, лексикология, психолингвистика, когнитология, методика преподавания языков. e-mail: chisel43@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.