Научная статья на тему 'Пути развития кафедры физического воспитания в экономическом вузе'

Пути развития кафедры физического воспитания в экономическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ И ПУТИ РАЗВИТИЯ / ПУБЛИКАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПОРТ / DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION / CONCEPT AND WAYS OF DEVELOPMENT / PUBLICATION ACTIVITY / SCIENTIFIC ACTIVITY / SPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Ирина Николаевна, Шутова Татьяна Николаевна, Ефремова Надежда Георгиевна

Статья посвящена концепции развития кафедры физического воспитания, которая включает в себя шесть стратегических путей совершенствования и преобразования учебной, научной, имиджевой, спортивной и коммерческой деятельности. В результате нововведений с 2017 по 2018 год в 2,5 раза увеличить число ВАК публикаций, в 2 раза число учебных пособий, улучшилось качество эмпирических исследований, благодаря сотрудничеству с другими вузами и федерациями по видам спорта. Особое значение имело объединение преподавателей в 5 научных подгрупп для реализации научных исследований по определенной тематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонова Ирина Николаевна, Шутова Татьяна Николаевна, Ефремова Надежда Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the department of physical education at economic university

The article is devoted to the concept of development of the department of physical education, which includes six strategic ways to improve and transform educational, scientific, image, sports and commercial activities. As a result of the innovations held from 2017 till 2018, the number of publications has increased by 2,5 times, by 2 times the number of textbooks, the quality of the empirical research has improved thanks to cooperation with other universities and sports federations. Of particular importance was the association of the teachers in 5 scientific subgroups for the implementation of research on certain topics.

Текст научной работы на тему «Пути развития кафедры физического воспитания в экономическом вузе»

ВЫВОДЫ

1. Настоящее исследование позволило выявить дестабилизирующие факторы и определить степень их влияния на соревновательную деятельность квалифицированных боксеров. Наряду с основными задачами учебно-тренировочного процесса и подготовкой к предстоящим соревнованиям должен решаться вопрос повышения надежности выступления спортсменов. Для этого необходимо создание определенных условий приближенных к соревновательным, способствующих адаптации к сбивающим факторам. В первую очередь это акцентирование внимания на наиболее значимых факторах, таких как «психогенные влияния» (включают: эмоциональную напряженность, повышенную тревожность, чрезмерную возбужденность, отрицательные эмоции, чрезмерное волнение, чувство неуверенности), «нестандартная манера ведения поединка соперником», «уровень соревнований» и «физическое утомление».

2. Изучение дестабилизирующих факторов дает возможность определить их иерархию в соответствии с выбранным рангом для каждого занимающегося, обнаружить слабые стороны в процессе подготовки спортсменов, определить пути повышения ее эффективности и определить необходимые средства и методы спортивной тренировки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев, А.В. Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте / А.В. Алексеев. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 351 с.

2. Загайнов, Р.М. Психология современного спорта высших достижений / Р. М. Загайнов. -М. : Советский спорт, 2012. - 292 с.

3. Киселев, Ю.Я. Психическая готовность спортсмена: пути и средства достижения / Ю. Я. Киселев. - М. : Советский спорт, 2009. - 276 с.

4. Таймазов, В.А. Психофизиологическое состояние спортсмена: методы оценки и коррекции / В.А. Таймазов, Я.В. Голуб. - СПб. : Олимп, 2004. - 400 с.

REFERENCES

1. Alekseev, A.V. (2006), Get over yourself! mental training in sports, Phoenix, Rostov-on-don.

2. Zagainov, R.M. (2012), Psychology of modern sports of the highest achievements, Soviet sport, Moscow.

3. Kiselev, Yu.Ya. (2009), Psychological readiness of the athlete: ways and means of achievement, Soviet sport, Moscow.

4. Taymazov, VA. and Golub, Ya.V. (2004), The athlete's physiological state: methods of assessment and correction, Olympus, St. Petersburg.

Контактная информация: fvs-omgups@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 24.01.2019

УДК 796.077.4

ПУТИ РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Ирина Николаевна Антонова, старший преподаватель, Татьяна Николаевна Шутова, кандидат педагогических наук, доцент,

Надежда Георгиевна Ефремова, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва

Аннотация

Статья посвящена концепции развития кафедры физического воспитания, которая включает в себя шесть стратегических путей совершенствования и преобразования учебной, научной, имиджевой, спортивной и коммерческой деятельности. В результате нововведений с 2017 по 2018 год в 2,5 раза увеличить число ВАК публикаций, в 2 раза число учебных пособий, улучшилось

качество эмпирических исследований, благодаря сотрудничеству с другими вузами и федерациями по видам спорта. Особое значение имело объединение преподавателей в 5 научных подгрупп для реализации научных исследований по определенной тематике.

Ключевые слова: кафедра физического воспитания, концепция и пути развития, публикационная активность, научная деятельность, спорт.

DEVELOPMENT OF THE DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION AT

ECONOMIC UNIVERSITY Irina Nikolaevna Antonova, the senior teacher, Tatiana Nikolaevna Shutova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nadezhda Georgievna Efremova, the senior teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Annotation

The article is devoted to the concept of development of the department of physical education, which includes six strategic ways to improve and transform educational, scientific, image, sports and commercial activities. As a result of the innovations held from 2017 till 2018, the number of publications has increased by 2,5 times, by 2 times - the number of textbooks, the quality of the empirical research has improved thanks to cooperation with other universities and sports federations. Of particular importance was the association of the teachers in 5 scientific subgroups for the implementation of research on certain topics.

Keywords: department of physical education, concept and ways of development, publication activity, scientific activity, sport.

В настоящее время востребованы пути совершенствования и развития учебной, научно-исследовательской, организационно-управленческой, спортивной, коммерческой деятельности кафедр физического воспитания [1]. К основным задачам следует отнести повышение публикационной активности в изданиях ВАК, S^pus, WOS; увеличение дохода от научной деятельности; создание научных лабораторий; диагностика функционального состояния и физической подготовленности студентов и спортсменов. Наряду с этим необходимы педагогические технологии для студентов с особыми образовательными потребностями; фитнес-технологии как средство повышения физической подготовленности студентов, новые информационные системы, пути повышения мотивации к учебному процессу по физической культуре [2, 5].

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

На базе кафедры физического воспитания ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова» разработаны следующие пути развития и преобразования учебной, учебно-методической, научно-исследовательской, коммерческой, спортивной, имиджевой деятельности:

1) кафедра физического воспитания включает в себя 75 сотрудников, которые распределены на научные подгруппы (5 подгрупп) для реализации эмпирических исследований и повышения публикационной активности. Тематика научных исследований: а) организационно-педагогическое сопровождение подготовки спортсменов высокой квалификации в адаптивном спорте [6], б) управление физическим самовоспитанием студентов с особыми образовательными потребностями, в) теория и технология физического воспитания студентов на основе фитнеса, г) молекулярное изучение развития силы и выносливости спортсменов, д) информационные технологии в системе физического воспитания [3];

2) для развития кафедры открыта лаборатория мониторинга физического здоровья, для этого приобретен аппаратно-программный комплекс «ESTECK System Complex», позволяющий выявить функциональные состояние, сформировать рекомендации по двигательному или спортивному режиму. Диагностика включает: биоимпедансометрию, цифровой анализ пульсовой волны, цифровой анализ вариабельности сердечного ритма [1]. Лаборатория решает проблему научного подхода при планировании тренировочного процесса спортсменов, способствует реализации научной деятельности как продукта в

области спорта [7];

3) преобразование учебного процесса по физической культуре включало в себя разработку модели физического воспитания для студентов с особыми образовательными потребностями, которые распределены на три категории: студенты, освобожденные от практических занятий; представители специальной медицинской группы и студенты-инвалиды. Для освобождённых от практических занятий (1-3 курс, 400 часов) по физической культуре внедрено: 1) участие у научной деятельности (проект «SportScience» - 80 часов); 2) бильярд, как средство двигательной активности с низкой интенсивностью - 220 часов; 3) лекционные, семинарские занятия (лабораторные работы по энергетическому балансу, шаго-метрии и пульсометрии, энергозатрат в повседневной жизнедеятельности), физкультурные минутки и гимнастика для глаз - 100 часов. Для представителей специальной медицинской группы (1-3 курс): 1) средства оздоровительных видов гимнастики - 150 часов (аэробика низкой интенсивности, пилатес, упражнения на фитболе, атлетическая гимнастика, стрет-чинг, ОФП); 2) плавание, беговые программы в воде, программа «плавание и сила», аквааэробика - 150 часов; 3) бильярд, как низкоинтенсивный вид спорта - 64 часа; 4) лекционные занятия - 36 часов. Для данной категории студентов разработаны соревнования по общей физической подготовленности (упражнение «планка, приседания за 30 секунд, броски набивного мяча в цель, техника приседаний с бодибаром 3 кг, соревнования по аэробике между группами) и бильярду [2]. Для студентов-инвалидов (по зрению): 1) лекционные занятия 36 часов; 2) плавание и аквафитнес - индивидуальные занятия - 150 часов; 3) атлетическая гимнастика - 150 часов; 4) ОФП - 64 часа;

4) для совершенствования системы контроля, реализации балльно-рейтинговой системы по дисциплине разработан сетевой электронный журнал, который связывает все спортивные объекты, отображает выполнение контрольных нормативов и посещаемость занятий, показывает посещение спортивных секций, научного проекта «SportScience» [3];

5) разработаны коммерческие образовательные программы (ДОП): «Пилатес», «Функциональные тренировки», «Аэробика», «Бальные танцы», «Зумба», «Perfect Plastic Body», «Плавание», «Аквааэробика» и курсы повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту;

6) в рамках синергии с вузами организовано сотрудничество с Бурятским государственным университетом (генетическая лаборатория, Улан-Удэ), Волгоградской государственной академией физической культуры, Чайковским государственным институтом физической культуры, а также сборной командой по баскетболу и волейболу РФ. Объединение позволит достичь синергии в подготовке научных монографий и исследовательского материала по физическому воспитанию различных категорий населения и студентов, в поиске «генов спортивного таланта» в силовых видах и игровых спорта (на примере регби-юнион) [4], в развитии паралимпийского спорта [6];

7) внутри вузовские меры стимулирования включили в себя значительное материальное стимулирование Scopus и WOS публикаций (30-120 тыс. руб.), составление рейтинга преподавателей: издание учебного пособия в вузе - 1 балл, доход от коммерческой деятельности 0,05 баллов на каждую тысячу рублей, индекс Хирша - 1 балл и соответствует числовому значению, индекс Хирша в Scopus - 4 балла за каждое числовое значение, РИД - 3 балла, патент - 5 баллов, ВАК публикация - 1 балл, создание электронного образовательного ресурса - 1 балл, Scopus статья - 4-5 баллов и другие показатели. Рейтинг (по итогам учебного года) включает в себя 300 сотрудников по отдельным категориям (преподаватель, ст. преподаватель, доцент, профессор), и ежемесячное вознаграждение 10-40 тыс. рублей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Преобразования позволили достичь значительного улучшения публикационной активности (рисунок 1), так по сравнению с 2017 годом, общее число публикаций возросло

от 124 до 145. Число РИНЦ статей сократилось от 78 до 24 статей в 2018 году, однако увеличилось количество ВАК публикаций от 28 до 79, что свидетельствует о качественном изменении научных работ. Наряду с этим наблюдается положительная динамика Scopus публикаций от 18 до 22 в 2018 году.

200 150 100

145

124 ■

78

28 18 24 22

2017 год 2018 год

РИНЦ

50 28 18 Щ 24 ■ 22 "ВАК

Scopus

Рисунок 1 - Динамика публикационной активности 2017-2018 год.

Динамика научно-исследовательской деятельности и учебно-методической деятельности кафедры физического воспитания в экономическом вузе: количество заявок на выполнение НИР возросло от 4 до 9 заявок, регистрация интеллектуальной деятельности увеличилась от 0 до 3 свидетельств (Роспатент, базы данных и одна программа ЭВМ) (таблица 1).

Таблица 1 - Динамика учебно-методической и научной деятельности

Отчетные показатели 2017 год 2018 год

1. Участие в конкурсах на выполнение НИР (Министерство спорта РФ, Мин. просвещения, муниципальные управления, Министерство труда и социальной защиты и др.) 4 заявки 9 заявок

2. Монографии 4 3

3. Защита диссертаций 1доктор. 1кандид.

4. Свидетельства РИД 0 3 Роспатент

5. Студенческая конференция «SportSceinse» (вузовская) 69доклад. 93доклад.

6. Scopus публикации 18 22

7. Включение в рейтинг «Топ 100» наиболее цитируемых сотрудников университета 0 1

8. Учебные пособия 3 6

9. Доход от НИР (тыс. руб.) 1,100 2,400

Число докладчиков студенческой конференции увеличилось от 69 до 93 студентов, при этом общее число участников от 250 до 473 человек. Положительная динамика в издании учебных пособий от 3 до 6 обусловлена синергией с Чайковским государственным институтом физической культуры (г. Чайковский, Пермский Край).

ВЫВОДЫ

Разработанные пути позволили в 2,5 раза увеличить число ВАК публикаций, улучшить качество эмпирических исследований, благодаря научной лаборатории и сотрудничеству с генетической лабораторий Бурятского государственного университета. Новая концепция синергии обеспечила увеличение совместных учебных пособий в 2 раза. Особое значение имела модель управления научными исследованиями, а именно объединение преподавателей в 5 научных подгрупп по определенной тематике. Полученные учебно-методические и научные материалы получили свидетельство РИД.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрющенко, Л.Б. Концепция развития кафедры физического воспитания в новых социально-экономических условиях / Л.Б. Андрющенко, Т.Н. Шутова // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2018. - № 3 (99). - С. 99-104.

2. Подходы совершенствования физического воспитания студентов специальной медицинской группы / И.Н. Антонова, Т.Н. Шутова, А.В. Носова, Н.Г. Ефремова // Ученые записки

университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 20-24.

3. Информационные организационно-дидактические технологии в системе физического воспитания студентов экономического университета / С.Ю. Витько, К.Э. Столяр, Е.Г. Стадник, М.Ю. Точигин, Р.Р. Пихаев // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 9. - С. 16-18.

4. Особенности структуры игрового процесса в регби-юнион у спортсменов различной квалификации / С.Б. Маврина, В.А. Иванов, Ю.В. Круглова, С.М. Носов, А.В. Носова // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 9. - С. 76-78.

5. Носова, А.В. Возможные пути повышения мотивации к занятиям физической культурой и спортом в вузе / А.В. Носова, С.М. Носов // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения : материалы XVI Всероссийской научно-практ. конф. с междунар. участием / под редакцией С.И. Логинова, Ж.И. Бу-шевой. - Сургут, 2017. - С. 352-355.

6. Носова, А.В. Паралимпийский спорт - яркий пример преодоления себя / А.В. Носова, С.М. Носов // Образование и педагогические науки в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и инновации : материалы Международной научно-практической конференции. - Пенза : Наука и просвещение, 2017. - С. 107-109.

7. Носова, А.В. О стратегии продвижения продукта в индустрии спорта / А.В. Носова, С.М. Носов // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2015. - № 2. - С. 95-99.

REFERENCES

1. Andriyaschenko, L.B. and Shutova, T.N. (2018), "The concept of development of the Department of physical education in the new socio-economic conditions", Bulletin of the Plekhanov Russian University of Economics, No 3, pp. 99-104.

2. Antonova, I.N., Shutova, T.N., Nosova, A.V. and Efremova, N.G. (2018), "Approaches to improving physical education of students of special medical group", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 158, No 4, pp. 20-24.

3. Vitko, S.Yu., Stolyar, K.E., Stadnik, E.G., Tochigin, M.Yu. and Pichaev, R.R. (2017), "Information organizational and didactic technologies in the system of physical education students of economic university", Theory and practice ofphysical culture, No 9, pp. 16-18.

4. Mavrina, S.B., Ivanov, V.A., Kruglova, Y. V., Nosov, S.M. and Nosova, A.V. (2017), "Features of the structure of the gameplay in rugby union athletes of various qualifications", Theory and practice of physical culture, No 9, pp. 76-78.

5. Nosova, A.V. and Nosov S.M. (2017), "Possible ways to increase the motivation to engage in physical culture and sports in the University", Improving the system of physical education, sport training, tourism and rehabilitation of various categories of the population: proceedings of the 16th Russian Scient. conf. with the intern. the participation, Surgut, pp. 352-355.

6. Nosova, A.V. and Nosov, S.M. (2017), "Paralympic sport - a vivid example of overcoming yourself', Education and educational sciences in the 21st century: issues, achievements and innovations: the materials of the international scientifically-practical Conference, Science and education, Penza, pp. 107-109.

7. Nosova, A.V. and Nosov S.M. (2015), "Strategy of product promotion in the sports industry", Economics, statistics and Informatics. Herald of UMO, No 2, pp. 95-99.

Контактная информация: tany-156@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 15.01.2019

УДК 796.015:796.835

ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ КИКБОКСИНГА

Сергей Иванович Белых, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Заслуженный тренер Украины, Ольга Сергеевна Олейник, преподаватель, МС по кикбоксингу, Донецкий национальный университет

Аннотация

В данной работе исследуются особенности тактических действий кикбоксеров во время учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Рассматриваются особенности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.