Научная статья на тему 'ПУТИ РАСШИРЕНИЯ ФУЛФИЛМЕНТА В ТОРГОВОЙ СЕТИ В СОВРЕМЕННЫХ РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ'

ПУТИ РАСШИРЕНИЯ ФУЛФИЛМЕНТА В ТОРГОВОЙ СЕТИ В СОВРЕМЕННЫХ РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фулфилмент / логистика / маркетплейсы / онлайнторговля / fulfillment / logistics / marketplaces / online trading

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шахшаева Лиана Магомедовна

Рынок онлайн-торговли в период с 2020 года претерпел существенные изменения, в разы увеличилось количество заказов на маркетплейсах, что для предпринимателей также сопряжено с решением огромного количества логистических задач. Это и складирование, и маркировка, упаковка, управление остатками. Все эти логистические этапы входят в понятие фулфилмент. Самостоятельное выполнение данных задач довольно трудоемкий процесс, поэтому большинство предпринимателей отдают предпочтение аутсорсингу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO EXPAND FULFILLMENT IN THE RETAIL NETWORK IN MODERN MARKET CONDITIONS

The online trading market has undergone significant changes since 2020, the number of orders on marketplaces has increased significantly, which for entrepreneurs is also associated with solving a huge number of logistical tasks. This includes warehousing, labeling, packaging, and residue management. All these logistical stages are included in the concept of fulfillment. Self-fulfillment of these tasks is a rather time-consuming process, so most entrepreneurs prefer outsourcing.

Текст научной работы на тему «ПУТИ РАСШИРЕНИЯ ФУЛФИЛМЕНТА В ТОРГОВОЙ СЕТИ В СОВРЕМЕННЫХ РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 658.8 ББК 65.291.59

DOI10.24412/2412-2025-2022-2-35-38

Шахшаева Лиана Магомедовна - старший преподаватель кафедры маркетинга и коммерции, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Shakhshayeva Liana Magomedovna - Senior Lecturer of the Department of Marketing and Commerce, Dagestan State University of National Economy

ПУТИ РАСШИРЕНИЯ ФУЛФИЛМЕНТА В ТОРГОВОЙ СЕТИ В СОВРЕМЕННЫХ РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

WAYS TO EXPAND FULFILLMENT IN THE RETAIL NETWORK IN MODERN MARKET CONDITIONS

Рынок онлайн-торговли в период с 2020 года претерпел существенные изменения, в разы увеличилось количество заказов на маркетплейсах, что для предпринимателей также сопряжено с решением огромного количества логистических задач. Это и складирование, и маркировка, упаковка, управление остатками. Все эти логистические этапы входят в понятие фулфилмент. Самостоятельное выполнение данных задач довольно трудоемкий процесс, поэтому большинство предпринимателей отдают предпочтение аутсорсингу.

Ключевые слова: фулфилмент, логистика, маркетплейсы, онлайн-торговля

The online trading market has undergone significant changes since 2020, the number of orders on marketplaces has increased significantly, which for entrepreneurs is also associated with solving a huge number of logistical tasks. This includes warehousing, labeling, packaging, and residue management. All these logistical stages are included in the concept of fulfillment. Self fulfillment of these tasks is a rather time-consuming process, so most entrepreneurs prefer outsourcing.

Keywords: fulfillment, logistics, marketplaces, online trading

Для развития онлайн-торговли фулфилмент является наилучшим вариантом организации логистической деятельности по доставке заказов, в особенности для тех компаний, которые не имеют своего склада и службы доставки.

По исследованию Data Insight, количество предпринимателей, которые выбирают фулфилмент, увеличивается. В среднем, оборот сектора с 2016 года ежегодно растет на 66% [1]. А значит примерно каждую седьмую посылку в России доставил фулфилмент-оператор.

2020 год стал шоковым для бизнеса в целом, и в том числе для электронной коммерции. Количество онлайн-заказов выросло на 78% [1]. В период начала пандемии большое количество новых пользователей впервые совершили свои онлайн-заказы, причем многих и сейчас продол-

жают покупать товары через Интернет, учитывая удобство данного формата. Но в тот период появились не только новые покупатели, большинство торговых предприятий также были вынуждены освоить новый для себя формат торговли, чтобы не потерять своих клиентов и не упустить выгоду. Таким образом, можно сказать, что тренд онлайн-торговли был заложен как раз в период пандемии.

Рынок фулфилмента кардинально меняется на наших глазах. Возросла значимость маркетплейсов, появились новые услуги и целые смежные отрасли, связанные с сотрудничеством с ними. В период пандемии ухудшилась цепь логистических поставок, был введен ряд санкций, повлекших трудности импорта из многих стран, что привело к такой ситуации, что многие мировые поставщики фулфилмента просто перестали осуществлять свои услуги.

За 2021 год в нашей стране посредством фулфилмента было отправлено более 180 миллионов заказов на сумму свыше 40 миллиардов рублей. Большая часть этих заказов приходится на маркетплейсы по системе продаж со склада продавца [2, с. 68].

Помимо таких крупных операторов фулфилмента, как eSolutions, Бета ПРО, СДТ, значительный рост показывают также более мелкие логистические компании. Потенциальную возможность дальнейшего быстрого роста рынка в соответствии с огромным запросом на фулфилмент обеспечивает множество маленьких операторов.

При работе фулфилмента маркетплейсы зачастую используют формат FBS, когда продавец хранит товар на собственном складе, упаковывает, маркирует и отгружает товары на склад маркетплейса под каждый заказ отдельно. Данный формат применятся для более 60% заказов на российском рынке. Фулфилмент идеально подойдёт новичкам, открывающим свой интернет-магазин или производителям товаров, которым на первоначальном этапе не выгодно вкладывать средства в организацию логистики и аренду склада. Также фулфилмент удобен при масштабировании и оптимизации бизнеса, при расширении географии продаж на другие регионы или страны, выходе на маркетплейсы, сокращении расходов на найм и обучение штатного персонала.

Значительная доля фулфилмента приходится на маленькие неизвестные на рынке компании, работающие преимущественно с маркет-плейсами и зачастую находящиеся в серой зоне. Именно эти мелкие предприятия гарантируют возможность быстрого увеличения объема рынка. Data Insight оценивает среднюю стоимость одного отправления в 2021 в 225 рублей — незначительно больше, чем год назад. Среднестатистический рост числа клиентов крупных операторов фулфилмент услуг составил около 30%, а количества обработанных заказов — 37%. Среди опрошенных компаний только у 14% количество клиентов и количество заказов остались без изменений или упали [1].

Если говорить о географическом рассредоточении фулфилмент складов, то можно сделать вывод, что основные центры все-таки сосредоточены в городах федерального значения, в остальных крупных городах идет тенденция роста данного направления.

Исходя из классического определения можно сделать вывод, что фулфилмент представляет собой передачу всех складских логистических операций тем компаниям, которые имеют для этого все необходимые

условия. Современные рыночные реалии требуют разработки и внедрения различных программных продуктов, упрощающих и ускоряющих процесс выполнения логистических операций. Наибольшую долю среди этих операций занимают складские, которые сдерживают рост фулфилмента в нашей стране ввиду отсутствия необходимого количества оборудованных складских площадей.

Наибольший рост российский фулфилмент достиг в 2020 году, в период увеличения количества интернет-магазинов, когда не только крупные операторы, но и мелкие, средние логистические предприятия работали с максимальной загрузкой всех площадей. Дальновидный стратегический прогноз позволил крупным операторам заранее учесть тенденции рынка фулфилмента и обеспечить себе необходимые складские территории.

Большой сложностью для оказания фулфилмент услуг является тот факт, что под склады требуются объекты, площадью более ста тысяч квадратных метров. Таких вакантных площадей на рынке нет, и построить их за пару месяцев невозможно. Все это приводит к борьбе в завоевании лидирующих позиции по площадям и удобным локациям.

Главенствующее место в этой политике принадлежит компании Ozon, имеющей наиболее конкурентоспособную складскую инфраструктуру. Более мелкие компании вступают в эту конкурентную борьбу за складские мощности весьма медленно. Будущее в данной ситуации за клиентским разнообразием. Сокращение этого разнообразия ведет к рискам для операторов фулфилмента и увеличивает их созависимость с маркет-плейсами. Те изменения и ограничения, которые устанавливаются маркет-плейсами, несут серьезную угрозу схемам работы фулфилмента и логистов.

Несмотря на то, что в основном фулфилмент ориентирован на средний бизнес, сейчас и малые предприятия прибегают к данным услугам, так как аутсорсинг очень удобен ввиду некой сложности интеграции, инвестиции в IT, многообразии контактов.

В прошлом году произошла революция в сфере малого бизнеса. Все это требовало разработки соответствующей инфраструктуры для осуществления предпринимательской деятельности. Очень большое значение в этой связи отводится различным IT-продуктам, так как они способны существенно облегчить логистическую работу предприятий малого бизнеса, их кооперацию с центрами фулфилмента.

Конкурентные позиции будут принадлежать тем поставщикам фулфилмент услуг, которые предоставят полный спектр возможностей, включая складскую обработку, выход на маркетплейсы, нанесение соответствующей маркировки, создание карточек и т.д.

Поставщики фулфилмента могут повысить спрос на свои услуги только в том случае, если они обеспечат высокие конкурентные преимущества своих заказчиков, на которые влияют скорость доставки, сохранность заказа и т.д. Необходимо создать четкое понимание того, что аутсорсинг в части выполнения логистических функций выгоднее и перспективнее, за счет того, что работа выполняется профессионалами.

С каждым днем поставщиков услуг фулфилмента становится гораздо больше. Наиболее крупными лидерами в данной области являются СДЭК, Озон, Wildberries и др. В последнее время Почта России также

стала полноправным (учитывая логистические и инфраструктурные возможности) участником данного рынка. При этом, у каждого поставщика данных логистических услуг имеются совершенно уникальные наработки, что делает весьма конкурентоспособной организацию бизнес-процессов. Таким образом, фулфилмент, конечно же, будет активно развиваться.

Список литературы:

1. Российский фулфилмент 2021. - URL: https://b2cpl.ru/ru/news/ rossiyskiy-fulfilment-2021.

2. Исмаилова, Ф.Н., Шахшаева, Л.М. Технология блокчейн в логистике и управлении цепями поставок// Инновационные научные исследования. 2021. -№ 3-1 (5). - С. 63-69. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46232079.

3. Шахшаева, Л.М. Тенденции применения цифровых технологий на коммерческих предприятиях// Вестник научных конференций. 2022. - № 3-1 (79). - С. 137-139. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48442216.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.