Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Философия. Политология. Культурология. Том 4 (40). 2018. № 3. С. 190-199.
УДК 130.2, 338.14
ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ «БОЛЕЗНИ ИЗДЕРЖЕК» НА ПРИМЕРЕ ЖАНРА РОК-ОПЕРЫ
Празднова О.С., Резник О.В., Швецова А.В.
Крымский университет культуры, искусств и туризма, г. Симферополь, Российская Федерация. E-mail: [email protected] (Празднова О.С.) E-mail: [email protected] (ШвецоваА.В.)
В контексте данного исследования рассмотрены средства профилактики «болезни издержек» в исполнительских (театрально-музыкальных) искусствах на примере жанра рок-оперы, указаны методы успешной терапии, на основании которых защищается тезис о том, что «болезнь издержек» представляет собой лишь экономическую проблему и с культурологических позиций болезнью не является.
С зарождением и становлением экономических теорий XX века, с активно развивающимся предпринимательством и научно-техническим прогрессом, экономисты обратили внимание на сферу культуры, что привело к возникновению понятия «болезни издержек» как характерной проблемы культурных организаций. Этот термин, введенный в обиход американскими экономистами У. Баумолем и У. Боуэном, быстро обрел популярностьи нашел применение в других областях знания - диагностировали «болезнь» в профессиях, требующих физического труда, в образовании, в культуре и искусстве, в том числе в исполнительском искусстве.
Важно отметить, что авторы теории рассматривают проблему именно с экономической точки зрения, игнорируя культурную ценность данного феномена. «Болезнь издержек» в исполнительских искусствах отчасти преодолима, но предполагаемое полное ее излечение приведет к утрате первоначальных ценностей искусства.
Ключевые слова: «болезнь издержек», экономика культуры, исполнительские искусства, рок-опера, индустриализация культуры.
На протяжении всего периода своего становления и существования сфера культуры никогда не привлекала внимания такого количества исследователей, как в XX веке. Именно в этот период произошло активное развитие наук о культуре, становление культурологии как отдельной научной дисциплины, а представители других областей научного знания начали интересоваться этой сферой в рамках междисциплинарных исследований.
С точки зрения экономики сфера культуры стала рассматриваться как объект анализа во второй половине XX века, в связи с бурным развитием коммерциализации искусства. Возникает понятие «культурного блага», которое рассматривает культуру в качестве услуги, предоставляемой соответствующими организациями и лицами для удовлетворения гражданских культурных
потребностей1. Внимание многих исследователей привлекли такие аспекты культуры, как ее товарная цена и финансовая выгода [1, 2, 3, 4]. Но предпринимательство в большинстве сфер культуры сопряжено с неоправданными рисками, редко бывает прибыльным, а часто - хронически убыточным, пораженным «болезнью издержек». Данную проблему впервые подняли за рубежом во второй половине XX века, в отечественной литературе она практически не рассматривалась.
Целью работы является выделение механизмов преодоления «болезни издержек» на примере рок-оперы. Соответственно, в исследовании поставлены следующие задачи: определить специфику видов художественной деятельности, в частности - исполнительных искусств; выделить характерные черты «болезни издержек» в культуре; изучить способы профилактики «болезни издержек» в театрально-музыкальном искусстве на примере жанра рок-оперы. В данном исследовании мы будем рассматривать период XX века, под влиянием идей которого в культурологии было введено понятие «болезни издержек».
Известно, что человеческая деятельность подразделяется на две обширных формы - материальную и духовную. С активным развитием науки и техники в XX веке материальная деятельность людей значительно облегчилась, ведь главный экономический результат века заключается в переходе к массовому индустриальному производству товаров из естественных и синтетических материалов, созданию конвейерных производственных линий и заводов-автоматов, а человеческий труд постепенно заменялся машинным. В XX веке открытий и изобретений было сделано больше, чем за всю предшествующую историю человечества. Научно-техническая революция перевела мировую экономику в постиндустриальную стадию.
Если материальная форма сводится к производству и освоению предметов и явлений материального мира, включая изменения физической природы человека, то духовная ведет к изменениям в общественном и индивидуальном сознании. Она включает в себя религию, науку, мораль, политику. В XX веке духовная сфера также претерпела значительные изменения - наука вышла на первый план и стала главной производительной силой общества, с количеством произошедших по политическим причинам конфликтов политическая власть постепенно теряла доверие социума. Религиозность была потеснена наукой, распространялись атеистические идеи, которые нашли признание в философии и мировоззренческих представлениях рассматриваемого периода. Получают распространение светский гуманизм, нигилизм, логический позитивизм, марксизм, феминизм и т. д.
В контексте данного исследования обратим внимание на художественную деятельность как один из типов духовной деятельности.
Художественная деятельность - это практически-духовная активность человека в процессе создания, воспроизведения и восприятия произведений искусства. Искусство,как один из способов освоения мира, является специфической формой
1Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС России 09.10.1992 № 3612-1) (редакция от 08.05.2010).
общественного сознания и человеческой деятельности, представляющей собой отражение действительности в художественных образах [5]. В искусстве изначально предполагается эстетическая ценность; произведения искусства, как правило, способствуют нравственному совершенствованию человека.
Существует обширная классификация искусств по различным признакам (зрительные и слуховые, статичные и динамичные, и т. д.), отдельно можно выделить исполнительские искусства, рассматриваемые в данной работе. Они относятся к динамичному типу, гдехудожественная деятельность подразделяется на первичную и вторичную. Первая подразумевает деятельность автора произведения, драматурга, композитора, а вторая - деятельность исполнителя произведения (певца, артиста, режиссера). Вторичность исполнителя проявляется в воссоздании, творческом воспроизведении произведения - результата первичного процесса творчества. Исполнительское искусство - это «вторичная, относительно самостоятельная художественно-творческая деятельность, заключающаяся в процессе материализации и конкретизации продукта первичной художественной деятельности» [6, с. 3]. К исполнительским искусствам относятся:творчество актеров и режиссеров, воплощаемое на сцене, телевидении и в кинематографии; чтецов, переводящее в живую речь литературные тексты; музыкантов, певцов, инструменталистов, дирижеров, озвучивающих сочинения композиторов; танцоров, воплощающих замыслы хореографов, и др.
Развитая технологизация общества практически никак не сказывалась на исполнительских искусствах, ведь люди посещали концерты и спектакли, чтобы насладиться реальной игрой живых актеров, получить от них человеческие эмоции. Заменить этот труд машинным было невозможно. Именно тогда, в 60-е годы XX века, появилась работа «Исполнительские искусства: экономическая дилемма», опубликованная Уильямом Баумолем в соавторстве с Уильямом Боуэном2, где впервые было введено понятие «болезни издержек»3. С тех пор эта книга остается одним из главных исследований в области грантовой поддержки искусства.
Ключевая мысль исследования заключается в том, что издержки культурных организаций превышают их доходы, а чтобы покрыть сами издержки, необходимо привлекать внешние частные и общественные взносы. Уильямом Баумолем и Уильямом Боуэном были исследованы различные вопросы функционирования культурных организаций, которые связаны с исполнительскими искусствами.
2Уильям Баумоль - известный американский экономист, в 1981 году являлся президентом Американской экономической ассоциации, а в 1985—1986 годах - президентом Международного атлантического экономического общества. Его экономические исследования были удостоены премии Джона Роджера Коммонса (1977) и премии Фрэнка Сейдмана (1987). Объединившись с другим известным исследователем, Уильямом Боуэном, который являлся президентом Фонда Эндрю У. Меллона (1988-2006), а также президентом Принстонского университета (1972-1988), авторы разработали новую по своему содержанию концепцию экономики культуры.
3 Впервые «болезнь издержек» была описана в статье Анне и Тибора Сцитовски в 1959 году (Scitovsky A., Scitovsky T. What Price Economic Progress? // Yale Review. 1959), но авторы не использовали термин «cost desease» («болезнь издержек»). Это понятие ввели Уильям Баумоль и Уильям Боуэн.
Авторы также указали, что ситуация является типичной для большинства творческих отраслей, которые неизбежно будут страдать от «болезни издержек».
В материальной сфере, особенно в промышленности, производительность труда стремительно возрастала за счет технологических нововведений, обучения персонала, экономии ресурсов. В исполнительском искусстве она подобным образом возрастать не может: для того, чтобы исполнить концерт для струнного квартета, как и сто лет назад, требуется ровно четыре музыканта. Следовательно, издержки отраслей исполнительского искусства будут расти быстрее, чем цены в среднем в экономике [7]. Работа привлекла внимание как научных исследователей, так и государственных политиков, ведь в ней были предложены весомые аргументы для принятия необходимых мер поддержки в области культуры и искусства, а многие страны приняли решение о расширении масштабов и форм субсидирования творческой деятельности (Голландия, США, Великобритания и т. д.).
Один из американских экономистов культуры Грегори Бешаров утверждает, что престиж этой книги был обеспечен теми условиями, в которых она появилась: набирала силу общественная и частная поддержка сферы искусства, попечительские советы связанных с искусством организаций морально были готовы принимать помощь от государства, да и сама книга была выпущена как ключевой момент кампании по увеличению расходов крупнейшего благотворительного фонда «Twentieth Century» [8].
Однако после публикации работы кроме ее сторонников появилось и множество критиков. Часть из них утверждает, что в исполнительских искусствах артист получает дополнительное нематериальное вознаграждение в виде морального удовлетворения от самореализации и почета публики, именно поэтому производители культурных благ полностью готовы нести издержки взамен на признание. Другая часть утверждает, что «болезнь издержек» актуальна не только для исполнительских искусств, но и для всех сфер, где требуется «рука мастера» (услуги массажистов, парикмахеров и др.) [7]. Но, несмотря на критику, работа Баумоля и Боуэна по-прежнему остается одной из наиболее влиятельных в экономике культуры.
Среди отечественных исследователей данной проблемы - Ирина Абанкина и Павел Деркачев, изучавшие понятие «болезни издержек» в сфере высшего образования [9]. Александр Рубинштейн использовал в своих трудах основанное на концепциях Уильяма Баумоля и Уильяма Боуэна понятие «болезни цен» в сфере культуры [10]. Суть «болезни» заключается в том, что в секторах экономики с «отстающей производительностью» издержки производства растут быстрее, чем цены на конечный продукт [11]. Он диагностировал «болезнь издержек» для организаций культуры в России.
Важно также рассмотреть предложение продукции культуры. При современной ситуации его можно охарактеризовать как в значительной степени неэластичное. Способность производителя к перераспределению ресурсов для того, чтобы реагировать на изменение цены продукта, определяет степень эластичности
предложения. Такое перераспределение в культуре является затруднительным в связи с некоторыми факторами.
Объем предложения в культуре зачастую ограничивается вместимостью зрительных залов, режимом работы культурных организаций, включая время потребления культурного блага в краткосрочном и долгосрочном периоде, которые остаются в целом неизменными факторами, ограничивающими возможности изменения объема предложения. Затруднительно также изменение производственных возможностей, в частности, на отечественном рынке, так как большинство учреждений являются собственностью государства и находятся в зависимости от бюджетной политики чиновников, которые не считают культуру приоритетным направлением. Кроме того, в культуре создаются уникальные товары (картины известных художников, произведения композиторов), предложение которых ограничено.
Соответственно неэластичность предложения культурного продукта и порождает «болезнь издержек», что определяет сферу культурыкак совершенно невыгодную с экономической точки зрения. Но в XX веке постепенно начали возникать идеи преодоления этих проблем в культуре.
Прежде всего, стоит выделить становление массовой культуры. В XX веке активно развивались средства массовой информации (радио, телевидение, массовая литература), появились телевизионные шоу, развивалась поп-музыка, тиражировались журналы. Отличительной чертой массовой культуры является коммерциализация, ее продукты часто производились партиями и были сориентированы на вкусы преобладающего большинства. Отношение к массовой культуре среди исследователей XX века было неоднозначным: одни видели в ней «упадок сущности искусства» (Карл Ясперс), а другие отмечали, что все современные формы искусства «входят в трансэстетическую сферу симуляции» (Жан Бодрияр) [12]. Отзываясь о продуктах массовой культуры, Питирим Сорокин отмечал, что искусство превратилось в товар ради потребителей релаксации, развлечения и удовольствия. Он считал, что божественные ценности искусства умирают во мнении публики, а граница между истинным искусством и обычным развлечением стирается [13]. Массовая культура на сегодняшний день является одним из самых коммерчески выгодных предприятий.
Образцом индустриализации в культуре являются киностудии Голливуда, где с развитием кинематографа начало происходить серийное производство культурных товаров. Работа в голливудских проектах сравнима с работой на сложно структурированном предприятии, где заняты тысячи людей из самых разных сфер деятельности, начиная с декораторов и заканчивая социологами. Фильмы выпускаются десятками ежемесячно, а их успех просчитывается заранее сотнями опытных маркетологов и социологов, которые проводят детальный анализ запросов аудитории и осуществляют рекламную кампанию будущего фильма.
Для Голливуда также свойственна система производства звезд, которые изготавливаются и сходят со стапелей в нужных количествах. Звезды являются важным элементом экономики культуры, который обусловливается не только
факторами предложения (звезда «создается» продюсерами), но и факторами спроса (у зрителей есть потребность в кумирах) [7].
И массовая культура, и киноиндустрия Голливуда расцвели в середине XX века, уже изначально ориентируясь на коммерциализацию творчества. Сложнее ситуация обстоит с видами исполнительских искусств, имеющими многовековую историю и неспособными мгновенно адаптироваться к изменениям. Однакои в сфере театрально-музыкального искусства также были разработаны способы преодоления «болезни издержек».
В противовес массовой культуре рок-культура возникла как контркультурное явление, последователей которого определяла ярко выраженная индивидуальность, стремление к переменам, дух протеста. Характерная для нее рок-музыка стала популярным стилем в 60-х годах - во времена вьетнамской войны, студенческих и народных волнений, наряду с усилением репрессивных действий со стороны государства, с появлением движения хиппи и существенным подъёмом политической и общественной активности на Западе. В это время происходит коренной перелом в музыкальной культуре: публика требовала появления жесткости в звучании музыки и свободы в текстах песен.
Рок-музыка распространялась стремительными темпами и постепенно проникла в театр, что повлекло за собой новый синтез музыкального и драматического искусств, зарождение нового театрального жанра - рок-оперы. Рок-опера - это музыкально-сценическое произведение, имеющее сюжетную линию и использующее преимущественно рок-музыку. Наряду с мюзиклом она является одним из наиболее известных и востребованных театральных жанров второй половины XX - начала XXI века. Рок-опера подразумевает как музыкальное сюжетное произведение, так и театрализованное по его мотивам.
В значительной степени рок-опера вовсе не была поражена «болезнью издержек». Рассмотрим детальнее те средства, которые позволили достичь нужного иммунитета.
Поскольку рок-опера не всегда подвергалась театрализации, многие альбомы с расположенными в порядке сюжета песнями записывались на грампластинки, а впоследствии - на CD-диски, поэтому они были пригодны для массового тиражирования (альбомы группы «The Who», «Queen», «Ayreon») - главного средства массовой культуры. Так рок-опера становилась эластичным продуктом -потребитель мог посетить спектакль в театре, а мог приобрести пластинку с записью любимой группы и прослушивать ее в любое время. Второй вариант явным образом упрощает работу всей рабочей группы проекта, позволяет зарабатывать не только посредством живых представлений, но и с помощью производства и распространения товаров массового потребления. Такой вид популяризации рок-оперы эффективен и на сегодняшний день, с появлением сети Интернет эластичность рок-оперы выросла еще сильнее.
Еще одним фактором профилактики преодоления «болезни издержек» в рок-опере является специфическое музыкальное сопровождение театральных постановок. Для классических театральных жанров во время спектакля всегда
привлекался сложный оркестр со множеством инструментов и, следовательно, с увеличенным числом необходимых работников-музыкантов. Поскольку в рок-опере роль оркестра исполняет рок-группа, стандартный состав которой включает не более 6-7 человек, это позволяет примерно на порядок сократить объем средств, расходуемых на обеспечение полноценного оркестра.
В отличие от привычных музыкальных групп, рок-музыканты используют электронные инструменты (электрогитара, синтезатор, бас-гитара), которые значительно упрощают им работу, изменяют звучание, усиливают громкость. Если ранее для достижения нужного музыкального эффекта использовали многие инструменты, привлекали большее количество музыкантов, то с электронной музыкой эта задача значительно упростилась. С активным развитием инструментов электронной музыки появилась возможность добавлять звучание посредством синтезатора, создавать полноценные произведения, минимизируя затраты.
«Болезнь издержек» купируется в отношении рок-опер также резким увеличением вместимости зрителей на исполнительских площадках. Многие рок-группы стали практиковать выступления на открытых площадках, что позволяло собрать большее количество зрителей, извлечь максимальную прибыль. Такой подход к выступлению являлся также удачным маркетинговым ходом: ведь услышать рок-оперу могли зрители не только с приобретенными билетами - звук был открыт и распространялся на километры. В результате росло число фанатов рок-группы.
Активное развитие техники в рассматриваемый период также отразилось на рок-опере. Если ранее для классических театральных жанров использовали сложные декорации, которые требовали физического труда работников и значительных материальных затрат, то теперь наблюдалось активное использование мультимедийного оборудования, в частности - проекции. На экран проецируется видео или слайд-шоу, которое дополняет и украшает театральное представление, а также позволяет увеличить количество используемых сюжетом представления локаций, освободить сценическое пространство от избытка декораций. Этот механизм нельзя полностью приписать только рок-опере, так как он присущ практически всему театральному искусству конца XX - начала XXI века. Синтез кино и театрального искусства во многом упростил задачи постановщиков. Помимо этого в театре активно начали использовать компьютерные программы, автоматизированные декорации, рации связи постановочной группы и др.
Но не подлежит упрощению работа артистов, которые по-прежнему работают, как и сотни лет назад - их труд нельзя заменить машинным. С развитием звуковой аппаратуры произошло усиление сценического звука, что отчасти облегчило сценическую речь артистам. Но энергия и эмоции, передаваемые ими зрителю, творческая работа постановочной группы, написание партитур и высокий художественный уровень - суть те факторы, которые придают произведению искусства истинную ценность, определяют его уникальность и неповторимость, что не может быть шаблонным в принципе. Этот фактор препятствует полному
излечению «болезни издержек» и определяет важное место искусства в современном мире.
Механизмы преодоления «болезни издержек» можно отследить на примере рок-оперы «The Wall» (с англ. - стена) британской группы Pink Floyd, альбом которой был выпущен в 1979 году. Рок-опера поднимает проблемы отчуждения и самоизоляции. По ее мотивам группой был организован большой гастрольный тур со сложными театрализованными постановками - «The Wall Tour» (1980-1981). Для выступлений были выбраны спортивные арены, выставочные комплексы и другие здания, вмещающие максимальное количество зрителей, что уже способствует увеличению прибыли. Из декораций была использована лишь большая стена с небольшими проемами, через которые можно было прослеживать театральное действие. На стену проецировали насыщенный видеоряд, что упрощает работу декораторов в рок-опере, но вместе с тем производит необходимый эффект на зрителя. «The Wall» является одним из самых коммерчески успешных альбомов 1980 года, он занял верхнюю строчку нескольких чартов, в том числе «Billboard»; к 1999 году в США было продано свыше 23 миллионов копий альбома, благодаря чему «The Wall» вошёл в тройку самых продаваемых альбомов в США. Журнал «Rolling Stone» поместил эту запись на 87-е место в своём списке «500 величайших альбомов всех времён». Соответственно, данная рок-опера является прибыльным и успешным проектом и практически не поражена «болезнью издержек».
Подводя итоги исследования, отметим, что «болезнь издержек» в исполнительских искусствах по-прежнему существует. Художественная деятельность зачастую является экономически невыгодной, и наиболее ярко это отражается в исполнительских искусствах, где невозможно автоматизировать или заменить человеческий труд, в особенности - талант. Авторы термина «болезни издержек» - У. Баумоль и У. Боуэн - создали работу, результаты которой актуальны до сих пор, а ситуацию с издержками по-прежнему не удается преодолеть. Однако есть жанры, которые разрабатывают механизмы решения данной проблемы, и одним из них является именно рок-опера. Она зародилась под воздействием популярной во второй половине XX века рок-музыки, и именно это позволило ей преодолеть некоторые проблемы экономики культуры. Такими средствами преодоления являются: тиражирование и запись рок-опер; музыкальное сопровождение спектаклей и использование электронных музыкальных инструментов; неограниченность зрителей рок-оперы; использование мультимедийного оборудования. Итак, объединение классического исполнительского искусства и элементов массовой культуры отчасти позволило преодолеть «болезнь издержек» в театральном искусстве.
Очевидно, что «болезнь издержек» представляет собой проблему только с экономической стороны, с культурологических позиций она вообще не является болезнью. Полное виртуальное излечение «болезни издержек» в искусстве невозможно, оно приведет к обесцениванию его как такового. Скорее, «болезнь издержек» является характерным критерием высокой художественной культуры. Чтобы достичь необходимого результата (признания работы произведением
искусства), необходимо понести определенные траты, которые в искусстве заключаются именно в применении человеческого труда, как физического, так и умственного. Других путей существования для исполнительских искусств просто нет.
Список литературы
1. Scitovsky T. & Scitovsky A. What price economic progress // The Yale Review. - 1959. - № 49. - pp. 95110.
2. Trosbi D. Cultural capital // Journal of Cultural Economics. - 1999. - № 23. - pp. 3-12.
3. Besharov G. The Outbreak of the Cost Disease: Baumol and Bowen's Founding of Cultural Economics // History of Political Economy. - 2005. - № 37 (3). - pp. 412-430.
4. Бурдье П. Формы капитала / М.С. Добрякова; пер. с фр. - URL: www/situation.ru/app/j_art_752. (Дата обращения: 17.04.2018).
5. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. - 4-е изд.- М.: Политиздат, 1981. - 445 с.
6. Гуренко Е. Г. Проблемы художественной интерпретации / Е. Г. Гуренко. - Новосибирск: Наука, 1982. - С. 3.
7. Лукша П. Экономика культуры - штрихи к науке нового века // «Неприкосновенный запас». - 2003. - № 6 (32). URL: http://magazines.russ.ru/ns/2003/6/19.html (Дата обращения: 05.04.2018).
8. Besharov G. The Outbrake of Cost Desease / Proceedings of «The Case for Public Support of the Arts», Conference. October, 2003.
9. Абанкина И. В. Исследование «болезни издержек» в российском высшем образовании // Университетское управление: практика и анализ. - 2014. - № 4-5. - С. 52-65.
10. Рубинштейн А. Я. «Болезнь Баумоля» в сфере культуры: опыт эконометрического исследования // Электронный журнал «Художественная культура. Art & Culture». - 2012. - № 1 (2). URL: http://sias.ru/publications/magazines/kultura/2012-1/sotsialnaya-filosofiya-i-sotsiologiya/601.html (Дата обращения: 06.04.2018).
11. Рубинштейн А. Я. Тенденции и закономерности потребления услуг организаций исполнительских искусств // Журнал Новой экономической ассоциации. - 2012. - № 2 (14). - С. 158-164.
12. Ясперс К. Призрак толпы / К. Ясперс, Ж. Бодрийяр. - М.: Алгоритм, 2007. - 272 с.
13. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. / П. А. Сорокин -М.:Политиздат, 1992. - 543 с.
Prazdnova O.S. Prevention and Successive the Rapy of "Cost Disease" in Rock Opera //
Scientific Notes of V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Philosophy. Political science. Culturology. -2018. - Vol. 4 (40). - № 3. - P. 190-199.
In the context of this study, mechanisms for the prevention of the "cost disease" in the performing arts (theatrical and musical) are exemplified by the example of the rock opera genre, the methods of successful therapy are indicated, based on which the thesis that the "cost disease" is only an economic problem and this is not a culturological position.
With the emergence and establishment of economic theories of the twentieth century, actively developing entrepreneurship and technological progress, economists of the period under consideration touched the sphere of culture, which led to the emergence of the concept of "cost disease" as a characteristic problem of cultural organizations. This term, introduced by American economists W. Baumol and W. Bowen, quickly gained popularity and found application in other fields of knowledge - diagnosed "disease" in occupations requiring physical labor, in education, in culture and art, including in performing arts.
An important aspect is the fact that the authors of the theory consider this problem from the economic point of view, excluding the cultural value of this phenomenon. "Cost disease" in the performing arts are partly overcome, but complete cure will lead to the depreciation of art in principle, loss of its unique features.
Key words: "cost disease", economic of culture, performing arts, rock opera, industrialization of culture.
References
1. Scitovsky T. & Scitovsky A. What Price Economic Progress. The Yale Review, 1959, № 49, pp. 95-110.
2. Trosbi D. Cultural Capital. Journal of Cultural Economics, 1999, № 23, pp. 3-12.
3. Besharov G. The Outbreak of the Cost Disease: Baumol and Bowen's Founding of Cultural Economics. History of Political Economy, 2005, № 37 (3), pp. 412-430.
4. Burd'e P. Formy kapitala [Forms of capital]. URL: www/situation.ru/app/j_art_752. (Accessed:17 April 2018).
5. Frolov I. T. Filosofskii Slovar' [Philosophical Dictionary]. Moscow, Politizdat, 1981, 445 p.
6. Gurenko E.G. Problemy Khudozhestvennoi Interpretatsii [Problems of Artistic Culture], Novosibirsk, Nauka, 1982, p. 3
7. Luksha P. Ekonomika Kul'tury - Shtrikhi k Nauke Novogo Veka [Economics of Culture Strokes of the New Century] Zhurnal «Neprikosnovennyi Zapas» [Journal «Emergency Ration»], 2003, № 6 (32). URL: http://magazines.russ.ru/ns/2003/6/19.html (Accessed: 5 April 2018).
8. Besharov G. The Outbrake of Cost Desease. Proceedings of «The Case for Public Support of the Arts», Conference. October, 2003.
9. Abankina I. V. Issledovanie «Bolezni Izderzhek» v Rossiiskom Vysshem Obrazovanii [The Study of Costs Disease in Russian Education] Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University management practice and analysis], 2014, № 4-5,P. 52-65.
10. Rubinshtein A.Ya. «Bolezn' Baumolya» v Sfere Kul'tury: Opyt Ekonometricheskogo Issledovaniya ["Baumol's Disease" in the Field of Culture: the Experience of Economic Research] Elektronnyi zhurnal «Khudozhestvennaya kul'tura. Art & Culture» [Electronic Magazine «Artistic culture. Art & Culture»], 2012, № 1 (2). URL: http://sias.ru/publications/magazines/kultura/2012-1/sotsialnaya-filosofiya-i-sotsiologiya/601.html (Accessed: 6 April 2018).
11. Rubinshtein A. Ya. Tendentsiii Zakonomernosti Potrebleniya Uslug Organizatsii Ispolnitel'skikh Iskusstv [Trends and Patterns of Consumption of Services for the Organization of Performing Arts] Zhurnal Novoi Ekonomicheskoi Assotsiatsii [Journal of the New Economic Association], 2012, № 2 (14), P. 158-164.
12. Yaspers K. Bodriyar Zh. Prizrak Tolpy [Ghost Crowd], Moscow, Algoritm, 2007, 272 p.
13. Sorokin P.A. Chelovek. Tsivilizatsiya. Obshchestvo. [Human. Civilization. Society], Moscow, Politizdat, 1992, 543 p.