Научная статья на тему 'ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДАЖ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ'

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДАЖ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОДАЖ / ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОДАЖ / ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДАЖ / АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шушко В.В., Лукьянович Н.Н., Невдах С.В.

Статья посвящена вопросам повышения рентабельности продаж предприятий Республики Беларусь. Путем анализа научной литературы и источников финансового права рассмотрены сущность и цели рентабельности продаж. На основе проведенного исследования в статье представлены и раскрыты основные способы повышения уровня рентабельности продаж. В заключение приводится информация о том, какие пути приведут предприятие к повышению результирующего показателя деятельности.Article is devoted to questions of increase in profitability of sales of the enterprises of Republic of Belarus. By the analysis of scientific literature and sources of the financial right the essence and the purposes of profitability of sales are considered. On the basis of the conducted research in article the main ways of increase in level of profitability of sales are presented and opened. Information on what ways will lead the enterprise to increase in a resultant indicator of activity is in conclusion provided.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДАЖ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

УДК 338

Шушко В.В. студент Лукьянович Н.Н. студент

4 курс, факультет «Банковское дело» Полесский государственный университет

Беларусь, г. Пинск Невдах С.В. старший преподаватель, м.э.н. кафедры «Бухгалтерского учета, анализа и аудита» Полесский государственный университет

Беларусь, г. Пинск ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДАЖ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Статья посвящена вопросам повышения рентабельности продаж предприятий Республики Беларусь. Путем анализа научной литературы и источников финансового права рассмотрены сущность и цели рентабельности продаж. На основе проведенного исследования в статье представлены и раскрыты основные способы повышения уровня рентабельности продаж. В заключение приводится информация о том, какие пути приведут предприятие к повышению результирующего показателя деятельности .

Ключевые слова: Рентабельность продаж, факторы, влияющие на рентабельность продаж, пути повышения рентабельности продаж, анализ рентабельности.

Article is devoted to questions of increase in profitability of sales of the enterprises of Republic of Belarus. By the analysis of scientific literature and sources of the financial right the essence and the purposes of profitability of sales are considered. On the basis of the conducted research in article the main ways of increase in level ofprofitability of sales are presented and opened. Information on what ways will lead the enterprise to increase in a resultant indicator of activity is in conclusion provided.

Keywords: The profitability of sales, factors influencing profitability of sales, ways of increase in profitability of sales, the analysis ofprofitability.

Анализ рентабельности позволяет оценить экономическую эффективность деятельности организации и указать руководству на пути дальнейшего ее повышения. Сам термин «рентабельность» происходит от слова «rentabel», что в переводе означает доходный, прибыльный[1, с. 580582].

В данной статье рассмотрим относительный показатель — рентабельность продаж. По нашему мнению, показатели рентабельности продаж объективно характеризуют финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта, так как их величина отражает отношение

полученного эффекта к ресурсам, вовлеченным в процесс производства и реализации продукции .

Соответственно, рентабельность продаж может рассчитываться по таким формулам:

Рентабельность продаж = Прибыль от реализации / Выручка. (1)

где Прибыль от реализации можно представить в следующем виде:

Пр= Вр -( НДС + Акциз +Затраты + Эп),

где Вр - выручка от реализации;

НДС - налог на добавленную стоимость;

А - акцизы;

З - затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг); Эп - экспортные таможенные пошлины.

Рентабельность продаж формируется под влиянием большого количества взаимосвязанных факторов, которые влияют на результаты деятельности предприятия разнонаправлено: одни - положительно, другие -отрицательно. [2, с.113 - 116].

Исходя из того, что любая организация является одновременно и субъектом, и объектом экономических отношений, то в первую очередь необходимо рассмотреть распределение на факторы внешней среды и факторы внутренней среды.

Влияние внешних факторов не может быть значительно измененным, однако предприятия могут разработать меры адаптации для максимально эффективного использования сложившейся ситуации. 1. Внутренние факторы:

^ материально-технические факторы (проведение модернизации и реконструкции материально-технической базы предприятия);

^ организационно - управленческие факторы (разработка стратегии и тактики деятельности и развития предприятия, информационное обеспечение процесса принятия решения);

^ финансовые факторы (финансовое планирование деятельности предприятия, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли, налоговое планирование);

^ кадровые факторы (повышение квалификации работников, улучшение условий труда, организация оздоровления и отдыха работников); Также факторы внутренней среды можно разделить на: о производственные, непосредственно связанные с основной деятельностью предприятия;

о внепроизводственные, факторы, которые непосредственно не связаны с производством продукции и с основной деятельностью предприятия.

Плановые (внутренние) факторы зависят от внутренней среды предприятия, определяются работой коллектива. Не планируемые факторы формируются в результате взаимодействия организации с внешней средой и

также оказывают значительное влияние на основные показатели рентабельности предприятия.

2. Внешние факторы:

^ рыночные факторы (повышение конкурентоспособности в предоставлении услуг, организация эффективной рекламы новых видов товаров);

^ административные факторы (налогообложение, правовые акты, постановления и положения, регламентирующие деятельность, организации, государственное регулирование тарифов и цен);

^ внешнеэкономические факторы (изменение тарифов и цен на продукцию и услуги в результате инфляции) [3, с.113 - 116].

Внешними факторами повышения рентабельности могут быть наличие благоприятной внешней конъюнктуры, банкротство конкурентов, повышение потенциального спроса на продукцию предприятия среди потребителей и тому подобное. Все это приводит к росту уровня дохода, в свою очередь обеспечивает более высокий уровень доходности [4, с.137 -145].

Исходя из вышеизложенного материала, можно предложить три способа повышения рентабельности продаж.

Первый способ - увеличение цен на продукцию. Но следует учитывать тот факт, что потребитель чувствителен к значительным изменениям и может отдать предпочтение другому товару. Но есть потребители, которые привержены к данной марке и готовы покупать его за любую цену.

Второй способ - уменьшение затрат. Такого эффекта можно добиться за счет совершенствования процесса производства продукции (новое оборудование, сокращение числа рабочих). Главный и менее рискованный способ увеличения прибыли.

Третий способ - снижение себестоимости продукции. Второй и третий способ взаимосвязаны между собой. Так, если уменьшить количество рабочих, а следовательно уменьшатся и затраты на оплату труда, то снизиться и себестоимость готовой продукции.

Целью анализа показателя рентабельности продаж предприятия являлось определение значения данного показателя и выявление факторов, влияющих на его формирование, а также определение мероприятий по повышению рентабельности продаж.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в целом количество факторов, которые могут быть использованы для целей повышения рентабельности предприятия является значительным и зависит от конкретных условий и особенностей его работы, компетенции менеджмента и рабочего персонала.

Таким образом, предприятие должно использовать как имеющиеся внутренние возможности повышения эффективности работы, так и приспосабливаться к внешним воздействиям и использовать их для повышения результирующего показателя деятельности.

Использованные источники:

1.Рябцева К. А. Необходимость и проблемы повышения уровня рентабельности российских предприятий // Молодой ученый. — 2015. — №24.

2.Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 425 с

3.Ищук С.А. Методические подходы к определению длительности производственного цикла / С.А. Ищук // Экономика пром-сти. - 2005. - № 1. -С. 138-143

4.Танцюра М.Ю., Шихмамбетова Д.Л., Стратегия обеспечения рентабельности предприятия / Танцюра М.Ю., Шихмамбетова Д.Л. // Экономика Крыма №2 (39), 2012 г.

УДК 339.923

Щипцова А.В. студент 1 курса магистратуры ФГБОУВПО Ульяновский государственный

технический университет Россия, г. Ульяновск ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Статья посвящена рассмотрению основных направлений финансирования Международным банком реконструкции и развития. Проанализированы ключевые направления кредитования, размер финансирования в разрезе блоков стран, а также динамика предоставленных денежных средств. Определены глобальные проблемы и важнейшие точки кредитования на перспективу.

Ключевые слова: Международный банк реконструкции и развития, Группа Всемирного банка, финансирование, страны-партнеры.

Shchiptsova A. V. student of 1 course of a magistracy, FGBOU VPO Ulyanovsk state technical university

Russia, Ulyanovsk

THE PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL BANK FOR RECONSTRUCTION AND DEVELOPMENT IN MODERN

CONDITIONS

Article is devoted to consideration of the main directions offinancing by the International Bank for Reconstruction and Development. The key directions of crediting, the amount of financing by blocks of the countries, and also the loudspeaker of the provided money are analysed. Global problems and the most important points of crediting for prospect are determined.

Keywords: International Bank for Reconstruction and Development, Group of the World Bank, financing, partner countries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.