Научная статья на тему 'ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В АСПИРАНТУРЕ'

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В АСПИРАНТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСПИРАНТУРА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Какорина Екатерина Петровна, Смбатян Сиран Мануковна, Клевно Владимир Александрович

Статья посвящена анализу и обобщению порядков подготовки специалистов в аспирантуре. Акцентировано особое внимание на важнейшие функции аспирантуры и способы повышения её эффективности. Охарактеризованы роль и место аспирантуры в системе высшего образования на основе ретроспективного анализа развития системы в последние десятилетия. Исследование выстроено на анализе актуальных правовых актов, определяющих порядки подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре. Представлены основные требования к подготовке аспирантов согласно новому законодательству, позволяющему считать предзащиту диссертации окончанием аспирантуры. Определено понятие «институт научной аспирантуры»; сформулированы условия становления, упразднения и восстановления подобного научного явления в системе высшего образования. Освещены ключевые требования к организации, реализующей программы аспирантуры в аспекте её научной и образовательной деятельности, а также изменения требований в отношении научных руководителей аспирантов. Представлены основные показатели результативности подготовки в аспирантуре ГБУЗ МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского. Сделан вывод, что спецификация и повышение требований к порядку организации и реализации программ аспирантуры в рамках образовательного учреждения являются определяющим фактором в аспекте роста эффективности подготовки специалистов в аспирантуре и освоения программ аспирантуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Какорина Екатерина Петровна, Смбатян Сиран Мануковна, Клевно Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO IMPROVE THE QUALITY OF TRAINING SPECIALISTS IN POSTGRADUATE STUDIES

The article is devoted to the analysis and generalization of the procedures for training postgraduate specialists. Particular attention is focused on the most important functions of postgraduate studies and ways to improve its effectiveness. The role and place of postgraduate studies in the system of higher education is characterized on the basis of a retrospective analysis of the development of the system in recent decades. The study is based on the analysis of current legal acts that determine the procedures for the training of scientific and scientific-pedagogical personnel in graduate school. The main requirements for the preparation of postgraduate students are presented in accordance with the new legislation, which makes it possible to consider the pre-defense of a dissertation as the end of postgraduate studies. The concept of “institute of scientific postgraduate studies” is defined, the conditions for the formation, abolition and restoration of such a scientific phenomenon in the system of higher education are formulated. There are highlighted the key requirements for an organization that implements postgraduate programs in terms of its scientific and educational activities, as well as changes in the requirements for scientific supervisors of graduate students. There are presented the main indicators of the effectiveness of training in graduate school at the Moscow Regional Research and Clinical Institute named after M.F. Vladimirsky. It is concluded that the specification and increasing requirements for the organization and implementation of postgraduate programs within an educational institution are the determining factor in terms of increasing the efficiency of training specialists in postgraduate studies and mastering postgraduate programs.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В АСПИРАНТУРЕ»

Судебная медицина - 67

й01: https://doi.org/10.17816/fm686

Пути повышения качества подготовки специалистов в аспирантуре

Е.П. Какорина1, 2, С.М. Смбатян2, 3, В.А. Клевно2

1 Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова (Сеченовский Университет), Москва, Российская Федерация

2 Московский областной научно-исследовательский клинический институт имени М.Ф. Владимирского, Москва, Российская Федерация

3 Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко, Москва, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу и обобщению порядков подготовки специалистов в аспирантуре. Акцентировано особое внимание на важнейшие функции аспирантуры и способы повышения её эффективности. Охарактеризованы роль и место аспирантуры в системе высшего образования на основе ретроспективного анализа развития системы в последние десятилетия.

Исследование выстроено на анализе актуальных правовых актов, определяющих порядки подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре. Представлены основные требования к подготовке аспирантов согласно новому законодательству, позволяющему считать предзащиту диссертации окончанием аспирантуры. Определено понятие «институт научной аспирантуры»; сформулированы условия становления, упразднения и восстановления подобного научного явления в системе высшего образования. Освещены ключевые требования к организации, реализующей программы аспирантуры в аспекте её научной и образовательной деятельности, а также изменения требований в отношении научных руководителей аспирантов. Представлены основные показатели результативности подготовки в аспирантуре ГБУЗ МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского.

Сделан вывод, что спецификация и повышение требований к порядку организации и реализации программ аспирантуры в рамках образовательного учреждения являются определяющим фактором в аспекте роста эффективности подготовки специалистов в аспирантуре и освоения программ аспирантуры.

Ключевые слова: аспирантура; федеральный государственный образовательный стандарт; федеральные государственные требования; защита диссертации.

Как цитировать

Какорина Е.П., Смбатян С.М., Клевно В.А. Пути повышения качества подготовки специалистов в аспирантуре // Судебная медицина. 2022. Т. 8, № 1. С. 67-72. Р01: https://doi.org/10.17816/fm686

Рукопись получена: 01.02.2022 Рукопись одобрена: 04.04.2022 Опубликована: 15.04.2022

А

эко* вектор Лицензия К BY-NC 40

© Коллектив авторов, 2022

REVIEWS 68 -

DOI: https://doi.org/10.17816/fm686

Ways to improve the quality

of training specialists in postgraduate studies

Ekaterina P. Kakorina1, 2, Siran M. Smbatyan2, 3, Vladimir A. Klevno2

1 The First Sechenov Moscow State Medical University (Sechenov University), Moscow, Russian Federation

2 Moscow Regional Research and Clinical Institute, Moscow, Russian Federation

3 N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russian Federation

ABSTRACT

The article is devoted to the analysis and generalization of the procedures for training postgraduate specialists. Particular attention is focused on the most important functions of postgraduate studies and ways to improve its effectiveness. The role and place of postgraduate studies in the system of higher education is characterized on the basis of a retrospective analysis of the development of the system in recent decades.

The study is based on the analysis of current legal acts that determine the procedures for the training of scientific and scientific-pedagogical personnel in graduate school. The main requirements for the preparation of postgraduate students are presented in accordance with the new legislation, which makes it possible to consider the pre-defense of a dissertation as the end of postgraduate studies. The concept of "institute of scientific postgraduate studies" is defined, the conditions for the formation, abolition and restoration of such a scientific phenomenon in the system of higher education are formulated. There are highlighted the key requirements for an organization that implements postgraduate programs in terms of its scientific and educational activities, as well as changes in the requirements for scientific supervisors of graduate students. There are presented the main indicators of the effectiveness of training in graduate school at the Moscow Regional Research and Clinical Institute named after M.F. Vladimirsky.

It is concluded that the specification and increasing requirements for the organization and implementation of postgraduate programs within an educational institution are the determining factor in terms of increasing the efficiency of training specialists in postgraduate studies and mastering postgraduate programs.

Keywords: postgraduate studies; federal state educational standard; federal government requirements; defense of the thesis. To cite this article

Kakorina EP, Smbatyan SM, Klevno VA. Ways to improve the quality of training specialists in postgraduate studies. Russian Journal of Forensic Medicine. 2022;8(1):67-72. DOI: https://doi.org/10.17816/fm686

Received: 01.02.2022

ecosvector

Accepted: 04.04.2022

Published: 15.04.2022

The article can be used under the CC BY-NC 4 0 license

© Authors, 2022

АСПИРАНТУРА — ПОСЛЕДНЯЯ СТУПЕНЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

На сегодняшний день высшее образование в Российской Федерации выстроено в соответствии с Болонскими принципами и представляет собой многоуровневую образовательную систему, включающую специалитет, бакалавриат, магистратуру, ординатуру, аспирантуру.

В данной статье особое внимание уделяется подготовке специалистов в аспирантуре как последней ступени высшего образования. Поступление в аспирантуру доступно для магистров и выпускников специалитета. Отличительной характеристикой аспирантуры является то, что обучающиеся помимо классических структурных элементов образовательных программ разных ровней, таких как непосредственно образовательная часть, практика и научно-исследовательская работа, занимаются также педагогической деятельностью. Ключевой научной работой в аспирантуре является диссертация. Вследствие этого по окончании аспирантуры выпускники получают диплом с квалификацией «Исследователь», «Преподаватель-исследователь». По результатам защиты диссертационной работы присваивается степень кандидата наук.

По данным Росстата, в 2020 г. аспирантуру закончили 13 957 человек, из них только 1245 защитили диссертации и получили учёную степень кандидата наук, т.е. менее 9%, в 2019 г. их доля составляла 10,5%, в 2018 г. — 12%, а в 2010 г. — более 28%. К такой ситуации привело множество факторов, которые имели свою предысторию.

В России до 2013 г. аспирантура представляла собой основную форму подготовки научных и научно-педагогических кадров в рамках послевузовского профессионального образования (для выпускников, которые уже имели высшее образование). В такой парадигме акцент в аспирантуре ставился на научно-исследовательскую работу и, как следствие, присуждение учёной степени кандидата наук по итогам защиты диссертации. Завершающим этапом подготовки обучающего в аспирантуре являлась предзащита.

В сентябре 2013 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Фе-дерации»1 роль аспирантуры существенно изменилась, так как она была отнесена к третьему уровню высшего образования — подготовке кадров высшей квалификации.

Программы обучения в аспирантуре стали разрабатываться образовательными организациями в строгом соответствии с государственными образовательными стандартами2 и, соответственно, подлежали процедуре государственной аккредитации. Кроме того, аспирантура по государственным образовательным стандартам сделала возможным получение диплома аспиранта после прохождения итоговой аттестации; проведение предзащиты перестало быть обязательным этапом подготовки обучающихся. Изменения привели к тому, что диплом аспирантуры могли получить выпускники, не подготовившие диссертационные работы и не планирующие в дальнейшем заниматься научной деятельностью. Как следствие, происходило занижение показателей эффективности подготовки специалистов в аспирантуре.

МОНИКИ: опыт подготовки аспирантов

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Московский областной научно-исследовательский клинический институт имени М.Ф. Владимирского» имеет многолетний опыт подготовки аспирантов по направлению «здравоохранение и медицинские науки». Из 15 аспирантов, закончивших аспирантуру в 2021 г., 7 прошли предзащиту, из них 5 успели защитить диссертации в рамках подготовки в аспирантуре. Высокая результативность подготовки в аспирантуре МОНИКИ наблюдается в последние 10 лет. Динамика выпуска аспирантов института за период 2012-2021 гг. представлена на рисунке.

Анализ результативности подготовки в аспирантуре показал, что за последние 10 лет в среднем с готовой диссертационной работой закончили аспирантуру более 50% (65 из 127 аспирантов), из них 43% (28 человек) успели защитить диссертацию в рамках подготовки в аспирантуре. Среди них особо высокой результативностью отличаются аспиранты по специальности «нервные болезни», направленность «клиническая медицина», и по специальности «судебная медицина», направленность «фундаментальная медицина». Высокие показатели результативности достигнуты в институте в том числе благодаря высокому профессионализму научных руководителей, наличию мощной научно-клинической базы и кадрового потенциала института.

На текущий момент новая редакция закона об образовании № 273-ФЗ3 вводит в действие новые правила подготовки специалистов в аспирантуре. Основной тренд

1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ сопб_Ьос_1^_140174/. Дата обращения: 15.01.2022.

2 Приказ Минобрнауки России от 03.09.2014 N 1198 (ред. от 30.04.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 30.06.01 Фундаментальная медицина (уровень подготовки кадров высшей квалификации)». Режим доступа: https://rg.ru/2015/01/30/dok34306-dok.html. Дата обращения: 15.01.2022.

3 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изменениями на 30 декабря 2021 года; редакция, действующая с 1 марта 2022 года). Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902389617. Дата обращения: 15.01.2022.

18 16 14 12 10 8 6 4 2 0

■ Выпуск, всего

■ с апробацией □ с защитой

_1

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Рис. Динамика выпуска аспирантов МОНИКИ за период 2012-2021 гг.

Fig. Dynamics of graduation of post-graduate students in Moscow Regional Research and Clinical Institute for 2012-2021.

таких нововведении заключается в восстановлении института научной аспирантуры, который фактически был упразднён первой редакцией этого закона (2012 г.). Уточнения в ведомственных нормативно-правовых актах детализируют информацию о вводимой новой редакцией образовательной системе.

Во-первых, с 2022/23 учебного года прекращается приём в аспирантуру организациями, которые в соответствии со своими учредительными документами осуществляют исключительно образовательную деятельность. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 21224, с марта 2022 г. программы аспирантуры могут реализовывать лишь те организации, в которых учредительными документами предусмотрено осуществление научной или научно-исследовательской деятельности и есть соответствующий научный потенциал по реализуемым в рамках аспирантуры группам научных специальностей. Организациям, в учредительных документах которых указано только образование как вид деятельности, для подготовки аспирантов, по новым требованиям, придётся внести изменения в учредительные документы.

Во-вторых, повышаются требования к научному руководителю аспирантов. Научным руководителем аспиранта должен выступать доктор наук (в исключительных случаях — кандидат наук), который в течение последних 3 лет реализует научную деятельность

по соответствующему направлению исследований в рамках научной специальности аспиранта. Кроме того, научный руководитель должен иметь публикации в рецензируемых российских и зарубежных научных периодических изданиях, а также апробировать результаты своей научной работы на российских и международных научных конференциях.

В-третьих, указанным выше Постановлением сформулированы принципы реализации образовательной деятельности в аспирантуре. Так, освоение программ аспирантуры в организациях осуществляется только в очной форме, за исключением организаций государственных органов, которые готовят специалистов в интересах обороны и безопасности государства. Программы аспирантуры разрабатываются организациями самостоятельно и включают в себя научный и образовательный компонент, а также итоговую аттестацию. В разработанную программу аспирантуры в обязательном порядке должны быть включены требования к результатам освоения программы, учебный и научный планы, календарный учебный график, а также рабочие программы дисциплин и практики5.

В-четвертых, согласно новым требованиям, существующие сроки утверждения темы диссертационного исследования сокращаются с 3 месяцев до 30 календарных дней (с даты начала обучения в аспирантуре). Как следствие, по истечении упомянутых 30 календарных дней

4 Постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2122 «Об утверждении Положения о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)». Режим доступа: http://puЫication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202111300127. Дата обращения: 15.01.2022.

5 Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20.10.2021 № 951 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов)». Режим доступа: https://rg.ru/2021/11/24/minnauki-prikaz951-site-dok.html. Дата обращения: 15.01.2022.

для каждого аспиранта должна быть утверждена тема диссертации (в соответствии с программой аспирантуры и направлениями научной деятельности организации), назначен научный руководитель и утверждён индивидуальный план работы (учебный план научной деятельности). Длительность каникул в рамках обучения в аспирантуре составляет 6-8 недель в учебном году.

Сохраняются традиционные методы оценки качества освоения программ аспирантуры:

• Текущий контроль успеваемости направлен на оценку этапов реализации учебного плана и плана научной деятельности, проводится с участием научного руководителя.

• Промежуточная аттестация обеспечивает оценку результатов осуществления этапов научной деятельности, результатов освоения дисциплин, прохождения практики в соответствии с индивидуальным планом работы аспиранта. Сдача кандидатских экзаменов относится к оценке результатов освоения дисциплин, осуществляемой в рамках промежуточной аттестации.

• Итоговая аттестация представляет собой оценку диссертационной работы на её соответствие установленным в Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике»6 критериям, о чём организация даёт соответствующее заключение. Для допуска к итоговой аттестации аспиранту необходимо полностью выполнить индивидуальный план работы. По итогам успешного прохождения итоговой аттестации в течение 30 календарных дней аспиранту выдаются заключение и свидетельство об окончании аспирантуры. Предусматривается возможность досрочного проведения итоговой аттестации для аспирантов, досрочно выполнивших индивидуальный план, завершивших работу над диссертацией и не имеющих академической задолженности.

Таким образом, результатом окончания обучения в аспирантуре теперь становится заключение организации о том, что подготовленная диссертационная работа соответствует необходимым критериям получения степени кандидата наук. Как следствие, устраняется возможность получения диплома аспиранта без подготовки соответствующей научной работы и её предзащиты, о чём даны разъяснения в письме Рособрнадзора7 (после сентября 2021 г. не предусмотрена выдача дипломов по программам аспирантуры).

Кроме того, организация вправе предоставить выпускникам аспирантуры сопровождение при представлении

ими диссертации к защите в виде формирования комплекта необходимых документов для подачи работы на защиту в диссертационный совет. Максимальный срок такого сопровождения составляет 1 календарный год (после завершения обучения в аспирантуре).

Отмечается также, что приём на обучение по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, начиная с 2022/23 учебного года, осуществляется согласно федеральным государственным требованиям. Аспиранты, которые учатся в образовательных организациях, согласно федеральным государственным образовательным стандартам, имеют право продолжать осваивать программу в соответствии со стандартом или по заявлению переходить на подготовку по федеральным государственным требованиям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, потребность реформирования аспирантуры назрела достаточно давно. Изменения в нормативно-правовых документах в вопросах организации обучения в аспирантуре дадут возможность кастомизации образовательных программ аспирантуры под нужды и запросы каждого аспиранта. Это должно повысить качество подготовки специалистов в аспирантуре, так как аспирантура должна заканчиваться защитой научного исследования — диссертации — и присвоением выпускнику аспирантуры учёной степени. Без такого финала обучение в аспирантуре не имеет смысла.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Источники финансирования. Исследование и публикация статьи осуществлены на личные средства авторского коллектива. Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с содержанием настоящей статьи.

Вклад авторов. Е.П. Какорина, В.А. Клевно — концепция исследования, внесение в рукопись важной правки с целью повышения научной ценности статьи; С.М. Смбатян — дизайн исследования, написание статьи. Авторы подтверждают соответствие своего авторства международным критериям ICMJE (все авторы внесли существенный вклад в разработку концепции, подготовку статьи, прочли и одобрили финальную версию перед публикацией).

Благодарности. Выражаем благодарность доценту кафедры экономики для естественных и гуманитарных факультетов экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова к.э.н. А.А. Ко-станян за перевод отдельных частей статьи на английский язык.

6 Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (с изменениями на 2 июля 2021 года; редакция, действующая с 1 сентября 2021 года). Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/9028333/titles/64U0IK. Дата обращения: 15.01.2022.

7 Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 22.07.2021 № Ва-7293/06-1762 «О государственной аккредитации программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)». Режим доступа: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Rosobrnadzora-ot-22.07.2021-N-Va-7293_06-1762/. Дата обращения: 15.01.2022.

ADDITIONAL INFORMATION

Funding source. The study had no sponsorship.

Competing interests. The authors declare that they have no

competing interests.

Authors' contribution. E.P. Kakorina, V.A. Klevno — substantial contributions to the conception of the work, critical revision of the work for important intellectual content; S.M. Smbatyan — substantial

contributions to the design of the work, drafting the work. AH authors made a substantial contribution to the conception of the work, acquisition, analysis, interpretation of data for the work, drafting and revising the work, final approval of the version to be published and agree to be accountable for all aspects of the work. Acknowledgment. Authors express gratitude to Kostanyan A.A., PhD in Economics, Lomonosov Moscow State University, Department of Economics for the translation of certain parts of the article.

ОБ АВТОРАХ

* Смбатян Сиран Мануковна, д.м.н.;

адрес: Россия, 129110, Москва, ул. Щепкина, д. 61/2; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1961-9458; eLibrarySPIN: 9068-8768; e-mail: smbsiran@mail.ru Какорина Екатерина Петровна, д.м.н.; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7888-3104; eLibrary SPIN: 2909-9069; e-mail: kakorina@list.ru Клевно Владимир Александрович, д.м.н., профессор; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5693-4054; eLibrary SPIN: 2015-6548; e-mail: vladimir.klevno@yandex.ru

* Автор, ответственный за переписку / The author responsible for the correspondence

AUTHORS' INFO

* Siran M. Smbatyan, MD, Dr. Sci. (Med.); address: 61/2, Shepkina street, Moscow, 129110, Russia; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1961-9458; eLibrarySPIN: 9068-8768; e-mail: smbsiran@mail.ru Ekaterina P. Kakorina, MD, Dr. Sci. (Med); ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7888-3104; eLibrary SPIN: 2909-9069; e-mail: kakorina@list.ru Vladimir A. Klevno, MD, Dr. Sci. (Med.), Professor; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5693-4054; eLibrary SPIN: 2015-6548; e-mail: vladimir.klevno@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.