Научная статья на тему 'Пути повышения экономического потенциала алмазогранильной отрасли Республики Саха (Якутия)'

Пути повышения экономического потенциала алмазогранильной отрасли Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назаров А. Т.

В статье рассмотрены причины сложившейся кризисной ситуации в алмазогранильной отрасли Республики Саха (Якутия). На основе экономического анализа отрасли разработана методика расчета обобщающего показателя коэффициента экономического потенциала предприятий отрасли. Проведена группировка предприятий методами кластерного анализа. Составлена прогнозная экономико-статистическая модель, предложены пути повышения экономического потенциала предприятий алмазогранильной отрасли Республики Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути повышения экономического потенциала алмазогранильной отрасли Республики Саха (Якутия)»

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА АЛМАЗОГРАНИЛЬНОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

А. Т. НАЗАРОВ, генеральный директор ОАО «Саха Даймонд»

Системный экономический кризис переходного периода в 1990-е гг. затронул все отрасли Российской Федерации. Однако наибольший ущерб от кризисных тенденций ощутили на себе предприятия промышленности.

Спецификой Республики Саха (Якутия) была и остается ярко выраженная ресурсная направленность экономики региона с малой долей перерабатывающих производств. Поэтому в начале экономической реформы благодаря федеральной политике предоставления максимальной экономической самостоятельности регионам было принято решение о создании и наращивании базы перерабатывающих производств. Наиболее перспективным направлением руководство Республики Саха (Якутия) посчитало создание и развитие алмазогранильной отрасли.

В рамках реализации данного направления в начале 1990-х гг. было создано значительное количество алмазогранильных предприятий по всей территории Республики Саха (Якутия). В планах казалось возможным обустраивать даже надомные производства. За период времени с 1992 по 2005 г. на рынке огранки алмазов функционировало 64 предприятия различных форм собственности.

По состоянию на 01.01.2006 на территории Республики Саха (Якутия) стабильно работали 25 предприятий, остальные по разным причинам прекратили или приостановили производственную деятельность. Основными причинами этого послужили: неблагоприятная конъюнктура рынка, нехватка опыта работы, низкая квалификация огранщиков и низкая производительность их труда, высокие издержки производства. Тенденции диверсификации производства крупных компаний привели к тому, что эпизодически огранкой занимаются 7 предприятий, в основном ювелирного профиля, у которых огранка не является профильным производством.

Опыт показал, что развитие данной отрасли промышленности имеет существенные сложности в связи со значительными колебаниями конъюнктуры на мировом рынке бриллиантов и острой конкурентной борьбой на мировом рынке сбыта. В настоящее время гранильная отрасль испытывает кризис в связи с высокой стоимостью отпускаемого алмазного сырья и относительно низкой ценой реализации, в результате которой маржа огранщиков снизилась до небывало низкого уровня. Решение данных проблем требует глубокого изучения ситуации и разработки стратегии дальнейшего развития алмазогранильной отрасли региона с учетом объективных условий региона.

Нами выявлены основные факторы продолжающегося кризиса алмазогранильной отрасли Республики Саха (Якутия), в частности: отсутствие собственных оборотных и заемных средств предприятий; крайне высокая капиталоемкость ведения бизнеса ввиду высокой стоимости алмазного сырья, доля которой в себестоимости бриллиантов составляет более 90 %. Также отсутствует налаженная система кредитования алмазодобывающих и гранильных предприятий, что в конечном итоге ведет к удорожанию готовой продукции и снижению рыночной конкурентоспособности. Налицо высокая стоимость кредитных ресурсов для предприятий в банковской сфере Российской Федерации и отсутствие хорошей кредитной истории предприятий для стабильного получения более дешевых кредитов в крупных западных банках. Высокий уровень государственного контроля за тем, как приобретается, используется и реализуется алмазное сырье, отсутствие свободы передвижения товара, необходимость специального учета, лицензирования, таможенные барьеры, механизмы квотирования также служат сдерживающими факторами развития бизнеса. Большое значение для эффективной деятельности предприятий также имеет складывающаяся внешне-

политическая обстановка. В свою очередь, необходимо учитывать высокий уровень конкуренции на рынке ювелирной продукции и бриллиантов, наличие на рынке сильных игроков с раскрученными брэндами, контролирующими значительные доли национальных рынков.

В настоящее время происходит увеличение доли экспорта алмазодобывающими компаниями Российской Федерации алмазного сырья за границу. Этому способствуют нормы, установленные в гл. 21 части второй Налогового кодекса РФ «Налог на добавленную стоимость», и отсутствие нулевой ставки налога на добавленную стоимость на реализацию алмазодобывающими предприятиями алмазного сырья на внутренний рынок.

Практическое прекращение реализации на внутренний рынок алмазодобывающими компаниями наиболее крупных, чистых, дорогих алмазов произошло ввиду сохранения заниженных пороговых значений ценовых характеристик для признания алмазов уникальными и подлежащими специальному государственному учету и контролю. Эти характеристики были введены постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1068 «О порядке и критериях отнесения самородков драгоценных металлов и драгоценных камней к категории уникальных» и не подлежат изменению после неоднократного повышения учетных цен по Прейскуранту, утверждаемому Министерством финансов Российской Федерации.

Экономическое обоснование проведено нами с помощью методики расчета синтетического показателя — обобщающего коэффициента экономического потенциала предприятия алмазогра-нильной отрасли промышленности. Для этого были выделены следующие группы показателей:

• показатели финансовой устойчивости предприятий (прибыли и убытки предприятий, наличие кредиторской задолженности, превышение кредиторской задолженности над дебиторской, наличие просроченных финансовых обязательств по платежам в бюджет);

• показатели, характеризующие состояние основных фондов предприятий (степень износа, наличие собственного и арендованного оборудования; соответствие мировым требованиям);

• показатели, характеризующие кадровый потенциал (укомплектованность огранщиками и прочим персоналом, соотношения количества огранщиков и прочих видов персонала, квалификация огранщиков);

• показатели эффективности производственного процесса (производительность труда огранщиков, валовой выпуск готовой продукции, валютная эффективность производства, выход годного на предприятии, себестоимость производства 1 карата готовой продукции). Применение методов корреляционно-регрессионного анализа позволило создать также прогнозную модель расчета экономического потенциала на среднесрочную перспективу, что дает возможность смоделировать так называемые «точки роста» для повышения производственных параметров и выхода предприятий на траекторию устойчивого экономического развития. Это, в свою очередь, должно произойти за счет привлечения внутренних и внешних инвестиций, в т. ч. иностранных. Для совершенствования инвестиционной привлекательности предприятий региона необходимо совершенствование нормативно-правовой базы экспортных операций с сырьем и готовой продукцией, снижение бюрократических препонов, что позволит повысить скорость оборота средств предприятия и повысить производительность труда.

Спецификой северных регионов, к которым относится Республика Саха (Якутия), являются высокие производственные издержки производства. Это обусловлено высокой стоимостью жизни на Севере, необходимостью выплачивать работникам северные надбавки и районный коэффициент. Но и в этих условиях производство бриллиантов якутской огранки может стать рентабельным ввиду высокого качества сырья и производимой продукции.

Для анализа и прогноза экономических и финансовых показателей устойчивости деятельности алмазогранильных предприятий рассчитываются средние показатели по всем предприятиям региона. Вторым этапом построения коэффициентов является расчет средних значений региональных показателей по группам. На основе этих данных рассчитывается обобщающий коэффициент экономического потенциала предприятий по следующей формуле:

п ;=1 Рср.

(1)

где i=1, п;

Ру — расчетные показатели по каждому предприятию;

рср. — среднереспубликанское значение; п — количество предприятий. Расчеты по модели (табл. 1) убедительно доказывают тезис о том, что на многих предприяти-

ях алмазогранильной отрасли имеется нехватка собственных оборотных средств для проведения закупа сырья для изготовления готовой продукции, имеется значительный износ основных фондов.

В табл. 2 приведен прогноз обобщающего значения обобщающего потенциала на основе проведенного по модели корреляционно-регрессионного анализа. Прогнозная модель имеет следующий вид:

Я = 1.2* хл +1.05* х,. 2 + 0,67* х,3 +

+ 0.32 * х. 4 + 0,67 * х.5 + 0.32 * х.6 + 0.122,

, 4 ' ,5 ,6 5

где х.. — соответствующие показатели для каждого

у

предприятия.

F = 21.33>^ =2,76, при а =0,05.

кр. набл. ' ' г

Коэффициенты Стьюдента ^=4,21, /2=4,01, ¿3=2,12 значимы при а=0,05. Относительный коэффициент аппроксимации равен 0,159, множественный коэффициент детерминации ^=0,897.

На основе величины значения обобщающего коэффициента экономического потенциала была проведена классификация предприятий по величине данного значения методом кластерного анализа. Выделены 4 группы предприятий, которые условно разбиты по величине экономического потенциала на уровни (табл. 2).

Кластер, условно названный группой с низким уровнем экономического потенциала, составили предприятия, уровень производства которых находится на критически низком уровне. Недостаточна финансово-экономическая стабильность предприятия, низкими остаются показатели эффективности производства, в т. ч. производительность труда огранщиков и валютная эффективность производства. Для преодоления кризисных явлений предприятиям, вошедшим в данный кластер, необходимо:

1) провести реконструкцию и модернизацию производства, в т. ч. техническое переоснащение производства;

2) оптимизировать расходы на административно-управленческий персонал и прочие непроизводственные затраты;

3) предусмотреть привлечение долгосрочных финансовых инвестиций.

Кластер со средним уровнем экономического потенциала составили заводы, имеющие достаточную для осуществления производственной деятельности материальную базу, но показатель экономического потенциала в этой группе предприятий имеет низкое значение по причине финансовой нестабильности, нехватки оборотных средств. Для увеличения экономического потенциала данной группе необходимо:

провести оптимизацию численности персонала; привлечь кредитные ресурсы для восполнения собственных оборотных средств предприятий;

Устойчивым уровнем экономического потенциала обладают предприятия, вошедшие в группу 2. Эти предприятия отличаются гибким подходом в формировании политики в отношениях со сбытовыми организациями и имеют устойчивый налаженный канал сбыта продукции на внешние рынки. Однако для достижения ими еще более высоких параметров эффективности производства предприятиям нужно проведение некоторой диверсификации производства, создание смежных производств, в основном ювелирных. Это обусловит повышение показателей реализации продукции на внутреннем рынке Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации, которые имеют тенденцию к стабильному росту. В дальнейшем для повышения экономического потенциала предприятий алмазог-ранильной отрасли промышленности Республики Саха (Якутия) и преодоления кризисных явлений необходимо:

• создать вертикально интегрированную структуру по добыче, переработке и сбыту продукции [1], включая розничную торговлю ювелирными изделиями;

• привлекать инвестиции с созданием и продвижением новых брэндов на рынках стран Азиатско-тихоокеанского региона (АТР), эффективность данного механизма доказана на опыте продвижения продукции ОАО «Саха Даймонд» на японском рынке;

• для достижения устойчивости функционирования отрасли следует обеспечить достаточный уровень государственной поддержки путем долгосрочного кредитования предприятий и создания достаточного для нормального функционирования предприятия объема собственных оборотных средств;

• упрощение процедуры таможенного оформления при экспорте бриллиантов и алмазного сырья, что позволит минимизировать риски ведения бизнеса, сократить время проведения валютных операций, повысить эффективность производства;

• заключение долгосрочного соглашения с АК «АЛРОСА» (ЗАО) на поставку нужного ассортимента алмазного сырья для установления долгосрочных партнерских равноправных отношений с предприятиями-инвесторами без ущемления прав алмазогранильных предприятий региона;

Таблица 1

Расчет обобщающего показателя экономического потенциала алмазогранильных предприятий Республики Саха (Якутия)

Показатель Кадровый потенциал Оборудован-ность станками Квалиф. огранщиков Расходы на огранку Оплата труда Финансовая устойчивость Прозводство продукции Производительность труда Обощающий показатель экономического потенциала

В среднем по РС (Я) 1 1 1 1 1 1 1 1 1

ОАО "ТУЙМААДА ДАЙМОНД" 2,396 0,035 0,027 2,428 1,494 1,000 0,021 0,413 0,977

ООО "ПО "ТИСПА" 0,141 0,000 0,000 0,033 0,374 0,000 1,638 0,000 0,437

ОАО "САХА ДАЙМОНД" 1,974 1,128 1,058 1,805 1,358 0,000 1,219 0,749 1,161

ООО "БЕРАГЗ" 0,846 0,352 0,772 0,033 0,061 0,000 0,000 0,000 0,344

ОАО "ПОКРОВСКИЙ ГРАНЗАВОД" 2,714 1,233 0,842 1,156 0,654 0,000 0,484 0,272 0,919

ООО "ЭПЛ ДАЙМОНД" 11,489 8,247 1,329 5,867 0,791 1,000 6,385 0,536 4,456

ООО "САПИ-ДИАМ" 0,106 0,106 1,852 0,071 0,918 0,000 0,062 0,407 0,440

ООО "ТУНАЛГЫ" 1,551 1,057 1,263 1,104 0,845 0,000 1,057 0,692 0,946

ЗАО САХА БЕЛЬГИЙСКАЯ АК "САБЕ" 0,035 0,035 1,852 0,080 3,585 0,000 0,098 1,924 0,951

ООО "САХА-ДИАМ" 0,705 0,705 1,852 0,234 0,523 1,000 0,062 0,061 0,643

ООО "ДДК" 1,128 0,493 0,810 1,083 1,453 1,000 2,750 3,859 1,572

ООО "ЭРЭЛ" 0,916 0,493 0,997 0,483 0,809 0,000 0,318 0,446 0,558

ООО "САТА' 1,586 1,057 1,235 1,359 1,325 1,000 0,832 0,545 1,117

ООО "КРИСТАЛЛ-99" 3,947 2,291 1,075 1,212 0,484 1,000 1,483 0,448 1,492

ООО "ЧОРОН ДАЙМОНД" 5,639 3,278 1,076 1,321 0,367 1,000 3,539 0,748 2,121

ООО "НВ ДАЙМОНД" 0,634 0,352 1,029 0,230 0,565 1,000 0,414 0,813 0,630

ЗАО "АВРОРА ДИАМАНТ" 1,233 0,916 1,376 0,780 0,933 0,000 0,292 0,220 0,719

ООО "КАРАТ-2000" 0,106 0,141 0,056 0,098 1,459 1,000 0,208 1,020 0,511

ЗАО "ДАЙМОНД ТААС" 0,987 0,705 1,323 1,081 1,018 0,000 1,903 1,869 1,111

ООО "КРИСТАЛЛ ДАЙМОНД" 0,211 0,141 1,235 0,064 0,469 1,000 0,340 1,668 0,641

ООО "ЗАРНИЦА" 1,551 1,057 1,263 1,132 1,150 1,000 0,375 0,246 0,972

ООО "КЭСКИЛ ДАЙМОНД" 0,035 0,000 0,000 0,000 0,000 1,000 0,156 0,000 0,238

ООО "ТИСПА' 2,678 0,000 0,000 1,042 0,613 0,000 0,027 0,000 0,623

ООО "САХАОГРАНСБЫТ" ООО "ЛЕНА ДАЙМОНД" 0,000 0,035 0,000 0,000 0,000 0,000 0,163 3,205 0,851

0,388 0,141 0,673 0,438 1,752 0,000 0,175 0,859 0,553

Таблица 2

Группировка предприятий алмазогранильного производства по величине экономического потенциала

Предприятия Обощающий показатель экономического потенциала Прогноз обобщающего коэффициента 1-й вар. Прогноз обобщающего коэффициента 2-й вар.

Группа 1. Высокий уровень 3,282 3,274 3,266

ООО "ЭПЛ ДАЙМОНД" 4,456 4,444 4,473

ООО "ЧОРОН ДАЙМОНД" 2,121 2,106 2,060

Группа 2. Устойчивый уровень 1,290 1,300 1,284

ООО "ДДК" 1,572 1,617 1,552

ОАО "САХА ДАЙМОНД" 1,161 1,171 1,164

ООО "САТА" 1,117 1,065 1,099

ООО "КРИСТАЛЛ-99" 1,492 1,505 1,473

ЗАО "ДАЙМОНД ТААС" 1,111 1,142 1,135

Группа 3. Средний уровень 0,749 0,755 0,761

ОАО "ТУЙМААДА ДАЙМОНД" 0,977 0,945 1,042

ОАО "ПОКРОВСКИЙ ГРАНЗАВОД" 0,919 0,988 0,958

ООО "ТУНАЛГЫ" 0,946 0,978 1,054

ЗАО САХА БЕЛЬГИЙСКАЯ АК "САБЕ" 0,951 0,884 0,877

ООО "САХА-ДИАМ" 0,643 0,587 0,591

Окончание табл. 2

Предприятия Обощающий показатель экономического потенциала Прогноз обобщающего коэффициента 1-й вар. Прогноз обобщающего коэффициента 2-й вар.

ООО "ЭРЭЛ" 0,558 0,615 0,603

ООО "НВ ДАЙМОНД" 0,630 0,647 0,627

ЗАО "АВРОРА ДИАМАНТ" 0,719 0,745 0,732

ООО "КАРАТ-2000" 0,511 0,593 0,545

ООО "КРИСТАЛЛ ДАЙМОНД" 0,641 0,686 0,628

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ООО "ЗАРНИЦА" 0,972 0,932 0,956

ООО "ТИСПА" 0,623 0,609 0,714

ООО "САХАОГРАНСБЫТ" 0,851 0,749 0,661

ООО "ЛЕНА ДАЙМОНД" 0,553 0,610 0,663

Группа 4. Низкий уровень 0,281 0,281 0,281

ООО "КЭСКИЛ ДАЙМОНД" 0,238 0,243 0,244

ООО "САПИ-ДИАМ" 0,440 0,418 0,434

ООО "ПО "ТИСПА' 0,437 0,350 0,453

ООО"БЕРАГЗ" 0,344 0,356 0,409

• совершенствование ценовой политики предприятиями — поставщиками алмазной продукции с учетом реальной конъюнктуры мирового рынка алмазов и бриллиантов и показателей его емкости, расширения сбыта бриллиантов и ювелирных изделий с бриллиантами на внутренний рынок Российской Федерации;

• повышение конкурентоспособности продукции алмазогранильной отрасли, для чего считаем возможным внести изменения в гл. 21 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на добавленную стоимость» в части введения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при реализации бриллиантов на внутренний рынок;

• стимулирование увеличения внутренних продаж и поддержки отечественного производителя бриллиантов алмазодобывающими компаниями Российской Федерации путем внесения изменений в гл. 21 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на добавленную стоимость» в части введения нулевой ставки налога на добавленную стоимость на реализацию алмазодобывающими предприятиями алмазного сырья на внутренний рынок;

• для стимулирования реализации на внутренний рынок алмазодобывающими компаниями наиболее крупных, чистых, дорогих алмазов ввести зависимость пороговых значений ценовых характеристик для признания алмазов уникальными и подлежащими специальному государственному учету и контролю (введенных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1068 «О порядке и критериях отнесения самородков драгоценных металлов и драгоценных камней к категории уникальных») от изменения учетных цен по Прейскуранту, утверждаемому Министерством финансов Российской Федерации;

• предприятиям алмазогранильной отрасли проводить гибкую политику по созданию смежных производств по изготовлению ювелирной продукции в связи с расширением спроса на внутреннем рынке Республики Саха (Якутия).

ЛИТЕРАТУРА 1. Т. Потоцкая. «Алмазный трубопровод — состояние и перспективы» //Алмазы и золото России. 2005, № 6. С. 48 - 57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.