Научная статья на тему 'Пути повышения эффективности выездных налоговых проверок'

Пути повышения эффективности выездных налоговых проверок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3807
395
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ВЫЕЗДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ / НАЛОГИ / ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА ОТБОРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Готаидзе Д. Н.

Данная статья посвящена изучению проблем налогового контроля. Для его эффективного функционирования считаю целесообразным акцентировать внимание на следующих аспектах: система отбора налогоплательщиков для проведения ВНП; эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок; система оценки работы налоговых инспекторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути повышения эффективности выездных налоговых проверок»

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

Д.Н. ГОТАИДЗЕ,

аспирант,

Сочинский государственный университет туризма и курортного дела,

e-mail: [email protected]

Данная статья посвящена изучению проблем налогового контроля. Для его эффективного функционирования считаю целесообразным акцентировать внимание на следующих аспектах: система отбора налогоплательщиков для проведения ВНП; эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок; система оценки работы налоговых инспекторов.

Ключевые слова: налоговый контроль; выездные налоговые проверки; налоги; эффективная система отбора.

Коды классификатора JEL: Ж1, Ж6.

Актуальность рассматриваемого вопроса

Одним из основных способов контроля добросовестного выполнения налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов в бюджет является проведение налоговых проверок.

Налоговая проверка является важнейшим инструментом налогового контроля, позволяющим наиболее полно проверить правильность уплаты налогов (сборов) и исполнение налогоплательщиком других обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах.

Необходимыми признаками любой действенной системы налогового контроля являются.

Во-первых, наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налогового органа, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей.

Рассмотрим опыт выделения крупнейших налогоплательщиков в США в отношении налоговых проверок.

Для определения принадлежности компании к категории крупнейших налогоплательщиков и включения ее в Программу всесторонних проверок, предназначенную для проверки крупных компаний-налогоплательщиков, в США применяется специальная система баллов, которые присваиваются по следующим категориям:

❖ общая стоимость активов;

❖ валовой доход;

❖ количество юридических лиц, принимающих участие в основной деятельности;

❖ наличие многоотраслевой структуры компании;

❖ количество сотрудников налоговой администрации, необходимых для проверки компании;

❖ количество привлеченных специалистов, необходимых для проверки компании;

❖ общий объем вспомогательной работы и количество человеко-дней, затраченных на проверку.

Данный метод обеспечивает объективный подход ко всем налогоплательщикам. Компания включается в

Программу всесторонних проверок, если она набирает не менее 12 баллов (для промышленных компаний) и 15 баллов (для финансовых, страховых, брокерских компаний; для фирм, занимающихся предоставлением коммунальных услуг).

Кроме того, ряд положений предусматривает включение компаний в разряд крупнейших налогоплательщиков даже в том случае, когда они не набирают необходимое количество баллов (но на практике это случается крайне редко).

Начисление баллов при оценке общей стоимости активов происходит путем суммирования всех активов основного налогоплательщика, а также активов всех находящихся под его фактическим контролем юридических лиц в США и за рубежом (табл. 1).

Таблица 1

Шкала начисления баллов по общей стоимости активов налогоплательщика

Стоимость активов Н ачисляемые баллы

До 500 мпн долл. (включительно) 1

От 500 мпн до 1 млрд долл. 2

От 1 млрд до 2 млрд долл. 3

От 2 млрд до 5 млрд долл. 4

От 5 млрд до 8 млрд долл. 5

Критерий «валовой доход» увеличивает риск компании попасть в Программу всесторонних проверок при помощи суммирования валового дохода основного налогоплательщика, а также валового дохода всех находящихся под его фактическим контролем юридических лиц в США и за рубежом (табл. 2).

В Российской Федерации для отнесения налогоплательщика к категории крупнейших применяются следующие критерии:

• показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской отчетности организации;

• отношения взаимозависимости между организациями.

© Д.Н. Готаидзе, 2009

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

180

Д.Н. ГОТАИДЗЕ

Таблица 2

Шкала начисления баллов по валовому доходу налогоплательщика

Валовый дих ид Начисляемые баллы

До 1 млрд долл. (включительно) 1

От 1 млрд до 2 млрд долл 2

От 2 млрд до 3 млрд долл 3

От 3 млрд до 5 млрд долл 4

От 5 млрд до 10 млрд долл 5

Кроме того, для отнесения налогоплательщика к категории крупнейших анализу подлежат показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год:

❖ суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов;

❖ суммарный объем выручки от продажи товаров (продукции, работ, услуг);

❖ размер активов (сумма внеоборотных и оборотных активов).

Для организаций, осуществляющих производство и оборот этилового спирта из всех видов сырья, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции, предусмотрен отличный состав показателей финансовоэкономической деятельности. Помимо суммарного объема начислений федеральных налогов и сборов, анализу и оценке подлежат:

□ суммарный годовой объем производства;

□ суммарная производственная мощность по выпуску продукции.

Для организаций, проводящих закупку, хранение и поставку алкогольной, спиртосодержащей или табачной продукции, помимо начислений федеральных налогов и сборов, оценивается также суммарный объем выручки.

Критерий «отношения взаимозависимости между организациями» применяется для определения крупнейших налогоплательщиков только в том случае, если организации, отношения с которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты основного вида деятельности организации (ст. 20 НК РФ), имеют показатели финансово-экономической деятельности, позволяющие признать их крупнейшими налогоплательщиками.

Таким образом, выделение из состава налогоплательщиков отдельной группы ее крупнейших представителей в настоящее время происходит только на основе качественных признаков, базирующихся на результатах деятельности субъекта.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 23 июня 2008 г. «О бюджетной политике в 2009-2011 годах» говорится о текущем контроле за крупнейшими налогоплательщиками, т.е. фактически это означает проведение ежегодных налоговых проверок в отношении указанных организаций.

Проблема рационального отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок приобретает особую значимость в условиях массовых нарушений налогового законодательства, характерных для современной России.

Во-вторых, применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, так и на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков.

Здесь необходимо указать на возможность всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.

К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством, а также самостоятельно в процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую службу.

К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе из общедоступных источников — СМИ, Интернет.

По данному вопросу немаловажно отметить опыт стран Евросоюза, где налоговые органы наделены правом доступа к информации о движении денежных средств по счетам налогоплательщика, отсутствует понятие банковской тайны. Для Российской Федерации такое положение позволило бы эффективно оценивать реальную налоговую нагрузку на налогоплательщиков, а также повысило бы качество проводимых выездных налоговых проверок.

Также возможно внедрение системы самостоятельной оценки налогоплательщиком рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по следующим критериям:

❖ налоговая нагрузка ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли;

❖ отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;

❖ отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов;

❖ опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);

❖ выплата заработной платы сотрудникам ниже прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации;

❖ построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или иных причин;

❖ непредставление пояснений на уведомления налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности;

❖ неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах организации в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансовохозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

181

В-третьих, использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы.

В Бюджетном послании Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 20082010 гг. от 9 марта 2007 г. сделан акцент на отсутствии критериев оценки эффективности работы сотрудников налоговых органов, направленных на проверку правильности исчисления и уплаты налогов. Соответственно, не реализованы механизмы материального стимулирования сотрудников в зависимости от соответствия таким критериям.

Полезным может быть введение системы балльной оценки работы специалистов, осуществляющих налоговые проверки. Сущность такой оценки состоит в том, что в зависимости от категории каждого проверенного налогоплательщика (исходя из классификации на крупные, средние, малые и мелкие, а также отраслевой принадлежности) специалисту засчитывается определенное количество баллов. При этом за отчетный период каждый специалист должен набрать определенное минимальное количество баллов. Количество набранных баллов может служить основанием для вывода о его служебном соответствии занимаемой должности. Кроме того, балльный норматив может служить основой для составления планов проверок на предстоящий отчетный период в части наиболее оптимального распределения нагрузки между отдельными специалистами.

Однако необходимо отметить, что никакое совершенствование форм работы не даст положительных результатов, если специалист, участвующий в проведении налоговых проверок, не будет постоянно совершенствовать свои знания в области налогообложения.

Для этого необходимо выработать общегосударственную систему подготовки кадров, когда для работы в налоговые органы будут привлекаться лишь профессионалы, получившие необходимый набор знаний в данной области. В настоящее время немного высших учебных заведений готовит таких сотрудников, при этом, учитывая уровень оплаты труда в государственных органах, большое количество потенциальных государственных служащих уходит в коммерческую деятельность. В связи с изложенным, скорейшее принятие новой системы оплаты труда государственных служащих, по нашему мнению, на сегодняшний день является наиболее острой проблемой и должно стать первоочередной задачей, стоящей перед государством. Министерство финансов Российской Федерации совместно с Федеральной налоговой службой начало разрабатывать концепцию об оплате труда работников налоговых органов, которая будет зависеть от разных факторов, в том числе и от эффективности проделанной контрольной работы каждым сотрудником.

Налоговое администрирование должно быть построено на основе принципа двухсторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, при соблюдении которого первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые — к обоснованному контролю за деятельностью хозяйствующих субъектов.

Резюме

Итак, решая вышеперечисленные проблемы, можно говорить о выработке основных направлений повышения эффективности выездных налоговых проверок в рамках налогового контроля, которые на наш взгляд сводятся к следующему:

■ использование при алгоритме отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок вариабельной модели по регламентируемым критериям;

■ формирование системы премирования на основе применения шкалы балльной оценки труда налогового инспектора и критериев, его формирующих;

■ формирование структуры учебных кейсов для повышения профессиональной подготовки налоговых инспекторов, принимающих участие в выездных налоговых проверках.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адамов Н., Смирнова А. Тенденции совершенствования налогового администрирования и зарубежный опыт // «Финансовая газета», 2009, № 23.

2. Ефремов Л. Порядок судебного разрешения налоговых споров в США // Хозяйство и право. 1998. № 4.

3. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г. // Российская газета. № 86. 2005. 26 апр.

4. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137-Ф3 «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования». Письмо ФНС России от 2 июня 2008 г. № ММ-9-3/63 «О рассмотрении запроса».

5. www.economv.aov.ru.

6. www.minfin.ru.

7. www.naloa.ru.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.