Научная статья на тему 'Пути повышения эффективности управления бизнес-процессами в инновационных проектах на предприятиях'

Пути повышения эффективности управления бизнес-процессами в инновационных проектах на предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1887
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INNOVATIVE POTENTIAL / ОПЕРАЦИОННЫЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / OPERATIONAL BUSINESS PROCESSES / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / IMPROVEMENT / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / АНАЛИЗ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / INNOVATIVE PROCESSES / ANALYSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева Е.С.

Возрастающая роль инновационной деятельности предъявляет новые требования к вопросам о развитии и оценке инновационного потенциала в России, управления инновационной деятельностью предприятия. Для адекватной оценки текущей ситуации и выбора перспективных направлений инновационного развития на предприятии необходимо проведение систематической оценки имеющегося инновационного потенциала. В статье проведен анализ инновационной активности лидирующих стран мира с выявлением индекса инноваций за 2013 год. Рассмотрены способы повышения инновационного потенциала предприятия за счет совершенствования системы управления операционными бизнес-процессами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO INCREASE EFFECTIVENESS OF MANAGING BUSINESS PROCESSES IN INNOVATIVE PROJECTS ON THE FACTORIES

Increasing role of innovative activity claims new demands to the questions about the development and evaluation of innovative potential in Russia, management of innovative activities of factories. For the adequate evaluation of the existing situation and choice of the promising directions of innovative development of the factory it is necessary to hold systematic evaluation of the existing innovative potential. Analyses of innovative activity of the leading countries of the world to find out the index of innovations for 2013 is presented in the article. We considered the ways to increase innovative potential of the factory at the expense of improvement of the system of managing operational business processes.

Текст научной работы на тему «Пути повышения эффективности управления бизнес-процессами в инновационных проектах на предприятиях»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 658

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ В ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТАХ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

© Е.С. Андреева

Возрастающая роль инновационной деятельности предъявляет новые требования к вопросам о развитии и оценке инновационного потенциала в России, управления инновационной деятельностью предприятия. Для адекватной оценки текущей ситуации и выбора перспективных направлений инновационного развития на предприятии необходимо проведение систематической оценки имеющегося инновационного потенциала. В статье проведен анализ инновационной активности лидирующих стран мира с выявлением индекса инноваций за 2013 год. Рассмотрены способы повышения инновационного потенциала предприятия за счет совершенствования системы управления операционными бизнес-процессами.

Ключевые слова: инновации; инновационный потенциал; операционные бизнес-процессы; совершенствование; инновационная активность; анализ; инновационные процессы.

WAYS TO INCREASE EFFECTIVENESS OF MANAGING BUSINESS PROCESSES IN INNOVATIVE PROJECTS ON THE FACTORIES

© E.S. Andreeva

Increasing role of innovative activity claims new demands to the questions about the development and evaluation of innovative potential in Russia, management of innovative activities of factories. For the adequate evaluation of the existing situation and choice of the promising directions of innovative development of the factory it is necessary to hold systematic evaluation of the existing innovative potential. Analyses of innovative activity of the leading countries of the world to find out the index of innovations for 2013 is presented in the article. We considered the ways to increase innovative potential of the factory at the expense of improvement of the system of managing operational business processes.

Key words: innovations; innovative potential; operational business processes; improvement; innovative activity; analyses; innovative processes.

В настоящее время, учитывая активное развитие современного мирового сообщества, самые перспективные в плане инвестирования - это проекты с большим инновационным потенциалом. В эпоху постоянного технологического прогресса потребители все чаще отдают свои предпочтения новым, более совершенным продуктам, в основе которых лежат инновации. Именно инновационные продукты и услуги на сегодняшний день являются неотъемлемой частью повседневной жизни большинства граждан. Человечество вступает в новую ступень своего развития - постиндустриальную, при этом переживая стремительный рост научно-технического прогресса, связанного с появлением новых технологий и непрерывным улучшением существующих технологий и наукоемкой продукции. Ежемесячно в мире происходят различные технические и технологические изменения, в результате которых потребитель более эффективно выполняет поставленные перед ним цели и задачи, реализует новые возможности и идеи, а так же существенно повышается качество жизни населения в целом. Реализация данных изменений требует постоянного инновационного развития от предприятий, производящих такую продукцию [2].

На данный момент в нашей стране наиболее остро стоит проблема низкого уровня инновационной активности предприятий. По данным глобального инновационного индекса, представленного в аналитическом докладе «Глобальный индекс инноваций 2013» (Globallnnovationlndex 2013), Россия находится на 62 месте в рейтинге 142 стран мира по уровню инновационного развития.

В докладе приводится рейтинг стран по уровню инновационных возможностей и результатов за прошедший год. Доклад составлен с учетом опыта партнеров данного проекта (компаний Alcatel-Lucent и Booz&Company), а также Конфедерации индийской промышленности и Консультативного совета, в состав которого входят одиннадцать экспертов из разных стран мира.

Исследования, проводимые в течение последних пяти лет, свидетельствуют о непосредственном влиянии новых успешных инноваторов на динамику инноваций в мире, что четко прослеживается в списке первых двадцати лидирующих стран. Данный факт подтверждается и положительной динамикой роста результатов целой группы развивающихся стран: Намибия, Индия, Свазиленд, Латвия, Китай, Грузия, Сербия, Парагвай, Сенегал, Иордания, Вьетнам, Монголия, Гана, Молдова, Армения, Украина, Малайзия, Черногория, а также ряда стран с невысоким уровнем дохода, к ним относятся Зимбабве и Кения [10].

В сравнении с прошлым годом список десяти лидирующих стран мира в области инноваций практически остался прежним. В этом году в рейтинге мировых лидеров по уровню инновационных возможностей и результатов, как и в прошлом, первое место заняла Швейцария. Далее следует Швеция, Великобритания, Нидерланды, Соединенные Штаты, Финляндия, Гонконг, Сингапур, Дания и Ирландия.

Показатели инновационной активности Швейцарии и Швеции говорят о том, что оба лидера занимают первые строчки в списке по всем критериям Индекса, последовательно располагаясь в списке 20 стран мира с наивысшими показателями (табл. 1). В свою очередь, Великобритания не на много отстает от Швейцарии и Швеции, показывает хорошие сбалансированные показатели в инновационной сфере и занимает почетное четвёртое место, несмотря на относительно невысокий рост производительности труда. При этом, США по-прежнему за счет преимуществ своей сильной образовательной базы заметно увеличили финансовые затраты на разработки программных обеспечений и уровень занятости в наукоемких отраслях. Необходимо напомнить, что последний раз, когда Соединенные Штаты входили в состав пятерки лидирующих стран мира по инновационной активности, было в 2009 году, тогда США занимали первое место [10].

Таблица 1

Фрагмент из отчета «Рейтинг стран мира по Индексу инноваций 2013 года» INSEAD TheGlobalInnovationIndex 2013 (20-ка лидирующих стран)

Рейтинг Страна Индекс

1 Швейцария 66.6

2 Швеция 61.4

3 Великобритания 61.2

4 Нидерланды 61.1

5 Соединенные Штаты Америки 60.3

6 Финляндия 59.5

7 Гонконг 59.4

8 Сингапур 59.4

9 Дания 58.3

10 Ирландия 57.9

11 Канада 57.6

12 Люксембург 56.6

Рейтинг Страна Индекс

13 Исландия 56.4

14 Израиль 56.0

15 Германия 55.8

16 Норвегия 55.6

17 Новая Зеландия 54.5

18 Южная Корея 53.3

19 Австралия 53.1

20 Франция 52.8

По словам экспертов, страны, имеющие наивысшие показатели Индекса инноваций, как правило, демонстрируют их ежегодно с удивительной стабильностью. Данный факт поддается логическому объяснению. Ведь очевидно, что эффективная инновационная деятельность рано или поздно ведет к образованию так называемого замкнутого круга: вложенные инвестиции привлекают новые инвестиции, таланты притягивают другие таланты, а инновации при этом порождают инновации.

В общем рейтинге стран Россия в 2013 году заняла 62 место, находясь в списке на строчке между Иорданией (61) и Мексикой (63). По сравнению с прошлым годом, наше государство потеряло сразу 11 позиций. Если рассматривать Россию среди стран-членов СНГ, то в этом списке ей принадлежит почетное третье место после Молдовы (45) и Армении (59). При этом в докладе отмечено, что высокий потенциал России скрыт в качестве человеческого капитала (33 место), развитии бизнеса (43), развитии знаний (48) и инфраструктуры (49). А факторами, мешающими развитию инноваций, являются заниженные показатели развития внутреннего рынка (74) и творческой деятельности (101), а также несовершенные институты (87 место) [10].

Развитие инновационного потенциала промышленных предприятий означает использование конкурентных преимуществ. При этом существование множества вариантов зависит от инновационной активности предприятия. Применение ее сильных сторон и укрепление слабых является приоритетом при формировании стратегии прорыва инновационных технологий. Таким образом, рост эффективности инновационной деятельности, как правило, зависит, в первую очередь, от целенаправленной и размеренной работы по выявлению и осуществлению возможностей увеличения инновационной активности предприятий.

Рост инновационной активности современного промышленного предприятия напрямую зависит от применения «человеческого капитала» и его научных знаний, которые воплощаются в последующих инновациях. При этом эффективность этапов инновационной деятельности во многом зависит от творческой активности исполнителей.

На сегодняшний день одним из основных способов повышения инновационной активности предприятия является совершенствование системы управления операционными бизнес-процессами.

Совершенствование системы управления инновационных предприятий в России часто связано с множеством трудностей. В первую очередь, речь идет о слабой управляемости на уровне системного управления операционными бизнес-процессами ввиду отсутствия четких механизмов функционирования бизнес-единиц (БЕ) компании. Причем, проблемы существуют не только на уровне «Дирекция - БЕ» и «БЕ - БЕ», но и внутри самих БЕ. Бессистемность в большинстве случаев является свойством практически всех бизнес-процессов компании. В условиях отсутствия опыта применения западных стандартов управления операционными бизнес-процессами наибольшую остроту проблема слабой управляемости приобретает в инновационных компаниях регионального уровня.

Последствиями слабой управляемости являются высокие издержки и другие нежелательные последствия, связанные со снижением конкурентоспособности компании. По-

скольку системные сбои затрагивают большинство бизнес-процессов, то в итоге они оказывают негативное влияние на все аспекты хозяйственной деятельности компании. Если создать целостное управление операционными бизнес-процессами, оптимизировать и разработать инструментарий, технологию, при помощи которой компания будет постоянно совершенствовать этот процесс, то издержки могут снижаться в значительной степени. В идеале операционные бизнес-процессы как технология работы инновационного бизнеса должны работать без перебоев.

В связи с этим процесс совершенствования системы управления операционными бизнес-процессами приобретает большую значимость.

Процесс совершенствования системы управления операционными бизнес-процессами в общем виде представлен на рис. 1. Очевидно, что общая последовательность процесса совершенствования системы управления операционными бизнес-процессами идентична последовательности реструктуризации системой управления компании в целом. Однако существует и некоторая специфика. Поскольку описание операционных бизнес-процессов носит формализованный характер, то при их анализе возможно более широкое применение автоматизированных средств обработки информации. Среди преимуществ такого подхода к управлению операционными бизнес-процессами следует выделить простоту оптимизации и оценки как самих процессов с точки зрения их организации и синхронизации, так и потребляемых ими ресурсов. Также необходимо отметить, что применение программного обеспечения не является обязательным условием для осуществления процесса совершенствования, а лишь оказывает значительную помощь и упрощает работу.

Рис. 1. Последовательность операций при совершенствовании операционных

бизнес-процессов

На сегодня российский рынок предлагает довольно большой выбор программ (CASE-систем), большинство из которых позволяют моделировать бизнес-процессы предприятий и проводить их анализ. Достаточно удобными представляются ARISToolset и BPWin. Однако при выборе определенной системы, необходимо учитывать, что каждая программа индивидуальна и в значительной мере непосредственно оказывает влияние на весь дальнейший ход проекта. Оптимальный выбор системы возможен только с учетом четкого понимания целей проекта, требований к информации, которая характеризует бизнес-процессы и необходима для проведения анализа и принятия решений в рамках конкретной задачи, а также возможностей каждой CASE-системы описания процессов [4].

Судить о преимуществах той или иной системы имеет смысл, когда определены рамки проекта, основные задачи, которые данный проект призван решить.

Диагностика компании является наиболее значимым и трудоемким этапом. Данный процесс включает в себя анализ существующей организационной структуры и операционных бизнес-процессов организации, а также предварительное выявление наиболее важных проблем. Если рассматривать в процентном соотношении, то доля временных затрат на диагностику компании в общем объеме работ может достигать 50 %, в то время, как разработка мероприятий составляет порядка 10 %, а сама оптимизация и анализ по 20 % от общего времени.

Существующее состояние компании определяет степень и глубину необходимых изменений. На этом этапе объектами анализа являются:

- финансовые потоки;

- информационные потоки;

- материальные потоки;

- потоки документации.

Также важно отметить, что проведение диагностики операционных бизнес-процессов компании связано с необходимостью трансформации действующей функциональной структуры компании в процессную, то есть необходимо всю операционную деятельность компании представить в виде набора операционных бизнес-процессов. Таким образом, будет обеспечен своего рода фундамент для дальнейшей работы по детальному анализу.

Описание операционных бизнес-процессов необходимо для того, чтобы в дальнейшем провести анализ и реорганизацию, в процессе которой возможно сокращение затрат на производство продукции, внедрение новой информационной системы, повышение качества обслуживания потребителей и т. д. Чтобы решить поставленные задачи, необходимо использование определенных параметров, определяющих набор знаний по операционным бизнес-процессам, который может меняться в зависимости от выбора определенного бизнес-процесса [3]. В общем виде модель операционного бизнес-процесса должна соответствовать четким требованиям и отражать следующие аспекты:

- процедуры, которые необходимо произвести для получения конечного результата;

- последовательность выполнения выделенных процедур;

- механизмы управления, применяемые в рамках описываемого операционного бизнес-процесса;

- исполнителей процедуры процесса;

- ресурсы, необходимые для реализации каждой процедуры процесса;

- входящую информацию, используемую при каждой процедуре процесса;

- исходящую информацию, формируемую каждой процедурой процесса;

- документацию, определяющую выполнение процедуры;

- параметры, характеризующие выполнение процедур и всего операционного бизнес-процесса [1].

Описание операционного бизнес-процесса может осуществляться при помощи нотации (стандарта) и инструментов, позволяющих отразить все перечисленные выше аспекты. В данном случае полученная модель операционного бизнес-процесса окажется наиболее полезной для компании, так как ее можно будет легко подвергнуть анализу и реорганизации без дополнительных финансовых вложений.

На сегодняшний день в мировой практике применяется довольно большое количество нотаций, каждая из которых в той или иной степени удобна для моделирования операционных бизнес-процессов организации [9]. Самыми распространенными программами являются: SADT (Structured Analysis and Design Technique), IDEF0 (ICAM DEFinition 0), IDEF1, IDEF2, IDEF3, IDEF4, IDEF5, DFD (Data Flow Diagramming), UML (Unified Modeling Language), ARIS eEPS (extended Event Driven Process Chain).

Очевидно, что выбор системы в значительной мере определяет весь дальнейший ход проекта. Прежде чем приступать к диагностике операционных бизнес-процессов, необходимо выделить ключевые бизнес-процессы, от результата выполнения которых зависит достижение стратегических целей компании. При этом описание операционных бизнес-процессов осуществляется в виде формализованных наиболее удобных для восприятия моделей. Именно ключевые бизнес-процессы будут участвовать в дальнейшем процессе совершенствования.

Анализ ключевых операционных бизнес-процессов на предмет существующих слабых мест и появляющихся рисков строится не зависимо от целей всего операционного процесса компании. Достижение наибольшей объективности возможно при применении специализированного программного обеспечения. Анализ проводится по трем основным направлениям:

- полноте описания бизнес-процесса;

- оценке оптимальности функционирования бизнес-процесса;

- однозначности понимания бизнес-процесса [7].

Что касается оценки эффективности операционных бизнес-процессов по ряду выбранных критериев эффективности, то она во многом зависит от качества формулирования этих критериев. Критерии эффективности операционных бизнес-процессов - это качественные и количественные показатели, которые рассчитываются по специальной методике и характеризуют результат и динамику функционирования бизнес-процесса операционной деятельности компании. Как правило, критерии формируются исходя из стратегических целей компании, с учетом того, что стратегические цели компании стабильны и редко подвержены изменениями [5]. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что эффективным является тот бизнес-процесс, который полностью способствует достижению стратегических целей компании.

Оптимизация операционных бизнес-процессов на основе сформулированных критериев оптимизации является основным этапом в процессе совершенствования системы управления операционных бизнес-процессов.

Повышение эффективности операционных бизнес-процессов представляет собой реструктуризацию системы «ответственность-полномочия» в рамках формализованных операционных бизнес-процессов и реорганизации структуры компании. Наибольшее внимание уделяется комплексной разработке организационной структуры с учетом целей и задач, включая целевые установки подразделениям и цехам, рациональные технологии работы и должностные обязанности, требования к численности и квалификации персонала, критерии объективной оценки эффективности и результативности работы [6]. При этом наиболее важным моментом является установление точек контроля функционирования операционных бизнес-процессов в местах, где сбои ведут к наибольшим издержкам.

Однако оптимизация отдельных операций бизнес-процессов, которая заключается в выработке нормативов или рекомендаций, довольно часто не оправдывает средств, затраченных на ее проведение, так как возможности улучшения локальных характеристик обладают весьма незначительными резервами повышения общей эффективности операционных бизнес-процессов. Это обусловлено тем, что основные издержки возникают во взаимодействие с внешними процессами компании, то есть основные резервы повышения эффективности лежат в основе операций взаимодействующих процессов.

Конечным этапом является непосредственное совершенствование системы управления операционными бизнес-процессами, проводимое на основе произведенного анализа и составленного плана организационных мероприятий по совершенствованию, которые выстраиваются в хронологическом порядке с указанием сотрудников, ответственных за исполнение того или иного операционного бизнес-процесса. Также необходимо разработать регламенты и инструкции по поддержки технологии работы компании.

Однако нужно помнить о том, что процесс совершенствования системы управления операционными бизнес-процессами имеет ряд ограничений:

- необходимость четкого и понятного формулирования стратегических целей компании;

- полная уверенность в необходимости совершенствований системы управления, так как любые изменения в системе ведут к психологическому дискомфорту сотрудников компании;

- процесс совершенствования системы управления операционными бизнес-процессами не завершается после окончания всех мероприятий, так как имеет пролонгированное действие [8].

Для правильного завершения начатой работы по совершенствованию нужно снова начать диагностику компании с последующей реализацией всех действий. Только тогда компании будет легче и быстрее адаптироваться к новым условиям хозяйствования и повысить свою конкурентоспособность. При развитии и изменении любой сложной системы управления крупной компании неизбежно временное снижение эффективности работы, при этом финансовая эффективность может держаться на должном уровне. Такая ситуация, как правило, имеет непродолжительный характер. Рано или поздно, грамотно составленный и внедренный операционный бизнес-процесс постепенно начинает включать в себя дополнительные, ненужные функции, что в итоге приводит к снижению его эффективности. Однако повышать эффективность операционных бизнес-процессов следует только периодически. Периоды, когда существующие операционные бизнес-процессы подвергаются ревизии, определяются самостоятельно руководством компании и не подлежат регламентации.

Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что в настоящее время инновационным компаниям, которые желают повысить свою конкурентоспособность и занять лидирующие позиции на рынке, необходимо постоянное реформирование и совершенствование системы управления операционными бизнес-процессами, в основе которого лежат детальное изучение существующих операционных бизнес-процессов компании, глубокий анализ эффективности в соответствии со стратегическими целями компании и разработка мероприятий по их совершенствованию.

Статья поступила 05.10.2015 г.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Белых Л.П., Федотова М.А. Реструктуризация предприятий. М.: Юнити-ДАНА, 2001. С. 256-258.

2. Бойко П.А. Инновационная политика в России // Вопросы экономики. 2009. № 7.

С. 29.

3. Бьерн Андерсен. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования / пер. с англ. C.B. Ариничева; науч. ред. Н.В. Адлер. М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. С. 54-55.

4. Ван Хорн Джеймс, К. Вахович, Джон М. Основы финансового менеджмента / пер. с англ. 11-е изд. М.: Изд. дом «Вильяме», 2005. С. 446-453.

5. Горюнов Е.В. Разработка методики реинжиниринга бизнес-процессов и ее применение в организациях связи: дис. ... канд. экон. наук. М., 2006. C. 68.

6. Жуков C.B. Реинжиниринг как процесс совершенствования управления малыми предприятиями сферы услуг: автореф. дис. . канд. экон. наук. М., 2000. С 15.

7. Задворочнов Д. Реструктуризация предприятий в странах Восточной Европы: достижения и ошибки // Инвестиции плюс. 2001 № 2 (23). С. 36-39.

8. Холл Р.Х. Организация, структуры, процессы, результаты. СПб.: Питер, 2001. С. 214-216.

9. Чаадаев В.К. Бизнес-процессы в компаниях связи. М.: Экотрендз, 2004. С. 89.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. «Глобальный инновационный индекс - 2013»: http://www.wipo.int/pressroom/ru/ artides/2013/artide_0016.html

Информация об авторе

Андреева Екатерина Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и финансов, тел.: 89500650444, e-mail: aes444@mail.ru, Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the author

Andreeva E.S., Candidate of Economical Sciences, associate professor of chair of economic theory and finance, tel.: 89500650444, e-mail: aes444@mail.ru, Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

УДК 334.025

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ИНТЕГРАЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА И СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО

УПРАВЛЕНИЯ 1

© М.Э. Буянова, Н.А. Михайлова

В статье отмечается, что в настоящее время происходит процесс объединения менеджмента качества с принципами общего менеджмента в деятельности некоммерческих учреждений и организаций, к которым относятся государственные и муниципальные предприятия. Современная концепция управления качеством - это концепция управления любым целенаправленным видом деятельности, позволяющая достигнуть успеха не только в сфере производства, но и в государственном и муниципальном управлении, сфере услуг и других областях. Авторами сформулированы преимущества и недостатки реализации основных принципов менеджмента качества в управлении государственными учреждениями, оказывающими бесплатные услуги населению.

Ключевые слова: государственное и муниципальное управление; менеджмент качества; международные стандарты качества; контроль качества; управление по целям.

PERFECTION OF INTEGRATION PROCESS OF QUALITY MANAGEMENT AND THE SYSTEM OF STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT

© M.E. Buianova, N.A. Mikhailova

In this article it is pointed out that nowadays there is a unification process of quality management with the principles of general management in the activity of noncommercial establishments and organizations which involve state and municipal enterprises. Modern concept of quality management is the concept of managing any determined type of activity which allows to achieve success not only in the sphere of production, but in state and municipal management as

1 Работа выполнена в рамках гранта РГНФ № 15-12-34002 при поддержке администрации Волгоградской области «Повышение результативности и эффективности деятельности органов местного самоуправления»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.