Научная статья на тему 'Пути повышения эффективности учебной деятельности студентов посредством базовых мотивационно-смысловых образований'

Пути повышения эффективности учебной деятельности студентов посредством базовых мотивационно-смысловых образований Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
620
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / МОТИВЫ / ПОТРЕБНОСТИ / АФФИЛИАЦИЯ / ДОСТИЖЕНИЕ / ПОЗНАНИЕ / ДОМИНИРОВАНИЕ / MOTIVATION / MOTIVATIONAL AND SEMANTIC STRUCTURES / MOTIVES / NEEDS / AFFILIATION / ACHIEVEMENT / COGNITION / DOMINA-TION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горская Наталья Евгеньевна, Глызина Вера Евгеньевна

Рассматривается понятие мотивационной сферы в отечественной и зарубежной литературе. Уделяется внима-ние развитию базовых мотивационно-смысловых образований у студентов, таких как аффилиация, достижение, познание, доминирование. Показано, что среди социогенных потребностей наибольшее влияние на эффектив-ность учебной деятельности оказывает потребность в достижении, под которой понимается стремление челове-ка к улучшению результатов своей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO IMPROVE STUDENTS' EDUCATIONAL EFFICIENCY THROUGH BASIC MOTIVATIONAL AND SEMANTIC STRUCTURES

The concept of motivational sphere is considered in national and foreign literature. Attention is paid to the development of basic motivational and semantic structures with the students, such as affiliation, achievement, cognition, domination. It is demonstrated that among sociogenic needs the need for achievement, which is understood as a human urge to improve the results of his or her activity has the greatest impact on the effectiveness of learning activities.

Текст научной работы на тему «Пути повышения эффективности учебной деятельности студентов посредством базовых мотивационно-смысловых образований»

УДК 159.9.37.015 3

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ БАЗОВЫХ МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

1 9

Н.Е.Горская1, В.Е.Глызина2

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет,

664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

2Байкальский государственный университет экономики и права,

664003, г.Иркутск, ул. Ленина, 11.

Рассматривается понятие мотивационной сферы в отечественной и зарубежной литературе. Уделяется внимание развитию базовых мотивационно-смысловых образований у студентов, таких как аффилиация, достижение, познание, доминирование. Показано, что среди социогенных потребностей наибольшее влияние на эффективность учебной деятельности оказывает потребность в достижении, под которой понимается стремление человека к улучшению результатов своей деятельности. Библиогр. 16 назв.

Ключевые слова: мотивация; мотивационно-смысловые образования; мотивы; потребности; аффилиация; достижение; познание; доминирование.

WAYS TO IMPROVE STUDENTS' EDUCATIONAL EFFICIENCY THROUGH BASIC MOTIVATIONAL AND SEMANTIC STRUCTURES N.E.Gorskaya, V.E.Glyzina

National Research Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074. Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., Irkutsk, 664003.

The concept of motivational sphere is considered in national and foreign literature. Attention is paid to the development of basic motivational and semantic structures with the students, such as affiliation, achievement, cognition, domination. It is demonstrated that among sociogenic needs the need for achievement, which is understood as a human urge to improve the results of his or her activity has the greatest impact on the effectiveness of learning activities. 16 sources.

Key words: motivation; motivational and semantic structures; motives; needs; affiliation; achievement; cognition; domination.

На протяжении многих лет в отечественной и зарубежной психологии остаются актуальными проблемы мотивации деятельности. Пристальный интерес ученых к этой проблеме объясняется ее значимостью для решения жизненно важных задач, так как мотивация является внутренним двигателем любой деятельности, а уровень развития мотивационной сферы -важным показателем сформированности личности. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обуславливается множественностью связей человека с окружающим миром. Различие взглядов на мотивацию определяется, прежде всего, неодинаковым пониманием ее природы.

Проблемы мотивации в отечественной психологии рассматриваются многими научными школами и авторами, но почти все они могут быть сгруппированы вокруг общего методологического подхода, называемого деятельностным, личностно-деятельностным, субъ-

ектным. Большинство авторов рассматривают мотивацию как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека - его поведения, деятельности. Под мотивацией деятельности понимается совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности [1],[2П3],[5],[6],[7],[8],[16]. Несмотря на однородность подхода в содержании понятия, исследователи выделяют некоторые качественные особенности определения мотива. Понятие мотива тесно связано с потребностями человека. В понятие потребности исследователи вкладывают состояние нужды человека в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Всякая потребность проявляется субъективно, неосознанно в эмоциях. Мотив же выступает в сознании человека как объект или цель, на которую направлено поведение.

Согласно Л.И.Божович, в качестве мотивов могут

1Горская Наталья Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры английского языка (для технических специальностей), тел.: 89025680932, e-mail: Natgo2011@yandex.ru

Gorskaya Natalya, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Department of English Language (for technical specialities), tel.: 89025680932, e-mail: Natgo2011@yandex.ru

2Глызина Вера Евгеньевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, тел.: 89025680387, e-mail: Vecotd@yandex.ru

Glyzina Vera, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of English Language (for technical specialities), tel.: 89025680387, e-mail: Vecotd@yandex.ru

выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания - словом, все то, в чем нашла воплощение потребность. Такое определение мотива снимает многие противоречия в его толковании, где объединяются энергетическая, динамическая и содержательная стороны. При этом подчеркнем, что понятие «мотив» уже есть понятие «мотивация», которое выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности. Л.И.Божович, изучая личность, выделяет внутреннюю ее позицию как основу активности, которая понимается как «иерархизированная система мотивов». При этом система мотивов дифференцируется на внешние, т.е. связанные со всем контекстом общественной жизни индивида, и внутренние, т.е. непосредственно связанные с определенной деятельностью [2].

По мнению С.Л. Рубинштейна, мотивация - это через психику реализующаяся детерминация, опосредованная процессом ее отражения человеком мира. Через свою мотивацию человек вплетен в контекст действительности. Аналогичное понимание сущности мотивации мы находим в работах В.Г. Асеева, И.В. Васильева, М.Ш. Магомед-Эминова, В.К. Джидарьяна, Н.М. Якобсона, А.Н. Леонтьева [1],[5],[7],[8],[16].

Наиболее полная модель мотивации в отечественной психологии принадлежит А.Н. Леонтьеву, который сформулировал следующие основные положения в отношении данной проблемы. Каждый человек как субъект деятельности обладает потребностями, которые отражают состояние нужды в дополнении, лежащем вне его. Потребности характеризуются, прежде всего, предметностью, своей реализацией в предмете, который лежит вне человека или внутри его, если речь идет о функциональных потребностях. Сама потребность не обладает побудительной силой для деятельности. Реальный побудитель целенаправленной деятельности - это предмет, отвечающий исходной потребности. Предмет потребности называется мотивом деятельности, а проблема потребностей трансформируется в проблему мотивов. Мотивы как осознанные причины и побудители деятельности не выступают обособленно, а сопровождаются целями, чувствами и другими свойствами личности, приобретающими устойчивый характер. Мотивация, согласно А.Н.Леонтьеву, структурирована мотивами, дифференцированными на два уровня: мотивы-смыслы и мотивы - стимулы. Мотивы первой группы определяют «личностный смысл» деятельности. Мотивы второй группы также детерминируют деятельность, но выступают как стимулы ее выполнения. Таким образом, А.Н.Леонтьев в своей модели определяет наличие цели как необходимое условие возникновения мотива деятельности, которая порождается потребностью [8], [9]. Изучение вопроса структуры мотивационной сферы позволяет увидеть наиболее существенные компоненты в плане обеспечения повышения продуктивности учебной деятельности. Учебная мотивация опре-

деляется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность.

Как показывают социально-психологические исследования, мотивация учебной деятельности неоднородна, она зависит от множества факторов: индивидуальных особенностей студентов, характера ближайшей референтной группы, уровня развития коллектива и т.д. С другой стороны, мотивация поведения учащегося, выступая как психическое явление, всегда есть отражение взглядов, ценностных ориентаций, установок того социального слоя (группы, общности), представителем которого является личность. Психологически главным для личности студента является адекватное самоизменение самого себя, саморазвитие в соответствии с меняющимися требованиями обучения профессии и жизни в целом. Все это требует от преподавателя и студента смены многих стереотипов обучения и учебной деятельности. При личностно-деятельностном, субъективном подходе обучения на первое место выходит изучение потребностно-мотивационной сферы студента и связанных с ней феноменов.

Исследования показывают, что учебную деятельность можно стимулировать посредством потребности в таких мотивационно-смысловых образованиях, как достижение, познание, аффилиация и доминирование [12].

Ю.М. Орлов выделяет ситуативные, деятельност-ные, личностные детерминанты изменения потребностей. Среди первых - семейные отношения, успех или неудача; среди вторых - характер обучения, тренировка. Личностные - переживание успеха, формирование образа успеха и промежуточных образов через целеобразование, повышение уровня притязаний.

Так, на материале исследования учебной деятельности студентов было показано, что среди социогенных потребностей наибольшее влияние на ее эффективность оказывает потребность в достижении, под которой понимается «стремление человека к улучшению результатов своей деятельности» [4]. Потребность в достижении связана с такими качествами личности, как целеустремленность, настойчивость, высокий адекватный уровень притязаний, ценностное отношение к самому себе, работоспособность. Наиболее значимое достоинство потребности в достижениях - это готовность изменить самого себя для достижения более глобальных целей. Существуют также исследования, показывающие тесную связь потребности в достижении с потребностью в познании. Это объясняется тем, что достижение невозможно без изменений во внутреннем плане, которые осуществляются в познании не только ради самого дела, но и самого себя, своих возможностей. Немаловажное значение имеет удовлетворенность в потребности достижения, которая приносит субъекту осознание своей роли в достигнутом. Удовлетворенность учением зависит от степени удовлетворенности в потребности достижения. Эта потребность заставляет учащихся больше концентрироваться на учебе и в то же время повышает их социальную активность. Исследователи выделяют следующие основные аспекты проявления в

личности мотивации достижения: 1. Аспект выбора деятельности. Субъект проявляет достижение в той области, в которой вероятность успеха зависит от его способностей и поэтому выражается в устойчивом интересе к предмету. Выбор цели деятельности согласуется с психологической «ценой», в зависимости от которой человек склонен выбирать длительность и интенсивность деятельности. 2. Аспект времени. Субъект выбирает длительность концентрации на предмете, стремясь довести определенную деятельность до целевого состояния как можно в меньший промежуток времени. 3. Аспект привлекательности ситуации. Выбирая предмет деятельности и стремясь довести его до целевого состояния, субъект руководствуется эмоциональным переживанием условий, в которых это целевое состояние будет достигаться. Достижение обеспечивает субъекту реалистичное це-леобразование, постоянное самоусовершенствование и улучшение результатов деятельности за счет процессов познания и работоспособности, результативности деятельности.

В различных мотивационных теориях отражены только некоторые свойства познавательной потребности, поскольку данная потребность как предмет самостоятельного исследования выделилась достаточно поздно. Так, Г.А.Мюррей в классификации мотивов на основе отношений «индивид-среда» выделяет потребности, которые по смыслу достаточно близки к потребности в познании: основные потребности - игры, осмысление, понимание, дополнительные - познание и разъяснение. Р.Кеттел выделяет несколько мотивационных диспозиций, в качестве одной из них он назвал «исследование» и связанную с ним эмоцию

- любопытство». Мак Дауголл потребность в познании назвал «любознательностью», а связанную с ним эмоцию - «удивлением». В иерархии мотивов А. Мас-лоу потребности в понимании и осмыслении включаются в потребность в самоактуализации.

Ряд исследователей (Леккард, Хантли, Морган, Делибер) выявили, что информационный голод не компенсируется ничем другим, что существует оптимальный уровень новизны, который стимулирует познавательную активность.

По мнению Ю.М.Орлова, потребность в познании

- это стремление к расширению опыта, компетентности, увеличению знаний. Это также стремление человека к приобретению навыка свободного оперирования фактами, что проявляется в повышенном интересе к любой информации и новизне в целом. Процесс познания, с точки зрения Ю.М.Орлова - это каждое новое знание, которое в совокупности с другими образует некоторые свободные ниши, притягивающие к себе недостающие звенья, именно это притяжение и обуславливает эмоциональный голод в информации, своеобразное напряжение. Напряжение (особое состояние незнания), характеризуется как проблемная ситуация и приводит, как правило, к побуждению поиска знаний и организации человеком процесса познания. Немаловажное значение для субъекта имеет удовлетворенность познанием, выражаемая, во-первых, когда смыслы личности связаны с познава-

тельной деятельностью, во-вторых, когда получаемые знания находят свое воплощение в реальной жизнедеятельности человека. В противном случае возникает так называемый когнитивный диссонанс. Вовлеченный в процесс познания, субъект не ощущает сколько-нибудь значимой для него самого платы, в виде практического применения этих знаний в будущем [13].

Общение в психологии понимается как единство трех его сторон: восприятие, межличностное взаимодействие и обмен информацией. По своему содержанию аффилиация относится к просоциальным мотивам, то есть тем, которые проявляются в стремлении устанавливать, сохранять и упрочнять эмоционально положительные, дружеские отношения с окружающими людьми. Аффилиативные тенденции личности проявляются также в стремлении быть в обществе других людей, взаимодействовать с окружающими, оказывать кому-либо помощь, поддержку. Однако направленность на общение как самостоятельный мо-тивационный фактор может в равной степени служить как целям сугубо индивидуального характера (потребительное общение), так и целям развития и интеграции личности, будучи, таким образом, как бы независимой от основных мотивационных групп. По мнению Г.Мюррея, человеку необходимо заводить дружбу, испытывать привязанность, радоваться другим людям, сотрудничать с ними, любить [14]. В его классификации выделяется уважение, унижение, покровительство, аффилиация, поиск помощи, признание, близкие отношения. В классификации Р.Кэттела выделяются следующие диспозиции, связанные с общением: брачные отношения, общение с окружающими людьми, общение с родителями (родительская опека). М.Дауголл выделяет: покровительство и заботу родителей, общение в обществе равных себе либо в одиночестве, поиск такого общества. В иерархии А.Маслоу выделяются следующие диспозиции: самоуважение (в достижении, признании, одобрении), социальные связи (любовь, нежность, идентификация).

Ю.М. Орлов, исследуя потребности в аффилиа-ции, выделяет следующие элементы: удовлетворение от общения с близкими людьми, что дает предвосхищение положительных аффективных состояний; наличие некоторой способности к эмпатии, дающей возможность участвовать в положительно эмоционально насыщенном межличностном взаимодействии; потребность в доминировании, в престиже, в желании быть включенным в межличностное общение; готовность к положительному восприятию другого человека и др. [11], [13].

Доминирование понимается как стремление лидировать в отношении людей, влиять, властвовать, подчинять себе других, т.е. занимать более высокий социальный статус в обществе. Основной психологический механизм доминирования - это влияние на других людей. Влияние понимается как процесс и результат изменения одним человеком поведения другого человека, его установок, желаний, намерений, оценок в ходе взаимоотношения с ним [10]. Значение доминирования также связано с авторитарностью - стремлением максимально подчинить своему влиянию

партнеров по взаимодействию и общению [15]. А.Адлер связывает доминирование со стремлением к власти и превосходству над другими людьми, стремлением произвести впечатление своей артистичностью и экзальтированностью.

По мнению Ю.М.Орлова, потребность в доминировании - это стремление влиять на других, навязывать другим свои взгляды, вкусы, стиль, контролировать поведение, вступать в споры не ради истины, а ради обнаружения своего превосходства и правоты, поучать, поощрять и порицать других, склонность быть первым, превосходить других [11]. Исследования Ю.М.Орлова указывают на необходимость внутрилич-ностной связи потребности в доминировании с потребностями в достижении и аффилиации, иначе до-

минирование приводит к рассогласованию действий в коллективной деятельности.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что учебную деятельность студентов можно стимулировать посредством потребности в таких мо-тивационно-смысловых образованиях социогенной природы, как достижение, познание, доминирование, аффилиация. Изучение данных субъективных комплексных образований позволяет вполне адекватно моделировать процессы формирования и изменения потребностной сферы личности студента, предоставляет надежную инструментальную возможность их измерения, содержательного психологического, качественного анализа и интерпретации.

Библиографический список

1. Асеев В.Г. К структуре мотивационной деятельности в советской психологии // Тезисы докладов к 5 Всесоюзн. съезду общества психологов / сост. и отв. ред. Н.А. Менчинская, Э.А. Фармонова. М.,1977. Ч.1. С.100-105.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение,1968. 464с.

3. Боровский В.М. Введение в сравнительную психологию // Работник просвещения. 1927. № 2. С.32-36.

4. Братусь Б.С. К проблеме выделения уровней мотивации // Мотивация регуляции деятельности и поведения личности. М., 1988.

5. Васильев Н.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: МГУ, 1991. 143с.

6. Войтонис Н.Ю. Проблема мотивов поведения и ее изучение. // Психология. М.; Л., 1929. Т.2.

7. Джидорьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности / под ред. Е.В.Шороховой. М., 1974. С.145-169.

8. Леонтьев А.Н. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности: учеб. пособие. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1986. 92с.

9. Леонтьев А.Н. Потребности и мотивы деятельности: конспект лекций. М.: МГУ, 1971.; Леонтьев А.Н. Потребности. Мотивы. Эмоции // Вопросы философии. 1972. №12. С. 2836.

10. Орлов А.Б. Экспериментальные и прикладные исследования мотивационных образований в зарубежной когнитивной психологии // Психол. журнал. 1990. Т.11. №6.

11. Орлов Ю. М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза: дис.... докт. психол. наук. М., 1984.

12. Орлов Ю.М., Творогова Н.Д., Шарай В.Б., Шкуркин В.И. Моральное стимулирование учения студентов. М., 1978.

13. Орлов Ю.М., Творогова Н.Д., Шкуркин В.И. Стимулирование побуждения к учению. М., 1988.

14. Хекхауэен Х. Мотивация и деятельность. М., 1986. Т.1,2.

15. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.

16. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. 315с.

УДК 338(571)+ 947(571)

ВКЛАД ИРКУТСКОЙ КУПЕЧЕСКОЙ ДИНАСТИИ СИБИРЯКОВЫХ В ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КРАЯ

А.С.Дикун1

Восточно-Сибирская государственная академия образования, 664011, г. Иркутск, ул. Н. Набережная, 6.

Рассмотрены этапы становления и эволюции предпринимательской деятельности в Сибири на примере династии купцов Сибиряковых. Определены виды предпринимательства (подряды, перевозы, откупа), способы накопления и сохранения капитала, развития семьи-корпорации. Особое внимание сосредоточено на монополистическом характере деятельности купцов как факторе закономерной устойчивости и продолжительности существования предпринимательского дела - основы благосостояния, определявшей период существования династии, преемственность и продолжение фамильного дела. Делается вывод, что предпринимательская деятельность семьи-корпорации в XVII - первой половине XIX века отвечала нуждам государства и соответствовала традиционному, докапиталистическому способу предпринимательской деятельности. С целью получения представлений о значимости докапиталистического периода деятельности семи поколений династии для развития экономики России предложено изучение проблемы в региональном аспекте. Библиогр. 17 назв.

Ключевые слова: купечество; предпринимательство; Сибиряковы; экономика; перевозы; откупа.

1Дикун Александр Сергеевич, аспирант, тел.: 89016412844, e-mail: dikunas@gmail.com, arhipova_t@mail.ru Dikun Alexander, Postgraduate, tel.: 89016412844, e-mail: dikunas@gmail.com, arhipova_t@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.