Научная статья на тему 'Пути повышения эффективности приготовления пластичных смазок'

Пути повышения эффективности приготовления пластичных смазок Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
97
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСЛА / ПЛАСТИЧНЫЕ СМАЗКИ / ТРИБОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ТЕХНИЧЕСКИЙ УГЛЕРОД

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Корнеев С.В., Корниенко А.А., Мачехин Н.Ю., Аноприенко А.А.

В данной работе рассматриваются пути повышения эффективности приготовления пластичных смазок; проводится обоснование выбора сажи и графитизированной сажи в качестве добавки к пластичной смазке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути повышения эффективности приготовления пластичных смазок»

180

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

- более корректно определить и уточнить значения AR;

- исключить систематическую погрешность (величиной до 20 %), возникающую при расчете измеренного значения величины на 1 м от источника <pi.

Список литературы:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 102 «Об обеспечении единства измерений».

2. ГОСТ 8.521-84. ГСИ. Установки поверочные нейтронного излучения. Методика поверки. - М.: Изд-во стандартов, 1985. - 15 с.

3. ГОСТ 8.355-79. ГСИ. Радиометры нейтронов. Методы и средства поверки. - М.: Изд-во стандартов, 1979. - 30 с.

4. Агупов В.А., Баляева Р.Р., Копейкина Е.С., Меняйло Н.П. Унифицированная методика аттестации типовых эталонных установок нейтронного излучения / АНРИ. - М., 2013. - С. 21-27.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПЛАСТИЧНЫХ СМАЗОК

© Корнеев С.В.*, Корниенко А.А.*,

Мачехин Н.Ю.*, Аноприенко А.А.*

Омский государственный технический университет, г. Омск

В данной работе рассматриваются пути повышения эффективности приготовления пластичных смазок; проводится обоснование выбора сажи и графитизированной сажи в качестве добавки к пластичной смазке.

Ключевые слова масла, пластичные смазки, трибологические характеристики, технический углерод.

Проблема создания и применения смазочных материалов изучается учеными уже очень давно, однако остается актуальной до сих пор.

Смазочные материалы обеспечивают нормальную работу и сохранность машин и механизмов. Основной функцией смазочных материалов является уменьшение износа трущихся деталей и тем самым продление срока службы машины. Другое назначение смазок состоит в снижении трения. Во многих механизмах применение и правильный подбор смазочных материалов позволяют существенно уменьшить его, что снижает энергозатраты и дает значительную экономию. Общим свойством смазочных материалов является предотвра-

* Профессор кафедры «Химическая технология и биотехнология», доктор технических наук.

* Аспирант кафедры «Химическая технология и биотехнология».

* Доцент кафедры «Эксплуатация бронетанковой и автомобильной техники».

* Начальник отдела эксплуатации ОАО «Сургутнефтегаз».

Технические науки

181

щение проникновения вредных агентов (агрессивных жидкостей, газов, паров и абразивных материалов - пыли, грязи и др.) к трущимся поверхностям.

Пластичные смазки по свойствам занимают промежуточное положение между маслами и твердыми смазочными материалами, они сочетают в себе свойства твердого тела и жидкости, что связано с их строением. Пластичная смазка состоит из структурного каркаса, образованного твердыми частицами загустителя (дисперсная фаза) и включенного в ячейки этого каркаса масла (дисперсионная среда). В пластичных смазках содержание загустителя может составлять 5-30 %. Еще меньше в смазках других компонентов: присадок, твердых добавок, свободных щелочей или кислот (мыльные смазки), диспергаторов и др. [1].

В качестве загустителя в данной работе используется литиевое мыло. Литиевые смазки обладают ценными эксплуатационными характеристиками и во многом отвечают требованиям к идеальному смазочному материалу -многофункциональной смазке. Расширению производства литиевых смазок способствуют также доступность сырья, меньшая по сравнению с комплексными кальциевыми смазками сложность получения.

В целях обоснования выбора добавок к пластичной смазке были проведены предварительные исследования: сравнительные испытания очищенных отработанных моторных масел и свежих индустриальных масел на машине трения МИ-1М.

В качестве смазочного материала использовалось свежее масло И-50 и смесь очищенных моторных масел М-10-В2, М-8-В2, М-10-Г2К. Износ материала изучали по схеме вал - частичный вкладыш. При данном испытании фиксировался износ образцов, который характеризуется взвешиванием образцов материала до и после испытания на аналитических весах с погрешностью не более 0,1 мг. Пара трения нагружалась до давления 6,5 МПа и испытывалась при скорости скольжения 1,64 м/с в течение 0,33 ч.

Пробы смесей моторных масел очищались методами центрифугирования и отстоя до чистоты 11-12 класса по ГОСТ 17216-2001, после чего использовались для испытания. В качестве индустриального масла использовалось масло И-50А 10 класса чистоты по ГОСТ 17216-2001. Результаты испытаний сведены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты испытания подшипника на износ при работе на очищенных отработанных моторных маслах и свежем индустриальном масле И-50А (И-Г-А 100)

№ опыта Марка масла Начальная масса подшипника, г Масса подшипника после опыта, г Износ подшипника, г

1 И-50А 95,2448 95,2440 0,0008

2 И-50А 95,5144 95,5130 0,0014

3 Смесь масел 95,2612 95,2606 0,0006

4 Смесь масел 95,5354 95,5349 0,0005

182

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

По средним значениям износа пары трения, была построена гистограмма.

Рис. 1. Сравнительные испытания противоизносных свойств масел:

1 - смесь отработанных очищенных моторных масел М-10-В2, М-8-В2, М-10-Г2к, 2 - индустриальное масло И-50А

Противоизносные свойства очищенных отработанных моторных масел М-10-В2, М-8-В2, М-10-Г2к выше свежего индустриального И-50А из-за наличия в них остатков присадок, в том числе и противоизносных, которые не сработались в процессе эксплуатации двигателей внутреннего сгорания. Кроме того, в этих маслах присутствует мелкодисперсная сажа от продуктов неполного сгорания топлива, которая при трении является противозадирной присадкой, аналогичной графиту, что способствует улучшению противоизносных свойств, а также объясняет черный цвет отработанных моторных масел [2].

На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что технический углерод является перспективной антифрикционной добавкой к пластичной смазке.

Для сравнения были изучены особенности смазок на базе графита и дисульфида молибдена. Слабое взаимодействие между частицами графита и дисульфида молибдена способствует улучшению их смазывающих свойств. Эти материалы обеспечивают весьма низкий коэффициент трения - менее 0,1. Важное значение имеет тщательное измельчение твердых добавок. Обычно добиваются получения порошкообразных твердых добавок с частицами размером менее 10 мкм, а нередко и менее 1 мкм. Нужно отметить, что тонкодисперсные графит и дисульфид молибдена способны легко агрегироваться; для предотвращения этого пользуются стабилизаторами, препятствующими слипанию первичных частиц дисперсной фазы.

Пластичные смазки с добавлением графита и дисульфида молибдена обычно применяются для смазывания трущихся поверхностей с высокими контактными давлениями для разделения поверхностей трения [1, 3].

Однако стоимость графита значительно превышает стоимость сажи.

Технические науки

183

На основании литературного обзора и предварительных испытаний можно сделать вывод, что создание пластичной смазки с добавлением сажи или графитизированной сажи будет актуальным.

В настоящее время выпускается целый ряд, различных по свойствам, марок технического углерода. На основе анализа свойств были подобраны несколько марок, которые пригодны для дальнейших исследований.

Одним из путей повышения эффективности приготовления пластичных смазок является использование в качестве дисперсионной среды очищенных отработанных масел. Дальнейшее направление работы - подбор технического углерода, который обладал бы антифрикционными характеристиками не хуже, чем графит. В том числе планируется проверить графитизиро-ванную сажу. В результате работы планируется получить смазку, предназначенную для смазывания различных узлов техники с улучшенными противозадирными трибологическими характеристиками.

Список литературы:

1. Синицын В.В. Подбор и применение пластичных смазок. - М.: Химия, 1969. - 375 с.

2. Черножуков Н.И. Значение химического состава масел в практике их производства и эксплуатации // В кн. «Химический состав и эксплуатационные свойства масел». - М.: НГТЛ, 1957. - С. 5-24.

3. Фукс И.Г., Евдокимов А.О., Лашхи В.Л. Экологические проблемы рационального использования смазочных материалов. - М.: Нефть и газ, 1993. -161 с.

АВТОМАТИЗАЦИЯ СИНТЕЗА МОДЕЛИ ДЛЯ РАСЧЕТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКРАНИРОВАНИЯ РЭС В ПОДСИСТЕМЕ АСОНИКА-ЭМС1

© Куликов О.Е.* *, Шалумов А.С.*

ООО «Научно-исследовательский институт «АСОНИКА», г. Ковров

В статье рассматривается методика создания модели радиоэлектронного средства для расчета эффективности экранирования. Приведена схема взаимодействия конструктора с системой моделирования электромагнитных процессов в процессе синтеза модели.

Ключевые слова радиоэлектронное средство, автоматизация, синтез, эффективность экранирования, электромагнитные процессы.

1 Исследование осуществлено в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ № НШ-5574.2014.10, гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых № МК-6648.2014.10.

* Старший научный сотрудник, кандидат технических наук.

* Генеральный директор, доктор технических наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.