^^ ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^^
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРИРОДООХРАННОЙ ПРОКУРАТУРЫ
В.В. ЧЕРНЫШОВ
старший преподаватель кафедры судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности Российского университета дружбы народов
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассмотрены вопросы повышения эффективности деятельности природоохранных прокуратур на современном этапе. Сформулированы практикоориентированные выводы и предложения.
Ключевые слова: прокуратура, природоохранная, охрана природы, эффективность, деятельность.
WAYS FOR THE EFFICIENCY OF THE NATURE PROTECTION PROSECUTOR'S OFFICE LAW-ENFORCEMENT ACTIVITY INCREASE
V.V. CHERNYSHOV
senior lecturer in the Department of judiciary, law enforcement and human rights activities
of peoples 'Friendship University of Russia
Annotation. In the present article author analyze questions of the nature protection prosecutor's offices activity efficiency increase at the present stage. Author drew practice oriented conclusions and offers. Keywords: prosecutor's office, nature protection, conservation, efficiency, activity.
Решение задач предотвращения и снижения негативного воздействия на окружающую среду положено в основу государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г.1. Государство обладает широким арсеналом средств регулирования отношений в сфере природопользования и все же проблема сохранения природы как условия развития человека в России остается актуальной: по данным мониторинга экологическое состояние многих регионов оценивается как неблагополучное.
В этой связи актуален поиск путей повышения эффективности деятельности органов прокуратуры в природоохранной сфере. Данные об активности прокуроров на этом направлении дают двояккую картину: с одной стороны, мы видим увеличение объема работы природоохранной прокуратуры, повышение количества мероприятий, проведенных прокуратурой в правоохранительных целях; с другой, — фиксацию роста случаев, об-
стоятельств, оказывающих негативное влияние на природу.
Противодействуя этим правонарушениям, государство задействует: а) законодательство, нормирующее природопользование и охраняющее природные объекты; б) систему ведомственного контроля, насчитывающую 24 только федеральных структуры (как специализированных, так и имеющих в штате специализированные подразделения и персонал), осуществляющие контроль исполнения законодательства в сфере экологии; в) региональные и муниципальные контрольные структуры аналогичной компетенции; г) надведомственный надзор за исполнением законодательства в природоохранной сфере, осуществляемый специализированными прокуратурами.
Весь этот институциональный механизм государственного управления призван работать на сохранение комфортной природной среды для жизнедеятельности населения России. В этом сложном механизме прокуратура является важнейшим цен-
176
Вестник Московского университета МВД России
№ 6/2014
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
тром контроля состояния самой системы природоохраны.
Особую важность представляет координация оперативной работы с органами МВД по пресечению правонарушений в сфере экологии, специфические тенденции природоохранной деятельности которых мы раскроем ниже. Что касается остальных вопросов взаимодействия, то помимо специфических экспертных знаний, прокуратура наделена всей полнотой полномочий самостоятельно и эффективно реагировать в пределах своей компетенции на факты правонарушений. Даже такая условно профилактическая мера, как предупреждение фигурирует в качестве акта прокурорского реагирования в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»2. Это обосновано тем, что надведомственный надзор должен быть обеспечен полноценным инструментарием и быть независимым от поднадзорных структур для эффективного исполнения своей правоохранительной функции в системе государственной природоохраны.
В практике становления органов власти нередко встречается такая модель организационного развития института, которая на определенном этапе испытывает потребность в формировании подразделений, узко специализированных внутри основного рода деятельности. Подобный опыт специализации на природоохранных функциях имел место и в развитии структуры управлений МВД России, среди которых были образованы управления экологической милиции, которые в последующем были расформированы. Отчасти подобные трудности присутсвовтвали и в других подразделениях МВД России3.
В целях повышения общей эффективности государственной системы прородоохраны природоохранной прокуратуре необходимо сосредоточится на вневедомственном надзоре — надзоре за исполнением законодательства органами власти, управления федерального, регионального и муниципального уровней, в то время как ведомства, выполняющие природоохранные функции должны усилить надзор и контроль за хозяйствующими субъектами, — за юридическими и физическими лицами. Необходимо тщательнее проверять сообщения граждан и их объединений4.
Перспектива повышения эффективности прокурорского надзора природоохранной прокуратуры открывается при выходе прокурорского надзора на принципиально иной уровень организации правоохранительной деятельности, предполагающий надзор только в отношении самих надзорно/кон-трольных органов исполнительной власти в экологической сфере.
Перспективы повышения эффективности работы природоохранной прокуратуры, на наш взгляд, связаны с концентрацией на надзоре за соблюдением законодательства в деятельности органов государственного природоохранного надзора/контроля, и возложении на эти органы всей полноты государственного природоохранного надзора/контроля за деятельностью поднадзорных объектов — физических и юридических лиц. Решение проблемы состоит в выравнивании баланса функциональных обязанностей в государственной системе законности в соответствии с системным распределением функций органов власти: законодательная ветвь издает законы, исполнительная ветвь исполняет их, прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, субъекты деятельности соблюдают законы.
Прокуратуре целесообразно сдвигать фокус своего внимания не на экологическую проблематику и ее решение, а на проблему природоохраны, как охраны права; на причину, по которой проблема возникла, или не была решена в соответствии с действующим законодательством путем правоприменительных мер соответствующих природоохранных структур исполнительной власти. Центральным объектом правоохранительной деятельности природоохранной прокуратуры должна стать правоприменительная.
1 Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г. (утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г) // URL: http:// www.kremlin.ru/news/15177
2 Федеральный закон от 25 июля 2002 г № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» опубликован // Российская газета, 2002, 30 июля, № 138—139.
3 Галушкин А.А. Полномочия ФМС России в соответствии с КоАП РФ: практика, проблематика // Правовая инициатива. 2012. № 6. С. 7; Галушкин А.А. Некоторые вопросы деятельности ФМС России: гражданство, иммиграция // Правовая инициатива. 2012. № 5. С. 5.
4 Галушкин А.А. Роль общественных организаций в обеспечении прав человека и гражданина // Правовая инициатива. 2012. № 2. С. 8.
№ 6 / 2014
Вестник Московского университета МВД России
177