Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования ставляет при тяге спереди 178,2+ 39,4 г, при тяге сзади -167,6+ 26,9г.
4. Максимальная величина внешнего возмущения, приводящая к потере устойчивости в необратимой позе, составляет при тяге спереди 1,933+ 0,720 кг, при тяге сзади-1,509+ 0,632кг. В корригирующей позе (с противодействием механическим возмущениям) эта величина составляет: при тяге спереди - 6,586+ 1,290 кг, при тяге сзади - 1,603 кг.
Литература
1. Бабский Е.Б. Гурфинкель В С., Ромель ЭЛ. и др. Методика исследования степени опор-ности нижних конечностей - В кн.: Труды Ин-та протезирования и протезостроения. М.,
1952.
2. Бабский Е.Б., Якобсон Я.С. Методика исследования опорных реакций при стояниии различных движениях Человека - «Бюл. Эксп. Биол. И мед.»,1954, № 6.
3. Казилов ММ. Совершенствование системы подготовки борцов высокого класса - В сб. Мат-лы Всесоюз. конф. «Совершенствование тактико-те^шческого мастерства борцов высших разрядов». М. ,1976
4. Казилов ММ, Фролов ВТ, Жеребкин Н.Н. Исследование структуры биомеханических показателей устойчивости позы борцов высокой квалификации. Известия МГТУ «^^МИ». Научный рецензируемый журнал. М.: 2010 № 2(10), 269-273с.
5. Казилов ММ, Фролов В.Г, Жеребкин Н.Н. Применение количественных характеристик позной устойчивости при построении сложных тактико-те^шческих действий борца. Международная научно-те^шческая конференция «Автомобиле- и тракторостроение в России приоритеты развития и подготовки кадров» посвященная 145-летию МГТУ «^^МИ». Материалы круглого стола по проблемам физического воспитания студентов в техническом вузе. М.: 2010, часть 2, 47-48с.
6. Казилов ММ. Пути оптимизации тактико-те^шческих действий борца в связи с меняющейся устойчивости позы противника. Автореф. канд. дис. М.: 1979, 24с.
7. Козырев Г.С. Методика определения центра тяжести у человека - В кн.: Труды Харьковского науч.-метод. о -ва. Ортопедия, травматология и протезное дело. Киев, 1954.
8. Коренберг В.Б. Устойчивость тела в позных равновесиях и ее возрастные изменения у школьников. Автореф. канд. дис. М., 1971.
9. Коренберг В.Б. Упражнение на бревне М., ФиС, 1976.
10. Моргунов Ю.А, Патратий Р.С, Александров В Н. Квантификация технико-т^^ческого мастерства спортсменов. Известия МГТУ «^^МИ». Научный рецензируемый журнал. М., 2010 № 1(9).
11. Рицина Л Л. Морфологические особенности и положение центра тяжести у некоторых групп спортсменок. Автореф. канд. дис. М., 1976.
12. Рокицкий П.Ф. Биомеханическая статистика. Минск, 1967.
13. Селуянов В Л. Геометрия масс тела человека и ее связь с соматическими особенностями телосложения. Автореф. канд. дис. М., 1978
Пути повышения эффективности обучения сложным техническим действиям студентов, занимающихся спортивной борьбой
к.п.н. доц. Казилов ММ., к.п.н. проф. Фролов В.Г., Жеребкин Н.Н.
Университет машиностроения (495) 223-05-23 *1335
Аннотация. Статья посвящена проблеме обучения технике и тактике спортивной борьбы студентов и осуществлению при этом воспитания сильных психологических качеств, необходимых для достижения высоких спортивных результатов
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования Ключевые слова .методы обучения сложным технтеским действиям спортивной борьбы
Практика спортивной борьбы на многократных примерах показала, что отдельные приемы борьбы не является эффективными, так как время, необходимое атакующему для выполнения приема, позволяет атакуемому оказать соответствующее сопротивление. Результат в борьбе достигается комбинированными действиями, состоящими из подготавливающего и завершающего приемов. Роль подготавливающего приема заключается в том, чтобы вынудить атакуемого борца реагировать на него так, как это требуется атакующему для выполнения завершающего приема. Эти приемы соединены между собой определенным временным интервалом в зависимости от характера проведения их, ответной реакции атакуемого, соотношения направлений усилий атакующего и атакуемого. Механизм эффективности таких комбинированных приемов в значительной мере обусловлен тем, что атакуемый борец не может не отвечать на механическое воздействие, так как ему в ходе схватки постоянно необходимо сохранить определенную позу. Установлено, что в ходе ответных позных реакций снижается устойчивость позы атакуемого (А.П. Купцов, 1978). Поэтому если через 0,40,6 с после начала завершающего приема повторно воздействовать на атакуемого завершающим приемом, проводимым в противоположном направлении, то он не сможет сохранить устойчивое равновесие в данной позе. Чтобы добиться подобного эффекта завершающем приемом, проводимым в едином направлении с подготавливающим, интервал между двумя приемами потребуется уменьшить более чем вдвое.
Таким образом, высокий результат в спортивной борьбе скрыт механизмом эффективности таких приемов, которые называют сложными тактико-те^ическими действиями (СТТД).
Сложность освоения приемов в борьбе часто приводит к тому, что процесс обучения становится неопределенным, плохо планируемым. В таких условиях формирование спортивного мастерства носит стихийный характер. Это не способствует воспитывающему обучению в борьбе, предполагающему в ходе овладения техникой формирование таких психических качеств, как вера в расчет, уверенность в своих действиях и более осознанное отношение к процессу борьбы в целом (Н.М. Галковский, ФА. Керимов, 1987; В.М. Игуменов, Б А. Подливаев 1993; Ю.А. Шахмурадов 1997, 1972; А.А. Новиков, 1976, и др.).
Уточнение методических приемов, способствующих овладению сложным мастерством, имеет исключительное значение в работе со студентами. У них в первые годы занятий одновременно с такгико-те^шческим мастерством формируется сильные личностные качества, необходимые для достижения высоких спортивных результатов в разряде взрослых.
Авторы провели специальное исследование с целью выявить мнение специалистов об особенностях содержания и методики обучения простым приемам и СТТД в работе с юношами. Анализ литературы позволил выделить следующие шесть групп методических приемов, рекомендуемых тренерам для учебной работы: 1)метод слова; 2)создание правильных представлений о движении: преподаватель на одном из занимающихся показывает прием для всех других; преподаватель показывает занимающемуся прием, проводя его на нем или давая ему провести прием на себе; 3)подводящие упражнения, сходные по структуре и характеру выполнения движений с изучаемым приемом; 4) развитие специальных групп мышц, облегчающих выполнение приема;5) выбор направления усилий атакующего в соответствии с наименьшей устойчивостью позы атакуемого; 6) анализ тактической подготовки данного приема; 7) страховка и помощь.
Результаты анкетирования ведущих тренеров и спортсменов выявили следующее. Большинство тренеров при обучении и совершенствовании простых приемов (свадивания сбиванием, броски подворотом) считают необходимым использовать объяснение, показ, уточнение ошибок (таблица 1), а при обучении и совершенствовании СТТД дополнительно -выполнение подготавливающего и завершающего приемов в условиях учебной и учебно-
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования тренировочной схватки.
Таблица 1
Использование различных методических приемов в практической деятельности
тренеров (%)
Методические приемы Совершенствование приемов Совершенствование комбинаций
Сваливание сбиванием Бросок подворо-том (бедро) Бросок поворотом (мельница) Сваливание сбиванием бросок подворо-том (бедро) Бросок подво-ротом сваливание сбиванием Бросок поворотом (мельница) - бросок подворотом захватом разноименной руки и одноименной ноги
Рассказ 86,9 86,9 86,9 91,3 86,9 86,9
Показ 100 100 95,6 95,6 91,3 80,2
Объяснение задач каждой части дви-
жения 65,2 79,3 78,2 91,3 91,3 86,9
Объяснение ошибок 86,9 91,3 80,2 91,3 91,3 86,9
Применение подводящих упражнений,
сходных по координации 56,5 70,0 65,6 69,5 65,2 69,5
Применение упражнений на развитие
специальных мышечных групп 43,4 56,2 56,5 52,1 52,1 43,4
Специальные упражнения на коорди-
нацию, быстроту, силу 65,2 70,0 70,0 78,2 78,2 69,5
Отработка элементов техники в упро-
щенном виде (по частям) 60,4 60,2 56,5 60,8 56,5 52,1
Отработка приема и комбинации в па-
ре с более опытным партнером 69,5 60,2 65,2 56,5 58,2 65,2
Выполнение приема и комбинации по
элементам с партнерами разного веса,
телосложения и др. 78,2 91,3 86,9 86,9 86,9 80,2
а) на месте 80,2 80,2 78,2 86,9 80,2 78,2
б) в движении 80,2 100 86,9 86,9 91,3 91,3
Выполнение приема и комбинации в
целом с партнерами разного веса и те-
лосложения 69,5 86,9 78,2 80,2 78,2 76,5
Страховка и помощь 52,1 69,5 47,8 56,5 60,8 52,1
Выполнение приема и комбинации в
сложных условиях поединка 86,9 95,6 86,9 86,9 86,9 80,2
Выведение из равновесия 70,2 78,2 69,5 80,2 80,2 76,5
Ответная позная реакция 78,2 80,2 76,5 78,2 80,2 78,2
Объяснение наиболее устойчивой позы
(вперед, назад, в сторону) 65,2 60,5 56,5 65,2 60,5 56,5
Объяснение наиболее благоприятной
ситуации 80,2 86,9 78,2 86,9 80,2 78,2
Показ приема и комбинации в наибо-
лее часто применяемых ситуациях 95,6 91,3 86,9 80,2 80,2 78,2
Создание атакуемым благоприятной
ситуации для выполнения приема и
комбинации 80,2 80,2 76,5 78,2 78,2 76,2
Выполнение приема и комбинации с
определенным сопротивлением парт-
нера и длительным пребыванием его в
удобном для атаки положении: 52,1 56,5 56,5 56,5 56,5 56,5
а) на месте 65,2 65,2 60,8 60,8 60,8 60,8
б) в движении 69,5 69,5 65,2 69,5 69,5 65,2
Выполнение приема и комбинации с
определенным сопротивлением парт-
нера и быстрым уходом его из удобно-
го положения: 56,5 52,1 56,5 52,1 52, 56,5
а) на месте 65,2 65,2 60,5 65,2 65,21 69,5
б) в движении 69,5 69,5 65,2 69,5 69,5 65,2
Выполнение специальной тактической
подготовки для проведения приема в
комбинации в условиях учебно-
тренировочной схватки: 78,2 78,2 76,5 78,2 78,2 76,5
а) со специальным заданием 43,4 47,8 43,4 47,8 39,1 39,1
б) произвольно 43,4 47,8 47,8 47,8 43,4 43,4
Выполнение специальной тактической
подготовки для проведения приема в
комбинации в условиях тренировочной
схватки 80,2 80,2 76,5 80,2 80,2 78,2
Педагогический контроль за усвоением
приема и комбинации 52,1 56,5 52,1 56,5 52,1 47,8
Меньшее число тренеров использует возможность тактико-тетаических построений,
основанных на правильном соотношении направлений в выполнении приема по принципу вперед-назад, вправо-влево, вверх-вниз и т. д.
С учетом данных, имеющихся в специальной литературе и полученных при анкетирован™ специалистов, нами с целью обучения борцов СТТД были разработаны следующие методические приемы, обеспечивающие высокий процент усвоения учебного материала.
1. Подготавливающим приемом создавать необходимые условия для проведения завершающего приема, который должен проводиться через определенный интервал после начала подготавливающего приема, в определенный момент выполнения ответной реакции атакуемого с учетом направления его усилий.
2. Изучению СТТД должна предшествовать учебно-^енировочная работа по выработке скоростных и координационных возможностей борцов, выступающих в роли атакующих для выполнения двух и более движений с различными временными интервалами между ними.
3. Изучение СТТД в целом можно начинать тогда, когда подготавливающий и завершающий приемы, а также необходимый временной интервал между ними освоены.
4. Непременным этапом освоения СТТД должно быть овладение подготавливающим приемом, с помощью которого атакующий может вызвать определенное защитное действие атакуемого. Вызов запланированной атакуемым определенной ответной реакции является критерием качества выполнения подготавливающего приема.
5. Когда обучающийся овладел умением вызывать определенную защиту атакуемого, можно переходить к освоению своевременного выполнения завершающего приема через определенный временной интервал после подготавливающего приема.
6. Первые опробования СТТД в целом необходимо осуществлять в паре с умело действующим партнером, способным правильно избрать позу, правильно и своевременно реагировать на подготавливающий прием и создать условия, чтобы завершающий прием получился.
7. При последующих выполнениях в условиях учебной схватки помощь партнера может постепенно сокращаться, начиная с его участия в выполнении завершающего приема.
8. Дополнительный показ, отработка в паре с более опытным спортсменом, демонстрация выполнения изучаемого материала другими спортсменами, анализ кинограмм и т. п.- все должно осуществляться с соблюдением важнейших дидактических принципов и способствовать формированию уверенности у занимающихся в действиях.
Таким образом, разработанная методика предусматривает комплексный подход в обучении СТТД, включая биомеханические, физиологические и психолого-педстогические проблемы.
С целью проверки положений указанной методики обучения был проведен педагогиче-
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования ский эксперимент. Для проверки влияния данных методических приемов в обучении простым и сложным действиям были организованы экспериментальная (1-я) и контрольная (2-я) группы.
В каждую группу вошло 20 студентов второго года обучения. Обе группы занимались по единому рабочему плану три раза в неделю по 90 мин. Занятия во 2-й группе проводились по общепринятой методике с учетом данных анализа литературных источников и анкетирования, в экспериментальной - по вновь разработанной методике.
Рабочими планами обеих групп предусматривалось изучение трех простых приемов: 1) сваливание сбиванием захватом руки и туловища с зацепом снаружи; 2) бросок подворотом (бедро) захватом руки и другого плеча снизу; 3)бросок поворотом (метница) захватом руки и одноименного бедра изнутри.
Кроме указанных изучались 3 СТТД: 1) сваливание сбиванием захватом руки и туловища с зацепом снаружи - защита: отставить ногу назад, наклониться - бросок подворотом (бедро) с тем же захватом; 2) бросок подворотом (бедро) захватом руки и другого плеча снизу - защита: выпрямиться, отклониться назад - сваливание сбиванием захватом туловища с рукой; 3) бросок поворотом (мельница) захватом разноименной руки и бедра изнутри - защита: отставить ногу назад, наклониться - бросок подворотом (бедро) с захватом разноименной руки и одноименной ноги.
В конце каждого занятия и эксперимента в целом (на соревнованиях) специально созданная экспертная комиссия оценивала (по десятибалльной системе) выполнение приемов и СТТД каждым спортсменом по следующим показателям:
1. Техника выполнения простых приемов: с соблюдением наиболее важных биомеханических показателей.
2. Техника выполнения СТТД предполагала умение: вызвать запланированную ответную реакцию атакуемого; правильно использовать ответную реакцию атакуемого; выдержать необходимый временной интервал; определить целесообразное направление усилий атакующего борца в завершающем приеме в соответствии с усилиями атакуемого в ответной реакции на подготавливающий прием.
Общая оценка, определяющая степень усвоения учебного материала, выводилась как средняя оценок всех экспертов (таблица 2).
Таблица 2
Усвоение занимающихся приемов (%)
\ Пока- После первого После третьего за- После шестого за- Оценка техники (бадлы)
затель занятия нятия нятия
\ I II I II I II В тренировочных схватках В соревновательных схватках
ГрупХ (без сопро-
пы \ тивления)
1-я 60 (12) 40 (8) 75 (15) 60 (12) 90 (8) 80(16) 7,6 5,8
2-я 50 (10) 30 (6) 60 (12) 45 (9) 80 (16) 60(12) 7,3 4,7
Примечание: В скобках дано число юношей, освоивших приемы: I - простые, II - СТТД
Оценки экспертов, полученные в условиях соревнований показывают, что занимающиеся 1-й группы овладевают значительно более успешно как простыми приемами, так и их комбинациями, составляющими СТТД.
Только незначительная часть тренеров ведет направленную работу с юношами по формированию их тактико-теж^еского мастерства в сочетании с воспитанием ценных психических качеств (тщсих, как смелость, уверенность, решительность, настойчивость).
В заключение следует сказать, что механизм эффективности СТТД в борьбе, являясь известной трудностью в освоении высшего спортивного мастерства при неправильном использовании методики обучения, может способствовать распространению мнения о случай-
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования ности процесса достижения спортивного результата в борьбе и формированию у борцов неуверенности в своих силах. Правильное использование методики, начиная с ранней специализации, каждое удачное выполнение приема и тем более СТТД будут оказывать положительное влияние на формирование целого комплекса сильных психических качеств.
Литература
1. Алиханов ИЛ. Техника и тактика вольной борьбы - М.: 1984 - 304 с.
2. Галковский Н.М., Керимов ФА. Вольная борьба. Ташкент: медицина, 1987 - 223 с.
3. Дымов ЯМ. Витязи борцовского ковра. Тбилиси, 2005, - 240 с.
4. Казилов М. М, Фролов В.Г, Жеребкин Н.Н.Плшомерное применение методических приемов при обучении и совершенствовании тактико-тетаических действий студентов борцов. Международная научно-те^шческая конференция «Автомобиле-и тракторостроение в России приоритеты развития и подготовки кадров» посвященная 145-летию МГТУ «^^МИ»Материалы круглого стола по проблемам физического воспитания студентов в техническом вузе.М.:2010,ч^ть2,12-17с.
5. Казилов М. М, Жеребкин Н.Н.Совершенствование технико-тактшюских действий студентов специализирующих в спортивной борьбе. Методическое пособие МГТУ «тМИ».М.: 2009-23с.
6. Казилов М. М, Жеребкин Н.Н.Педагогический контроль и самоконтроль студентов ,3№имающихся спортивной борьбой. Методическое пособие МГТУ «^ШУ1И»М.: 2009-63с.
7. Казилов М. М,Подливаев Б.А. Фролов В.Г.Самоконтроль при занятиях спортивной борьбой Методические разработки для студентов МАМИ.М.:1987-25с.
8. Meszazos Laclo FILA - Sonka. Foto 1992 - 2003 Budapest FILA, 2004 - 160 с.
9. Миндиашвили Д.Г., Дашинорбоев В.Д., Колесник Л.Ф., Гупалов В.К., Нелюбин ВВ. Контрактующие действия в вольной борьбе. Методические рекомендации, Красноярск, 1984 - 240 с.
10. Миндиашвили Д.Г., Подливаев Б А. Планирование подготовки квалифицированных борцов: метод. рекомендации. -М.: 2000 - 302 с.
11. Petrov Rayko 100 years of Olympic Wrestling. This history of Olympic Wrestling is dedicated to the 100th anniversary of modern Olympic Games - Budapest: FILA, 1997 -160 c.
12. Подливаев Б А. Концепция подготовки борцов высокого класса. Современные проблемы подготовки борцов высокого класса. Материалы научно-пржтической конференции ФИЛА, М.: 08.09.2010, 79-84 с.
Организация и принципы формирования новых подходов к обучению иностранному языку в неязыковых Вузах в условиях глобализации
к.п.н. доц. Асламова ТВ.
Университет машиностроения 8 (495)674-23-70
Аннотация. Рассматривается необходимость модернизации образовательной системы, которая может быть выражена в развитии новых инициатив в сфере обучения иностранному языку. В статье особо подчеркивается и обосновывается роль социокультурного подхода в реализации данной цели.
Ключевые слова: социокультурная компетенция, межкулътурная компетенция, личностно-ориентированное образование.
На Страсбургском саммите Совета Европы в октябре 1997 г. было уделено особое внимание проблемам развития единого демократического государства на территории объединенной Европы и поддержания богатейшего европейского языкового и культурно наследия.