Научная статья на тему 'Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов аграрного сектора экономики'

Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов аграрного сектора экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1171
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / ЗАНЯТОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Паронян Артюш Степанович, Чаплыгина Марина Андреевна, Гейко Мария Владимировна

Обоснованы пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Паронян Артюш Степанович, Чаплыгина Марина Андреевна, Гейко Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов аграрного сектора экономики»

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

А.С. Паронян, М.А. Чаплыгина, М.В. Гейко

Аннотация. Обоснованы пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве.

Ключевые слова: трудовые ресурсы, занятость, безработица, квалификационный уровень.

Необходимым условием для развития населения является занятость. Занятость населения есть система отношения взаимосвязанных и взаимозависимых социальных, экономических, демографических и психологических факторов для предоставления возможности всему населению трудиться с целью производства национального дохода, материальных и духовных благ.

Основными принципами занятости населения являются: обеспечение свободы и права выбора в труде и занятости; запрещение принудительного труда; защита от безработицы; помощь в трудоустройстве и материальная поддержка при безработице в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Занятыми считаются граждане: работающие в сферах производства, обращения и услуг по трудовому договору, имеющие и другую оплачиваемую работу, самостоятельно обеспечивающие себя работой, члены производственных кооперативов; военнослужащие, служащие в органах внутренних дел; трудообеспечен-ные учащиеся любых учебных заведений очной формы, лица, временно отсутствующие на работе, выполняющие работу по гражданско-правовым договорам.

В 2011 г. в сельскохозяйственных предприятиях (включая фермерские хозяйства) страны по сравнению с 2000 г. численность занятых производством сельскохозяйственной продукции в домашних хозяйствах возросла на 0,69%, в то же время численность занятых производством продукции, предназначенной для реализации, уменьшилась на 15,2%, а численность занятых производством продукции для собственного потребления увеличилась на 3,9%.

Важными показателями оценки деятельности активного населения являются уровень и форма их занятости. На практике сложились и функционируют различные формы и виды занятости. За период с 1990 г. по 2008 г. число личных подсобных хозяйств возросло на

1.3 млн. единиц, или на 7,9%, а к 2011 г. достигло уровня 1990 г., и составило 16,3 млн. единиц. При этом за 1990-1995 г. число хозяйств не изменилось, затем в 2000-2005 гг. несколько сократилось и составило 16,0 млн. единиц, и в 2006 г. число хозяйств возросло и составило 17,5 млн. единиц. Площадь земельных угодий из года в год увеличивалась и в 2011 г. составила 1548 тыс. га, что больше по сравнению с 1990 г. на 972 тыс. га, или в 2,68 раза. Размеры земельных угодий в расчете на одну семью возросли на 0,02 га и составили 0,52 га.

Аналогичное положение сложилось с коллективными и индивидуальными садами. Число семей, имеющих коллективные и индивидуальные сады, возросло в

2.04 раза, или на 8,8 млн. семей.

За период 1990-2011 гг. в Российской Федерации существенно возросло число фермерских хозяйств, размеры предоставленных им земельных участков и средние размеры земельных участков.

Число крестьянских (фермерских) хозяйств существенно возросло в 1995 г. по сравнению с 1990 г. (в 63,7 раза), в дальнейшем в 1995-2010 гг. число крестьянских (фермерских) хозяйств увеличилось на 11,3 тыс. или на 4,03%.

Площадь, предоставленная крестьянским (фермерским) хозяйствам, возросла от 12011 тыс. га в 1995 г. до 25060 тыс. га в 2011 г., средний размер земельного участка одного крестьянского (фермерского) хозяйства за этот период возрос с 43 до 86 гектаров.

Продуктивность земельных угодий и животных в среднем находилась на уровне средних показателей сельскохозяйственных организаций Российской Федерации.

Занятость как экономическую категорию следует рассматривать на микроэкономическом уровне в двух аспектах: занятость трудовых ресурсов по сферам деятельности и уровень их использования.

С 2005 г. по 2011 г. численность населения в домашних хозяйствах в целом по Российской Федерации занятых производством продукции сельскохозяйственного назначения для реализации сократилась на 1802 тыс. чел. или на 37%. Численность населения, занятого только этой деятельностью для получения дохода сократилась на 644 тыс. чел., а численность населения, имеющего другое доходное занятие, сократилась с 2154 тыс. чел. до 1381 тыс. чел., или на 45,6%. При этом возросла численность населения занятого производством продукции сельского хозяйства в 1,86 раза или в абсолютном выражении на 7244 тыс. человек.

За годы реформирования произошло сокращение численности экономически активного населения. Наиболее высокими темпами в структуре занятости сократилась численность молодежи в возрасте до 20 лет. В 2011 г. численность этой группы по сравнению с 2000 г. сократилась на 154 тыс. человек, или на 72,3%. Сокращение произошло и в других возрастных группах за исключением численности трудовых ресурсов, занятых в сельском хозяйстве страны в возрастной группе 50-59 лет, где наблюдается увеличение численности на 7,7% (таблица 1).

Сокращение численности молодежи в структуре занятых зависит от снижения численности сельского населения моложе трудоспособного возраста, роста трудоемкости, незначительной престижности аграрного труда, низкой заработной платы и низкого уровня развития инфраструктуры села.

Таблица 1 - Численность трудовых ресурсов, занятых в сельском хозяйстве Российской Федерации, тыс. человек

Возраст работников Численность занятых трудовых ресурсов

2000 г. 2005 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2011 г. в % к 2000 г.

До 20 лет 20-29 30-39 40-49 50-59 60 и более Всего 213,0 1952,1 2410,9 2707,8 1289,4 422,8 8996,0 140,2 1668,2 1778,8 2140.5 1387.6 265,7 7381,0 106,8 1555,3 1628,7 1782,2 1355,0 247,0 6675,0 158,0 1481,0 1645,0 1842,0 1244,0 210,0 6580,0 142,0 1510,0 1680,0 1817,0 1110,0 206,0 6465,0 59,0 1547,0 1469,0 1843,0 1389,0 276,0 6583,0 27,7 79.2 60,9 68,1 107,7 65.3 73,2

Реформирование сельскохозяйственных организаций повлияло на спрос и предложение на труд работников, на миграцию сельского населения и на уровень оплаты труда, оказало существенное влияние на распределение специалистов по отраслям экономики.

Группировка распределения специалистов по образовательным уровням показывает, что общая числен-

ность лиц по всем образовательным уровням в стране в 2011 г. по сравнению с 2005 г. возросла на 5,89%, или на 3940 тыс. человек, в том числе численность лиц с высшим профессиональным образованием возросла на 26,48%, или на 4368,9 тыс. человек (таблица 2).

Численность специалистов со средним профессиональным образованием возросла на 1990,0 тыс. человек, или на 11,73%. В сельском хозяйстве численность специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, возросла и в 2011 г. составила 742 тыс. человек, численность специалистов со средним профессиональным образованием составила 1414,0 тыс. человек, то есть увеличилась по сравнению с 2005 г. на 174 тыс. человек, численность специалистов с начальным профессиональным образованием составила 1547,0 тыс. человек, то есть увеличилась по сравнению с 2005 г. на 270,1 тыс. человек.

Численность лиц по остальным образовательным категориям сократилась (доля лиц, имеющих неполное высшее профессиональное образование, сократилась в 6,3 раза, а лиц, имеющих основное образование - в 1,5 раза). Общее число специалистов сельского хозяйства за 2005-2011 гг. уменьшилось, соответственно, с 7381,0 тыс. чел. до 7002,0 тыс. чел., или на 5,13%.

В целом проведенный анализ показал, что образовательный уровень специалистов повышается в связи с ростом технического уровня производства, совершенствованием технологии производства продукции. С повышением образовательного уровня возрастает трудовая активность населения. За период 2000-2010 гг. возросла численность экономически активного населения на 3,7%, а в 2011 г. по сравнению с 2000 г. численность экономически активного населения сократилась на 2,77%.

За этот период численность лиц, занятых в экономике, возросла на 5459 тыс. человек, или на 8,4%. Возросла и численность граждан, зарегистрированных в

службе занятости, на 204,5 тыс. человек, или на 7,09%. Из общей численности зарегистрированных в службе занятости число лиц, признанных безработными, в 2011 г. составило 1286,0 тыс. человек, что на 249,0 тыс. человек, или на 24,0% больше чем в 2000 г. Из числа лиц, признанных безработными, в 2011 г. назначено пособие по безработице 1070,0 тыс. человекам, что составляет 83,2% от числа лиц, признанных безработными.

Следует отметить, что число лиц, которым назначено пособие по безработице, в 2011 г. по сравнению с 2000 г. возросло на 17,6%. В то же время в экономике Российской Федерации за рассматриваемые годы возрос вопрос на труд на 54,58% и в 2011 г. составило 1160,8 тыс. человек. Нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию снизилась на 25%, или в абсолютном выражении на 0,4 единицы. Уровень безработицы вырос на 0,3 процентного пункта.

Размеры пособий по безработице в 2010 г. дифференцировались в зависимости от категории граждан, признанных безработными. Уволенным (по объективным причинам) с предприятий в течение 12 месяцев работникам, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели), пособие по безработице выплачивалось: в первые три месяца безработицы - в размере 75% от их среднемесячного заработка за последние три месяца по последнему месту работы; в следующие четыре месяца - 60%, в дальнейшем - в размере 45%, но не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда.

Для снижения уровня безработицы в сельском хозяйстве необходимо пересмотреть специализацию сельскохозяйственных организаций, развивать подсобные отрасли и промыслы, принять меры по повышению уровня материальной заинтересованности работников в работе в подсобных отраслях.

В связи с технологическими изменениями в сельскохозяйственном производстве происходит изменение в спросе на труд, нередко возникает нехватка рабочей силы для выполнения сельскохозяйственных работ и операций в установленные календарные сроки. Такое положение приводит к необходимости привлечения дополнительной рабочей силы, в том числе и не обладающей достаточной квалификацией, что оказывает влияние на эффективность выполняемой работы и качество результатов применения труда. Предложение труда зачастую не соответствует половозрастным и качественным параметрам изменившемуся спросу на труд.

Так, структура численности безработных с 2000 г. по 2011 г. в возрасте до 20 лет возросла на 1,3 процентных пункта. У работников в возрасте от 30 до 39 лет уровень безработицы возрос на 4,6 процентного пункта. Среди лиц в возрасте 40-49 лет безработица сократилась на 7,4 процентного пункта, среди лиц в возрасте 50-59 лет сократилась на 2,1 процентного пункта, а численность безработных лиц в возрасте 60-72 года возросла на 1,4 процентного пункта (таблица 3).

Небольшой удельный вес в общей численности безработных занимают безработные в возрасте 20-29 лет (около 32%). В 2000 г. удельный вес безработных этой возрастной группы составил 30,3%, а в 2011 г. 32,1%. Высокий удельный весь занимает также безработные в возрасте 30-39 лет (в 2011 г. их доля в общей численности безработных составляет 30,1%). В возрастной группе 40-49 лет доля безработных уменьшается с 23,5% в 2000 г. до 16,9% в 2011 г. Безработные остальных возрастных групп в общей их структуре занимают незначительный удельный вес, и существенных изменений в общей структуре безработных не происходит.

Таблица 2 - Квалифицированный уровень и численность занятых в экономике Российской Федерации по уровню образования, тыс. человек

Образова- 2005 г. 2008 г. 2011 г.

тельные всего в в эко- в в эко- в

уровни в эко- сель- номике сель- номике сель-

номике ском хозяйстве ском хозяйстве ском хозяйстве

Высшее

профессио- 16497,1 442,9 19104,2 607,4 20866,0 742,0

нальное

Неполное

высшее профессио- 1269,0 88,6 1095,6 33,4 282,0 14,0

нальное

Среднее профессио- 16965,2 1240,0 18145,6 1174,8 18956,0 1414,0

нальное

Начальное

профессио- 12224,0 1276,9 13215,5 1368,4 13793,0 1547,0

нальное

Среднее общее 15161,3 2605,5 13763,3 2302,9 13934,0 2318,0

Основное общее 4207,9 1431,9 2807,4 994,6 2759,0 959,0

Не имеют

основного общего обра- 467,5 295,2 342,4 193,6 142,0 8,0

зования

Всего по

всем образовательным 66792,0 7381,0 68474,0 6675,0 70732,0 7002,0

уровням

Таблица 3 - Структура численности различных возрастных групп безработных в сельском населении Российской Федерации, тыс. чел.

Статистические исследования способов поиска работы безработными показали изменения структуры в совокупности способов и методов поиска работы безработными. Численность безработных, обратившихся в государственную службу занятости, за период с 2000 года по 2002 год возрастала с 1845 тыс. человек до 2046 тыс. человек, далее до 2007 г. сократилась да 1399 тыс. человек, и далее до 2011 г. вновь наблюдается сокращение численности безработных, обратившихся в государственную службу занятости до 1744 тыс. человек. Причинами снижения обращения в службу занятости являлись изменения условий регистрации граждан, задержка выплат пособий по безработице и др. Наиболее повторяющимся и массовым способом поиска работы является обращение к друзьям, родственникам и знакомым. Продолжительность молодежной безработицы в возрасте до 20 лет составляет 6 месяцев, а в дальнейшем с увеличением возраста численность безработных возрастает. Более 50% безработных в сельском хозяйстве искали работу 12 и более месяцев, в том числе мужчины - 47,8%, женщины - 53,6%.

Безработные не обращаются в службу занятости по следующим причинам: низкое морально-психологическое восприятие факта безработицы самими безработными сельской местности; недостаточное количество бирж труда и отсутствие соответствующей информации о расположении органов службы занятости по территории; отсутствие в органах занятости информации о появляющихся вакансиях и о высвобождающихся работниках для выплаты пособий по безработице; несоответствие суммы пособий по безработице нормам потребности безработных в тех или иных материальных благах; расширение практики предоставления неоплачиваемых отпусков для сохранения численности располагаемых трудовых коллективов на предприятиях; сокращение размеров фонда оплаты труда работников для сокращения суммы налога на фонд оплаты труда предприятия.

Со спадом производства и снижением инвестиций в экономику, а также с уменьшением совокупного спроса на товары и услуги, сокращением занятости ростом безработицы в организациях и трудовых коллективах проявляются факты циклической безработицы.

Рост инвестиций в экономику, увеличение объема производства продукции и технологические изменения в сфере производства снижают циклическую безработицу. Структурная перестройка в сельском хозяйстве, сопровождающаяся спадом производства, сокращением размеров заработной платы и задержками ее выплаты работникам, негативно влияет на занятость сельского населения. Происходит отток работников, особенно молодежи, в сферу услуг, в предприятия по обслужива-

нию сельскохозяйственных организаций, организации торговли и другие организации.

Современная безработица в сельской местности имеет как экономические, так и социальные последствия. Одной из причин безработицы является лишение работника собственности на средства труда.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что на аграрном рынке труда наемный работник не изменяет свой статус - продавца своего права на труд. Право найма и увольнения наемных работников принадлежит администрации акционерных и других сельскохозяйственных предприятий, при этом профсоюзы не оказывают существенной поддержки наемным работникам, о чем свидетельствует текучесть кадров и наличие безработицы.

Практический опыт работы предприятий показывает, что безработица повлекла за собой серьезные экономические, социальные, правовые и нравственные последствия как для самих безработных и их семей, так и для отрасли и общества в целом. Возмещения потерянной заработной платы сельских работников пособием по безработице составило от 55% до 75% заработка. Увеличение продолжительности безработицы приводит к ухудшению материального положения и снижению жизненного уровня безработных и их семей. Безработица изменяет социальный статус наемных работников, лишает возможности трудиться и зарабатывать необходимые средства к существованию. Продолжительная безработица приводит к росту количества таких заболеваний, как нервно-психические, алкоголизм, наркомания, а также к росту преступности и неуверенности в улучшении условий жизни в будущем.

Мы считаем, что совершенствование системы занятости и социальной защиты сельского населения должно осуществляться федеральными, региональными и местными органами власти на основе принципов комплексности, системности и постоянства политики занятости на макроэкономическом уровнях во взаимосвязи.

Государственная политика в области занятости сельского населения должна: обеспечивать равные возможности всем гражданам России в реализации права на труд и их социальную защиту, особенно тех, кто испытывает трудности в поисках работы; сокращать длительную безработицу в сельской местности; поощрять работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места; координировать деятельность государственных органов и профессиональных союзов по обеспечению занятости и социальной защиты населения; обеспечивать занятость в местах проживания малочисленных и других народов с учетом их традиций и исторически сложившихся видов деятельности.

В каждом регионе должна действовать своя отраслевая программа содействия занятости и социальной защиты сельского населения, направленная на стабилизацию занятости; на создание условий для переподготовки работников, получения ими дополнительных профессий и специальностей; на компенсацию издержек работодателям при создании дополнительных рабочих мест в сельскохозяйственных организациях и на расширение практики приема на работу молодых людей, закончивших средние школы, средние и высшие сельскохозяйственные учебные заведения.

Для решения проблемы эффективной занятости трудовых ресурсов необходимо провести обстоятельный анализ состояния экономики исследуемого субъекта и на этой основе определить возможности рационального использования ресурсов труда, а также выявить недостатки сложившейся тенденции развития отрасли сельского хозяйства в целом в отдельных его отраслях, провести оценку развития отдельных участ-

Возрастные группы 2000 г. 2005 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

В % к итогу 100 100 100 100 100 100

До 20 лет

В % к итогу 8,6 10,4 9,3 9,8 10,6 9,3

20-29 лет

В % к итогу 30,3 30,0 33,7 31,6 30,9 32,1

30-39 лет

В % к итогу 25,5 20,8 20,3 20,3 28,5 30,1

40-49 лет

В % к итогу 23,5 22,8 20,3 21,7 18,7 16,1

50-59 лет

В % к итогу 11,5 12,6 14,2 13,4 7,8 9,4

60-72 года

В % к итогу 1,6 2,4 2,2 3,2 3,5 3,0

ков и отраслей сельского хозяйства, действующей системы управления экономикой хозяйствующих субъектов, определить эффективные формы управления экономикой, рассмотреть средства силы и необходимые условия для создания стратегического курса управления экономикой.

При решении вопроса рационального использования трудовых ресурсов необходимо разработать и внедрить в производство долгосрочные мероприятия по обеспечению наиболее полной занятости располагаемых ресурсов труда, при этом взяв за основу одну из концепций: контроля над затратами труда; дифференциации или фокусирования.

Список использованных источников

1 Костин Л.А. Российский рынок труда: вопросы теории, истории и практики. - М.: ФНЛР, 1998. - 243с.

2 Мерцалов А.А. Управление трудовым потенциалом молодежи России в условиях перехода к рыночным отношениям: дис. д-ра экон. наук. - М., 1992.

3 Панков Б.П. Рынок труда на селе и его регулирование. - М.: АгроПресс, 2007. - 267с.

4 Панкова Н. Роль государства в регулировании регионального рынка труда // Человек и труд. - 2010. - №5. -С. 10-26.

5 Салтык И.П. Эффективность реформ в агропромышленном комплексе. - Курск: Изд-во Курской гос. с.-х. ак., 2010. - 410с.

6 Холодов П. Эффективность использования труда всех ресурсов в сельском хозяйстве // Экономика сельского хозяйства России. - 2006. - №10. - С. 23.

Информация об авторах

Паронян Артюш Степанович, доктор экономических наук, профессор кафедры анализа, аудита и статистики ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», тел.: 8(4712)-53-14-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чаплыгина Марина Андреевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, финансов и налогообложения «Курский институт кооперации экономики и права (филиал БУКЭП)», тел.: 8(4712)-54-47-25.

Гейко Мария Владимировна, аспирант ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», тел.: 8(4712)-58-14-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.