Научная статья на тему 'ПУТИ ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ'

ПУТИ ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
телекоммуникационная компания / телекоммуникационные услуги / эффективность деятельности / рентабельность продаж / рентабельность расходов / рентабельность деятельности / расширения рынка сбыта / диверсификации деятельности / дополнительные услуг / «умный дом».

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багирова Азет Лятиф, Багирова Азет Лятиф, Мамедзаде Назрин Намиг

ООО «ТрансЕвроКом» телекоммуникационная компания и оператор связи. ООО «ТрансЕвроКом» — одна из крупнейших телекоммуникационных компаний Азербайджана и занимает лидирующие позиции среди конкурентов. Компания создано в июне 2004 года. Одним из основных целей деятельности ООО «ТрансЕвроКом» являются получение максимальной прибыли, удовлетворение спроса потребителей, а также предоставление качественных телекоммуникационных услуг своим абонентам. Предприятие предоставляет широкий спектр телекоммуникационных услуг частным и государственным предприятиям, функционирующим в стране, а также иностранным прелприятиям и организациям. Для роста эффективности деятельности предприятия ООО «ТрансЕвроКом» предложены комплекс определенных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

УДК 338.31

ПУТИ ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

БАГИРОВА АЗЕТ ЛЯТИФ

доцент кафедры «Экономика и Статистика» АзТУ, Баку, Азербайджан

БАХЫШОВА НАРГИЗХАНЫМ НАМИГ

преподаватель кафедры «Экономика и Статистика» АзТУ, Баку, Азербайджан

МАМЕДЗАДЕ НАЗРИН НАМИГ

магистрант кафедры «Экономика и Статистика» АзТУ, Баку, Азербайджан

Аннотация: ООО «ТрансЕвроКом» телекоммуникационная компания и оператор связи. ООО «ТрансЕвроКом» — одна из крупнейших телекоммуникационных компаний Азербайджана и занимает лидирующие позиции среди конкурентов. Компания создано в июне 2004 года. Одним из основных целей деятельности ООО «ТрансЕвроКом» являются получение максимальной прибыли, удовлетворение спроса потребителей, а также предоставление качественных телекоммуникационных услуг своим абонентам. Предприятие предоставляет широкий спектр телекоммуникационных услуг частным и государственным предприятиям, функционирующим в стране, а также иностранным прелприятиям и организациям. Для роста эффективности деятельности предприятия ООО «ТрансЕвроКом» предложены комплекс определенных мероприятий.

Ключевые слова: телекоммуникационная компания, телекоммуникационные услуги, эффективность деятельности, рентабельность продаж, рентабельность расходов, рентабельность деятельности, расширения рынка сбыта, диверсификации деятельности, дополнительные услуг, «умный дом».

ООО «ТрансЕвроКом» телекоммуникационная компания и оператор связи. ООО «ТрансЕвроКом» — одна из крупнейших телекоммуникационных компаний Азербайджана и занимает лидирующие позиции среди конкурентов. Компания создано в июне 2004 года. Одним из основных целей деятельности ООО «ТрансЕвроКом» являются получение максимальной прибыли, удовлетворение спроса потребителей, а также предоставление качественных телекоммуникационных услуг своим абонентам.

Предприятие выполняет свою деятеотность в соответствии с Гражданским Кодексом АР, а также нормативно-правовыми актами Азербайлданской Республики [1]. Клиентами ООО «ТрансЕвроКом» являются около шести тысяч физических лиц и предприятий. Предприятие оказывает услуги таким компаниям как, Groupone LLC, Engin LTD LLC, BP Exploration, BBVA LLC- Turist 2018, BQ Corporation, Bank BTB, Bellfast Baku LLC, Absheron Hotel Group LLC, Посольство Республики Китай, Посольство Бразилии, Посольство Великобритании и др.

Согласно Закон Азербайджанской Республики О лицензиях и разрешениях, деятельность, которая связана с производством телекоммуникационных услуг подлежит обязательному лицензированию [2]. В связи с этим ООО «ТрансЕвроКом» имеет лицензию, выданные Министерством Экономики АР, которая дает ему право оказывать услиги по организации каналов связи и телефонной связи.

Предприятие предоставляет широкий спектр телекоммуникационных услуг частным и государственным предприятиям, функционирующим в стране, а также иностранным

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

прелприятиям и организациям . К перечНю телекоммуникационных услуг относятся, такие как [3]:

1. Местная, междугородняя и международная телефонная связь. Телефонная сеть компании охватывает Баку и другие крупные областные центров страны. Услуги телефонной связи организуются на основе цифровых телефонных станций с использованием технологий NGN.

2. Корпоративный интернет .

- Широкополосный (ADSL) интернет-сервис. ООО «TransEvroCom» предоставляет интернет-услуги абонентам в Баку и Гяндже по широкополосной технологии ADSL. Электронные АТС, предоставляющие услуги широкополосного ADSL-интернета:

в г. Баку: 499/599; 493/498/598; 440/441; 438/439/510; 432/434;

в г. Гянджа: 428; 254; 255; 256; 257; 259.

В таблице 1. показаны тарифы на услуги широкополосного доступа в Корпоративный интернет (ADSL)

Таблица 1.

Тарифы на услуги широкополосного доступа в интерне (ADSL)

Скорость канала Плата за подключение (AZN) Ежемесячная плата за использование (AZN)

2048/1024 kb/s 0 10.00

3072/1024 kb/s 0 15.00

5120/1024 kb/s 0 20.00

6144/1024 kb/s 0 25.00

7168/1024 kb/s 0 30.00

8192/1024 kb/s 0 35.00

9216/1024 kb/s 0 40.00

10240/1024 kb/s 0 50.00

12288/1024 kb/s 0 60.00

16384/1024 kb/s 0 80.00

3. Индивидуальный Интернет.

- Широкополосный (ADSL) интернет-сервис. ООО «TransEvroCom» предоставляет интернет-услуги абонентам в Баку и Гяндже по широкополосной технологии ADSL. Электронные АТС, предоставляющие услуги широкополосного ADSL-интернета: в г. Баку: 499/599; 493/498/598; 440/441; 438/439/510; 432/434; в г. Гянджа: 428; 254; 255; 256; 257; 259.

В таблице 2. показаны тарифы на услуги широкополосного доступа в Индивидуальный интернет (ADSL)

Таблица 3.

Тарифы на услуги широкополосного интернета ADSL:

Скорость канала Плата за подключение (AZN) Ежемесячная плата за использование (AZN)

3072/1024 kb/s 0 10.00

5120/1024 kb/s 0 13.00

7168/1024 kb/s 0 15.00

10240/1024 kb/s 0 19.00

4. Безлимитный Интернет. ООО «TransEvroCom» предоставляет в столице услуги высокоскоростного интернета посредством определенного волоконно-оптического кабеля. При подключении к интернету со скоростью более чем 20 Мб/с, все расходы по прокладыванию волоконно-оптического кабеля и установки модема до адреса абонента берет на себя компания.

Рассмотрим основные экономические показатели деятельности ООО "TransEuroCom".

Таблица 3.

Основные экономические показатели деятельности ООО "TransEuroCom" за

2018-2020 гг.

Наименование показателей Величина показателей Темпы роста

2018 г. 2019 г. 2020 г. % %

1 2 3 4 5 6

Выручка от реализации услуг, тыс. Ман. 2316.8 2118.1 2025.5 91.42 95.63

Себестоимость, тыс. ман. 46.3 51.7 63.9 111.66 123.60

Управленческие и коммерческие расходы 1077.7 988.9 1024.7 91.76 103.62

Расходы на оплату труда, тыс. ман. 523.5 588.7 606.0 112.45 102.94

Численность персонала, чел., 27 27 27 100.00 100.00

Валовая прибыль, тыс. ман. 712.1 530.5 454.8 74.50 85.73

Прибыль до налогообложения 712.1 530.5 454.8 74.50 85.73

Налог на прибыль, 142.4 106.1 91.0 74.51 85.77

Чистая прибыль, тыс. ман. 569.7 424.4 363.8 74.50 85.72

Прибыль от выполненных работ, тыс. ман. 2270.5 2066.4 1961.6 91.01 94.93

Стоимость основных средств, тыс.ман. 608.8 590.1 564.7 96.93 95.70

Стоимость оборотных средств, тыс.ман. 618.3 650.2 648.1 105.16 99.68

Фондоотдача 3.806 3.589 3.508 94.32 97.73

Фондоёмкость 0.263 0.279 0.285 106.02 102.3

Производительность труда, тыс.ман./чел 85.8074 78.4481 75.01 91.42 95.63

Рентабельность выполненных работ 49.039 39.969 31.69 81.50 79.31

Рентабельность продаж 0.98 0.97 0.96 99.55 99.27

Рентабельность собственного капитала 1.63 1.17 0.92 72.05 78.46

рентабельность активов 0.95 0.67 0.46 70.31 68.94

рентабельность расходов 0.51 0.41 0.33 80.47 81.94

Источник: расчеты были проведены на основе данных бухгалтерской

отчетности предприятия.

Проведенный анализ показал, что выручка от реализации продукции в в 2018 составило 2316 тыс.манат, а в 2019 году этот показатель уменьшившись составил 2118.1 тыс.манат, а в 2020 году этот показатель уменьшилась на 5% процента и составило 2025.5 тыс.ман. Себестоимость продаж в 2019 году поднялясь на 11% и составила 51.7 тыс.манат, а в 2020 году увеличилось на 12.2 тысяч манат по сравнению с 2019 годом, что составило 63.9 тыс.манат. Как видно из таблицы прибыль от реализации услуг в 2020 году по сравнению с 2018 годом снизиласт на 14% и составила 1961.6 тысяч манат. А чистая прибыль в 2020 году снизилась на 205 тысяч манат по сравнению с 2018 годом и составила 363.8 тыс.манат.

Как показывает таблица, рентабельность продаж в 2020 году понижается по сравнению с 2019 годом. Рентабельность продаж показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого маната предоставленной услуги [4]. То есть в ООО «ТрансЕвроКом» доля прибыли от выполненных работ в общей выручке в 2019 году составляло 97%, а доля прибыли от выполненных работ в общей выручке в 2020 году составило 96%. Это говорит о понижении прибыли от выполненных работ в общей выручке.

Как указано в таблице, рентабельность деятельности предприятия также понижается. Если этот показатель в 2019 году составил 39%, то в 2020 году этот показатель снизившись на 20%, составил всего 31%. Это говорит о том, что каждый вложенный в производство манат прибыль принес фирме меньше прибыли, чем в 2019 году.

В ходе анализа была расчитана коэффициент рентабельность расходов. Рентабельность затрат показывает общее экономическое положение предприятия. Этот показатель характеризует, насколько эффективно предприятие расходует свои денежные средства [5]. Анализ рентабельности затрат организации проводят, чтобы выяснить, доходы от предоставленных услуг покрывают их себестоимость или нет. За анализируемый период коэффициент рентабельность расходов снижается. Рентабельность затрат показывает сколько получило предприятие прибыли с каждой единицы затрат. То есть, если в 2018 году каждый вложенный манат принес ООО "TransEuroCom" 50 манат чистоц прибыли, то в 2020 годау -33 манат.

Таким образом, с 2018 по 2020 гг. показатели рентабельности снизились, что говорит о негативной тенденцией развития предприятия. Несмотря на высокую деловую активность, ООО «ТрансЕвроКом» получила недостаточно высокую прибыль. Следовательно, нужно говорить о необходимости роста эффективности деятельности предприятия. ООО «ТрансЕвроКом» следует предпринять комплекс определенных мероприятий по повышению эффективности производства.

Учитывая, выявленные в ходе анализа, проблемы в развитии ООО «ТрансЕвроКом», можно предложить следующие рекомендации по повышению эффективности деятельности

ООО. Одним из основных рекомендаций по повышению эффективности деятельности ООО «ТрансЕвроКом» предлагается увеличение объемов продаж за счет расширения рынка сбыта как показана на рисунке 1.

Расширение рынка сбыта можно добиться следующим образом

Рисунок 1 - Рекомендации по расширению рынка сбыта ООО «ТрансЕвроКом».

Для увеличения количества абонентов ООО «ТрансЕвроКом»:

1. Необходимо усилить маркетинговые коммуникации, задачей которого является максимизация объёмов реализации услуг. Существует очень много способов продвижения товара. Для продвижения товара используется такие эффективные каналы коммуникации, как Социальные сети, акции, Интернет, реклама, рассылки по почте, плакаты, коротких сообщений SMS, звонки консультанта лично клиенту, сезонные каталоги и др.

2. Необходимо продолжить расширять свою деятельность в регионах страны, расширять деятельности по стране в целом.

3. Можно также постоянным клиентам предлагать определенные пакеты по более высокую скорость доступа к Интернету, чем у конкурентов по тому же тарифу, а также определенную скорость доступа на максимальном рыночном тарифе. А для привлечения новых абонентов для проведение интернета можно предложить бесплатный модем или пользоваться интернетом бесплатно в течение первого месяца. ООО «ТрансЕвроКом» предлагается также запустить новое предложение, «3 в 1», в котором может предложить домашний телефон, домашний интернет совметстно с интерактивныя телевидинием.

В целом, все предприятия все время сталкивается с жестокой конкуренцией. Поэтому, чтобы быть лидером на рынке, а также для повышения эффективности своей деятельности, предприятия должны постоянно совершенствовать свои предлагающие услуги, посредством диверсификации деятельности дополнительных услуг.

Для привлечения новых абонентов организации следует расширить канал доступа к Интернету, обеспечить более высокой скоростью для сервисов. В рамках этого ООО «ТрансЕвроКом» смогут привлекать новых абонентов только новыми услугами, которые облегчают жизнь людей. Такими сервисами может выступить «Smart home», «Building Management System», что озачает «умное здание», «smart parking», «управление трафиком», «smart shopping», примером которого может служить технология iBeacon. В рамках создания дополнительных услуг, организация может предложить услуги по безопасности «умного дома», например, датчики дыма, затопления, открытия дверей или ворот, для облегчения жизни пожилых предложить услуги по оплате коммунальных услуг загородом и напрямую из дома и другие различные услуги.

Подводя итог, стоит сказать, что были предложены мероприятия по повышению эффективности деятельности ООО «ТрансЕвроКом по следующим направлениям:

1. Рекомендации по увеличению объемов продаж за счет расширения рынка сбыта.

2. Рекомендации по диверсификации деятельности дополнительных услуг, то есть создание дополнительных услуг.

Таким образом, если предприятие применит вышеуказанные предложенные рекомендации по повышению эффективности своей деятельности ООО «ТрансЕвроКом» повысит прибыль от деятельности. В результате предложенных мероприятий по расширению рынка сбыта посредством предоставления пакетов, новых предложений и акции для проведения инетрнета, использование таких эффективных каналов коммуникации, как социальные сети, акции, Интернет, реклама, рассылки по почте, плакаты, коротких сообщений SMS, звонки консультанта лично клиенту, сезонные каталоги и др., расширение своей деятельность в регионах страны, расширение деятельности по стране в целом, а также посредством диверсификации деятельности дополнительных услуг, то есть создание дополнительных услуг, компания сможет сохранить своих постоянных клиентов, а также привлеч новых абонентов. Все эти предложенные меры по расширению рынка сбыта может привести к получению больше прибыли

ЛИТЕРАТУРА

1. Гражданский кодекс Азербайджанской Республики от 28 декабря 1999 года № 779-IQ) http://continent-online.com/Document/?doc id=30420111#pos=4;-122

2. Закон Азербайджанской Республики «О лицензиях и разрешениях», г. Баку, 2016 года № 176-VQ.

3. http://www.transeurocom.az/ru/pages/42/69 https://www.migration.gov.az/content/pdf/d45e2cfdb528cdb7d53bef95cbf5e562.pdf

4. https://docs.google.com/document/preview?hgd=1&id=1I1w-PRYHSzW03-WSbnl6S pjlASnA0-PCJGZf0u-YiE

5. https://finzz.ru/rentabelnost-zatrat-kratko-raschet-formula-po-balansu.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.