Научная статья на тему 'ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ'

ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
336
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПОСТАВЩИКИ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ЗАКУПОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / КОНКУРСНЫЕ ТОРГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смакуев Азамат Джамалович, Беликова Дарья Михайловна

В статье рассмотрены теоретические вопросы оптимизации закупочной деятельности производственно-торгового предприятия. Выявление потенциальных поставщиков заключается в определении всех возможных поставщиков требуемого вида товаров, работ или услуг путем использования сведений о конкурсах поставщиков, выставках и ярмарках, рекламы и специализированных каталогов, формирования списка поставщиков, сбора и анализа информации об их деятельности. Оптимизация закупочной деятельности производственно-торгового предприятия осуществляется за счет грамотного подбора поставщиков и эффективных внутренних бизнеспроцессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO OPTIMIZE THE PROCUREMENT ACTIVITIES OF A MANUFACTURING AND TRADING ENTERPRISE

The article deals with theoretical issues of optimizing the purchasing activity of a manufacturing and trading enterprise. Identification of potential suppliers consists in determining all possible suppliers of the required type of goods, works or services by using information about supplier competitions, exhibitions and fairs, advertising and specialized catalogs, creating a list of suppliers, collecting and analyzing information about their activities. Optimization of the purchasing activity of a manufacturing and trading enterprise is carried out through the competent selection of suppliers and effective internal business processes.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

Научная статья

УДК 316.35

doi: 10.47576/2313-2086_2022_1_52

ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Смакуев Азамат Джамалович

Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Москва, Россия, smakuev91@mail.ru

Беликова Дарья Михайловна

Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Москва, Россия, dmbelikova20000@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические вопросы оптимизации закупочной деятельности производственно-торгового предприятия. Выявление потенциальных поставщиков заключается в определении всех возможных поставщиков требуемого вида товаров, работ или услуг путем использования сведений о конкурсах поставщиков, выставках и ярмарках, рекламы и специализированных каталогов, формирования списка поставщиков, сбора и анализа информации об их деятельности. Оптимизация закупочной деятельности производственно-торгового предприятия осуществляется за счет грамотного подбора поставщиков и эффективных внутренних бизнес-процессов.

Ключевые слова: потенциальные поставщики; оптимизация; закупочная деятельность; производственно-торговое предприятие; конкурсные торги.

Для цитирования: Смакуев А. Д., Беликова Д. М. Пути оптимизации закупочной деятельности производственно-торгового предприятия // Прикладные экономические исследования. 2022. № 1. С. 52-58. https://doi. org/10.47576/2313-2086_2022_1_52.

Original article

WAYS TO OPTIMIZE THE PROCUREMENT ACTIVITIES OF A MANUFACTURING AND TRADING ENTERPRISE

Smakuev Azamat J.

Russian State University named after A. N. Kosygina (Technology. Design. Art), Moscow, Russia, smakuev91@mail.ru

Belikova Daria M.

Russian State University named after A.N. Kosygina (Technology. Design. Art), Moscow, Russia, dmbelikova20000@mail.ru

Abstract. The article deals with theoretical issues of optimizing the purchasing activity of a manufacturing and trading enterprise. Identification of potential suppliers consists in determining all possible suppliers of the required type of goods, works

or services by using information about supplier competitions, exhibitions and fairs, advertising and specialized catalogs, creating a list of suppliers, collecting and analyzing information about their activities. Optimization of the purchasing activity of a manufacturing and trading enterprise is carried out through the competent selection of suppliers and effective internal business processes.

Keywords: potential suppliers; optimization; purchasing activities; production and trade enterprise; competitive bidding.

For citation: Smakuev A. D., Belikova D. M. Ways to optimize the purchasing activity of a manufacturing and trading enterprise. Applied economic research, 2022, no. 1, pp. 52-58. https://doi.org/10.47576/2313-2086_2022_1_52.

В современных условиях развития экономики очень актуален вопрос о грамотном управлении закупками в организациях, поскольку осуществление рациональных закупок позволяет эффективно вкладывать инвестиции, организовывать производственный процесс и обеспечивать конкурентоспособность производственно-торгового предприятия. Также значимость процесса оптимизации закупок в некоторых организациях связана с ростом объемов производства и соответствующим ростом закупаемых изделий и материалов, что заставляет закупщиков эффективно решать вопросы логистики и сокращения затрат [4].

В целом закупки для нужд производственно-торгового предприятия - это «процесс принятия решения, посредством которого официальная организация констатирует наличие нужды в закупаемых со стороны товарах и услугах, а также выявляет, оценивает и отбирает конкретные марки товаров и конкретных поставщиков из числа имеющихся в рынке» [5].

Можно предположить, что процесс оптимизации закупочной деятельности производственно-торгового предприятия заключается в грамотном подборе поставщиков с учетом количественной и качественной оценки, а также за счет оптимизации путей внутренних бизнес-процессов.

Основной проблемой в управлении закупками является выбор поставщика. Это объясняется тем, что в условиях рынка ведется усиленная конкурентная борьба между потенциальными поставщиками ресурса. Кроме того, не все поставщики могут быть надежными партнерами, по-могающимипроизводственно-торговомупред-приятию реализовывать поставленные цели [10].

Выявление потенциальных поставщиков заключается в определении всех возможных поставщиков требуемого вида товаров, работ или услуг путем использования сведений о конкурсах поставщиков, выставках и ярмарках, рекламы и специализированных каталогов, формирования списка поставщиков, сбора и анализа информации об их деятельности.

В большинстве современных производственно-торговых предприятий анализ поставщиков начинается с формирования количественных показателей, таких как уровень цен продукции и условия платежа; географическое положение поставщика; возможные сроки выполнения экстренных заказов; частота и надежность поставок; резервные мощности предприятия и т. д. [2]

После проведенного анализа и уменьшения количества возможных поставщиков оставшиеся оцениваются с точки зрения максимального удовлетворения потребностей производственно-торгового предприятия в обеспечении товарами, работами или услугами, что создается качественными показателями, в качестве которых могут рассматри -ваться [11]: имидж поставщика; отсутствие негативных мнений о поставщике среди партнеров или в СМИ; возможность длительных отношений, надежность поставок.

Малые и средние производственно-торговые предприятия зачастую ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции [7].

Следует отметить, что малые производственно-торговые предприятия за счет своей мобильности могут себе позволить работать

с достаточно большим количеством поставщиков, что дает им ряд преимуществ:

1) появляется возможность для проведения переговоров по поводу цен, качества товара, условий поставки или других обязательств в рамках договора поставки;

2) доступен выбор нового поставщика, если один из старых поставщиков не может продолжать дальнейшее сотрудничество или испытывает временные трудности, связанные с условиями поставки, качеством продукции, обслуживания и т. д.;

3) возможность решения проблем, которые возникают при увеличении объемов продаж, которые изначально не были в планах.

Однако крупным организациям, долго функционирующим на рынке, для оптимизации процесса закупок, напротив, следует рассматривать сотрудничество с небольшим количеством поставщиков. Это объясняется тем, что, опираясь на предыдущий опыт, на собственную информацию, процесс закупок ведется с проверенными поставщиками, в связи с чем утверждение договоров и разрешение предварительной оплаты к поставке осуществляется по упрощенной схеме.

Крупные производственно-торговые предприятия понимают, что работа с множеством поставщиков подвержена риску. Если поставщик не выполняет вовремя определенные требования заказчика, то это ведет к разрыву договоров и финансовым потерям, что недопустимо для крупных организаций.

Для того чтобы таких ситуаций не возникало, закупщики в крупных организациях выбирают поставщиков на основе следующих критериев: опыт работы; качество товара; на -дежность поставки, возможность внеплановых поставок; географическое расположение поставщика; условия платежа; конкурентные преимущества; возможность осуществления длительного партнерства; готовность к поставке; финансовое состояние поставщика и т. д.

В последнее время одной из распространенных форм поиска потенциальных поставщиков помимо общепринятых (изучение рекламных материалов, фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации; посещение выставок и ярмарок; переписка и личные контакты с возможными постав -щиками) являются конкурсные торги [3].

Конкурсные торги (тендеры) проводятся в случае, если планируется наладить долгосрочные связи между поставщиком и потребителем. При этой форме взаимоотношений выгода двусторонняя: поставщик получает точное представление об условиях работы с потребителем, а потребитель совмещает решение проблем получения требуемого товара и выбор наилучшего во всех отношениях поставщика [6].

Проведение тендера включает следующие этапы: реклама; разработка тендерной документации; публикация тендерной документации; приемка и вскрытие тендерных предложений; оценка тендерных предложений; подтверждение квалификации участников торгов; предложение и присуждение контракта.

Еще одной формой поиска поставщика яв -ляются письменные переговоры. Они могут быть организованы двумя способами. При первом инициатива вступления в переговоры исходит от продавца товара. Он рассылает потенциальным покупателям своей продукции предложения (оферты - документы, аналогичные предложениям, получаемым от поставщиков при проведении конкурсных торгов). Оферты могут быть твердыми и свободными. Твердая оферта направляется только одному покупателю с указанием срока действия оферты, в течение которого продавец не может изменить свои условия. Свободная оферта не включает в себя никаких обязательств продавца по отношению к покупателю. Она может высылаться неограниченному числу потенциальных потребителей и включать как перечисленные выше реквизиты, так и рекламно-информационные материалы.

При втором способе организации письменных переговоров между поставщиком и потребителем инициатива вступления в переговоры исходит от покупателя. Он рассылает потенциальным поставщикам коммерческое письмо или запрос, главной целью которого является получение предложения (оферты) [9].

В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется. После того как найдены основные поставщики, организация должна задуматься об оптимизации своих внутрен-

них бизнес-процессов закупочной деятельности.

Прежде всего для достижения максимальной эффективности закупок организациям следует систематизировать информацию о затратах на произведенные закупки, оптимизировать процедуры закупок и усовершенствовать соответствующую организационную модель [8]. Цель оптимизации закупок не ограничивается экономией денежных средств. Этот путь дает производственно-торговому предприятию ряд нефинансовых преимуществ, одним из которых является прозрачность. Если руководители организаций обладают точной информацией обо всех этапах процесса закупок, а именно где и в каком объеме затрачиваются денежные ресурсы, то, используя несложные стандартные процедуры ведения бюджетных расходов, руководители могут принимать более конструктивные решения и эффективнее разрабатывать планы на будущие периоды работы предприятия. Более того, за счет обеспечения прозрачности процесса закупочной деятельности у производственно-торгового предприятия появляется возможность сокращения или даже предотвращения мошенничества среди сотрудников.

Затем, чтобы управлять бюджетом закупок более эффективно, руководители организаций должны обладать точной информацией о затратах не только по конкретным категориям, но и всем расчетам с поставщиками. Руководители должны распределить все товары, получаемые от поставщиков, на однородные категории. Одновременно руководителям следует ограничить количество категорий таким образом, чтобы это помогало принимать эффективные решения. Для того чтобы они могли четко и правильно оценить объем и состав каждой из категорий, руководители должны постоянно мони-торить все выставленные счета, бюджеты производственно-торгового предприятия, а также соответствующие данные от поставщиков.

В-третьих, отдел, который осуществляет закупки, должен разработать для каждой категории товаров индивидуальную стратегию снабжения с учетом определенных факторов, таких как сложность продуктов и уровень конкуренции на рынке поставщиков, что позволит эффективно использовать ресурсы

и оптимизировать процесс закупок производственно-торгового предприятия.

Кроме того, следует определенным образом регламентировать участие сторон в процессе закупок. Регламентация должна быть осуществлена посредством создания официальных каналов взаимодействия, с помощью которых закупщики и поставщики будут коммуницировать и собирать требуемые данные, что позволит сторонам не только эффективно координировать свои интересы, но и сокращать вложенные средства.

Для любого производственно-торгового предприятия оптимизация закупок должна быть сформирована грамотными специалистами, что возможно только при постоянном развитии их навыков. Для этого организациям необходимо разработать специальные учебные программы, которые будут касаться отдельных видов закупок. Обучение должно касаться отдельных аспектов закупок, это может быть получение профессиональных навыков в сфере ведения переговоров о заключении контрактов, а также получение знаний об отдельных категориях (например, определенные технические знания, которые точно потребуются при осуществлении реализации и оптимизации закупок 1Т-услуг). Также возможна разработка программ по развитию организационных навыков, таких как обучение и наставничество.

Для того чтобы создать определенную учебно-образовательную программу лучше всего начать с формирования небольшой группы компетентных специалистов, которые будут проводить намеченные мероприятия. Когда процессы оптимизации будут апробированы на основных категориях, эта рабочая группа сможет использовать методы, оказавшиеся действенными на предыдущих этапах, для оптимизации затрат применительно к другим категориям. В частности, рабочая группа может обучать сотрудников учреждения использовать эти методы и таким образом постепенно формировать необходимые навыки на уровне производственно-торгового предприятия. При этом будет весьма неплохо, если руководители сумеют предложить сотрудникам новые возможности карьерного роста и потребуют от них разработать индивидуальные планы по раз-

витию профессиональных навыков, составленные с учетом приоритетных направлений деятельности учреждения и в соответствии с существующей системой оценки эффективности.

Таким образом, можно проследить несколько этапов осуществления закупочной деятельности:

1) осознание проблемы - осознание нужды в ресурсах, которые можно приобрести на стороне (например, если организация принимает решение о выпуске нового товара или замене старого новым);

2) общее описание нужды - процесс оценки характеристики требуемых ресурсов; на данном этапе закупщики ранжируют значимость таких показателей, как надежность, долговечность, стоимость и т. д.;

3) оценка характеристик товара - составление конкретных технических условий товаров, необходимых для производственно-торгового предприятия;

4) поиски поставщиков - путем анализа информации посредством сети Интернет или на основе внутренних источников информации.

Подводя итоги проведенного исследования, необходимо отметить, что оптимизация закупочной деятельности производственно-

торгового предприятия в первую очередь осуществляется за счет грамотного подбора поставщиков, однако не следует забывать об оптимизации внутренних бизнес-процессов.

Найденный поставщик считается подходящим только после проведения его количественной и качественной оценки, а рационализация внутренних бизнес-процессов производственно-торгового предприятия (путем систематизации информации о затратах на закупки, распределения закупок товаров по однородным категориям, разработки индивидуальной стратегии снабжения для каждой категории товаров, регламентации работы участников закупок и разработки учебных программ, необходимых закупщикам для осуществления успешной профессиональной деятельности) уже помогает завершить процесс совершенствования закупочной деятельности предприятия [1].

Безусловно, практическая значимость вышесказанных позиций определяется тем, что содержащиеся в них положения и рекомендации по оптимизации закупок доведены до конкретных предложений по использованию коммерческого и стратегического потенциала предприятиями.

Список источников

1. Акимов Н. А., Конайков М. А. Международно-правовое регулирование государственных закупок: учеб. пособие. М.: МГУУ Правительства Москвы, 2018. 80 с.

2. Артемьев Н. В., Мараев К. Е. К вопросу о развитии законодательства о закупках // Актуальные проблемы экономической безопасности и ресурсного обеспечения органов внутренних дел: сборник статей всероссийской научно-практической конференции. 2018. С.123-128.

3. Галай Е. О., Логунова Н. Ю. Планирование и организация закупок пищевого сырья, полуфабрикатов и товаров // Актуальные проблемы экспертизы, технического регулирования и подтверждения соответствия продукции текстильной и легкой промышленности: сборник научных трудов по материалам 2-го круглого стола с международным участием. М., 2022. С. 153-158.

4. Горожанкина П. А., Бузулуцкая М. В. Современная закупочная логистика товаров: планирование и организация // Актуальные вопросы экономики, коммерции и сервиса: сборник научных трудов кафедры коммерции и сервиса. М., 2021. С. 24-31.

5. Котлер Ф. Основы маркетинга / пер. с англ. М.: ИД Вильямс, 2007. 656 с.

6. Лобачев В. О., Мишаков В. Ю. Этапы оказания консультационно-экспертных услуг поставщику потребительских товаров согласно федеральному закону №44-ФЗ // Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития (Вектор-2020): сборник материалов всероссийской научной конференции молодых исследователей с международным участием, посвященной Юбилейному году в ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина». 2020. С. 111-114.

7. Митьковская И. В. Понятие и сущность контрактной системы в сфере закупок // Современные научные исследования и инновации. 2014. URL: http://web.snauka.ru/ issues/2014/10/39593 (дата обращения: 13.03.2021).

8. Райнеке Н. Совершенствование системы закупок // Вестник McKinsey. 2011. № 23. URL: http://vestnikmckinsey.ru/archive/nomer-23 (дата обращения: 13.03.2021).

9. Стрекалов С. В. Предложения по оптимизации организации закупочной деятельности промышленных предприятий // Молодой ученый. 2016. URL: https://moluch.ru/ archive/124/34223/ (дата обращения: 10.03.2021).

10. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (принят ГД РФ 22.03.2013). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Федеральный закон от 07.06.2013 №114-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (принят ГД РФ 15.05.2013). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

References

1. Akimov N.A. Konaykov M.A. International legal regulation of public procurement: textbook. manual. M.: Moscow State University of the Government of Moscow, 2018. 80 p.

2. Artemyev N.V., Maraev K.E. On the development of procurement legislation. In the collection: Actual problems of economic security and resource provision of internal affairs bodies. Collection of articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference. 2018. pp. 123-128.

3. Galai E.O., Logunova N.Yu. Planning and organization of purchases of food raw materials, semifinished products and goods. In the collection: Actual problems of expertise, technical regulation and conformity assessment of textile and light industry products. Collection of scientific papers based on the materials of the 2nd Round Table with international participation. Moscow, 2022. pp. 153-158.

4. Gorozhankina P.A., Buzulutskaya M.V. Modern procurement logistics of goods: planning and organization. In the collection: Topical issues of economics, commerce and service. Collection of scientific papers of the Department of Commerce and Service. Moscow, 2021. pp. 24-31.

5. Kotler F. Fundamentals of marketing: Trans. from English. M.: ID Williams, 2007. 656 s.

6. Lobachev V.O., Mishakov V.Yu. Stages of providing consulting and expert services to a supplier of consumer goods in accordance with Federal Law No. 44-FZ. In the collection: Economy today: current state and prospects of development (Vector 2020). Collection of materials of the All-Russian Scientific Conference of Young Researchers with International participation dedicated to the Anniversary Year at the Kosygin Russian State University. 2020. pp. 111-114.

7. Mitkovskaya I.V. The concept and essence of the contract system in the field of procurement. Modern scientific research and innovation. 2014. http://web.snauka.ru/issues/2014/10/39593 (accessed 13.03.2021).

8. Reinecke N. Improving the procurement system. Bulletin of McKinsey. 2011. No. 23. URL: http://vestnikmckinsey.ru/archive/nomer-23 (accessed 13.03.2021).

9. Strekalov S.V. Proposals for optimizing the organization of procurement activities of industrial enterprises. Young scientist. 2016. URL: https://moluch.ru/archive/124/34223 / (accessed 10.03.2021).

10. Federal Law No. 44-FZ of 05.04.2013 (ed. of 24.02.2021) "On the contract system in the procurement of goods, works, services for state and Municipal needs": (adopted by the State Duma of the Russian Federation on 22.03.2013). ConsultantPlus.

11. Federal Law No. 114-FZ dated 07.06.2013 "On placing orders for the supply of goods, performance of works, provision of services for State and Municipal Needs": (adopted by the State Duma of the Russian Federation on 15.05.2013). ConsultantPlus.

Информация об авторах

Смакуев Азамат Джамалович - аспирант, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Москва, Россия, smakuev91@mail.ru Беликова Дарья Михайловна - Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Москва, Россия, dmbelikova20000@mail.ru

Information about the authors

Smakuev Azamat D. - post-graduate student, Russian State University named after A. N. Kosygina (Technology. Design. Art), Moscow, Russia, smakuev91@mail.ru Belikova Daria M. - Russian State University named after A.N. Kosygina (Technology. Design. Art), Moscow, Russia, dmbelikova20000@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.