Научная статья на тему 'Пути оптимизации взаимодействия прессы и общества'

Пути оптимизации взаимодействия прессы и общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
258
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЙОННАЯ ГАЗЕТА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ / ПРИЕМЫ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ / ТОЧКА ЗРЕНИЯ РЯДОВОГО ЧЕЛОВЕКА / СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ / ЭКОНОМИЧЕСКОЙ / ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДИАЛОГИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ / REGIONAL NEWSPAPERS OF THE VOLGOGRAD REGION / SOCIAL DIALOGUE / WAYS OF REPRESENTATION / PUBLIC OPINION / TRANSACTORS OF POLITICAL / ECONOMICAL AND DOMESTIC ACTIVITIES / DIALOGICAL GENRES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Назарова Т. В.

Описаны основные приемы организации социального диалога в районных газетах Волгоградской области. Проанализированы приемы представления точки зрения граждан, субъектов политической, экономической, хозяйственной деятельности. Выявлены цели и функции произведений диалогических жанров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the basic methods of social dialogue in regional newspapers of the Volgograd region are described. The ways of representation of public opinion and points of view of transactors of political, economical and domestic activities are analyzed. Aims and functions of texts in dialogical genres are identified.

Текст научной работы на тему «Пути оптимизации взаимодействия прессы и общества»

©Назарова Т.В., 2010

УДК 070 ББК 76.120

ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕССЫ И ОБЩЕСТВА

Т.В. Назарова

Описаны основные приемы организации социального диалога в районных газетах Волгоградской области. Проанализированы приемы представления точки зрения граждан, субъектов политической, экономической, хозяйственной деятельности. Выявлены цели и функции произведений диалогических жанров.

Ключевые слова: районная газета Волгоградской области, социальный диалог, приемы репрезентации, точка зрения рядового человека, субъекты политической, экономической, хозяйственной деятельности, диалогические жанры.

За последние десятилетия произошли кардинальные изменения в типологической структуре газетно-журнальной периодики, обусловленные глубокими социально-политическими преобразованиями в стране. На информационном поле появились принципиально новые по своим целям и задачам масс-медиа. К их числу относятся и муниципальные, и независимые городские газеты. Анализ прессы локальных территориальных сообществ особенно актуален в контексте начавшейся реформы местного самоуправления, которое будет являться одним из важнейших институтов демократического гражданского общества. Городские СМИ могут стать организаторами общественного диалога, каналом влияния социума на процесс обсуждения и принятия решений, но могут превратиться в инструмент местной власти или пропагандиста общественного индифферентизма.

Проблемы модернизации газет малых городов стали предметом обсуждения на семинарах, проведенных кафедрой журналистики Волгоградского госуниверситета совместно с редакторами и сотрудниками СМИ Волгоградской области в июне и сентябре 2009 года.

В последнее десятилетие все волгоградские газеты декларируют развитие конвенциональных стратегий. Сотрудниками газет осознано, что городские печатные СМИ должны принять на себя основную нагрузку по формированию ядра гражданского общества, способного, столкнувшись с социальной проблемой, публично выражать свое мнение, участвовать в дискуссии, реально влиять на принятие ответственных решений. Превращение газет в площадку для ведения общественного диалога предполагает изменение представлений о социальной роли журналистики. Участниками семинара отмечено, что не следует преувеличивать возможности СМИ, необходимо преодолеть стереотипные представления о СМИ как «четвертой власти», о том, что «журналистика - рупор общества». Выступающие сошлись во мнении, что СМИ на данном этапе - посредник (медиатор), их цель - организовывать и поддерживать постоянный общественный диалог с целью достижения баланса сил в обществе. СМИ не претендуют на власть над обществом, но в то же время оказываются важным и необходимым элементом общественного процесса.

Характер обмена информацией на семинаре был определен самими журналистами. Они обратили внимание на существование большого количества научных работ, где политологами, социологами, философами, теоретиками СМИ аргументированно доказывается необходимость организации в СМИ соци-

ального диалога, прогнозируется его влияние на развитие прямой демократии, гражданского общества. Однако практически отсутствуют рекомендации о том, как его организовывать, нет работ, где бы анализировался и обобщался опыт конкретных изданий. Чтобы восполнить этот пробел, на кафедру журналистики ВолГУ были представлены материалы районных газет за 2009 год, в ходе их совместного анализа и обсуждения уточнялись границы понятия «социальная журналистика» и пути оптимизации взаимоотношений прессы и общественности.

Превращение газет в площадку для ведения общественного диалога предполагает изменение характера политической информации. Но изменений пока немного. Обсуждение и постановлений районного и городского правительства не организуется до их принятия. Газеты ограничиваются публикацией сообщений о готовящихся решениях, текстов проектов. Вместо выступлений специалистов-экспертов с оценками проектов и предложениями альтернативных решений, результатов опросов рядовых граждан, чья деятельность и интересы затрагиваются готовящимися изменениями, публикуются интервью с депутатами городской думы, имеющие смысл PR акций. Журналисты ссылаются на отсутствие независимых экспертов в районе. Но в ходе семинарского обсуждения удалось прийти к выводу, что оценить деятельность местной власти могли бы специалисты соседних районов и областного центра, и эти связи необходимо налаживать. Кроме того, необходима информация о том, как решаются те же социально-экономические проблемы в других районах, нужны профильные обзоры по области, и эту работу нужно организовывать совместно с областной «Волгоградской правдой». Опросы жителей проводятся редко и оцениваются только итоги мероприятий власти, предполагается недостаточная компетентность рядовых жителей для обсуждения проектов мероприятий. Это в принципе неверная установка, иное дело, что проведение таких опросов очень трудоемко. Отслеживание эффективности действий исполнительной власти фрагментарно, опросы рядовых граждан не репрезентативны, отсутствуют постоянные рубрики, которые могли бы с четкой перио-

дичностью информировать о деятельности всех ветвей и подразделений городской, районной власти. Однако приемы организации обратной связи постепенно вырабатываются и заслуживают внимания.

Диалог власти и общества пока затрагивает только социальную сферу. На семинарах удалось прийти к выводу, что понятие «социальная журналистика» не сводимо просто к социальной теме. Формально материал может быть обращен к социальной проблематике, но по сути не раскрывать значения события для общества. Большинство номеров районных газет содержат публикации о газификации, модернизации теплоснабжения, ходе программы «Чистая вода», благоустройстве городов, ремонте школ, больниц, защите прав потребителей. Издания настойчиво сигнализируют о том, что городские газеты в первую очередь служат интересам граждан, ставят целью организацию диалога между жителями и местной властью. Многие издания отказались от приемов монологической подачи информации, однонаправленного характера сообщений об успешном выполнении властью планов социальной политики. Корреспонденции включают элементы репортажа и интервью с гражданами. Например, в газете «Авангард» Новоаннинского района рубрика «Будни городской власти» сообщает о выполнении мэром предвыборной программы 2007 года не в форме отчета, а в виде рассказа о его поездке по вечерним улицам, беседах с горожанами. В корреспонденции «Ночь. Улица. Фонарь...» [13, с. 2] звучат голоса участников программы «Модернизация объектов теплоснабжения». Люди и благодарят, и жалуются. О благодарностях сообщается подробно, но даже попытки проанализировать проблемы теплоснабжения нет. Включены реплики горожан, где люди говорят о том, что у них нет денег, чтобы поменять систему в квартире и перейти на поквартирное отопление, а центральное отопление часто не работает. Журналист напоминает, что за состояние коммуникаций отвечает собственник жилья и советует промыть неработающие батареи. О тех, кто из-за безденежья в принципе не может принять участие в программе модернизации, речь не идет: «Сколько людей, столько и мнений», предлагается «ценить поддержку власти»,

подсчитывается, во что обошлась городской казне модернизация в 36 квартирах. Тема теплоснабжения неожиданно обрывается, и далее в этой же корреспонденции говорится об улучшении освещения на улицах, чистке колодца, обещании вывезти строительный мусор. Материал, имеющий диалогическую структуру, превращается в традиционный отчет об успешной деятельности мэра. В центре внимания журналиста не социальные проблемы, а создание позитивного имиджа городского главы в преддверии осенних перевыборов.

Материалов, имитирующих диалог власти и народа, по-прежнему достаточно много. Так, газета «Искра» Котельниковского района в корреспонденции «Школа, клуб, больница» (рубрика «Власть и народ») сообщает о встречах главы района с жителями поселка Выпасной [15, с. 2]. Жители говорят о своих нуждах, глава района о включении этих вопросов в план мероприятий. Ни одна из тем не обсуждается конкретно (не называются ни сроки, ни ресурсы, данные не сопоставляются с другими поселениями). Целью произведения остается создание образа главы - динамичного, готового работать с людьми, «слышать» их нужды, им покровительствовать, хотя обычное выполнение должностных обязанностей в принципе не является информационным поводом.

В целом приемы информирования о деятельности власти сохранили традиционную схему: с наступлением отчетного периода с главой района и его заместителями организуются интервью. Диалогический жанр представляет собой информационный отчет (без комментариев) о сделанном по каждому направлению районного хозяйства. Эти материалы выполняют только информационные функции, хотя без оценки деятельности власти со стороны общества эта информация остается неполной.

И все же в ходе исследования были выявлены и попытки преодоления стереотипов в освещении деятельности власти, и попытки отойти от спекулятивного использования социальных тем. Редакция газеты «Авангард» объявила об организации круглого стола по проблемам городского хозяйства, горожанам было предложено дать оценку дея-

тельности мэра письменно и по телефону. Но отчет об этом мероприятии носил формальный характер.

В газете «Придонские вести» Октябрьского района постоянно ведется рубрика «Хочу спросить у главы». В ней публикуются выдержки из писем читателей, причем газета принципиально не смягчает резкости выражений. Например, жители требуют у главы поселения объяснений по поводу задержки газификации: «Мы за вас голосовали и верили вам, а вы нас обманываете. Скажите людям правду в глаза» [11, с. 1] Редакция считает своей обязанностью найти ответственных лиц, добиться ответа и публикует его рядом с письмом. Далее сообщается о том, как должны действовать граждане, попавшие в проблемную ситуацию, куда и с какими документами следует обращаться (например, так был построен диалог о задержке государственных субсидий фермерам в номере от 4 июля).

В наиболее сложных ситуациях эта газета организует встречу недовольных жителей, глав поселений и районной администрации и публикует подробный репортаж. Даже если конфликтная ситуация между жителями района и властью не без постоянного вмешательства газеты в конце концов урегулирована и проблема в определенной мере решена, «Придонские вести» не спешат с поздравлениями. Когда 11 июля состоялось торжественное открытие газопровода «ГРС Октябрьский - х. Заливский», о зажжении символического факела газета не писала. Редактор А. Ромашкин подготовил корреспонденцию на целую полосу «Первый газ и первый блин» [9, с. 4], где рассказал о «цене вопроса». Подробно описаны действия наиболее активных хуторян в ситуации, когда «все правы, а газа нет» и задержки бесконечны, рассказано, как собирали поселковые сходы, вызывали прессу, глав поселения и района, названы фамилии бездействующих депутатов. Такой рассказ демонстрирует читателям, как следует поступать в подобных ситуациях. Для наглядности объемный материал разбит на главки с точными названиями, характеризующими деятельность хуторян, позицию власти: «Тот, кому больше всех надо», «Ждать или не ждать» «Обещать или не обещать». Даны фотографии, демонстрирующие противоборство сто-

рон. В заключение дана оценка с учетом социального контекста и точки зрения общества: газ подключен к объектам соцкультбыта и 17 подворьям, а всего их 319 - до общей радости далеко.

В рассмотренном случае коммуникация между властью и жителями организовывалась редакцией (главы администрации являлись на сходы отчасти и потому, что с этой просьбой и обещанием на них присутствовать к ним обращался редактор районки) с целью дать сторонам высказаться, прояснить ситуацию и снизить остроту конфликта, поскольку причиной была задержка финансирования из областного бюджета. Вмешательство газеты, безусловно, повлияло и на скорость пуска объекта. Но конфликтная коммуникация в этом издании нередко выполняет и другие функции. В этом же номере за 11 июля сообщается и об иной деятельности главы районной администрации. Под рубрикой «Депутатский вопрос» полностью опубликовано письмо депутата районной Думы, где ставится вопрос, почему в квартире, приобретенной на бюджетные деньги для приглашенных из областного центра врачей, живет сын главы района [7, с. 2]. На соседней полосе опубликован ответ главы района, оправдывающий его действия [8, с. 3]. Редакционная позиция выражена в художественном произведении - притче «Полуправда» с подзаголовком «Современная отечественная проза» [4, с. 3]. Речь идет о неполноте предоставляемой информации и выгодности такого приема. Редакция не предпринимает собственного расследования и других комментариев не дает, хотя депутат и газету обвиняет в создании имиджа «мудрого и компетентного» главы района. Обвинение в адрес газеты выделено жирным шрифтом, но судить и о действиях главы и о работе журналистов предоставляется читателю. Очевидно, редакция рассчитывает на то, что сама конфликтная информация способна привлечь и дольше обычного удерживать внимание аудитории, спровоцировать переоценку происходящего в райцентре.

Значительно удачнее в районной прессе организуется диалог между гражданами -субъектами хозяйственной, торговой, административной деятельности. Практически во всех газетах организованы постоянные руб-

рики «Потребительский спрос», «Потребитель всегда прав». Выявляются отработанные редакциями стандарты подачи информации. Последовательно описывается факт нарушения, действия, предпринятые потребителем. По каждому конкретному случаю даются все ссылки на законы, разъясняется их суть, указываются все необходимые документы и действия, которые действительно нужно предпринимать недовольному потребителю. Описываются действия суда и приговор, даются рекомендации потребителям, способные предотвратить подобные случаи.

Конфликтные ситуации между гражданами и отдельными организациями изучаются сотрудниками всех редакций. В построении материалов выявляется типичная схема: публикуется обращение в редакцию граждан, а затем ответ, полученный журналистом в соответствующих инстанциях. Как правило, конфликт разрешается. Например, по поводу очередей в сбербанке со страниц «Придонских вестей» звучит резкий голос читателей: «Это унижает наше человеческое достоинство» [1, с. 3]. И следом - ответ виновных. Такая публикация писем убеждает в способности газеты слышать и понимать свою аудиторию, выполняет консолидирующие, мобилизующие функции.

Наиболее последовательно работу по защите прав граждан ведут в «Придонских вестях», поэтому жители Октябрьского района к журналистам обращаются постоянно, они знают, что тревожный звонок в редакцию повлечет исследование ситуации, разрешение проблемы, а иногда и постановку более крупных социально-психологических вопросов. Так, рассказ об обмане покупателей угля в номере за 7 ноября был вынесен на первую полосу и помещен не в обычной рубрике для потребителей, а в рубрике «Тема для размышлений». Уже в лиде корреспонденции «Заплатите позже» [10, с. 1] конкретный случай представлен как типичный для страны, где стремление к деньгам снимает все нравственные запреты и люди утрачивают человеческий облик. Прежде чем рассказать о происшедшем, редактор прямо обращается к читателю, рисует гипотетическую аналогичную ситуацию, в которую может попасть каждый. Эмоционально затронув читателя, предлага-

ет осмыслить факты. Они поданы в виде последовательного ряда сцен, диалогов с обманутыми, затем с рядовыми служащими склада, директором. Оправдания, похожие на обвинения, убеждают в том, что на складе никто не виноват, не очень понятно написали объявление о цене, не сразу сами разобрались с расценками. Автор показывает, что нет возможности формально доказать вину работников склада и улики уже уничтожены. Но постоянно используется включение голосов жителей, они сообщают некоторые мелкие детали. Благодаря им у читателя растет ощущение обмана, он видит людей, которые и не договариваясь объединены желанием обмануть во что бы то ни стало. Автор, солидаризуясь с читателем, приходит к этому же выводу. В конец корреспонденции выносится ударная сцена, записанная со слов очень бедной женщины, которая одна воспитывает ребенка. Ей, как и всем, пришлось заплатить цену в три раза больше, чем было указано в объявлении. Но и после этого даже шофер, привезший уголь, соглашается выгрузить его не перед двором, а за забором, только забрав у женщины последние 20 рублей. Одним-дву-мя словами автор рисует портреты обманутых, из их реплик ясно, как они могли бы сэкономить, имея точную информацию. Заканчивается корреспонденция пессимистичным замечанием о том, что разбираться в происшедшем некому и наказан никто не будет. Но ведь материал опубликован, назван склад, директор, сотрудники, причем в маленьком городе, где все друг друга знают. Эффективность подобных выступлений газеты, наверное, выше, чем информация в рубрике «По сводкам ГУВД».

Одной из важнейших социальных проблем является труд: его организация, эффективность, вопросы условий труда и заработной платы, проблемы отношения к труду, наставничеству, повышению квалификации. Все это традиционные для районных газет темы. Треть или более материалов каждой из рассмотренных газет посвящены информации о труде предприятий, фермеров. В газете «При-хоперье» Алексеевского района существует несколько постоянных рубрик, посвященных этим темам: «Коллектив и личность», «Человек и его дело», «Дела сезонные», «Твои люди,

село», «Опыт хозяйствования». Основное внимание уделяется факторам повышения эффективности, как правило, рассказывается о результативных технологиях с целью трансляции позитивного опыта. Типичны материалы о трудовых династиях, победителях конкурсов - ставится цель поднять престиж сельского труда. В зарисовках обычно указывается, кем и на каких машинах работал герой, его родственники, включаются, как правило, короткие реплики успешных производственников, рапортующих о своих свершениях или бегло упоминающих о проблемах. Таковы, например, зарисовки «За отцами идут сыновья» [3, с. 1], «Быть верным земле-кормили-це» [2, с. 3]. Эти материалы выполняют только информационную функцию, да и информацию предоставляют далеко не полную. По мнению участников семинара, социальный смысл журналистские произведения о труде приобретут, когда главным объектом изображения станет сам процесс труда. Для этого журналист должен перестать быть посторонним наблюдателем, в лучшем случае задавшим по телефону один-два формальных вопроса. Большая часть участников семинара предлагает использовать методы непосредственного наблюдения, не интервью, а беседы с работниками, причем с большим числом. Предполагается, что, высказывая свое мнение о работе предприятия, рассказывая о том, как организован труд на других соответствующего профиля, журналист сможет организовать разговор по существу. Это требует большой компетентности журналиста, организации работы редакции по принципу закрепления за каждым определенных тем. Кроме того, журналист не должен ограничиваться информационными целями, необходимо почувствовать себя участником производственных процессов, ставить целью обмен позитивным опытом решения производственных и организационных задач.

Определенные шаги в этом направлении делаются во всех районных газетах. Например, попытка разобраться в том, как организуется закупка молока у населения, представлена в газете «Авангард». Корреспонденция А.П. Кудряшова «Молочные реки» [5, с. 3] по форме напоминает путевой очерк. Журналист посетил Филоновское сельское поселение (ли-

дер в районе по закупкам молока), обошел дворы, поговорил с производителями, закупщиками, узнал, как организуется весь цикл. Эмоционально, с любовью описаны крестьянские дворы. Воспроизведена история создания закупочного предприятия, все тонкости тяжелой работы. Но в целом он малоинформативен. Вся корреспонденция состоит из диалогов крестьян. Говорят и о существующих проблемах. Но автор выступает как посторонний наблюдатель, старательный стенографист. Если по поводу задержек государственных субсидий ответ нашелся у закупщика, и он уговаривает сдатчика не бросать производство, то остальные проблемы просто зафиксированы. Остро стоит вопрос с кормами - земли вокруг села скуплены каким-то предприятием, сельчанам сено заготавливать невозможно. Но тема не развивается. Люди говорят о пенсии: ферма закрылась, до пенсионного стажа не хватило четыре месяца, работать негде, уехать невозможно. Но и это только фиксируется журналистом. Он не обращается к юристам, не выясняет, как этот вопрос решается с помощью служб занятости. Таких материалов много, журналисты отмечают, что им стало гораздо интереснее работать, когда стали стремиться к представлению точек зрения участников событий. Как только зазвучал голос народа, стали обнажаться проблемы, которые его действительно волнуют. Но далеко не все журналисты готовы искать их решения и осознают цели начатого диалога.

Интересные приемы выявления эффективности работы предприятия, его социального значения используются в «Придонских вестях». Редакция проводит опросы. В Международный день потребительской кооперации газета опубликовала поздравления руководителей двух имеющихся в райцентре предприятий своим сотрудникам [14, с. 2]. Председатель производственного общества рассказал о трудностях хлебопекарного дела, проблемах качества, высокой себестоимости в связи с малым объемом производства, латаных машинах. Призвал своих сотрудников «не опускать руки». В нижней части полосы редакция опубликовала результаты проведенного на рынке опроса жителей [12, с. 2]. Те единодушно сказали, что продукцию местную не поку-

пают, хлеб невкусный, хранить невозможно, предпочитают привозной. Комментариев редакции нет. Ее сотрудники сумели на практике применить один из важнейших приемов гражданской журналистики, и деятельность кооперации оценил сам народ. О качестве продукции теперь, наверное, будут задумываться и все местные производители. Работники кооперации переживают публикацию как личную трагедию. О недостатках качества хлеба говорил и руководитель (чьи слова опубликованы в верхней части полосы). Он обозначил и главную проблему предприятия -недостаток средств на развитие производства, малый объем продаж. Положение предприятия может стать темой дальнейшего обсуждения, вопрос может быть поставлен и шире, вылиться в разговор о судьбе мелких производителей в районе, проблемах кредитования мелкого и среднего бизнеса. И диалог на эту тему газетой начат.

Обсуждались на семинаре и приемы укрепления связей СМИ со своими читателями. Почти все сотрудники районных газет отмечают, что основной прием налаживания взаимоотношений с обществом - демонстрация интереса к судьбе отдельного человека, к его проблемам, чаяниям. Во всех без исключения газетах существуют постоянные рубрики, под которыми помещают очерки о земляках («Человек рядом с нами», «Наши земляки», «Люди труда» и тому подобные). Эти рубрики существуют традиционно, много лет. Организовывались они ради освещения важнейшей социальной проблемы - морального состояния общества. Смысл этих произведений - пропаганда ценностей труда, семьи, не потребительского, а созидательного, альтруистического отношения к жизни. Причем в этих очерках тоже звучит голос самих жителей района - рассказ ведется от лица героев, включены реплики знакомых, родственников, сослуживцев. В редакциях убеждены, что о нравственном кризисе должны говорить те, кто может служить образцом для подражания, кого знают и уважают. По замыслу эти произведения должны выполнять и функцию моральной поддержки жителям села, живущим в постперестроечное время в очень непростых условиях. В очерках о земляках им предъявляется пример муже-

ственного выживания в еще более тяжелое время. Поэтому, как правило, основное внимание уделяется подвигам, совершенным во время войны, разрухи, голода. В подтексте -призыв продолжать работать, не бросать родную землю. Эти же функции выполняют и циклы воспоминаний, в «Придонских вестях» организована даже тематическая полоса «Патриот». Обычно это рассказы о ветеранах. В повествование о трудностях прожитой жизни не включается информация о нынешних проблемах стариков, их детей, внуков. Редким исключением выглядит очерк «На минных полях» [6, с. 1], вынесенный в «Придонских вестях» на первую полосу. Рассказ о знаменитой на весь район труженице, еще в войну подростком разминировавшей не одну сотню мин, заканчивается гневным вопросом: «Почему о том, что она может пользоваться льготами ветерана войны, узнала совершенно случайно? Почему добиваться удостоверения участника войны пришлось несколько лет, да и то через суд? Кто разминирует поля непонимания, черствости? Хочется верить, что это все-таки произойдет...» [там же]. Но ведь журналист должен «не верить», а исследовать тему, продолжить разговор и с ветеранами, и органами социальной защиты, и с юристами. Только в этом случае рассказ о земляках станет важен для читателя, а жизнь ветеранов легче. Пока результативность подобных очерков ограничивается просьбами жителей написать в газете и о «своем» юбиляре. Правда, как отмечают журналисты, посещение семей открывает возможность новых знакомств, и при личной беседе выясняются нужды людей, собираются сведения об их образе жизни.

Беспроигрышным приемом привлечения к диалогу читателей сотрудники районных газет называют проведение конкурсов. Кроме традиционных конкурсов фотографий, частушек, рассказов о детях, животных в последнее время редакции проявляют большую изобретательность. Редакция «Волжской правды» накануне выборов с помощью юристов разработала и предложила читателям тест-викторину на знание избирательного законодательства. Получили более ста письменных ответов. Эта же газета проводила тематические

встречи, посвященные сохранению русского языка, конкурсы сочинений о культуре речи, лучшие публиковала.

Эффективна организация консультаций для граждан, «горячих линий», где приглашенные специалисты отвечают на вопросы граждан. В газете «Прихоперье» консультации организуются тематически, в определенной последовательности, с четкой периодичностью, с читателем беседуют специалисты различных профилей, существуют постоянные рубрики: «Человек и закон», «Пятое колесо» (ведут специалисты Госавтоинспекции), «Г а-рант» (информирует центр занятости населения), «Соцзащита», «Соцпомощь», «Пенсионный фонд информирует». Еще большее значение имеют круглые столы, которые открывают возможность объединить конфликтующие стороны для поиска приемлемого для всех решения.

Налаживанию коммуникации с обществом служит участие газет в социальных акциях, организация собственных проектов (по сбору вещей для детских домов, книг для библиотек, благоустройству города, оказания адресной помощи нуждающимся).

В заключении работы семинара были подведены некоторые итоги. Развитие гражданской журналистики, социального диалога в прессе требуют изменений социальной позиции самих журналистов. Журналисты перестают быть наблюдателями за процессами, происходящими в политике и общественной жизни, и сами становятся активными участниками этих процессов. В фокусе постоянного внимания - интересы рядового гражданина государства, его нужды, условия жизни, труд, быт, психологическое состояние, нравственные принципы и установки. Соответственно, деятельность любого субъекта, факты, события должны оцениваться с точки зрения интересов «маленького человека», его голос должен постоянно звучать. Именно поэтому общество из объекта информирования должно превратиться в субъект информации, его следует рассматривать как источник знаний и опыта. Необходима разработка конкретных методик по работе с этим источником информации, недостаточно руководствоваться звонками и письмами в

редакцию, бессистемными наблюдениям. Любая разрабатываемая тема требует репрезентативных опросов. Для того чтобы выяснить реальное положение дел, нужно узнать мнение населения. При редакции необходимо формировать читательский актив, способный осуществлять общественную экспертизу. При выборе темы следует отдавать предпочтение тем событиям, которые играют важную роль в жизни обычных людей. При разработке темы необходимо ставить прагматические цели. Мало диагностировать существование проблемы, необходимо предпринимать усилия для решения вопроса. Важнейшие для местного населения темы должны вестись постоянно, читатель должен быть уверен в существовании общественного контроля над развитием той или иной ситуации. Демонстрация всего процесса поисков решения социальной проблемы дает возможность транслировать позитивный опыт, создавать определенные алгоритмы, которыми можно воспользоваться при возникновении подобных ситуаций, и стимулирует читателя к сораз-мышлению и публичному высказыванию. Необходимо сделать локальную прессу пространством для свободного обсуждения проблем общества, задача журналиста -способствовать выработке позиции, достижению консенсуса. Ориентация на поиск приемлемого для всех решения организует деятельность журналиста и структурирует текст.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Голованов, В. Потребитель всегда прав / В. Голованов // Придонские вести. -2009. - N° 87. - С. 3.

2. Голубева, Н. Быть верным земле-кормилице / Н. Голубева // Прихоперье. - 2009. - № 87. - С. 3.

3. Голубева, Н. За отцами идут сыновья / Н. Голубева // Прихоперье. - 2009. - № 69. - С. 1.

4. Кривин, Ф. Полуправда / Ф. Кривин // Придонские вести. - 2009. - № 77-78. - С. 3.

5. Кудряшов, А. Молочные реки / А. Кудряшов // Авангард. - 2009. - № 96. - С. 3.

6. Кутыга, А. На минных полях / А. Кутыга // Придонские вести. - 2009. - № 112. - С. 1.

7. Пырин, А. После Думы / А. Пырин // Придонские вести. - 2009. - № 77-78. - С. 2.

8. Редкозубов, В. Где нельзя перескочить, там нужно перелезть / В. Редкозубов // Придонские вести. - 2009. - № 77-78. - С. 3.

9. Ромашкин, А. Первый газ и первый блин / А. Ромашкин // Придонские вести. - 2009. - № 7778. - С. 4.

10. Ромашкин, А. Заплатите позже / А. Ромашкин // Придонские вести. - 2009. - № 128-129. - С. 1-2.

11. Ромашкин, А. Хочу спросить у главы / А. Ромашкин // Придонские вести. - 2009. -№ 140.- С. 1.

12. Ромашкина, Ю. Нечерствеющий спрос / Ю. Ромашкина // Придонские вести. - 2009. - №7475. - С. 2.

13. Слободская, Г. Ночь. Улица. Фонарь / Г. Слободская, А. Харченко // Авангард. -2009. - № 44. - С. 2.

14. Худякова, Н. Под лежачий камень вода не течет / Н. Худякова, Е. Бирюкова // Придонские вести. - 2009. - № 74-75. - С. 2.

15. Юрин, Л. Школа, клуб, больница / Л. Юрин // Искра. - 2009. - № 30-31. - С. 1-2.

OPTIMIZATION WAYS OF INTERRELATIONS BETWEEN PUBLIC AND MEDIA

T. V. Nazarova

In the article the basic methods of social dialogue in regional newspapers of the Volgograd region are described. The ways of representation of public opinion and points of view of transactors of political, economical and domestic activities are analyzed. Aims and functions of texts in dialogical genres are identified.

Key words: regional newspapers of the Volgograd region, social dialogue, ways of representation, public opinion, transactors of political, economical and domestic activities, dialogical genres.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.