Научная статья на тему 'Пути оптимизации системы государственных закупок в РФ'

Пути оптимизации системы государственных закупок в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕДУРА УЧАСТИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ / ОТКЛОНЕНИЕ ЗАЯВОК / ЭЛЕКТРОННАЯ ПЛОЩАДКА / ЭЛЕКТРОННЫЙ АУКЦИОН / PROCEDURE OF PARTICIPATION IN PUBLIC PROCUREMENT / REJECTION OF APPLICATION / ELECTRONIC PLATFORM / ELECTRONIC AUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Золотухина Е. В., Кузьмина Н. Н.

Статья посвящена исследованию причин отклонений заявок, отказов от участия в государственных закупках, а также поиску способов устранения данных причин посредством значительного упрощения процедур подачи заявок на участие в торгах. В настоящее время одним из наиболее важных элементов государственного финансового хозяйства является система государственного заказа. Так, с 2011 по 2017 гг. общая сумма по всем заключенным контрактам составила около 40 трлн рублей. Актуальность проблемы оптимизации системы государственных закупок подтверждается их значительной долей в затратной части бюджета. Среди основных целей оптимизации системы госзакупок можно выделить уменьшение количества ошибок при подаче заявок, увеличение скорости протекания процесса подготовки и подачи заявки за счет упрощения торговых процедур, что позволит поставщикам чаще принимать участие к госторгах, а также привлечь новых участников закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Золотухина Е. В., Кузьмина Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO OPTIMIZE THE SYSTEM OF PUBLIC PROCUREMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article investigates causes of variances, filings, waivers from participation in public procurement and to find ways to eliminate these reasons by means of a significant simplification of procedures for the submission of applications for participation in the auction. Currently, one of the most important elements of the public financial economy is a system of public procurement. So, the total sum of all concluded contracts from 2011 to 2017 amounted to about 40 trillion rubles. The urgency of the problem of optimization of the public procurement system is confirmed by their significant share in the expenditure side of the budget. Among the main goals of optimization of the public procurement system can allocate fewer errors when submitting applications, increasing the speed of the process of preparing and filing at the expense of trade facilitation, which will allow suppliers more likely to participate to the public auction, as well as to attract new bidders.

Текст научной работы на тему «Пути оптимизации системы государственных закупок в РФ»

ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РФ WAYS TO OPTIMIZE THE SYSTEM OF PUBLIC PROCUREMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

Е.В. ЗОЛОТУХИНА

Студент 3-го курса Института Экономики и Управления Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова

E.V. ZOLOTUKHINA

3rd year student of the Institute of Economics and Management of the Polzunov Altai State Technical University

Научный руководитель: Н.Н. Кузьмина - старший преподаватель кафедры «Менеджмент» Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова.

Research supervisor: N.N. Kuzmina - senior Lecturer of the Department «Management» of the PoLzunov Altai State Technical University.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена исследованию причин отклонений заявок, отказов от участия в государственных закупках, а также поиску способов

214

устранения данных причин посредством значительного упрощения процедур подачи заявок на участие в торгах. В настоящее время одним из наиболее важных элементов государственного финансового хозяйства является система государственного заказа. Так, с 2011 по 2017 гг. общая сумма по всем заключенным контрактам составила около 40 трлн рублей. Актуальность проблемы оптимизации системы государственных закупок подтверждается их значительной долей в затратной части бюджета. Среди основных целей оптимизации системы госзакупок можно выделить уменьшение количества ошибок при подаче заявок, увеличение скорости протекания процесса подготовки и подачи заявки за счет упрощения торговых процедур, что позволит поставщикам чаще принимать участие к госторгах, а также привлечь новых участников закупок. ABSTRACT

The article investigates causes of variances, filings, waivers from participation in public procurement and to find ways to eliminate these reasons by means of a significant simplification of procedures for the submission of applications for participation in the auction. Currently, one of the most important elements of the public financial economy is a system of public procurement. So, the total sum of all concluded contracts from 2011 to 2017 amounted to about 40 trillion rubles. The urgency of the problem of optimization of the public procurement system is confirmed by their significant share in the expenditure side of the budget. Among the main goals of optimization of the public procurement system can allocate fewer errors when submitting applications, increasing the speed of the process of preparing and filing at the expense of trade facilitation, which will allow suppliers more likely to participate to the public auction, as well as to attract new bidders.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Процедура участия в государственных закупках, отклонение заявок, электронная площадка, электронный аукцион.

KEYWORDS

Procedure of participation in public procurement, rejection of application, electronic platform, electronic auction.

Современное состояние системы госзакупок

Система государственных закупок в России имеет богатую и долгую историю, которая берет свое начало еще с 1654 года. В 1903-1905 гг. доход от российских государственных закупок составлял уже 306 млн золотых рублей. С 1992 года наступила активная фаза развития госзаказа, и в следующие 5 лет были приняты законодательные акты, которые являются базой современной системы государственных закупок [8].

На сегодняшний день общая сумма по всем заключенным контрактам, начиная с 01.01.2011 г., составляет 39 560 004 млн рублей, что говорит о системе госзаказа как о наиболее важном элементе государственного финансового хозяйства [6].

Однако на практике множество организаций до сих пор относятся к системе государственных закупок с подозрением, так как уверены, что процедура участия в торгах является слишком сложной. Закупочная документация в большинстве случаев составляется запутанно и замысловато, к тому же требует от претендентов документов, о которых они либо слышат впервые и не знают, как правильно их оформить, либо просто не успевают подготовить необходимую для участия в закупке документацию. Исследования «Опоры России» совместно с Промсвязьбанком подтвердили данные о систематическом уходе предпринимателей из данной сферы экономики, что связано именно с недовольством процедурами госзакупок [2].

Отсюда следует, что нередко добросовестные поставщики, изготовители качественной продукции, необходимые

21

нашему государству, либо отказываются от участия в госзакупках, либо не могут принять участие по формальным причинам.

Данная проблема актуальна, и ее решение было сформулировано президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным на совещании, посвященном ситуации в легкой промышленности, в Вологде 7 марта 2013 года: «Нужно сформировать четкие, прозрачные условия контрактов и требования, предъявляемые к участникам конкурсов» [11].

Актуальность проблемы подтверждают также данные онлайн-опроса, проведенного информационной системой «Открытое правительство» среди почти 5700 человек (заказчиков, поставщиков, органов власти, осуществляющих контроль в сфере закупок, общественных контролеров).

Респондентам предлагалось оценить, в каком состоянии сегодня находится система госзакупок, перечислить ее основные проблемы, ответить, что может повысить степень общественного доверия к закупочной системе.

Среди наиболее важных проблем большинство респондентов отметили нехватку доступной и понятной информации о закупочных процедурах, что связано, по их мнению, с излишней сложностью механизмов госзаказа, несовершенством нормативно-правовой и технической базы [9].

Практика показывает, что преобладающее большинство новых участников тендеров не допускаются к торгам из-за недочетов в документации или неправильно оформленной заявки.

Приведем примеры, наглядно демонстрирующие несовершенства закупочных процедур в системе госзакупок РФ.

Проблема отклонения заявок на участие

в электронном аукционе, примеры, пути решения

Электронный аукцион — это наиболее популярный способ организации закупок в настоящее время. Заявка на участие в нем состоит из двух частей, которые подаются одновременно. Первая часть заявки предполагает согласие участника на поставку товара (выполнение работ, оказание услуг) на тех условиях, которые предусмотрены заказчиком в документации. Вторая часть заявки должна содержать сведения об участнике размещения заказа. Затем, в случае допущения обеих частей заявки, подаются ценовые предложения [13].

На первый взгляд, кажется, что выиграть аукцион просто — предложить минимальную цену. Однако в процессе подготовки заявки существует множество нюансов по оформлению, которые необходимо учитывать. Отклонение заявок происходит ежедневно, колоссальное количество участников не допускаются до участия в аукционах.

Что касается отклонений по первой части. В Письме Минэкономразвития России от 09.12.2016 г. сказано, что участнику аукциона по Федеральному закону № 44-ФЗ достаточно через электронную площадку дать согласие на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг. С точки зрения Минэкономразвития, прикладывать письменное согласие в этом случае не обязательно [7].

Но на практике часто встречаются случаи, когда участника не допускают к аукциону именно из-за отсутствия письменного согласия (даже при наличии сформированного на электронной площадке). При этом правомерность данных действий со стороны заказчика в нормативно-правовой базе не прописана. В такой ситуации разъяснения Минэкономразвития могут содействовать участнику закупки

218

в обжаловании действий заказчика. Но не многие участники электронных аукционов намерены тратить время на обжалование, так как, однажды подав заявку в соответствии со всеми правилами, они не были допущены к торгам. В подобных случаях компании обычно принимают решение больше не участвовать в госзакупках, лишив себя регулярной прибыли, продвижения фирмы на новый уровень, а сектор — госзакупок, возможно, качественных товаров, работ или услуг.

Отклонения происходят не только по первой части заявки. Например, во второй части заявки заказчики указывают в документации требование о представлении выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП не старше 6 месяцев. При непредставлении данного документа или представлении устаревшего документа заказчики часто отклоняют участников. Однако в настоящее время онлайн-выпи-ску из ЕГРЮЛ/ЕГРИП можно официально, моментально получить на сайте ФНС в любое время суток. И заказчик в случае такой необходимости может самостоятельно обратиться с запросом на сайт, не отклоняя участника. Но, к сожалению, сама возможность осуществления данной формальности не прописана ни в одном нормативно-правовом документе.

Таким образом, можно сделать вывод: если государство заинтересовано в честных закупках, добросовестных поставщиках и качественных товарах, необходимо развивать законы о госзакупках, сделав акцент на введении четкого регламента действий всех участников закупок в различных ситуациях.

Хотя работы в этой области ведутся, множество вопросов до сих пор остается нерешенным [9].

Отказы от участия в государственных закупках, причины, пути преодоления

Участники госзакупок, и начинающие, и опытные, допускают множество различных ошибок при подготовке заявки. И хотя многие компании серьезно подходят к вопросу госторгов (некоторые при этом создают тендерный отдел), выполнить все требования оформления и подачи заявки достаточно трудно [10].

Далее описаны причины, которые могут усложнить процедуру подготовки и подачи заявки на участие в торгах, а впоследствии стать причиной отказа от взаимодействия с государственными органами власти через институт госзакупок.

Одна из главных причин — это специфичность составления конкурсной документации заказчиками, которая может состоять из таких документов, как «Информационная карта», «Техническое задание», «Извещение о закупке» и др. При изучении документации и подготовке заявки потенциальные участники могут столкнуться со следующей неопределенностью. Нередко в документах закупки — например, в «Техническом задании» и «Информационной карте», — разнятся (не полностью совпадают) требования к участникам и к предъявляемым ими документам: в «Техническом задании» сказано представить одни документы, в «Информационной карте» указано требование о представлении этих же документов, но с добавлением новых. Участники вследствие этого собирают неполные комплекты документов в заявке и не допускаются заказчиками к участию в закупке.

В таком случае нельзя сослаться на то, что представление документов осуществлялось только в соответствии со списком, указанным в «Информационной карте», или толь-

220

ко со списком в «Техническом задании», ведь документы закупки имеются у всех участников в полном доступе на официальных сайтах и несоблюдение совокупных требований останется ошибкой поставщика. Тем не менее, такой нюанс действительно затрудняет участие в закупках, а для новых участников государственных торгов может стать неразрешимой задачей и поводом отказаться от участия в закупках [6].

Здесь стоит уточнить, что требования к участникам и представляемым ими документам могут быть и в одном обособленном источнике (например, только в «Информационной карте»), но не отображать отдельный полноценный список требуемых документов: необходимость представления одних документов может указываться в одном пункте «Информационной карты», а других значимых документов — в любых остальных пунктах. Поставщики, таким образом, теряются, не понимая, где тот исчерпывающий список документов, основываясь на котором, можно собрать полную документацию и быть уверенным, что заявка не будет отклонена по причине недостающих документов.

Таким образом, для удобства участия в каждой закупке должен быть предоставлен отдельный исчерпывающий список документов. Он может быть либо включен в какой-нибудь отдельный документ закупки (например, в «Информационную карту»), либо являться обособленным документом. Список также может быть пронумерован, чтобы участники могли в таком же порядке представить документы в заявке.

Описанная выше специфичность относится к таким способам закупок, как запрос предложений или запрос котировок. Далее рассмотрим, какие ситуации могут воз-

никнуть в ходе подготовки и подачи заявки в электронных аукционах:

1) нередко декларацию по ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ нужно прикладывать на электронной торговой площадке дважды в разных местах (в первом случае такой документ необходимо поместить рядом с надписью «Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ)», во втором случае — под надписью «Декларация о соответствии участника требованиям, установленным п. 3-5, 7-9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ»), хотя в документации есть только одно упоминание о включении такого документа в состав заявки. При этом площадка автоматически сообщает, что документ прикладывается дважды, предупреждая участника о возможной ошибке (рис. 1, 2);

Рис. 1

Требования к участникам закупки * Наименование требования Федерального закона Ы« 44-ФЗ) Федерального закона № 44-ФЗ Декларация о соответствии участника требовани Содержание требования атьи 31 Прикрепить Прикрепись документ

Предупреждение Соответствие требованиям ст.31 44-ФЗ doc X Прикрепить документ закона №44-ФЗ

Уже был загружен файл с именем Соответствие требованиям ст.31 44-ФЗ.doc. Загружаемый файл будет переименован в Соответствие требованиям ст.31 44-®3(1).doc.

Название документа *

Ok

Документы, подтверждающие соответствие учасп и услуги условиям, запретам и ограничениям,

Название документа Прикрепить документ

Рис. 2

222

2) среди собранных участником документов может не оказаться письма согласно статье 14 Федерального закона № 44-ФЗ, так как в «Информационной карте» было сказано: «Документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г., или копии этих документов не требуются», хотя на торговой площадке этот документ представлен как обязательный для конкретной закупки (рис. 3).

Документы, подтверждающие соответствие участника закупки и (или) предлагаемых товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 Федерального закона №44-ФЗ, или копии этих документов

Название документа Прикрепить документ

Рис. 3

Описанные выше особенности составления документации вводят в заблуждение поставщиков, внося неясность, какие документы все-таки являются обязательными (и стоит ли некоторые из них прикладывать дважды), а какие не требуются при подаче заявки.

Поэтому остро встает проблема более тщательного и продуманного составления заказчиками документации, которая содержала бы подробные указания по заполнению заявки. Такие меры станут своеобразным катализатором для роста доверия малого и среднего бизнеса к институту государственных закупок и помогут преодолеть отказы от участия в закупках.

Возможные способы упрощения процедуры подачи

заявок через электронную площадку

Одной из главных задач данной работы является разработка рекомендаций по упрощению процедур подачи заявок на участие в торгах через электронную площадку. Далее рассмотрены возможные способы упрощения процедуры подачи заявок, которые помогут избежать ошибок и отклонений заявок, а также сократят время как при добавлении документов на площадку для участника, так и при проверке данных документов для заказчика.

Составляя документацию для электронного аукциона, заказчик устанавливает единые требования согласно ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ (непроведение ликвидации участника закупки, неприостановление его деятельности, отсутствие у участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов и т.д.), требование отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков, а также довольно часто заказчиками устанавливается требование принадлежности участника аукциона к субъектам малого (среднего) предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Соответствие таким требованиям необходимо подтвердить, приложив следующие документы:

• Декларация о соответствии участника электронного аукциона единым требованиям, установленным ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ;

22 4

• Декларация соответствия требованиям ч. 1.1 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ (Декларация об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков);

• Декларация о принадлежности участника аукциона к субъектам малого (среднего) предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям [13].

Формы или инструкции по заполнению таких деклараций редко представлены в составе документации, и новые участники государственных закупок не знают, как правильно оформить данные документы. Добавление на площадку описанных выше деклараций удобнее и целесообразнее было бы заменить нажатием кнопки (например, «Соответствие требованиям») или проставлением галочки в окне напротив соответствующего требования к составу заявки.

Данные рекомендации помогли бы участникам электронных аукционов существенно сократить время и исключить ошибки при подаче заявок, тем самым повышая доверие поставщиков к системе государственных закупок в целом.

Заключение

Система государственного заказа в Российской Федерации, по мнению многих отечественных и зарубежных ученых, является одной из самых развитых и эффективных в мировом сообществе [14].

Однако, несмотря на такое утверждение, нельзя отрицать наличие некоторых проблем и недостатков в российской системе госзакупок. До сих пор большое количество организаций отказываются от участия в госторгах, так как процедура участия в закупках кажется слишком сложной, а документа-

ция — запутанной, либо после того, как участник однажды подал заявку в соответствии со всеми правилами, он не был допущен к торгам.

Поэтому имеют место быть следующие пути оптимизации системы государственных закупок в России:

Совершенствование правового регулирования института государственного заказа, направленное на избежание необоснованных отклонений от участия в государственных закупках.

Более тщательное и продуманное составление заказчиками документации, которая будет содержать подробные указания по заполнению заявки.

Упрощение процедуры подачи заявки через электронную торговую площадку.

Такие меры могут стать катализатором для роста доверия малого и среднего бизнеса к системе госзакупок и помогут преодолеть отказы от участия в закупках, создавая здоровую конкуренцию, подталкивая компании к дальнейшему росту, а также позволяя государству получать более качественные товары, работы или услуги по более низким ценам.

Таким образом, в работе были выявлены и проанализированы основные проблемы, свойственные системе государственных закупок, оценены причины, предложен ряд мер по исправлению и корректировке ситуации.

Библиографический список

1. Батуева Д.И. Эффективность деятельности органов исполнительной власти в системе государственных закупок региона: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук. Улан-Удэ: Издательство ВСГУТУ, 2014. 24 с.

2. Бизнес уходит из госзакупок? // livejournal.com: электрон. журнал 2016. 27 окт. URL: https://davydov-index.livejoumal.com/2908078.html.

22

3. Ефремова Н.Н. Международный опыт повышения эффективности государственных закупок и его использование в российской практике: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.14 / Ефремова Наталья Николаевна; [Место защиты: Дипломат. акад. МИД РФ]. — Москва, 2010. — 206 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-8/3046.

4. Золотухина Е.В. Реформы в сфере государственного заказа в условиях неопределенности //Прорывные экономические реформы в условиях. — 2017. — С. 51.

5. Золотухина Е.В. Современные проблемы эффективности системы государственных закупок в РФ: Всероссийская научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и молодежь-2017». Секция «Экономика и финансы»./Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова //Барнаул: изд-во АлтГТУ. — 2016. — С. 90-94.

6. Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://zakupki.gov.ru

7. Письмо Министерства экономического развития РФ от 9 декабря 2016 г. № Д28и-338. О заявке на участие в электронном аукционе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.garant.ru.

8. Пластинина Е.А. История и перспективы развития института государственного заказа России //Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. — 2006. — Т. 12. — № 4.

9. Система открытого правительства. Опрос: россияне поставили системе госзакупок 5 из 10 баллов [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://open.gov.ru/events/5510710/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Смирнова С.И., Филиппова Т.Я. Повышение уровня деловой репутации ОАО «БМК» при исполнении контрактов для государственных и муниципальных нужд на поставку молочной продукции // Актуальные аспекты управления и экономики в современных условиях. — 2017. — С. 149.

11. Совещание о ситуации в легкой промышленности и ее сырьевом обеспечении // http://kremlin.ru: официальное интернет-представительство Президента России в сети Интернет. 2013. 7 март. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/17643.

12. Тачкова, И.А., Икусова, Ю.А. Приоритетные направления деятельности субъектов малого предпринимательства в тренде современных реформационных процессов// Евразийский союз ученых.

2015. № 11-4 (20). С. 115-118.

13. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.consultant.ru/.

14. Фролов A.B. Тенденции и перспективы развития системы государственных закупок в Российской Федерации //Вестник науки и образования. — 2017. — № 4. — С. 62-65.

15. Электронная площадка России // РТС тендер: [офиц. сайт]. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: https://app.rts-tender.ru.

Bibliographical list

1. Batueva D.I. Effektivnost' deyatel'nosti organov ispolnitel'noi vlasti v sisteme gosudarstvennykh zakupok regiona: avtoref. dis. na soisk. uchen. step. kand. ekon. nauk. Ulan-Ude: Izdatel'stvo VSGUTU, 2014. 24 s.

2. Biznes ukhodit iz goszakupok? // livejournal.com: elektron. zhurnal

2016. 27 okt. URL: https://davydov-index.livejournal.com/2908078. html

3. Efremova Natal'ya Nikolaevna. Mezhdunarodnyi opyt povysheniya ef-fektivnosti gosudarstvennykh zakupok i ego ispol'zovanie v rossiiskoi praktike: dissertatsiya kandidata ekonomicheskikh nauk: 08.00.14 / Efremova Natal'ya Nikolaevna; [Mesto zashchity: Diplomat. akad. MID RF]. — Moskva, 2010. — 206 s.: il. RGB OD, 61 10-8/3046

228

4. Zolotukhina E.V. Reformy v sfere gosudarstvennogo zakaza v uslovi-yakh neopredelennosti //Proryvnye ekonomicheskie reformy v uslovi-yakh. - 2017. - S. 51.

5. Zolotukhina E.V. Sovremennye problemy effektivnosti sistemy go-sudarstvennykh zakupok v RF: Vserossiiskaya nauchno-tekhnich-eskaya konferentsiya studentov, aspirantov i molodykh uchenykh «Nauka i molodezh'-2017». Sektsiya «Ekonomika i finansy»./Alt. gos. tekhn. un-t im. I.I.Polzunova //Barnaul: izd-vo AltGTU. —

2016. — S. 90-94.

6. Ofitsial'nyi sait Rossiiskoi Federatsii v seti Internet dlya razmesh-cheniya informatsii o razmeshchenii zakazov na postavki tovarov, vypolnenie rabot, okazanie uslug [Elektronnyi resurs]. — Rezhim dos-tupa: http://zakupki.gov.ru

7. Pis'mo Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya RF ot 9 dekabrya 2016 g. N D28i-338. O zayavke na uchastie v elektronnom auktsione [Elektronnyi resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.garant.ru

8. Plastinina E.A. Istoriya i perspektivy razvitiya instituta gosudarstvennogo zakaza Rossii //Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo univer-siteta im. NA Nekrasova. — 2006. — T. 12. — № 4.

9. Sistema otkrytogo pravitel'stva. Opros: rossiyane postavili sisteme go-szakupok 5 iz 10 ballov [Elektronnyi resurs] — Rezhim dostupa: http:// open.gov.ru/events/5510710/

10. Smirnova S.I., Filippova T.Ya. Povyshenie urovnya delovoi reputatsii OAO «BMK» pri ispolnenii kontraktov dlya gosudarstvennykh i mu-nitsipal'nykh nuzhd na postavku molochnoi produktsii //Aktual'nye aspekty upravleniya i ekonomiki v sovremennykh usloviyakh. —

2017. — S. 149.

11. Soveshchanie o situatsii v legkoi promyshlennosti i ee syr'evom obe-spechenii // http://kremlin.ru: ofitsial'noe internet-predstavitel'stvo Prezidenta Rossii v seti Internet. 2013. 7 mart. URL: http://kremlin.ru/ events/president/transcripts/17643

12. Tachkova, I.A., Ikusova, Yu.A. Prioritetnye napravleniya deyatel'nosti sub"ektov malogo predprinimatel'stva v trende sovremennykh refor-matsionnykh protsessov// Evraziiskii soyuz uchenykh. 2015. № 11-4(20). S. 115 — 118

13. Federal'nyi zakon ot 05.04.2013 № 44-FZ (red. ot 28.12.2013) «O kon-traktnoi sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespech-eniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd» [Elektronnyi resurs]. — Rezhim dostupa: http:// www.consultant.ru/

14. Frolov A. V. Tendentsii i perspektivy razvitiya sistemy gosudarstvennykh zakupok v rossiiskoi federatsii //Vestnik nauki i obrazovaniya. — 2017. — № 4. — S. 62-65.

15. Elektronnaya ploshchadka Rossii // RTS tender: [ofits. sait]. — Elektron. tekstovye dan. — Rezhim dostupa: https://app.rts-tender.ru

Контактная информация:

656000, г. Барнаул, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова

Тел.: +7 (961) 232-47-78

E-mail: [email protected]

Contact links:

656000, Barnaul, Polzunov Altai State Technical University

Tel: +7 (961) 232-47-78

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.