Научная статья на тему 'Пути оптимизации государственного регулирования ценовой политики сельскохозяйственных предприятий в азербайджане на основе опыта развитых стран'

Пути оптимизации государственного регулирования ценовой политики сельскохозяйственных предприятий в азербайджане на основе опыта развитых стран Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН / PRICE REGULATION / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / FINANCIAL SUPPORT / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / AGRICULTURAL PRODUCTS / СТИМУЛИРОВАНИЕ / STIMULATION / РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ / MARKET MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарифов Мобиль Фамиль Оглы

Сельское хозяйство, которое всегда было основной отраслью экономики Азербайджана, играет важную роль в развитии страны и обеспечении населения необходимыми товарами. Чтобы поднять сельскохозяйственное производство на конкурентный уровень, автором предлагается осуществлять его комплексную господдержку. Немаловажную роль в этом отводится прямым и косвенным регулирующим воздействиям на ценообразование в отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways to Optimize the State Regulation of the Pricing Policy of Agricultural Enterprises in Azerbaijan Based on the Experience of Developed Countries

Agriculture, which has always been the primary industry of the Azerbaijan economy, plays an important role in the development of the country and providing the population with necessary goods. In order to raise the agricultural production at a competitive level, the writer suggests that the state should provide an overall support for it. An important role should be played by direct and indirect regulatory effects on pricing in the industry.

Текст научной работы на тему «Пути оптимизации государственного регулирования ценовой политики сельскохозяйственных предприятий в азербайджане на основе опыта развитых стран»

госрегулирование цен на сельхозпродукцию

в азербайджане

пути оптимизации государственного регулирования ценовой политики

сельскохозяйственных предприятий в азербайджане на основе опыта развитых стран

Шарифов Мобиль Фамиль оглы

диссертант, Азербайджанский научно-исследовательский институт экономики и организации сельского хозяйства [email protected]

_Аннотация

Сельское хозяйство, которое всегда было основной отраслью экономики Азербайджана, играет важную роль в развитии страны и обеспечении населения необходимыми товарами. Чтобы поднять сельскохозяйственное производство на конкурентный уровень, автором предлагается осуществлять его комплексную господдержку. Немаловажную роль в этом отводится прямым и косвенным регулирующим воздействиям на ценообразование в отрасли.

Ключевые слова: регулирование цен, конкурентоспособность, финансовая поддержка, сельскохозяйственная продукция, стимулирование, рыночный механизм

В Азербайджане проводимая аграрная политика основывается на законодательной базе, представленной законами «Об основах аграрных реформ», «О земельной реформе», «О семейном крестьянском хозяйстве», а также госпрограммах развития того или иного сектора. Государство в целях финансовой поддержки производителям сельскохозяйственной продукции в среднем 50% стоимости, используемых в производстве сельскохозяйственной продукции топлива, моторного масла и минеральных удобрений обеспечивается оплатой со стороны государства. С целью реализации программы по продовольственной безопасности Азербайджана государство

выделило на финансовую поддержку в форме субсидий фермерским хозяйствам 110 млн манат1 из госбюджета 2010 года. Финансовая поддержка в виде прямого субсидирования производителей со стороны государства сразу же сказалась на финансовых показателях фермерских хозяйств. Так, если рентабельность сельскохозяйственной продукции в 2006 году равнялась 8,4%, то в последующие годы средневзвешенный показатель составил 15%. Таким образом, по Азербайджанской Республике ВВП в 2010 году составил 41,6 млрд манат, из них в отраслях сельского хозяйства было создано продукции на сумму 2,2 млрд манат, что составило 5,4%. Финансовая поддержка государства, выделенная в 2010 году в размере 110 млн. манат, от ВВП 2010 года составила всего 0,3%. По этим показателям можно сделать выводы, если сравнить их с такими же по другим странам. В странах ЕС государственные субсидии в доходах фермеров составляют 49%, в Финляндии - 71%, Норвегии - 77%, Швеции - 59%, Японии - 66%.

Формы господдержки сельского хозяйства

Для Азербайджана вопрос субсидирования сельского хозяйства начал актуализироваться в последние годы. Это особенно необходимо для страны в период вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Итогом многолетней борьбы противников сельскохозяйственных субсидий стало принятие в рамках ВТО соглашения о постепенной отмене к 2013 году субсидий в сельском хозяйстве. Вместе с тем, чтобы поднять сельскохозяйственное производство на конкурентный уровень, необходимы значительные финансовые средства. В связи с этим предлагается государственное регулирование цен осуществлять комплексно, то есть предоставление дотаций и субсидий осуществлять параллельно с реализацией гибкой таможенной политикой, предусматривающей усиление протекционизма. Известно, что в мировой практике существуют два источника оказания поддержки сельскому хозяйству.

1 Обменный курс ЦБА на 01 января 2011 года: 1 USD : 0,7979 AZN

для Азербайджана вопрос

субсидирования сельского хозяйства начал актуализироваться в последние годы. Это особенно необходимо для страны в период вступления в ВТО

предлагается

государственное

_регулирование цен

_осуществлять

комплексно, то есть

_предоставление

дотаций и субсидий

_осуществлять

_параллельно

_с реализацией

гибкой таможенной

_политикой

Первая форма поддержки, связанная с поддержкой рыночных цен, предусматривает оказание потребителями поддержки сельскому хозяйству путем покупки продуктов по более высоким ценам. Если в результате повышения цен возникают излишки продуктов, то возможно стимулирование их экспорта при помощи экспортных субсидий, которые оплачивают уже не потребители, а налогоплательщики.

Основной формой такой поддержки являются барьеры во внешней торговле в виде ограничений импорта, импортных тарифов, экспортных субсидий. Сюда же включают компенсационные сборы, акцизы, различного рода налоги и неналоговые ограничения в виде квотирования производства для сокращения предложения, административное регулирование. Поэтому зачастую официальные таможенные пошлины могут быть относительно невелики, но за счет других механизмов фактически ставятся непроходимые барьеры для импорта продовольствия.

Например, в Японии импортные пошлины кажутся относительно небольшими: зерно - 5,3%, мясо -мясные изделия - 16,1%, молочные продукты и т.д. Но за счет других элементов внешне-х барьеров ввоз импортного продовольствия очень ограничен. Например, по рису существует пошлина в размере 15%, но оптовая торговля рисом монополизирована государством, и импорт риса в страну фактически запрещен. В развитых странах распространена первая форма поддержки сельского хозяйства.

Второй формой поддержки являются бюджетные трансферты или субсидии сельскому хозяйству, которые не оказывают прямого влияния на потребительские или рыночные цены. Все эти платежи можно разделить на две группы: платежи, относящиеся к выпуску и платежи, ведущие к сокращению затрат (непосредственно или в перспективе). Это могут быть дотации, субсидирование отдельных видов расходов, государственные капиталовложения, вложения в инфраструктуру и т.д. Субсидии могут предоставляться также в виде налоговых льгот. Еще одним примером могут служить льготные цены на энергоресурсы (например, на электричество).

Стратегические цели в области сельского хозяйства республики

В Азербайджане применяется вторая форма государственной поддержки сельского хозяйства, а именно, когда государство предоставляет дотации и субсидирует отдельные виды расходов. Такое субсидирование, как свидетельствует проведенный анализ, приводит к некоторому снижению себестоимости производства продукции, но не способствует значительному увеличению объемов производства. В развитых странах также имеет место такое субсидирование сельскохозяйственного производства, однако, оно нацелено не на увеличение производства, а на то, чтобы отрасль была более экологически чистой, так как у развитых стран нет проблемы удовлетворения сельскохозяйственной продукцией населения за счет собственного производства.

Утвержденные распоряжением Президента Азербайджанской Республики «Государственная программа по надежному обеспечению населения продовольствием на период 2008-2015 гг.», а также «Государственная программа социально-экономического развития регионов на период 2009-2013 гг.» дали существенный импульс в государственном регулировании сельскохозяйственного производства в целом и оптимизации ценообразования сельскохозяйственной продукции, в частности. В утвержденных программах ощутимая роль отводится мерам сельскохозяйственного направления. В качестве стратегической цели намечено к 2015 году довести урожайность зерна до 32 центнеров, общее производство до 2,8 млн тонн, производство мяса до 340 тыс. тонн, молока и молочных продуктов до 2,4 млн тонн, мяса птицы до 80 тыс. тонн, яиц до 1,3 млрд. шт., картофеля до 1,12 млн. тонн, овощей и бахчевых культур до 1,72 млн.тонн, фруктов до 800 млн. тонн, чайного листа 3 тыс.тонн.

Программой продовольственной безопасности Азербайджана, принятой в 2011 году, предусматривается осуществление мер по финансовой поддержке сельскому хозяйству с тем, чтобы, прежде всего, обеспечить национальный рынок отечественной продукцией сельского хозяйства. Данная мера основывается на увеличение объемов про-

...порису, например, существует пошлина в размере 15%, но оптовая торговля рисом монополизирована государством, и импорт риса в страну фактически запрещен

изводства, ради обеспечения населения необходимым объемом производственной продукции сельского хозяйства и снижения коэффициента зависимости от импорта.

Литература

1. Государственная Программа «О надежном обеспечении продуктами питания населения Азербайджанской Республики на период 2008-2015 гг. - Баку, 2008.

2. Гараев И.Ш., Новрузова З.Р. Цена и экономическое регулирование рынка: учебник. - Баку: Экономический университет, 2006.

3. Бородин К.Г. Регулирование агропродовольствен-ных рынков: внешнеэкономический аспект. - М.: ВИАПИ им.Никонова, 2007.

Mobil F. ogly Sharifov

Dissertator, Azerbaijan Scientific-Research Institute of Economics and Management in Agriculture

Ways to Optimize the State Regulation of the Pricing Policy of Agricultural Enterprises in Azerbaijan Based on the Experience of Developed Countries

Abstract

Agriculture, which has always been the primary industry of the Azerbaijan economy, plays an important role in the development of the country and providing the population with necessary goods. In order to raise the agricultural production at a competitive level, the writer suggests that the state should provide an overall support for it. An important role should be played by direct and indirect regulatory effects on pricing in the industry.

Keywords: price regulation, competitiveness, financial support, agricultural products, stimulation, market mechanism

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.