Научная статья на тему 'ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕНТАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ В УСЛОВИЯХ ВЕДЕНИЯ ГИБРИДНЫХ ВОЙН'

ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕНТАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ В УСЛОВИЯХ ВЕДЕНИЯ ГИБРИДНЫХ ВОЙН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ / ГИБРИДНАЯ ВОЙНА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА / ПОКОЛЕНИЕ «Z»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коноплева Анна Алексеевна

В статье анализируются социальные детерминанты и проявления вызовов ментальной безопасности, которые неминуемо находят отражение в сознании молодежи, обучающейся в вузах системы МВД России. Цель статьи - рассмотрение процесса формирования устойчивых мировоззренческих принципов у обучающихся вузов системы МВД сквозь призму теории поколений. Выдвигается предположение об эффективности влияния на сознание молодежи методов ведения гибридной войны в связи с миметической природой факторов, оказывающих воздействие на восприятие информации. Устанавливается, что одним из способов противодействия вызовам ментальной безопасности является формирование «профессиональной идентичности» еще на этапе обучения в вузе, а также развитие ментального иммунитета, предполагающего формирование системы устойчивых духовно-нравственных ориентиров. Вызовы ментальной безопасности находятся в динамичном состоянии, не просто оказывая воздействие на сознание граждан, но и создавая модные тренды. В связи с этим необходимо сформировать у нового поколения мировоззренческие принципы, устойчивые к методам непрямого действия. Предложенные принципы и способы формирования «профессиональной идентичности» могут стать основой для организации учебно-воспитательного процесса в ведомственных образовательных учреждениях МВД в условиях ментальной нестабильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO ENSURE THE MENTAL SECURITY OF STUDENTS OF UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL A AIRS SYSTEM OF RUSSIA IN THE CONDITIONS OF CONDUCTING HYBRID WARS

The article analyzes the social determinants and manifestations of mental security challenges, which are inevitably refl ected in the minds of young people studying at the universities of the Ministry of Internal Aff airs system of Russia. Introduction. The purpose of the article is to consider the process of formation of sustainable worldview principles among students of higher education institutions of the Ministry of Internal Aff airs through the prism of the theory of generations. An assumption is made about the eff ectiveness of hybrid warfare methods in connection with the mimetic nature of the factors infl uencing the perception of information. Theoretical analysis. It is established that one of the ways to counter the challenges of mental security is the formation of a “professional identity” even at the stage of studying at a university, as well as the development of mental immunity, which involves the formation of a system of stable spiritual and moral guidelines. Conclusions.The challenges of mental security are in a dynamic state, not only infl uencing the minds of citizens, but also creating fashion trends. In this regard, it is necessary to form in the new generation worldview principles that are resistant to the methods of conducting hybrid wars. The proposed principles and methods for the formation of professional identity can become the basis for organizing the educational process in departmental educational institutions of the Ministry of Internal Affairs in conditions of mental instability.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕНТАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ В УСЛОВИЯХ ВЕДЕНИЯ ГИБРИДНЫХ ВОЙН»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22, вып. 2. С. 129-133 Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2022, vol. 22, iss. 2, pp. 129-133

https://phpp.sgu.ru

https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-2-129-133

Научная статья УДК 130.2:304.444:378.6

Пути обеспечения ментальной безопа< обучающихся вузов системы МВД Росс в условиях ведения гибридных войн

А. А. Коноплева v- ^tftr ^ vj^^7

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России, Россия, 295050, г. Симферополь, ул. Академика Х. Х. Стевена, д.14

Коноплева Анна Алексеевна, кандидат философских наук, доцент, заместитель начальника кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1997-4505

Аннотация. В статье анализируются социальные детерминанты и проявления вызовов ментальной безопасности, которые неминуемо находят отражение в сознании молодежи, обучающейся в вузах системы МВД России. Цель статьи - рассмотрение процесса формирования устойчивых мировоззренческих принципов у обучающихся вузов системы МВД сквозь призму теории поколений. Выдвигается предположение об эффективности влияния на сознание молодежи методов ведения гибридной войны в связи с миметической природой факторов, оказывающих воздействие на восприятие информации. Устанавливается, что одним из способов противодействия вызовам ментальной безопасности является формирование «профессиональной идентичности» еще на этапе обучения в вузе, а также развитие ментального иммунитета, предполагающего формирование системы устойчивых духовно-нравственных ориентиров. Вызовы ментальной безопасности находятся в динамичном состоянии, не просто оказывая воздействие на сознание граждан, но и создавая модные тренды. В связи с этим необходимо сформировать у нового поколения мировоззренческие принципы, устойчивые к методам непрямого действия. Предложенные принципы и способы формирования «профессиональной идентичности» могут стать основой для организации учебно-воспитательного процесса в ведомственных образовательных учреждениях МВД в условиях ментальной нестабильности.

Ключевые слова: ментальная безопасность, теория поколений, гибридная война, информационная война, поколение «Z»

Благодарности. Исследование выполнено при финансовой поддержке Государственного Совета Республики Крым в рамках научного проекта «Формирование устойчивых мировоззренческих принципов у современной молодежи Республики Крым в условиях вызовов ментальной безопасности» (Постановление Президиума Государственного Совета Республики Крым от 2 февраля 2021 г. № п254-2/2).

Для цитирования: Коноплева А. А. Пути обеспечения ментальной безопасности обучающихся вузов системы МВД России в условиях ведения гибридных войн // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22, вып. 2. С. 129-133. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-2-129-133 Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Article

Ways to ensure the mental security of students of universities of the Ministry of Internal Affairs system of Russia in the conditions of conducting hybrid wars

Crimean branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 14 Academician H. H. Steven St., Simferopol 295050, Russia Anna A. Konopleva, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1997-4505

Abstract. The article analyzes the social determinants and manifestations of mental security challenges, which are inevitably reflected in the minds of young people studying at the universities of the Ministry of Internal Affairs system of Russia. Introduction. The purpose of the article is to consider the process of formation of sustainable worldview principles among students of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs through the prism of the theory of generations. An assumption is made about the effectiveness of hybrid warfare methods in connection with the mimetic nature of the factors influencing the perception of information. Theoretical analysis. It is established that one of the ways to counter the challenges of mental security is the formation of a "professional identity" even at the stage of studying at a university, as well as the development of mental immunity, which involves the formation of a system of stable spiritual and moral guidelines. Conclusions. The challenges of mental security are in a dynamic state, not only influencing the minds of citizens, but also creating fashion trends. In this regard, it is necessary to form in the new generation worldview principles that are resistant to the methods of conducting hybrid wars. The proposed principles and methods for the formation of professional identity can become the basis for organizing the educational process in departmental educational institutions of the Ministry of Internal Affairs in conditions of mental instability. Keywords: mental security, theory of generations, hybrid war, information war, generation "Z"

A. A. Konopleva

© Коноплева А. А., 2022

Acknowledgements: The reported study was funded of the State Council of the Republic of Crimea within the framework of the scientific project "Formation of sustainable worldview principles among modern youth of the Republic of Crimea in the face of mental security challenges" (Decree of the Presidium of the State Council of the Republic of Crimea dated February 2, 2021 No. p254-2/2).

For citation: Konopleva A. A. Ways to ensure the mental security of students of universities of the Ministry of Internal Affairs system of Russia in the conditions of conducting hybrid wars. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2022, vol. 22, iss. 2, pp. 129-133 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-2-129-133

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Введение

Особенности современного развития общества требуют от системы образования новых идей. Это обусловлено не только потребностями эпохи, но и специфическими чертами поколения, получающего образование в данный момент. Если говорить о ведомственном образовании, то ко всем уникальным характеристикам, обусловленным социальным и технологическим факторами, добавляются особенности, детерминированные будущей профессией, сопряженной с такими важными категориями, как долг, ответственность, справедливость и др.

Специфика службы в органах внутренних дел (далее - ОВД) предполагает, что процесс подготовки обучающихся ведомственных вузов, помимо реализации своих профессиональных задач, должен включать применение комплексного подхода, основанного на одновременной выработке профессиональных и личностных качеств. Вместе с тем эффективное выполнение функциональных обязанностей в современных условиях невозможно без организации работы по обеспечению ментальной безопасности сотрудников ОВД, что требует учета данного фактора при организации подготовки будущих специалистов еще на этапе их обучения в вузе.

Теоретический анализ

Понятие ментальной безопасности можно рассматривать сквозь призму личной безопасности и представить в виде конгломерата смыслов и направлений деятельности, детерминированных особенностями службы в ОВД и направленных на формирование у сотрудников состояния защищенности от ментальных угроз. Таким образом, постепенно набирающее популярность в современном российском научном дискурсе понятие ментальной безопасности можно представить как неотъемлемую часть личной безопасности, гарантирующей протекцию обучаемого на уровне сознания, проявляющуюся в способности активизировать защитные ментальные механизмы [1, с. 256] в случае возникновения угрозы.

Проявление интереса к ментальной защите во многом объясняется очевидностью ведения в международных масштабах гибридных войн с применением технологий, которые отражаются

преимущественно на духовной сфере личности и общества. Опасность данного феномена объясняется тем, что если речь идет о безопасности как одной из базовых потребностей человека, то ее отсутствие в физиологическом смысле, как правило, сопровождается развитием страха и устойчивого ощущения незащищенности. Однако в значении воздействия на духовные основания опасное влияние фактически не ощущается, поскольку в ходе ведения гибридных войн применяются технологии так называемого непрямого действия, и главным оружием становится информация.

Мишенью для такого противостояния является сознание населения. Это означает, что при достижении агрессором поставленных целей у противника происходит трансформация мировоззренческих принципов, подрывается авторитет правящей власти, распространяется чувство разочарования в своем государстве, народе, его традициях, укладе, истории. Примечательно, что перечисленные чувства подкрепляются устойчивой убежденностью в достоверности предлагаемой информации. Последствия такого воздействия приводят к ментальному геноциду, в результате которого целенаправленно нивелируется право свободного мышления, стираются этнические общности, разрушаются государства. Порождается хаос, в условиях которого скрытым агрессорам проще реализовывать свои истинные интересы, прибегая к методам «ментального терроризма» [2].

Влияние на ментальные структуры становится возможным как ввиду личностных характеристик, выраженных в повышенной зависимости от чужого мнения, неразвитости критического мышления, так и по причине наличия субкультурных особенностей. Современное поколение молодых людей, проходящих на данный момент обучение в образовательных учреждениях системы МВД, относится преимущественно к поколению «2» (иные наименования: «зеты», линкстеры, «пост-миллениалы»), т. е. тех, кто родился в ХХ1 в. (в частности, с 2000 до 2010 г.). На мировоззрение постмиллениалов уже оказали воздействие ряд мировых событий, обеспечивших формирование некоторых мировоззренческих принципов.

В сознательном возрасте они стали очевидцами катастроф техногенного характера, терро-

ристических акций, попыток свержения власти революционным путем, разжигания военных действий, изменения образа жизни, обусловленного последствиями распространения новой коронавирусной инфекции СОУШ-19. Таким образом, события ХХ1 в. амбивалентно сказываются на ментальной безопасности. С одной стороны, создаваемая нестабильность препятствует устойчивому и предсказуемому развитию общества и личности. С другой стороны, нахождение в изменчивой среде приводит к укреплению системы, повышению ее защитных способностей, что позитивно сказывается на обеспечении личной, а соответственно, и ментальной безопасности [3].

Ход развития событий зависит от сформи-рованности мировоззренческих принципов. У представителей взрослого поколения российских граждан, относящихся к генерациям «беби-буме-ров», «X» и «У», преимущественно сформированы устойчивые взгляды и убеждения, способные выстроить барьер для восприятия гибридного воздействия. Самой же незащищенной категорией перед непрямым воздействием являются несовершеннолетние и молодежь - представители поколений линкстеров и альфа (рожденные после 2010 г.). Гибридное влияние может обернуться тяжелыми последствиями, если речь идет о представителях профессий, в которых активная жизненная позиция должна подкрепляться чувством патриотизма, гражданственности, а также высоким уровнем компетентности лица в вопросах, которые становятся мишенью в условиях применения стратегии непрямого воздействия.

Уязвимость данным поколениям добавляет факт активного потребления интернет-контента, и обучающиеся вузов МВД, невзирая на наличие ряда ограничений, связанных с обеспечением личной безопасности, охраной государственной тайны, не являются исключением [4]. Таким образом, их сознание также может стать целью ведения информационной войны, рассматриваемой как часть гибридного противостояния.

Технологии информационного манипулирования, по нашему убеждению, эффективны, поскольку уходят своими корнями в естественные социокультурные процессы и сродни процессу миметического подражания, связанного с творческим началом (по мнению Платона) или пассивным воспроизведением (в соответствии с убеждениями Аристотеля) объектов, окружающих человека. И если ранее миметичность ассоциировалась с природой, то на сегодняшний день главным объектом для подражания становятся известные личности. Примером эффективности такого воздействия можно считать активную поддержку со стороны современной молодежи различных челленджей, отклик несовершеннолет-

них на призывы через социальные сети к участию в несанкционированных митингах в 2021 г.

Для современного поколения лежащий в основе мимесиса синкретизм представляет опасность при неточном размежевании, с одной стороны, явлений духовной сферы, например, таких как добро и зло, с другой - реального и виртуального миров. Это дает импульс для того, чтобы, к примеру, в первом случае оправдывать противозаконные действия, а во втором - погружаться в виртуальное пространство, теряя связь с реальным миром и примеряя к себе образы, заданные разработчиками компьютерных игр [5].

Ментальный иммунитет предполагает формирование системы устойчивых духовно-нравственных ориентиров. Урегулирование этой сферы - непростая задача, которая требует комплексного решения, реализуемого как на уровне всего государства, так и в рамках образовательной организации. В этом случае достижение ментальной безопасности возможно при осуществлении деятельности сразу по двум направлениям.

Во-первых, посредством применения правовых и организационно-управленческих мер следует обеспечить минимизацию вреда от столкновения с вызовами ментальной безопасности. Это свидетельствует о двух возможных векторах работы. С одной стороны, важное значение имеет деятельность руководителей, педагогов, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс, которые в своем поведении не только должны служить образцом для молодых сотрудников, но и быть осведомленными в специфике механизмов гибридного воздействия. С другой стороны, насущной проблемой является ужесточение ответственности за распространение вредоносного контента в средствах массовой коммуникации. Мониторинг сети Интернет, при необходимости проведение оперативно-розыскных мероприятий позволят выявить источник угрозы и, если это возможно, своевременно нейтрализовать его. Это касается, к примеру, сайтов и аккаунтов, распространяющих ложную или противозаконную информацию.

Во-вторых, использование комплекса просветительских, социально-педагогических и психологических мероприятий при проведении профилактической работы подготовит интеллектуальный фундамент для критического восприятия информации. К данному разделу можно отнести также и работу, связанную с формированием и поддержанием положительного имиджа всего государства, представителей органов государственной власти, в том числе и сотрудников ОВД, пропагандой их позитивных качеств в глазах общественности, контролем произвольного использования образа полиции в кинематографе.

На уровне образовательного учреждения в таких условиях эффективным способом обеспечения ментальной безопасности может стать работа, направленная на формирование «профессиональной идентичности» обучаемого, основанной на целом комплексе характеристик, связанных с отчетливым восприятием себя как представителя профессии полицейского, и включающей три составных элемента, направленных на укрепление ментальной безопасности.

1. Главным элементом ментальной безопасности должно стать поведение сотрудника, соответствующее стандартам антикоррупционного поведения. Искоренение коррупции на всех уровнях деятельности ОВД - задача, без которой все остальные методы влияния на мировоззрение будут неэффективными. Еще на этапе обучения в вузе необходимо обеспечить формирование у обучаемого четкого понимания целесообразности распространяющихся на него запретов и ограничений, направленных на минимизацию коррупционных проявлений. Борьба за справедливость и высокие моральные идеалы представляет большую ценность, поскольку развенчивает у современного поколения постмиллениалов стереотип, сформированный при реализации стратегии непрямого действия, подрывающий авторитет органов государственной власти в глазах населения.

2. Следует обратить внимание на повышение компетентности сотрудников ОВД не только в профессиональной сфере, но и в области дисциплин, которые призваны формировать устойчивые мировоззренческие принципы. К таковым относятся: философия, история, мировоззренческая подготовка, политология, профессиональная этика и служебный этикет, религиоведение и др. Нестабильные социальные условия требуют от системы образования подготовки разносторонних специалистов, способных легко адаптироваться к новой деятельности. Поэтому метод обучения, связанный с развитием «жестких» навыков, постепенно сменяется методом формирования «гибких» навыков [6, с. 21-23]. Развитие последних невозможно без создания прочного мировоззренческого фундамента и умения прибегать к глубокому анализу событий социальной действительности. В этой связи идеи относительно возврата к принципам советской системы образования, носящей системный, а не отраслевой характер, звучат все более убедительно.

3. Формирование у обучаемых так называемого «российского самосознания», включающего осознание себя как представителя народа России сразу в нескольких измерениях: национальном, территориальном, религиозном, политическом [7]. Это отнюдь не означает введение новых стан-

дартов на этапе отбора в вузы МВД или стирание этнических различий. Самосознание в данном случае - скорее аксиологическая категория, означающая приобщение обучающегося в процессе его пребывания в вузе к системе культурных ценностей, имеющей консолидирующее значение для всего многонационального и поликонфессионального народа России.

Выводы

Не стоит забывать, что вызовы ментальной безопасности находятся в динамичном состоянии. Они не просто оказывают воздействие на сознание граждан, но и создают модные тренды. Очевидно, что уничтожить факторы, негативно воздействующие на ментальную безопасность, нельзя. Более того, нейтрализация одних будет означать появление новых. В связи с этим необходимо сформировать у нового поколения мировоззренческие принципы, устойчивые к методам ведения гибридных войн.

В контексте подготовки сотрудников ОВД в образовательных учреждениях и выработки устойчивости к негативному информационному влиянию необходимо обратить внимание на формирование у обучающихся «профессиональной идентичности», которая призвана не только справиться с ментальными угрозами, но и минимизировать негативное отношение к сотрудникам ОВД со стороны общества, детерминированное пренебрежительным отношением молодых сотрудников полиции к личной и профессиональной чести, достоинству, долгу, индивидуальной и групповой моральной ответственности. Таким образом, приоритетным в процессе подготовки современного поколения обучающихся в вузах МВД становится принятие мер, направленных на развитие у них понимания значения ментальных ценностей, а также правил и моделей поведения, позволяющих вести борьбу против вызовов ментальной безопасности, опираясь не на меры, вызывающие страх быть наказанным, а в большей степени делая акцент на компетентности будущих специалистов и формировании уважения к себе, государству и своей профессии.

Список литературы

1. Горлинский В. В. Образовательные стратегии устойчивого развития : формирование ментальных структур безопасности // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 10. С. 254-259.

2. Баишева М. И. Духовно-нравственная приоритетность образования в условиях ментального терроризма // Фундаментальные исследования. 2013. № 4. С.1842-1846.

3. Буткевич С. А. Предупреждение угроз ментальной безопасности : правовой, криминологический и психолого-педагогический инструментарий // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2021. Т. 7, № 2. С. 310-322.

4. Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 26 июня 2020 г. № 460. URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 30.04.2021).

5. Личность в информационном пространстве : проблемы и перспективы исследования / под ред. С. А. Буткевича. Симферополь : Полипринт, 2020. 237 с.

6. Бакаляр Е. Е. Гибкие навыки как слагаемые успеха в XXI веке // Учебный год. 2020. № 4 (62). С. 21-23.

7. Российская идентичность и вызовы времени. URL: https://ria.ru/20130819/957220962.html (дата обращения: 30.04.2021).

References

1. Gorlinsky V. V. Educational strategies for sustainability: Building mental security structures. Vestnik Moskov-skogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2013, no. 10, pp. 254-259 (in Russian).

2. Baisheva M. I. Spiritual and moral priority of education in the conditions of mental terrorism. Fundamental'nye issledovaniya [Basic Research], 2013, no. 4, pp. 18421846 (in Russian).

3. Butkevich S. A. Prevention of threats to mental security: Legal, criminological and psychological and pedagogical tools. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Yuridicheskie nauki [Scientific notes of the Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky. Legal Sciences], 2021, vol. 7, no. 2, pp. 310-322 (in Russian).

4. On Approval of the Code of Ethics and Official Conduct of an Employee of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation: Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of June 26, 2020 no. 460. Available at: http:// www.garant.ru (accessed 30 April 2021) (in Russian).

5. Lichnost' v informatsionnom prostranstve: problemy i perspektivy issledovaniya [Butkevich S. A., ed. Personality in the Information Space: Problems and Research Prospects]. Simferopol, Poliprint Publ., 2020. 237 p. (in Russian).

6. Bakalyar E. E. Soft skills for success in the 21st century. Uchebnyy god [Academic Year], 2020, no. 4 (62), pp. 21-23 (in Russian).

7. Rossiskaya identichnost'i vyzovy vremeni (Russian identity and challenges of the time). Available at: https://ria. ru/20130819/957220962.html (accessed 30 April 2021) (in Russian).

Поступила в редакцию 02.02.2022; одобрена после рецензирования 23.02.2022; принята к публикации 25.03.2022 The article was submitted 02.02.2022; approved after reviewing 23.02.2022; accepted for publication 25.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.