Лукашин Н. А.1
1 Пермский государственный аграрно-технологический университет им. акад. Д. Н. Прянишникова, Пермь, Россия
Пути модернизации социальной инфраструктуры сельских территорий Пермского края
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Лукашин Н. А. Пути модернизации социальной инфраструктуры сельских территорий Пермского края // Креативная экономика. — 2021. — Том 15. — № 4. — С. 1309-1318. с1о1: 10.18334/се.15.4.111989
АННОТАЦИЯ:
Статья посвящен
структуры сельских территорий Пермского края как необходимого условия
О
Статья посвящена анализу направлений модернизации социальной инфра-
их развития и решения проблемы оттока сельских жителей. Уровень развития социальной инфраструктуры сельских территорий Пермского края в настоящее время существенно отстает от городской среды. Для населения, постоянно проживающего в сельской местности, большинство благ современной инфраструктуры остаются недоступны. Проблема обеспеченности инфраструктурными благами селян постоянно обостряется в условиях развития современных технологий и повышения обеспеченности инфраструктурными благами городского населения. Проблема устранения инфраструктурного неравенства между городским и сельским населением актуальна в контексте комплексного развития Пермского края. В статье проведен обзор мер, реализуемых в Пермском крае, в целях развития социальной инфраструктуры сельских территорий, определены их результаты и представлены перспективные пути развития социальной инфраструктуры сельских территорий в Пермском крае.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: модернизация, инфраструктура, сельская местность, сельские территории, Пермский край, население
ОБ АВТОРАХ_
Лукашин Никита Александрович, аспирант ([email protected])
&
КРЕАТИВНА? ЭКОНОМИКА
Lukashin N. A.1
g![ 1 Perm State Agrarian and Technological University. named after D. N. Pryanishnikov, Russia 10
Ways to modernize the social infrastructure of rural areas in the Perm Territory
CITE AS:_
Lukashin N. A. (2021 ) Puti modernizatsii sotsialnoy infrastruktury selskikh territoriy Permskogo kraya [Ways to modernize the social infrastructure of rural areas in the Perm Territory]. Kreativnaya ekonomika. 15. (4). — 1309-1318. doi: 10.18334/ce.15.4.111989
ABSTRACT:_
The article is devoted to the analysis of modernization of the social infrastructure of rural areas in the Perm Territory, how necessary the conditions for their development and solving the problem of the outflow of rural residents. The level of development of social infrastructure in rural areas of the Perm Territory, at present, significantly lags behind the urban environment. For the population permanently living in rural areas, most of the benefits of modern infrastructure remain unavailable. The problem of the provision of infrastructural benefits to the villagers is constantly aggravated, in the context of the development of modern technologies and an increase in the provision of infrastructural benefits of the urban population. The problem of eliminating infrastructural inequality between the urban and rural population is relevant in the context of the integrated development of the Perm Territory. The article provides an overview of the measures implemented in the Perm Territory in order to develop the social infrastructure of rural areas. Their results are determined. Promising ways of developing the social infrastructure of rural areas in the Perm Territory are presented.
KEYWORDS: modernization, infrastructure, countryside, rural areas, Perm Territory, population
JEL Classification: Q13, Q18,Q19
Received: 05.04.2021 / Published: 30.04.2021 © Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Lukashin N. A. ([email protected])
>ч
Введение
Социальная инфраструктура сельских территорий в течение всего периода своего существования существенно отставала в уровне развития от городской инфраструктуры, что обусловлено удаленностью сельских территорий от центра, концентрацией основных как социальных, так и производственных объектов в городах, более высоким уровнем доходов и платежеспособного спроса среди городского населения, разным уровнем финансирования города и села. Не секрет, что центр всегда развеивается динамичнее, чем периферия, а уровень государственного финансирования развития сельских территорий гораздо ниже, чем городских.
Вопросы развития социальной инфраструктуры сельских территорий в настоящее время поднимались в работах таких авторов, как [3, 5-8, 11] (Dadashev, Dikareva, 2020; Magomedov, 2019; Olesiyuk, 2021; Svetlakov, Salnikov, Е ^Мш, 2018; Yarkova, 2021).
Однако данная проблема до настоящего времени остается актуальной и требует принципиально нового подхода к своему решению.
Безусловно, на уровень развития социальной инфраструктуры сельских территорий оказывают влияние как общие социально-экономические факторы, характерные для национальной экономики страны, так и местные, региональные особенности, учет которых позволяет выработать направления оптимизации инфраструктуры сельской местности в интересах постоянно проживающего населения. Модернизация социальной, инфраструктуры сельских территорий Пермского края, является необходимым условием их развития и решения проблемы оттока сельских жителей.
Цель работы заключается в поиске путей модернизации социальной инфраструктуры сельских территорий Пермского края как необходимо условия их развития и решения проблемы оттока сельских жителей.
Методология исследования. При проведении исследования были использованы общенаучные методы: сравнение, анализ, а также табличные и графические методы интерпретации аналитических данных.
Меры, реализуемые в Пермском крае в целях развития социальной инфраструктуры сельских территорий
Для определения перспективных путей развития социальной инфраструктуры сельских территорий в Пермском крае необходимо провести обзор мер, реализуемых в крае в данной сфере.
Власти Пермского края, осознавая существующую необходимость развития социальной инфраструктуры сельских территорий, разработали и реали-
«л гч о> ю
»¡а-о> от
1Л 1Л
зовали Дорожную карту развития сельского хозяйства и устойчивого развития сельских территорий в Пермском крае до 2020 года [4].
Приоритетными направлениями устойчивого развития сельских территорий в Пермском крае признаны следующие [11] (Yarkova, 2021):
■ комплексное планирование развития сельских территорий;
■ обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности;
■ использование механизмов государственно-частного партнерства и привлечение средств внебюджетных источников для финансирования мероприятий по развитию сельской инфраструктуры, включая средства населения и организаций.
Улучшение жилищных условии граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов:
— предоставление социальных выплат на улучшение жилищных условий, уплата первоначального взноса, погашение основного долга и уплата процентов по ипотечному жилищному кредиту, участие в долевом строительстве многоквартирного дома
Развитие газификации:
Создание условий для занятий физической культурой и спортом:
— строительство и реконструкция в сельской местности распределительных газовых сетей:
Развитие водоснабжения:
— строительство и реконструкция в сельской местности локальных водопроводов;
— строительство и реконструкция в сельской местности плоскостных спортивных сооружений;
— строительство и реконструкция в сельской местности фельдшерско-акушерских пунктов, офисов общей врачебной практики;
— строительство и реконструкция в сельской местности образовательных учреждений
Рисунок 1. Меры, предусмотренные в Дорожной карте развития сельского хозяйства и устойчивого развития сельских территорий в Пермском крае до 2020 года Источник составлено автором по «Дорожная карта развития сельского хозяйства и устойчивого развития сельских территорий в Пермском крае до 2020 года» — Режим доступа — https://agro.permkrai.ru/upload/iblock/26b/doroz hnayakarta 2020.pdf (дата обращения: 10.03.2021) [4]
>ч
Итак, основные меры, предусмотренные в Дорожной карте развития сельского хозяйства и устойчивого развития сельских территорий в Пермском крае до 2020 года в сфере развития социальной инфраструктуры сельских территории» представлены на схеме (рис. 1).
Таким образом, меры, запланированные к реализации Правительством Пермского края в целях развития социальной инфраструктуры сельских территорий, довольно обширны и охватывают основные направления, необходимые для улучшения обеспеченности сельских жителей инфраструктурными благами [8] (Ба1ткоу, Тыккта, 2018).
Представим результаты реализации данных мер.
Результаты развития социальной инфраструктуры сельских территорий в Пермском крае |
с
За период с 2017 по 2020 год в Пермский край было привлечено 964,8 млн руб. 8 средств из краевого бюджета, из них [2]:
■ на обеспечение жильем граждан, молодых семей и молодых специа- щ листов, работающих и проживающих в сельской местности, — 160,8 млн руб.;
на газификацию объектов сельской местности — 401,4 млн руб.; на развитие водоснабжения — 210,2 млн руб.;
на развитие сети общеобразовательных учреждений — 192,4 млн руб. В сельской местности, на территории Пермского края, было введено в действие 68 тыс. м2 жилой недвижимости, проложено 682,3 км газопроводных и 261,6 км водопроводных сетей.
На 01.01.2021 г. уровень газификации сельских населенных пунктов Пермского края достиг 31%, обеспеченность сельского населения питьевой водой в крае составляет 67% [7].
За счет средств федерального бюджета в пяти районах Пермского края были построены новые школы [10]:
в с. Сива — общеобразовательная школа со спортивным залом и бассейном на 500 мест;
в с. Бажуки Кунгурского района — начальная школа-сад на 140 мест; с. Трушники Чернушинского района — общеобразовательная школа на 160 мест;
в с. Большая Коча, Кочевского района — средняя школа на 140 мест; в с. Верх-Язьва Красновишерского муниципального района — средняя школа.
Количество семей, проживающих в сельской местности, улучшивших жилищные условия представлено в таблице 1.
Таблица 1
Количество семей, проживающих в сельской местности, улучшивших
5> жилищные условия, в период 2012-2020 гг.
^ __________
Показатель 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Количество семей, проживающих в сельской местности, улучшивших жилищные условия 296 251 262 247 260 272 298 329 361
Источник: рассчитано автором по «Дорожная карта развития сельского хозяйства и устойчивого развития сельских территорий в Пермском крае до 2020 года» — Режим доступа — https://agro.permkrai.ru/upload/iblock/26b/doroz hnayakarta 2020.pdf (дата обращения: 10.03.2021) [4].
Из представленных данных можно заметить устойчивую тенденцию увеличения количества семей, проживающих в сельской местности, улучшивших свои жилищные условия в период с 2012 по 2020 год.
Определить эффективность мер, реализуемых в Пермском крае в сфере развития социальной инфраструктуры сельских территорий, можно, представив анализ данных по убыли/приросту количества сельских жителей в крае и распределению долей городского и сельского населения в крае в течение анализируемого периода (табл. 2).
Итак, исходя из представленной динамики распределения городского и сельского населения в Пермском крае, можно увидеть, что доля сельских жителей ежегодно снижается. Представленная динамика позволяет сделать вывод, что несмотря на все меры, предпринимаемые в крае по развитию инфраструктуры сельских территорий, количество постоянно проживающего сельского населения ежегодно снижается, что позволяет сделать вывод о неэффективности реализуемых путей развития социальной инфраструктуры села в Пермском крае.
Выходом из сложившейся ситуации является разработка перспективных направлений развития социальной инфраструктуры сельских территорий в соответствии с современными реалиями перехода к цифровой экономике [3] (Dadashev, Dikareva, 2020).
Таблица 2
Распределение городского и сельского населения Пермского края
в период 2012-2020 гг. -а
а>
Показатели 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 (прогноз) н ^ го л ш
Численность 2 631 073 2 634461 2 636 1 54 2 637 032 2 634 409 2 632 097 2 623 1 22 2 610 800 2 580 639 п ш
населения, чел. о л
Городское насе- 1 981 197 1 986 383 1 987 660 1991808 1991998 1993520 1988243 1980789 1974189 о К
1 ление А Ш
со Доля городского 75,3 75,4 75,4 75,5 75,6 75,7 75,8 75,9 76,5 ■ —I О
ил населения в об-
щей численности ил 2!
населения, %
Сельское насе- 649 876 648 078 648 494 645224 64241 1 638577 634879 630011 606450 I о
ление о
Доля сельского 23,7 24,6 24,6 24,5 24,4 24,3 24,2 24,1 23,5
населения, % ш =1
тз
го
Источник: составлено и рассчитано автором по «Статистический сборник «Пермский край в цифрах. 2020г. — Пермь, 2020 [9] ^
и Витрина статистических данных [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://showdata.gks.ru/report/278932 (дата обращения """
12.03.2021).
creativeconomy.ru
Перспективные пути развития социальной инфраструктуры сельских территорий в Пермском крае
Развитие социальной инфраструктуры сельских территорий в настоящее время выходит за рамки классических направлений инфраструктурной оптимизации территории, таких как газификация, ввод в действие нового жилья, развитие сети образовательных учреждений и увеличение количества медицинских учреждений типа фельдшерско-акушерских пунктов. Безусловно, все эти меры востребованы сельским населением, однако в условиях повсеместной цифрови-зации устранение цифрового неравенства между центром и периферией приобретает первостепенное значение [6] (Olesiyuk, Svetlakov, 2021).
Соответственно, именно в данном направлении следует рассматривать пути развития социальной инфраструктуры сельских территорий.
Обеспечение сельского населения качественными цифровыми услугами способно решить многие проблемы, существующие сегодня в сельской местности и имеющие острое значение для сельского населения. Без качественных цифровых услуг сельское население теряет такие актуальные возможности, как [5] (Magomedov, 2019):
■ получение дистанционного образования и трудоустройство;
■ электронная коммерция;
■ осуществление электронных платежей и переводов;
■ получение медицинских консультаций в онлайн-пространстве;
■ электронные заказы фармацевтической продукции;
■ заказ товаров и услуг, бронирование билетов, запись в медицинские учреждения, получение государственных услуг и пр.
Решение вышеперечисленных проблем позволит приблизить качество жизни в сельской местности и в городе, также цифровизация сельских территорий будет способствовать развитию села и закреплению населения в сельской местности.
Таким образом, основные пути развития социальной инфраструктуры сельских территорий кроются именно в сфере устранения цифрового неравенства и внедрения информационных технологий, доступных городским жителям, практически в неограниченном количестве.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что в Пермском крае предпринимаются меры по оптимизации социальной инфраструктуры сельских территорий в рамках улучшения жилищного фонда в сельской
>ч
местности для молодых семей и молодых специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, развитию газификации и водоснабжения, развитию сети общеобразовательных и медицинских учреждений. Однако несмотря на реализуемые меры, доля сельского населения в крае ежегодно снижается. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о неэффективности данных направлений развития социальной инфраструктуры сельской местности и переориентации путей ее развития на устранение цифрового неравенства между центром и периферией. Устранение цифрового неравенства и обеспечение сельского населения качественными цифровыми услугами позволяют решить множество инфраструктурных проблем, характерных для сельских территорий в настоящее время, приблизить качество жизни людей, проживающих в сельской местности, к уровню горожан. Цифровизация сельских территорий способствует развитию села и закреплению сельского населения на территории постоянного проживания. ■ ^
и
ИСТОЧНИКИ:
и
1. Витрина статистических данных. [Электронный ресурс]. URL: https:// showdata.gks.ru/report/278932 (дата обращения: 12.03.2021).
2. Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утверждённую постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года, на период 2020-2025 годов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 30.01.2020).
3. Дадашев А. А-Оглы., Дикарева И. А. Особенности построения региональной социально-экономической политики сельских территорий // Вестник Академии знаний. — 2020. — № 4(39). — с. 149-151. — doi: 10.24411/23046139-2020-10454.
4. Магомедов А. М. Дорожная карта развития сельского хозяйства и устойчивого развития сельских территорий в Пермском крае до 2020 года». [Электронный ресурс]. URL: https://agro.permkrai.ru/upload/iblock/26b/ dorozhnayakarta 2020.pdf (дата обращения: 10.03.2021).
5. Магомедов А. М. Цифровая трансформация отечественной экономики и региональные проблемы // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2019. — № 12 (96). — с. 88-96.
6. Олесиюк О. С., Светлаков А. Г. Современные противоречия в снижении социальной напряженности в негородских (сельских) территориях // Продовольственная политика и безопасность. — 2021. — № 1. — с. 85-96. — doi: 10.18334/ppib.8.1.111788.
Сайт губернатора Пермского края. [Электронный ресурс]. URL: https://www. permkrai.ru (дата обращения: 30.02.2020).
Сальников С. Г., Тухина Н. Ю. Системы информационного обеспечения в АПК: анализ разработок и внедрений // Вестник МГЭИ (online). — 2018. — № 2. — c. 30-37.
Статистический сборник «Пермский край в цифрах». — Пермь, 2020. — 194 с. Сидоров С. В. Основные этапы развития отечественных сельских школ. Сайт педагога-исследователя. [Электронный ресурс]. URL: http://si-sv.com/publ/16-1-0-33 (дата обращения: 01.02.2021).
Яркова Т. М. Современные технологии развития сельских территорий в России и за рубежом // Креативная экономика. — 2021. — № 2. — с. 379392. — doi: 10.18334/ce.15.2.111607.
REFERENCES:
Statisticheskiy sbornik «Permskiy kray v tsifrakh [Statistical collection Perm Krai in numbers] (2020). (in Russian).
Dadashev A. A-Ogly., Dikareva I. A. (2020). Osobennosti postroeniya regionalnoy sotsialno-ekonomicheskoy politiki selskikh territoriy [Features of building a regional socio-economic policy of rural areas]. Vestnik Akademii znaniy. (4(39)). 149-151. (in Russian). doi: 10.24411/2304-6139-2020-10454.
Magomedov A. M. (2019). Tsifrovaya transformatsiya otechestvennoy ekonomi-ki i regionalnye problemy [Digital transformation of the domestic economy and regional problems]. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhur-nal). (12 (96)). 88-96. (in Russian).
Olesiyuk O. S., Svetlakov A. G. (2021). Sovremennyeprotivorechiya v snizhenii sot-sialnoy napryazhennosti v negorodskikh (selskikh) territoriyakh [Modern contradictions in reducing social tension in non-urban (rural) areas]. Food policy and security. (1). 85-96. (in Russian). doi: 10.18334/ppib.8.1.111788.
Salnikov S. G., Tukhina N.Yu. (2018). Sistemy informatsionnogo obespecheniya v APK: analiz razrabotok i vnedreniy [Information support systems in the agro-industrial complex: analysis of developments and implementations]. Vestnik MGEI (on line). (2). 30-37. (in Russian).
Yarkova T. M. (2021). Sovremennye tekhnologii razvitiya selskikh territoriy v Rossii i za rubezhom [Modern technologies of rural territories development in Russia and abroad]. Creative economy. (2). 379-392. (in Russian). doi: 10.18334/ce.15.2.111607.