Научная статья на тему 'Пути модернизации Перечня профессий начального профессионального образования'

Пути модернизации Перечня профессий начального профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Станулевич О. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути модернизации Перечня профессий начального профессионального образования»

ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕРЕЧНЯ ПРОФЕССИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.Е. Станулевич, зав. лабораторией ИРПО Первым этапом разработки образовательного стандарта является определение структуры и содержания Перечня профессий. Которые в свою очередь, связаны с требованиями работодателей, имеющимися структурами профессионального образования, нормативно-правовой базой образовательной сферы и многим другим. На сегодняшний день в Российской системе образования существует три перечня профессий для различных уровней профессионального образования. Это Перечень направлений подготовки и специальностей по Общероссийскому классификатору специальностей по образованию, Перечень профессий начального профессионального образования и перечень профессий профессиональной подготовки.

A. Перечень профессий профессиональной подготовки опирается на общероссийский классификатор. И содержит сведения о наименовании профессии, имеющихся разрядах в рамках профессии, минимальных сроках подготовки на производстве.

Б. Перечень профессий начального профессионального образования 1999 года содержит сведения о наименованиях интегрированных профессий и номенклатуре профессий ЕТКС готовящихся в их рамках, уровне квалификации и оптимальных сроках подготовки.

B. Перечень направлений подготовки и специальностей по Общероссийскому классификатору специальностей по образованию рекомендованный для высшего и среднего профессионального образования. Который содержит код направления (специальности) наименование укрупненных групп специальностей и направлений подготовки по ОКСО, номенклатура направлений подготовки, специальностей, возможность подготовки на уровне СПО и ВПО код специальности по Классификатору специальностей среднего профессионального образования Минобразования России.

Уже на уровне Перечней профессий возникает некоторое несоответствие. Перечни А. и Б. связаны номенклатурой профессий по ЕТКС, но практически не связаны с перечнем среднего и высшего профессионального образования.

Таким образом, уже на уровне разработки Перечня профессий, для обеспечения непрерывного профессионального образования, в рамках выбранного направления профессиональной подготовки, необходимо обозначить возможные образовательные траектории. Для этого нужно создать единый перечень (классификатор) образовательных программ.

Траектории получения профессионального образования в России носят вариативный характер. Сегодня можно получить профессиональное образование:

1) начальную профессиональную подготовку, осуществляемую в старшем звене некоторых общеобразовательных школ (профильное обучение), либо в учебнокурсовых комбинатах, в технических школах, на различного рода курсах, в том числе коммерческих, либо непосредственно на предприятиях и в организациях;

2) на уровне начального профессионального образования, как минимум три ступени: подготовка на первый и второй рабочий разряд квалификации, для тех, кто не смог по тем или иным причинам освоить полную программу НПО; ступень начального профессионального образования 3-4 рабочие квалификационные разряды; так называемая «повышенная ступень начального профессионального образования»

— 4 -5 рабочие разряды;

3) на уровне среднего профессионального образования — две ступени (техник и старший техник);

4) две ступени на уровне высшего профессионального образования — бакалавр и магистр. Кроме того введена 2-х летняя программа обучения, отнесенная к ступени непрерывного высшего образования.

Наличие единого перечня (классификатора), позволило бы стандартизировать подготовку работника в рамках отрасли, нормировать материальное оснащение для каждой ступени, более четко разбить учебный материал на блоки и модули по разрядам и уровням обучения, что в свою очередь повысило бы качество профессиональной подготовки. С другой стороны, новые подходы к разработке перечня тре-

буют выделить материал для присвоения квалификации по каждому уровню профессионального образования в отдельные блоки (модули).

Институт развития профессионального образования был разработчиком первого Перечня профессий и специальностей НПО, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации, методологии разработки государственных образовательных стандартов начального профессионального образования, стандартов первого поколения на все профессии Перечня.

Перечень профессий начального профессионального образования, действующий в настоящее время, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 1999 г. № 1362, является составной частью государственного образовательного стандарта начального профессионального образования. Он включает в себя 290 профессий начального профессионального образования, которые, в свою очередь, охватывают 1208 профессий Общероссийского классификатора профессий рабочих и должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) из почти 6000 тыс. профессий признанных на территории Российской Федерации. Действующий Перечень профессий начального профессионального образования разрабатывался на основе принципов формирования общегосударственной номенклатуры профессий конца ХХ века.

Структурные изменения в экономике Российской Федерации; необходимость интеграции профессионально-квалификационной структуры работников, подготавливаемых в России и аналогичных структур в промышленно развитых странах мира; возросшая самостоятельность органов управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений в решении вопросов содержания и организации начального профессионального образования на региональном уровне; изменения требований к уровню квалификации работников с начальным профессиональным образованием; появление новых профессий, востребованных на рынке труда, профессиональное образование по которым ранее не осуществлялось в системе начального профессионального образования все эти изменения, связанные с рынком труда, вызвали необходимость модернизации существующего Перечня профессий НПО с одной стороны.

С другой стороны необходимость модернизации Перечня профессий начального профессионального образования определяется изменениями требований к рынку образовательных услуг, отраженными: в положениях Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-р, в которой определена основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника на уровне мировой практики, ориентированного в смежных отраслях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; Концепцией федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы утвержденной распоряжением Правительства РФ от 03.09.2005 № 1340-р, где стратегической целью развития определено обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования. Для реализации этой стратегической цели предусмотрены мероприятия: разработка и внедрение новых государственных образовательных стандартов на основе компетентностного подхода; внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста; введение нового перечня направлений подготовки (специальностей) и профессий профессионального образования и соответствующих государственных образовательных стандартов, разработанных на основе компетентностного подхода, в целях формирования образовательных программ, адекватных мировым тенденциям, потребностям рынка труда и личности; введение системы мер по обеспечению участия России в Болонском и Копенгагенском процессах и др.

Принятие в ноябре 2002 года в Копенгагене «Декларации Европейской Комиссии и министров образования европейских стран по развитию сотрудничества в области ПОО в Европе» положило начало новому уровню сотрудничества в области

профессионального образования и обучения. В основу совместной деятельности европейских стран в сфере начального и среднего профессионального образования положены три стратегические цели: повышение качества и эффективности систем образования и профессионального обучения в Европейском союзе; облегчение доступа к образованию и профессиональному обучению для всех граждан; открытие систем профессионального образования и обучения для внешнего мира.

В связи с задачами, определенными вышеозначенными документами, наметилась основная тенденция развития российского образования — это интеграция типологии учреждений профессионального образования и дифференциация образовательных программ.

Для построения нового Перечня (классификатора) профессий НПО в статье О.Б. Читаевой (Структура государственных образовательных стандартов НПО второго поколения. Журнал «Профессиональное образование». Приложение «Педагогическая наука - практике. Новые исследования», 2005/Академия профессионального образования. - М., 2005.), предлагаются следующие принципы:

1. Структура Перечня соответствует укрупненным направлениям и видам хозяйственной деятельности, что позволяет существенно углубить процессы интеграции содержания профессионального образования, управления профессиональным обучением и распределением рабочих кадров.

2. Основной единицей Перечня являются профессии начального профессионального образования, объединяющие профессии Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) по общности технико-технологических параметров производства или общности трудовых функций, либо по обоим этим признакам. Целью такой интеграции является расширение профиля подготовки, унификация разрабатываемых образовательных стандартов и повышение социальной защищенности работников в условиях рынка труда.

3. В Перечень введены профессии, отражающие потребность в подготовке кадров на федеральном уровне, характерные для рыночной экономики и требующие для их освоения начального профессионального образования.

4. Номенклатура профессий открытая. Таким образом, предполагается, что в Перечень впоследствии могут вводиться новые профессии начального профессионального образования, а профессии Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР ) в состав действующих профессий НПО.

5. В Перечне указаны специальности среднего профессионального образования, родственные профессиям начального профессионального образования, и профессии по Общероссийскому классификатору рабочих профессий, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК-016-94), по которым осуществляется профессиональная подготовка на производстве.

Предложенная структура Перечня обеспечит преемственность образовательных стандартов всех уровней профессионального образования, и позволит им лучше стыковаться в пограничных содержательных областях. Фактически это означает решение одной из задач Концепции модернизации российского образования - переход в целом к подготовке специалистов широкого профиля по интегрированным профессиям в системе непрерывного профессионального образования. Таким образом, требование работодателей о подготовке профессионально мобильных специалистов получит практическую реализацию.

При разработке структуры Перечня профессий НПО был проанализирован существующий Перечень профессий начального профессионального образования, Перечень направлений подготовки и специальностей по общероссийскому классификатору специальностей по образованию (ОКСО), рассмотрены основные тенденции развития существующего рынка труда и рынка образовательных услуг. В результате анализа данных материалов были определены структурные элементы нового перечня профессий и разработаны примеры наполнения Перечня по отдельным отраслям (производствам). Это позволит в будущем разработать модернизированный Перечень профессий НПО, отвечающий требованиям Концепции модернизации российского образования и развивающегося рынка труда.

Новые требования, которые предъявляются сегодня к профессиональному образованию, должны обеспечить прозрачность траекторий профессиональной подго-

товки в рамках выбранной профессиональной направленности, непрерывность образования.

Анализ показал, что существующие Классификаторы и Перечни не имеют связи между собой. Нет единой терминологии, не прослеживается связь между уровнями образования. В 2004 году был разработан «Перечень направлений подготовки и специальностей по общероссийскому классификатору специальностей по образованию (ОКСО)», в котором предпринята попытка связи между собой высшего и среднего профессионального образования. Конечно, теоретически возможно создать единый перечень (классификатор) образовательных программ по всем уровням профессиональной подготовки начиная от профессий ОК 016-94 и заканчивая послевузовским образованием. Но реально это невозможно из-за многообразия траекторий подготовки, обилия профессий и др. Такой документ был бы неудобен в использовании и не смог бы в полной мере дать представление о возможностях подготовки на том или ином уровне. Поэтому в модернизированный перечень НПО для осуществления связи со следующим уровнем включены профессии СПО, освоение которой возможно в рамках профессии НПО с учетом зачетных единиц.

Наименования отраслей (производств) соответствуют наименованиям соответствующих укрупненных направлений.

Модернизированный Перечень профессий начального профессионального образования состоит из восьми граф.

В первой Графе содержится шифр профессии по перечню состоящий из двух цифр:

X .X

и________

Порядковый номер отрасли (производства)

Порядковый номер профессии Графа 2 содержит наименование профессии НПО, которая может быть сложной, интегрированной или единичной профессией НПО.

Сложная профессия НПО - требует освоения всех профессий по ОК 016-94, входящих в неё.

Интегрированная профессия НПО — требует освоение двух или нескольких родственных профессий по ОК 016-94, входящих в неё (количество и номенклатура профессий ОК определяются или дополняются образовательными учреждениями НПО по согласованию с региональными органами управления образованием).

Единичная профессия НПО — профессия, содержащая только одну профессию ОК 016-94 (как и интегрированная профессия может быть дополнена родственными профессиями Общероссийского).

Профессии НПО, помеченные в Перечне звездочкой, являются сложными.

Графа 3 содержит профессии по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, входящие в профессию начального профессионального образования.

Графы 4-7 включены в Перечень профессий НПО с учетом перспективы разработки образовательных стандартов на модульной основе и отражают все возможные уровни квалификации (разряды) по профессии, (4 графа — начальный уровень профессиональной подготовки; 5 — базовый уровень НПО; 6 — повышенный уровень НПО; 7 — уровень квалификации по профессии, требующий освоения программы среднего профессионального образования). Знак « + » в любой из этих граф обозначает наличие подготовки по профессии на данном уровне без присвоения квалификационного разряда, а знак «—» в поле 4-6 граф означает отсутствие подготовки по данной профессии на указанном уровне. В 7 графе, напротив профессии по ОК 01694 знак «—» означает, что для освоения по профессии более высокого разряда (если он имеется) необязательно освоение образовательной программы СПО.

Графа 8 «Код по ОКСО. Специальность СПО» включена в перечень НПО с учетом перспектив непрерывного профессионального роста в рамках направления профессиональной деятельности. Знак «—» в этой графе означает, что данная профессия НПО не имеет непосредственного выхода на профессию среднего профессионального образования и продолжение обучения в рамках профессии возможно только на уровне высшего профессионального образования в рамках выбранного направления профессиональной подготовки.

Остальные обязательные требования к подготовке по профессиям Перечня (Классификатора) начального профессионального образования, такие как сроки подготовки на базовом и повышенном уровнях, возможные варианты сочетаний профессий ОК 016-94 при освоении образовательной программы НПО, требования к содержанию и структуре подготовки и др., устанавливаются другими документами государственного образовательного стандарта начального профессионального образования.

Нормативный срок обучения по каждой из профессий НПО Перечня, определяется, исходя из возможности, в течение этого времени, освоить полипрофессиональ-ные параметры профессии НПО, а также модули специальных параметров по одной или нескольким профессиям Общероссийского классификатора. При этом предусмотрено, что начальное профессиональное образование по профессии может быть получено при сроке обучения не менее 1 года на базе среднего (полного) общего образования. Нормативные сроки подготовки по профессиям, и сочетания профессий по ОК 016-94 задаются в стандартах начального профессионального образования.

Нормативный срок обучения на региональном уровне может быть увеличен за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

При организации образовательного процесса на ступенчатой основе, в рамках установленного обучения по профессиям НПО, образовательное учреждение может осуществлять:

- обучение и присвоение квалификаций по одной профессии Общероссийского классификатора (кроме интегрированных профессий), при этом профессиональная завершенность на каждой ступени обучения подтверждается получением соответствующего государственного документа, сертификата, отображающего уровень квалификации по данной профессии Общероссийского классификатора;

- обучение и присвоение квалификации по нескольким профессиям Общероссийского классификатора, как правило, не более двух, при этом профессиональная завершенность на каждой ступени обучения подтверждается получением соответствующего государственного документа, сертификата, отображающего уровень квалификации по одной из профессий Общероссийского классификатора;

- обучение и присвоение квалификации по всем профессиям Общероссийского классификатора, входящим в профессию НПО, при этом профессиональная завершенность на каждой ступени обучения подтверждается получением соответствующего государственного документа, сертификата, отображающего уровень квалификации по профессиям Общероссийского классификатора.

Таблица

1

Перечень (классификатор) профессий начального профессионального образования (фрагмент)

№ позиц ии Наименование профессий начального профессионального образования Профессии по ОК 016-94 Уровень квалификации (разряд) при освоении образовательной программы Код ОКСО специальность СПО

Профессиональ ной подготовки (на разряды) НПО СПО

базовый Повы- шенный

30. Транспортные средства

30.4 Помощник машиниста локомотива Техник 190304 Техническая эксплуатация подвижного состава

Машинист автомотрисы - + -

Помощник машиниста дизель-поезда - + Машинист дизель-поезда

Помощник машиниста тепловоза + Машиниста тепловоза

Помощник машиниста электровоза - + Машиниста электровоза

Помощник машиниста электропоезда + Машиниста элек- тропоезда

Слесарь по ремонту подвижного состава 1-2 3-4 5-6

В условиях многообразия организационных форм профессионального образования выполнение требований Перечня профессий НПО и государственного стандарта по профессии является основным критерием, определяющим право образовательного учреждения, организации, предприятия вести соответствующую подготовку и выдавать выпускникам государственные дипломы.

Фрагмент Перечня (классификатора) по профессиям железнодорожного транспорта представлен в Таблице 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.