капитально отремонтировано здание для вновь открытой кафедры «Организация ветеринарного дела, паразитология и зоогигиена» при непосредственной помощи управления ветеринарии администрации Алтайского края.
В главном корпусе института открыта столовая, тем самым снята многолетняя проблема общественного питания.
Многие аудитории и кабинеты обеспечены новой мебелью. На всех кафедрах имеются компьютеры. Приобретено значительное количество научно-учебного оборудования и приборов. Преодолевая трудности социально-экономической сферы страны, институт развивается, что вселяет оптимизм относительно его будущего.
'С'-" ;НКК*£
ПУТИ ИНТЕГРАЦИИ АГРАРНОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ
Ю.Ф. Заюроднев, к.т.н., президент ААНОК, ректор АГАУ;
В.В. Щербинин, к.т.н., директор ААНОК по образовательной деятельности;
H.H. Чернышева, к.с.-х.н., директор ААНОК по науке о
Новая технологическая волна, преобразующая агропромышленный комплекс, опирается на межотраслевые исследования и разработки, которые в полной мере могут быть реализованы смешанными научными коллективами. * ^
Постановлением администрации Алтайского края в 2001 г. создан Алтайский аграрный научно-образовательный комплекс. В число учредителей вошли 22 организации: научно-исследовательские институты (Алтайский научно-исследовательский институт земледелия и селекции, научно-исследовательский институт садоводства Сибири и др.), Алтайский государственный аграрный университет, главное управление сельского хозяйства администрации края, сельскохозяйственные техникумы и агролицеи края. Целью создания и функционирования комплекса является обеспечение проведения скоординированной кадровой и научной политики АПК за счет интеграции деятельности субъектов аграрной науки, образования и производства.
Решением его совета определены основные направления деятельности:
- образование и воспитание человека аграрного труда, решение проблем кадрового обеспечения АПК;
- рациональное использование природных ресурсов; .... ....
- разработка оптимального варианта многоукладной экономики;
- разработка, освоение современных прогрессивных ресурсосберегающих технологий сельскохозяйственного производства;
- повышение продуктивности растениеводства и животноводства; *
- создание сельскохозяйственной техники нового поколения; решение проблем сельскохозяйственного машиностроения.
В рамках ААНОК создано 2 центра: науки и образования. При центре науки сформирован координационный совет по науке, в состав которого входят ученые аграрной науки Алтая, специалисты, объединенные в 9 секций: земельных ресурсов, земледелия и защиты растений, селекции и семеноводства поле-
вых культур, плодоовощеводства, животноводства, ветеринарии, механизации, экономики, проблем образования.
При центре образования сформирован учебно-методический совет, состоя-щий из завучей сельскохозяйственных колледжей и лицеев. Эти 2 центра тесно взаимосвязаны. Методы и технологии обучения ориентированы на развитие творческих способностей обучаемых на всех этапах обучения, которые должны быть ориентированы на новейшие достижения науки. Внедрение научных достижений и передовых технологий в производство осуществляется носителями этих знаний, специалистами, подготовленными в образовательных учреждениях комплекса, прошедшими повышение квалификации и другие формы обучения.
Первые шаги в направлении интеграции аграрной науки и образования на Алтае сделаны. Сформулированы приоритетные направления НИР, в рамках которых учредителями заявлено 70 тематик. Это поможет, в свою очередь, главному управлению сельского хозяйства администрации края сформировать региональный заказ. Задача же ААНОК - мобилизовать научный потенциал на его выполнение.
В области прикладных научно-исследовательских работ основным критерием при отборе той или иной тематики положен принцип межотраслевого решения задач в рамках проектов, ориентированных на использование результатов исследований в экономике региона.
На сегодняшний день одним из приоритетных направлений научных исследований является селекция сельскохозяйственных культур, которая превалирует в тематиках научно-исследовательских институтов. Именно здесь имеются наиболее значительные результаты. С момента зарождения аграрной науки на Алтае, т.е. с 1897 г., учеными создано около 400 сортов и гибридов зерновых, зернобобовых, крупяных, плодовых, ягодных, цветочных, овощных и бахчевых культур, которые успешно прошли госсортоиспытание и включены в государственный реестр, в том числе 180 сортов плодовых, ягодных и цветочных культур. Весом вклад Научно-исследовательского института садоводства Сибири имени М.А. Лисавенко, отметившего в 2003 г. славный юбилей - 70 лет со дня основания. Наибольшим сортиментом выделяется черная смородина-40 (Деев Н.Г., Демин В.А., Чернышева Н.Н, 2002). Несмотря на то, что облепиха введена в культуру относительно недавно, селекционерами под руководством и с непосредственным участием доктора сельскохозяйственных наук Е.И. Пантелеевой уже создано 34 сорта. Они получены в результате аналитической селекции, гибридизации, а также с использованием химического мутагенеза (Пантелеева Е.И., 2002).
Создание ААНОК - путь к ликвидации межведомственной разобщенности, созданию единой скоординированной системы подготовки кадров для АПК и их трудоустройства, эффективному дополнительному образованию и систематическому повышению квалификации специалистов, объединению усилий и возможностей для успешной научно-исследовательской деятельности, созданию единого информационного, научного и образовательного пространства.
Однако с целью эффективного функционирования и развития комплекса как интегрированной научно-образовательной структуры необходимо решить организационно-правовые, психологические и финансово-экономические проблемы.
РАЗВИТИЕ НАУКИ И ПОДГОТОВКА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ
Н.В. Яшутин, проректор по научной работе АГАУ
•• Научные исследования в Алтайском государственном аграрном университете, внедрение их результатов в производство и учебный процесс ведутся на всех кафедрах, в научно-исследовательских лабораториях, институтах, опытных станциях, двух учебно-опытных хозяйствах и других подразделениях, ш В этой работе занят 661 человек профессорско-преподавательского состава, в т. ч. 65 докторов наук, профессоров и 255 кандидатов наук.
За 2002 г. в нашем вузе:
- защищено диссертаций 38
в том числе докторских 4
издано, шт.:
- учебников и учебных пособий 27
в том числе с грифом УМО 4
- учебно-методических пособий 44
- монографий .15
-статей 531
- в НИРС и УИРС принял участие 2521 человек
Основными направлениями фундаментальных и прикладных научных исследований университета являются:
- оценка почв, прогнозирование состояния почвенного плодородия, рациональное использование земельных ресурсов;
- высокоэффективное, адаптированное к рынку и местным условиям системное земледелие и животноводство, энергоресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур, содержания животных;
- производство экологически безопасной продукции сельского хозяйства; -V-
- технологии возделывания и семеноводства зерновых и кормовых культур, племенная работа в животноводстве;
- механизация земледелия и животноводства;
- оптимизация эксплуатационных параметров и режимов работы почвообрабатывающих агрегатов как системы «почва-орудие-движитель-трансмиссия-двигатель», совершенствование конструкции, автоматизация;
- механико-технологическое обоснование, создание и внедрение технологиче-
ских процессов и машин вибрационно-ударного воздействия для перерабатывающей промышленности; у:
- высокоэффективное освоение и использование мелиорируемых земель и водных ресурсов в Алтайском крае;