Научная статья на тему 'Пути и средства оптимизации первоначальной психолого-педагогической поддержки ослепших'

Пути и средства оптимизации первоначальной психолого-педагогической поддержки ослепших Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
223
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
ОСЛЕПШИЙ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / РЕАБИЛИТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ. / A NEWLY-BLINDED PERSON / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / REHABILITATION / SOCIAL INTEGRATION.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Малышкина Л.С.

В статье рассматриваются актуальные теоретические и практические проблемы ослепших, представляются основные результаты анкетирования, направленного на выявление трудностей социализации ослепших, на основе которых определены пути и средства оптимизации их психолого-педагогической поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways and means of the primary psychological and pedagogical newly-blinded people support

The article describes actual theoretical and practical problems of newly-blinded people. The main results of the survey aimed at newly-blinded people socialization difficulties are presented and on their base ways and means of optimization of their psychological and pedagogical support are defined.

Текст научной работы на тему «Пути и средства оптимизации первоначальной психолого-педагогической поддержки ослепших»

1УДК 376.32 ББК 74.530.0

ПУТИ И СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ОСЛЕПШИХ

Л. С. Малышкина

В статье рассматриваются актуальные теоретические и практические проблемы ослепших, представляются основные результаты анкетирования, направленного на выявление трудностей социализации ослепших, на основе которых определены пути и средства оптимизации их психолого-педагогической поддержки.

Ключевые слова: ослепший, психолого-педагогическая поддержка, реабилитация, социальная адаптация.

WAYS AND MEANS OF THE PRIMARY PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL NEWLY-BLINDED PEOPLE SUPPORT

L. S. Malyshkina

The article describes actual theoretical and practical problems of newly-blinded people. The main results of the survey aimed at newly-blinded people socialization difficulties are presented and on their base ways and means of optimization of their psychological and pedagogical support are defined.

Keywords: a newly-blinded person, psychological and pedagogical support, rehabilitation, social integration.

В связи с наблюдающимся увеличением количества лиц с ограниченными возможностями здоровья возрастает потребность в совершенствовании системы помощи инвалидам. Особое значение приобретает разработка содержания психолого-педагогической поддержки, направленной на предупреждение асоциальных явлений в инвалидности и обеспечение реабилитационной работы научно-методическим материалом для формирования успешной социальной адаптации и интеграции в общество людей с проблемами здоровья [1, с. 64].

В настоящее время в специальной педагогике имеются психолого-педагогические научно-теоретические разработки комплексной системы реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья таких ученых, как И. П. Волкова [2], З. Ф. Ермолович [3], В. З. Кантор [4], Д. М. Малаев [5], Л. И. Плаксина [6], О. Б. Под-чуфарова [7], Л. И. Солнцева [8] и другие.

В отечественной тифлологии понятие психолого-педагогической поддержки рассматри-

вается как непрерывный процесс сопровождения лиц с нарушением зрения на всех возрастных периодах развития личности: раннем, дошкольном, школьном и взрослом. Вместе с тем, особое место в тифлологической науке отводится процессу социализации ослепших. Связано это, как мы писали выше, с увеличением количества лиц, потерявших зрение по разным причинам, включая разного рода травмы, осложнения на фоне заболеваний и ухудшение социальных условий жизни как экономического так и психологического характера. Одной из таких причин является войны и террористические акты. Как пишет Н. Л. Шакиро: «Если после Первой и Второй мировых войн росло количество слепых, потерявших зрение в результате социально-политических и военных конфликтов, то в настоящее время чаще всего люди теряют зрение в результате конфликта социально-технической и природной систем» [9, с. 18]. Это подчеркивает необходимость и важность разработки психолого-педагогической поддержки ослепших.

Как показывают исследования В. З. Кантора, повышение интереса к вопросам реабилитации инвалидов по зрению непосредственно связано с ростом их численности. Так, согласно его исследованиям, 1975 г. зафиксирована тенденция увеличения численности инвалидов по зрению, что вызвало повышение интереса отечественных тифлологов к разработке научно-методических и практических материалов по проблемам реабилитации данной категории людей [4, с. 4]. Именно в это время было опубликовано значительное количество практических рекомендаций членов Всероссийского общества слепых (ВОС), методических пособий, сборников статей по вопросам социальной реабилитации лиц с глубокими нарушениями зрения, в том числе и ослепших.

В системе реабилитации ослепших выделены три стадии реабилитационной работы: первоначальная, элементарная и полная [4, с. 15]. На каждой стадии психолого-педагогическая поддержка имеет свои цели, задачи и содержание, обоснованные особенностями и трудностями социализации и учитывающими проблемы и пути преодоления последствий потери зрения [3, с. 3].

Вместе с тем, как показал наш научный анализ, трудности реализации задач социализации лиц с нарушением зрения связана с тем, что за последнее десятилетие вопросы социальной адаптации ослепших в научной литературе освещались недостаточно и представлены несколькими практическими пособиями [2-5; 8-9]. Наряду с этим представлены две научные монографии, а именно, работа О. Б. Подчуфаро-вой, отражающие отдельные проблемы опыта работы региональной модели Тульской областной организации слепых и диссертацией И. П. Волковой по проблемам психологической адаптации и интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения.

Литературные источники прежних лет, безусловно, имеют важное значение для практики психолого-педагогической поддержки людей, утративших зрение, однако изменившиеся экономические, политические, социальные условия выдвигают на первый план, как актуальность, - формирование самостоятельной, самодостаточной и независимой личности в условиях успешной социальной адаптации. По-

этому возникает необходимость создания новой научно-методической базы, соответствующей современному этапу развития общества и системы поддержки инвалидов по зрению, в частности ослепших, на разных возрастных этапахжизни.

С целью изучения современного состояния практической помощи лицам, потерявшим зрение, нами было проведено изучение опыта работы Савинской школы-интернат Ш-М вида и регионального отделения ВОС на территории республики Марий Эл.

Анализ работы школы-интерната показал, что родители, имеющие детей с приобретенной слепотой или слабовидением, обращаются в образовательные учреждения (детский сад или школы) для детей с нарушениями зрения. Данные учреждения на сегодняшний день являются единственными, где могут оказать квалифицированную помощь таким детям в преодолении последствий потери зрения, параллельно с обучением подготовить их к интеграции в общество.

В практической же деятельности педагогов в работе с ослепшими детьми наблюдается потребность в научно обоснованных рекомендациях психолого-педагогической поддержки особенно на начальных периодах социальной адаптации и реабилитации в условиях наступившей слепоты.

В связи с этим необходимо:

• обеспечить коррекционную работу научно обоснованной методической литературой по формированию социально-адаптивных навыков в период первоначальной психолого-педагогической поддержки ослепшим детям;

• представить содержание коррекционных занятий, учитывающих индивидуальные особенности ослепших, начиная с обучения письму и чтению по системе Брайля, ориентировке в пространстве, социально-бытовой ориентировке, занятий психокоррекцией, направленных на преодоление психологических переживаний по поводу потери зрения и обеспечения жизнедеятельности за счет сохранных анализаторов и высших психических функций (мышления, речи, памяти).

Обратимся к конкретным примерам из рассказов педагогов: «Мальчик С. Начал терять зрение в 11 лет, при этом он учился в мас-

совой школе. Постепенная потеря зрения привела к трудностям в обучении. Оказавшись в безвыходном положении, С. поступил на обучение в школу-интернат для слепых и слабовидящих детей. На тот момент ему уже было 16 лет и он практически ничего не видел. Педагоги столкнулись с серьезными трудностями в работе с ним. С. необходимо было наверстывать упущенные знания в образовательной программе, а для этого обучить письму и чтению по системе Брайля. Учителя по математике, русскому и иностранному языкам по собственной инициативе систематически занимались с ним после уроков».

Другой пример: «Мальчик П., играя во дворе со сверстниками, получил травму одного глаза, который полностью ослеп. Ему было 13 лет. По словам матери, он потерял интерес к жизни, у него была единственная мысль - покончить жизнь самоубийством. Родители не знали, что делать, куда обратиться и кто может им помочь».

Таким образом, дети, поступившие после потери зрения в данные учебные заведения, не получают первоначальной психолого-педагогической поддержки в полной мере, а сразу же включаются в общие занятия со всем классом без соответствующих элементарных коррек-ционно-компенсаторных навыков социальной адаптации, что чаще всего приводит к обострению социальных контактов и формирования у них комплекса неполноценности.

Психолого-педагогическую поддержку людей, утративших зрение в зрелом возрасте, в настоящее время осуществляют практические работники и незрячие активисты ВОС.

Всероссийское общество слепых - это крупнейшая центральная организация, основными целями которой являются защита прав и интересов инвалидов по зрению, социальная поддержка, реабилитация, социальная интеграция и содействие обеспечению равных возможностей.

По данным ВОС, на сегодняшний день в состав Общества входят 74 региональные организации, включающие 783 местные организации. Именно сюда обращаются в первую очередь люди, внезапно потерявшие зрение. Однако проблема заключается в том, что в региональных отделениях ВОС зачастую нет специа-

листов, которые могут оказать квалифицированную первоначальную психолого-педагогическую поддержку недавно ослепшим. Например: по данным Марийского регионального отделения ВОС, на 1 января 2012 г. в членах ВОС состояло 2038 человек из них 907 инвалиды 1-й группы, 855 - 2-й группы, 159 - 3-й группы, 38 законных представителей и 79 зрячих. Среди инвалидов по зрению более 90% являются ослепшими. В данном региональном отделении в число квалифицированных специалистов входит 3 социальных работника и 20 председателей и секретарей местных организаций. Эти специалисты в силу своего опыта проводят беседы с ослепшими, оказывают им посильную помощь и направляют в центры реабилитации ВОС.

На сегодняшний день при ВОС имеется 4 реабилитационных центра (Центр реабилитации слепых в г. Волоколамске Московской обл. с филиалами в г. Бийске Алтайского края и в г. Железногорске Курской обл., Культурно-спортивный реабилитационный комплекс в г. Москве с отделением реабилитации, Железногор-ский социально-трудовой комплекс инвалидов в Курской обл. и Республиканская школа восстановления трудоспособности слепых и подготовки собак-проводников в дер. Черное Московской обл.). Кроме того, в некоторых регионах имеются свои реабилитационные центры (Санкт-Петербургский центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению, Центр реабилитации в г. Сургуте, ХМА Югра).

В некоторых регионах имеются свои реабилитационные центры (Санкт-Петербургский центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению, центр реабилитации в г. Сургуте ХМА Югра и др.).

В центры реабилитации ежегодно поступает более 700 инвалидов по зрению. В данных учреждениях ослепшие учатся заново жить, проходят психологическую реабилитацию, оздоровление и приобретают профессиональные навыки.

Однако региональные центры реабилитации принимают инвалидов только своего региона, а во всероссийских школах восстановления трудоспособности слепых количество мест ограничено. Поэтому прием в данные центры осуществляется по путевкам, которые выдают в региональных отделениях ВОС. Ча-

сто это приводит к возникновению очередей, в ожидании места может пройти иногда несколько лет. Следовательно, ослепший попадает на реабилитацию лишь некоторое время спустя, хотя самым тяжелым периодом в плане психологических переживаний слепоты является первоначальный период, и именно этот период чаще всего остается без поддержки квалифицированных специалистов. Кроме того, часто бывают случаи, когда ослепший по ряду причин не имеет возможности приехать в данные центры.

Исходя из вышеизложенного, возникает необходимость переосмысления и совершенствования существующей системы реабилитации, с учетом потребностей, запросов самих ослепших и ориентацией на современные условия жизни, особенно на начальном периоде реабилитации после потери зрения.

С целью выявления актуальных запросов ослепших и обоснования модели психолого-педагогической поддержки мы провели интернет-анкетирование.

В опросе участвовал 31 человек в возрасте 24-63 лет из различных регионов России, Украины и Белоруссии.

Как показали результаты нашего исследования, в первоначальный (наиболее трудный) период после потери зрения незрячие нуждаются в следующих видах помощи: психологическая поддержка, работа по налаживанию отношений в семье, обучении бытовым навыкам и ориентировке в пространстве с помощью трости.

Очень важной является работа с семьей и близкими ослепшего, так как они чаще всего оказываются рядом в кризисные моменты переживаний, которые могут появляться в различных ситуациях. При этом родственникам необходимо обладать основными знаниями и навыками, чтобы не усугублять ситуацию. Так, 31% опрошенным в таких случаях помогали родители, 20% - друзья и 49% - учителя, врачи и другие специалисты.

Включение ослепшего в различные виды деятельности является наиболее эффективным средством преодоления кризисных переживаний. По мнению опрошенных, к таким видам деятельности относятся: самореализация в профессии, участие в культурно-досуговой де-

ятельности ВОС, забота и помощь другим, получение образования в коррекционной школе, общение с незрячими, поездка в центр реабилитации.

По мнению респондентов, на адаптацию к потере зрения также влияет осведомленность ослепших об особенностях жизни инвалидов по зрению и деятельности ВОС. Большинство опрошенных обладали данной информацией еще до потери зрения, поэтому знали, куда обращаться за помощью. Однако результаты проведенного исследования показывают, что в силу различных обстоятельств ослепшие обращаются к специалистам общества слепых в среднем через 5 лет после потери зрения.

Основными причинами неполноценности своей жизни опрошенные считают: зависимость от окружающих, материальный недостаток и ограниченный выбор профессий.

Кроме того, мы исследовали пожелания и предложения ослепших для усовершенствования системы психолого-педагогической поддержки, и основными из них является следующие:

• организация занятий по самообслуживанию и ориентировке в пространстве в домашних условиях;

• создание кабинета психологической поддержки и организация курсов компьютерной грамотности в регионах.

Таким образом, в ходе нашего исследования были выявлены следующие проблемы в сложившейся системе реабилитации, которые требуют практического и теоретического осмысления:

1) восполнить недостаточность научно-методической продукции и образовательного пространства по реабилитации по месту жительства ослепших;

2) расширить доступность психолого-педагогической поддержки на начальных этапах реабилитационной работы;

3) разработать рекомендации для обеспечения условий успешной социальной адаптации и реабилитации в коррекционных образовательных учреждениях и центрах реабилитации для лиц с нарушением зрения;

4) рассмотреть вопрос о введения в вузовское образования подготовки реабилитологов для осуществления первоначальной психолого-

педагогической поддержки в региональных организациях ВОС;

5) разработать рекомендации по созданию при региональных организациях ВОС кабинетов психолого-педагогической поддержки в регионах.

Итак, первоначальная психолого-педагогическая поддержка ослепшим является значимой и востребованной частью реабилитационной работы в регионах.

Исходя из этого, на наш взгляд, наиболее перспективным будет создание психолого-педагогической службы, в которой будет реализовано межведомственное взаимодействие с офтальмологическими клиниками для выявления людей с ухудшением состояния зрения и комплексная реабилитация недавно ослепших. В ней существенную часть времени будет уделяться психологической поддержке, которая должна быть направлена на преодоление психологического неблагополучия, кризисов и страхов, связанных с потерей зрения.

Одновременно с этим необходимо начать формирование навыков, восстанавливающих качество жизни в новых условиях:

• самообслуживания;

• обучения бытовым навыкам;

• ориентировке в пространстве и мобильности;

• обретения опыта общественной жизни в более широком сообществе.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Басов, Н. Ф. Социальное обеспечение, защита и поддержка инвалидов в России: советский период и современность [Текст] / Ф. Басов // Вестн. ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. - 2010. - Вып. 4 (19). -С.56-69.

2. Волкова, И. П. Психология социальной адаптации и интеграции людей с глубокими нарушениями зрения [Текст] / И. П. Волкова. - СПб.: Изд-во МГПУ им А. И. Герцена, 2009. - 272 с.

3. Ермолович, З. Г. Психолого-педагогические аспекты реабилитации инвалидов по зрению [Текст] / З. Г. Ермолович // Психологическое обеспечение элементарной реабилитации слепых [Текст]: сб. ст. / под ред. З. Г. Ермо-лович. - М.: Просвещение, 1988. - С. 2-9.

4. Кантор, В. З. Педагогическая реабилитация и стиль жизни, слепых и слабовидящих [Текст] / В. З. Кантор. - СПб.: КАРО, 2004.

- 240 с.

5. Малаев, Д. М. Психолого-педагогические предпосылки по воспитанию дефицита нравственного и физического развития слепых и слабовидящих детей в игре [Текст] / Д. М. Малаев // Дефектология. - 1993, № 5.

6. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения [Текст] / под ред. Л. И. Плаксиной. - М., 1995.

7. Подчуфарова, О. Б. Формирование навыков социальной адаптации у поздно ослепших (на примере Тульской областной организации Всероссийского общества слепых) [Текст]: автореф. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / О. Б. Подчуфарова. - М., 2007. - 18 с.

8. Солнцева, Л. И. Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности [Текст] / Л. И. Солнцева, Л. А. Семенов. - М.: ВОС, 1989. - 80 с.

9. Шакиро, Н. Л. Социально-педагогическая реабилитация личности инвалида [Текст] / Н. Л. Шакиро // Реабилитация и мы: сб. ст.

- Иркутск, 2002.

10. Быков, А. А. Социально-психологическая реабилитация инвалидов по зрению (преодоление посттравматического синдрома у недавно ослепших) [Текст] / А. А. Быков; под ред. С. Н. Ваньшина, О. В. Сергеевой. - М.: ИПТК «Логос» ВОС, 2004. - 48 с.

11. Быков, А. А. Коррекция негативных психологических установок инвалидов по зрению [Текст]: метод. рекомендации / A. A. Быков.

- М.: ИТПК «Логос» ВОС, 2007. - 84 с.

12. Настольная книга реабилитолога [Текст] / под ред. канд. пед. наук С. Н. Ваньшина. -М., 2007. - 496 с.

13. Программа пошаговой работы с семьей инвалида, потерявшего зрение [Текст]. - М.: Ин-т проф. реабилитации и подготовки персонала ВОС «Реакомп», 2010. - 100 с.

REFERENCES

1. Basov N. F. Sotsialnoe obespechenie, zashchi-ta i podderzhka invalidov v Rossii: sovetskiy period i sovremennost (Social security, protection and support of invalids in Russia: Soviet

period and the present time). Vestn. PSTGU. Ser. IV: Pedagogika. Psikhologiya (Herald of Saint Tikhon's Orthodox University of Humanities. Ser. IV: Pedagogics. Psychology), 2010, 4 (19), pp. 56-69.

2. Volkova I. P. Psikhologiya sotsialnoy adaptatsii i integratsii lyudey s glubokimi narusheniyami zreniya (Psychology of social adaptation and integration of people with profound disorders of eyesight). Saint-Petersburg: Izd-vo MGPU im. A. I. Gertsena, 2009. 272 p.

3. Ermolovich Z. G. Psikhologo-pedagogicheskie aspekty reabilitatsii invalidov po zreniyu (Psychological and pedagogical aspects of sight-disabled people rehabilitation). Psikholog-icheskoe obespechenie elementarnoy reabili-tatsii slepykh: sb. st. (Psychological support of basic rehabilitation of blind people: collection of articles). Moscow: Prosveshchenie, 1988, pp. 2-9.

4. Kantor V. Z. Pedagogicheskaya reabilitatsiya i stil zhizni slepykh i slabovidyashchikh (Pedagogical rehabilitation and life style of blind and visually impaired people). Saint-Petersburg: KARO, 2004. 240 p.

5. Malaev D. M. Psikhologo-pedagogicheskie predposylki po vospitaniyu defitsita nravstven-nogo i fizicheskogo razvitiya slepykh i slabo-vidyashchikh detey v igre (Psychological and pedagogical preconditions for upbringing of deficiency of moral and physical development of blind and visually impaired children in play). Defektologiya (Defectology). 1993, no. 5.

6. Problemy vospitaniya i sotsialnoy adaptatsii detey s narusheniem zreniya (Problems of upbringing and social integration of visually impaired children). Ed. L. I. Plaksina. Moscow, 1995.

7. Podchufarova O. B. Formirovanie navykov sotsialnoy adaptatsii u pozdno oslepshikh (na

primere Tulskoy oblastnoy organizatsii Vse-rossiyskogo obshchestva slepykh) [Formation of social integration habits by later blinded people (by the example of Tula Regional Organization of All Russia Association of the Blind)]. Moscow, 2007. 18 p.

8. Solntseva L. I. Psikhologo-pedagogicheskie os-novy obucheniya slepykh detey orientirovaniyu v prostranstve i mobilnosti (Psychological and pedagogical foundations of teaching blind children spatial orientation and mobility). Moscow: VOS, 1989. 80 p.

9. Shakiro N. L. Sotsialno-pedagogicheskaya re-abilitatsiya lichnosti invalida (Social and pedagogical rehabilitation of personality of an invalid). Reabilitatsiya i my: sb. st. (Rehabilitation and us: collection of articles). Irkutsk, 2002.

10. Bykov A. A. Sotsialno-psikhologicheskaya reabilitatsiya invalidov po zreniyu (preodole-nie posttravmaticheskogo sindroma u nedav-no oslepshikh) [Social and psychological rehabilitation of sight-disabled persons (overcoming of posttraumatic syndrome by newly-blinded people)]. Moscow: IPTK "Logos" VOS, 2004. 48 p.

11. Bykov A. A. Korrektsiya negativnykh psikho-logicheskikh ustanovok invalidov po zreniyu: metod. rekomendatsii (Correction of negative attitudes by sight-disabled persons: methodological recommendations). Moscow: IPTK "Logos" VOS, 2007. 84 p.

12. Nastolnaya kniga reabilitologa (Desk book of recreation therapist). Ed. S. N. Vanshin. Moscow, 2007. 496 p.

13. Programma poshagovoy raboty s semyey invalida, poteryavshego zrenie (Program of step-by-step work with the family of newly-blinded person). Moscow: In-t prof. reabilitatsii i podgo-tovki personala VOS "Reakomp", 2010. 100 p.

Малышкина Лариса Сергеевна, аспирантка Московского педагогического государственного университета

e-mail: chajka86@list.ru

Malyshkina Larisa S., Post-Graduate Student, Moscow State Pedagogical University e-mail: chajka86@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.