Научная статья на тему 'Пути и средства индивидуализации развития педагога в условиях информационно-образовательной среды вуза'

Пути и средства индивидуализации развития педагога в условиях информационно-образовательной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / УПРАВЛЕНИЕ СА МОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ / ПРОДУКТИВНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / INDIVIDUALIZATION / DEVELOPMENT / INDEPENDENT WORK / MANAGEMENT OF INDEPENDENT WORK / EFFICIENCY OF INDEPENDENT WORK / INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT / ADVANCING TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ромашина С. Я., Рабаданова Р. С., Майер А. А., Субботина

Представлены направления и факторы индивидуализации развития педагога в обра зовании в условиях модернизации педагогического образования и компетентностноориентированной парадигмы. Определены пути и средства управления самосто ятельной работой студентов, обеспечивающие самореализацию обучающихся в информационно-образовательной среде. В качестве базиса индивидуализации студен та определена фасилитативная основа, способствующая продвижению и содейству ющая его развитию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Directions and factors of individualization in educator’s development in high education

Directions and factors of individualization in educator’s development are represented due to modernization of pedagogical education and competence-oriented educational paradigm. The ways and meanings of management of student’s self study work which supports their self-re alization in education are classified. The basis of individualization is concerned as facilitation, which helps to support, enhance and advance student’s development

Текст научной работы на тему «Пути и средства индивидуализации развития педагога в условиях информационно-образовательной среды вуза»

и научным учреждениям права обмена научными изданиями с высшими учебными заведениями и научными учреждениями других стран». http://pravo.levonevsky.org/baza/soviet/sssr7248. htm (дата обращения: 15.10.2015).

4. Декрет СНК РСФСР от 29.07.1918 «О принятии на учет годных к военной службе граждан в возрасте от 18 до 40 лет». URL:http://wfi.lomasm.ru/русский.декре-ты_ссср_1917- 1992/декрет_снк_рсфср_от_ 29.07.1918_о_принятии_на_учет_годных_к_ военной_службе_граждан_в_возрасте_от_ 18_-_40_лет (дата обращения: 15.10.2015).

5. «К гражданам России». Воззвание Петроградского ВРК 25 октября (7 ноября)

1917. URL: http://bse.sci-lib.com/particle011145. html (дата обращения: 15.10.2015).

6. Постановление Наркомпроса РСФСР от 23.02.1918 «О передаче всех учебных заведений в ведение Народного Комиссариата по просвещению». URL:http://lawrussia.ru/texts/ legal_861/doc861a336x494.htm (дата обращения:^.10.2015).

7. Постановление ЦИК СССР от 19.09.1932 «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах». URL: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=ESU; frame=65;n=21432;req=doc (дата обраще-ния:15.10.2015).

УДК 378.1

С.Я. РОМАШИНА, Р.С. РАБАДАНОВА, А.А. МАЙЕР, И.И. СУББОТИНА

ПУТИ И СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЫ ВУЗА

Представлены направления и факторы индивидуализации развития педагога в образовании в условиях модернизации педагогического образования и компетентностно-ориентированной парадигмы. Определены пути и средства управления самостоятельной работой студентов, обеспечивающие самореализацию обучающихся в информационно-образовательной среде. В качестве базиса индивидуализации студента определена фасилитативная основа, способствующая продвижению и содействующая его развитию.

Ключевые слова: индивидуализация, развитие, самостоятельная работа, управление самостоятельной работой, продуктивность самостоятельной работы, информационно-образовательная среда, опережающее обучение.

Directions and factors of individualization in educator's development are represented due to modernization of pedagogical education and competence-oriented educational paradigm. The ways and meanings of management of student's self study work which supports their self-realization in education are classified. The basis of individualization is concerned as facilitation, which helps to support, enhance and advance student's development.

Key words: individualization, development, independent work, management of independent work, efficiency of independent work, information and education environment, advancing training.

© Ромашина С.Я., Рабаданова Р.С., Майер А.А., Субботина И.И., 2015

Приоритеты развития отечественного образования имеют разновектор-ные направленности. С одной стороны, когда речь идет о фундаментальности, предполагается определенная консервативность в части воспроизводства системой образования устойчивой социальной и экономической структуры общества. С другой стороны, когда речь идет о вариативности и открытости образования, часто апеллируют к опережающему обучению и инновационному потенциалу, в основе которого индивидуализация развития субъекта.

Данные тенденции сохраняются и в процессах ассимиляции (зарубежного) и диссеминации (отечественного) опыта в образовании. В частности, в Концепции досрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. [1] в главе «Облик современной модели образования к 2020 году» показаны ключевые общесистемные изменения на всех уровнях образования. В процессе самообразования гражданам будет обеспечен доступ к цифровым образовательным ресурсам на основе российских разработок и локализации лучших мировых образовательных ресурсов. Содержание и методы обучения будут модернизированы на основе эффективного использования возможностей современных информационно-коммуникационных технологий. Это позволит резко увеличить возможность выбора образовательных ресурсов, способных обеспечить полную вариативность и индивидуальность образовательных траекторий на всех уровнях высшего профессионального образования. Одновременно это приведет к необходимости смены образовательных технологий и роли преподавателя, расширению его профессиональной деятельности, го-

товности выступать тьютором, управленцем, консультантом, фасилитато-ром, косвенно направлять и объективно оценивать самостоятельную деятельность студентов.

Так, к числу стратегических ориентиров отнесены индивидуализация развития субъекта образования, смена технологий обучения и вариативность ролей и позиций преподавателя. Под индивидуализацией развития субъекта в образовании нами понимается максимальное раскрытие потенциала обучающегося в образовательном пространстве на основе его самостоятельности, активности и целенаправленности в учебной и учебно-профессиональной деятельности.

Основным механизмом индивидуализации в наших исследованиях выступает самостоятельная работа студентов, которая при соответствующем управлении позволяет реализовать потенциал развития личности в образовании. На основе разработки и реализации механизмов управления самостоятельной учебной деятельностью студентов, обеспечивающих вариативность и эффективность форм самостоятельной работы, авторами определены пути формирования предпосылок продуктивной самостоятельной работы как автономной и управляемой со стороны субъекта познавательной активности структурированной по основным компонентам общепсихологической структуры деятельности.

В связи с данными позициями в настоящих исследованиях выявлены и систематизированы факторы, определяющие перспективы развития индивидуальности в образовании. К ним мы относим следующие факторы:

1. На уровне стратегии: опережающее обучение. Опережающая подготов-

ка кадров способствует саморазвитию личности, которая, в свою очередь, будет опережать потребности производства. Следовательно, общая цель опережения - повышение эффективности и качества образовательного процесса в результате предварительного «взвешивания» намечаемых и принимаемых решений [2].

В этой связи в наших исследованиях проанализирована динамика использования студентами возможностей информационно-образовательной среды для актуализации потенциала опережающего обучения, что оказало положительное влияние на качество усвоения учебного материала и осознанность его применения. На обширной выборке, состоящей из 207 студентов Московского государственного университета технологий и управления, Российской международной академии туризма проанализированы дан-

ные опроса и мониторинга успешности учебной деятельности студентов.

По данным опроса, в результате проведенной экспериментальной работы студенты стали активно использовать информационные средства для самообразования (89,5%), 31,6% студентов обучаются основам владения компьютером. В качестве альтернативы библиотечным фондам, которым отдают предпочтение 79% опрошенных, называется интернет (84,2% студентов). В случае недоступности компьютера дома и сети интернет для выполнения и оформления домашней работы большинство респондентов (73,7%) сделают ее на работе.

Результаты контрольных работ показали, что различия по итогам внедрения информационных средств начинаются с уровня понимания и осознанного владения усвоенным учебным материалом (табл. 1).

Диапазон значений коэффициента усвоения Экспериментальная группа

Начало Конец

1 уровень: < 0,7-0,8 11 0

0,7-0,8 10 0

0,8-0,9 23 0

0,9-1,0 24 5

2 уровень: 0,8-0,9 30 15

0,7-0,8 28 19

0,8-0,9 24 29

0,9-1,0 26 34

3 уровень: < 0,9 11 46

0,7-0,8 12 29

0,8-0,9 8 17

0,9-1,0 0 13

Итого 207 207

Таблица 1

Результаты расчета коэффициента усвоения по итоговому контролю (абс.)

На взгляд авторов, эти различия обусловлены тем, что знания в процессе реализации экспериментальной методики получены в результате самостоятельной работы и не являются результатом заучивания.

Позитивную динамику коэффициента усвоения можно объяснить большей интенсивностью самостоятельной работы студентов, которая проводилась с использованием электронных учебников.

2. На уровне тактики: управление учебной деятельностью в контексте уровневого подхода, концепции дидактического коммуникативного воздействия, обеспечения продуктивности самостоятельной работы студентов. Самостоятельную работу, вслед за И.А. Зимней, мы рассматриваем, с одной стороны, как следствие гибко управляемой учебной деятельности, а с другой - как результат присвоенной студентом программы по овладению профессиональными компетенциями. Являясь неотъемлемой частью образовательного процесса, самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности направлена на формирование профессиональных компетенций и овладение продуктивными навыками самостоятельности для поддержания и совершенствования достигнутого в вузе уровня компетентности педагога (И.И. Субботина).

С позиций комплексного подхода используемые технологии определяют уровневую организацию управления формированием продуктивности самостоятельной работы студентов (от внешних воздействий через совместные поисковые действия к самовоздействиям обучающихся), концентрацию проблемности в обучении (от репродуктивных заданий через поисковые к творческим).

Следовательно, аспект управления распространяется на обучающего, обучающегося и опосредующее их взаимодействие содержание. Комплексность заявленного подхода к управлению самостоятельной учебной деятельностью состоит в сопряжении трех компонентов управленческого процесса (цель, средство, результат) на основе комплементарных (согласованных, взаимодополняемых) позиций и ролей педагога и обучающегося, реализуемых посредством определенных педагогических коммуникаций.

Авторами выделены уровни самостоятельности (С.Я. Ромашина, 2007):

• 1 уровень (репродуктивная самостоятельность) - отсутствие самостоятельности: традиционное управление, внешне заданная (педагогом) цель, ее принятие/непринятие в процессе воздействия со стороны педагога, внешний (формальный) результат (для других), формальная самостоятельность;

• 2 уровень (реактивная (частично продуктивная) самостоятельность) -вынужденная самостоятельность студента: соуправление, внешнее принятие цели в связи с воздействием других (в первую очередь, педагога) и воздействием на других общий (коллективного субъекта) результат;

• 3 уровень (продуктивная самостоятельность) - произвольная самостоятельность студента: самоуправление, принятие целей в процессе самовоздействия, перевод их во внутренний план, подбор способов их достижения, оценка результата - собственно самостоятельная работа.

Данные показатели послужили средством оценки уровня самостоятельности студентов 3 курса бакалавриата, обучающихся в Московском государственном университете технологий и

управления им. К.Г. Разумовского, в рамках дисциплины «Педагогическая конфликтология» (табл. 2).

Таблица 2 Динамика продуктивности и самостоятельности учебной деятельности студентов (в %)

Так, из 20 студентов в начале изучения курса демонстрировали частично продуктивный и продуктивный уровни 60%, в то время как 40% обучающихся владели только отдельными навыками самостоятельной работы. К концу изучения учебного курса 90% обучающихся демонстрировали достаточно высокий уровень самостоятельной работы - причем на индивидуальном уровне большинство заданий и упражнений для самостоятельной работы не вызывало у них затруднений при выполнении.

Основой и механизмом достижения оптимальных уровней самостоятельности выступает фасилитация. Сущность педагогической фасилитации состоит в гармонизации взаимосвязанной деятельности преподавания и учения в системе релевантных позиций и ролей педагога и студента посредством помощи, поддержки, сопровождения самостоятельного осмысленного учения последнего. Важным вопросом фа-силитативной педагогики выступает технология фасилитативного воздействия. Таким механизмом в реализации фасилитативной функции вы-

ступает «дидактическое (коммуникативное) воздействие» (ДКВ) педагога. Оно характеризуется следующими атрибутами:

• изучение места воздействия в структуре коммуникативной деятельности педагога позволяет определить его примат в управлении общением и совместной деятельностью совокупного субъекта - учебной группы, реализуемом по схеме «воздействие - взаимодействие - деятельность»;

• дидактическое воздействие педагога на обучающегося (группу) есть предпосылка для организации общения как формы субъект-субъектного взаимодействия;

• педагог - инициальное звено, реализующее дидактическое коммуникативное воздействие на обучающегося и обеспечивающее это взаимодействие;

• ДКВ - одно из средств гуманизации педагогического процесса при условии реализации всех функций коммуникативного воздействия педагога и на все стороны личности обучающего и его учебной деятельности [3].

ДКВ рассматривается авторами как гибкая форма управления учебной деятельностью на фасилитативной основе, структурные компоненты которой (речевые действия, выполняющие разные коммуникативные функции) объединяются в систему со сложными многоуровневыми связями, эффективно влияющими на развитие личности.

В процессе обучения учащийся прямо или косвенно попадает под влияние педагога (педагогическое воздействие), который в соответствии с учебными целями организует направленность речевых действий учащихся, дозирует учебный материал, контролирует и стимулирует процесс его усвоения, оценивает и корректирует ре-

Уровень самостоятельности Начало Окончание

1 40 10

2 45 60

3 15 30

Всего 100 100

зультаты обучения. Характер реализуемых функций и способ их реализации определяют меру фасилитации (содействия) педагога становлению самостоятельной деятельности студентов.

Иными словами, дидактическое коммуникативное воздействие - это технология формирования развернутой внешней структуры учебной деятельности обучающегося и ее перевода во внутренний план действий - основу самостоятельной работы студентов.

Для достижения планируемых результатов в контексте динамики управленческих воздействий (С.Я. Ромашина) важно определить уровни развития управления (А.А. Майер) в процессе взаимодействия преподавателя и студента [4].

Первый уровень учебного взаимодействия - это управление. На данном уровне различают следующие этапы взаимодействия субъектов:

1 этап - традиционного воздействия (субъект-объектные отношения) S—O;

2 этап - это этап переходного воздействия (субъект-объект-субъектные отношения), когда преподаватель оказывает оптимальное воздействие на студента или группу студентов по его переводу на позицию субъекта (S—>O(S1)). В данном случае процесс фасилитации взаимодействия субъектов осуществляется на мотивационном уровне.

Второй уровень учебного взаимодействия - соуправление. В данном случае также различают два этапа взаимодействия:

1 этап - ответного воздействия студента (субъект-объектные отношения) S—O (Si);

2 этап - взаимовоздействия (субъект-субъектные отношения) (O1) S-^-O (S1). 1

Достижение двух этапов второго уровня управления взаимодействием связывается со способностью учащегося оказывать обратное воздействие -именно воздействие, а не только ответную реакцию в форме обратной связи на воздействие педагога (первый этап) и способностью его принимать (второй этап). На данном уровне преподаватель выступает в роли коуча - фаси-литатора, оказывающего развивающее консультирование, фасилитируя саму деятельность.

Третий уровень - самоуправление. Студент оказывает воздействие на себя, на свою деятельность и выступает объектом самовоздействия. На данном уровне - самостоятельного использования студентами приобретенных знаний, умений и навыков, преподаватель становится экспертом исследовательской деятельности, так как корректирует, контролирует, оценивает степень самостоятельности студентов, создает ситуацию невмешательства в процесс самостоятельной работы. Третий уровень фасилитации заключается в воодушевлении, вдохновлении студентов и поддержании профессионального роста в самостоятельной деятельности.

Показателями индивидуализации развития обучающегося выступает продуктивность самостоятельной учебной работы студента как показатель качества его самостоятельности - произвольной самостоятельности, проявляющейся в самоуправлении, принятии целей в процессе самовоздействия и переводе их во внутренний план, подборе способов их достижения, самооценке результатов. Эффекты продуктивной самостоятельной работы проявляются в создании личностно-значимого образовательного продукта, реализующего когнитив-

ный и креативный потенциал студента, его самоопределение и саморазвитие в образовательной среде.

3. На оперативном уровне в качестве средства реализации обучающих воздействий и перевода их на уровень самостоятельной работы выступает использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), что создает необходимую динамичную основу изменений в развитии личности и деятельности будущего педагога. Основной целью применения информационных технологий в профессиональном образовании являются широкая рационализация интеллектуальной деятельности, радикальное повышение эффективности качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества. Средством достижения целей и решения задач информатизации сферы образования является системная интеграция ИКТ в различных предметных областях образования.

Информатизация включает информатизацию процесса обучения и воспитания, информатизацию научных исследований, управление системой образования как объектом информатизации, создание современной информационно-образовательной среды, построение организационной инфраструктуры обеспечения процесса информатизации образования, оснащение системы образования техническими средствами информатизации, информационную интеграцию систе-

мы образования в мировую образовательную систему.

Под информационно-образовательной средой опережающего обучения мы понимаем искусственно созданную социокультурную среду профессиональной подготовки студентов, включающую в себя различные виды средства обучения, опережающие уровень оснащенности образовательных организаций и содержание образования, обеспечивающее зону ближайшего развития обучающегося, способного к продуктивной деятельности прогнозирования теории и практики динамично изменяющегося современного производства. Реализация информационно-образовательной среды опережающего обучения осуществляется путем организации активной познавательной деятельности студента и деятельности преподавателя на повышенном уровне сложности [2].

Подводя итоги, можно заключить, что на данном этапе высшее образование ориентирует вузы на индивидуализацию развития обучающихся. Раскрытие потенциала развития происходит на основе стратегии опережающего обучения, тактики уровневого управления самостоятельной работой студентов. Фасилитативная основа обеспечивает комплексную технологию реализации управленческих воздействий на самостоятельную работу студентов, которая базируется на технологии дидактического коммуникативного воздействия педагога, информационно-коммуникационных технологиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Материалы IVсъезда Всероссийского пе- 2. Рабаданова Р.С. Информационно-об-дагогического собрания (31 октября 2008 г., разовательная среда опережающего обуче-г. Москва). М, 2008. С. 32-33. ния профессиональной подготовки студен-

тов вузов // Открытое и дистанционное образование. Томск. 2011. № 1 (41). С. 2526.

3. Ромашина СЯ. Дидактические основы формирования культуры коммуникативного

воздействия педагога: учебное пособие. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002.204 с.

4. Ромашина С.Я., Майер А.А. Фасилита-тивная педагогика: учебное пособие. Барнаул: Азбука, 2011.300 с.

УДК 37.061

В.С. ТОРОХТИЙ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЛИЧНОСТИ КАК ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

Рассматриваются актуальные проблемы социально-педагогической поддержки личности как проблемы профессионального образования специалистов в учреждениях профессионального образования в части овладения навыками и умениями разрешения проблем социализации подрастающего поколения.

Ключевые слова: социально-педагогическая поддержка, ресурсы и возможности социальной среды, деятельность, социальная система, социальный процесс.

This article discusses actual problems of socio-pedagogical support as the problems vocational education specialists in vocational training institutions to master the skills of solving problems of socialization of the younger generation.

Key words: socio-pedagogic support, resources and opportunities of social environment, activities, social system, social process.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, нормальных и аномальных, стрессогенных, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития, в то же время он постоянно нуж-

© Торохтий В.С., 2015

дается в непосредственной или опосредованной поддержке своих начинаний. Часто задают вопрос: «Что такое социально-педагогическая поддержка и чем она отличается от социальной поддержки?»

Понятие «социально-педагогическая поддержка», на взгляд авторов, является производной от социальной поддержки и представляет одно из значимых явлений в педагогической науке. Оно употребляется в широком и в узком смысле.

Социально-педагогическая поддержка в широком смысле рассматривает-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.