Научная статья на тему 'ПУТИ И МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ИНГУШЕТИЯ'

ПУТИ И МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ИНГУШЕТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА ИНГУШЕТИЯ / ЗАНЯТОСТЬ / НАСЕЛЕНИЕ / ТРУД / РЫНОК / РАБОТНИКИ / ПРОГРАММА / УРОВЕНЬ / ЛЮДИ / ГРАЖДАНИН / РЕЙДОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / REPUBLIC OF INGUSHETIA / EMPLOYMENT / POPULATION / LABOR / MARKET / WORKERS / PROGRAM / LEVEL / PEOPLE / CITIZEN / RAID EVENTS / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гандалоев Руслан Баширович

Ингушетия продолжает оставаться лидером среди субъектов Российской Федерации по числу безработных граждан. На 1 января 2017 года уровень безработицы в республике составил 30,7%. На начало 2017 года искали работу 29 723 жителя Ингушетии, из них признан безработным 29 591 человек. В настоящее время органы службы занятости располагают всего 125 вакансиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS AND METHODS OF SOLVING PROBLEMS OF EMPLOYMENT OF THE POPULATION IN THE REPUBLIC OF INGUSHETIA

Ingushetia continues to be the leader among the subjects of the Russian Federation in terms of the number of unemployed citizens. As of January 1, 2017, the unemployment rate in the republic was 30.7%. At the beginning of 2017, 29,723 residents of Ingushetia were looking for work, of which 29,591 people were recognized as unemployed. Currently, the employment service has only 125 vacancies.

Текст научной работы на тему «ПУТИ И МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ИНГУШЕТИЯ»

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411 /2312-0444-2020-10177

ПУТИ И МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

В РЕСПУБЛИКЕ ИНГУШЕТИЯ

Руслан Баширович ГАНДАЛОЕВ, старший научный сотрудник Научного исследовательского сектора Ингушского государственного университета, докторант кафедры национальных федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, кандидат политических наук E-mail: [email protected]

Аннотация. Ингушетия продолжает оставаться лидером среди субъектов Российской Федерации по числу безработных граждан. На 1 января 2017 года уровень безработицы в республике составил 30,7%. На начало 2017 года искали работу 29 723 жителя Ингушетии, из них признан безработным 29 591 человек. В настоящее время органы службы занятости располагают всего 125 вакансиями.

Ключевые слова: Республика Ингушетия, занятость, население, труд, рынок, работники, программа, уровень, люди, гражданин, рейдовые мероприятий, профессиональное обучение.

Annotation. Ingushetia continues to be the leader among the subjects of the Russian Federation in terms of the number of unemployed citizens. As of January 1, 2017, the unemployment rate in the republic was 30.7%. At the beginning of 2017, 29,723 residents of Ingushetia were looking for work, of which 29,591 people were recognized as unemployed. Currently, the employment service has only 125 vacancies.

Keywords: Republic of Ingushetia, employment, population, labor, market, workers, program, level, people, citizen, raid events, vocational training.

Т ■ остигнутые в 2016 г. показатели сниже-I I ния уровня регистрируемой безработицы / I и сокращения численности зарегистрированных граждан не связаны с механическим снятием с учета безработных граждан, а являются результатом целенаправленной работы по снижению напряженности на рынке труда, трудоустройству безработных граждан на вакантные и создаваемые новые рабочие места, а также выявлению и снятию с учета работающих граждан, скрывающих свою занятость и одновременно состоящих на учете в центрах занятости населения.

Начиная с апреля 2013 г. Министерство и подведомственные центры занятости населения проводят регулярные рейдовые мероприятия по выявлению граждан, скрывающих свою занятость.

В ходе рейдовых мероприятий всего проверено более 400 субъектов малого и среднего

бизнеса (заправки, техстанции, парикмахерские, автомойки, торговые точки, кафе, шашлычные и др.), а также около 600 индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность на стационарных рынках республики.

В результате выявлено 930 человек, скрывающих свою занятость, которые сняты с регистрационного учета в центрах занятости населения. Работа в этом направлении продолжается и в текущем году.

Можно отметить, что в настоящее время в Ингушетии началась реализация Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда. В Программе по снижению напряженности на рынке труда Республики Ингушетия предусмотрены мероприятия, направленные на опережающее профессиональное обучение и временную занятость работников, находящихся под риском увольнения, а также

№ 4/2020

возмещение работодателям расходов на частичную оплату труда принятых работников и трудоустройство инвалидов.

Разработка Программы обусловлена необходимостью обеспечения целенаправленной деятельности органов государственной власти по дальнейшему устранению негативных тенденций ухудшения экономической ситуации на предприятиях и в организациях различных видов экономической деятельности, вызванных влиянием последствий кризиса.

Программа была рассчитана на 2017 г. и направлена на реализацию антикризисных мероприятий по повышению конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения, на стимулирование сохранения и создания рабочих мест, поддержание занятости отдельных категорий лиц с ограниченными возможностями (в том числе родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, инвалидов, выпускников образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования, членов семей с низкими доходами) до устранения негативных тенденций в экономике. Антикризисные мероприятия предполагали:

■ опережающее профессиональное обучение и стажировку (в том числе в другой местности) работников организаций, находящихся под риском увольнения, а также принятых на постоянную работу работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников;

■ возмещение работодателям, реализующим программы развития организации, расходов на частичную оплату труда работников из числа уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, выпускников профессиональных образовательных организаций и безработных граждан;

■ возмещение работодателям затрат, связанных с трудоустройством инвалидов, включая создание инфраструктуры, адаптацию на рабочем месте и наставничество.

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволила существенно снизить напряженность на рынке труда Республики Ингушетия, повысить конкурентоспособность граждан, находящихся под риском увольнения, за счет совершенствования качества и структуры профессиональной переподготовки и повы-

шения квалификации, смягчить негативные последствия потери работы.

Мероприятия Программы нацелены на достижение следующих результатов:

■ опережающее профессиональное обучение и стажировка 545 работников организаций, находящихся под риском увольнения;

■ возмещение работодателям, реализующим программы развития организации, расходов на частичную оплату труда работников из числа уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата 653 работников, выпускников профессиональных образовательных организаций и безработных граждан;

■ возмещение работодателям затрат, связанных с трудоустройством 200 инвалидов, включая создание инфраструктуры, адаптацию на рабочем месте и наставничество;

■ сохранение численности безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения, в пределах 26 — 27 тыс. человек, сдерживание уровня регистрируемой безработицы не выше 12,0% от численности экономически активного населения республики;

■ снижение коэффициента напряженности на рынке труда (до 50 — 60 человек, претендующих на одну вакансию).

На наш взгляд, для того, чтобы решить проблему молодежной безработицы, нужно сделать так, чтобы заработала система подготовки молодых предпринимателей, а также в аспекте их успешного появления на рынке. Для этого, на наш взгляд, можно предпринять следующие действия:

1. Ввести в законодательство понятия «молодежный предприниматель» и «молодежное предприятие». Для начала пусть это будут предприятия, которыми управляют люди, допустим, до 24 лет.

2. Для молодого предпринимателя снизить ставку подоходного налога до минимума, либо вообще убрать этот налог как класс.

3. Разрешить молодым предприятиям бесплатно получать лицензии на все виды деятельности, где нужна лицензия.

4. Предоставлять государством бесплатные услуги бухгалтеров.

5. Снизить количество сдаваемых отчетов до одного раза в год.

№ 4/2020

6. Ввести прогрессивное налогообложение для молодых предприятий, соответственно, микропредприятиям вообще ничего не надо будет платить.

7. Предоставлять место под офис в бизнес-инкубаторах за себестоимость.

Для того чтобы максимально и эффективно организовать обслуживание граждан, ищущих работу необходимо совершенствовать технологии службы центров занятости населения, это включает:

1) внедрение в деятельность центра занятости современных технологий, позволяющих сокращать период безработицы граждан, обращающихся к услугам службы занятости, продолжительность участия граждан в активных и пассивных программах содействия занятости населения;

2) проведение мероприятий по развитию системы информационного обеспечения органов службы занятости;

3) оптимизацию структуры и численности работников центра занятости для обеспечения предоставления в полном объеме услуг населению;

4) создание условий для обеспечения центров занятости высококвалифицированными кадрами;

5) повышение эффективности расходования средств на содержание центра занятости населения.

Реализация вышеперечисленных мер позволит повысить качество работы центра занятости.

На основании изученных материалов можно сделать следующие выводы.

Безработица в Республике Ингушетия на протяжении последних лет имела тенденции к снижению.

Однако Республика Ингушетия продолжает оставаться лидером среди субъектов Российской Федерации по числу безработных граждан.

На 1 января 2017 г. уровень безработицы в республике составил 30,7%.

На начало 2017 г. искали работу 29 723 жителя Ингушетии, из них признан безработным 29 591 человек.

В настоящее время органы службы занятости располагают всего 125 вакансиями.

Библиографический список

1. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 30.012010 г. № 120 // СЗ РФ. 2010. № 5. Ст. 502.

2. О продовольственной безопасности Республики Башкортостан: Закон Республики Башкортостан от 04.02.2000 г. № 51-з // Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета министров Республики Башкортостан. 2000. № 6 (108). Ст. 394.

3. О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О продовольственной безопасности Республики Башкортостан»: Закон Республики Башкортостан от 30.03.2006 г. № 292-з // Ведомости Государственного Собрания — Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 2006. № 9(231). Ст. 543.

4. О продовольственной безопасности и рынке сельскохозяйственной продукции и продовольствия на территории Рязанской области: Закон Рязанской области от 14.10.2005 г. № 109-ОЗ // Рязанские ведомости. 2005. № 227. 19 окт.

5. О внесении изменений в Закон Рязанской области «О продовольственной безопасности и рынке сельскохозяйственной продукции и продовольствия на территории Рязанской области»: Закон Рязанской области от 03.11.2009 г. № 140-0З // Рязанские ведомости. 2009. № 217. 7 ноября.

6. О продовольственной безопасности города Москвы: Закон г. Москвы от 12.07.2006 г. № 39 (в ред. от 16.07.2014 г.) // СПС «Консультант Плюс»

7. О продовольственной безопасности Ульяновской области: Закон Ульяновской области от 04.05.2008 г. № 69-ЗО (принят 24.04. 2008 г.) // Ульяновская правда. 2008. № 38 (22.697). 8 мая.

8. Комитет по всемирной продовольственной безопасности // http://www.fao.org/cfs/ru/

№ 4/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.