Научная статья на тему 'Пути и характер развития лирического цикла в отечественной поэзии рубежа XX-XXI веков'

Пути и характер развития лирического цикла в отечественной поэзии рубежа XX-XXI веков Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
88
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ПОЭЗИЯ / ЛИРИЧЕСКИЙ ЦИКЛ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖАНРОВЫХ ФОРМ / ЖАНРОВО-ВИДОВЫЕ МОДИФИКАЦИИ / MODERN POETRY / LYRICAL CYCLE / TRANSFORMATION OF GENRE FORMS / GENRE-SPECIES MODIFICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гудкова С.П.

В статье рассматривается специфика функционирования лирического цикла как «сверхжанрового» образования в современной отечественной поэзии. В процессе исследования выделяются такие тематические циклы, как цикл-путешествие, любовный, религиозно-философский, пейзажный и др. циклы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути и характер развития лирического цикла в отечественной поэзии рубежа XX-XXI веков»

Гудкова С.П. ©

Доцент, доктор филол. наук, кафедра русской и зарубежной литературы, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева

ПУТИ И ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ЦИКЛА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

ПОЭЗИИ РУБЕЖА XX-XXI ВЕКОВ

Аннотация

В статье рассматривается специфика функционирования лирического цикла как «сверхжанрового» образования в современной отечественной поэзии. В процессе исследования выделяются такие тематические циклы, как цикл-путешествие, любовный, религиознофилософский, пейзажный и др. циклы.

Ключевые слова: современная поэзия, лирический цикл, трансформация жанровых форм, жанрово-видовые модификации.

Keywords: modern poetry, lyrical cycle, transformation of genre forms, genre-species modification.

Обращение к циклу как своеобразному художественному единству группы произведений, объединенных автором по тем или иным принципам и критериям, -распространенное явление как в русской, так и западно-европейской литературе. Циклические формы характерны для всех родов литературы (и других видов искусств). Однако в силу особого статуса лирики как рода литературы, циклизация становится здесь наиболее заметным и интересным «литературным фактом» (Ю. Тынянов).

Среди поэтов рубежа XX-XXI веков, активно использующих жанровые возможности стихотворного цикла, необходимо прежде всего назвать Д. Пригова, Е. Рейна, Л. Лосева, Г. Сапгира, Т. Кибирова, О. Хлебникова, О. Николаеву и мн. др. При определении специфики функционирования стихотворного цикла в творчестве этих поэтов следует учитывать разнохарактерность творческих стратегий авторов, тяготеющих к «традиционной» и «авангардной» парадигмам [см: 1]. Подобная градация дает возможность говорить о наличии общих и различных тенденций, происходящих внутри той или иной парадигмы.

Так, в творчестве поэтов, тяготеющих к эксперименту в рамках классической традиции, наблюдается обращение к сюжетным (тематическим) циклам. Среди тематических циклов можно выделить цикл-путешествие. Сюжетом такого типа поэтического цикла становятся впечатления от реально совершенного путешествия в ту или иную страну, город («Из болгарского дневника», «Открытие Индии. Путевые заметки с примечаниями» О. Хлебникова; «Итальянские стихи» Л. Лосева, «Итальянские стихи» А. Наймана; «Старая Англия, Новая Англия» Е. Рейна; «Sfiga» Т. Кибирова; «Варшава» О. Николаевой и др.), или же воображаемое путешествие. Ассоциативная память, мнемонические процессы становятся смысло-и структурообразующими факторами такого типа поэтического текста. Поэты часто совершают абстрактное путешествие в «манящую» страну, имеющее географическое обозначение, а также отправляются в недалекое прошлое, часто связанное с местом рождения поэта («Петербургские небожители» Д. Бобышева, «Испанские письма» О. Николаевой; «Китайское путешествие» О. Седаковой; «Прощание с городом», «В кольце бульваров» О. Хлебникова; «Сливовник» И. Ермаковой и др.).

Наиболее привлекательным образом для русских писателей, как, впрочем, и западноевропейских, является образ Италии, который трансформировался в своего рода итальянский сюжет русской поэзии. Эта страна, в которой соединились и причудливо переплелись временные пласты: от Античности до Средневековья. Великолепие зодческого мастерства, живописи, история возникновения и развития страны, ее великие люди, города -все это вбирает многомерный художественный образ. В русской культуре и литературе образ Италии имеет давнюю традицию. На протяжении почти трех столетий поэты предлагают

© Гудкова С.П., 2014 г.

разные его интерпретации (К. Батюшкова, В. Бенедиктова, А. Майков, Ф. Тютчев, А. Фет, Н. Гумилев, А. Блок и др.).

Богатый опыт в раскрытии темы Италии поэтов предшествующих столетий перенимают и современные авторы. В их творчестве обнаруживаются общие взгляды на трактовку данной темы. Сквозным мотивом, скрепляющим поэтические циклы Л. Лосева «Итальянские стихи» (1996), А. Наймана «Итальянские стихи» (2000) и Т. Кибирова «Sfiga» (2000), является мотив путешествия. Созерцание великолепия итальянского зодчества рождает в душе лирического героя представленных циклов двоякое чувство: преклонение перед былым величием Римской Империи и осуждение давления современной цивилизации [3].

Интересные образцы циклов-путешествий мы можем обнаружить и в творчестве Е. Рейна («Старая Англия, Новая Англия», 2003), О. Седаковой («Китайское путешествие», 1986). Следует отметить, что жанровые формы цикла-путешествия, во многом помогают Е. Рейну не только создать целостный образ посещаемой страны, но и представить единство авторского взгляда на прошлое и настоящее этой страны, показать динамику чувств в душе лирического героя от созерцания как ее красот и величия, так и современного урбанистического облика [6, 36].

В отличие от Е. Рейна, О. Седакова не заостряет внимание на конкретных, узнаваемых деталях, на разрушительном влиянии цивилизации. Своеобразное осмысление чувств поэта от детского путешествия дается в поэтическом цикле «Китайское путешествие» (1986). Свое детство О. Седакова провела с родителями в Китае. Культура, быт, традиции восточной страны, покорившие ее в прошлом, были переосмыслены в поэтическом тексте конца XX века. Все восемнадцать стихотворений цикла передают не только красоту Китая, но и воссоздают картину мироздания восточной культуры и философии. Каждое стихотворение цикла строится на образе-символе, который является одновременно реальным атрибутом китайской культуры, природы и в тоже время становится толчком к философским размышлениям о смысле бытия. Для поэта не столь важными становятся упоминания конкретных, узнаваемых деталей Китая («джонка», «пагоды», «желтоватые реки», «ступенчатые сады», «пьяный Ли Бо»), сколько философские размышления по поводу увиденного.

Впечатления от путешествия подталкивают лирическую героиню к осмыслению значимости китайской культуры и философии. Кольцевая композиция цикла (первое и последнее стихотворения - это своего рода «хвалебная ода» Китаю, перерастающая в поэтическую песнь Вселенной), способствует усилению звучания основной поэтической идеи цикла:

Похвалим нашу землю,

похвалим луну на воде, то, что ни с кем и со всеми,

что нигде и везде -величиной с око ласточки,

с крошку сухого хлеба, с лестницу на крыльях бабочки,

с лестницу, кинутую с неба [7].

Сквозные образы и мотивы цикла: «вода», «небо», «деревья», «горы» подчеркивают целительную силу природы, хранящую тайные знания о человеке, о его жизни и бессмертии. Координаты реального путешествия смещаются в глубину человеческого сознания.

Таким образом, поэтический цикл О. Седаковой демонстрирует яркий пример того, как жанровые признаки цикла-путешествия могут утрачивать свое доминантное значение, вбирая признаки других типологических разновидностей цикла (философского, любовного,

сатирического и т. п.), что, в конечном счете, влияет на динамическую структуру циклического целого.

Особую группу среди тематических циклов в современной поэзии составляют любовные циклы. Эта разновидность поэтических текстов также имеет в русской литературе давнюю традицию. Современные поэты опираются на опыт поэзии XIX-XX веков (А. Григорьева, Н. Огарева, А. Блока, К. Симонова и др.) Типологическая общность таких циклов в поэзии

последних десятилетий определяется как предметно-фабульной основой, так и поэтической ситуацией. В центре поэтических размышлений часто оказывается история любви, как правило, окрашенная драматической тональностью. К данной группе поэтических текстов можно отнести поэтические циклы И. Лиснянской, составляющие книгу ее стихов «Без тебя» (2003), Г. Русакова «Разговоры с богом» (1997-2003), «Стихи Татьяне» (2003-2005), Д. Быкова

«Декларация независимости» (1989-1995) и др.

Обращением к созданию подобного рода произведений становятся те или иные факты биографии поэта. Часто смерть близкого человека является толчком к поэтическому осмыслению образа возлюбленного, истории прошлых отношений и любовных перипетий. Изначально созданные как отдельные стихотворения на конкретный случай, позднее они складываются в авторском сознании в определенный лирический сюжет сначала цикла, затем книги стихов. Тем самым на протяжении определенного периода создается летопись душевных переживаний лирического героя, состоящая из отдельных, чаще всего исповедальных стихов.

Ярким примером создания такого композиционно-тематического типа поэтического цикла в современной поэзии может служить творчество И. Лиснянской и Г. Русакова. Смерть близких людей (С. Липкина, мужа И. Лиснянской и Л. Капыловой, жены Г. Русакова) подтолкнула поэтов к лирико-драматическому описанию душевной раны, своеобразной возможности выговориться о перенесенной утрате. Как уже отмечалось, в поэтическом цикле доминирует та или иная сквозная тема. Она выступает на первый план в развитии основного лирического мотива, но за ней могут скрываться и различные второстепенные тематические линии. Часто любовный поэтический цикл, как мы смогли убедиться, вбирает в себя драматическую тональность или же, напротив, возвышенно-романтическую. Мотив печали, скорби, утраты подталкивает лирического героя к осмыслению жизни, быстротечности времени, сущности бытия и мироздания. Наряду с любовными коллизиями в поэтический текст проникают лирико-философские размышления. Таким образом, любовные циклы И. Лиснянской и Г. Русакова можно рассматривать и как комбинированные циклы, соединяющие любовную тематику с религиозно-философской.

Следует признать, что обращение к религиозно-философскому циклу часто также связано с воспоминаниями поэта о трагических событиях его жизни. Потеря близкого человека становится толчком к философским размышлениям о жизни и смерти [см.: 2]. Лирический герой показан в процессе саморефлексии: он ведет внутренний монолог с самим собой или же его речь обращена к Богу как высшей силе. Ориентация на традиции русской философской лирики (Е. Баратынского, Ф. Тютчева, В. Соловьева, Б. Пастернака и др.), где лирический герой часто находится в духовном поиске, объединяет поэтические циклы таких столь разных поэтов рубежа XX-XXI веков, как О. Седакову «Старые песни» (1980-1981), В. Кривулина «Requiem» (1980-1998), С. Кекову «Короткие письма» (1999), «На семи холмах» (2001), «Вниз по реке» (2001), О. Николаеву «Семь начал» (1990), «И разлука поет псалмы» (1999), «Песнопения» (2003), И. Лиснянскую «В заповедном лесу» (2000), Б. Ахмадулину «Хвойная хвороба» (2002), Б. Херсонского «В Духе и Истине» (2010) и др. Обращает на себя внимание характер посвящений некоторых циклов: они адресованы ушедшим из жизни людям. О. Седакова посвящает свое произведение бабушке, В. Кривулин - погибшему в автокатастрофе сыну, С. Кекова - родителям.

Обращение к религиозно-философскому циклу как способу концептуального выражения чувства, создание сложных многогранных линий между человеком и Богом, осмысление жизни и смерти отличает и поэтическую манеру одного из ярких идеологов и лидеров «ленинградского андеграунда» В. Кривулина. Его поэтика строится на сочетании традиции и авангарда. В своем творчестве он одновременно соединяет лиричность и публицистику. Его поэтический стиль отличается сложностью метафорического рисунка, отказом от определенных границ, тяготением к бесконечному. В. Кривулин отдает предпочтение организации текстов в циклы, формирующих, по замыслу автора, целостное высказывание. Эмоциональной целостностью отличается один из наиболее драматичных его циклов - «Requiem» (1980-1998). Обращение к жанру траурного заупокойного песнопения, посвященного памяти усопших, помогает поэту не только передать душевную скорбь по безвременно ушедшему из жизни

сыну, Льву Кривулину, но и передать сложные отношения между современным человеком и Богом [см.: 4].

Наряду с обращением к религиозно-философским циклам в современной поэзии наблюдается тяготение и к пейзажно-философским, где образ природы помогает прежде всего передать внутреннее состояние лирического героя, его мысли, чувства и переживания. Современные авторы, как и их предшественники, не столько изображают тот или иной пейзаж, сколько выражают свое переживание в связи с ним. Для них важно не детальное воспроизведение картин природы, а передача эмоций, связанных с ними. Часто динамика, наблюдаемая в природе, помогает подчеркнуть душевные надломы и смятения. Смена времен года (как и смена эмоциональных состояний лирического героя) становится объектом поэтического осмысления стихотворных циклов Д. Самойлова «Времена года» (1985), Д. Быкова «Времена года» (1988-1997), О. Николаевой «Март» (1998), В. Куллэ «Времена года» (2008) и др.

Таким образом, современная поэтическая практика свидетельствует о неослабевающем интересе к жанровой традиции лирического цикла. Многообразие поэтических голосов постмодернизма значительно расширяет его жанровые границы, позволяя вести разговор о развитии стихотворного цикла. Среди его типологических видов можно выделить тематические циклы: цикл-путешествие, любовный, религиозно-философский, пейзажный и т.п. циклы. Но вместе с тем, сегодня все отчетливее обнаруживается утрата тематической рельефности как в творчестве поэтов «традиционной», так и «авангардной» парадигм. Метафоризация, ассоциативность связей внутри отдельных стихотворений в цикле размывают отчетливость основных тематических линий, что приводит к сращению, внутреннему переплетению нескольких поэтических мотивов и тем. Монтажная композиция все меньше опирается на логико-смысловые либо сюжетные связи. Поэтические эксперименты с формой и содержанием способствуют дальнейшему развитию многоуровневых цикловых структур.

Литература

1. Гудкова С.П. «Традиционная» и «авангардная» парадигмы в современной поэтическом

пространстве: теоритико-и историко-литературные аспекты проблемы // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2009. - № 4. - С. 210-213.

2. Гудкова С.П., Дубровская С.А., Шаронова Е.А. Система персонажей романа Захара Прилепина «Патологии» сквозь призму карнавализации // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2013. - № 4. - С. 191-195.

3. Девять измерений. Антология новейшей русской поэзии. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 407 с.

4. Кривулин В. Requiem [Электронный ресурс]. - М.: АРГО-РИСК, 1998. - 20 с. - Режим доступа: http: //www .vavilon.ru/texts.

5. Осовский О.Е. Карнавал и карнавальная культура в работах М. Бахтина 1930- 1950-х гг. // Диалог. Карнавал. Хронотоп. - 2002. - № 1. - С. 59.

6. Рейн Е. Старая Англия, Новая Англия // Знамя. - 2003. - №11. - С. 3-6.

7. Седакова О. Стихи [Электронный ресурс].- М.: Эн Эф Кью / Ту Принт, 2001. - 576 с. - Режим доступа: http://www.vavilon. ru/texts/sed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.