Инновации в образовательных учреждениях
Тема. Проверяемые гласные в корне слова.
«...Ох, Игорь! Проверяешь “лепить” словом “липкий”! Ужас!».
Тема. Словарные слова.
«.Ах, как же я рада! Как я боялась, что вы не запомните правописание этих слов! Но в ваших работах почти нет ошибок. Замечательно!»
Антитеза - фигура, состоящая в противопоставлении или сопоставлении контрастных фактов, используется учителем для того, чтобы обозначаемое явление выступало более рельефно на фоне сопоставления, контраста.
Тема. Неопределенная форма глагола.
«.Подумайте, ребята, как напишем глаголы в пословице: Легко подружит..ся, тяжело разлучит.. ся...».
Градация - фигура, в которой каждая последующая часть высказывания становится более насыщенной и впечатляющей.
В объяснительной речи учителя градация как риторическая фигура используется в качестве своеобразной дополнительной маркировки того или иного языкового явления, эмоциональной установки на его запоминание: «.Мы из года в год, из четверти
в четверть, из урока в урок твердим, что глагола “звОнишь” нет, запомните это, пожалуйста.».
Целенаправленное использование языковых средств, активизирующих эмоционально-интеллектуальную активность участников педагогического дискурса и оптимизирующих процесс усвоения школьниками учебной информации, заключается в возможности практического применения представленного выше материала в работе учителя общеобразовательной школы, для совершенствования школьных и вузовских программ формирования коммуникативных умений, на курсах повышения квалификации учителей.
Литература
1. Макарова Д. В. Языковые средства выражения интеллектуальных эмоций в педагогическом дискурсе (дидактический материал) // Образование и наука. Известия УрО РАО, 2009, № 1(58) , с.102 - 110
2. Матюхина М. В. и др. Психология младшего школьника. - М., 1972.
3. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М.: Мир книги, 2001.
4. Федорова Л. Л. Эмоции в грамматике // Эмоции в языке и речи. - М., 2005. - С. 178-179.
УДК 373
Е.В.Никитина
Пути и формы совместного взаимодействия дошкольного учреждения и начальной школы с родителями
Как наладить взаимодействие педагога с родителями в период подготовки ребенка к школе?
Аннотация: в статье автор определяет необходимость взаимодействия педагога с родителями в период подготовки ребенка к обучению в школе.
Ключевые слова: взаимодействие, совместная деятельность, готовность к школе , режим дня, преемственность, помощь, информационная поддержка, психологическое сопровождение.
Что такое взаимодействие педагога с родителями?
Чтобы точно ответить на этот вопрос, мы обратились к словарю русского языка С. Ожегова, где значение слова «взаимодействие» объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. Решений вопроса взаимодействия семьи с образовательным учреждением может быть множество.
Предлагаем структурно-функциональную модель взаимодействия с семьей (с. 49).
Ни одна даже самая лучшая педагогическая система не может быть в полной мере эффективна, если в этой системе нет места семье. Ребенок не может
существовать вне семьи. Если образовательное учреждение и семья «закрыты» друг для друга, ребенок оказывается между двух не сообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Мы считаем, что эти две значимые для ребенка системы должны стать открытыми. Это не означает, что дома должны быть созданы условия как в образовательном учреждении, а образовательное учреждение будет решать проблемы семьи. Главной должна стать атмосфера добра, доверия, и взаимопонимания между педагогами и родителями. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию всех творческих и человеческих возможностей ребенка. Для того чтобы это стало осуществимым, можно использовать следующие формы взаимодействия с семьей;
1. Занятия, целью которых является повышение родительской компетентности в области:
• Индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;
• Сфере предлагаемых программой предметов.
2. Программа психологических тренингов.
3. Встречи родителей со специалистами ДОУ «Круглый стол»
4. Совместные праздники, игры (совместное планирование и проведение досугов);
5. Дни открытых дверей
6. Встречи родительской общественности с администрацией детского сада и школы, врачами-специалистами Центра диагностики и консультирования, специалистами городского отдела охраны прав детства.
7. Участие родителей в образовательном процессе, проведение открытых занятий, бесед, диспутов, дискуссий по проблемам воспитания детей.
48
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/2
Инновации в образовательных учреждениях
Информационно-аналитический блок • сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, • формы и методы работы педагогов: опросы, анкетирование, патронаж, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые психологом. • работу с родителями по двум взаимосвязанным направлениям: I - просвещение родителей, передачу информации по тому или иному вопросу (лекции, индиви- дуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, листы-памятки); II - организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. об- мен мыслями, идеями и чувствами. Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела: рисунок, поделка, подготовка к празднику, походу. Для решения данной задачи выбираются соответствующие формы взаимодействия: праздники, выставки, театральные пятницы, клуб выходного дня, дни открытых дверей, встречи родительской общественности с администрацией детского сада и начальной школы.
Практический блок • К этой работе были привлечены медицинские работники, специалисты, педагоги и психологи. Их работа была построена на информации, полученной при анализе ситуации в рамках первого блока. • Одной из острых сфер взаимодействия для родителей являются психологические консультации по проблемам развития и обучения детей, их подготовки к школе, а также возрастных особенностях. С целью осознания педагогами понимания роли семьи в воспитании и обучении ребенка проводятся различные формы методической работы, на которых рассматриваются вопросы работы с семьей по всем вопросам развития ребенка.
Контрольно-оценочный блок Анализ эффективности (количественной и качественной) мероприятий которые проводятся специалистами детского сада и начальной школы.
8. Привлечение родителей к оформлению групповых комнат, кабинетов, семейных поделок.
9. Работа «Горячей линии интересующих вопросов», оформление информационных стендов для родителей.
10. Расширение сферы дополнительных образовательных услуг.
При приеме детей в образовательное учреждение семья знакомится со структурой образовательного учреждения, режимом дня, об условиях содержания детей, медицинские работники знакомят с медицинскими требованиями и программой оздоровления детей; педагоги и воспитатели - с особенностями воспитательного и образовательного процессов, с авторскими программами. При поступлении ребенка в детский сад, школу с родителями проводится собеседование, на него приглашаются мама и папа. Наблюдения показывают, часто именно папы очень точно, развернуто и интересно рассказывают о своем ребенке. Как заинтересованное лицо на собеседование приглашаются и бабушки. Родителям задают вопросы, которые позволяют выяснить психофизические особенности ребенка (сформированность умений и навыков, привычки, вкусы), прояснить отношение к детям в семье и их место в жизни родителей. При зачислении родители знакомятся с уставом школы, детского сада, в котором оговариваются: соблюдение этических норм со всеми участниками образовательного процесса (детьми, педагогами, родителями), обязательные занятия с ребенком дома по совету педагога, посещение занятий для родителей. Родители обязательно ставят в известность воспитателя или психолога о нежелании ребенка идти в детский сад, школу или на какое-либо занятие, чтобы совместно решить проблему. Таким образом, вся работа дошкольного учреждения и на-
чальной школы нацелена на решение следующих задач:
• Вызвать интерес родителей к познанию самих себя;
• Дать возможность родителям через знакомство и овладение некоторыми психолого-педагогическими основами понять, что воспитание детей сложный и многогранный процесс, требующий ежедневных усилий со стороны не только педагогов, но и семьи.
• Эффективно организовать общение с ребенком в семье;
• Повысить самоценность родителей в глазах самих же родителей.
Литература
1. Болотина Л.Р, Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы: Методическое пособие. -М.: Айрис-пресс, 2005.
2. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. // Дошкольное воспитание - №1, №2, 2000.
3. Коньшина Л.Г Валеологически обоснованный урок как средство здоровьесбережения младших школьников в условиях модернизции образования // Инновационные проекты и программы в образовании. -2009. - №3.
4. Лисина Г.А. Создание здоровьесберегающей и развивающей среды для воспитания интеллектуальной и творческой личности в начальной школе // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. -№5.
5. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие д/студ. Высш. пед. уч. завед. - 2-е изд. - М. :Изд. центр “Академия”, 2004.
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/2
49