Научная статья на тему 'ПУТИ И ФОРМЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН'

ПУТИ И ФОРМЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
58
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Республика Таджикистан / систематизация законодательства / Экологический кодекс / сводный акт / кодификационный акт / кодификационная деятельность / Tajikistan Republic / systematization of legislation / Ecology Code / combined act / condification act / condification activity / Ҷумҳурии Тоҷикистон / мураттабсозӣ / қонунгузорӣ / Кодекси экологӣ / санади маҷмўи / санади кодификатсионӣ / фаъолияти кодификатсионӣ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Боймахмадзода Нафиса Собитдухт

Рассматривается проблематика систематизации законодательства и его упорядочения в соответствии с достижениями современной правовой науки. Проработаны различные вариации систематизации законодательства: инкорпорация, консолидация и кодификация. Обосновано, что в процессе систематизации экологического законодательства необходимо избрать его самую эффективную разновидность. Изучение теории и практики систематизации законодательства применительно к экологическому законодательству показало, что наиболее эффективной формой его систематизации выступает кодификация. Закрепление в Концепции правовой политики Республики Таджикистан на 2018-2028 годы разработки и принятия Экологического кодекса Республики Таджикистан определяет систематизацию экологического законодательства в кодификационной форме, так как отношения, связанные с охраной окружающей среды, отличаются сложностью и многоструктурностью и включают нормы различных отраслей права. Систематизация экологического законодательства в форме кодификации ставит задачу по применению конкретных технико-юридических приемов по еѐ эффективному проведению и должна завершиться подготовкой и изданием Экологического кодекса Республики Таджикистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS AND FORMS OF SYSTEMATIZATION OF ENVIRONMENTAL LEGISLATION IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

The article dwells on the problematics of systematization of legislation and its regulation in correspondence with the achievements of modern legal science. Diverse variations of this systematization have been worked out: incorporation, consolidation and condification. It is well grounded that in the process in question it is necessary to opt the most effective variety. The study of theory and practice as to this issue showed that it is codification. Consolidation of the elaboration and adoption of Tajikistan Republic Ecology Code in the Conception of law policy for 2018-2028 determines the systematization of legislation in condification form as the relations beset with complexity and multistructuralism including the norm of different law branches. Systematization of ecology legislation in the form of condification sets the task on application of concrete technico-juridical devices aimed at its effective implementation being bound to be terminated with preparation and edition of the Ecology Code of Tajikistan Republic.

Текст научной работы на тему «ПУТИ И ФОРМЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН»

5.1 (12.00.00)ПРАВ0 5.1 ^УЦУЦ 5.1 LAW

5.1.1(12.00.01)Теоретико-исторические правовые науки 5.1.1 Илмхои назариявй-таърихии хукукй 5.1.1 Theoretico-Historical-Legal Sciences

УДК 349.4

DOI10.24412/2411-1945-2022-2-5-15

ПУТИ И ФОРМЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ

ТАДЖИКИСТАН

РОХХО ВА ШАКЛ^ОИ МУРА ТТБАСОЗИИ ЩОНУНГУЗОРИ ЭКОЛОГИИ ЦУМХУРИИ ТОЦИКИСТОН

WAYS AND FORMS OF SYSTEMATIZA TION OF ENVIRONMENTAL LEGISLATION IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Боймахмадзода Нафиса Собитдухт,

соискатель Института философии, политологии и права им. А. Баховаддинова Национальной академии наук Таджикистана (Таджикистан, Душанбе)

Боймахмадзода Нафиса Сабитдухт,

унвонцу Институти фалсафа, сиёсатшиноси ва ууцуции ба номи А. БацоваддиновАкадемияи миллии илмхои Тоцикистон. (Тоцикистон, Душанбе)

Boymahmadzoda Nafisa Sobitdukht, competitor for candidate degree of the Institute of Philosophy, Political Science and Law named after A. Bahovaddinov under the National Academy of Sciences of Tajikistan, (Tajikistan, Dushanbe) E-MAIL: sobit. nafisa@bbk ru

Ключевые слова: Республика Таджикистан, систематизация законодательства, Экологический кодекс, сводный акт, кодификационный акт, кодификационная деятельность

Рассматривается проблематика систематизации законодательства и его упорядочения в соответствии с достижениями современной правовой науки. Проработаны различные вариации систематизации законодательства: инкорпорация, консолидация и кодификация. Обосновано, что в процессе систематизации экологического законодательства необходимо избрать его самую эффективную разновидность. Изучение теории и практики систематизации законодательства применительно к экологическому законодательству показало, что наиболее эффективной формой его систематизации выступает кодификация. Закрепление в Концепции правовой политики Республики Таджикистан на 2018-2028 годы разработки и принятия Экологического кодекса Республики Таджикистан определяет систематизацию экологического законодательства в кодификационной форме, так как отношения, связанные с охраной окружающей среды, отличаются сложностью и многоструктурностью и включают нормы различных отраслей права. Систематизация экологического законодательства в форме кодификации ставит задачу по применению конкретных технико-юридических приемов по её эффективному проведению и должна завершиться подготовкой и изданием Экологического кодекса Республики Таджикистан.

КалидвожаХоО:Чумуурии Тоцикистон, мураттабсози, цонунгузори, Кодекси экологи,

санади мацмуи, санади кодификатсиони, фаъолияти кодификатсиони

Масъалаи мураттабсозии цонунгузори ва батартибдарории он тибци дастовардуои илми ууцуци муосир мавриди барраси царор гирифтааст. Вариантуои гуногуни мураттабсозии цонунгузори-инкорпоратсия, консолидатсия ва кодификатсия ба риштаи тащил кашида шудааст. Дар мацмуъ аз бисъёр шаклуои мавцудаи батартибдарории санадуои меъёрии ууцуци дар раванди мураттбасозии цонунгузории экологи намудуои босамартарини онро бояд интихоб кард. Омузиши назария ва тацрибаи мураттабсозии цонунгузори дар самти цонунгузории экологи маълум намуд, ки босамартарин шакли мураттбасозии он кодификатсия мебошад. Консеспсияи сиёсати ууцуции Чумуурии Тоцикистон барои солуои 2018-2028 мустаукам кардани тауия ва цабули Кодекси экологии Чумуурии Тоцикистон, уаракати мураттабсозии цонунгузории экологиро дар самти шакли кодификатсионии он муайян менамояд, зеро муносибатуое, ки бевосита бо уифзи мууити зист алоцаманданд, бо мурракаби ва бисъёрсохтори фарц мекунанд ва меъёруои соуауои гуногуни ууцуцро дар бар мегирад. Мураттабасозии цонунгузории экологи дар шакли кодификатсия масъалаи истифодаи цоидауои аници техники-ууцуциро оид ба самаранок гузаронидани он мегузорад, ки бо тауия ва цабули Кодекси экологии Чумуурии Тоцикистон бояд ба анцом расад.

Keywords: Tajikistan Republic, systematization of legislation, Ecology Code, combined act,

condification act, condification activity

The article dwells on the problematics of systematization of legislation and its regulation in correspondence with the achievements of modern legal science. Diverse variations of this systematization have been worked out: incorporation, consolidation and condification. It is well grounded that in the process in question it is necessary to opt the most effective variety. The study of theory and practice as to this issue showed that it is codification. Consolidation of the elaboration and adoption of Tajikistan Republic Ecology Code in the Conception of law policy for 2018-2028 determines the systematization of legislation in condification form as the relations beset with complexity and multistructuralism including the norm of different law branches. Systematization of ecology legislation in the form of condification sets the task on application of concrete technico-juridical devices aimed at its effective implementation being bound to be terminated with preparation and edition of the Ecology Code of Tajikistan Republic.

За период независимости в Республике Таджикистан произошли кардинальные изменения в общественной жизни, которые затронули не только политическую, экономическую, социальную, но и правовую составляющую. Как отмечает С.В. Поленина, любая кардинальная смена строя, режима и, как следствие, характера сложившихся в стране общественных отношений, ставит перед государством трудноразрешимую дилемму в сфере правотворчества. С одной стороны, возникают потребность и стремление к скорейшему и максимально полному обновлению законодательства. Эта задача решается путем отмены либо признания утратившими силу ранее существовавших законов и подзаконных актов и их замены, как правило, весьма многочисленными новыми. Новые акты в силу их множественности, внутренней противоречивости, несогласованности и частоты вносимых в них изменений довольно скоро начинают нуждаться в той или иной форме упорядочения [11, с. 309].

Сегодня в Таджикистане сформировалась относительно самостоятельная система законодательства, которая в своем содержании предопределила основные направления реализации правовой политики государства. Хотя многие ученые обращают внимание на противоречивость законодательства, имеющиеся недостатки в его эффективном правовом регулировании из-за

низкого качества, следует заметить, что, хотя в некоторых странах законодательство приобрело определенную системность, однако вновь возникает необходимость обратиться к проблеме систематизации отраслевого законодательства, а в нашем случае - к систематизации экологического законодательства Таджикистана.

Экономическая интеграция и новые условия во взаимоотношениях стран, мировой экологический и экономический кризис ставят перед государствами задачу дальнейшего развития и модернизации экологического законодательства. В условиях коренных общественных преобразований в общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни реализация социально-экономических реформ, решение проблем экономической интеграции, в том числе в области экологии, неизбежно вызывают потребность в модернизации и гармонизации законодательства.

Модернизация законодательства осуществляется в нескольких направлениях, в частности это принятие новых законов и других нормативных правовых актов, внесение изменений и дополнений в действующее законодательство, а также систематизация нормативных правовых актов и исключение несоответствий и противоречий между нормативными правовыми актами. Учитывая, что в стране сформирован достаточный массив законодательных и подзаконных актов в области экологических отношений, разработка единых правил взаимоотношений, систематизация и исключение противоречий должны стать ключевым направлением при модернизации экологического законодательства на современном этапе.

Подчеркивая важность систематизации законодательства в государственной и правовой жизни, академик Ф.Т. Тахиров пишет, что сложность осуществления такой работы требует, чтобы систематизация законодательства проводилась строго в соответствии с научными разработками и положениями. Ведь правовая наука призвана дать научно обоснованные рекомендации, касающиеся наиболее эффективных форм систематизации законодательства, о понятии, видах и важнейших свойствах кодификационных актов, о методах отбора правовых норм, правового материала и его обработки, о порядке составления и издания сводных актов и собраний законов и т.д. [15, с.160].

Главным условием полной реализации основных положений нормативного правового акта является его доступность и удобность, которые достигаются при помощи систематизации законодательства. Действительно, целями систематизации законодательства являются: создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства применения нормативно-правовых актов, устранение противоречий и неэффективных норм права и вместе с тем разрешение юридических коллизий, устранение пробелов, обеспечение единообразного правового регулирования сходных (однородных) либо совпадающих (тождественных) общественных отношений, и конечная цель - обновление законодательства.

Как пишет Г.А. Шокиров: «Систематизация законодательства представляет собой упорядочение действующих нормативных правовых актов посредством их приведения в единую согласованную систему на основе специальных правил и приёмов юридической техники с целью содействия правотворческой, правореализующей и правоприменительной практике, правовой информированности и повышения правовой культуры» [17, с. 70].

Систематизация законодательства, будучи важнейшим элементом правовой системы, создает необходимую нормативно-правовую базу для четкого регулирования новых общественных отношений, становления и функционирования институтов, структурных компонентов в области экологии, что является частью и формой реализации правовой политики государства. Поэтому можно сказать, что систематизация законодательства выполняет в правовой жизни государства следующие функции:

- систематизация законодательства, упорядочивая нормативные положения, является необходимым условием эффективности правового регулирования;

- в условиях действия совокупности нормативно-правовых актов систематизация законодательства способствует эффективной реализации права, активному применению законодательных актов на практике;

- систематизация законодательства преследует научно-познавательные и практические цели. Как одно из ключевых направлений правовой политики государства, наравне с правотворчеством, правоприменением и другими формами реализации права, она имеет научную основу, осуществляется в соответствии с научно обоснованными рекомендациями и точными прогнозами;

- систематизация законодательства, будучи надежной формой реализации права, является важным и эффективным средством регламентации правоотношений, каналом правовой информированности членов общества, правового воспитания и правового просвещения населения.

Кроме указанного, следует отметить, что систематизация законодательства также направлена на модернизацию системы законодательства и всей правовой системы государства. Системность, конечно, является одним из важных условий эффективности законодательства. Тем более что само понятие «экологическое законодательство» является системообразующим понятием и включает в себя ряд относительно самостоятельных отраслей или комплексов законодательных актов.

Сама процедура по упорядочению и приведению в систему экологического законодательства подразумевает многообразие её видов, путей осуществления и выбора форм акта систематизации.

А.С. Пиголкин обычно включает в понятие «систематизация» четыре самостоятельных формы правовой деятельности:

- сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок заинтересованным органам, учреждениям, отдельным лицам по их запросам (учет нормативных актов);

- подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов (инкорпорация законодательства);

- подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу (консолидация законодательства);

- подготовка и принятие новых актов, в которые включаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и новые нормативные предписания (кодификация законодательства) [14, с.31-32].

К сожалению, в проводимых государством правовых реформах не предусматриваются современные концепции о том, каким образом должны строиться правовые отношения между государствами региона, государством и обществом, административным аппаратом и различными общественными организациями по вопросам, касающимся экологии, на региональном и международном уровне.

Поэтому традиционно систематизация экологического законодательства должна осуществляться в формате инкорпорации, консолидации или кодификации. Также среди ученых бытует мнение о сводообразовании как о самостоятельном виде систематизации законодательства. Ряд авторов относят к систематизации также учет нормативных правовых актов. В нашем случае методологическое значение имеет вопрос: какая из форм систематизации наиболее эффективна при упорядочении отечественного экологического законодательства?

Инкорпорация законодательства является одной из примитивных и востребованных форм во всей системе систематизации законодательства. На сегодняшний день к такой форме систематизации мы можем отнести изданные тома Свода законов Республики Таджикистан. Расположенные в нем нормативные материалы свидетельствует об инкорпоративной форме систематизации. Однако теперь издание последующих томов Свода законов потеряло актуальность, так как внесение многочисленных изменений и дополнений в законодательные акты, развитие новых технологий распространения правовой информации, создание интернет-

портала правовой информации Республики Таджикистан свели на нет необходимость издания Свода законов. Поэтому официальная инкорпорация экологического законодательства и издание отдельного тома Свода законов Республики Таджикистан, посвященных экологическому законодательству, являются наименее вероятными путями систематизации экологического законодательства и издания систематизированного акта.

Сегодня находит поддержку консолидация законодательства как эффективная форма его систематизации и частого применения в процессе правотворческой деятельности [3, с. 339-342; 16, с. 73-74]. Необходимо отметить, что при консолидации обрабатывается внешняя форма нормативного акта, оставляя без внимания его содержание.

Т.Н. Рахманина считает, что консолидированный акт - единый, сводный нормативный правовой акт, который не вносит существенных новелл в регулирование общественных отношений. При создании консолидированного акта обработанный и сведенный воедино нормативный материал не подвергается существенному изменению с точки зрения его правового содержания [12, с. 37].

Несмотря на её эффективность, в консолидации есть и недостатки. Так, Л.Ф. Апт отмечает, что в последнее десятилетие появился новый прием предоставления текста нормативного правового акта - так называемая «текущая редакция», которая формируется с использованием компьютерной техники в виде консолидированного текста основного закона с действующими изменениями и дополнениями к нему. Однако вполне полагаться на такой текст нельзя, так как он не является официальным юридическим и во многом его достоверность зависит от квалификации составлявших его специалистов [1, с. 295]. В практике Таджикистана такие законодательные акты, в частности в системе экологического законодательства, встречаются очень часто. Например, в Закон Республики Таджикистан «Об экологическом мониторинге» от 25 марта 2011 г., № 707 были внесены изменения и дополнения Законом от 26 июля 2014 г., № 1120, и они были консолидированы в основной текст и оформлены следующим образом: «Настоящий закон определяет организационные, правовые, экономические и социальные основы обеспечения экологического мониторинга в Республике Таджикистан и регулирует отношения между органами государственной власти, органами самоуправления поселков и сел, общественными объединениями и гражданами в этой области (в редакции Закона РТ от 26.07.2014, №1120)» [2].

Учитывая многочисленность законодательных актов в области экологических отношений, их громоздкость, повторяемость правовых норм, а также, что не исключено, -существующих противоречий между нормами права, в процессе систематизации экологического законодательства необходима не только формально-юридическая обработка, но и содержательная ревизия систематизируемых нормативных правовых актов.

Поэтому считаем, что при систематизации экологического законодательства необходимо избрать путь, который предполагает внутреннюю переработку и обновление содержания нормативного правового акта, каковым является кодификация законодательства.

Итак, одной из эффективных форм систематизации законодательства выступает кодификация законодательства. Кодификация как форма правотворчества, направленная на создание норм права, устранение противоречий между ними, их согласование, отмену старых норм, восполнение пробелов, завершается изданием отдельного систематизированного, обновленного нормативно-правового акта, регулирующего определенную сферу общественных отношений [9, с. 51]. Результатом кодификационной деятельности выступает издание такого единого систематизированного законодательного акта, как кодекс. Значимость кодекса в системе законодательства определяется, главным образом, его содержанием и функциональными свойствами. Следует отметить, что во всех существующих базовых отраслях законодательства кодексы выполняют функцию головного акта [6, с. 96]. Кодекс как сводный

акт содержит в себе однородные нормы, подвергшиеся кодификационной переработке с целью удобного применения и реализации.

Кодификация может служить целям гибкого и оперативного регулирования интеграционных процессов в рамках осуществления экологической политики государств, поскольку в условиях рыночной экономики и рыночных отношений необходимо иметь в виду именно мобильность позиции участников правоотношений в области экологии. Целью кодификации может быть обеспечение четкости, строгости и логичности закона. Кодификация упрощает правовой материал, уменьшает его объем, исключает коллизию норм, элементы дублирования, содействует правильному пониманию и применению правовых предписаний, в ряде случаев устраняет чрезмерную дифференциацию. С другой стороны, она не должна осуществляться безгранично, а при выходе за определенные пределы может оказаться абсолютно неэффективной и даже нежелательной.

Кодификация в Республике Таджикистан проводится согласно требованиям современного мира и достижений правовой науки. При этом «важным фактором её детерминации стали изменения в политической, экономической и социальной жизни государства и общества, а также основные концептуальные положения, такие как уважение прав и свобод человека и гражданина, приоритет личности во взаимоотношениях с государством, разделение государственной власти, приоритет общепризнанных принципов и норм международного права над внутригосударственными» [10, с. 24].

Соответственно, если речь идет о кодификации экологического законодательства, прежде всего она пойдет именно о разработке Экологического кодекса Республики Таджикистан. Активная кодификационная деятельность стала одним из определяющих направлений правовой политики, проводимой в Республике Таджикистан. Ведь необходимость принятия Экологического кодекса закреплена в Концепции правовой политики Республики Таджикистан на 2018-2028 годы. Но вопрос о том, насколько осуществима эта идея, остается открытым. Ведь попытки кодифицировать экологическое законодательство в Таджикистане ведутся давно, но пока безуспешно.

Практика зарубежных государств свидетельствует о возможности кодификации экологического законодательства и принятия Экологического кодекса (например, практика Республики Казахстан). Также на двадцать седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление № 27-8 от 16 ноября 2006 года) принят Модельный Экологический кодекс для государств-участников Содружества Независимых Государств, состоящий из 12 глав и 58 статей. В дальнем зарубежье Экологический кодекс принят в Швеции и во Франции. Разработан проект Экологического кодекса в Германии [5, с. 763]. Таким образом, вероятность проведения кодификации экологического законодательства велика, и, учитывая её закрепление в Концепции правовой политики Республики Таджикистан на 2018-2028 годы, систематизация экологического законодательства будет проходить именно в этом формате и направлении. Поэтому упорядочение, развитие, реформирование и модернизация экологического законодательства в Республике Таджикистан в последние годы будут связаны с его кодификацией.

В каком направлении должна двигаться кодификация экологического законодательства Республики Таджикистан? Это непосредственно исходит из основных целей, которые планирует кодификация законодательства. Французский ученый Реми Кабрияк пишет: «Причины, лежащие в основе кодификации, чаще всего многообразны и сложны. Каждая кодификация связана с историей, с социальными, политическими и человеческими обстоятельствами, заполняющими те географические и временные границы, внутри которых она проводится. Поскольку кодекс определяется как совокупность приведенных в форму единого целого правовых норм, то думается, что в первую очередь кодификация направлена на решение юридико-технических задач» [13, с. 214]. Отсюда следует, что кодификация в первую очередь направлена на упорядочение экологических нормативных правовых актов, обеспечение их доступности и повышение эффективности реализации их норм. Более того, разработка,

принятие и введение в действие Экологического кодекса позволит вывести реализацию экологической функции государства на качественно новый уровень [7, с. 772].

Кодификация в интеллектуальном аспекте является самым трудным видом систематизации законодательства. Не случайно создание кодекса занимает довольно длительный период и требует объединения усилий большого коллектива высококвалифицированных специалистов, способных проводить работу по упорядочению и коренной переработке огромного массива нормативных актов, уже имеющихся в различных сферах правового регулирования, и по созданию на их основе единого юридически и логически цельного нормативного акта.

При кодификации происходит поглощение определенной части актов действующего законодательства новыми, крупными актами сводного характера, тем самым в известной степени решается проблема расчистки законодательства, обеспечения его большей эффективности [12, с. 17]. Какие же законодательные и подзаконные акты должен поглотить Экологический кодекс Республики Таджикистан? Полагаем, что при подготовке Экологического кодекса будут поглощены нормы следующих законодательных актов:

Закона Республики Таджикистан «Об охране окружающей среды»;

Закона Республики Таджикистан «Об экологической информации»;

Закона Республики Таджикистан «Об экологической экспертизе»;

Закона Республики Таджикистан «Об экологическом мониторинге»;

Закона Республики Таджикистан «Об экологическом образовании населения»;

Закона Республики Таджикистан «О животном мире»;

Закона Республики Таджикистан «Об охране растительного мира».

Этот перечень можно продолжать, и в него также должны быть включены отдельные подзаконные акты в области экологического законодательства. Следует согласиться с А.В. Мицкевичем, который пишет, что важным условием создания стройной системы законодательства является также обеспечение взаимосвязи между актами разных уровней: законами, постановлениями правительства, актами министерств и ведомств и т.п. [8, с. 31].

Исследуя вопросы систематизации экологического законодательства, следует исходить из позиции, что оно представляет собой не отдельную отрасль права, а комплексную отрасль законодательства, включающую в себя нормы множества отраслей права и комплексных нормативных правовых актов. Поэтому особенностью кодификации экологического законодательства является и то, что это не отраслевая кодификация, а комплексная, которая должна включать отношения, вытекающие из охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности. Каждой из этих подсистем посвящено множество нормативных правовых актов, которые должны быть кодифицированы в единый кодекс. Поэтому в процессе создания Экологического кодекса законодатель-кодификатор будет вынужден обратиться и к законодательным актам комплексных образований законодательства: природоохранному, лесному, водному, земельному, транспортному, градостроительному.

Кодифицированный акт - это сложный по структуре нормативный правовый акт, состоящий из множества структурных элементов: разделов, глав, параграфов и т.п. Структура Экологического кодекса в обязательном порядке будет состоять из Общей и Особенной частей, которые вытекают из общих правил кодификации, а также из требований ст. 46 Закона Республики Таджикистан «О нормативных правовых актах», который закрепил, что кодексы состоят из Общей и Особенной частей. Хотя в научной среде существует позиция, что Экологический кодекс должен состоять из трех частей: Общей, Особенной и Специальной [4, с. 224-232].

Общая часть Экологического кодекса будет содержать общие положения, присущие всем нормам Особенной части. Однако эти общие моменты имеют свою специфику,

непосредственно вытекающую из круга общественных отношений, на регулирование которых она направлена. Наряду с основными понятиями и институтами Общей части кодекса (основные понятия, экологическое законодательство, субъекты, права и обязанности участников, полномочия государственных органов), Общая часть Экологического кодекса будет включать также институты, непосредственно вытекающие из экологических отношений: экологический аудит, экспертизу, мониторинг, нормирование, стандартизацию, сертификацию, лицензирование и др.

Более сложно обстоит дело с Особенной частью Экологического кодекса. Изучение проектов Экологических кодексов некоторых стран (например, Республики Беларусь и Российской Федерации) показывает, что они, в принципе, не предусматривают Особенной части. Но, как мы уже говорили, в случае с Таджикистаном, в соответствии со ст. 46 Закона Республики Таджикистан «О нормативных правовых актах», Экологический кодекс должен включать также Особенную часть. Положительно решив вопрос об Особенной части Экологического кодекса, необходимо определиться с составом этой части, ибо на сегодняшний день, в отличие от отраслевых кодексов (таких как Уголовный, Гражданский), нет единых стандартов Особенной части Экологического кодекса. Об Особенной части Экологического кодекса не упоминает также Модельный Экологический кодекс для государств-участников Содружества Независимых Государств. Более ясную картину об Особенной части Экологического кодекса дает Экологический кодекс Республики Казахстан. Особенная часть этого кодекса построена по принципу закрепления экологических требований в отдельных сферах хозяйственно-экономической деятельности государства.

Особенная часть Экологического кодекса есть не что иное, как составная часть, в которой должны размещаться экологические нормы права, направленные на регулирование экологических отношений в отдельных сферах общественной деятельности, в социальной действительности и в природных объектах. Поэтому при кодификации экологического законодательства республики мы предлагаем пойти по этому пути, ибо он способствует охвату максимума экологических общественных отношений и минимизации законодательных актов. В связи с этим предлагается в Особенной части Экологического кодекса Республики Таджикистан предусмотреть такие институты:

- общие экологические требования к хозяйственной и иной деятельности;

- экологические требования к конкретным видам хозяйственной и иной деятельности;

- экологические требования к процессу размещения, проектирования, использования предприятий, сооружений и других объектов;

- экологические требования при использовании земель;

- экологические требования при использовании недр и природных ресурсов;

- экологические требования при использовании водных ресурсов;

- экологические требования при использовании растительного мира;

- экологические требования при использовании животного мира;

- экологические требования к особо охраняемым природным территориям;

- экологические требования в процессе обеспечения ядерной и радиационной безопасности;

- экологические требования в процессе обращения с отходами производства и потребления;

- экологические требования к местам хранения и захоронения отходов и т.п.

Этот перечень не является исчерпывающим, и законодатель в силу динамичного развития общественных отношений может расширить сферу общественной жизни и природных объектов, где могут быть предъявлены соответствующие экологические требования. Учитывая динамику развития экологических проблем в мире, можно смело утверждать, что круг экологических требований с каждым годом будет расширяться.

Таким образом, на современном этапе отрасль экологического законодательства республики находится в стабильном развитии. Из-за многогранности круга общественных отношений, составляющих предмет экологического законодательства, его изучение и исследование становится трудным вдвойне. Малоизученность теории и практики экологического права, его системы и отдельных институтов, его формирования, становления и развития в Таджикистане, порядок и методы совершенствования могут выступать большой площадкой для научных исследований. Исследование теории и практики Таджикистана свидетельствует, что из всего многообразия путей систематизации законодательства и форм систематизированного акта, государство выбрало кодификационный путь систематизации экологического законодательства, который требует большой, усердной и ответственной работы не только кодификаторов и законодателей, но и ученых-юристов, теоретиков и практиков. Ибо малое количество научных работ в области систематизации и кодификации экологического законодательства свидетельствует о больших пробелах в этой области исследований. Как известно, кодификация - это научно обоснованный процесс, и он осуществляется на базе научных достижений.

Список использованной литературы:

1. Апт Л.Ф. Систематизация законодательства в современной России // Систематизация законодательства в России (историко-правовые, теоретико-методологические и технико-юридические проблемы) / Под ред. В.М. Баранова, В.Г. Графского, С.В. Кодана.-Нижний Новгород, 2008.- С. 294-307.

2. Ахбори Мачлиси Олии Чумхурии Точикистон.- 2011. - №3.-мод. 174; 2014. - №7.- ц.2.-мод. 417.

3. Бахвалов С.В. Консолидация правовых актов: отдельные аспекты технологического типа // Систематизация законодательства в России (историко-правовые, теоретико-методологические и технико-юридические проблемы) / Под ред. В.М. Баранова, В.Г. Графского, С.В. Кодана.- Нижний Новгород, 2008. - С. 339-342.

4. Голиченков А.К. Экологический кодекс Российской Федерации: основные элементы концепции проекта // Экологическое право России. - Москва, 2001. - Вып. 2. - С. 224-232.

5. Демичев А.А. К вопросу о кодификации экологического законодательства // Кодификация законодательства: теория, практика, техника / Под ред. В.М. Баранова, Д.Г. Краснова. - Нижний Новгород, 2009. - С. 762-765.

6. Законотворчество в Российской Федерации (научно-практическое и учебное пособие) / Под ред. А.С. Пиголкина.-Москва: Формула права, 2000. - 608 с.

7. Лушина Л.А. Кодификация экологического законодательства: теория и практика // Кодификация законодательства: теория, практика, техника / Под ред. В.М. Баранова, Д.Г. Краснова. - Нижний Новгород, 2009. - С. 765-772.

8. Мицкевич А.В. Общие проблемы систематизации хозяйственного законодательства // Систематизация хозяйственного законодательства / Отв. ред. профессор С.Н. Братусь.-Москва: Юридическая литература, 1971.- 262 с.

9. Нематов А.Р. Кодификация законодательства Республики Таджикистан.- Москва: Компания Спутник+, 2008.- 123 с.

10. Нематов А.Р. Кодификация законодательства Республики Таджикистан: исторический и практический аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук.-Москва, 2007. - 24 с.

11. Поленина С.В. Каким хотелось бы видеть Свод законов Российской Федерации как социального государства // Систематизация законодательства в России (историко-правовые, теоретико-методологические и технико-юридические проблемы) / Под ред. В.М. Баранова, В.Г. Графского, С.В. Кодана.- Нижний Новгород, 2008.- С. 308-317.

«BECTHMK rrynhn», ßbrnycK 2 (91), 2022

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. PaxManuna T.H. Kodu^uK^un 3aKonodamenbcmea.-MocKea: Wpucmb, 2005.- 141 c.

13. KaöpuHK, PeMU. Kodufyum^u / nep. c $p. Ä.B. ronoem.-MocKea: Cmamym, 2007.- 476 c.

14. CucmeMamu3^un 3aKonodamenbcmea e Poccuückoü ®edep^uu / nod ped. A.C. n^onKuna. - Caнкm-Пemep6уpг: Wpudunecmü ^nmp-npecc, 2003. - 382 c.

15. Taxupoe 0.T. nepernü omim cucmeMamm^uu 3aKonodamenbcmea e Tadwumcmane // AKmyanbnbie rpoöneMu ucmopuu u meopuu гocудapcmea u npaea e ycnoeunx гocудapcmeennoü ne3aeucuMocmu Pecryönum Tadwumcman. - flywanöe, 2009. - C. 160-162.

16. №oKupoe r.A. CucmeMamu3^un 3aKonodamenbcmea Tad^uKucmana: meopun u rpaKmuKa: duc... Kand. wpudunecKux nayK: 12.00.01. - ffywanöe, 2011. - 179 c.

17. №oKupoe r.A. CucmeMamrn^un 3aKonodamenbcmea TadwMKucmana: meopun u rpaKmuKa / [nodped. d-pa wpud. nayK, rpo$. P.W.. Camueandbieea, d.w.n. A.P. HeMamoea]. - Saarbrücken, Germany, LAP LAMBERT Academic Publishing. - 2011. -182 c.

Reference Literature:

1. Apt L. F. Systematisation of Legislation in Contemporary Russia // Systematisation of Legislation in Russia (Historico-Legal, Theoretico-Methodological and Technico-Juridical Problems) // Under the editorship of V. M. Baranov, V. G. Grafsky, S. V. Kodan. - Nizhny Novgorod, 2008. - pp. 294-307

2. Tidings of Tajikistan Republic Supreme Council (Majlisi Oli). 2011, №3. - module 174; 2014, №7. - module 417

3. Bahvalov S. V. Consolidation of Legal Instruments: Separate Aspects of Technological Type // Systematisation of Legislation in Russia (Historico-Legal, Theoretico-Methodological and Technico-Juridical Problems) // Under the editorship of V. M. Baranov, V. G. Grafsky, S. V. Kodan. - Nizhny Novgorod, 2008. - pp. 339-342

4. Golishenkov A. K. Ecology Code of Russian Federation: Principle Elements of Project Conception // Ecology Law of Russia. - Moscow, 2001. - Issue 2. - pp. 224-232

5. Demichev A. A. To the Issue of Ecology Legislation Codification // Codification of Legislation: Theory, Practice, Technique // Under the editorship of V. M. Baranov, D.G.Krasnov. - Nizhny Novgorod, 2009. - pp. 762-765

6. Legislation Creation in Russian Federation (Scientifico-Practical and Educational Textbook) Under the editorship of A.S. Pigolkin. - Moscow: Formula of Law, 2000. - 608pp.

7. Lushina L. A. Codification of Ecology Legislation: Theory and Practice // Codification of Legislation: Theory, Practice, Technique // Under the editorship of V. M.Baranov, D. G. Krasnov. - Nizhny Novgorod, 2009. - pp. 765-772

8. Mitskevich A. V. General Problems of Economy Legislation Systematisation // Systematisation of Economy Legislation / Editor-in-charge: Professor S. N. Bratus. -Moscow: Juridical Literature, 1971. - 262pp.

9. Nematov A. R. Codification of Tajikistan Republic Legislation. - Moscow: Sputnik Company; 2008. - 123 pp.

10. Nematov A. R. Codification of Tajikistan Republic Legislation: Historical and Practical Aspects: synopsis of candidate dissertation in jurisprudence. - Moscow. 2007. - 24 pp.

11. Polenina S. V. In what Term you'd Like to See the Code of Laws of Russian Federation as a Social State // Systematisation of Legislation in Russia (Historico-Legal, Theoretico-Methodological and Technico-Juridical Problems) Under the editorship of V. M. Baranov, V. G. Grafsky S. V. Kodan. - Nizhny Novgorod, 2008. - pp. 308-317

12. Rahmanina T. N. Codification of Legislation. - Moscow: Jurist, 2005. - 141 pp.

13. Kabriyac, Remi. Codifications // Translation from French by Z. V. Golovko. - Moscow: Statute, 2007. - 476pp.

14. Systematisation of Legislation in Russian Federation // Under the editorship of A. S. Pigolkin. - Saint-Petersburg: Juridical Press Centre, 2003. - 382 pp.

15. Tahirov F. T. The first Experience of Legislation Systematisation in Tajikistan // Actual Problems of History and Theory of State and Law under National Independence of Tajikistan Republic. - Dushanbe. 2009. - pp. 160-162

16. Shokirov G. A. Systematisation of Legislation in Tajikistan: Theory and Practice: candidate dissertation in jurisprudence: 12.00.01. - Dushanbe. 2011. -179 pp.

17. Shokirov G. A. Systematisation of Legislation in Tajikistan: Theory and Practice: candidate dissertation in jurisprudence (Dr. of Law, Professor R. Sh. Sotivoldiyev; Dr. of Law A.R. Nematova) Saarbrücken, Germany, LAP LAMBERT Academic Publishing. - 2011. -182 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.