Научная статья на тему 'Пути формирования семейных ценностей у детей младшего школьного возраста'

Пути формирования семейных ценностей у детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2306
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / СЕМЬЯ / FAMILY / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / FAMILY VALUES / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / JUNIOR SCHOOLCHILD / РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ / ШКОЛА / SCHOOL / PARENTAL MEETING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Биякова Екатерина Александровна

В данной статье большое внимание уделяется путям формирования семейных ценностей у детей младшего школьного возраста. Прежде чем формировать семейные ценности у детей, нужно сформировать их у родителей. Мы предлагаем сделать это через серию родительских собраний, целью которых является усилий школы и в создании условий духовно-нравственного учащихся, воспитания, уважающей и принимающей семьи, как составляющей части. Собрания будут проходить в форме круглого стола, дискуссии, элементов тренинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Биякова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути формирования семейных ценностей у детей младшего школьного возраста»

Список литературы /References

1. Образовательная программа АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» - ЫК-Program. Учебная программа по предмету «Русский язык» (как первый язык). Старшая школа (12 класс). Для реализации учебного процесса в 12 классе в 20172018 учебном году.

2. Учебный План «Русский язык (Я1)» 12 класс для обучения в 2017-18 учебном году.

3. Тестовая спецификация внутреннего суммативного оценивания по предмету «Русский язык» (первый язык). 12 класс 2 четверть.

4. Резолюции Генеральной Ассамблеи по вопросу международной миграции. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/en/development/desa/population/migration/generalassembly/resol/ (дата обращения: 19.06.2018).

5. Особенности репортажа на ТВ. Сравнение с печатными СМИ. Подготовка и ведение репортажных сюжетов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://teoria-zh.livejournal.com/3615.html/ (дата обращения: 19.06.2018).

6. Лешутина Ирина. Риторика. Искусство публичного выступления. Приемы захвата внимания. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psy.wikireading.ru/95147/ (дата обращения: 19.06.2018).

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Биякова Е.А. Email: Biyakova642@scientifictext.ru

Биякова Екатерина Александровна - студент, факультут педагогики, менеджмента и информационных технологий в образовании, Омский государственного педагогического университета (филиал), г. Тара

Аннотация: в данной статье большое внимание уделяется путям формирования семейных ценностей у детей младшего школьного возраста. Прежде чем формировать семейные ценности у детей, нужно сформировать их у родителей. Мы предлагаем сделать это через серию родительских собраний, целью которых является интеграция усилий школы и семьи в создании условий для духовно-нравственного развития учащихся, воспитания личности, уважающей и принимающей ценности семьи, как основной составляющей части общества. Собрания будут проходить в форме круглого стола, дискуссии, элементов тренинга. Ключевые слова: формирование, семья, семейные ценности, младший школьник, родительские собрания, школа.

WAYS OF FORMATION OF FAMILY VALUES IN CHILDREN OF

PRIMARY SCHOOL AGE Biyakova E.A.

Biyakova Ekaterina Aleksandrovna - Student, FACULTY OF PEDAGOGY, MANAGEMENT AND INFORMATION TECHNOLOGIES IN

EDUCATION,

OF THE OF THE OMSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY (BRANCH), TARA

Abstract: this article focuses on the ways of forming family values in children of primary school age. Before forming family values in children, it is necessary to form them in parents. We propose to do it through a series of parental meetings aimed at integrating the efforts of

the school and family in creating conditions for the spiritual and moral development of students, education of the person who respects and accepts the values of the family as the main part of society. The meetings will be held in the form of a round table, discussions, and elements of the training.

Keywords: formation, family, family values, junior schoolchild, parental meeting, school.

УДК 37.018.1 -053»464.07/.11 »

В основе ФГОС НОО лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. Задачами которой в области формирования семейной культуры являются:

1. формирование отношения к семье как основе российского общества;

2. формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

3. знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

ФГОС НОО определен «портрет» выпускника начальной школы:

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;[4]

Опираясь на эти требования, мы считаем важным особое внимание в воспитании уделить формированию семейных ценностей у младших школьников.

Семейные ценности (также традиционные семейные ценности) — культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия. Сторонники традиционных семейных ценностей часто придают семье статус единственной морально допустимой ячейки общества.

Семья практически у всех ассоциируется со стабильностью, спокойствием, местом, где всегда примут и помогут. Как раз сейчас, в той непростой социально-экономической ситуации, в которой находится наша страна, всем н», а особенно младшим школьника, необходима вот така семья, которая являетс символом постоянства и взаимопонимани . Недаром же существует высказывание «Мой дом - моя крепость».

Тж как именно в семье закладываются основы воспитания, а главным примером для детей являются их родители, то и формирование семейных ценностей нужно начинать со старшего поколения. Поэтому мы предлагаем серию родительских собраний «Моя семья - нет ничего дороже» [3], посвященных формированию семейных ценностей.

Целью всех этюс собраний является интеграцю! усилий школы и семьи в создании условий дга духовно-нравственного развита учащихся, воспитания личности, уважающей и принимающей ценност семьи, как основно составляющей части общества.

Основными задачами родительских собраний являются:

1. Расширение педагогического кругозора родителей.

2. Профилактика негативного семейного воспитания.

3. Пропаганда успешного опыта семейного воспитания.

4. Повышение ответственности за воспитание учащихся.

5. Воспитание значимости нравственных отношений в семье.

Темы собран™ :

1. Семья - главная ценность.

Главной задачей собрания является формирование у родителей представления о семейных ценностях современной семьи. Форма проведения - круглый стол. В ходе мероприятия родители предлагают семейные ценности, из которых в дальнейшем строится прочный «дом«.

2. Семейные традиции.

Задача собрания - обратить внимание родителей на важность семейных традиций в формировании личности ребенка. Родители делятся своими семейными традициями и перенимают опыт других семей. Форт проведения - дискуссия.

3. Родители - лучший пример для ребенка.

В ходе собрания с родителя обсуждаются такие понятия, как «авторитет родителя», «подражание», «родительский пример». Форма проведения - дискуссия, элементы тренинга.

4. Что выбрать: ребенок или карьера?

Задача собрания - правильно расставить приоритеты между семейными ценностями и профессиональной успешностью, финансовым благополучием. Форма проведения - круглый стол.

5. Секреты семейного счастья.

Главной задачей собрана является поиск составляющих компонентов семейного счасть . В результате собрания собираетс пазл «Счастье». Форма проведения -практикум.

6. Родители - лучшие друзья.

Задач - формировать у родителей ответственно отношение к воспитанию дружелюбш!, доброжелательного отношения в семье. Форма проведения - практикум[1].

Родительские собрания проходят в разных формах: лекция, практикум, дискуссия, игра, беседа, диспут, круглый стол, консультация. В ходе родительских собраний применяются различные интерактивные методы: работа в мини-группа , мозговой штурм, коллективная запись, тренинги. Активное участие в организации и проведении родительских собраний принимает школьный психолог[2].

Также в подготовке родительских собран™ принимают участие некоторые родители, которые всегда готовы поделиться своим жизненным опытом в решении различных проблем семейного воспитания.

Проведение родительских собраний запланировано с 1 по 4 классы один раз в три месяца. Некоторые из вышеперечисленных собраний были проведены в 1 и 2 классах. Мы планируем охватить как можно больше тем, способствующих формированию семейных ценностей.

Помимо родительских собраний ведется работа с детьми во время уроков и во внеурочное время. Организуем походы в театр совместно с родителями, проводим праздники, на которых родители не только помогают с организацией, но и являются активными участниками.

Особое внимание уделяется индивидуальным беседам с родителями. В классе собраны дети самых разных социальных групп, естественно и родители тоже все очень разные, в том числе и представители социально неблагополучных семей.

Опыт работы в сфере образования и конкретно в данном классе показывает, что родителям гораздо больше нравятся нетрадиционные формы проведения собраний, не смотря на то, что собрания проводятся вечером, после тяжелого трудового дня. Об этом говорит такой показатель, как явка родителей на собрания.

Список литературы /References

1. Безруких М. Родитель и Учитель. Как понять друг друга и помочь ребенку,

Екатеринбург: «РАМА паблишинг», 2010.

2. Симонова О. Родительские собрания с психологом. 1-11 классы. Разработки

собраний. Тестовый материал, М.: «Планета», 2011.

3. Советова Е.В. Родительские собрания в начальной школе, Ростов на/Д: «Феникс»,

2014.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.