Научная статья на тему 'Пути формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов при изучении дисциплины «Методика преподавания математики»'

Пути формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов при изучении дисциплины «Методика преподавания математики» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / FUTURE TEACHER / ELEMENTARY SCHOOL / METHODS OF THE TEACHING MATHEMATICIANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чередниченко Л. А.

В статье раскрываются пути формирования профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов при изучении дисциплины «Методика преподавания математики». Результаты исследования позволяют усовершенствовать систему профессиональной подготовки путем разработки новых подходов к учебному процессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чередниченко Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов при изучении дисциплины «Методика преподавания математики»»

Чередниченко Л.А. ©

Кандидат педагогических наук, кафедра начального образования,

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ»

Аннотация

В статье раскрываются пути формирования профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов при изучении дисциплины «Методика преподавания математики» Результаты исследования позволяют усовершенствовать систему профессиональной подготовки путем разработки новых подходов к учебному процессу.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, будущий учитель, начальная школа, методика преподавания математики.

Keywords: professional competence, future teacher, elementary school, methods of the teaching mathematicians

Постановка проблемы. Социальные преобразования, происходящие в современном обществе, требуют обновления всех сфер жизнедеятельности, в том числе и системы высшего образования, качество которого будет являться критерием состояния и результативности процесса профессиональной подготовки в целом. Возникает необходимость в оптимизации и модернизации высшего образования, что подтверждается рядом государственных документов (Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральные государственные образовательные стандарты и др.), которые указывают на «значение профессионального образования для социально-экономической и культурной модернизации России», повышения ее глобальной конкурентоспособности, обеспечения «востребованности экономикой и обществом каждого обучающегося».

Перестройка системы педагогического образования подразумевает изменение его содержания, а главное, методов и технологий обучения, предъявление новых требований к его результатам. Так, требования сегодняшнего дня выдвигают на первый план не просто наличие у будущего учителя начальных классов определенного набора знаний, но и умений быстро и эффективно применять их в реальной жизни, способности и готовности к постоянному саморазвитию и самообразованию. Поэтому, очевиден тот факт, что профессиональная подготовка должна, прежде всего, быть ориентирована на формирование профессиональной компетентности педагогических работников, способных эффективно реализовывать профессиональные задачи в соответствии со стратегическими целями модернизации высшего образования, требованиями ФГОС и профессионального стандарта педагога.

Отметим, что в педагогическом аспекте проблема подготовки будущих учителей, является одной из наиболее важных и находится в центре внимания многих ученых. Анализ научной литературы показал, что все чаще определение качества профессиональнопедагогической деятельности рассматривается в современных исследованиях через понятие «компетентность», что представляет собой сформированность комплекса профессиональных знаний, умений, навыков, которые свидетельствуют о готовности специалиста квалифицированно осуществлять свою работу и обеспечивать высокую ее результативность. Подтверждению этого служат труды Э. Зеера, Н. Кузьминой, М. Кухарева, А. Марковой,

© Чередниченко Л. А., 2015 г.

А. Мороза, Н. Ничкало, В. Сластенина, А. Хуторского [1; 2; 3] и других. Однако считаем, что требуется более детальное изучение проблемы формирования данной компетентности у будущих учителей начальных классов в контексте преподавания профессионально ориентированных дисциплин, что и является предметом нашего исследования.

Цель статьи - теоретически обосновать пути формирования профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов при изучении дисциплины «Методика преподавания математики».

Изложение основного материала. Учебная дисциплина «Методика преподавания математики» относится к профессиональному циклу дисциплин направления подготовки бакалавров 44.03.01 «Педагогическое образование» по профилю «Начальное образование».

Целью данного курса является формирование у будущих учителей начальных классов профессиональных компетенций в области обучения математике младших школьников. К задачам изучения дисциплины можно отнести следующие: знакомство с общими вопросами методики обучения математики в начальной школе, содержанием и особенностями построения начального курса математики; формирование у студентов необходимого и достаточного уровня знаний и умений по методике работы над основными разделами начального курса математики; развитие и совершенствование профессиональных умений будущих учителей по применению форм, методов и средств обучения на уроках математики.

Изучение данной дисциплины предполагает овладение будущими учителями начальных классов комплексом:

1) предметных знаний (о содержании и структуре начального курса математики; формах, методах и средствах обучения младших школьников; специфике организации их учебной деятельности; методике работы над основными разделами программы; особенностях проведения мониторингового исследования качества учебных достижений учащихся);

2) специальных умений (планировать процесс обучения; проектировать и конструировать содержание уроков математики; осуществлять комплексный (психологический, дидактический и методический) их анализ и самоанализ; подбирать и разрабатывать дидактический материал, варьировать содержание работы в зависимости от уровня развития и обученности детей и от особенностей программы и т.д.);

3) профессиональных навыков работы с детьми (коммуникативных: создавать атмосферу доброжелательности, комфортности, вступать в контакт с детьми, используя различные виды и формы деятельности на уроках математики; организаторских: правильно формулировать цели обучения и адекватно определять способы их достижения через различные виды деятельности, применяемые на уроках математики, путём использования различных методов, приёмов, технологий обучения; прикладных: проявлять творческую самостоятельность в совместной работе с детьми, формировать у ребенка знания, умения и навыки, определяемые методикой математики и т.д.).

В результате изучения учебной дисциплины предполагается формирование следующих профессиональных компетенций:

- готовность реализовывать образовательные программы по предме-ту в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);

- способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);

- способность реализовывать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого предмета (ПК-4).

«Методика преподавания математики» как учебная дисциплина состоит из четырех модулей (разделов): «Методика обучения математике как наука. Математика как учебный предмет», «Нумерация чисел. Устные и письменные приемы вычислений. Величины», «Методика работы над текстовыми задачами», «Методико-математические основы обучения элементам геометрии и алгебры», между которыми четко прослеживается взаимосвязь

теоретического материала и практической направленности предмета. Каждый из выше названных разделов состоит из подразделов (содержательных модулей), которые последовательно репрезентуют материал учебного курса. В них раскрываются такие вопросы: методика преподавания математики как педагогическая науки и ее место в системе профессиональной подготовки студентов; содержание начального курса математики как учебного предмета и особенности его построения; специфика подготовки учителя к уроку (отбор содержания, выбор средств, методов, форм обучения в соответствии с целями и задачами урока); методика изучения нумерации целых неотрицательных чисел, использование приемов устных и письменных вычислений при выполнении арифметических действий (сложение, вычитание, умножение, деление); методика знакомства с величинами и единицами их измерения, выполнение действий с именоваными числами; методические приемы обучения решению простых и составных задач; методика ознакомления с геометрическими фигурами и их простейшими свойствами; особенности изучения числовых выражений и выражений, содержащих переменную; знакомство с «долей» и «дробью» в начальном курсе математики и т.д.

В связи с тем, что профессиональная компетентность будущего учителя определяется не только фундаментальной образовательной подготовкой, владением профессиональными знаниями и умениями, соответствующими уровню современной науки, она также характеризуется степенью владения новыми педагогическими технологиями при обучении тому или иному предмету. Так, применительно к начальной школе содержание обучения математике обладает специфическими особенностями. С одной стороны, оно должно соответствовать возрастным возможностям усвоения учебного материала детьми младшего школьного возраста. С другой стороны, наглядно-образный характер мышления детей, недостаточное развитие абстрактного мышления и логической памяти, неустойчивость внимания не дают им усвоить содержание предмета в полном объеме. Важно отметить, что дидактическая переработка материала не должна допускать упрощения и искажения учебной информации. А неверное соотношение абстрактных и конкретных знаний может привести к отрыву теоретических знаний детей от их практического опыта (например, знание формулировки правила, но неумение его применить, или наоборот невозможность обобщить конкретные примеры). Это говорит о том, что учитель начальной школы должен не только полно, широко, но и гибко владеть содержанием учебного материала. Поэтому реализуемые учителем технологии, методы и приемы учебно-воспитательного процесса должны полностью соответствовать целям педагогического воздействия, возможностям обучаемых и самого учителя.

Данные аспекты берутся во внимание при формировании профессиональной компетентности студентов в процессе изучения курса «Методика преподавания математики». Так, знакомство с современными образовательными технологиями обучения математике в начальной школе предполагает овладение студентами знаниями о их сущности и содержании, особенностях применения, формирование у будущих учителей умений организовывать дифференцированное обучение (технология дифференцированного обучения) и обучение на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса (технология интерактивного обучения), проектную и игровую деятельность младших школьников (технология организации игровой и проектной деятельности), реализовывать технологию поэтапного усвоения учащимися учебного материала в процессе обучения математике, моделировать и проводить комбинированные уроки на основе использования различных образовательных технологий. Этой цели соответствуют все формы занятий, которые проводятся со студентами в рамках указанной дисциплины (лекции, семинарские, практические).

Итак, внешним фактором формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов является образовательный процесс в высшем учебном заведении. Но немаловажным также являются процессы профессионального самообразования и саморазвития, которые следует отнести к внутренним факторам. В основе

этих процессов лежит готовность и способность личности к рефлексивной деятельности, подготовка к которой является необходимой в процессе профессионального становления будущего учителя начальной школы, залогом развития его профессиональных качеств, а также механизмом, который обеспечит в будущем непрерывность развития педагогического мастерства педагога.

Поэтому процесс усвоения знаний по дисциплине должен завершаться не только их обобщением и систематизацией, но и быть направленным на профессиональную рефлексию, на формирование у студентов профессионально значимых установок, которые способствовали бы личностной и профессиональной самореализации, стимулировали к самооценке и самосовершенствованию. Так, в рамках дисциплины «Методика преподавания математики» предусмотрено выполнение студентами такого вида самостоятельной работы, как ведение методического портфолио, что является, на наш взгляд, одним из эффективных способов решения указанных выше задач. Методическое портфолио является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи, среди которых: поддерживать высокую профессиональную мотивацию студентов; расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности. Ведение портфолио позволяет повысить не только образовательную активность будущих учителей, но и уровень осознания ими своих профессиональных целей и возможностей. Кроме того, мы предлагаем использовать портфолио в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга студентов, наряду с результатами итоговой аттестации.

Выводы. Таким образом, в современных условиях развития общества проблема формирования профессиональной компетентности становится неотъемлемой частью подготовки педагогических кадров новой генерации, которая требует качественных изменений. Профессиональная компетентность является составляющей профессиональной культуры будущего педагога и во многом связана с профессиональными ценностями, мотивами, установками. Она характеризует степень овладения личностью своей профессиональной деятельностью и предполагает: осознание своих мотивов, потребностей, интересов, стремлений и ценностных ориентаций; самооценку профессиональных и личностных качеств; регулирование на этой основе своего профессионального становления. Поэтому мы считаем, что внимание к вопросам формирования профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов при изучении профильных циклов дисциплин даст возможность на новом уровне повысить качество высшего педагогического образования.

Литература

1. Кузьмина Н. В. Професионализм личности преподавателя и мастера производственного образования : автореф. дис. ... д-ра пед.наук : 13.00.01 - СПб., 1998. - 41 с.

2. Ничкало Н. Г. Профеыя вчителя вiчна // Педагопчна майстернють у закладах професшно! осити. - К., 2003. - С. 3-10.

3. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.