Научная статья на тему 'Пути формирования компетентного специалиста социальной сферы'

Пути формирования компетентного специалиста социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / A SOCIAL SPHERE / A SOCIAL OFFICIAL / COMPETENCE / JURISDICTIONS / INTERACTIVE METHODS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калужина Валентина Павловна

Рассмотрены основные пути формирования компетентного специалиста социальной сферы. Показана роль интерактивных методов обучения в профессиональном становлении будущих специалистов. Раскрывается опыт подготовки студентов к конкретной практической деятельности в различных организациях и учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAYS TO FORM A COMPETENT SPECIALIST IN THE SOCIAL SPHERE

The author considers the main ways to form a competent specialist in the social sphere. The author shows the role of interactive educational methods in the professional formation of future specialists. She uncovers the experience of student preparation for the certain practical activity in different organizations and institutions.

Текст научной работы на тему «Пути формирования компетентного специалиста социальной сферы»

отметить, что с появлением новых условий градации прежние гипотезы перерабатывались или отвергались, появлялись новые. Наибольший темп научных исследований приходится на советский период и особенно на послевоенные периоды. Межкурортные научно-практические конференции проводились ежегодно. Связано это было со многими причинами (освоение новых территорий, увеличение численности региона, государственное финансирование, приоритет науки, научных исследований).

Также в научной среде вырабатывались различные идеи о перспективности курортного строительства в Байкальском регионе. В практическом плане особый акцент был сделан на расширение уже существовавших курортов и строительство новых в районах выявления новых ценных минеральных источников и грязевых озер. Также появились идеи об образовании в регионе большой рекреационной зоны. Однако результаты многочисленных исследований, полученных во второй половине XX в., не нашли своего применения. Грезившаяся ученым сеть курортов и небольших здравниц, построенных на базе новых месторождений, в рамках Байкальского региона так и не возникла. Возможно, на основе растущего в наши дни туристического сектора Байкала вновь возникнет идея о необходимости создания современной курортной сети.

Библиографический список

1. Маценко П. А. История лечения раненых в эвакуационных госпиталях Иркутской области / П.А.Маценко - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1975. - 330 с.

2. Шаманский В. История курорта «Усолье» / В.Шаманский // Земля Иркутская. - 2000. - № 13. - С. 20-25.

3. ГАИО, ф. 135, оп. 1, д. 455, л. 14об.

4. ГАИО, ф. 24, оп. 2, д. 8, л. 17об.

5. Щукин Н.С. Горячие воды в Сибири / Н.С.Щукин СПб, 1856. 76 с.

6. Паршин В. Поездка в Забайкальский край / В.Паршин -М.: Тип. Н. Степанова, 1844. Ч. I. 143 с.

7. Карпинский В. Слово о курорте «Усолье» / В.Карпинский // Ленинский путь. 1971. 8 сент. - С. 2-3.

8. ГАИО, ф. р1893, оп. 1, д. 12, л. 4.

9. Государственный архив новой и новейшей истории Иркутской области (далее ГАННИО), ф. р3305, оп. 1, д. 262, л. 72; Государственный архив Читинской области (далее ГАЧО), ф. р493. 2 д. 869, л. 85; Национальный архив Республики Бурятия (далее НАРБ), ф. р1768, оп. 1, д. 378, л. 77.

10. Санаторно-курортное обслуживание и отдых трудящихся: Сб. статей. М.: Профиздат, 1985. - С. 99-107.

11. Михайлов М.П. Руководство для врачей и студентов по отбору больных на курорты Сибири / М.П.Михайлов, В.Н.Жинкин - М.-Иркутск: ОГИЗ, 1933. 72 с.

12. ГАННИО, ф. р3305, оп. 1, д. 211, л. 51; НАРБ, ф. р1768, оп. 1, д. 373, л. 1; ГАЧО, ф. р493, оп. 2, д. 370, л. 52.

13. ГАИО, ф. р1893, оп. 4, д. 212, л. 11.

14. Жинкин В.Н. Вопросы курортного строительства в Бурятии. Верхнеудинск: Бурнаркомздрав, 1927. 16 с.

15. НАРБ, ф. р89, оп. 1, д. 9, л. 2.

16. Мультановский М.П. Три года работы курортов Сибири. Краткий обзор 1920-1922 гг. / М.П.Мультановский -Омск: Наркомздрав, отдел лечебных местностей, Управление курортами Сибири, 1923. 15 с.

17. Трубачев А.Т. Отчет о деятельности и состоянии курортов БМАССР за 1926 г. / А.Т.Трубачев, М.К.Коровин // Курорт. дело. 1927. № 6. - С. 62-69.

18. ГАЧО, ф. р493, оп. 2, д. 47., л. 4, 25, 40, 45.

19. ГАЧО, ф. р493, оп. 2, д. 634., л. 12.

20. ГАННИО, ф. р3305, оп. 1, д. 1, л. 69, 147; ГАННИО, ф. р3305, оп. 1, д. 256, л. 3; НАРБ, ф. р1768, оп. 2, д. 16, л. 10; НАРБ, ф. р1768, оп. 1, д. 322, л. 2.

УДК 364

ББК 49(2рос)272

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В.П.Калужина1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены основные пути формирования компетентного специалиста социальной сферы. Показана роль интерактивных методов обучения в профессиональном становлении будущих специалистов. Раскрывается опыт подготовки студентов к конкретной практической деятельности в различных организациях и учреждениях. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: социальная сфера, социальный работник, компетентность, компетенции, интерактивные методы обучения.

THE WAYS TO FORM A COMPETENT SPECIALIST IN THE SOCIAL SPHERE V.P. Kaluzhina

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074

The author considers the main ways to form a competent specialist in the social sphere. The author shows the role of interactive educational methods in the professional formation of future specialists. She uncovers the experience of student preparation for the certain practical activity in different organizations and institutions. 5 sources.

Key words: a social sphere, a social official, competence, jurisdictions, interactive methods of education.

1Калужина Валентина Павловна, доцент, кандидат педагогических наук, тел.: 40-52-99, e-mail: pedagogika@istu.irk.ru. Kaluzhina Valentina Pavlovna, an associate professor, a candidate of pedagogical sciences. Tel. 40-52-99, e-mail: pedagogi-ka@istu.irk.ru.

В государственных документах последних лет «Закон об образовании», «Концепция модернизации образования до 2010 г.» особое внимание обращается на качество подготовки специалистов высшей школы. Эффективность обучения в вузе определяют не итоги успеваемости студента, а ориентация на конечный результат. Выпускник вуза будет соответствовать требованиям, предъявляемым обществом к профессии социальный работник, если у него сформированы компетентность, профессионализм, умение работать с людьми, решать сложные жизненные проблемы клиента. «Компетентность - осведомленность, авторитетность; компетенция - круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом» [1]. Компетентность - это некая личностная характеристика, а компетенция - совокупность конкретных профессиональных и функциональных характеристик, - так определяет эти понятия исследователь данного вопроса В.Н. Введенский [1]. При этом он уточняет, чтобы не было разночтений в толковании этих понятий, необходимо сузить понятие «компетенция» до круга должностных полномочий.

Таким образом, исходя из данных определений, социальный работник должен обладать необходимыми свойствами и качествами личности, которые будут способствовать выполнению им функциональных обязанностей. И здесь уместно использовать понятие «профессиональная компетентность», которая в науке рассматривается как совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; вектор профессионализации; единство теоретической и практической готовности к труду; способность осуществлять сложные культурносообразные виды действий и др. [2].

Если рассматривать процесс формирования компетентности будущего специалиста по социальной работе в вузе, то следует говорить о знаниях, умениях, навыках и способностях, т.е. о готовности специалиста. В этом случае придерживаемся классификации компетенций, основанных П.Ф. Ломовым [2]. Выделяют четыре уровня компетенции: коммуникативную, информационную, регулятивную и интеллектуально-педагогическую, а отсюда в процессе подготовки будущего специалиста по социальной работе необходимо формировать эти компетенции.

Базовой компетенцией является интеллектуально-педагогическая, которая развивается на протяжении всех пяти лет и выражается в умении применять приобретаемые знания в работе с различными категориями клиентов, в установлении доверительных отношений, выработке и принятии необходимых решений, применении способов разрешения трудных жизненных ситуаций и т.д.

Коммуникативная компетенция - профессионально значимое качество, основными составляющими которого являются: эмпатия, экстраверсия, эмоциональная устойчивость, умение слушать и слышать клиента, деликатность и профессиональное мышление.

Информационная компетентность включает объем информаций, т.е. знаний о себе, о клиентах и сотрудниках, с которыми приходится взаимодействовать, и опыте работы различных учреждений и социальных служб.

Регулятивная компетентность социального работника предполагает наличие у него умений управлять собственным поведением, а составляющими компонентами являются такие свойства, как интерналь-ность, рефлексивность, устойчивая активность, способность идти на риск, а также способность к импровизации и релаксации.

Все эти компетенции и составляют профессиональную компетентность, которая определяет готовность выпускника к предстоящей профессиональной деятельности и формируется в процессе обучения и практической деятельности в вузе.

Поэтому работа со студентами по формированию основных составляющих компетенций начинается с определения уровня развития важнейших свойств и качеств личности: эмпатии, интернальности, общительности, самооценки и др. Для этого преподавателями, ведущими дисциплины «Введение в специальности», «Педагогика» и «Психология», и используются различные методики диагностики, с помощью которых выявляют степень развития основных свойств и качеств личности.

Так, с помощью методики И.М. Юсупова «Экспресс-диагностика эмпатии» определяется уровень развития эмпатии. Анализ результатов проведенного среза свидетельствует о преобладании у студентов в основном среднего уровня развития эмпатии, хотя для социального работника он должен быть высоким, ведь именно это свойство личности помогает быстрому установлению контакта с людьми и возможности находить с клиентом общий язык. Для развития этого свойства личности у студентов необходимо научить их методу наблюдения, выработать у них умения точно наблюдать все аспекты проявлений клиента: действия, движения, речь, мимику. Но самое главное -научить правильно истолковывать их социальное значение. На занятиях в микрогруппах студенты усваивают разные образцы поведения, высказывают разные точки зрения, сопереживают, сочувствуют и принимают участие в разработке многих вопросов. Эмпатию необходимо постоянно развивать. Преподаватели дают рекомендации студентам по развитию эмпатии. Наиболее простым способом развития эмпатии является мысленное перевоплощение себя в другие образы. Очень хорошим упражнением может быть одушевление каких-то предметов и наделение их чувствами, мыслями, переживаниями. Всему этому учат студентов в процессе обучения в вузе. Чем более развита эмпатия, тем легче социальному работнику взаимодействовать с людьми, оказывать им необходимую помощь.

Аналогичная работа ведется по выявлению уровня развития других свойств и качеств личности с последующей работой по их формированию. При этом нужно использовать интерактивные методы обучения, тогда вся работа студентов носит продуктивный и творческий характер.

Задачей сегодняшней высшей школы является подготовка образованного культурного человека, достойного уважения со стороны окружающих. Чем раньше начат процесс формирования у студентов готовности к сотрудничеству, тем быстрее происходит осознание личностью своих возможностей, роли, посильной помощи в ситуациях взаимодействия. А этому способствуют интерактивные методы обучения, которые основаны на взаимодействии студента с преподавателями, с другими студентами, со специалистами социальных служб, некоммерческих организаций, различных учреждений, в зависимости от того, кто включен в работу. Преподаватель и др. участники образовательного процесса при взаимодействии обмениваются информацией, учатся совместно решать трудные проблемы, моделировать ситуации, оценивать собственное поведение и действия студентов. Интерактивные методы - это модель открытого обсуждения, развивающая у студентов умение спорить, дискутировать и решать возникшие конфликтные ситуации.

В процессе обучения в вузе преподаватели всех дисциплин используют различные интерактивные методы: проблемные вопросы, проблемные задачи, работа в микрогруппах, а также работа в парах, тройках и пятерках, мозговой штурм, игра, тренинги. Кроме названных методов и форм работы, используются различные формы лекции: лекция-блицтурнир, лекция-брифинг, лекция-брейнсторминг, на которых студенты больше заняты не автоматическим конспектированием, а размышляют вместе с преподавателем, сознательно осмысливая материал.

На практических занятиях происходит формирование умений и навыков, и это достигается при помощи таких форм, как деловая игра, упражнения, решения нестандартных ситуаций. Практические занятия проводятся в различных учреждениях: Медико-социально-психологическом центре помощи, Управлении социальной защиты населения, Городском центре занятости, Доме ребенка, Областном реабилитационном центре, Кризисном центре, Байкальском региональном союзе женщин «Ангара».

На протяжении многих лет кафедра социологии и социальной работы сотрудничает с Байкальским региональным союзом женщин «Ангара», где студенты овладевают профессиональными умениями и навыками проведения отдельных акций, исследовательских проектов и форумов; решения таких проблем, как профилактика насилия в семье и обществе, профилактика наркомании в молодежной среде, исследовательская работа по работорговле и гендерному исследованию. Участвуя в работе трех международных женских форумов, студенты научились взаимодействовать со специалистами разных направлений и уровней, а также с представителями международных организаций, участвовали в обсуждениях актуальных проблем женщин, в выработке решений форумов, работали на тренингах. А когда из Союза выделилась общественная организация «Кризисный центр для женщин» совместными усилиями обеих сторон стали готовить как теоретически, так и практически специалистов по проблеме оказания помощи семье и детям, испытывающим проблемы. В это же время на факультете, где готовят специалистов по социальной работе,

открылась линия телефонного консультирования. Первый опыт работы со студентами показал огромный интерес к получению новых знаний по телефонному консультированию и приобретению специальных умений. Первый пробный курс включал в себя: знакомство с работой кризисных центров и лекционно-практический курс обучения работе телефонного консультанта со студентами 3 курса. Студенты пятого курса в рамках производственной практики проводили социально-психологическое исследование по проблеме насилия, куда входило: составление программы исследования, проведение анкетирования, обработка полученных данных, анализ их, интерпретация полученных результатов, формулировка рекомендаций и предложений по решению проблемы домашнего насилия. Результатами исследования явились публикации статей, выступления на научно-студенческих, научно-практических конференциях и выполнение дипломных работ по данной проблеме.

Первые ростки опыта показали важность данной работы, и в последующие годы совместная работа приобрела целенаправленный и системообразующий характер. Подготовленные специалисты Кризисного центра разработали комплексную программу спецкурса «Основы телефонного консультирования», которая знакомит студентов с практикой экстренной психологической помощи по телефону людям в кризисных ситуациях и включает 12 занятий, каждое из которых обязательно предполагает изучение теоретического материала и выполнение практических заданий и упражнений. Базовыми знаниями курса явились знания психологии, педагогики, философии и социологии.

После обучения по данной программе студенты работают на линии телефона доверия, где непосредственно приобретают навыки работы по оказанию помощи пострадавшим от домашнего насилия и осуществляют поддержку всем, кто обращается за помощью. Курс обучения заканчивается отчетом - самоанализом, где в свободной форме студент высказывает свое отношение к данной форме работы, оценивает знания, которые приобрел в плане профессиональной подготовки.

Приведем несколько отзывов студентов о самом курсе и практике телефонного консультирования. Так, студентка Алена Ю. написала: «Мы получили достаточный запас знаний о приемах, методах, используемых консультантом в работе на телефоне доверия. Клиенты ждут от консультанта внимания, понимания, приветливости, уважения, поэтому важно поддержать человека, помочь найти и принять решение, вселить веру, что все в его жизни можно изменить к лучшему. Главная задача работы специалиста - помощь нуждающимся и спасение жизни человека. Интересным методом интерактивности обучения является тренинг с разбором ситуации и просьб, с которыми обращались за помощью клиенты. Мы познакомились с консультантами и наблюдали их работу, изучали журнал регистрации звонков, узнали, что звонки бывают разные: звонок - отбой, звонок - молчание, звонок - проблема клиента. Подежурить на телефоне доверия удалось три раза. Я отвечала на все звонки, сначала было страшновато, так как не было еще опыта общения, но после первого звонка страх прошел, и я с уве-

ренностью брала трубку и отвечала на вопросы. Мне очень понравилось работать, это очень нужная и полезная практика и конкретная учеба, такая практика является хорошим подспорьем для дальнейшей работы. Думаю, что где бы я в дальнейшем ни работала -эти знания и умения пригодятся в моей будущей деятельности». И вот еще несколько высказываний студентов о данном виде учебы: «Мне удалось несколько раз поговорить с клиентом, это очень здорово. Практические занятия были продуктивны и полезны, и они показали мне, в каком направлении совершенствовать свое профессиональное мастерство. Я поняла, что нужно любить людей, свою профессию и дарить частичку своего тепла людям. Думаю, что я и дальше буду работать на телефоне доверия», - пишет студентка Аня Г. А вот отзыв Оли Д.: «Пройдя курс обучения на телефоне доверия, научилась слушать и понимать людей, раньше я просто не представляла, какие проблемы у людей возникают и как их надо решать. Я думаю, что это очень важная служба, которую надо развивать, а для этого готовить специалистов. Очень полезный курс нам был дан, и я очень рада, что мне удалось получить знания и некоторые умения». Наряду с этим, студенты высказали свои пожелания: «Необходимо на каждом занятии проговаривать все пункты и правила консультирования; проводить занятия в игровой форме, больше тренингов, выделять больше времени на работу с клиентом; увеличить часы работы до 22, так как серьезные проблемы у людей возникают в вечернее и ночное время» и т.д.

Данные предложения свидетельствуют о серьезном отношении к данному курсу и желании получить более расширенные и основательные знания, умения, навыки. После окончания вуза несколько студентов начали работать в кризисном центре.

Это все свидетельствует о важности специальной подготовки студентов к работе в конкретном социуме или с конкретными клиентами и решать проблемы на высоком профессиональном уровне. Организация такой многогранной работы - сложное и очень хлопотное дело, но оно позволяет готовить не абстрактного специалиста, а профессионала своего дела, учит по-новому мыслить и решать сложные и жизненно важные проблемы человека.

Сфера социальной работы в России расширяется год от года и появляется новый спектр специализаций. Назрела острая необходимость подготовки профессионалов, специализирующихся на оказании помощи пожилым и старым людям, где особое внимание уделяется общению, организации досуга и социальной реабилитации пожилых людей. Несколько лет совместными усилиями преподавателей кафедры социологии и социальной работы ИрГТУ и врачами лечебного учреждения поликлиники № 1 в рамках производственной практики осуществлялась подготовка кадров по социальным специальностям. Основными задачами экспериментальной работы были: поиск эффективных форм подготовки студентов по специальности социальная работа; создание мотивации работы студентов; расширение сферы практического применения знаний и умений в работе с определенными категориями людей; использование современных социальных технологий. Основной формой работы была ап-

робация практики медико-социального патронажа с пожилыми людьми. Цель практики - обучение умениям общения с пожилыми людьми и практическая подготовка по социальному обслуживанию на дому.

Для этого были сформированы мини-команды, состоявшие из участкового терапевта, медицинской сестры и прикрепленных студентов. В задачи медицинских работников входило определение категории одиноких граждан старческого возраста, тех, кто не имеет поддержки со стороны родственников, и организация курации прикрепленного студента (прямая и обратная связь со студентами, пациентом, консультация по навыкам ухода и оказания первой медицинской помощи пожилым). В мини-командах студенты научились работать сообща, учитывая советы и рекомендации терапевтов и медицинских сестер; научились устанавливать контакт с пожилыми людьми, терпеливо их выслушивать, понимать, принимать и эмоционально сопереживать.

Как видим, используемые интерактивные методы в процессе обучения позволяют развить коммуникативную, информационную, регулятивную и в какой-то мере интеллектуально-педагогическую компетентность.

Вся проводимая работа свидетельствует о важности включения студентов в разные формы социальной практики с использованием интерактивных методов обучения. Организация такой многогранной работы позволяет готовить компетентного специалиста, обладающего знаниями, умениями и способного реализовать себя в разных отраслях социальной деятельности.

Сегодня реализуемый на кафедре проект «Социальная клиника» является инновационным подходом интерактивного обучения в практике обучения социальным профессиям и дает возможность студентам активно включиться в деятельность по оказанию различных социальных услуг студентам ИрГТУ, населению студгородка, жителям города Иркутска и Иркутской области. Участвуя в конкретных делах и включаясь в решение социально-экономических проблем региона, будущие специалисты приобретают разнообразные умения и навыки, которые носят прикладной характер, что делает специалиста компетентным и конкурентоспособным на рынке труда.

Преподаватели кафедры социологии и социальной работы не просто организуют обучение студентов с первого по пятый курсы, а формируют умения получать новые знания, умение развивать личностные ресурсы - интеллект, коммуникабельность, эмоциональность и управлять ими, а также приобретать опыт работы в социальной сфере.

Библиографический список

1. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В.Н. Введенский // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 51-55.

2. Долматова Н.В. Социальная работа как профессиональная деятельность: технологический контекст / Н.В. Долматова // Социальная политика и социология. -2006. - № 3. - С. 8-14.

3. Калужина В.П. Современные подходы к подготовке специалистов, работающих с пожилыми людьми / В.П. Калужина, О.Ю. Злобина // Образование и молодежная

политика в современной России : Мат-лы Всерос. науч-практ. конф. - СПб. : Изд-во СПбУ, 2002. - С.418-420. 4. Толковый словарь русского языка : В 4 Т. Т.1 / под ред. Д.И. Ушакова. - М., 1935.

5. Шевцова И.Я. Практикум по телефонному консультированию : метод. пособие / И.Я.Шевцова, О.С.Барановская, О.И.Бондарчук, С.Ю.Прохоров. - Иркутск : Изд-во ИрГТУ, 2000.

ББК Т3(2)622

ВОЕННОПЛЕННЫЕ ЯПОНСКОЙ АРМИИ И АРМИЙ ЕЕ СОЮЗНИКОВ В СОВЕТСКОМ ПЛЕНУ (1945-1956)

С.В.Карасёв1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены вопросы численности и национального состава военнопленных, в том числе высшего командного состава, оказавшихся в плену на территории СССР после советско-японской войны 1945 года. Табл. 7.

Ключевые слова: военнопленный, японский генерал, император Маньчжоу-Го, отдельный рабочий батальон, советско-японская война, Япония

THE PRISONERS OF WAR OF THE JAPANESE ARMY AND THE ARMIES OF ITS ALLIES IN THE SOVIET CAPTIVITY (1945-1956) S.V. Karasev

Irkutsk State Technical University 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074

The author considers the questions of number and national composition of prisoners of war, the senior officers, being in captivity on the territory of the USSR after the Soviet-Japanese war of 1945 are inclusive. 7 tables

Key words: a prisoner of war, a Japanese general, an emperor Manchjou-Go, a separate working battalion, a soviet -Japanese war, Japan.

Несмотря на то что после окончания Второй мировой войны прошло более 60-ти лет, проблемы, связанные с пленением и пребыванием в советских лагерях военнослужащих армий, противостоящих войскам РККА в августе-сентябре 1945 г. на Дальнем Востоке, не нашли своего окончательного решения. Так, например, определены: общая численность военнопленных; численность военнопленных, перемещенных на территорию Советского Союза; национальный состав военнопленных, которых мы называем «японскими военнопленными».

Еще в 1991 г. военный историк В.П. Галицкий дал ряд сведений, которые являлись основополагающими

чел., китайцы - 16.150 чел., корейцы - 10.312 чел., монголы - 3.633 чел., маньчжуры - 486 чел., русские -58 чел., малайцы - 11 чел., буряты - 5 чел., тунгусы -2 чел. Число военнопленных генералов было определено как 191 чел. Кроме этого, им было установлено, что в советском плену умерло 62.029 военнопленных этой категории2. Подводя итоги, В.П. Галицкий справедливо отмечает, что полученные им сведения не следует считать окончательными.

Исследования, проведенные автором этой статьи в период с 2000 г. по 2007 г., совпавшие с периодом рассекречивания целого корпуса документов, находящихся на хранении в различных отечественных архи-

Таблица 1

Численность военнопленных, захваченных советскими войскамив войне с Японией в 1945 г., чел.3

Фронт Пленено по национальностям Всего

японцы китайцы корейцы маньчжуры

1-й Дальневосточный 224.285 6.319 7.326 9.29 267.227

2-й Дальневосточный 112.190 - - 9.627 121.817

Забайкальский На конец боевых действий не расписаны по национальностям 220.114

Всего 609.158

для отечественных историков при проведении исследований, касающихся японских военнопленных периода 1945-1956 гг. Их национальный состав им был определен следующим образом: японцы - 609.448

вах, позволили уточнить ряд показателей, связанных с пленением и содержанием в СССР военнопленных Японии и ее союзников. Прежде всего, необходимо отметить, что исследования, проведенные в Цен-

1Карасёв Сергей Владимирович, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин ИрГТУ, тел.: 40-55-20

Karasev Sergey Vladimirovich, an associate professor of the Chair of Disciplines of General Education of Irkutsk State Technical

University, Tel.40-55-20.

2 Военно-исторический журнал. - 1991. - № 4. - С. 69.

3 Составлено по материалам: ЦАМО РФ. Ф.Ф. 210, 234, 238.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.