ПРАВО
УДК 342.1, 342.55
А. Д. Гуляков, А. Ю. Саломатин
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ КАНАДСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА (ИСТОРИКО-ГОСУДАРСТВОВЕДЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
Аннотация.
Актуальность и цели. Канада представляет так называемую смешанную модель федерализма, когда государство формировалось одновременно «снизу» благодаря инициативе местных элит и местных жителей и «сверху» по разрешению центральной имперской власти. Но каковы были причины и последствия данной модели?
Материалы и методы. Авторы анализируют исторические факты, политические биографии, социально-экономические данные, чтобы продемонстрировать особенности и динамику канадской модели федерализма.
Результаты. Кажется, что экономические и другие прагматические (неидеологические) факторы доминировали в процессе создания федеративного государства. Отцы-основатели Канады отказались копировать американскую федеративную модель с широкой автономией штатов. Не следует забывать, что они с особым отвращением восприняли Гражданскую войну 1861-1865 гг. между Севером и Югом.
Выводы. Официально Канадская федерация сильно централизирована. Но в реальности она являлась децентрализованным государством. Его нестабильность и тенденции к постоянным изменениям - это результат смешанной модели, где канадское правительство, провинции и имперский Лондон конкурировали друг с другом. Было невозможно сохранить высокую степень централизации из-за острых противоречий между англоязычной и франкоязычной Канадой. Откровенно говоря, фактор Квебека являлся постоянной угрозой канадскому федерализму.
Ключевые слова: модели федерализма, канадский федерализм, история Канадского государства, отцы-основатели Канады, фактор Квебека.
A. D. Gulyakov, A. Yu. Salomatin
WAYS OF CANADIAN FEDERALISM FORMATION (HISTORICAL STATE-STUDING RESEARCH)
Abstract.
Background. Canada represents the so-called ‘mixed model of federalism’ when the state has been formed simultaneously from ‘the bottom’ due to the initiative of local elites and local people and from ‘the top’ due to the permission of the central imperial power. But what were the reasons and consequences of thi given model?
Materials and methods. The authors applied historical facts, political biographies, social and economic data description to demonstrate peculiarities and the dynamics of the Canadian model of federalism.
Results. It seems that economic and other pragmatic (not ideological) factors dominated in the process of federative state creation. The Canadian founding fathers
Social sciences. Law
5
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
refused to copy the American federative model with broad autonomy of the states. Not to forget they were especially disgusted with the Civil War (1861-1865) between the North and the South.
Conclusions. Officially the Canadian federation is strongly centralized. But in reality it’s a decentralized one. It’s instability and tendency for constant change is a result of its ’mixed model’ when the Canadian government, provinces and imperial London competed with each other. It was also impossible to preserve high degree of centralization in the face of a sharp contradiction between English speaking Canada and French speaking Canada. Frankly speaking, the Quebeck factor is a constant threat to the Canadian federalism.
Key words: models of federalism, Canadian federalism, history of the Canadian state, founding fathers of Canada, Quebek factor.
Канада - государство с федеративным устройством, которое сформировалось по так называемой смешанной модели, т.е. одновременно по инициативе «снизу» и «сверху». Значительная часть канадской элиты была готова к объединению английских колоний в Северной Америке и будировала данный вопрос перед Лондоном. Одновременно власти Британской империи приветствовали или по крайней мере не противились данной инициативе. Подобное встречное движение к созданию федеративной государственной конструкции требовало времени и необходимости достижения тщательно выработанного компромисса.
***
При государствоведческом анализе важное значение имеют геополитические факторы. Они включают в себя не только положение страны по отношению к внешнему миру и характер стран-соседей, но и данные, связанные с физической и экономической географией.
Канада, находящаяся к северу от США, сильно уступала им в плане благоприятной жизненной среды. Климат в районе реки Святого Лаврентия и Великих озер умеренно теплый, зима отличается обилием осадков и снежными бурями. На побережье Атлантического океана зимы уже более мягкие, но для лета характерна прохладная погода и частые туманы.
В освоении Канады большую роль сыграла Франция. Лишь в середине XVIII в. ее вытеснила Великобритания. Первоначальными сферами хозяйственной деятельности был пушной и рыбный промысел. Они не требовали значительной рабочей силы и не стимулировали иммиграцию. По некоторым оценкам, на канадских территориях в 1790 г. проживало чуть более 190 тыс. человек (в США, только что добившихся независимости, по данным первого федерального ценза, проживало 3930 тыс. человек).
Население стало ощутимо возрастать с началом Наполеоновских войн, которые, поставив препятствие для торговли с Европейским континентом, стимулировали вывоз леса из Канады для строительства кораблей, а позже и для железнодорожных шпал. Суда, которые шли из Европы без груза, были готовы перевозить массы иммигрантов по самым дешевым расценкам. Потребность в рабочей силе в связи с трудозатратными лесозаготовительными работами также возросла. В результате в начале 1830-х гг. здесь уже проживало более 1,1 млн человек. Для такого обширного населения уже необходимо было развитое сельское хозяйство.
6
University proceedings. Volga region
№ 2 (34), 2015
Общественные науки. Право
Между тем отношения между англоканадцами и франкоканадцами оставались непростыми. Американская модель «плавильного тигля», переплавлявшего этносы, в Канаде не работала. «В то время как англоканадцы основывали шахты и страховые общества, верфи и торговые фирмы, франкоканадцы строили кафедральные соборы... Традиционалистская, полуфеодальная и тесно спаянная многочисленными кровнородственными браками Нижняя Канада замкнулась в себе» [1, с. 55, 56]. Британские колониальные власти не доверяли франкоканадцам. Последние в своей провинции Нижняя Канада развернули открытую оппозиционную деятельность, требуя расширения полномочий представительной власти, а по сути мечтая о независимости. На пятитысячном митинге в местечке Сен-Шарль 23-24 октября 1837 г., вошедшем в историю под названием Большое собрание конфедерации шести графств, была принята резолюция, дословно повторявшая Декларацию независимости США 1776 г. [2, с. 112].
Восстание, которое развернулось во франкоязычной Нижней Канаде и англоязычной Верхней Канаде, оказалось слабо подготовленным и не отличалось значительной массовостью. Патриотам обеих провинций, особенно Верхней Канады, недоставало поддержки народа. Когда речь шла о мирных петициях, с оппозиционерами были согласны многие. «Но когда патриоты стали призывать к применению оружия, к ним прислушивались каждый раз уже не более 5 тыс. человек из более чем миллионного населения двух провинций. Канадцы в отличие от американцев были законопослушными» [1, с. 63].
После подавления восстания 1837 г. власти метрополии задумались о путях смягчения обстановки. Новый губернатор, представитель партии вигов граф Дж. Лэмблтин Дарем (John Durham), выступил с рекомендациями пойти навстречу пожеланиям канадцев о конституционализации. «Конституционная свобода, - писал он, - не только не опасна метрополии, но, наоборот, в будущем явится единственным надежным средством к удержанию колоний в английском господстве» [3, с. 8].
В 1841 г. две главные канадские колонии были слиты в одну (Канада), а вместо двух законодательных органов был организован единый парламент с двумя палатами - верхней (Законодательным советом) и нижней (Законодательной ассамблеей). Пассивное избирательное право определялось высоким имущественным цензом (не менее 500 ф. ст. недвижимости).
Британские власти, представив одинаковое число депутатских мест бывшим Нижней и Верхней Канаде, при том что население первой насчитывало 650 тыс., а население второй 450 тыс., стремились несколько «разбавить» оппозиционно настроенное франкоканадское представительство.
Весной 1848 г. очередной губернатор Канады Р. Элджин реализовал идею «ответственного правительства», назначив главой провинциального представительства лидера оппозиции, победившей на выборах, Луи Лафонтена. Тогда же ответственное правительство появилось в Новой Шотландии, а затем на Острове Принца Эдуарда (1851), Нью-Брансуике (1854), Ньюфаундленде (1855).
Путь к федеративному государству оказался долгим: впервые предложение о создании федерации поступило в ассамблею Нижней Канады в 1851 г. от крупного предпринимателя У. Х. Меррита [4, с. 50], а Акт о Бри-
Social sciences. Law
7
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
танской Северной Америке был принят только в 1867 г. Далеко не сразу выгоду от данного проекта осознали и власти метрополии: так, вояж в Лондон А. Галта, Дж.-Э. Картье и Дж. Росса в 1859 г. с проектом конфедерации не вызвал положительной реакции со стороны чиновников колониального ведомства. Однако представители канадской элиты проявили настойчивость.
Весной 1864 г. премьер-министры трех морских провинций Нью-Брансуика, Новой Шотландии и Острова Принца Эдуарда задумали реализовать идею союза. В свою очередь премьер Канады Дж. Макдональд попросился принять участие в переговорах, что было согласовано с британскими властями. На открывшейся 1 сентября 1864 г. в Шарлоттауне конференции политики из Канады предложили своим коллегам из морских провинций план федеративного государства под протекторатом британской короны. Для усиления привлекательности своего предложения они пообещали, что в новом государстве центральное правительство возьмет на себя уплату долгов провинций; доходы, получаемые центральным правительством, будут перераспределяться между провинциями на основе численности населения; предусматривалось строительство железной дороги между Монреалем и Галифаксом, что давало доступ Канаде к незамерзающему порту, а морским провинциям - связь с Канадой.
После окончания конференции премьер-министр Канады Дж. Макдональд обратился к генерал-губернатору Монку с просьбой организовать новую встречу политиков в Квебек Сити. На конференции, открывшейся 10 октября 1864 г., камнем преткновения стало представительство провинций в сенате, но в конце концов был найден компромисс. Были решены противоречия и по остаточным полномочиям правительства (Макдональд настаивал на их делегировании центру). Конференция оформила достигнутое согласие 72 резолюциями. Делегация от Острова Принца Эдуарда осталась недовольна результатами: ей не удалось получить шесть мест в нижней палате и 200 тыс. долл. на выкуп земельных владений отсутствующих собственников, что являлось принципиально важным в социальном отношении для данной территории.
На пути ратификации документов в провинциях Ньюфаундленд и Остров Принца Эдуарда возникли трудности, так что в Лондон в декабре 1866 г. отправились 16 делегатов от Канады, Нью-Брансуика и Новой Шотландии. Они получили аудиенцию у королевы Виктории, еще раз согласовали принятые в 1864 г. 72 резолюции и передали эти документы в Министерство колоний. В январе 1867 г. они приступили к написанию Акта о Северной Америке. Было решено, что единая провинция Канада будет разделена на две -Онтарио и Квебек. Дж. Макдональд предлагал назвать новую федеративную общность из четырех субъектов «Королевство Канада», но лондонские власти посчитали более уместным термин «доминион».
Проект Акта о Британской Северной Америке был представлен королеве Виктории 11 февраля 1867 г. и на следующий день - Палате лордов. Он быстро прошел через нижнюю палату Парламента и получил 29 марта 1867 г. королевское согласие. Решение о создании союза провинций вступало в силу с 1 июля 1867 г.
Что же явилось решающей силой, способствующей федерализации Канады? Специалисты спорят на сей счет. Нам ближе всего традиционная точка
8
University proceedings. Volga region
№ 2 (34), 2015
Общественные науки. Право
зрения, что к Конфедерации привело прагматичное политическое брокерство и компромисс между конкурирующими группами интересов [5].
Мы не разделяем убеждение в том, что определяющим в исходе стала острая идеологическая борьба между придворной (т.е. ориентированной на Лондон) прокапиталистической партией и сельской партией защитников традиционных республиканских ценностей [6]. Еще менее адекватной нам кажется точка зрения, что движение к Конфедерации было мотивировано идеологией либерализма и верой в индивидуальные права [7]. Частично следует согласиться с иной версией: позиция четырех канадских провинций - инициаторов создания Конфедерации - была обусловлена соображениями налогообложения. Вопрос о нем был центральным и для Ньюфаундленда, где негативное его восприятие обусловило отказ от объединения с другими колониями. Идею Конфедерации поддерживали государственники-интервенционисты. Приверженцы классического либерализма, выступавшие за свободу торговли и низкие налоги, были против курса Дж. Макдональда на протекционизм и субсидирование строительства трансконтинентальной железной дороги [8].
И уже совсем фантастично было связывать реализацию канадского федерализма с идеологией Дж. Локка - мыслителя конца XVIII в. [9]. Несомненно, что Локк имел немалое влияние на отцов-основателей США, но к середине XIX в. представления об обществе и государстве серьезно изменились. Да и вообще идеологический фактор в судьбах пионерского общества не следует преувеличивать: те же отцы-основатели США в реальной политике шли своим путем, а не копировали европейских политических философов.
В целом следует согласиться с тем, что отцы-основатели Канады достаточно хорошо знали американскую конституционно-политическую систему, но относились к ней критически. У них мало энтузиазма вызывал институт американского президентства, и они предпочитали английский кабинет министров, ответственный перед парламентом. Они с подозрением относились к доктрине прав штатов, видя ее результатом гражданскую войну в США [10, р. 305]. Канадской элитой «были отвергнуты такие существенные элементы американского федерализма, как народный суверенитет, разделение законодательной и исполнительной властей, условия вхождения в союз новых субъектов и принципы разграничения полномочий между федеральным центром и субъектами федерации. По всем названным пунктам были достигнуты договоренности с точностью до наоборот: остаточные полномочия были отданы федеральному центру с правом вторжения в исключительную компетенцию провинций; полномочия исполнительной власти в принципе не оговаривались, что вызвало в дальнейшем разногласия в их толковании; не были четко зафиксированы равные условия вхождения в союз новых субъектов, что изначально предусматривало асимметричность федерации» [4, с. 58].
Создаваемая конструкция формально отличалась высокой степенью централизации. В ст. 91 говорилось об исключительной законодательной компетенции парламента Канады в следующих областях:
1. Государственный долг и государственные имущества.
2. Регулирование торговли и обмена.
2а. Страхование от безработицы.
Social sciences. Law
9
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
3. Извлечение доходов посредством любой меры или системы налогового обложения.
4. Заключение денежных займов за счет государственного кредита.
5. Служба связи.
6. Переписи и статистика.
7. Милиция, военная и морская служба и государственная оборона.
8. Установление и выплата жалованья и вознаграждения гражданским и другим должностным лицам Правительства Канады.
9. Бакены, буи, маяки и намывные острова.
10. Судоходство и морские перевозки.
11. Карантин и учреждение и содержание морских госпиталей.
12. Рыболовство на морском побережье и во внутренних водах.
13. Речные и озерные переправы между какой-либо провинцией и Британскими или зарубежными странами или между двумя провинциями.
14. Денежное обращение и чеканка монеты.
15. Банковско дело и учреждение банков и выпуск бумажных денег.
16. Сберегательные кассы.
17. Весы и меры.
18. Переводные и простые векселя.
19. Имущественные права.
20. Законные платежные средства.
21. Банкротство и несостоятельность.
22. Патенты на изобретения и открытия.
23. Авторские права.
24. Индейцы и резервированные за индейцами земли.
25. Натурализация и иностранцы.
26. Брак и развод.
27. Уголовное право, исключая организацию судов уголовной юрисдикции, но включая судопроизводство по уголовным делам.
28. Создание и содержание пенитенциарных учреждений и управление
ими.
29. Те категории дел, которые явно выраженным образом изъяты из перечня предметов, относимых настоящим Актом к исключительной компетенции законодательных органов провинций.
Одновременно к компетенции провинций согласно ст. 92 относились:
1. Прямое обложение в провинции в целях извлечения доходов и ее нужды.
2. Заключение денежных займов с использованием исключительно кредита данной провинции.
3. Учреждение и замещение провинциальных должностей, назначение и содержание должностных лиц провинции.
4. Управление принадлежащими провинции государственными землями и продажа их, равно как и строительного и дровяного леса.
5. Учреждение, содержание и управление тюрьмами и исправительными заведениями, находящимися в провинции и обслуживающими провинцию.
6. Учреждение, содержание и управление больницами, приютами, благотворительными заведениями и домами призрения нищих, находящимися в провинции и обслуживающими провинцию, кроме морских госпиталей.
10
University proceedings. Volga region
№ 2 (34), 2015
Общественные науки. Право
7. Муниципальные учреждения в провинции.
8. Патенты на торговые заведения, бары, гостиницы и аукционы, выдаваемые с целью получения доходов на провинциальные, местные или муниципальные нужды.
9. Местные работы и предприятия, кроме относящихся к следующим категориям:
a) пароходные или иные судоходные линии, железные дороги, каналы, телеграфные линии и другие средства и предприятия, связывающие данную провинцию с другой или с другими провинциями или выходящие за пределы данной провинции;
b) пароходные линии между провинцией и любой Британской или иной страной;
c) те работы, которые, осуществляясь целиком в пределах данной провинции, признаны парламентом Канады до или после завершения имеющими значение для интересов Канады в целом или для интересов двух или более провинций.
10. Регистрация компаний провинциального масштаба.
11. Оформление браков, заключаемых в провинции.
12. Имущественные и гражданские права в провинции.
13. Отправление правосудия в провинции, включая учреждение, содержание и устройство провинциальных судов, как гражданских, так и уголовных, а также судопроизводство по гражданским делам в этих судах.
14. Наложение наказаний в виде штрафов, других взысканий или заключения в тюрьме в целях обеспечения соблюдения законов провинции, изданных по любой категории дел, перечисленных в этой статье.
15. Всякого рода дела в провинции чисто местного или частного характера.
Статья 93 фиксировала исключительное право для провинций издавать законы, касающиеся просвещения1. Принципиально важно, что ст. 94 была посвящена праву парламента Канады издавать постановления, направленные на достижение единообразия законов различных провинций.
«Помимо того, что провинциям разрешается законодательствовать лишь в весьма ограниченной области (ст. 92, 93, 94, 95 Акта), центр может отменить любой акт провинции, независимо от того, превысила легислатура провинции свою власть или нет, нарушила закон или действовала в соответствии с ним. Вместе с тем каждой канадской провинции разрешено иметь свою конституцию и администрацию. Но доля каждой провинции генерал-губернатора назначает Центр. Он имеет право вето в отношении решений провинциальных парламентов» [11, с. 397].
Канадские отцы-основатели при создании федеративного государства свое вдохновение искали в политических порядках унитарной английской конституционной монархии. Торонтский политолог А. Брэди в книге «Демократия в доминион» достаточно откровенно написал: «Никогда более в других странах государственный строй Великобритании не воспроизведен с такой полнотой вплоть до деталей, как в Канаде» [1, с. 78-79].
1 URL: http ://en.wikipedia.org/wiki/Section_92_of_the_Constitution_Act,_ 1867
Social sciences. Law
11
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
В целом же само федеративное государство в Канаде стало возможным под влиянием двух стимулирующих факторов:
- конфликта между Севером и Югом у государства американского южного соседа;
- перехода к новой колониальной политике со стороны Великобритании [10, р. 305]. В частности, с завершением гражданской войны победившая промышленная буржуазия северных штатов переориентировалась на освоение внутреннего рынка, временно потеряв интерес к внешнеполитической экспансии. В связи с этим американский сосед не захотел продлевать выгодный для Канады тарифный договор, чем разочаровал канадских партнеров. Вместе с тем примерно с 1840-х гг. по мере торжества идеи свободной торговли власти метрополии приходят к выводу, что управление крупнейшей колониальной империей должно быть менее затратным и более гибким. Это открывает дорогу решению о допустимости большей самостоятельности некоторых колониальных владений.
Говоря о факторах, способствующих формированию федеративного государства, К. С. Уир большое значение придает наличию лидеров, готовых возглавить движение за федерализм. Применительно к США называются фамилии Дж. Вашингтона, А. Гамильтона, Дж. Джея, Дж. Мэдисона, Б. Франклина и Дж. Вильсона. В отношении Канады упоминаются Дж. Макдональд, А. Голт и Дж. Е. Картье [12, р. 7]. Именно эти люди сыграли ключевую роль в реализации федеративного проекта.
Дж. А. Макдональд - сын неудачливого шотландского предпринимателя, иммигрировавшего в Верхнюю Канаду, начал свою адвокатскую практику в 1835 г., но в 1843 г. вступил на политическую стезю, будучи избран членом городского совета. В следующем году он успешно баллотировался в легислатуру объединенной провинции Канада, а в 1854 г. стал генеральным прокурором в коалиционном правительстве либералов и консерваторов. В 1856 г. он уже лидер консерваторов в Западной Канаде. В 1864 г. на основе компромисса со своим главным противником Дж. Брауном была сформирована «великая коалиция». Макдональд стал «мотором» федеративного государства и его первым премьер-министром, пробыв на этом посту 19 лет!
Другой лидер англоязычных канадцев - сэр А. Т. Голт - имел в большей степени коммерческие, чем политические интересы. Его North Western Coal and Navigation Company неоднократно меняла свое наименование, концентрируясь на железнодорожном бизнесе, добыче полезных ископаемых. Как политик, сын шотландского писателя и канадского пионера сыграл главную роль в создании «большой коалиции» в Канаде в 1864 г., рекомендовав, чтобы не он, а Дж. Макдональд и Ж.-Э. Картье стали во главе правительства. Именно Голт в 1858 г. внес предложение в легислатуру Канады о создании федеративного союза провинций, и именно он в составе делегации отправился в Лондон. Будучи генеральным инспектором, он реформировал банковскую систему и явился главным архитектором национально ориентарованно-го протекционистского закона.
М.-Э. Картье стал ключевой фигурой в привлечении на сторону федерации франкоязычной Нижней Канады. Последователь радикального лидера Л.-Ж. Папино, он принимал участие в антиколониальном восстании 1837 г., год находился в изгнании на территории США, а затем вернулся в Монреаль,
12
University proceedings. Volga region
№ 2 (34), 2015
Общественные науки. Право
где возобновил адвокатскую практику. В 1848 г. он был избран в легислатуру провинции Канада, в 1854 г. вошел в состав кабинета министров, а в 18571862 гг. совместно с Дж. Макдональдом возглавлял правительство. В первом федеральном министерстве Дж. Макдональда занимал пост министра обороны.
Федеративное государство в Канаде складывалось эволюционно, спокойно, без революционной экспрессии. «Целостной концепцией формы государственного устройства основатели государства не располагали. В их распоряжении были три противоречившие друг другу концепции: централизованного унитарного государства (Онтарио), конфедерации (Квебек), Новая Шотландия и децентрализованные федерации (Британская Колумбия, Нью-Брансуик). Вопрос был решен в пользу федеративной модели только после категорического отказа трех колоний - Британской Колумбии, Квебека и Новой Шотландии войти в состав унитарного государства» [13].
В отличие от США, канадцы не могли опереться на узы совместной антиколониальной борьбы, которая, безусловно, очень сильно сблизила бывшие американские колонии. Не случайно, что уже на первых выборах в нижнюю палату после издания Акта о Британской Северной Америке противники федерации победили в сентябре 1867 г. в Новой Шотландии и закрепили свой успех на провинциальных выборах в 1868 г. В течение семи лет лидеры антифедералистов пытались уговорить имперские власти отпустить Новую Шотландию из состава федерации.
Эти лидеры считали, что в отношении их малой родины был допущен акт аннексии со стороны Онтарио и Квебека. В чем-то они, разумеется, были правы, поскольку именно Онтарио и Квебек стали социально-экономическим и политическим стержнем нового государства. На момент издания Акта 1867 г. в доминионе насчитывалось 3,5 млн человек, из которых 1,5 млн человек проживало в провинции Онтарио, 1,2 млн человек - в провинции Квебек, остальные - в Атлантических провинциях [14, с. 24].
Уникальную роль в территориальном строительстве Канады сыграли земли, принадлежавшие Компании Гудзонова залива. Организованная в 1670 г. под патронажем кузена английского короля принца Руперта, она была фактическим монополистом в пушной торговле и обладательницей огромных территорий площадью до 1,5 млн кв. милей (что составляло треть современной Канады). Осуществленное в 1821 г. слияние под нажимом британского правительства с ближайшим конкурентом - Северо-Западной компанией из Монреаля - придало новые силы беспрецедентному монополисту, который теперь за счет полученной им северо-западной территории распространил свои владения к Арктике. Торговля осуществлялась на площади 3 млн кв. милей 1500 служащими в рамках 52 торговых постов. Компания выпускала свои собственные бумажные деньги. Однако она не могла долго оставаться государством в государстве. Компания была вынуждена уступить Великобритании в 1869 г. землю принца Руперта и северо-западные территории за 300 тыс. ф. ст., а метрополия в свою очередь передала эти земли Канаде. Таким образом, процесс территориального строительства молодого государства продолжился. Из приобретенных земель область вокруг Форта Гэрри была учреждена как новая провинция Манитоба Актом канадского парламента 15 июля 1870 г. Решение этого вопроса ускорило восстание местных метисов на реке Рид Ривер, противостоящих натиску англоязычных поселен-цев-протестантов.
Social sciences. Law
13
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
Британская Колумбия на тихоокеанском западе, формально учрежденная как английская колония только в 1866 г., присоединилась к доминиону 20 июля 1871 г. с обязательством федерального правительства построить железную дорогу в течение десяти лет. Остров Принца Эдуарда влился в состав Конфедерации 1 июля 1873 г.
В 1898 г. в составе Канады появилась территория Юкон, в 1905 г. были сформированы провинции Альберта и Саскачеван. В 1949 г. последним присоединился к Канаде Ньюфаундленд - самая восточная провинция.
***
Если ориентироваться только на конституционные тексты США и Канады, может создаться впечатление, что Канада - это более централизованная федерация, чем США [15, р. 341]. Однако при анализе проблемы федерализма чисто легалистского, текстуального подхода явно недостаточно.
Для изучения последнего крайне важны партийная система, роль групп давления и политических движений, мнения граждан по поводу существующего политического порядка [16, р. 31].
Некоторые специалисты обращают внимание на то, что у истоков канадского федерализма стояли прагматики и им был не свойственен какой-либо моральный идеал [17, р. 223]. Основоположник канадского государства Дж. Макдональд не пытался погрузиться в глубины политической теории или спекулировать на вопросах о правах человека [18, р. 232-233]. Возможно, все это было к лучшему, и канадские авторы не породили такого мифологического пласта, как их американские коллеги.
Применительно ко второй половине XIX в. можно сказать, что интенсивной политической жизни еще не было, но уже тогда складывалась, во-первых, дихотомия консерватизма и либерализма при отсутствии влиятельных радикальных политических партий и, во-вторых, автономность английской и французской Канады, прагматичный союз между элитами которых позволил создать федерацию, но ни в коей мере не исключил острых противоречий в будущем. Следует также помнить о том, что имперский статус доминиона затруднил для канадского федерального центра возможность беспрепятственного наращивания мускулов. Возникла ситуация, когда Лондон оказался не заинтересован в ослаблении провинций.
Список литературы
1. Данилов, С. Ю. История Канады / С. Ю. Данилов. - М., 2006.
2. Тишков, В. А. Страна кленового листа: начало истории / В. А. Тишков. - М., 1977.
3. Корф, С. А. Государственный строй Канады / С. А. Корф. - М., 1911.
4. Ившина, И. Н. Становление и развитие канадского федерализма / И. Н. Ив-шина. - Киров, 2007.
5. Martin, G. Introduction / G. Martin // The Confederation Debates in the Province of Canada, 1865 // P. B. Waite. - Monreal, 2006.
6. Smith, P. J. The Ideological Origins of Canadian Confederation / P. J. Smith // Canadian Journal of Political Science / Revue Canadienne DeScience Politique. - 20. -P. 3-29.
7. Mckay, I. The Liberal Order Framework: A Prospectus for a Reconnaissance of Canadian History / I. Mckay // Canadian Historical Review. - P. 617-645.
14
University proceedings. Volga region
№ 2 (34), 2015
Общественные науки. Право
8. Smith, A. Toryism, Classical Liberalism, and Capitalism: The Politics of Taxation and the Struggle for Canadian Confederation / A. Smith // The Canadian Historical Review. - 2008. - Vol. 89, № 1. - P. 1-25.
9. Ajzenstat, J. The Canadian Founding: John Locke and Parliament / J. Ajzenstat. -Montreal : McGill-Queen’s University Press, 2007.
10. Creighton, D. Y. Dominion of the North / D. Y. Creighton // A History of Canada. -Boston, 1944.
11. Болтенкова, Л. Ф. Учение о федерализме и его реализации в развитии государств (второе тысячелетие до н.э. - настоящее время) / Л. Ф. Болтенкова. - М., 2006. - Кн. 1.
12. Wheare, K. C. Some Prerequisites of Federal Government / K. C. Wheare // Canadian Federalism: Myth of Reality? / ed. by J. P. Meekison. - 2 nd ed. - Toronto, 1971.
13. Данилов, С. Ю. Эволюция канадского федерализма / С. Ю. Данилов. - М. : Дом Высшей школы экономики, 2012.
14. Антонова, И. Ф. Канада: экономико-географическая характеристика / И. Ф. Антонова. - М., 1972. - Ч. 1.
15. Korh, J. A. Public Administration and Comparative Constitutionalism: The Case of Canadian Federalism / J. A. Korh // Public Administrationj Review. - 1997. - July-August. - Vol. 57, № 4.
16. Stein, M. Federal Political Systems and Federal Societies / M. Stein // Canadian Federalism: Myth or Reality? / ed. by J. P. Meekison. - 2 nd ed. - Toronto, 1971.
17. La Selva, S. V. Federalism as a Way of Life: Reflections on the Canadian Experiment / S. V. La Selva // Canadian Journal of Political Science / Revue canadienne de science politique. - 1993. - Vol. XXVI, № 2 (June-July).
18. Berger, C. The Writing of Canadian History / C. Berger. - Toronto, 1976.
References
1. Danilov S. Yu. Istoriya Kanady [History of Canada]. Moscow, 2006.
2. Tishkov V. A. Strana klenovogo lista: nachalo istorii [The maple leaf country: early history]. Moscow, 1977.
3. Korf S. A. Gosudarstvennyy stroy Kanady [Canadian state system]. Moscow, 1911.
4. Ivshina I. N. Stanovlenie i razvitie kanadskogo federalizma [Formation and development of the Canadian federalism]. Kirov, 2007.
5. Martin G. The Confederation Debates in the Province of Canada, 1865. P. B. Waite. Monreal, 2006.
6. Smith P. J. Canadian Journal of Political Science. Revue Canadienne DeScience Politique. 20, pp. 3-29.
7. Mckay I. Canadian Historical Review. pp. 617-645.
8. Smith A. The Canadian Historical Review. 2008, vol. 89, no. 1, pp. 1-25.
9. Ajzenstat J. The Canadian Founding: John Locke and Parliament. Montreal: McGill-Queen’s University Press, 2007.
10. Creighton D. Y. A History of Canada. Boston, 1944.
11. Boltenkova L. F. Uchenie o federalizme i ego realizatsii v razvitii gosudarstv (vtoroe tysyacheletie do n.e. - nastoyashchee vremya) [The study of federalism and its implementation in development of states (the second millennium B.C. - present times)]. Moscow, 2006, bk. 1.
12. Wheare K. C. Canadian Federalism: Myth of Reality? Ed. by J. P. Meekison. 2 nd ed. Toronto, 1971.
13. Danilov S. Yu. Evolyutsiya kanadskogo federalizma [Evolution of the Canadian federalism]. Moscow: Dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2012.
14. Antonova I. F. Kanada: ekonomiko-geograficheskaya kharakteristika [Canada: geoeconomic characteristics]. Moscow, 1972, part 1.
15. Korh J. A. Public Administrationj Review. 1997, July-August, vol. 57, no. 4.
Social sciences. Law
15
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
16. Stein M. Canadian Federalism: Myth or Reality? Ed. by J. P. Meekison. 2 nd ed. Toronto, 1971.
17. La Selva S. V. Canadian Journal of Political Science. Revue canadienne de science politique. 1993, vol. XXVI, no. 2 (June-July).
18. Berger C. The Writing of Canadian History. Toronto, 1976.
Гуляков Александр Дмитриевич
кандидат юридических наук, доцент, ректор Пензенского государственного университета
(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Саломатин Алексей Юрьевич доктор юридических наук, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой теории государства и права и политологии, руководитель научно-образовательного центра сравнительной правовой политики Пензенского государственного университета
(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Gulyakov Alexander Dmitrievich Candidate of juridical sciences, associate professor, Rector of Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Salomatin Aleksey Yur'evich Doctor of juridical sciences, doctor of historical sciences, professor, head of sub-department of state and law theory and political science, director of the center for comparative legal policy at Penza State University
(40 Krasnaya street, Penza, Russia)
УДК 342.1, 342.55 Гуляков, А. Д.
Пути формирования канадского федерализма (историко-государст-воведческое исследование) / А. Д. Гуляков, А. Ю. Саломатин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. -2015. - № 2 (34). - С. 5-16.
16
University proceedings. Volga region