Научная статья на тему 'Пути дальнейшего развития и внедрения принципов социальной педиатрии'

Пути дальнейшего развития и внедрения принципов социальной педиатрии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
171
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДИАТРИЯ / МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ДЕТИ / ПОДРОСТКИ / SOCIAL PEDIATRICS / MEDICAL AND SOCIAL ASSISTANCE / LEGISLATION / CHILDREN / ADOLESCENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чичерин Леонид Петрович

В статье обращается особое внимание на актуальность социальных вопросов педиатрии. Представлены не которые данные, свидетельствующие о значении медико-социальных факторов для здоровья детей и подрост ков. анализируется законодательство, регулирующее оказание медико-социальной помощи детскому населе нию. Предлагаются пути решения существующих проблем. Особое внимание обращается на необходимость дальнейшего развития социальной педиатрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Чичерин Леонид Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The further development and implementation principles of Social Pediatrics

In the article there are stressed very heavily Social Issues in Pediatrics. There are presented some data indicating the importance of medical and social factors for the health of children and adolescents. The legislation governing the provision of health and social care for children's population was analyzed. The ways of solving existing problems are suggested. Particular attention is drawn to the need for further development of social pediatrics.

Текст научной работы на тему «Пути дальнейшего развития и внедрения принципов социальной педиатрии»

© л.п. ЧИЧЕРИН, 2013 УДК 616-053.2-058

Л.П. Чичерин

пути дальнейшего развития и внедрения принципов социальной педиатрии

ФГБУ «Национальный НИИ общественного здоровья» РАМН, 105064, Москва, Воронцово поле, 12

В статье обращается особое внимание на актуальность социальных вопросов педиатрии. Представлены некоторые данные, свидетельствующие о значении медико-социальных факторов для здоровья детей и подростков. Анализируется законодательство, регулирующее оказание медико-социальной помощи детскому населению. Предлагаются пути решения существующих проблем. Особое внимание обращается на необходимость дальнейшего развития социальной педиатрии.

Ключевые слова: социальная педиатрия, медико-социальная помощь, законодательство, дети, подростки L. P. Chicherin

THE FURTHER DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION PRINCIPLES OF SOCIAL PEDIATRICS

National Institute of Public Health, 12, Vorontsovo Pole Street, building 1, Moscow, Russian Federation, 105064

In the article there are stressed very heavily Social Issues in Pediatrics. There are presented some data indicating the importance of medical and social factors for the health of children and adolescents. The legislation governing the provision of health and social care for children's population was analyzed.

The ways of solving existing problems are suggested. Particular attention is drawn to the need for further development of social pediatrics.

Key words: social pediatrics, medical and social assistance, legislation, children, adolescents

силу ряда специфических преобразований в обществе после некоторого «затишья» вырос интерес ученых и практиков к социальным вопросам педиатрии [1]. Наиболее яркое свидетельство тому - издание проф. В.Ю. Альбицким брошюры и книги, посвященных проблемам социальной педиатрии, а также его актовая речь «Социальная педиатрия: история и проблемы развития, роль ученых Научного центра здоровья детей РАМН» [2, 3]. Ранее в рецензии нами было кратко высказано мнение на брошюру этого ученого о социальной педиатрии, совершенно справедливо определенной им как области научного знания, сферы практического действия и предмета преподавания [4]. В настоящей публикации освещается точка зрения врача-педиатра и социал-гигиениста на некоторые аспекты этой важнейшей составляющей не только отрасли здравоохранения и ее службы педиатрии, но и всего дела охраны здоровья детей и подростков.

На современном этапе развития страны предпринимаются на самом высоком уровне многочисленные законодательные, нормативные и организационные меры по социальной защите граждан, осуществляются значительные финансовые вливания и в целом в отрасль здравоохранения, и в дело охраны здоровья детского населения. Но, несмотря на все это, многочисленные проблемы социального генеза XXI века не могли не сказаться на формировании физического, психического, репродуктивного здоровья, социального благополучия детско-подросткового контин-

Для корреспонденции: Чичерин Леонид Петрович, д-р мед. наук, проф., гл. науч. сотр. Отдела стратегического анализа в здравоохранении ФГБУ «Национальный НИИ общественного здоровья» РАМН

гента, семьи ребенка. Достигнутые успехи, прежде всего в деле снижения младенческой смертности, не уменьшают тревоги в связи с неутешительными медико-демографическими процессами в России, социальным расслоением и бедностью населения страны. Отмечаются рост преступности несовершеннолетних, отклонения в репродуктивном поведении и здоровье с детского возраста с соответствующими последствиями (аборты, беременность, юное материнство, ИППП и пр.), высокие показатели смертности и травматизма детско-подросткового контингента, особенно от целого ряда внешних причин и др. В структуре смертности подростков России 15-17 лет предотвратимые, вполне управляемые причины (ДТП, отравления, убийства и самоубийства, утопления и иные) занимают порядка 80%. При этом показатели убийств и суицидов подростков превышают таковые в странах Европы в 3-4 раза, занимая стойкое 1-е место [5].

тревожна статистика большого числа детей из социально неблагополучных семей, детей-сирот. По официальным данным, численность беспризорных детей составляет около 1 млн, МВД России приводит цифры порядка 2-2,5 млн. За 1980-2011 гг. доля родившихся живыми детей у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, увеличилась в 2,5 раза, составив 24,6%. С одним родителем проживают около 4,5 млн детей.

Сегодня очевидны серьезные меры государства по усилению защиты прав и здоровья детей в стране, охраны материнства и детства (ОМД), выразившиеся в целом ряде законодательных актов последних лет, включая приоритетный национальный проект «Здоровье». Однако при этом видится проблема эффективной реализации ведущих международных

Л.П. Чичерин

и отечественных (федеральных и региональных) правовых актов в области ОМД, повышении их действенности.

Мы разделяем точку зрения ряда ученых об имеющейся по некоторым позициям декларативности, недостаточной эффективности и действенности современного законодательства по рассматриваемому разделу [6].

Наши исследования убеждают, что полноценная реализация законов и подзаконных актов в области охраны здоровья подрастающего поколения невозможна, в том числе и без возрождения существующей в советское время преемственно межведомственно работающей социально-правовой службы как в отрасли в целом, так и системе ОМД. В тот период и до начала 90-х годов прошлого века достаточно эффективно функционировала «цепочка»: главный юрисконсульт территориального органа здравоохранения - юрисконсульты ЛПУ (женских консультаций, родильных домов, детских поликлиник и пр.) - дети и их родители, семья. осуществлялось управление этим разделом, контроль работы юрисконсультов, их информирование о новом в законодательстве, обмен опытом, улучшались профессиональные знания врачей по данному разделу, осуществлялось правовое просвещение широких слоев населения, родителей, учащихся школ. А учреждения ОММ и ОМД в этом плане работали по принципу социально-правового кабинета.

Состояние социально-правовой деятельности органов здравоохранения, медицинских организаций педиатрической службы на современном этапе требует глубокого научного изучения и освещения, разработки практических мер по ее совершенствованию. Исторически накопленный опыт защиты прав и охраны здоровья детей должен быть рационально использован и обогащен в так бурно меняющихся политических и социально-экономических условиях времени. Тем более что рекомендуемыми штатными нормативами детской поликлиники (отделения), утвержденными приказом МЗ РФ от 16 апреля 2012 г. № 366н «Об утверждении порядка оказания педиатрической помощи», предусмотрены должности и юрисконсульта, и социального работника. При их введении в конкретные медицинские организации принцип социально-правового кабинета может быть возрожден, а функции его трансформированы соответственно современным требованиям с учетом специфики потребности семей ребенка в социально-правовой помощи.

на наш взгляд, целесообразно прислушаться к мнению доктора юридических наук А. тадеева. известный правовед считает, что действующее российское законодательство уже содержит развитую систему правовых мер защиты детей. поэтому, если и надо вести речь о его совершенствовании в данной сфере, то не в части изобретения новых механизмов и принятия все новых законов, а исключительно по линии повышения эффективности уже имеющихся правовых норм, для улучшения правоприменительной практики [7].

вышеуказанное в существенной мере обеспечит выполнение национальной стратегии действий в ин-

тересах детей на 2012-2017 гг., утвержденной указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761. Стратегия определяет не только основные направления и задачи государственной политики в интересах детей, но и механизмы ее реализации.

К сожалению, из Правил организации деятельности детской поликлиники (отделения), а также Правил организации деятельности кабинета врача-педиатра участкового (приложения к упомянутому приказу МЗ РФ от 16 апреля 2012 г. № 366н), выпали - но реализуемые в повседневной практике - такие важные функции, как медицинское обеспечение подготовки юношей к призыву, профессиональная ориентация и профконсультирование (медицинские аспекты).

напомним, что в свое время вышел целый ряд приказов о медицинском психологе лПУ, подготовке его в медицинских вузах и прочих, функциях этого специалиста, но его должность приказом Минздрав-соцразвития России от 25.07.11 № 801н «О номенклатуре должностей... учреждений здравоохранения» так и не введена. и, наоборот, документом предусмотрена должность врача-терапевта подросткового. но, к сожалению, численность этих специалистов с каждым годом сокращается, не до конца ясна ситуация с введением их должности в штаты амбулаторно-поликлинических учреждений общелечебной сети на местах. А наш анализ, согласуясь с материалами исследований многих авторов, показывает, что врачи-педиатры при обучении в вузе и последующей переподготовке на последипломном этапе получают явно недостаточные знания по вопросам физиологии и патологии подросткового периода, медицинским аспектам профориентации и ориентирования, подготовки молодых людей к семейной жизни, организации работы с призывным контингентом и другим специфическим проблемам контингента «детей подросткового возраста» (10-17 лет), особенностям их медицинского обеспечения на амбулаторном уровне. Полагаем, что врачи-терапевты подростковые стали бы незаменимыми консультантами врачей-педиатров по этим аспектам.

вместе с тем опыт деятельности отделений медико-социальной помощи (в частности в Санкт-Петербурге и ряде других городов) свидетельствует о больших возможностях в деле оптимизации лечебно-профилактической и медико-социальной помощи детям, подросткам, семьям [8, 9]. Естественно, что они работают преемственно с другими подразделениями поликлиники, прежде всего с лечебно-профилактическими (педиатрическими) отделениями, отделением организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях. Осуществляя необходимое взаимодействие с учреждениями соответствующих ведомств муниципального уровня.

в заключение хотелось бы остановиться еще на одном важном, с нашей точки зрения, вопросе. Обсуждение понятийного аппарата в области социальной педиатрии, принятие его профессиональным сообществом в окончательной редакции еще впереди. Здесь же подчеркнем спорность нередко применяемого словосочетания «специалисты в области поликлинической, профилактической и социальной

педиатрии». В терминологическом плане подобное перечисление специалистов в среде с социальной педиатрией неправомерно. Мы убеждены, что это как раз и есть непременные, основополагающие составляющие термина «социальная педиатрия находящиеся как бы «внутри» его. И разве есть эти специалисты на практике? Вероятно, мы говорим об одном и том же: речь при этом идет прежде всего о враче-педиатре участковом, вся подготовка которого должна быть направлена на придание его деятельности общепракти-кующих функций [10].

Недостаточное «срабатывание» на практике законов в сфере охраны здоровья подрастающего поколения требует повышения эффективности их реализации. Разумеется, должны быть усилены меры по продолжению межведомственной интеграции, снижению доступности психоактивных и психотропных веществ, сцен насилия, порнографии и прочей негативной информации в СМИ, широкому внедрению организационных технологий в виде территориальных кабинетов медицинской профилактики, центров здоровья ЛПУ и др.

специфика постоянно меняющейся в современных условиях социальной составляющей деятельности органов здравоохранения и учреждений ОМД требует специальных исследований, прежде всего обеспечения права каждого ребенка на охрану здоровья достижения эффективности охраны здоровья подрастающего поколения. при этом исторически накопленный страной опыт защиты прав и охраны здоровья детей должен быть рационально использован и обогащен.

Таким образом, именно на социальную педиатрию в ближайшие годы возлагаются ответственные задачи, так как ее место в педиатрии в идеале должно стать таким же, как и общественного здоровья и здравоохранения во всей отрасли.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов A.A., Альбицкий в.Ю., Устинова н.в. Состояние, проблемы и перспективы организации медико-социальной помощи детям. Российский педиатрический журнал.2013; 3: 4-6.

2. альбицкий в.Ю. Актуальные проблемы социальной педиатрии: Избранные очерки. Союз педиатров России. М.; 2012.

3. альбицкий в.Ю. Социальная педиатрия как область научного знания, сфера практического действия и предмет преподавания. Российский педиатрический журнал. 2012; 1: 4-9.

4. Чичерин Л.П. К теоретическим и практическим аспектам тер-

минологии в области социальной педиатрии. Российский педиатрический журнал. 2012; 1: 11-2.

5. Кулаков в.И., Данилишина Е.И., Чичерин Л.П. Охрана здоровья женщин и детей. В кн.: Шевченко Ю.Л., Покровский В.И., Ще-пин О.П., ред. Здравоохранение России. XX век. М.: ГЕОТАР-Медиа; 2001: 125-73.

6. Баранов А.А., Лапин Ю.Е. Государственная политика в области охраны здоровья детей: вопросы теории и практика. М.: Союз педиатров России; 2009.

7. Тадеев а. О некоторых законах Российской Федерации. URL: http://www.unescochair.ru/index.php?option=com_content&task=vi ew&id=449&Itemid=1&limit=1&limitstart=6

8. Рослова З.А., Манькова ТЮ., Ким А.в., Устинова н.в. Опыт организации отделения медико-социальной помощи в детской поликлинике. Вопросы современной педиатрии. 2013; 13 (1): 6-7.

9. Устинова н.в., Калиновская И.И., Иванова О.Г., васильева М.Ю. Опыт организации и оказания медико-социальной помощи беременным в трудной жизненной ситуации. Вопросы современной педиатрии. 2012; 11 (6): 12-4.

10. Альбицкий в.Ю., Иванова А.А., Устинова н.в. Социальная педиатрия как курс преподавания в медицинских вузах России. Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2012; 91 (5): 151-3.

REFERENCES

1. BaranovA.A., Albitskiy V.Yu., UstinovaN.V. Problems and prospects of the medico-social care for children. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2013; 3: 4-6 (in Russian).

2. Albitsky V.Yu. Actual problems of social pediatrics: selected essays. The Union of pediatricians of Russia. Moscow; 2012 (in Russian).

3. Albitsky V.Yu. Social pediatrics as a field of scientific knowledge, the scope of practice and teaching of the subject . Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2012; 1: 4-9 (in Russian).

4. Chicherin L.P. Theoretical and practical aspects of terminology in the field of social pediatrics. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2012; 1: 11-2 (in Russian).

5. Kulakov V.I., Danilishina E.I., Chicherin L.P. Women's and Children's Health. In: Shevchenko Yu.L., Pokrovsky V.I., Schepin O.P., eds. Healthcare in Russia. The twentieth century. Moscow: GEO-TAR-Media; 2001: 125-73 (in Russian).

6. Baranov A.A., Lapin Yu. E. State policy in the field of children's health: Theory and Practice. Series "Social pediatrics." Moscow: The Union of pediatricians of Russia; 2009 (in Russian).

7. Tadeev A. On some laws of the Russian Federation. Source: http:// www.unescochair.ru/index.php?option=com_content&task=view&i d=449&Itemid=1&limit=1&limitstart=6 (in Russian).

8. Roslova ZA., Mankova T.Y., Kim A.V., Ustinova N.V. Experience of the organization of the medico-social health care department at a pediatric polyclinic. Voprosy sovremennoi pediatrii. 2013; 13 (1): 6-7 (in Russian).

9. UstinovaN.V., KalinovskajaI.I., Ivanova O.G., VasilyevaM.Y. Experience in the organization and delivery of health and social care for pregnant women in difficult situations. Voprosy sovremennoi pediatrii. 2012; 11 (6): 12-4 (in Russian).

10. Albitsky V.Yu., Ivanova A.A., Ustinova N.V. Social pediatrics as a course in medical schools of Russia. Pediatria. Zhurnal im. G.N. Speranskogo. 2012; 91 (5): 151-3 (in Russian).

Поступила 08.07.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.