Научная статья на тему 'Пути дальнейшего повышения эффективности обеспечения гарантий прав и свобод российских граждан в сфере таможенных правоотношений'

Пути дальнейшего повышения эффективности обеспечения гарантий прав и свобод российских граждан в сфере таможенных правоотношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
102
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / ГАРАНТИИ ПРАВА / СВОБОДЫ / FREEDOM / ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ / LEGITIMATE INTERESTS / ПРАВОТВОРЧЕСТВО / LAWMAKING / ОТВЕТ СТВЕН НОСТЬ / РЕАЛИЗАЦИЯ / REALIZATION / ЗАЩИТА / PROTECTION / ПРАВОВЫЕ ЗНАНИЯ / LEGAL KNOWLEDGE / ПРАВОСПОСОБНОСТЬ / LEGAL CAPACITY / ПРАВОСУБЪЕКТИВНОСТЬ / ПОЛНОМОЧИЯ / POWERS / СТАТУС / STATUS / ЖАЛОБА / COMPLAINT / ОБРАЩЕНИЕ / ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО / CUSTOMS RIGHT / ТАМОЖЕННОЕ ДУЛО / CUSTOMS BARREL / ДОСМОТР / КОНФИСКАЦИЯ / РЕГЛАМЕНТАЦИЯ / REGULATION / ИЗЪЯТИЕ / WITHDRAWAL / ЗАДЕРЖАНИЕ / DETENTION / СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО / PROCEEDING / RIGHT GUARANTEES / RESPONSIBILITY / LEGAL PERSONALITY / REFERENCE / EXAMINATION / CONFI SCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хлуднева Алина Сергеевна

Статья посвящена обоснованию путей повышения эффективности обеспечения гарантий реализации и защиты прав и свобод граждан России в сфере таможенных правоотношений. Представлена классификация гарантий, раскрыты юридические гарантии. Дано обоснование взаимосвязи уровня правовой культуры субъектов таможенных правоотношений и реальности соблюдения и защиты их прав и законных интересов. Всесторонне раскрыты правовой статус и особенности возможностей субъектов и участников таможенных правоотношений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of the further growth of effi ciency for maintenance of guarantees of the rights and freedom of the Russian citizens in a sphere of customs legal relationship

The article is devoted to substantiation of ways of effi ciency increase maintenance of realization guarantees and protection of the rights and freedom of citizens of Russia in sphere of customs legal relationship. Classifi cation of guarantees is presented, legal guarantees are disclosed. The substantiation of interrelation of legal culture level of parties of customs legal relationship and reality of observance and protection their rights and legitimate interests is given. Legal status and features of possibilities of subjects and participants of customs legal relationship are disclosed comprehensively.

Текст научной работы на тему «Пути дальнейшего повышения эффективности обеспечения гарантий прав и свобод российских граждан в сфере таможенных правоотношений»

Литература

1. Российская газета. 1993. № 237. 25.12.

2. Российская газета. 1996. № 13. 23.01.

3. О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы: Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 // Собрание законодательства РФ. 2011. № 10. 07.03.

4. Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2007.

5. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации, М., 2007.

6. Бюллетень международных договоров. 2001. № 3.

7. Собрание законодательства РФ. 1996. № 35. 26.08.

8. Богданова Н. А. Конституционное право. М., 2010.

9. Гаврищук В. В. Права граждан России в области образования: государственные гарантии // Право и образование. 2007. № 3.

10. Ильичев И. Е., Пучков А. И., Лазарев А. Ю. Конкуренция на рынке образовательных услуг // Право и образование. 2006. № 2.

11. Ильичев И. Е. О правовых основах сферы образования в Российской Федерации // Право и образование. 2007. № 2.

12. Катков Д. Б., Корчиго Е. В. Конституционное право. М., 2007.

13. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 2007.

14. Конституционное право России / Отв. ред. А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин. Екатеринбург, 2008.

15. Конституционное право / Под ред. В. В. Лазарева. М., 2008.

16. Российская газета. 1998. № 147. 05.08.

УДК 342.72

А. С. Хлуднева

Пути дальнейшего повышения эффективности обеспечения гарантий прав и свобод российских граждан в сфере таможенных правоотношений

A. S. Khludneva. Ways of the further growth of efficiency for maintenance of guarantees of the rights and freedom of the Russian citizens in a sphere

of customs legal relationship

Статья посвящена обоснованию путей повышения эффективности обеспечения гарантий реализации и защиты прав и свобод граждан России в сфере таможенных правоотношений. Представлена классификация гарантий, раскрыты юридические гарантии. Дано обоснование взаимосвязи уровня правовой культуры субъектов таможенных правоотношений и реальности соблюдения и защиты их прав и законных интересов. Всесторонне раскрыты правовой статус и

Алина Сергеевна Хлуднева ления и экономики.

© А. С. Хлуднева, 2011

The article is devoted to substantiation of ways of efficiency increase maintenance of realization guarantees and protection of the rights and freedom of citizens of Russia in sphere of customs legal relationship. Classification of guarantees is presented, legal guarantees are disclosed. The substantiation of interrelation of legal culture level of parties of customs legal relationship and reality of observance and protection their rights and legitimate interests is given. Legal status and features of possibilities

— аспирант Санкт-Петербургского университета управ-

Материалы Международной научно-практической конференции..

Ученые записки...

особенности возможностей субъектов и участников таможенных правоотношений.

Ключевые слова: конституция, законодательство, гарантии права, свободы, законные интересы, правотворчество, ответственность, реализация, защита, правовые знания, правоспособность, правосубъективность, полномочия, статус, жалоба, обращение, таможенное право, таможенное дуло, досмотр, конфискация, регламентация, изъятие, задержание, судебное разбирательство

Контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

of subjects and participants of customs legal relationship are disclosed comprehensively.

Keywords: constitution, legislation, right guarantees, freedom, legitimate interests, lawmaking, responsibility, realization, protection, legal knowledge, legal capacity, legal personality, powers, status, complaint, reference, customs right, customs barrel, examination, confiscation, regulation, withdrawal, detention, proceeding

Contact information: 190103, Saint-Petersburg, Lermontovskiy pr., 44, lit. A

В отечественной научной литературе таможенное законодательство, как правовая основа таможенного дела, условно рассматривается в трех составных частях. Во-первых, это конституционные нормы, прямо или косвенно регулирующие таможенное дело. Во-вторых, Таможенный кодекс Российской Федерации и нормы иных законов, регулирующие таможенное дело. В-третьих, текущие нормативно-правовые акты, издаваемые Президентом РФ, Правительством РФ и Федеральной таможенной службой [1, с. 818-819]. Такой же трактовки придерживаются и в международно-правовых документах по вопросам таможенного дела, где под таможенным законодательством понимаются все установленные законом или подзаконными актами положения о ввозе, вывозе или транзите товаров, соблюдение которых обеспечивается таможенными службами [2, с. 103].

По мнению автора статьи, такое понимание таможенного законодательства входит в противоречие с общей теорией права, поскольку подзаконные акты не могут относиться к законодательству. Но коль такое понимание имеет место, то речь может идти лишь о таможенном законодательстве в широком смысле слова, когда в него включаются подзаконные акты (указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказы ФТС России и др.), издаваемые на основе и во исполнение действующих законов.

Если вести речь о Конституции Российской Федерации, то в правовом обеспечении деятельности таможенных органов она занимает главенствующие позиции, закрепляя основы общественного и государственного строя, выступая в качестве фундамента всех отраслей российского права, в том числе и таможенного. В ней имеется достаточно норм, прямо или косвенно относящихся к области прав и свобод российских граждан в сфере таможенных отношений. К ним относятся статьи Конституции, запрещающие устанавливать на территории страны таможенные границы, пошлины, сборы и какие-либо препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 74); гарантирующие единство экономического пространства, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (ч. 1 ст. 8).

Эти и другие нормы Конституции Российской Федерации, относящиеся к области прав и свобод граждан в сфере таможенных правоотношений, уже частично рассмотрены в предыдущих разделах работы и, по мнению автора, не требуют дальнейшего обсуждения. Речь может идти лишь о международно-правовых документах, которые опосредованно связаны с соблюдением прав и свобод российских граждан в сфере таможенных отношений и которые, наряду с Конституцией, входят в правовое поле российского законодательства. Например, Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию [3, с. 46-55], Кон-

венция ООН против коррупции [4, с. 17-40], которые недавно ратифицированы Российской Федерацией.

Важнее, по нашему мнению, сосредоточить внимание на возможных направлениях дальнейшего совершенствования собственно таможенного законодательства и, прежде всего, Таможенного кодекса РФ.

В целом ученые и практики таможенного дела отмечают, что законодательные нормы действующего Таможенного кодекса в большей степени, чем предыдущего ТК РФ, направлены на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела. Вместе с тем, ими же вносится немало предложений и дополнений в Кодекс, на основе его 4-летнего применения таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности.

Так, высказываются суждения о явной недостаточности формулировка ст. 1 ТК РФ об осуществлении Правительством Российской Федерации общего руководства таможенным делом. В реальной действительности оно занимается непосредственным регулированием таможенного дела по ключевым направлениям, что отражено и в целом ряде статей самого Таможенного кодекса Российской Федерации. Наиболее наглядно это прослеживается на примере гл. 23 ТК РФ, посвященной правовому регулированию перемещения товаров физическими лицами. В ней Правительство Российской Федерации наделяется большим объемом полномочий по регулированию вопросов перемещения товаров физическими лицами.

Правительством Российской Федерации таможенное регулирование осуществляется и по другим направлениям таможенного дела: таможенный контроль, установление ставок таможенных пошлин, создание и развитие таможенной инфраструктуры и др. Поэтому предлагается развернуть и конкретизировать ст. 1 ТК РФ, введя в нее понятие непосредственного регулирования таможенного дела указами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

В этой же связи спорными являются ограничения, которые может вводить Правительство Российской Федерации в отношении ввоза товаров физическими лицами, «которые часто пересекают таможенную границу». Не ясно о чем идет речь — о частоте перемещения товаров или о частоте перемещения через таможенную границу физических лиц (с товаром или без такового).

Таможенный кодекс РФ разрабатывался как закон прямого действия. В нем в ст. 281 (п. 1) предусмотрено, что товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаются указанными лицами через таможенную границу в соответствии с положениями, установленными настоящим Кодексом. При этом предназначение товаров определяется таможенным органом исходя из заявления физического лица о товарах, перемещаемых через таможенную границу, характера товаров и их количества, а также из частоты перемещения товаров через таможенную границу (п. 2 ст. 281 ТК РФ).

Однако Кодекс не содержит разъясняющих положений, касающихся критериев определения характера товаров, их количества, частоты перемещения. Указанные критерии напрямую влияют на то, как таможенный орган определит предназначение товаров, перемещаемых физическим лицом через границу, каков будет порядок их таможенного оформления и налогообложения.

В действующий ТК РФ включены формулировки, которые непонятны участникам ВЭД, таможенникам и студентам, изучающим таможенное регулирование.

Материалы Международной научно-практической конференции... Ученые записки...

Имеется в виду, например, положение п. 1 ст. 282, где говорится, что порядок применения единых ставок таможенных пошлин, налогов определяется Правительством Российской Федерации исходя из среднего размера установленных ставок таможенных пошлин, налогов, применяемых к товарам и транспортным средствам, категории которых в наибольшем количестве перемещаются через таможенную границу физическими лицами. Но в самом Кодексе не определено, кто и как будет устанавливать такие критерии, как «средний размер установленных ставок таможенных пошлин, налогов», категории товаров, «в наибольшем количестве» перемещаемые через границу физическими лицами.

Таким образом, даже из тех примеров, которые приведены, следует, что в ходе практической реализации положений Таможенного кодекса РФ возникла необходимость внесения в него ряда поправок, уточнений и дополнений. Насколько известно, такие поправки уже находятся в Государственной Думе Российской Федерации.

Необходимо также иметь в виду, что нормативная база, составляющая правовую основу деятельности таможенных органов и после введения нового Таможенного РФ (с 1 января 204 г.), представляет довольно внушительный перечень документов, которые подвергаются изменениям и дополнениям. Поэтому для успешного осуществления этой деятельности в системе профессиональной подготовки таможенников и для грамотной работы с таможней участников ВЭД необходимо их систематическое изучение [5, с. 18].

По нашему мнению, для активизации правозащитной функции таможенников необходимо проведение комплекса мер по повышению социальной значимости и престижа государственной службы в таможенных органах на основе повышения реального обеспечения правовых и социальных гарантий сотрудникам и государственным служащим таможенных органов и их семьям. Решению данных проблем, в частности, должен способствовать Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [6]. Однако его реализация началась лишь с января 2005 г. и заметного улучшения материального положения по оценкам самих таможенников они еще не ощутили. Средства массовой информации продолжают публиковать материалы о серьезных коррупционных скандалах, связанных с взятками, злоупотреблениями служебным положением и другими правонарушениями в различных звеньях таможенной системы. Все это не способствует повышению авторитета таможенников и решению задачи обеспечения прав и свобод граждан — участников таможенных правоотношений.

Литература

1. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М.: ИКД «Зерцало-М», 2002.

2. Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Найроби, 9 июня 1997 г.) // Таможенные ведомости. 1996. № 11.

3. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию / Заключена в г. Страсбурге 27.01.1999; Ратифицирована ФЗ от 25.07.2006 № 125-ФЗ // Совет Европы и Россия. 2002. № 2.

4. Конвенция ООН против коррупции / Принята 31.10.2004 г. резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН; Ратифицирована Федеральным законом от 08.03.2006 № 40-ФЗ // Российская юстиция. 2004. № 4.

5. Боровиков А. Ф. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004.

6. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Российская газета. 2004. 31 июля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.