Научно-практический журнал “Гуманизация образования” №1/2012
Педагогика. Долгий путь к гуманистической этике. Екатеринбург, 1998; Рожков А. Ю. Беспризорники // Родина. 1997. № 9; Рожков А.Ю. Борьба с беспризорностью в первое советское десятилетие // Вопросы истории. -2000. - № 1.
4. Поляков Ю.Н. Переход к НЭПу и советское крестьянство. М.: Наука.- 1967. -510 с.
5. Кускова Е.Д. Беспризорная Русь // Советская педагогика.- 1990. - № 10. -122-131с.
6. Дети улицы: растущая трагедия городов // Доклад для независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам. Пер. с англ. М.- 1990. -152 с.
7. Ярошевич Ю.И. Долг общества перед детьми // Дети и война.- Киев.- 1915. -49 с.
Яворук О. А.
Пути архаизма и футуризма в развивающемся отечественном образовании
Мы стоим перед вызовом. Мы не можем пренебречь этим вызовом. Этот вызов является не только внешним, но и внутренним. У современного молодого человека возникает ощущение того, что «знания ему не нужны». По крайней мере, те знания, что он изучает, получая систематическое образование. Это подсказывают ему его повседневный опыт, средства массовой информации (телевидение, радио, глянцевые журналы), более или менее удачливые сверстники: оказывается, можно плохо учиться или не учиться совсем и при этом быстро продвигаться по социальной лестнице и стать успешным человеком в обществе.
Известные политики, актёры, телезвёзды порой открыто хвастаются своими школьными тройками, бравируют необразованностью и невежеством, с ироническим хамством отзываются о своих бывших школьных учителях, вызывая восторг школьных троечников и недоумение ответственных учащихся и учителей. Родственные связи, глубочайшая коррумпированность общества нередко позволяют решить личные карьерные и финансовые вопросы в ущерб государственным и общечеловеческим: отсутствие специальных знаний уже не является окончательной преградой для назначения на ту или иную руководящую должность, если нет диплома, его можно купить. Купить знания, естественно, нельзя, но в двадцать первом веке выясняется, что можно купить научную работу, готовую диссертацию, доходную должность. Объявления с такими предложениями легко находятся в любой поисковой системе Internet.
В течение последних десятилетий педагогические ориентиры школьных учителей и вузовских преподавателей формировались в условиях, когда официальная образовательная политика переживала мучительную деградацию. Наблюдаемая общественная деградация, безусловно, имеет свои глубокие корни и объективные причины, которые, несомненно, будут впоследствии выделены,
29
ISNN 1029-3388
классифицированы и проанализированы. Вероятно, историки науки и образования ещё выскажут свои взгляды на результаты проводимых общественных экспериментов. Но мы являемся свидетелями этих процессов, и наши свидетельства должны быть высказаны. Вопреки бравурной риторике чиновников и государственных средств массовой информации тяжело переживаемая обществом фаза обскурации сопровождается исчезновением многих педагогических и научных направлений, что болезненно воспринимается людьми, являвшимися свидетелями бурного научного прогресса второй половины двадцатого века. Современное поколение участников образовательного процесса формировалось под действием целого комплекса отрицательных факторов: внешнее агрессивное давление было очень велико.
Обращаясь к непосредственным перспективам решения проблемы ориентиров в этой сложной общественной, научной и образовательной ситуации, мы видим два проявившихся в деятельности педагогов радикально противоположных пути: путь с пассивной реакцией - архаизм, а также путь с активной реакцией - футуризм. Пассивная реакция выражена сохранении достигнутого, часто - в изоляции, а иногда даже - в отшельничестве. Активная реакция выражена в радикальном концептуальном преображении, изменении, новом и необратимом стратегическом выборе.
У А. Тойнби [1] архаизм и футуризм - это устремлённость в прошлое и будущее. Сущность этих двух альтернативных попыток можно понять, демонстративно доведя их особенности до крайних позиций - до абсурда.
И в архаизме, и в футуризме осуществляются попытки создания собственного идеала образования, которые, несомненно, могли бы реализоваться. Эти реакции являются типичными как в учительской среде, так и в среде учёных, озабоченных состоянием образования и науки в нашем обществе [2].
Рассмотрим первый путь: архаизм.
Столкнувшись с более сильным противником, можно оказать решительное сопротивление. Исследователь, обнаруживающий неизбежную потерю знаний, обескураженный этим открытием, в попытках сохранить его для современников и потомков, нынешнего и будущих поколений, переживающий трагедию общественного, научного распада, стремится выбрать наиболее оптимальный путь: во что бы то ни стало сохранить добытое им и его предшественниками знание.
Но изменения не остановить, потерь не избежать. Человечеству уготовано будущее, и ему не избавиться от него. И многие видят спасение в надёжном убежище прошлого, замыкаясь в интеллектуальной крепости.
Академический архаизм означает возврат к знанию предшественников, его совершенствование и сохранение, отказ от открытий современников, «лишь искажающих добытое ранее столь трудными способами знание».
Это попытка повернуть историю вспять, попытка ухода в прошлое, замораживание настоящего, многократное рассмотрение совершённых в прошлом и «непревзойдённых ещё никем» открытий, попытка сгладить неровности, замазать трещины, скрыть недостатки.
30
Научно-практический журнал “Гуманизация образования” №1/2012
Но надлом неизбежен, знание не статично. Статическая неподвижность недостижима, невозможна, даже если она кажется идеальной, абсолютной и совершенной. Архаизм - это путь к одной из человеческих утопий. Это тактика черепахи, прячущейся в собственном панцире, иногда - испуганного страуса с головой в песке, а также свернувшегося в клубок ежа. Она позволяет пережить особо опасные нападения, но не позволяет выжить.
Примерами архаизма являются: «замораживание» традиций и ритуалов, сохранение и фанатичные попытки восстановления и умерших и умирающих языков и реанимации целых культур, отрицание новых традиций, новых законов, изменения общественного мнения, вкусов.
Архаизм, безусловно, обречён. Примеров самоуничтожения архаизма слишком много, - сожалеет А. Тойнби [1] - чтобы можно было их считать случайными. Архаизм не выдерживает натиска развития, жизни, новых научных данных, является причиной неудач многих молодых учителей, педагогов, учёных, и с неизбежностью погибает, унося за собой множество изломанных человеческих судеб. Цель архаизма - найти неколебимое убежище, спасти себя и своё знание от уничтожения. Подобные цели однажды провозгласил Платон, критикуемый К.Поппером за попытку удержать какие-либо изменения и обоснование необходимости таких попыток: ибо всё, что ни совершается, лишь ухудшает первоначальный идеал.
Последовательный архаизм ведёт к отшельничеству и аскетизму, абсолютной изоляции, настойчивому бегству от мира и неизбежному вымиранию. Но нелегко отказаться от этой заманчивой концепции, когда на плечи человеку и целой группе людей падает ответственность за судьбу распадающейся картины мира (научной школы, теории, научного знания). У учёного возникает чувство «неконтролируемого потока жизни». Он отказывается признавать новые авторитеты, новые понятия, результаты новых экспериментов, которые не укладываются в рамки понятных ему и привычных для него представлений. Это имеет отношение не только к отдельной личности исследователя, но и к целым сообществам, исследовательским лабораториям и институтам.
Рассмотрим второй путь: футуризм.
Футуризм понимается как полное отрицание вообще какого-либо значения прошлого, отказ он него, от ушедших авторитетов, насмешка над достижениями мыслителей прошлого, когда примеров для подражания не обнаруживают ни в прошлом, ни в настоящем, движение к другой утопии в попытке сломать построенный предками мир и надежде построить новый, ничем не связанный с предыдущим.
Футуризм так же бесплоден, как и архаизм. В сущности, это похоже на бесконечный бег в колесе с многократным прохождением одних и тех же этапов, стадий, шагов, ошибок, боли и разочарований.
Внешние признаки футуризма - смена вывесок, одежды, языка, разрыв с настоящим, пренебрежение к прошлому, роспуск и ликвидация привычных организаций и институтов, замена названий у тех из них, которые не удаётся
31
ISNN 1029-3388
уничтожить, демонстративное несоблюдение традиций, стирание всей возможной памяти, сожжение книг и даже библиотек, реальное и символическое изгнание несогласных (из самых сокрушительных примеров - это Александрийская библиотека, которая собиралась в течение девятисот лет и была пущена футуристами на растопку общественных бань).
Футуризм торжествует «победу», демонстрируя сторонникам и наблюдателям несостоятельность отвергнутого им научного наследства, того, что ему не удалось уничтожить в результате футуристических нападок. Футуристическое нападение, например, на унаследованную от Советского Союза систему образования - это чрезвычайно ярко выраженная черта современной истории России. Но этот бунтующий и нападающий футуризм несёт на себе отчётливый отпечаток антиинтеллектуализма. С каким ужасом наблюдают образованные интеллигенты на стремительно развивающуюся антинаучную, религиозную, астрологическую составляющие этого воинствующего футуризма!
Футуризм ищет новых перспектив, новых путей, и этот поиск является трагичным и мучительным, но неостановимым.
Внутренняя потребность двигаться вперёд, не оглядываясь назад, не означает, что поиски не будут безрезультатными. Он губителен, но совсем без футуристических тенденций обойтись невозможно. Сторонники футуризма могут быть как сознательными, так и случайными. Это могут быть и временные его попутчики.
Сравним эти два пути: архаизм и футуризм.
Миражи футуризма красивы, как, впрочем, и миражи архаизма. В сущности, это очень похожие попытки. Одна из них направлена лицом в будущее, другая -лицом в прошлое. Обе заведомо неудачны, и обе сами готовят себе поражение. Решение найдётся другое, потому что обе концепции опираются на разрыв, отказ от непрерывности. Однако многократные переходы от архаизма к футуризму, затем обратно - являются смертельными.
Антагонистическая вражда между архаистами и футуристами является наиболее прогрессивной, если существует в достаточной степени инертное сообщество, не дающее возможности окончательно и бесповоротно реализовать ни те, ни другие устремления.
И то, и другое: и футуризм, и архаизм приводят к трагедии разрушения. Сторонники обеих концепций убеждены в своей правоте и находят многочисленные доказательства своих добродетелей, и жертвуют многим и многими, и даже собой - для достижения своей цели. И каждая из этих концепций развития знания губительна для науки. И та, и другая концепция (и футуризм, и архаизм) неоднократно проявляются в истории человечества и человеческой науки. В истории есть прекрасные примеры: в распадающемся эллинистическом мире стоики выбирали состояние «неуязвимости», эпикурейцы удалялись в состояние «невозмутимости», распадающийся индский мир побуждал буддистов удалиться в состояние «неизменности» (асамскрата) или «неподвижности» (нирвана), где нет ни ветра, ни огня и др.
32
Научно-практический журнал “Гуманизация образования” №1/2012
В конечном итоге, футуризм и архаизм - это две аналогичные попытки радикально разрешить наступающие и неотвратимые проблемы через обращение к прошлому и будущему. Это временные альтернативы, между тем, весьма схожие и очень характерные и для научного, и для всего человеческого сообщества. Можно предположить, что люди весьма охотно возвращаются к такому знакомому и понятному прошлому и настоящему (архаизм). Но легко увидеть, как понятна и желанна людям попытка уйти от бремени существующих проблем и невыносимых потерь (футуризм).
Что же нам делать?
Что предпринимать для разрешения столь драматической ситуации, описанной в начале статьи? Есть ли выход? Можно ограничиться решениями, найденными ad hoc, нужно ли искать общие решения? А может быть, решения уже найдены? - Ведь история человечества изобилует примерами кризисов, крахов, катастроф и распадов.
Что нам ответит архаист? Посмотрим на ситуацию его глазами.
В обществе существуют силы, оказавшиеся способными защитить проверенные временем, хорошо зарекомендовавшие себя на практике концепции образования, учебники, методики.
Ориентирами учителей (их повседневной педагогической деятельности, самообразования, развития и повышения квалификации), как сейчас становится кристально ясно, могут являться:
• сохранение традиций российской школы, отказ от пагубных иностранных заимствований;
• модернизация образования на основе установившихся фундаментальных тенденций длительного развития отечественной педагогики;
• деятельность, направленная на непрерывное освоение современных средств и методов обучения, разрабатываемых в течение длительного времени и хорошо себя зарекомендовавших;
• сбережение собственного опыта и изучение на этой основе практического и теоретического опыта мировой педагогики;
• ожидание более благоприятных условий развития, использование любых возможностей для восстановления условий традиционных направлений развития;
• недопустимость предательских и трусливых компромиссов с разрушителями отечественной системы образования, принцип «неучастия во зле»;
• интерес к фундаментальным открытиям и постоянная опора на традиции, детальное изучение истории общества, науки и образования, поиск совершённых ошибок и попытки их исправления;
• сопротивление переменам (сомневайся во всём новом, критикуй нововведения до их полного разгрома).
Что нам ответит футурист? Посмотрим на ситуацию и его глазами.
В обществе слишком сильны консервативные силы. Нужно двигаться
33
ISNN 1029-3388
вперёд, не оглядываясь. Путь назад - это путь в никуда, путь к катастрофе, деградации. Невозможно вернуть уже потерянное: развитие не может быть обратимым. Но существуют силы, оказавшиеся способными представить радикально новые современные концепции образования, учебники, методики. И наш путь - это путь интеллектуального меньшинства в окружении сопротивляющегося консервативного и, к сожалению, малообразованного большинства.
Ориентирами учителей должны являться:
• отрицание пользы бездействия, использование принципов «Стреляй, потом разберёмся» и «Только фронт покажет линию фронта»;
• противостояние авторитаризму, бюрократизму и формализму в образовании, введение новых методов управления, адекватных новым общественным потребностям и настроениям;
• отказ от традиционных целей, методов и средств обучения, активная позиция в формулировке новых целей и задач обучения, внедрение в учебный процесс радикально новых методик обучения, новых образовательных стандартов, учебных программ и учебников;
• широкое заимствование и освоение, переосмысливание и внедрение зарубежных технологий обучения;
• изучение отраслей знания, традиционно отбрасываемых науками как «ненаучных», - при движении вперёд допустимо всё, развитие не остановить;
• радикальное обновление кадрового состава учительского и научнопедагогического состава;
• интерес к последним достижениям науки и техники (будь образованным человеком, смотри и слушай, занимайся творчеством, путешествуй);
• сопротивление традициям, пропаганда перемен (сомневайся в основах, постоянно меняйся).
Эти позиции противостоят друг другу, а ответы архаиста и футуриста противоположны. Нужно отметить, что обоих случаях можно добиться необычайных и завораживающих, но временных успехов - как в противостоянии, так и в нападении.
Борьба с разрушением не является новой в истории цивилизации, и как показывает история, эти направления являются сторонами одного процесса - у них одна и та же цель: преодолеть опасность уничтожения. К сожалению, их результат тоже является общим - поражение. Однако борьба необходима, действия архаистов и футуристов могут привести к открытию каких-либо новых решений. Современные средства массовой коммуникации (Internet) предоставляют возможность высказаться и сформулировать свою точку зрения на наболевшие педагогические проблемы всем: мы слышим призывы и тех, и других, как архаистов, так и футуристов. Нам одинаково важны искренние мнения всех: как многое повидавших и обладающих неоценимым опытом наиболее авторитетных
34
Научно-практический журнал “Гуманизация образования” №1/2012
и заслуженных деятелей науки и образования, так и смелых, наивных, молодых и талантливых учёных и педагогов.
Литература
1. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории [Текст] /А.Тойнби. - М.: Айрис-пресс.- 2003. - 592 с.
2. Яворук О.А. Знание. Дидактические перспективы решения знаниевой проблемы. Монография [ Текст] / О. А .Яворук. - Ханты-Мансийск: ЮГУ!- 2009. - 170 с.
Современные проблемы культурологии
Батчаева М.Д.
Гендерный ролевой порядок мусульманских молодежных
субкультур КЧР1
Различие между двумя полами - одно из важнейших условий, лежащих в основе многих разновидностей культуры, которые придают людям чувство собственного достоинства и положения в обществе. [7,28]
Важнейшим условием развития и функционирования социальной системы является демографическое воспроизводство. Эта необходимость сформировала определенный гендерный порядок, определенное распределение ролей, связанное с распределением труда, семейными отношениями, воспитанием детей. В общественных науках гендерные отношения рассматриваются как нормативная основа конструирования социального поведения со второй половины прошлого века. Термин «гендер» впервые был введен в научный оборот на Западе в конце 60-х годов для анализа социальных отношений. Смысл понятия «гендер» в социальных науках заключается в идее социального моделирования пола в различных ситуациях взаимодействия в социуме. Гендер - это социокультурная маска пола. [5,19]
Важным элементов любого общества выступает гендерная культура как система регулирования отношений между полами, ценностно-осознанная совокупность правил и норм социального взаимодействия индивидов в соответствии с половой принадлежностью, воплощенных в принципах и традициях общественной жизнедеятельности. [8,40]
Гендерная культура как система включает в себя следующие компоненты: гендерные стереотипы, гендерные роли, гендерные контракты, гендерную
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Гендерная ролевая композиция мусульманских молодежных субкультур КЧР») проект N° 11-13-09002 а\ Ю
35