Научная статья на тему 'Пути адаптации деятельности российских предприятий к санкционным ограничениям'

Пути адаптации деятельности российских предприятий к санкционным ограничениям Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Санкции / логистические цепочки / промышленный потенциал / системы обмена финансовыми сообщениями / антисанкционные меры / Sanctions / logistics chains / industrial potential / financial telecommunications / counter-sanctions measures

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панова Екатерина Андреевна

Антироссийские санкции представляют собой введенный коалицией стран масштабный круг ограничений, включающий в себя блокировку финансовых, инвестиционных, импортных и экспортных операций с Российской Федерацией. Санкции повлияли практически на все хозяйствующие субъекты, в том числе и на не зависящие напрямую от внешних рынков. Целью исследования является выявление основных направлений воздействия санкций на российские предприятия в сочетании с комплексом мер, способствующих их адаптации к введенным ограничениям. Исследование основывается на методах сравнительного анализа, обобщения и систематизации. В статье рассмотрены сложности, с которыми столкнулись предприятия после введения санкций, и пути выстраивания новых деловых отношений с контрагентами из «дружественных» стран. Полученные результаты могут быть полезны для предприятий различных сфер деятельности при решении вопросов наращивания товарных потоков и улучшения экономических результатов в сложившихся условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation of the Russian enterprises activities to sanctions restrictions

Anti-Russian sanctions represent a large-scale range of restrictions imposed by the coalition of countries. They include blocking financial, investment, import, and export operations with Russia. The sanctions have affected almost all economic entities, even those not directly dependent on foreign markets. The purpose of the study is to identify main areas of the sanctions impact on Russian enterprises in combination with a set of adaptation measures to the restrictions imposed. The study is based on the methods of comparative analysis, generalization, and systematization. The article considers difficulties faced by enterprises after the sanctions introduction and ways of building new business relationships with counterparties from “friendly” countries. The results obtained can be useful for enterprises of various activity spheres when solving issues of increasing commodity flows and improving economic results under the current conditions.

Текст научной работы на тему «Пути адаптации деятельности российских предприятий к санкционным ограничениям»

УДК 339.986

JEL F51

DOI 10.26425/1816-4277-2023-10-193-200

Пути адаптации деятельности российских предприятий к санкционным ограничениям

Панова Екатерина Андреевна

Канд. экон. наук, доц. каф. финансов и кредита ORCID: 0000-0002-5830-0087, e-mail: k79@yandex.ru

Государственный университет управления, г. Москва, Россия

Ключевые слова

Санкции, логистические цепочки, промышленный потенциал, системы обмена финансовыми сообщениями, антисанкционные меры

Аннотация

Антироссийские санкции представляют собой введенный коалицией стран масштабный круг ограничений, включающий в себя блокировку финансовых, инвестиционных, импортных и экспортных операций с Российской Федерацией. Санкции повлияли практически на все хозяйствующие субъекты, в том числе и на не зависящие напрямую от внешних рынков. Целью исследования является выявление основных направлений воздействия санкций на российские предприятия в сочетании с комплексом мер, способствующих их адаптации к введенным ограничениям. Исследование основывается на методах сравнительного анализа, обобщения и систематизации. В статье рассмотрены сложности, с которыми столкнулись предприятия после введения санкций, и пути выстраивания новых деловых отношений с контрагентами из «дружественных» стран. Полученные результаты могут быть полезны для предприятий различных сфер деятельности при решении вопросов наращивания товарных потоков и улучшения экономических результатов в сложившихся условиях.

Для цитирования: Панова Е.А. Пути адаптации деятельности российских предприятий к санкционным ограничениям//Вестник университета. 2023. № 10. С. 193—200.

© Панова Е.А., 2023.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Adaptation of the Russian enterprises activities

to sanctions restrictions

Ekaterina A. Panova

Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof. at the Finance and Credit Department ORCID: 0000-0002-5830-0087, e-mail: k79@yandex.ru

State University of Management, Moscow, Russia

Abstract

Anti-Russian sanctions represent a large-scale range of restrictions imposed by the coalition of countries. They include blocking financial, investment, import, and export operations with Russia. The sanctions have affected almost all economic entities, even those not directly dependent on foreign markets. The purpose of the study is to identify main areas of the sanctions impact on Russian enterprises in combination with a set of adaptation measures to the restrictions imposed. The study is based on the methods of comparative analysis, generalization, and systematization. The article considers difficulties faced by enterprises after the sanctions introduction and ways of building new business relationships with counterparties from "friendly" countries. The results obtained can be useful for enterprises of various activity spheres when solving issues of increasing commodity flows and improving economic results under the current conditions.

Keywords

Sanctions, logistics chains, industrial potential, financial telecommunications, counter-sanctions measures

For citation: Panova E.A. (2023) Adaptation of the Russian enterprises activities to sanctions restrictions. Vestnik universiteta, no. 10, pp. 193-200.

© Panova E.A., 2023.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ

Соединенные Штаты Америки (далее — США) и страны Европейского союза (далее — ЕС) представляют санкции в качестве инструмента, направленного на ослабление способности Российской Федерации (далее — РФ, Россия) финансировать военные действия путем воздействия на политическую, военную и экономическую элиту. Список продуктов, с которыми запрещены торговые операции, разработан для того, чтобы «максимизировать негативное воздействие санкций на российскую экономику, ограничивая при этом последствия для бизнеса и граждан ЕС» [1]. Однако европейское население уже успело ощутить на себе последствия присоединения к американскому c «крестовому походу» на российские газопроводы [2, с. 110].

Уязвимость Европы обусловлена ее асимметричной взаимозависимостью с экономикой США ввиду масштабов их рынков и глобальной роли американского доллара в мировой экономике. Европа является слабым звеном в экономической войне двух мировых держав. Правила международного порядка, вводимые США для других стран в попытках установить свое мировое господство, и стратегия принуждения к принятию невыгодных условий, уже негативно сказались на населении ЕС, которому не удалось изолироваться от усиливающейся конкурентной борьбы России и США. Внутренние разногласия ослабляют позицию Европы, занятую поиском новых источников дохода с целью компенсации торговых потерь, связанных с ограничением торговли с Россией. Позиция РФ, несмотря на размеры ущерба, который она несет, оказалась гораздо более устойчивой, чем рассчитывали на Западе.

ВОЗДЕЙСТВИЕ САНКЦИЙ НА РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ

Санкции, связанные с поставками оборудования и услуг для нефтяной промышленности, а также технологий, способствующих совершенствованию российских секторов обороны, энергетики и безопасности, влияют на предприятия и население опосредованно. Более ощутимым и болезненным является запрет на поставку внушительного списка товаров, способствующих технологическому совершенствованию и укреплению промышленного потенциала России. Сюда относятся машины, оборудование и запчасти к нему, в том числе используемые в пищевой, металлообрабатывающей, деревообрабатывающей и сельскохозяйственной промышленности, транспортные средства, бытовые и электрические приборы, строительные материалы, бумага, красители, текстильные материалы, металлы, химические соединения и др. [3]. Несмотря на то что запрет был введен почти сразу после начала проведения специальной военной операции, в 2022 г. динамика инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах в целом по стране была положительной и по отношению к предыдущему году составила 104,6 % [4].

Индекс физического объема внутреннего валового продукта (далее — ВВП) относительно 2021 г. составил 97,9 %. Снижение этого показателя на 2,1 % связано с сокращением индекса физического объема добавленной стоимости в оптовой и розничной торговле на 12,7 %, в сфере водоснабжения, водоотве-дения, ликвидации загрязнений, сбора и утилизации отходов — на 6,8 %, в обрабатывающих производствах — на 2,5 %, в сфере транспортировки и хранения — на 1,8 %. В то же время наблюдался рост ВВП в сельском хозяйстве на 6,7 %, в строительстве — на 5,0 %, в гостиничном и ресторанном бизнесе — на 4,3 %, в государственном управлении — на 4,1 %, в сфере информации и связи — на 0,5 %, добыче полезных ископаемых — на 0,4 % [5]. Такие структурные трансформации экономики закономерны, характеризуют ее приспосабливаемость под условия внешней среды и, вероятнее всего, продолжатся, как, например, это случилось в Иране, который находится под санкциями вот уже более сорока лет [6].

Заморозка активов ключевых российских банков и компаний, создание трудностей для привлечения прямых иностранных инвестиций, ограничение доступа к мировым финансовым рынкам и услугам иностранных банков, отключение российских банков от международной системы обмена финансовыми сообщениями SWIFT, запреты широкого спектра экспортных и импортных операций направлены на дезорганизацию производственной и финансово-кредитной системы РФ. Воздействие санкций в среднесрочной и долгосрочной перспективах еще предстоит оценить. Это касается не только первичных, но и вторичных санкций, вводимых во избежание обхода ограничений — их влияние поначалу может быть незаметным, а очевидным становится лишь по прошествии времени [7].

В 2022 г. по мере беспрецедентно быстрого расширения ограничений против РФ всем участникам экономических отношений — государству, физическим лицам, предприятиям и финансовым организациям — пришлось оперативно подстраиваться под новые реалии. Процессы производства, финансирования

общественных потребностей и перераспределения денежных потоков претерпели существенные изменения. Многократно возросли риски, связанные с ведением предпринимательской деятельности, реализацией новых бизнес-проектов и расширением направлений деятельности предприятий. В сложившихся условиях перспектива получения финансовой отдачи от осуществления инвестиций, занимающего продолжительное время, весьма туманна, так как велика вероятность наступления неподконтрольных предприятию событий, которые могут существенно повлиять на ожидаемые финансовые результаты.

Нацеленность санкций на подрыв промышленного потенциала РФ оказывает воздействие на инновационную деятельность предприятий и внедрение новых продуктов, препятствует применению усовершенствованных организационных схем, внедрению товарно-рыночных комбинаций и идей. В настоящее время важно найти пути стабилизации оборота трудовых и материальных ресурсов для того, чтобы расширить экономические возможности хозяйствующих субъектов и населения.

ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ САНКЦИЯМ

Антисанкционные меры являются вопросом обеспечения экономической безопасности страны, против которой введены ограничения [8]. Подверженность воздействию санкций зависит от размера предприятия, его отраслевой принадлежности, структуры активов, источников и объемов используемых финансовых ресурсов.

Противодействие санкциям должно быть построено на взаимодействии предприятий и государства, которое в свою очередь должно способствовать:

1) адаптации рынка труда к изменившимся условиям;

2) нивелированию возросших финансовых рисков с целью мобилизации общественных накоплений и эффективного использования экономических ресурсов;

3) решению проблем, связанных с осуществлением предприятиями экспортно-импортных операций и проведением по ним расчетов.

Из уже предпринятых мер следует отметить выделение Правительством РФ 2,7 млрд руб. на бесплатное переобучение граждан в рамках поддержки рынка труда, в результате которого более 46 000 чел. смогут получить новые специальности, в том числе в сфере легкой промышленности, а также направление из федерального бюджета более 13,5 млрд руб. на цели льготного кредитования предприятий, реализующих инвестиционные проекты, связанные с производством приоритетной промышленной продукции, электронной и радиоэлектронной продукции, а также с развитием внутреннего и въездного туризма [9—13]. Кроме того, Правительством РФ разрабатывается новая система расчетов с контрагентами из дружественных стран, в основе которой будет осуществлена стыковка российского аналога SWIFT — Системы передачи финансовых сообщений (СПФС) Банка России — и его национальных аналогов в других государствах [14].

Стабилизация производственной деятельности предприятий должна осуществляться за счет перестройки заготовительно-сбытовой политики, а также поиска новых товарных рынков и финансовых каналов — это поможет преодолеть сложности с обращением материальных ценностей. Основные меры, направленные на противодействие санкциям с учетом взаимодействия предприятий с другими участниками экономических отношений, представлены на рис. 1.

Обеспечение последовательного охвата санкций — такого, чтобы они применялись, а не обходились, — требует сильной и эффективной координации вводящих их государств. Следовательно, даже при таких масштабных ограничениях, которые направлены против РФ, существуют альтернативные пути ведения бизнеса. В ближайшие годы большинству отраслей российской промышленности вряд ли удастся обойтись без европейских технологий. Несмотря на то что дальнейшая переориентация на другие рынки вполне реальна, имеющиеся в наличии машины и оборудование необходимо обслуживать, а значит, предприятиям придется удовлетворять потребность в оригинальных запчастях и комплектующих, несмотря на высокие риски при закупке продукции, находящейся в санкционных списках. Перенаправление торговых потоков может приводить к увеличению операционных издержек и невыгодным условиям сделок [15; 16]. Вовлечение в логистику компаний из стран, не присоединившихся к санкциям, чревато существенным удорожанием доставки. Кроме того, чтобы иметь возможность поддерживать уже сложившиеся деловые отношения с партнерами, подпадающими под санкции, компаниям необходимо планировать поставки заранее с учетом возникающей необходимости адаптации договорных отношений и перестройки логистических цепочек.

Составлено автором по материалам исследования

Рис. 1. Комплекс мер, направленных на противодействие санкциям

СЛОЖНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С ПЕРЕОРИЕНТАЦИЕЙ НА НОВЫЕ РЫНКИ

Предприятиям следует учитывать, что переориентация на новых поставщиков и налаживание альтернативных каналов для осуществления финансовых операций с другими странами являются небыстрыми процессами. Новые поставщики могут запрашивать завышенные цены на свои товары и услуги или не соблюдать стандарты качества. Неспособность своевременно найти надлежащую замену сырью, материалам, запчастям и прочим аналогичным ценностям может увеличить издержки производства, снизить потребление продукции предприятия или даже способствовать его вытеснению с рынка.

Турецкие компании с воодушевлением отнеслись к возможности занять освободившуюся нишу российского рынка. Многие из них создали специальные подразделения для работы с РФ. Россия в свою очередь заняла первое место среди других стран по количеству иностранных совместных предприятий, созданных в Турции в 2022 г. Количество зарегистрированных компаний с российским капиталом составило 1 363 по сравнению со 177 компаниями с российским участием, созданными в 2021 г. Объем торговли с Россией, составлявший в 2021 г. 34,73 млрд долларов США, возрос более, чем в 2 раза, — до 68,19 млрд долларов США в 2022 г. [17]. На процесс налаживания деловых отношений повлиял риск вторичных санкций со стороны США. Некоторые турецкие банки без уведомления клиентов отправляли назад платежи в долларах, поступившие от российских предприятий. В настоящий момент начали осуществляться расчеты между российскими и турецкими предприятиями в рублях, однако время покажет, насколько эта схема будет рабочей и не последуют ли в нее вмешательства извне.

Китай также нацелен на развитие экономических отношений с РФ — официальная позиция Министерства иностранных дел Китая выражается в намерении поддерживать стабильность промышленных цепочек и цепочек поставок, а также продолжать сотрудничество в области энергетики, финансов, торговли продовольствием и транспорта [18]. Географическая удаленность Китая приводит к росту логистических затрат, однако они могут быть компенсированы более дешевыми ценами на товары местного производства. Кроме того, в Китае функционирует собственная межбанковская платежная система CIPS (Cross-border Interbank Payment System), включающая в себе возможность обмена финансовыми сообщениями и позволяющая осуществлять платежи в юанях без использования SWIFT [19].

«Поворот на Восток» ожидался еще после введения санкций 2014 г. Объемы экспортных и импортных операций между Россией и Китаем постепенно увеличивались, чего нельзя было сказать о чистом притоке прямых иностранных инвестиций [20]. Сейчас есть очевидные предпосылки и для их увеличения.

Помимо углубления торговых отношений с Турцией и Китаем, Россия работает над созданием нового судоходного коридора совместно с Ираном, что позволит минимизировать влияние европейских санкций. Также следует принимать во внимание возможности партнерства с Индией, которая держится в стороне от возглавляемой Западом кампании по изоляции РФ [21]. В целом список стран, которые,

несмотря на оказываемое давление, готовы сотрудничать с Россией, достаточно обширен. Наиболее перспективными в настоящий момент можно считать отношения с Китаем, который является одной из наиболее индустриально развитых стран мира, достаточно последователен в реализации своей экономической политики и имеет развитую платежную систему, позволяющую без проволочек осуществлять расчеты в национальной валюте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После введения санкций взаимодействие российских предприятий с европейскими партнерами оказалось под угрозой. Даже те деловые отношения, которые удалось сохранить, во многом претерпели трансформацию. Разрушились выстроенные годами системы коммерческого кредитования, финансовые схемы и логистические цепочки, возникли проблемы с осуществлением оплат в иностранной валюте. Тем не менее наметившаяся в 2022 г. структурная перестройка российской экономики может стать шагом на пути дальнейшего развития ее отдельных секторов.

В ходе проведенного исследования был выделен комплекс мер, направленных на противодействие антироссийским санкциям, освещены возможности получения предприятиями льготного кредитования, рассмотрены варианты переориентации на новые рынки и связанные с ней сложности. До ухода из России транснациональных корпораций многие поставщики и потребители жаловались на более высокие цены, скудный ассортимент и худшее качество товаров по сравнению с продуктовой линейкой, представленной в странах ЕС. Сейчас наступил подходящий момент для заполнения отечественного рынка качественной продукцией местного производства, разработки собственных технологий, развития туристической и гостиничной отрасли.

Библиографический список

1. Council of the European Union. EU sanctions against Russia explained. https://wwwconsilium.europa.eu/en/policies/sanctions/ restrictive-measures-against-russia-over-ukrame/sanctions-against-russia-explained/ (дата обращения: 01.08.2023).

2. Timofeev I.N. Sanctions on Russia: A New Chapter. Russia In Global Affairs. 2022;4(20):103—119. https://doi. org/10.31278/1810-6374-2022-20-4-103-119

3. EUR-Lex. Council Regulation (EU) 2023/427 of 25 February 2023 amending Regulation (EU) No. 833/2014 concerning restrictive measures in view of Russia's actions destabilizing the situation in Ukraine. https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri =CELEX%3A32023R0427&qid=1678447092085 (дата обращения: 01.08.2023).

4. Федеральная служба государственной статистики. Инвестиции в нефинансовые активы. https://rosstat.gov.ru/investment_ nonfinancial (дата обращения: 01.08.2023).

5. Федеральная служба государственной статистики. Росстат представляет вторую оценку ВВП за 2022 год. https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/203214 (дата обращения: 01.08.2023).

6. Ianchovichina E., Devarajan S., Lakatos C. Lifting Economic Sanctions on Iran Global Effects and Strategic Responses. https://documents1.worldbank.org/curated/en/298681467999709496/pdf/WPS7549.pdf (дата обращения: 01.08.2023).

7. Kozhanov N.A. Iran's Economy under Sanctions: Two Levels of Impact. Russia In Global Affairs. 2022;4(20):120—140. https://doi.org/10.31278/1810-6374-2022-20-4-120-140

8. Sukharev O.S., Voronchikhina E.N. Development of countries under sanctions: Iran and Russia. R-economy. 2022;8(3):219— 236. https://doi.org/10.15826/recon.2022.8.3.018

9. Правительство Российской Федерации. Распоряжение Правительства РФ от 30 марта 2023 г. №№772-р. http://government.ru/docs/48117/ (дата обращения: 01.08.2023).

10. Правительство Российской Федерации. Распоряжение Правительства РФ от 22 февраля 2023 г. №449-р. http://government.ru/docs/47859/ (дата обращения: 01.08.2023).

11. Правительство Российской Федерации. Постановление от 22 февраля 2023 г. №295. http://government.ru/docs/47859/ (дата обращения: 01.08.2023).

12. Правительство Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 30 января 2023 г. №127. http://government.ru/docs/47652/ (дата обращения: 01.08.2023).

13. Правительство Российской Федерации. Распоряжение Правительства РФ от 24 марта 2023 г. №689-р. http://government.ru/docs/48065/ (дата обращения: 01.08.2023).

14. Бойко А., Гринкевич Д. Для трансграничных расчетов российский SWIFT состыкуют с его аналогами. https://www:vedomosti.ru/economics/articles/2022/11/02/948484-dlya-transgranichnih-raschetov-rossiiskii-swift-sostikuyut-s-analogami (дата обращения: 01.08.2023).

15. Mulder N. Economic sanctions deliver bigger global shocks than ever before and are easier to evade. https://wwwimf.org/en/Publications/ fandd/issues/2022/06/the-sanctions-weapon-mulder (дата обращения: 01.08.2023).

16. Panibratov A. Sanctions, cooperation, and innovation: Insights into Russian economy and implications for Russian firms. BRICS Journal of Economics. 2021;2(3):4-26. https://doi.org/10.38050/2712-7508-2021-3-1

17. Kenez L. US gov't warns Turkish companies about Russia sanctions, threatening prosecution. https://nordicmonitor. com/2023/03/25992/ (дата обращения: 01.08.2023).

18. Ministry of Foreign Affairs of People's Republic of China. China's Position on the Political Settlement of the Ukraine Crisis. https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/zxxx_662805/202302/t20230224_11030713.html (дата обращения: 01.08.2023).

19. Srinivas P.S. Can China's CIPS help Russia after its ban from SWIFT? https://research.nus.edu.sg/eai/wp-content/uploads/ sites/2/2022/03/EAIC-47-20220304-2.pdf (дата обращения: 01.08.2023).

20. Belozyorov S.A., Sokolovska O. Economic Sanctions against Russia: Assessing the Policies to Overcome their Impact. Ekonomika regiona [Economy of region]. 2020;16(4):1115-1131. https://doi.org/10.17059/ekon. reg.2020-4-8

21. Fukutomi S. Russia and Iran eye trade route with India to bypass sanctions. https://asia.nikkei.com/Politics/International-relations/ Russia-and-Iran-eye-trade-route-with-India-to-bypass-sanctions (дата обращения: 01.08.2023).

References

1. Council of the European Union. EU sanctions against Russia explained. https://www.consilium.europa.eu/en/policies/sanc-tions/restrictive-measures-against-russia-over-ukraine/sanctions-against-russia-explained/ (accessed 01.08.2023).

2. Timofeev I.N. Sanctions on Russia: A New Chapter. Russia In Global Affairs. 2022;4(20):103-119. https://doi. org/10.31278/1810-6374-2022-20-4-103-119

3. EUR-Lex. Council Regulation (EU) 20231427 of 25 February 2023 amending Regulation (EU) No. 833/2014 concerning restrictive measures in view of Russia's actions destabilizing the situation in Ukraine. https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CEL-EX%3A32023R0427&qid=1678447092085 (accessed 01.08.2023).

4. Federal State Statistics Service. Investments in non-financial assets. https://rosstat.gov.ru/investment_nonfinancial (accessed 01.08.2023).

5. Federal State Statistics Service. Rosstat presents the second estimate of GDP for 2022. https://rosstat.govm/folder/313/docu-ment/203214 (accessed 01.08.2023).

6. Ianchovichina E., Devarajan S., Lakatos C. Lifting Economic Sanctions on Iran Global Effects and Strategic Responses. https://doc-uments1.worldbank.org/curated/en/298681467999709496/pdf/WPS7549.pdf (дата обращения: 01.08.2023).

7. Kozhanov N.A. Iran's Economy under Sanctions: Two Levels of Impact. Russia In Global Affairs. 2022;4(20):120-140. https://doi.org/10.31278/1810-6374-2022-20-4-120-140

8. Sukharev O.S., Voronchikhina E.N. Development of countries under sanctions: Iran and Russia. R-economy. 2022;8(3):219-236. https://doi.org/10.15826/recon.2022.8.3.018

9. Government of the Russian Federation. Decree of the Government of the Russian Federation No. 772-r dated March 30, 2023. http://government.ru/docs/48117 (accessed 01.08.2023). (In Russian).

10. Government of the Russian Federation. Decree of the Government of the Russian Federation No. 449-r dated February 22, 2023. http://government.ru/docs/47859 (accessed 01.08.2023). (In Russian).

11. Government of the Russian Federation. Resolution No. 295 dated February 22, 2023. http://government.ru/docs/47859/ (accessed 01.08.2023). (In Russian).

12. Government of the Russian Federation. Decree of the Government of the Russian Federation No. 127 dated January 30, 2023. http://government.ru/docs/47652 (accessed 01.08.2023). (In Russian).

13. Government of the Russian Federation. Decree of the Government of the Russian Federation No. 689-r dated March 24, 2023. http://government.ru/docs/48065 (accessed 01.08.2023). (In Russian).

14. Boyko A., Grinkevich D. For cross-border settlements, the Russian SWIFT will be connected with its analogues. https://www.vedo-mosti.ru/economics/articles/2022/11/02/948484-dlya-transgranichnih-raschetov-rossiiskii-swift-sostikuyut-s-analogami (accessed 01.08.2023). (In Russian).

15. Mulder N. Economic sanctions deliver bigger global shocks than ever before and are easier to evade. https://wwwimf.org/en/Publications/ fandd/issues/2022/06/the-sanctions-weapon-mulder (accessed 01.08.2023).

16. Panibratov A. Sanctions, cooperation, and innovation: Insights into Russian economy and implications for Russian firms. BRICS Journal of Economics. 2021;2(3):4-26. https://doi.org/10.38050/2712-7508-2021-3-1

17. Kenez L. US gov't warns Turkish companies about Russia sanctions, threatening prosecution. https://nordicmonitor. com/2023/03/25992/ (дата обращения: 01.08.2023).

18. Ministry of Foreign Affairs of People's Republic of China. China's Position on the Political Settlement of the Ukraine Crisis. https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/zxxx_662805/202302/t20230224_11030713.html (accessed 01.08.2023).

19. Srinivas P.S. Can China's CIPS help Russia after its ban from SWIFT? https://research.nus.edu.sg/eai/wp-content/uploads/ sites/2/2022/03/EAIC-47-20220304-2.pdf (accessed 01.08.2023).

20. Belozyorov S.A., Sokolovska O. Economic Sanctions against Russia: Assessing the Policies to Overcome their Impact. Ekonomika regiona [Economy of region]. 2020;16(4):1115—1131. https://doi.org/10.17059/ekon. reg.2020-4-8

21. Fukutomi S. Russia and Iran eye trade route with India to bypass sanctions. https://asia.nikkei.com/Politics/International-relations/ Russia-and-Iran-eye-trade-route-with-India-to-bypass-sanctions (accessed 01.08.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.