Научная статья на тему 'Путевые заметки с 3-го Форума Международной социологической ассоциации «Будущее, которое мы хотим: глобальная социология и сражения за лучший мир», 10-14 июля 2016 г. , вена (Австрия)'

Путевые заметки с 3-го Форума Международной социологической ассоциации «Будущее, которое мы хотим: глобальная социология и сражения за лучший мир», 10-14 июля 2016 г. , вена (Австрия) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
69
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Путевые заметки с 3-го Форума Международной социологической ассоциации «Будущее, которое мы хотим: глобальная социология и сражения за лучший мир», 10-14 июля 2016 г. , вена (Австрия)»

2016 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 12 Вып. 3

НАУЧНЫЕ СОБЫТИЯ

ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ С 3-ГО ФОРУМА

МЕЖДУНАРОДНОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ АССОЦИАЦИИ «БУДУЩЕЕ, КОТОРОЕ МЫ ХОТИМ: ГЛОБАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ И СРАЖЕНИЯ ЗА ЛУЧШИЙ МИР», 10-14 июля 2016 г., ВЕНА (АВСТРИЯ)

От редколлегии «Вестника СПбГУ», серия 12 «Социология». Мы представляем впечатления коллег-социологов об их участии в мероприятии, которое призвано быть самой большой встречей профессионалов, занимающихся социологией. Публикуемые впечатления написаны в жанре путевых заметок, а не строго академического обзора научных мероприятий. Мы позволили себе этот шаг, предполагая, что яркость описываемых оценок, повседневные детали академических дискуссий и мнения по их поводу, а также наблюдения путешественника усилят восприятие социологических идей, прозвучавших на Форуме.

С. С. Ярошенко

Жизнь — никем не замеченная секция (Life is nobody noticed session)?

Размышляя над тем, как лучше представить свои впечатления от участия в Форуме российским читателям «Вестника Санкт-Петербургского государственного университета», я воспользовалась предложением редакции рассказать в форме полевых заметок о том, что это было. Жанр полевого дневника предполагает плотное описание поля, в которое я погрузилась всего на пять дней. Я сократила многое из своих записей и размышлений тех дней, оставила основные темы, касающиеся того, что делают социологи в 2016 г. Надеюсь, мои субъективные выдержки из дневника заинтересуют аудиторию журнала и вызовут ответный отклик.

Наведение фокуса перед погружением в поле глобальной социологии

Форум социологов — событие международного масштаба, в котором приняли участие около пяти тысяч ученых из 126 стран мира (см: www.isa-sociology.org/forum-2016). В 2016 г. местом его проведения стала столица Австрии — Вена: величественный город в центре Европы. Прежде связующее звено между Востоком и Западом, а теперь место жаркой встречи Севера и Юга. И это не случайный географический казус, а «конструкт» — результат глобализации рынка, политического регулирования миграционных потоков из стран Африки, беженцев из Сирии и других арабских стран, а также разнонаправленной реакции на действия политиков. В общем, собрание социологов проходило в сложной обстановке, на фоне раскола в австрийском обществе, не согласного с «наплывом» беженцев и по-разному интерпретирующего причины их массового исхода. Социологам разных стран предстояло обсудить, как оградить глобальное общество от системного кризиса, вызванного разрушительным действием рынков и государств. Действительно, чего хотят социологи разных стран? Описывать общества, в которых мы живем, или участвовать в их улучшении? Развивать глобальную социологию, находясь внутри своего локуса или, напротив, локальную социологию подтягивать до «глобального» уровня? Проявляется ли в том, что каждая или каждый из нас делает, общество

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2016

будущего? Как соотносится то, что сообщает каждый из национальных социологов, с состоянием общества? Позволит ли совместная дискуссия социологов объединить усилия и вернуть знание расколотому обществу?

Организация доступа

Для повышения чувствительности социологов к проблемам и структурам неравенства, с которыми сталкиваются их сограждане, необходимо было увидеть разницу между стереотипными представлениями, конструируемой и действительной реальностью. В условиях внешних санкций трудно вообразить, что Россия уже включена в число стран первого мира (развитых стран) и представители российской социологии, желающие участвовать в Форуме, платили без скидок вступительный взнос, соответствующий этому статусу. Разница между ценой «полного» членства и частичного составляла порядка 300 евро (400 евро — взнос участников стран первого мира и около 125 евро — для участников из развивающихся стран). Это кажется или действительно от прежнего противостояния двух систем (капиталистической и социалистической) не осталось и следа? Это кажется или действительно любому студенту, аспиранту или начинающему исследователю легко стать признанным представителем академического сообщества? И на примере существующих способов включения в международное социологическое сообщество видно, как можно на практике снять барьеры для участия социологов из разных стран в глобальном диалоге? Похоже, это только кажется. Далеко не все могли получить командировки и тем более тревел-гранты, или лично оплатить расходы для поездки, или просто найти в себе силы тронуться с места. И мне было совсем не просто поехать за свой счет, не дождавшись поддержки университета, чтобы обсудить результаты моих исследований.

Несмотря на сложности, российских участников было достаточно много. Более того, их могло бы быть еще больше, поскольку можно было не ехать, а заявить стендовый доклад или распространить тезисы в печатном виде. Главное, чтобы исследовательские результаты совпадали с поставленной перед всеми задачей. О том, какие темы предложили мои российские коллеги и где они видят точки напряжения в российском обществе, можно судить не только по программе Форума, но и по диску, где опубликован сборник докладов Российского общества социологов.

Выбор места

Венский университет, расположенный в центре города, стал площадкой, на которой организаторы Форума постарались создать платформу, где около 50 исследовательских комитетов, несколько тематических и рабочих групп могли в расширенном составе обсудить результаты исследований, теоретические и методологические достижения, чтобы совместными усилиями постараться сформулировать ответ на ключевой вопрос, вынесенный в название. Плотная программа Форума и притяжение туристических достопримечательностей за окном или давних академических друзей подсказывают, что место выбрано правильно. Здесь же расположено и место наших неформальных встреч — внутренний двор Венского университета. Его совсем недавно реконструировали, и теперь галерею по периметру украшают 154 профиля австрийских ученых, внесших вклад в развитие науки. Среди них только один женский профиль и тень женщины в инкрустированном плиткой полу: «Музе хватит» — так называется художественное высказывание со смыслом, вплетенным в историю познания мира австрийскими учеными (см.: www.dermusereichts.at/en/the-projekt). Судя по барельефам, в этой увековеченной истории практически нет женских мыслей, но есть много эмоций и опыта преодоления «стеклянного потолка» в стремлении быть услышанной и понятой.

Погружение в эпицентр события

Начало Форума приходилось на воскресенье... По большому счету, это было еще одним вызовом, повышающим чувствительность: например, к религиозным чувствам верующих, или к нарушению трудовых прав тех, кто вынужден работать в выходной день, кому недоступны

достижения социальных государств, все больше сворачивающихся, но все еще регулирующих трудовые отношения в некоторых странах. Для повышения социологической чувствительности проводились и исторические параллели. Так, на открытии Форума Ульрика Фельт, декан факультета социологии Венского университета, напомнила о классическом исследовании «Ма-риенталь», проведенном в 1930 г. в одном из пригородов Вены коллективом австрийских социологов под руководством П. Лазарсфельда, М. Яходы и Г. Цайзеля [1].

Тогда в условиях экономического кризиса практически все взрослое население небольшого пригорода («городской деревни») осталось без работы. Политиков беспокоила возможность революционных выступлений, а учеными проверялась гипотеза о влиянии безработицы на рост социального недовольства. Ученые пришли к выводу о росте апатии среди безработных. Всего четыре года спустя восстание рабочих было жестоко подавлено, социалистическая партия Австрии и профсоюзы оказались под запретом, а один из авторов исследования переехал в США. Действительно, методологические находки и аналитические выводы исследователей тех лет оказали влияние на развитие австрийской социологии. И не только. Они по-прежнему важны для понимания того, что значит остаться без работы сегодня. Нужно раскрыть новые смыслы устаревших понятий: вынужденный или добровольный отказ от работы, согласие на любую работу, миграция туда, где ты не нужен или тебя не ждут. Вряд ли имеет смысл придумывать новые слова и новые теории, вполне достаточно «переформатирования» того, что значит сегодня социология и что значит понять другого и вернуть обогащенное знание обратно туда, где ты его обрел. Наконец, понять, что заставляет задуматься и почувствовать причины разрыва между ощущением и реальностью.

Участницы Форума в холле главного здания Венского университета

На этом месте я прервусь. Отмечу лишь еще один важный момент — в октябре 2016 г. в Екатеринбурге состоится Конгресс российских социологов, где предстоит осознать или признать в который раз неразрывную связь между состоянием социологии и общества, нестареющую актуальность вопроса о том, как развивать социологию и общество сегодня. Прикладываю к тексту фотографию, оставшуюся на память о жарком июле 2016 года в Вене.

О. Р. Лычковская

Ну вот я и в Вене! Первые впечатления необычны. Как бы Германия, но не совсем. Я бы сказала, что это соединение Германии с Францией, Швейцарией и еще чем-то, где я, возможно, не была. Все вежливые, но немного безбашенные, как французы. Чисто, но не вылизано. Логистика хорошая, но, как и во Франции, чтобы понять, как тут жить, нужно знать коды. И еще — везде красный свет, на всех перекрестках, но никто на него не обращает внимания, все идут. Я немного постояла и подождала, когда же будет зеленый, вежливый мужчина подошел и сказал, что ждать не стоит, нужно просто идти вперед... Как замечательно сказано. Надо просто идти вперед!!!

И что еще бросается в глаза — очень мало арабов и африканцев, что разительно отличается от Франции или Германии, но зато много представителей разных славянских стран, выходцев с Балкан, венгров, румын и цыган, но все они достаточно «хорошо» вписаны в ландшафт и не воспринимаются как чужие, хотя на немецком языке могут и не говорить.

А теперь от повседневных этнографий к этнографиям научным. Спектр и основная направленность докладов, представленных на пленарных заседаниях 3-го форума Международной социологической ассоциации, позволили мне убедиться в том, что социология действительно становится все более публичной наукой, все сильнее ощущается ее междисциплинар-ность, все тоньше грань между социологичным, политологичным и публицистичным или, если угодно, медийным наполнением, все шире и одновременно нагляднее становится круг тех вопросов, которые волнуют сегодня международное социологическое сообщество.

Итак, если ограничиться кратким дайджестом, то я бы выделила следующие основные идеи и тезисы, не останавливаясь на именах, их можно увидеть и прочитать на сайте и в программе форума: https://isaconf.confex.com/isaconf/forum2016/webprogram/programs.html; http:// www.isa-sociology.org/pdfs/isa2016_forum_program_book.pdf;http://www.isa-sociology.org/pdfs/ isa2016_forum_abstract_book.pdf.

• Будущее, которое мы хотим, и должна ли и может ли глобальная социология бороть-

ся за это лучшее будущее — ответ вполне очевиден, хотя в чем-то и парадоксален — должна и хотела бы, но вот может ли? По этому поводу у разных докладчиков были противоположные суждения — от осторожного оптимизма до констатации того, что социология не всегда обладает необходимым методическим и тем более методологическим инструментарием, и еще более пессимистичны были прогнозы, а может ли социология что-либо изменить, даже поставив правильный диагноз современным процессам.

• Тренды, которые стали уже достаточно явными как в научном, так и в медийном дис-

курсе, — переформатирование современного социального пространства, трансформация и взаимопроникновение глобального, локального, национального и транснационального. Отсюда, собственно говоря, и вытекают те вызовы, которые демонстрирует современная реальность к сложившимся и устойчивым европейским или — шире — «западным» культурным концептам: открытое общество и угрозы нарастающей миграции, безработицы, социальной эксклюзии, глобального социального неравенства; мультикультурализм и намеренное противостояние ему со стороны национального, локального, религиозного, субкультурного. Демократические и неолиберальные ценности — способны ли они противостоять новому фундаментализму, авторитаризму, радикализации сознания, реваншистским и националистическим поведенческим паттернам, возможен ли концепт постисламистской демократии; сильные и слабые стороны Европейского Союза и какое будущее его ждет — экономическая, геополитическая и культурная составляющие; и, наконец, специфика и трансформация социальных трендов на разных континентах — африканском, восточноазиатском, южноамериканском — общее и различное с Европой и Северной Америкой.

• Методологические вызовы внутри самой социологии: необходимость уточнения и/

или пересмотра категориального аппарата, междисциплинарность социологии как необходимость или вызов, усиление критической составляющей и необходимость/

О. Р. Лычковская с участниками франкоязычной секции 14-го исследовательского комитета «Социология коммуникации, знания и культуры» на 3-м форуме Международной социологической ассоциации — с коллегами из Канады, Греции, Франции и Бразилии

возможность создания новой метатеории, и, наконец, все те же сакраментальные вопросы: может и сможет ли социология отвечать на новые глобальные вызовы современности, и возвращение к тем вопросам, с которых, собственно говоря, уже почти два века назад и началась история социологии: возможны ли глобальный порядок и равновесие в обществе и стоит ли ожидать дальнейшего прогрессивного развития мира и общества.

Литература

1. Lazarsfeld P. F., Jahoda M., Zeisel H. Marienthal. The sociography of unemployed community. Chicago: Aldine; Atherton, 1971. 128 р.

Сведения об авторах:

Ярошенко Светлана Сергеевна — кандидат социологических наук, вице-президент Санкт-Петербургской ассоциации социологов, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9; [email protected]

Лычковская Оксана Рейнгольдовна — кандидат социологических наук, доцент, Одесский национальный университет им. И. И. Мечникова, Украина, 65058, Одесса, Французский бульвар, 24/26; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.