Научная статья на тему 'Путеводитель как средство ориентирования в электронных информационных ресурсах'

Путеводитель как средство ориентирования в электронных информационных ресурсах Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1306
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУТЕВОДИТЕЛЬ / БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ПРЕДМЕТ "ИНФОРМАТИКА"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сбитнева Г.И.

В статье рассмотрен путеводитель как жанр библиографического пособия. Показана взаимосвязь традиционных и современных путеводителей. Рассмотрена структура путеводителя, подготовленного по интернет-ресурсам учебного предмета «Информатика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Путеводитель как средство ориентирования в электронных информационных ресурсах»

2. Захарова, И. В. Чуть меньше века длится сказка / И. В. Захарова // Библиотечная палитра / Упр. культуры и искусства Липецк. области, ОБУК «Липецкая областная детская библиотека». - Липецк, 2016. - Янв. -март (№ 1). - С. 11-14, 68 : фото.

УДК 025.5::004.946(036)

Г. И. Сбитнева

Кемеровский государственный институт культуры,

Кемерово, Россия

ПУТЕВОДИТЕЛЬ КАК СРЕДСТВО ОРИЕНТИРОВАНИЯ В ЭЛЕКТРОННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСАХ

В статье рассмотрен путеводитель как жанр библиографического пособия. Показана взаимосвязь традиционных и современных путеводителей. Рассмотрена структура путеводителя, подготовленного по интернет-ресурсам учебного предмета «Информатика».

Ключевые слова: путеводитель, библиографические пособия, электронные информационные ресурсы, предмет «Информатика».

G. I. Sbitneva Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo, Russia

THE GUIDE AS A MEANS OF ORIENTATION IN ELECTRONIC INFORMATION RESOURCES

The article deals with the guide as a genre of bibliographie manuals. The interrelation between traditional and contemporary guides is shown. The structure of the guide prepared with the help of Internet resources of the academic subject "Computer Science" is examined in the article.

Keywords: guide, bibliographic manuals, electronic information resources, academic subject «Computer Science».

Первоначальное определение термина «путеводитель» связано с ориентированием на местности. В словаре С. И. Ожегова путеводитель определяется как справочник о каком-нибудь историческом месте, музее, туристском маршруте [1]. Путеводитель - справочное издание, содержащее сведения о стране, регионе, городе, туристском маршруте [2]. Путеводитель - книга, содержащая описание, какой-либо области или страны и служащая руководством для путешественников. Сходные определения представлены и в других универсальных справочных изданиях [3].

В информационно-библиотечной сфере путеводитель рассматривается в двух аспектах: как источник сведений о библиотеке (или библиотеках) и как источник сведений о каких-либо информационных ресурсах. Путеводитель по библиотеке - это справочник для читателей, содержащий подробные сведения о библиотеке, её истории, фондах, структуре, порядке обслуживания читателей. Путеводитель по информационным ресурсам - это жанр библиографического пособия, задачей которого является ориентирование пользователя в основных источниках информации. Он соединяет в себе сведения о первичных документах и источниках справочной, библиографической и полнотекстовой информацией. Часто путеводители содержат методические рекомендации и советы, помогает пользователю ориентироваться в массивах информации [4].

Путеводитель как жанр библиографического пособия начинает формироваться в середине прошлого столетия. Даже в настоящее время историческую и методическую и информационную ценность имеют путеводители, составленные видными библиографами: Л. В. Зильберминц, И. К. Кирпичёвой, А. М. Лукомской [5-7] и др. В этих путеводителях представлялись сведения о первичных документах (периодических изданиях, основных справочниках и даже монографиях) и библиографические источники поиска. Включалась информация об отечественных и зарубежных библиографических ресурсах. Особую значимость имели обзоры библиографической обеспеченности отдельных отраслей, представленные часто в историческом ракурсе. Для сопоставимости сведений широко использовался иллюстративный материал. Путеводитель можно было использовать и как источник поиска, и как средство формирования информационной культуры, и как учебник по отраслевому библиографическому курсу. Составление полноценного путеводителя трудоёмкий процесс, требует не только знаний в пределах информационно-библиотечной отрасли, но и владения специальными знаниями по теме путеводителя, знания иностранных языков. По этим причинам путеводители не получили широкого распространения, оставаясь

уникальным явлением в библиотечной практике. К тому же последующее развитие системы универсальных и отраслевых библиографических ресурсов в стране позволяло успешно осуществлять поиск отечественной и зарубежной литературы по комплексу библиографических ресурсов.

Положение изменилось с внедрением новых информационных технологий. Постепенно информационные ресурсы перемещаются в интернет. К настоящему времени накоплен немалый опыт в построении отдельных комплексов электронных ресурсов. Вместе с тем ориентироваться в ресурсах глобальной сети все сложнее из-за их постоянного роста их объёма, видового разнообразия, рассредоточенности по различным источникам, отсутствия единых критериев их оценки. В современной информационно-библиотечной теории и практике всё чаще осознаётся мысль о необходимости создании удобного инструмента, позволяющего представить сведения из разнообразных ресурсов интернет в едином месте, обеспечив тем самым надёжность, полноту, комфортность поиска. Речь идёт о создании особого информационного ресурса - путеводителя по сети интернет.

В профессиональной печати, на сайтах библиотек, информационных учреждений путеводители по интернет-ресурсам называют по-разному: «Полезные ссылки», «Ссылки на электронную библиотеку», «Ссылки на интернет-ресурсы», «Указатель», «Путеводитель» и др.

Чаще всего путеводитель по ресурсам интернет специалисты определяют, как справочник, отражающий все разнообразие видов существующих электронных сетевых ресурсов российских библиотек или электронные информационные ресурсы определённой тематики (без ограничений по типам и ведомственной принадлежности).

Первый опыт каталогизации информационных ресурсов интернет принадлежит РНБ, сотрудниками Информационно-библиографического отдела был создан электронный справочник «Информационные ресурсы Интернет» (www. nlr. ru/res/inv/ic/index. php). В настоящее время на сайте РНБ представлен ряд отраслевых путеводителей (http://www. nlr. ru:8101/res/inv/ic/), Первым среди них стал путеводитель: «Образование. Педагогические науки» (http://www. nlr. ru:8101/res/inv/cn/). Подготовлены путеводители по интернет-ресурсам отдельных отраслей. Одним из последних является «Путеводитель по экономическим ресурсам сети интернет» (http://www. nlr. ru/lawcenter/econom/put. htm). Цель данного путеводителя - предоставить удаленному пользователю в наглядной структурированной форме экономические ресурсы, размещенные в сети интернет. Путеводитель состоит из двух частей: часть 1 - российские web-серверы, часть 2 -зарубежные web-серверы. Путеводитель представляет собой каталог БД и сами полнотекстовые БД (например, периодических изданий, справочников), к которым можно перейти по ссылкам из каталога. Работа по составлению отраслевых путеводителей продолжается.

Путеводители по информационным ресурсам интернет активно разрабатывают областные и краевые библиотеки. Готовятся путеводители по библиотеке в целом, по собственным ресурсам определённой тематики, вида, жанра. Почти все областные и краевые библиотеки составляю путеводители по краеведческим ресурсам. Современные путеводители по ресурсам интернет содержат сведения об информационных ресурсах, адреса в сети, их полные тексты. Вполне понятно, что обзорная и методическая информация в них отсутствует, что согласуется с целями и задачами таких путеводителей.

Однако разнообразие категорий пользователей, их информационных потребностей с одной стороны, объём и разбросанность ресурсов в интернет - с другой, делают необходимым создание средств ориентирования в информационных ресурсах конкретной тематики, целевого, читательского назначения, функций. В связи с этим можно предположить, что потребность в путеводителях по электронным ресурсам в будущем возрастёт. Всё больший интерес будут вызывать небольшие по объёму путеводители по конкретным ресурсам территории, путеводители для конкретных категорий пользователей, путеводители узкоотраслевой тематики или проблемно-тематические. Примером узкотематического путеводителя, ориентированного на определённую категорию пользователей, может служить путеводитель по предмету «Информатика», составленный группой студентов заочной формы обучения профиля «Биб-лиотечно-педагогическое сопровождение школьного образования» (БПСШО) в рамках самостоятельного задания по предмету рамках курса «Отраслевые информационные ресурсы»

Тематика путеводителя выбрана с учётом ряда обстоятельств.

Электронные образовательные ресурсы по предмету «Информатика» разбросаны по интернет (тематические порталы, образовательные сайты, полнотекстовые базы данных, справочно-информационные системы и другие), мало обозримы и трудно выявляемы. Это создают трудности в поиске и выборе необходимых ресурсов, как для педагогов, так и для школьников.

Предмет «Информатика» направлен на формирование компетенций, связанных с освоением электронной среды, поэтому отсутствует психологический барьер в восприятии и владениями ИКТ.

Прагматический аспект путеводителя связан и с самими разработчиками данного путеводителя. Это студенты заочной формы обучения профиля подготовки БПСШО работающие в школьных библиотеках и по совместительству - преподаватели информатики. Студенты были заинтересованы в создании качественного информационного продукта по дисциплине, которую они преподают.

Методика создания путеводителей интернет-ресурсов складывалась из следующих основных этапов:

- Изучение темы (выбор и изучение темы).

- Выявление массива интернет-ресурсов.

- Общий анализ ресурсов.

- Разработка структуры путеводителя.

- Группировка материала.

- Составление текста путеводителя.

- Подготовка справочного аппарата.

При подготовке путеводителя использовалась известные методические приёмы. Однако составители посчитали возможным охарактеризовать ресурсы по определённой схеме и представить содержание путеводителя в табличной форме. Такой методический приём может быть интересен для небольших массивов, рассчитанных на конкретное целевое назначение и узкий читательский адрес, поскольку способствуем лучшей обозримости и облегчения выбора информационного ресурса.

Название путеводителя: Путеводитель по электронным ресурсам п учебного предмета «Информатика».

Цель данного путеводителя - предоставить удаленному пользователю (преподавателям и учащимся) в наглядной структурированной форме электронные образовательные ресурсы по предмету «Информатика», размещенные в сети Интернет.

Читательская аудитория: учащиеся и учителя информатики, родители.

В формирование путеводителя использовались ресурсы сети интернет:

- тематические порталы, образовательные сайты, полнотекстовые базы данных, справочно-информационные системы и другие ресурсы образовательного назначения;

- электронные версии различных видов документов (учебников, рабочих тетрадей, журналов и газет).

Основные принципы отбора:

- соответствие федеральным государственным стандартам профессионального образования третьего поколения, в которых рекомендованы российские образовательные ресурсы (порталы, полнотекстовые базы данных, справочно-информационные системы и др.);

- рекомендованные ссылки проверены с точки зрения информационного наполнения, уникальности содержания, технической доступности, под которой понимается надежность и оперативность работы web-сервера; актуальности (все ссылки поддерживаются в обновленном состоянии, содержание регулярно дополняется или изменяется);

- произведен поиск сайтов периодических изданий, учебных изданий в электронном виде;

- в процессе поиска и анализа для путеводителя отбирались другие полезные ссылки, соответствующие учебно-методическому комплексу Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 388 с.

Структура. Каждый раздел издания соответствует учебно-методическому комплексу преподаваемого предмета в школе. Внутри каждого раздела, ресурсы, расположены следующим образом:

- тематические порталы, полнотекстовые базы данных, справочно-информационные системы и другие ресурсы образовательного назначения;

- электронные издания.

Ссылки на периодические электронные издания дополнены примечаниями о наличии полных текстов статей, либо их аннотаций. В электронном путеводителе оглавление выполнено в виде гиперссылок на определенный раздел. Все гиперссылки активны, что обеспечивает быстрый и удобный выход на определенный ресурс интернет.

Описание. Путеводитель состоит из разделов:

1. Энциклопедии, справочники по информатике.

2. Журналы по информатике.

3. Электронные издания по информатике.

4. Шегпе^ресурсы для преподавателя информатики.

5. Шегпе^ресурсы для учащихся.

Каждый раздел путеводителя соответствует учебно-методическому комплексу. В разделе 1 представлены справочные издания. Они описаны по следующим признакам: название, адрес, разработчик/владелец, целевое и читательское назначение, структура, словник, тип статей, доступность. Издания содержит гиперссылки на тематические порталы. По ссылке (1Шр://п;^1ю1. сотАпЮгшаИка-ькошрЩе!!-81о\ап/ ) можно найти энциклопедии, словари, относящиеся к обработке информации в вычислительных машинах и вычислительных сетях. В разделе 2 представлены журналы по информатике. Они проанализированы по признакам: адрес, учредитель/владелец/издательство, жанр, контент, объем, обновление,

архив, доступность (http://infojournal. ru/info/). Определён контент журналов, что позволяет учителю делать акцент на практическую составляющую предмета.

Раздел 3. «Электронные издания по информатике» содержит ссылки на учебники, рабочие тетради по предмету «Информатика», что позволяет использования их на уроках в электронном виде, а при необходимости скачивать материал. (http://metodist. lbz. ru/authors/informatika/3/)

В разделах 4-5 «Internet-ресурсы для преподавателей информатики» и «Internet-ресурсы для учащихся» проанализированы по признакам: адрес, разработчик/владелец, назначение, контент, объем/архив, вид, доступность.

Для удобства преподавателей ссылки собраны в одном разделе. Для педагогов представлен широкий спектр учебно-методических разработок (http://metodist. lbz. ru/authors/informatika/3/). Указаны ссылки на единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов в помощь подготовки к урокам и контроля знаний учащихся (http://school-collection. edu. ru ). редставлены тесты как для скачивания (http://www. uchportal. ru/load/16), так и для работы в режиме онлайн (http://www.klyaksa.net).

В разделе для учащихся помещены ссылки на материалы для самостоятельного изучения программ, таких как текстовой и графический редактор, ссылка на видео уроки (http ://videouroki.net/).

Далее приведены фрагменты некоторых разделов путеводителя.

Таблица 1

Раздел 1. Энциклопедии, справочники по информатике _(фрагмент)_

Адрес Разработчик/ Владелец Целевое и читательское назначение Структура Словник (понятие, оборудование, персоналии) Тип статей Доступность

http://historyv t. narod. ru Разработчик - Хабибов Станислав Радикович Для учеников, учителей и всех желающих познакомиться с интересующей их информацией о развитии ВТ техники Введение. До-механический период Механический период Широкий круг вопросов, имеющих отношение к вычислительной технике, компьютерам Статьи-толкования Свободный доступ и скачивание материала

Раздел 2. Журналы по информатике _(фрагмент)_

Адрес Учредитель/ Владелец/ Изд-во Жанр Контент Объем Обнов-ление Архив Доступность

http://infoj Учредители Науч- *вопросы информатизации Объ- 10 раз С Доступ

ournal. журнала: но- всех уровней образования, в ем - в год 1986г. после

ru/info/ Российская мето- том числе системы управле- не регистра-

академия диче- ния образованием; менее ции, ска-

образования, скии. *теория и практика создания 64 чивание

издательство информационно- полос после

«Образова- образовательной среды обра- оформле-

ние и Ин- зовательного учреждения. ния под-

форматика». писки

Раздел 5. Internet-ресурсы для учащихся _(фрагмент)_

Адрес Разработчик/владелец Назначение Контент Объем/ архив Вид Доступность

http://videourok i. net/ Разработчик: Тарасов Дмитрий Александрович Для учащихся и учителей Видеоуроки. Олимпиады С 2008 года В полнотекстовом и электронном виде Скачивание доступно

Предполагается все ссылки на ресурсы проверять на актуальность, и обновлять 2 раза в год. Путеводитель размещен на сайте МБОУ «Котинская основная общеобразовательная школа» (Ьйр//ту35вйе. еву. ее). Разработанный путеводитель вызвал интерес у педагогического сообщества и желание иметь подобные путеводители и по другим предметам. Студенты группы БПСШО справились с заданием,

овладели приёмами составления путеводителя, что поможет в их дальнейшей профессиональной деятельности.

Таким образом, следует отметить, что путеводители по электронным ресурсам являются востребованным в библиотечной сфере информационным продуктом. Поэтому будущим выпускникам-бакалаврам необходимо привить умения в подготовке путеводителей таких информационных продуктов.

На наш взгляд, путеводители должны выполнять все студенты, направления подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность.

Подготовка путеводителя может быть одним из практических заданий по производственной практике.

Целесообразно включить составление путеводителя по информационным ресурсам в список выпускных квалификационных работ (ВКР) бакалавров.

Для обеспечения практической направленности ВКР целесообразно обсудить тематику предполагаемых путеводителей с работодателями.

Список литературы

1. Ожегов, С. И. Толковый словарь [Электронный ресурс] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - Режим доступа: http://www. ozhegov-shveova. ru.

2. Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru. wikipedia. org/wiki.

3. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic. academic. ru/dic. nsf/ruwiki/483049.

4. Справочник библиографа / ред.: Г. Ф. Гордукалова, Г. В. Михеева. - 4-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург : Профессия, 2014. - 767 с.

5. Зильберминц, Л. В. Путеводитель по иностранной библиографии технической литературы (19451956) / Л. В. Зильберминц. - Ленинград : Гос. публ. б-ка им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1957. - 300 с.

6. Кирпичёва, И. К. Библиография в помощь научной работе: методическое и справочное пособие / И. К. Кирпичёва; под ред. проф. П. Н. Беркова. - Ленинград : Гос. публ. б-ка им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1958. - 480 с.

7. Лукомская, А. М. Библиографические источники по математике и механике, изданные в СССР за 1917 - 1952 гг. / А. М. Лукомская; под ред. В. И. Смирнова. - Москва ;Ленинград : Акад. наук СССР, 1957. -354 с.

УДК 021.4::004.946(470)

Л. Г. Тараненко

Кемеровский государственный институт культуры,

Кемерово, Россия

ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В БИБЛИОТЕКАХ: НОВЫЕ ГРАНИ РАЗВИТИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обозначены тенденции развития литературного краеведения в библиотеках. Выделены отдельные виды краеведческих информационных продуктов / ресурсов литературной проблематики, представленные на сайтах центральных библиотек РФ. Определены тенденции развития справочно-библиографического обслуживания библиотек по литературному краеведению.

Ключевые слова: литературное краеведение, краеведческая деятельность библиотек, литературные карты, литературные проекты библиотек, виртуальная справочная служба, библиотечное краеведение, литературное наследие, книжные памятники.

L. G. Taranenko Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo, Russia

LITERARY LOCAL HISTORY IN LIBRARIES: NEW WAYS OF DEVELOPMENT

Tendencies in the development of literary local lore in libraries are indicated. Selected types of local lore information products / resources of literary problems, presented on the sites of central libraries of the Russian Federation. Tendencies in the development of reference and bibliographic services for libraries in literary local lore are determined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.